программа театрализованной деятельности
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)
программа театрализованной деятельности "Буратино", для детей от 4 до 6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_teatr_21.doc | 346 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята на заседании Педагогического Совета МДОАУ Протокол №__ От ____ ______ _______ | УТВЕРЖДАЮ Заведующий
“____”______________20.… г |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
дошкольного образования
«Буратино»
для детей 3-7 лет
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЭТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Автор – составитель:
Музыкальный руководитель
Спицына Мария Сергеевна
Оренбург 2021
Рабочая программа предназначена для образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению развития (образовательной области) воспитанникам разновозрастной группы .
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "17" октября 2013 г. № 1155.
Составитель ____________________
дата (подпись)
Содержание
с. | ||
1 | Цели и задачи программы………………………………...……………………………...... | 4 |
2 | Место программы в структуре ОП ДО.............……………………………..................... | 5 |
3 | Требования к результатам освоения содержания программы.......................................... | 6 |
4 | Содержание и структура программы....…………………………..…………................... | 8 |
4.1 | Содержание разделов программы........................................................................................ | 33 |
5 | Образовательные технологии.............................................................................................. | 35 |
6 | Оценочные средства для текущего контроля………......................................................... | 38 |
7 | Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)......................………………. | 44 |
7.1 | Основная литература…………………………………………………………..................... | 44 |
7.2 | Дополнительная литература…………………………………………………..................... | 45 |
7.3 | Периодические издания.....……………………………………….…………...................... | 45 |
7.4 | Интернет-ресурсы.................................................................................................................. | 45 |
8 | Материально-техническое обеспечение реализации программы………………….................................................................................................. | 46 |
Лист согласования рабочей программы…………………..………………….................... | 49 | |
Дополнения и изменения в рабочей программе……………… …………….................... | 50 |
1 Цели и задачи программы
Целью рабочей программы является содействие личностному развитию дошкольников 3-7 лет средствами комплексного подхода в художественном образовании (через создание и деятельность самодеятельного музыкально-театрального коллектива).
В ходе реализации программы решаются следующие взаимосвязанные
задачи:
- Знакомить детей с различными видами театрального искусства;
- Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов;
- Привлекать детей к участию в театрализованной игре;
- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;
- Обогащать театральный опыт ребёнка:
- знания детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии;
- Развивать речевые характеристики голоса: правильное дыхание, артикуляцию, силу голоса;
- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
- Формировать интерес к деятельности, активно используя игру, нетрадиционные художественные техники и материалы, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка;
2 Место программы в структуре ОП ДО
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания ФГОС ДО по художественно-эстетической образовательной области с учётом особенностей базового уровня системы образования, а так же с учетом возраста детей и необходимости реализации образовательных задач в определенных видах деятельности.
Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманитарного характера взаимодействия взрослого с детьми.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конституция РФ, ст.43,72
- Конвенция о правах ребёнка (1989 г.)
- Закон РФ «Об образовании»
- СанПиН 2.4.1.3049-13
- Устав ОУ
- ФГОС ДО
3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих планируемых результатов в соответствии с ФГОС ДО и ОП ДО.
В результате освоения программы воспитанник должен:
Знать: некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный,
детский, театр зверей и др.);
некоторые приёмы и манипуляции применяемые в знакомых видах
театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки; верховых
кукол, пальчиковых , би-ба-бо;
5-8 артикуляционных выражений;
четко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
знать наизусть 7-10 стихотворений русских и зарубежных авторов
Уметь: действовать согласованно;
снимать напряжение с отдельных групп мышц;
запоминать заданные позы;
строить простейший диалог;
строить диалог с партнёром на заданную тему;
составлять предложение из 3-4 заданных слов;
проявлять готовность действовать согласованно, включаясь
одновременно или последовательно;
делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы;
произносить скороговорки в разных темпах шепотом и беззвучно;
произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;
сочинять этюды по сказкам;
произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;
создавать пластические импровизации под музыку разного характера;
подобрать рифму к заданному слову;
сочинить рассказ от имени героя;
составлять диалог между сказочными героями;
Владеть: представлениями о театре, театральной культуре;
знаниями об истории театра, его устройстве (зрительный зал,
гардероб, сцена, авансцена, оркестровая яма, кулисы, гримёрка);
представлениями о театральных профессиях;
навыками вокально-хорового пения;
навыками певческого дыхания;
навыками музыкально-ритмических движений;
комплексом артикуляционной гимнастики;
Приобрести опыт деятельности: общения, раскрепощения, уверенности в себе и своих силах, опыт публичных выступлений, способности быть выразительным и индивидуальным, а так же духовный, физический, интеллектуальный, чувственный.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребёнка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него художественно-творческих способностей, которые затем перерастают в творческую активность. Поэтому основной целью работы с родителями является вовлечение их в процесс развития творческих способностей детей.
Основные формы взаимодействия с родителями:
- Анкетирование семей;
- Открытый показ занятий;
- Родительское собрание;
- Круглый стол;
- Памятки, папки-передвижки, консультации;
- Участие родителей в создании костюмов.
