Рабочая программа «Театрализованная деятельность в ДОУ»
рабочая программа (старшая группа) на тему
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам оказывать позитивное влияние на детей. Игра в театр позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе. Театрализованная деятельность помогает не только раскрыть творческие способности, но и развить их.
Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_teatru.docx | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
«Театрализованная деятельность в ДОУ»
2014-2017 учебные года
Оглавление
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Целевые ориентиры образовательного процесса
2. Содержательный раздел
2.1 Характеристика возрастных особенностей воспитанников
2.2 Задачи рабочей программы
2.3 Модель образовательного процесса
2.4 Содержание работы
2.5 Программно-методический комплекс образовательного процесса
3. Организационный раздел
3.1 Общий объем учебной нагрузки
3.2 Технологии обучения
3.3 Формы организации театрализованной деятельности
3.4 Организация занятий
3.5. Центр театрализованной деятельности
3.6 Перспективное планирование по театрализованной деятельности
3.6.1 Образовательная деятельность с детьми 4-5 лет
3.6.2 Образовательная деятельность с детьми 5-6 лет
3.6.3 Образовательная деятельность с детьми 6-7 лет
3.7 Мониторинг развития знаний, умений и навыков
в театрализованной деятельности
3.8 Формы и направления взаимодействия с коллегами, семьями воспитанников
4. Список литературы
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.
Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" содержание образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» предполагает
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.
Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность (изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.
Содержание данной программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество ДОУ с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в художественно-эстетической деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:
- Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
- Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам оказывать позитивное влияние на детей. Игра в театр позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе. Театрализованная деятельность помогает не только раскрыть творческие способности, но и развить их.
Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка.
1.2 Целевые ориентиры образовательного процесса
В соответствии с Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155 «…целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников…».
2. Содержательный раздел
2.1 Характеристика возрастных особенностей воспитанников
От 4 до 5лет
К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а также креативности. На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения художественно-изобразительно-музыкального творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально откликается на отраженные в произведении искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом и т.д. У ребенка появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, с взрослыми и сверстниками. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
От 5 до 6 лет
Ребёнок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.
Музыкально-художественная деятельность. В старшем дошкольном возрасте происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей: формируются начальные представления о видах и жанрах музыки, устанавливаются связи между художественным образом и средствами выразительности, используемыми композиторами, формулируются эстетические оценки и суждения, обосновываются музыкальные предпочтения, проявляется некоторая эстетическая избирательность.
От 6 до 7 лет
В целом ребёнок 6—7 лет осознаёт себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями.
Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально-художественной деятельности. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.
Зарождается оценка и самооценка. К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования.
2.2 Задачи рабочей программы
1.Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапно го освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участи ем детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
3. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах раз личных видов.
4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
5. Ознакомить детей всех возрастных групп с различными вида ми театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
6. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
2.3 Модель образовательного процесса
В данной программе используется комплексно-тематическая модель структурирования содержания образования.
Комплексно–тематический принцип образовательного процесса определяется Научной концепцией дошкольного образования (под ред. В. И. Слободчикова, 2005 год) как основополагающий принцип для структурирования содержания образования дошкольников. Авторы поясняют, что «…тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере деятельности, представлено в эмоционально-образной, а не абстрактно-логической форме». Темы придают системность и культуросообразность образовательному процессу. Реализация темы в комплексе разных видов деятельности (в игре, рисовании, в театральной деятельности и др.) призывает взрослого к более свободной позиции – позиции партнера, а не учителя.
В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности («проживание» ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской. Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.
2.4 Содержание работы
От 4 до 5 лет
Работа воспитателя с детьми 4-5 лет должна состоять в поддерживании интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская, становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения).
Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. В работе с детьми используются:
• многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка») ;
• игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых»;
• постановка спектакля по произведению.
Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры.
В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра:
• мягкой игрушки,
• деревянный театр,
• конусный театр,
• театр народной игрушки,
• плоскостных фигур,
• театр ложек
• театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и пр.
От 5 до 6 лет
Основные направления развития театрализованной игры у детей 5-6 лет состоят в постепенном переходе :
• от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, в которой литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений;
• от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя;
• от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер»;
• от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.
От 6 до 7 лет
Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей 6-7 летнего возраста становится приобщение детей к театральной культуре, т. е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессий, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.) .
В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.
Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический.
Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.
Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре. На конкретных примерах необходимо помочь ребенку попять, что «лучшая импровизация всегда подготовлена». Подготовка достигается наличием предшествующего опыта, умением интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев, определенным уровнем освоения разных средств реализации своих задумок и т. д. Решение данной задачи требует предоставления детям права выбора средств для импровизации и самовыражения.
2.5 Программно-методический комплекс образовательного процесса
Примерный перечень программ, технологий и пособий:
1.Истоки : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / под ред. Л.А.Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 320 с.
2.Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. – М.: Сфера, 2008. – 88 с.
3.Театр, где играют дети: Учебно-методич. пособие для руководителей детских театральных коллективов / Под ред. А.Б.Никитиной. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 288 с.
4.Шорохова О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. – М.: Сфера, 2009. – 64 с.
5.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Театр. – М.: АСТ, 2008. – 448с.
3. Организационный раздел
3.1 Общий объем учебной нагрузки
деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия: 20 мин – средняя группа, 25 мин — старшая группа, 30 мин — подготовительная группа. Общее количество учебных занятий в год -36.
Количество учебных недель в году – 36
Количество учебных занятий – 36
При организации театральной деятельности детей дошкольного возраста можно использовать фронтальную, индивидуальную и подгрупповую формы.
Педагог вправе менять последовательность изучения тем, опираясь на результаты образовательного мониторинга.
Обследование детей проводится ежегодно с 1 по 15 сентября, и с 25 по 30 мая.
Индивидуальный план работы составляется педагогом на основе анализа карты ребёнка в сентябре и корректируется после промежуточного обследования в январе. В индивидуальном плане отражены направления работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе мониторинга пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка, что позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении.
3.2 Технологии обучения
Перечисленные методики и технологии обеспечивают выполнение рабочей программы и соответствуют принципам полноты и достаточности.
- игровая технология;
- технология сотрудничества (В.Дьяченко, А.Соколов и др.);
- проектная технология;
- здоровьесберегающая технология
Игровая технология
Концептуальные идеи и принципы:
- игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
- игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;
- постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
- игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
- использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;
- цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
- механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.
Технология сотрудничества
Концептуальные идеи и принципы:
- позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
- уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
- неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
- диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
- сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
- сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
Проектная технология
Концептуальные идеи и принципы:
- развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметно-пространственной среды;
- особые функции взрослого, побуждающего ребёнка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к её возникновению, включение ребёнка в обсуждение путей решения поставленной проблемы;
- способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется через детальную разработку проблемы (технологию);
- интеграция образовательных содержаний и видов деятельности в рамках единого проекта совместная интеллектуально – творческая деятельность;
- завершение процесса овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Здоровьесберегающая технология
Концептуальные идеи и принципы:
- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования
- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.
- учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.
- создание эмоционального тона общения. Хорошее настроение само по себе создает успешную мотивацию.
- использование гимнастики (пальчиковая, дыхательная, для глаз, динамическая)
3.3 Формы организации театрализованной деятельности
Разнообразные форм театрализованной деятельности позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, коммуникации, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования.
Дети очень любят играть в театрализованные игры, которые наиболее близки к искусству, их часто ещё называют творческими. В этих играх уделяется большое внимание действию, предмету, костюму или кукле, потому что они имеют большое значение и облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий. Очень часто в своей работе я использую драматизации или театральные постановки. Это самый частый и распространённый вид нашего с детьми творчества. В этих играх драма, основанная на действии, которое совершает сам ребёнок, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.
В играх-драматизациях детям-артистам предоставляю возможность самостоятельно создать образ с помощью интонации, мимики, пантомимы. Предложенный мною сюжет не является для детей жёстким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если мы разыгрываем их в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища, то их называем театрализациями.
Играя в режиссёрские игры, дети сами выступают в роли сценариста и режиссёра, управляют игрушками или их заместителями. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет они используют разные средства вербальной выразительности.
Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.
Как подготовку к постановке спектаклей, выступлению на сцене я использую специальные этюды и упражнения.
Темы для таких маленьких спектаклей (этюдов) близки и понятны детям (Ссора, Обида, Встреча). Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение (Знакомство, Просьба, Благодарность, Угощение, Разговор по телефону, Утешение, Поздравления и пожелания). С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции (Радость, Гнев, Грусть, Удивление, Отвращение, Страх).