4 Содержание и структура программы
4.1 Содержание разделов программы
Виды творческой деятельности | Содержание деятельности | Цель | Форма текущего контроля |
1 | 2 | 3 | 4 |
Театральная игра | Словесная игра. Игра-терапия. Игры на развитие воображения. Игры-драматизации. Игры с движениями. Пантомима. | Способствовать развитию навыков общения и взаимодействия детей в игре. Учить детей договариваться с партнёром, подчиняться правилам. Развивать фантазию детей, логическое мышление, познавательный интерес, сообразительность | Выполнение творческих заданий на развитие воображения. Игры с движениями. Пантомима. |
Ритмопластика | Основы актёрского мастерства. Самостоятельная театральная деятельность. Пантомимика. Танцевальное творчество. Пиктограммы. | Учить детей имитировать характерные действия персонажей сказок. Развивать умение детей разыгрывать сценки, мини-сценки по знакомым сказкам, стихотворениям с использованием атрибутов, элементов костюмов, декораций. Учить слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой. Вызвать эмоциональный отклик и желание двигаться под музыку. | Этюды на развитие выразительности движений; этюды на развитие пластики, пантомимики; танцевальное творчество. |
Культура и техника речи | Тренировать чёткое произношение согласных в конце слова. Уметь составлять предложения с заданными словами по карточкам. | Развивать речевое дыхание и артикуляционный аппарат; развивать дикцию. Учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивлённо, сердито. Учить строить диалоги. Совершенствовать навык четкого произношения. | Речевые игры: «Сочини предложение», «Фразы по кругу». |
Основы театральной культуры | Беседы о театре, о театральных профессиях, о правилах поведения в театре; посещение театральных спектаклей, участие в утренниках ДОУ. | Формировать представление детей о театре, знакомить с его устройством; познакомить с правилами поведения в театре; приобщать к театральной культуре | Викторина «Что я знаю о театре» (Зачем нужны декорации? Музыка? Что делает режиссёр? Что должен уметь актёр?) |
Календарно-тематическое планирование
Неделя | № занятия | Тема | Программные задачи | Методические приемы | |
Сентябрь | |||||
1 | 1 | Диагностика | Выявить у детей умения владеть мимикой и жестами в процессе инсценирования, выразительности движений, темпом и тембром голоса, интонационной выразительностью речи. Уточнить знания детей о разновидностях театра. | 1 Беседа. 2 Упражнения 3.Рассматривание иллюстраций. 4.Проигрывание эпизодов сказок. 5.Упражнения на развитие эмоций (пиктограммы). 6.Этюды. | |
2 | «Мы пришли в театр» | Развивать коммуникативные способности, желание участвовать в театрализованных представлениях, умение слушать, запоминать, повторять за педагогом.
| 1.Музыкальная разминка 2.Рассказ о театре (виды театров). Иллюстрации. 3.Просмотр кукольного театра «Колобок». | ||
2 | 3 | «Эмоции» знакомство с пиктограммами | Развивать у детей воображение, фантазию, пантомимические навыки, умение пользоваться мимикой и жестами. Обучать имитации характерных движения сказочных персонажей. Воспитывать желание активно участвовать в театрализованной игре. | 1.Музыкальная разминка. 2.Пиктограммы. Упражнение «Узнай и покажи». 3.Мини-сценка «Про брусничку». 4.Пантомима под музыку «Почемучка». | |
4 | «В лес на прогулку» | Учить проговаривать фразы с различной силой голоса, эмоционально воспроизводить приветственные интонации, активизировать лексику. Развивать подражательные навыки. | 1.Сюрпризный момент – игрушки животных. 2.Чистоговорки. 3.Упражнения на модуляцию голоса. 4.Игровая викторина по произведениям А.Л. Барто. 5.Этюд «Пирожок». | ||
3 | 5 | Драматизация «Два весёлых гуся» | Учить детей сочетать напевную речь с пластическими движениями, проговаривать заданную фразу с определённой интонацией в сочетании с жестами. Воспитывать коммуникативные навыки общения, желание участвовать в театрализованной игре. | 1.Музыкальная разминка. 2.Упражнение на модуляцию голоса. 3.Драматизация игры «Два весёлых гуся». 4.Упражнение на развитие ритмических движений. 5.Этюд «Говорит гусь Коле». | |
6 | «Вежливые слова» | Развивать диалогическую и монологическую речь и её интонационную выразительность. Привлекать детей к режиссёрской игре. Воспитывать коммуникативные качества у детей. | 1.Сюрпризный момент (игрушки театра би-ба-бо). 2.Игры с куклами (Дети выбирают игрушку и из-за ширмы показывают концерт, в котором рассказывают – стихи, загадки, потешки, песенки). 3.Спектакль «Вежливые слова» | ||
4 | 7 | Драматизация сказки «Репка» | Формировать произвольное внимание, активизировать интерес к театральному искусству. Учить выражать свои эмоции. Развивать фантазию и умение ориентироваться в пространстве, навыки имитации. Воспитывать дружеские отношения в игре. | 1.Музыкальная разминка. 2.Сюрпризный момент «Письмо» (мнемотаблицы). 3.Упражнение на имитацию движений персонажей сказки. 4.Проигрывание эпизодов сказки | |
8 | «Представьте себе» (развитие воображения и фантазии). | Формировать коммуникативные способности и навыки импровизации. Учить детей интонационно и выразительно произносить заданные фразы. Развивать пантомимические навыки, творческое воображение и фантазию. | 1.Музыкальная разминка. 2.Чистоговорка «Мыши» 3.Пантомима «Мухи» 4.Игра «Разговор по телефону» 5.Игра «Нарисуй и скажи». |
Октябрь | ||||
5 | 9 | «Путешествие в зоопарк» | Формировать коммуникативные качества детей и элементарные этические нормы поведения. Развивать фантазию и воображение в театрализованной игре; психофизические способности детей. Закреплять знания детей об окружающем мире. | 1.Музыкальная разминка. 2.Композиция «Мы едем, едем, едем». 3.Игра «Чудесные превращения». 4.Упражнение на развитие мимики и жестов. 5.Этюд «Хозяйка и кот». |
10 | Знакомство с театральными профессиями | Познакомить детей с театральными профессиями (гримёр, костюмер, артисты). Учить детей интонационно выразительно проговаривать фразы. Развивать пантомимические навыки и артикуляцию, активное общение через игру. Воспитывать творческую инициативу. | 1.Музыкальная разминка. 2.Беседа о театральных профессиях. 3.Игра «Преобразились» 4.Театрализованная игра «Весёлый Старичок - Лесовичок». 5.Игра на имитацию движений. 6.Упражнение на развитие артикуляции «Немой диалог» | |
6 | 11 | «Бродячий цирк» | Развивать фантазию к импровизации, пантомимические способности детей. Расширять знания о цирке. Воспитывать доброжелательные отношения взаимоотношения. | 1.Музыкальная разминка. 2.Игра «Цирк». 3.Пантомимы: «Канатоходцы», «Знаме-нитые силачи», «Учёные собачки», «Клоуны», «Укротители». 4. Антракт: «Кто больше знает цирковых слов» 5.Этюды. |
12 | Драматизация «Кошкин дом» (отрывок) | Учить детей сочетать речь с движениями. Развивать артикуляционный аппарат, логику, имитационные навыки, творческие способности. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. | 1.Музыкальная разминка. 2.Игра с движениями «Если весело живётся». 3.Игра «Продолжи фразу и покажи». 4Драматизация отрывка «Кошкин дом». | |
7 | 13 | Подготовка к спектаклю «Новый колобок» | Формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии. Развивать речь, умение строить диалоги. | 1.Музыкальная разминка. 2.Рассматривание иллюстраций к сказке. 3.Чтение 4.Распределение ролей. |
14 | «Мы артисты» | Учить детей интонационно выразительно проговаривать фразы из стихотворного текста. Развивать артикуляционный аппарат посредством проговаривания чистоговорок, творческие способности детей. | 1.Музыкальная разминка. 2.Проговаривание чистоговорок. 3.Мини-сценка «Пчёлки и медведь». 4.Танец игра «Паучок». 5.Этюд «Паук и мухи» | |
8 | 15 | Знакомство со сказкой «Новый колобок» | Формировать у детей умение согласовывать свои действия с действиями партнёра. Развивать творчество детей, умение поддерживать диалог, использовать жесты и мимику, характерную для персонажей. | 1.Музыкальнаяразминка. 2.Игра на имитацию движений «Кто на кого похож». 3. Обсуждение сказки, выбор ролей. |
16 | Мимика и жесты. | Продолжать работу над мимикой и жестами. Формировать навыки работы с воображаемыми предметами. Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью. Воспитывать гуманное отношение к животным. | 1.Музыкальная разминка. 2.Упражнение «Угадай». 3.Задания на развитие мимики лица. 4.Задание на различение жестов. 5.Игра на пальцах. 6.Этюд «Хозяйка и кот». 7.Этюд «Киска». | |
ноябрь | ||||
9 | 17 | Р.Н.С. «Маша и медведь» | Формировать интерес к русскому фольклору и театральной деятельности. Развивать коммуникативные способности. Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки, воспитывать желание активно участвовать в действии. | 1Музыкальная разминка. 2.Беседа о праздниках на Руси. 3.Хороводы: «Ах, вы сени», «По полю-полю», «На горе-то калина». 4.Сюрприз (медведь и скоморох). 5.Просмотр сказки (кукольный театр). |
18 | «Какие бывают театры» | Продолжать знакомить детей с театром. Расширять знания о том, какие бывают театры (кукольный, пальчиковый, настольный и т.д.). Воспитывать желание узнать больше о театре. | 1.Музыкальная разминка. 2.Игра «Превращения» 3.Беседа о разновидностях театров. 4.Игры детей с куклами по желанию. | |
10 | 19 | Сказка «Под грибом» | Учить сочетать движения и речь, выразительно произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску. Развивать пантомимические навыки и мелкую моторику рук, воображение и творческую инициативу у детей. | 1.Музыкальная разминка. 2.Этюд «Доброе утро». 3.Упражнения на развитие памяти физических действий (имитационные движения-дети гуляют в саду или огороде). 4.Игра «Представьте-ка» 5.Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом». |
20 | «Прогулка по осеннему лесу» | Формировать необходимый запас эмоций. Учить детей эмоционально проговаривать фразы. Учить использовать в игре всё пространство. Развивать артикуляционный аппарат и продолжать работу над интонационной выразительностью, коммуникативные качества. | 1.Музыкальная разминка. 2.Стих «Две лягушки». 3.Упражнение на модуляцию голоса, тембр и развитие выразительной интонации. 4.Игра «Лягушата». 5.П/и: «С кочки на кочку». 6.Мини-сценка «Полянка». | |
11 | 21 | Подготовка к спектаклю «Новый Колобок» | Продолжать работу по раскрытию творческих наклонностей. Развивать эмоциональное отношение к художественным произведениям, речь, воображение. Воспитывать умение дослушивать до конца сказку сверстника. | 1.Музыкальная разминка. Работа над ролями (разучивание ролей, проигрывание отдельных эпизодов). |
22 | «Сочиняем сказки» | Формировать активную позицию (желание брать на себя роль). Развивать фантазию, образное мышление, актёрские способности (умение действовать в паре), интонационную выразительность и пластику. Воспитывать у детей внимательное отношение друг к другу. | 1.Музыкальная разминка. 2.Игра «Назови сказки» (с использованием иллюстраций) 3.Сочинение сказок (мнемотаблицы) | |
12 | 23 | «Играем в театр» | Формировать активную позицию (желание брать на себя роль). Развивать фантазию, образное мышление, актёрские способности (умение действовать в паре), интонационную выразительность и пластику. Воспитывать у детей внимательное отношение друг к другу. | 1.Музыкальная разминка. 2.Стихотворение В.Н.Орлова «Это всё моё родное». 3.Упражнение на развитие воображения «Чудесные превращения». 4.Мини-сценка «Ёж». 5.Этюды: «Пирожок», «Филя и Уля», «Брусничка». |
24 | Репетиция | Продолжать работу над спектаклем (интона-ционной выразительностью речи детей и их умением имитировать движения персонажей театрального действия). Воспитывать уважи-тельное и доброжелательное отношение к партнёру. | Повторение слов, проговаривание диалогов, действия не сценической площадке. | |
декабрь | ||||
13 | 25 | Чтение «Сказка о глупом мышонке» | Учить сочетать движения и речь. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать уважение и любовь к семье, к матери, желание детей участвовать в театрализованной игре. | 1.Музыкальная разминка. 2.Игра на пальцах «Дружная семья». 3. «Мамочка». 4.Упражнение на развитие интонационной выразительности. 5.Игра с движениями «Мама спит». 6.Чтение сказки. |
26 | «Мы пришли в театр» | Продолжать знакомить детей с театром (устройство театра). Формировать коммуникативные качества детей и прививать элементарные этические нормы поведения в театре. | 1.Музыкальная разминка. 2.Беседа о театре. 3.Беседа о нормах поведения в театре. | |
14 | 27 | «Моя Вообразилия» | Развивать навыки импровизации, пантомимику, творческую инициативу, фантазию, коммуникативные качества. | 1.Музузыкальная разминка. 2.Гимнастика для язычка 3.Стих Б. Заходера «Моя Вообразилия» 4.Мини-сценка «Рак-бездельник». 5.Упражнения на имитационные движения «Комары», «Птенчики», «Земляника», «Лиса», «Две лягушки» (под муз. сопровождение). |