Если этюды разыгрываются по сказкам, вначале необходимо определить характер героя (ленивый или трусливый, добрый или злой, глупый или умный) и сформулировать его речевую характеристику. Каждый сказочный персонаж обладает собственной манерой говорить, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными.
Наиболее любимый детьми вид деятельности - ритмопластика. Она включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, которые способствуют развитию естественных психомоторных способностей дошкольников, обретению ими ощущения гармонии с окружающим миром, формированию свободы и выразительности движений, воображения.
Особое внимание уделяется речевым играм и упражнениям, с помощью которых мы развиваем речевое дыхание, свободу речевого аппарата, умении владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Так же сюда включаются игры со словом, которые развивают связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Таким образом, данные упражнения делю на три вида:
-дыхательные и артикуляционные;
-дикционные и интонационные;
-творческие (со словом).
Разнообразие форм работы дают возможность использовать их в целях всестороннего развития и воспитания личности ребёнка.
Такие формы работы по театрализованной деятельности помогают формированию следующих умений и навыков детей:
-Дети научились владеть навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
- Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
-Проявляют интерес, желание к театральному искусству.
-Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.
- Взаимодействуют коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность.
Таким образом, театрализованная деятельность помогает ребёнку органично влиться в мир культуры, осознать его целостность и красоту, приобщаться к вечному и прекрасному. Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица наших детей во время спектакля, представления, убедительно свидетельствуют, как дети любят театрализованную деятельность.
3.4 Организация занятий
Занятия по театрализованной деятельности проводятся во вторую половину дня по подгруппам - 8-12 человек, в музыкальном или спортивном залах, 1 раз в неделю. Длительность занятий в средней группах - 15 минут, в старшей группе -20-25 минут, в подготовительной-25-30 минут. Учебная нагрузка составлена с учётом требований инструктивно-методического письма Министерства образования РФ от 14.03.2000г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» и в соответствии с «Постановлением Главного Государственного Санитарного врача РФ от 26.03.2003 № 24».
Все занятия по театрализованной деятельности выстроила по одной схеме:
-введение в тему, создание эмоционального настроения;
-реализация творческого потенциала воспитателем и ребенком;
-эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Разработала и использую в своей работе ряд разнообразных методов и приемов:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли наиболее робких детей;
-распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
- проигрывание ролей в парах.
3.5. Центр театрализованной деятельности
При переоформлении центра театрализованной деятельности руководствовалась принципами ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования: полифункциональность, трансформируемость и вариативность среды.
Изучив групповое пространство, выбрала для оформления центра театрализованной деятельности главное место в группе - возле центральной стены, затем создала план по обеспечению, дополнению игровой среды центра разнообразными игровыми атрибутами для театрализации. Оформилиастену в стиле «Сказка».
Успешную работу с детьми по развитию детей посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Для привлечения внимания со стороны родителей подготовила и провела консультации «Изготовление театральной игрушки в домашних условиях», «Кукольный театр дома», «Значение театрализованной деятельности в развитии речи детей », беседы, оформили папку - передвижку «Кукольный театр детям». На родительском собрании «Театр - наш друг и помощник», было решено организовать «Вечера добрых дел», где родители оказали помощь в оформлении, изготовлении костюмов, атрибутов, персонажей для театров.
Для хранения костюмов и атрибутов (шапки, косынки, фартуки, юбки, жилетки, шарфы, сумочки и т.д.) мы создали «Бабушкин сундук». Рядом с театральным уголком расположили музыкальный уголок. Бубны, погремушки, барабаны, дудочки, звучащие игрушки, а также самодельные музыкальные инструменты, созданные руками родителей и воспитателей из подручного материала – все это наполняет наш «Музыкальный городок».
В центре располагается полка с книгами (пять-шесть прочитанных, одна-две незнакомые детям).. Книги на полке появляются в соответствии с программой по чтению, изменения вносит воспитатель. Мальчикам и девочкам нравится не только слушать сказки, но и рассматривать иллюстрации (яркие, красочные, с знакомыми героями).
Центр театрализованной деятельности выполнен в ярких тонах, что ни в коем случае не раздражает ребёнка, а наоборот настраивает его на радостное позитивное настроение, эмоционально-положительное самочувствие.
Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а так же при проведении режимных моментов. Персонажи кукольного театра часто используются в непосредственно образовательной деятельности.