28 | «Зимние забавы» | Учить детей сочетать движения и речь, определенный голосовой диапазон детей при проговаривании стихотворения. Развивать фантазию, подражательные навыки, умение импровизировать. Закреплять знания детей о зиме. | 1.Музыкальная разминка. 2.Беседа о зиме. 3.Театр рук «Кораблик». 4.Игра с движениями «Пингвины на льду». 5.Самомоссаж. 6.Игра с движениями «Море волнуется». | |
15 | 29 | Театрализованный праздник «В гостях у Мойдодыра» | Формировать необходимый запас эмоций и впечатлений. Развивать воображение и личностное восприятие окружающего мира, интерес к театрализованной игре. Закреплять знания о культурно-гигиенических правилах, совершенствовать и укреплять здоровье детей, их физическое развитие. | 1.Музыкальная разминка. 2.Диалог Мойдодыра и ведущего с детьми. 3.Хоровод «Водица». 4.Упражнения на имитацию движений: «Кто быстрее умоется?» (играют две команды «Чистюли» и «Умывайки». 5.Игра «Что нам нужно?». 6.Общая игра «Ровным кругом». 7.Игра «Кораблики». 8.Игра «Кто больше наберёт витаминов». 9.Общий танец. |
30 | Репетиция спектакля | Продолжать учить детей интонационно и выразительно произносить диалоги. Развивать речь, умение импровизировать; имитационные навыки, мимику и жесты. Воспитывать у детей желание участвовать в общем театральном действии. | 1.Музыкальная разминка. 2.Игра «Угадай, чей голосок». 3.Игры с воображаемыми предметами. 4.Игры: «Передавалки», «Передай эмоцию». 5.Работа над спектаклем. | |
16 | 31 | «Новый год» | Развивать коммуникативные способности, умение и желание выступать на публике. Воспитывать у детей желание принимать активное участие в мероприятиях детского сада. | Участие на утренниках в младших группах. |
32 | Викторина | Развивать фантазию, эмоциональную память, творчество. Продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умением имитировать движения персонажей театрального действия. Воспитывать дружеские отношения, эмоциональный отклик на театрализацию знакомых произведений. | 1.Музузыкальная разминка. 2.Игра «Назови сказку, персонажей». 3.Проговаривание стихов с использованием мимики, жестов. 4.Имитация движений персонажей сказок. 5.Этюды (повторение). | |
Январь | ||||
17 | 33 | Игры- импровизации отрывки из знакомых сказок | Продолжать учить детей сочетать движения и речь. Развивать логику, творческие способности, имитационные навыки, артикуляционный аппарат. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим и положительный эмоциональный настрой. | 1.Музыкальная разминка. 2.Игра с движениями «Если весело живётся». 3.Игра «Продолжи фразу и покажи». 4. Игры- импровизации |
34 | Виды театров | Продолжать знакомить детей с разными видами театров. Развивать моторику рук и пальцев, речь. Поощрять творческую инициативу, умение импровизировать. Воспитывать партнёрские отношения в игре. | 1.Музыкальная разминка. 2.Знакомство детей с видами театров. 3.Игры детей с куклами. | |
18 | 35 | Игры с пальчиками | Учить имитировать голоса животных, интонировать. Развивать коммуникативные качества детей, мелкую моторику рук в сочетании с речью. Воспитывать заботливое отношение к животным, творческую инициативу, умение импровизировать. | 1.Музыкальная разминка. 2.Разминка для пальцев рук. 3.Игры на имитацию голоса с использованием пальчикового театра «Доктор Айболит». 4.Игра «Оркестр» из серии игр «Представьте себе» на воображение. |
36 | «Весёлый концерт» | Учить детей чётко проговаривать слова чистоговорки с различными интонациями. Развивать память физических ощущений, воображение, желание участвовать в театрализованной игре. | 1. Музыкальная разминка. 2.Проговаривание чистоговорки с различной интонацией. 3. Мини-сценка «Таня и мячик» (разыгрывание по ролям). 4. Игра «Передавалки». 5. Весёлый концерт. | |
19 | 37 | Кукольный театр «Колобок» | Учить сочетать движения и речь. Развивать интонационную выразительность речи, исполнительские умения, творчество, моторику рук. Воспитывать у детей желание участвовать в театрализованной игре. | 1.Музыкальная разминка. 2.Проговаривание потешки с движениями. 3.Игры на пальцах «Дом и ворота». 4.Кукольный театр «Колобок». |
38 | «Зимние развлечения» | Учить детей длинному и прерывистому выдоху. Развивать фантазию и память физических действий. Закреплять правильное произношение звуков, произносить их протяжно и с разной силой голоса. | 1.Музыкальная разминка. 2.Беседа о зиме. 3.Упражнения на имитацию движений «Кружатся снежинки». 4.Артикуляционная гимнастика. 5.Дыхательные упражнения. 6.Игра «Снежинка». 7.Игра «Снежная баба» (имитация движений). | |
20 | 39 | «Представьте себе» | Учить детей интонационно и выразительно проговаривать заданные фразы. Развивать коммуникативные способности и навыки импровизации, пантомимические навыки и творческое воображение, фантазию. Воспитывать дружеские отношения. | 1.Музыкальная разминка. 2.Чистоговорка «Мыши» 3.Пантомима «Мухи». 4.Игра «Разговор по телефону». 5.Муз.игра «Три синички». 6.Игра «Нарисуй и скажи». |
40 | «Мы играем» | Учить детей инсценированию знакомых произведений. Развивать интонационную выразительность речи, пантомимические навыки, мелкую моторику рук, творчество. | 1.Музыкальнаям разминка. 2.Загадки. 3.Пальчиковая гимнастика. 4.Игра «Весёлые превращения». 5.Игра-пантомима «Жадный пёс». | |
февраль | ||||
21 | 41 | Репетиция | Продолжать работу по подготовке к спектаклю «Новый колобок». | Работа над ролями. |
42 | «Всё о театре» | Формировать у детей этические нормы поведения в театре. Продолжать знакомить детей с театром. Закреплять знания о профессиях, об устройстве театра. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к людям, работающим, в театре. | 1.Музыкальная разминка. 2.Беседа о театре. 3.Рассматривание открыток, иллюстра-ций. 4.Чтение: Э. Машковская «Вежливые слова» | |
22 | 43 | Пантомима | Развивать коммуникативные качества, воображение, логическое мышление, инициативу, пантомимические навыки. Воспитывать у детей желание принимать активное участие участию в театрализованных играх. | 1.Музыкальная разминка. 2.Сюрпризный момент (появление Петрушки). 3Игра «Волшебные игрушки». 4.Игра «Поиграем-угадаем». 5.Пантомимические загадки. 6.Настольный театр «Теремок». |
44 | «Весёлые лягушата» | Учить детей использовать в игре всё пространство. Развивать артикуляционный аппарат и продолжать работу над интонационной выразительностью и коммуникативные качества. | 1.Музыкальная разминка. 2.Стих «Две лягушки». 3.Упражнения на модуляцию голоса, тембр, развитие интонационной выразительности. 4.Игра «Лягушата». 5.П/и «С кочки на кочку». 6.Мини-сценка «Полянка». |
23 | 45 | Репетиция | Продолжать учить детей интонационно выразительно передавать характерные особенности персонажа. Развивать устойчивый интерес к театрализованной деятельности. Воспитывать партнёрские отношения между детьми. | 1.Музыкальная разминка. 2.Подготовка к драматизации. 3.Проигрывание эпизодов сказки с муз. сопровождением. |
46 | «Кто колечко найдёт» | Развивать связную монологическую речь, интонационную выразительность, мелкую моторику рук, пантомимические навыки. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. | 1.Музыкальная разминка. 2.Пальчиковая гимнастика «Мизинчик» 3.Упражнение «Злой волшебник». 4.Игра-пантомима «Был у зайца огород». 5.Сказка – игра «Кто колечко найдёт». | |
24 | 47 | К.В.Н. | Развивать коммуникативные навыки, творческое воображение, инициативу, фантазию, пантомимические навыки, умение эмоционально и выразительно общаться. Обогащать представления детей о театрализованной деятельности. | 1.Музыкальная разминка. 2.Викторина «Сами с усами». 3.Игра «Кто сказал?». 4.Игра «Зеркало». 5.Игра «Телефон». 6.Игра «Пантомима». 7.Мини-сценки (по выбору детей). 8.Подведение итогов. |
48 | «Вот как я умею» | Развивать коммуникативные качества, фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление, эмоции и передавать их в процессе обыгрывания этюдов. | 1.Музыкальная разминка. 2.Игра «Что я умею» (на развитие воображения). 3.Чтение стихотворения Б. Заходера «Вот как я умею». 4.Этюд «Пирожок». 5.Упражнения на развитие эмоций. | |
25 | 49 | «Весна» (фольклор) | Формировать представление о русском фольклоре, прививать любовь к русскому творчеству. Развивать фантазию и память, способность работать с воображаемыми предметами. Воспитывать умение эмоционально и выразительно общаться. | 1.Музыкальная разминка. 2.Закличка о весне. 3.Беседа о весне, о весенних праздниках. 4.Частушки. 5.Игра на имитацию движений «Как варили суп». 6.Игры на воображение. 7.Просмотр сказки «Хаврошечка» |
март | ||||
50 | «Всё о театре» | Продолжать знакомить детей с театром (декорации). Закреплять ранее полученные знания. Воспитывать у детей желание узнать больше о театре и активно участвовать в театрализованных действах. | 1.Музыкальная разминка. 2.Беседа о театре. 3.Рассматривание декораций. 4.Изготовление декораций из бумаги. | |
26 | 51 | «Выражение лица» (мимика и жесты) | Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёра. Развивать коммуникативные способности детей, их пантомимические навыки, творческую инициативу. | 1.Музыкальная разминка. 2.Л.Фадеева «Выражение лица». 3.Мимическая игра «Передавалки». 4.Рассказ стихов с помощью жестов и мимики. 5.Этюд «Брусничка». 6.Мини-сценка «Филя и Уля». |
52 | Чтение В. Сутеева «Кто сказал «Мяу»?» | Формировать пантомимические навыки, творческое воображение. Развивать умение чётко произносить слова. Продолжать работу над интонационной выразительностью речи. Воспитывать у детей чувство коллективизма. | 1.Музыкальная разминка. 2.Чистоговорка (с разной силой голоса, интонацией). 3.Игра-пантомима «Шёпот и шорох». 4.Сказка «Кто сказал «Мяу»?». | |
27 | 53 | «Дружно весело играем» | Развивать коммуникативные способности детей. Воспитывать у детей желание принимать активное участие в театрализованных играх. | 1.Музыкальная разминка. 2.Инсценировка «Три мамы». 3.Этюд «Мама спит». 4.Игры на развитие мимики и жестов «Угадай и покажи». 5.Повторение этюдов по желанию детей |
54 | «Развиваем речь» | Развивать интонационную выразительность, диалогическую и монологическую связную речь речи, артикуляционный аппарат, пантомимические навыки, воображение. | 1.Музыкальная разминка. 2.Чистоговорка. 3.Игра «Придумай весёлый диалог». 4.Игра-пантомима «Черепаха». 5.Упражнения на развитие мимики | |
28 | 55 | Премьера спектакля «Новый Колобок» | Развивать способность к общению и взаимодействию детей в игре, устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. | Показ спектакля для детей младшего возраста |
56 | Спектакль «Новый Колобок» | Развивать коммуникативные способности детей. Воспитывать партнёрские качества. | Показ спектакля для детей старшего возраста | |
апрель | ||||
29 | 57 | Театральные игры | Учить детей интонационно выразительно передавать характер выбранного персонажа и его эмоциональное состояние. Развивать мелкую мускулатуру пальцев и сочетать движения рук с речью. Поощрять творческую инициативу детей, желание принимать на себя роль и играть её. Воспитывать доброжелательные отношения в игре. | 1.Муз.разминка. 2.Путешествие в весенний лес. 3.Игра на имитацию движений «Зверушки». 4.Игра на пальцах «Сороконожки». 5.Разыгрывание мини-сценок. 6.Заключительный танец |
58 | «Театр изнутри и снаружи» | Развивать интерес к театральным играм, желание узнавать больше. Продолжать закреплять знания детей о театре и всё, что с ним связанно. Воспитывать доброжелательное отношение к театру и людям, работающим в нём. | 1.Музыкальная разминка. 2.Беседа о театре. 3.Рассматривание открыток и иллюстраций 4.Игры детей с игрушками разных видов театра. | |
30 | 59 | Пантомима | Формировать умение эмоционально и выразительно общаться. Развивать интонационную выразительность и монологическую речь. | 1.Муз.разминка. 2.Беседа о весне. 3.Чистоговорка «Сойка». 4.Игры пантомимы «Сугроб», «Медве-жата». 5.Разыгрывание по ролям «Воробушки», «Лось». |
60 | «Учимся говорить и играть» | Учить детей чётко произносить слова чистоговорки, меняя интонации, сочетая движения и речь. Развивать воображение и речь, пантомимические навыки. Привлекать детей к проигрыванию мини-сценок. | 1.Музыкальная разминка. 2.Проговаривание чистоговорки. 3.Театрализованная игра «Загадки без слов». 4.Разыгрывание по ролям мини-сценки «Мыши». | |
31 | 61 | Беседа по сказке: «Кто сказал «мяу»?» | Развивать речь, мимику и жесты, умение выразительно и эмоционально передавать образ персонажа, сочетать движения с музыкой, использовать в игре всё пространство. Воспитывать у детей доброжелательные отношения друг к другу. | 1.Музыкальная разминка. 2.Беседа. 3.Имитационные движения. 4. Проговаривание диалогов. |
62 | Викторина | Развивать речь, память, воображение, фантазию, импровизационные навыки. Воспитывать доброжелательные отношения детей, желание активно участвовать в театрализованных играх. | 1.Музыкальная разминка. 2.Викторина «Мой маленький театр». 3.Ритмический рисунок. 4.Разыгрывание по ролям «Рыбак и рыбка», «Как по речке, по реке». 5.Задание на имитацию движений. 6.Пропеть фразу. 7. «Танец утят». 8.Общий танец. | |
32 | 63 | Инсценировка «Кто сказал «мяу»?» | Воспитывать у детей желание активно участвовать в инсценировке. | Проигрывание под муз. сопровождение. |
64 | Репетиция «Кто сказал «мяу»?» | Продолжать формировать умение согласо-вывать свои действия с действиями партнёров. Способствовать укреплению коммуникативных отношений между детьми. | Проигрывание в костюмах с декорациями и муз. сопровождением | |
май | ||||
33 | 65 | Премьера спектакля «Кто сказал «мяу»?» | Воспитывать у детей желание активно участвовать в общем театрализованном действии. | Показ спектакля для детей младших групп |
66 | Показ спектакля «Кто сказал «мяу»?» | Воспитывать у детей желание активно участвовать в общем театрализованном действии, создавать положительный эмоциональный настрой. | Показ спектакля для детей старших групп. | |
34 | 67 | «Мы артисты» | Выявить у детей способность общаться, договариваться с партнёром, умение раскрепощаться. | Беседа. Проигрывание мини-этюдов, мини сценок. |
68 | «Вот как мы умеем» | Выявить у детей умения владения мимикой и жестами в процессе инсценирования, имитировать характерные особенности персонажей сказок. | Упражнения. Этюды М. Чистяковой. | |
35 | 69 | «Мы умеем говорить» | Выявить у детей умения передавать интонационную выразительность речи, темп и тембр речи, модуляцию голоса. | Игры на пальцах В. Цвынтарной. Мини-сценки. Диалоги. Чистоговорки и скороговорки. Игры и упражнения. |
70 | «Мой театр» | Выявить у детей представление о театре, о разновидностях театра, о профессиях, об этических нормах поведения в театре. | Беседа с использованием наглядного материала. | |
36 | 71 | «Мы артисты» | Активизировать детей, вызвать желание принимать участие в различных видах театрализованной деятельности. | День «Открытых дверей» |
72 | Спектакли | Активизировать детей, вызвать желание принимать участие в различных видах театрализованной деятельности. | Показ спектаклей родителям. |
4.2 Структура дисциплины
Общая трудоемкость программы составляет 72 часа.
Реализация рабочей программы рассчитана на 1 год.
Обучающиеся по программе – это дети 5-7 лет.
Формирование групп осуществляется через заключение договора с родителями (законными представителями) воспитанников об оказании дополнительных платных образовательных услуг на основе учета индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Услуга предоставляется в театральной студии дошкольного учреждения воспитателем высшей квалификационной категории.
Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности 2 раза в неделю, продолжительностью 30 минут. Занятия проводятся с сентября по май месяц включительно.
№ п/п | Наименование услуги | Кол-во занятий в неделю/месяц | Кол-во часов (мин.) в неделю/ месяц | Форма проведения |
1. | Проведение занятий по развитию музыкально-театральных способностей у детей | 2/8 | 60/240 | Фронтальная и подгруппами |
Итого в год | 72 | 2160 |
Разделы программы
Вид деятельности | В месяц (8 занятий) | В год | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||
Театральная игра | 1 | 1 | 1 | 27 | |
Ритмопластика | 1 | 1 | 18 | ||
Культура речи | 1 | 1 | 18 | ||
Основы театральной культуры | 1 | 9 | |||
Итого: | 2 | 2 | 2 | 2 | 72 |
5 Образовательные технологии
Для реализации образовательной деятельности использовались следующие технологии:
- «Социоигровая педагогика» Шулешко Е.Е., Ершова А.П.,
- «Воображение и творчество в детском возрасте» Выготский Л.С.
- «Развивающие игры» Никитин Б.Н.
- «Детство творческой личности» Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю.
Основными условиями для театрализованной деятельности детей являются:
- содержательность и разнообразие тематики;
- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка;
- максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
- сотрудничество детей с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Приёмы организации детей в процессе обучения:
- работа подгруппами;
- индивидуально;
- фронтально;
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли наиболее робких детей;
- распределение ролей по карточкам.
Приёмы обучения:
- артикуляционная гимнастика;
- упражнения для эмоционального развития детей;
- задания для развития речевой и интонационной выразительности;
- логоритмические упражнения без музыкального сопровождения
- упражнения на развитие мимики, жеста; элементы искусства пантомимы;
- театральные этюды;
- игры-драматизации.
Приёмы активизации детей:
- включение игровых упражнений;
- театральные этюды;
- система поощрения;
- рассказывание театральных героев о себе;
- рассматривание театральных атрибутов и действия с ними;
- разыгрывание театральных этюдов с атрибутами и без них;
- загадки;
- ответы на вопросы педагога.
Методы обучения:
- творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
- моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности).
- метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы);
- метод вопросов;
- метод повторения;
- метод решения творческих задач.
Методики:
- «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников» Чурилова Э.Г.
- «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр» Сорокина Н.Ф.
- «Систематизация средств и методов театрально-игровой деятельности» Миланович Л.Д.
Методические рекомендации:
Данная программа компенсирует средствами драматургии недостаточное внимание современной педагогике к эмоциональной сфере личности ребёнка. Занятия театрализованной деятельностью не только вводят детей в ми прекрасного, но и пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизирует мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребёнка в коллективе.
Основные принципы:
- эвристичности (стимулирует развитие творческих способностей детей);
- единства (предполагает развитие игровой инициативы, самостоятельности детей, частичную передачу им полномочий и ответственности);
- отсутствия принуждения (предполагает при организации театрально-игровой деятельности и руководстве ею исключение всякого принуждение детей, противоречащее сущности этой деятельности);
- поддержания игровой атмосферы (предполагает создание условий для поддержания интереса детей к театрально-игровой деятельности посредством использования разнообразных методов и приемов);
- взаимосвязи игровой и неигровой деятельности (содействует дальнейшему воспитанию, обучению и развитию детей в школьные годы).
Средством педагогического воздействия на развитие творческого мышления дошкольников является система творческих заданий. Позиция педагога – недирективная, побуждающая детей к активности, свободе самовыражения.
Основные формы работы:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
- отдельные упражнения по этике;
- упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;
- игры-драматизации.
6 Оценочные средства для текущего контроля
Функции диагностики:
- выявляет состояние критических или находящихся в состоянии изменения образовательных ситуаций, в отношении которых буде выбран курс действий на будущее;
- устанавливает отношения со всеми участниками образовательного процесса, обеспечивая обратную связь, в отношении предыдущих удач и неудач в реализации образовательных задач стоящих перед педагогам.
Основываясь на задачах развития музыкально-театральных способностей детей, диагностика по выявлению творческих умений проводится в начале обучения и в завершении.
В результате диагностики выявляется уровень владения детьми старшего возраста навыками театральной деятельности.
Диагностика проводится в свободной форме, игровой или во время занятия по театральному мастерству. (Приложение 1)
Для определения уровня творческих способностей проводится анкетирование родителей (в начале обучения) и наблюдение за детьми во время занятий по карте наблюдений. (Приложение 2,3)
Тесты проводятся в группе. Для того, чтобы избежать беспокойство детей и создать благоприятную психологическую атмосферу, работу с тестами называют занятиями. Эти занятия проводятся в игровой форме.
Предварительные инструкции, которые даются в игровой форме, детям предлагается как можно больше разнообразных ответов на вопросы, а так же проявить свой юмор и воображение, постараться придумать такие ответы, которые не сможет придумать никто другой.
Педагогическая диагностика результатов освоения Программы.
Эффективность проводимой работы с детьми в рамках деятельности театральной студии определяется с помощью диагностического комплекса, который предусматривает как психологическую, так и педагогическую оценку развития навыков театрализованной деятельности.
Критерии педагогической оценки развития навыков театрализованной
деятельности:
- знание основ театральной культуры;
- речевая культура;
- навыки кукловождения;
- эмоционально-образное развитие;
- основы коллективной творческой деятельности;
Критерии психологической оценки развития навыков театрализованной
деятельности:
- поведенческая активность;
- коммуникативно-речевые навыки;
- отношения с взрослыми;
- любознательность;
- стремление к общению в больших группах детей;
- желание стать лидером в группе;
- конфликтность, агрессивность;
Итоговая диагностика развития ребёнка в процессе театрализованной деятельности основана на работе Т.С. Комаровой. Ключевой метод отслеживания, наблюдение позволяет выявить как положительные результаты, так и нерешенные проблемы, скорректировать дальнейшие планы, наметить перспективу работы всей группы и проведение индивидуальных занятий.
Механизм оценки получаемых результатов:
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.
1.Основы театральной культуры.
Высокий уровень –3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень –1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
2. Культура и техника речи.
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произ-
ведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
4. Навыки кукловождения.
Высокий уровень –3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.
Низкий уровень –1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.
5.Театральная игра
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
Методические рекомендации проведения диагностики по театрализованной деятельности.
1.Владеет выразительностью речи:
Цель: уточнить произношение звуков, чёткое артикулирование их в звукосочетаниях и словах; выявить умение отчётливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.
Задание №1
Материал: скороговорка
Маша шла, шла, шла
И игрушку нашла:
Кошку, матрёшку, шишку, мартышку.
Мышку, машинку, пушку, зайчишку,
Шар, неваляшку, катушку, лягушек,-
Кто потерял столько игрушек?
Методика проведения : предложить ребёнку повторить скороговорку.
Задание №2
Методика проведения: Исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят», то от лица Козы, то от лица Волка:
Козлятушки, ребятушки,
Отомкнитесь, отворитесь,
Ваша мать пришла,
Молочка принесла…
Задание №3
Методика проведения: Предложить ребёнку задавать вопросы от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя», так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает, и как они относятся к тому, о чём спрашивают.
Оценка результатов:
- 3 балла – творческая активность ребёнка, его самостоятельность, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность.
- 2 балла – эмоциональная отзывчивость, интерес, но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
- 1 балл – малоэмоционален, не активен, не способен к самостоятельности.
2. Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц.
Цель: выявить умение детей выражать различные эмоции и воспроизводить отдельные черты характера.
Задание №1.
Методика проведения:
Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде её носить с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же мама – простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).
Задание №2.
Методика проведения:
Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову, испуганный, ощущает слабость и недомогание.
Задание №3.
Методика проведения:
Представьте себя собачкой в будке. Серьёзная собачка. Ага, кто-то идёт, надо предупредить (рычим).
Задание №4.
Методика проведения:
На носочках я иду –
Маму я не разбужу.
Ах, какой искристый лёд,
А по льду пингвин идёт.
Оценка результатов:
- 3 балла – ребёнок выполняет задание без помощи взрослого, быстро осмысливает его, эмоционально отзывчив.
- 2 балла – ребёнок эмоционально отзывчив, но затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
- 1 балл – малоэмоционален, не активен, не способен к самостоятельности.
3. Умение вживаться в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения.
Задание №1. «Лисичка подслушивает»
Методика проведения: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чём они говорят.
Поза: ногу выставить вперёд, корпус тела слегка наклонить вперёд.
Выразительные движения :голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыт.
Задание №.2. «Вкусные конфеты»
Методика проведения: У девочки в руках воображаемая коробка конфет. Она протягивает её по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и кладут конфету в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.
Мимика: жевательные движения, улыбка.
Задание №3. «Цветок»
Методика проведения: Тёплый луч солнца упал на землю и согрел семечко. Из него проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветочек на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.
Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить, поднять голову, распрямить корпус, руки поднять в стороны, затем вверх – цветок расцвел, голову слегка откинуть назад, медленно поворачивать её вслед за солнцем.
Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.
Оценка результатов:
- 3 балла –ребёнок быстро осмысливает задание, точно и выразительно его выполняет без помощи взрослых.
- 2 балла – ребёнок эмоционально отзывчив, но затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
- 1 балл – ребёнок не активен, не способен к самостоятельности.
Приложение №2
Диагностическая карта
7 Учебно-методическое обеспечение программы
7.1 Основная литература
1Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников, М.: ВЛАДОС, 2001. – 71 с.
2. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
3. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.
4. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
5. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение,
6. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
7. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры.. – М.: АРКТИ, 2001.
8. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.
9. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
10. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
11. Картамышева А.И. Музыкально-театральная деятельность, как средство развития художественно-исполнительских навыков у детей дошкольного возраста. – Минск: МГИ, 2008. – 67 с.
12. Коленчук И.В. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность // Искусство в школе.- 2007.- N 11.- С. 64-66.
13. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учебно-методическое пособие. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. — 126 с.
14. Халабузарь П., Методика музыкального воспитания – М., 1989
7.2 Дополнительная литература
1. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников /Под ред. Н.А.Ветлугиной. — М.: Педагогика, 1980. – С. 4 (37)
2.Танина Л.В. Развитие творчества в художественной деятельности дошкольников // Материалы Всероссийской научно-практической конференции: Проблемы дошкольного образования на современном этапе. – Тольятти, 2003. – С. 5 (43)
3. Лебедева Л.В. Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через мир музыкальной сказки // Дошкольное образование. — № 10. – 2007. – С. 21 (22)
4. Богат В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). // Дошкольное воспитание. — №1. – 1994. — С. 17-19.
5. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. — Вопросы психологии. — 1993 №2. стр. 54-58.
6. Крылов Е. Школа творческой личности. — Дошкольное воспитание. -1992. — № 8. — С. 11-20 (20)
7. Никитин Б., Развивающие игры. — М.:3нание, 1994.
8. Нестеренко А. А., Страна сказок. — Ростов-на-Дону: Издательство ростовского университета. — 1993. 32 стр.
- Периодические издания
1. журнал «Дошкольное воспитание»
2. журнал «Музыкальный руководитель»,
3.журнал «Музыкальная палитра»,
4.журнал «Справочник музыкального руководителя
7.4 Интернет-ресурсы
1.http://www.notomania.ru/index.php Ноты. Нотомания
Ноты для различных инструментов, песни для детей, самоучители. Обмен нотами, форум
2.Персональный сайт музыкального руководителя детского сада
3.Форум музыкальных руководителей детского сада
4.Сайт музыкальных руководителей детских садов «Музыка для всех»
5.Электронный 3D –журнал «Музыкальный оливье»!: http://www.art-olive.ru/jurnal.html
8. Материально-техническое обеспечение программы
Noп/п | Наименование зон | Описание |
1 | Авнсценна | Пространство между сценой и зрительным залом. |
2 | Зрительный зал | В два яруса, места для зрителей расположены в пределах детской видимости игровой площадки, сценическое и зрительское пространство в совокупности составляют театральное пространство (единое целое). |
3 | Гримерная | Зеркало, парики, грим, аксессуары для создания разных театральных образов. |
4 | Костюмерная | Костюмы и их элементы для создания различных театральных персонажей. |
5 | Музыкальная зона | Находятся между сценой и зрительным залом для музыкального сопровождения театральных постановок, где расположены фортепияно и магнитофон. |
6 | Медиатека. | Находится в музыкальной зоне. Медиатека содержит разнообразные по стилю и жанру музыкальные произведения, звуковые эффекты, DVD и CD диски. |
Оборудование театральной студии:
Фортепиано
Стул вращающийся
Детские стульчики
Детские кресла
Детский стол
Стол журнальный
Стулья для взрослых
Театральная ширма (взрослая)
Театральная ширма (детская)
Театральный домик
Стойка с домиком для кукольного театра
Занавес
Карниз
Штора
Ламбрекен
Магнитофон
Зеркало
Виды театров:
Настольный театр
Пальчиковый театр
Кукольный театр
Театр тростевых кукол
Перчаточный театр
Плоскостной театр
Костюмы детские:
Русские сарафаны
Русские рубашки
Костюмы ежика
Блузки для девочек
Божьи коровки
Купальники
Блузки белая р.н.
Костюм Снегурочки
Бриджи
Штаны в клетку
Юбки в клетку
Костюмы гусарские
Косоворотки
Крылья для птиц
Накидка художника
Жилеты разные
Тельняшка детская
Брюки чёрные
Юбки танцевальные
Цыплята
Пчела
Звёзды синие
Гномы
Шаровары
Сарафаны
Русские рубахи
Юбки из капрона
Жилетки коричневые
Комбинезон зайца
Комбинезон медведя
Скоморохи
Клоунские детские шаровары
Платья новогодние
Леший
Костюм осени
Снеговик
Голова слона
Незнайка
Белка
Колпаки скомороха
Медведи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"
Цель деятельности: коррекция и развитие творческой личности через художественно-эстетической воспитание, коррекционная направленность в использовании методов и приемов (арт-терапия, изо-терапия, музык...
Авторская программа "Театрализованная деятельность как средство активизации речи дошкольников в условиях образовательной среды"
Разработчики программы: Хохлова Л.А., Власова В.С., Содатова Т.Н., Меледина Е.П., педагоги МАДОУ ЦРР д/с № 56 г.о. Самара. Данная программа представляет собой описание системы работы с детьми старшего...
программа театрализованной деятельности в саду
программа расчитана на 2 года обучения в старшей и подготовительной группе...
Рабочая программа «Театрализованная деятельность в ДОУ»
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравст...
Авторская программа Театрализованная деятельность по развитию связной речи детей дошкольного возраста
Связная речевая деятельность является основой коммуникативной деятельностью и включает неречевые средства,жесты,мимику,пантомимические движения. В пследние годы, к сожалению,отмечается увеличение коли...
Парциальная программа театрализованной деятельности в детском саду в гостях у сказки
Дошкольный возраст — это период когда у ребенка начинает формироваться характер, вкусы, интересы и отношение к окружающим. Поэтому, очень важно начиная с этого показать детям примеры дружбы, спр...
Дополнительная образовательная Программа: «Театрализованная деятельность».
Развития речи детей средствами театрализованной деятельности....