С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
В самостоятельной деятельности детей формируется умение и желание перевоплощаться и входить в роль. Развивающееся воображение, знакомство с образами любимых сказок и потешек, желание выступить в определенных ролях, например, пробежать, как мышка на носочках или пройти, как медведь, твердо ступая на всю ступню, чуть-чуть раскачиваясь, или побегать, плавно помахивая «крылышками», как птички, поскакать, как лягушки, и т. п. побуждают ребят не просто украшать себя, а «побыть кем-то».
Центр театрализованной деятельности в детском саду позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Он неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу.
3.6 Перспективное планирование по театрализованной деятельности
3.6.1 Образовательная деятельность с детьми 4-5 лет
3.6.2 Образовательная деятельность с детьми 5-6 лет
Сентябрь | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации | |
1.«Пока занавес закрыт» | Развивать интерес детей к сценическому искусству. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Совершенствовать внимание, память, наблюдательность. | Игра «И я тоже!». Игра на знание театральной терминологии. Игра «Птицы, на гнезда!». Игра на развитие внимания. «Слушай хлопки» | ||
2. Сказку ты, дружок, послушай и сыграй | Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей. | Упражнения «Мыльные пузыри», «Веселый пятачок». Скороговорка «Шесть мышат в камышах шуршат». Сказка «Зайчик и ежик». Игра на развитие внимания. «Будь внимателен» | ||
3. Сказка «Зайчик и Ежик» | Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию. | Упражнение на ритмопластику «Медведи в клетке». Скороговорка «Палкой Саша шишки сшиб» | ||
Репетиция сказки «Зайчик и ежик». Игра на развитие памяти. «Художник». Упражнение «Я ем». | ||||
Сентябрь | 4. Ходит осень по дорожкам (по сказке «Теремок на новый лад») | Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека. | Чтение сказки Беседа о прочитанной сказке. Скороговорка «Мышки сушки насушили, мышки мышек пригласили, мышки сушки кушать стали, мышки зубки поломали!» Игра: «Прогулка» | |
октябрь | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации | |
1.Мы актёры | Формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия; воспитывать партнерские отношения между детьми. | Упражнение для голоса «Воробьи». Беседа о театральной терминологии. Игра “Пантомима” Скороговорка «Кукушка кукушонку купила капюшон» Упражнение на развитие выразительной мимики «Мое настроение» | ||
2.Драматизация сказки «Теремок на новый лад» | Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию. | Работа над дикцией. Скороговорка «Клала Клара лук на полку, кликнула к себе Николку». Упражнение на развитие воображения «Оживи предмет» | ||
3. Ритмопластика (отработка движений) | Развивать чувства ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность. | Работа над дыханием, артикуляцией. Упражнения на дыхание «Паровоз», «Аист» Работа над голосом. Скороговорка «Орёл на горе, перо на орле» Театрализованные упражнение «Едем, едем на тележке» | ||
4.Театральные игры | Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память. | Игра «Веселые обезьянки». Игра «Поварята». | ||
ноябрь | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации | |
1.Действия с воображаемыми предметами | Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; учить действовать на сцене согласованно. | Беседа на тему «Действия с воображаемыми предметами». Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем». | ||
2.Премьера спектакля «Теремок на новый лад» | Вызвать у детей симпатию к героям сказки. Воспитывать у детей желание выступать. | |||
3. «Сказка о глупом мышонке» | Учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста. | Упражнения на дыхание, на артикуляцию «Капризуля», «Колокольчики». Работа над скороговорками «Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу». Этюд «изобрази животное» | ||
4.Игра на действие с воображаемыми предметами | Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел. Учить действовать на сцене согласованно | Упражнение со штангой. Игра «День рождения». Работа над скороговорками « Щетинка — у чушки, чешуя — у щучки». Упражнение на развитие воображения «Слушаем звуки» | ||
декабрь | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации | |
1.Разыгрывание этюдов | Познакомить детей с понятием «этюд»; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. | Беседа на тему «Что такое этюд?» Работа над этюдами «Покупка театрального билета», «Утешение». Упражнение на силу голоса «Многоэтажный дом» Этюд «Что я делаю?» «Назови действие» | ||
2.Репетиция сказки о глупом мышонке (театр кукол бибабо) | Учить владеть куклой, согласовывать движения и речь. | Работа над скороговорками «— Расскажите про покупки. — Про какие, про покупки? — Про покупки, про покупки, про покупочки свои». Упражнение для развития речевого дыхания «Вырасти большой», «Пастушок» | ||
3.Разыгрывание этюдов | Учить детей действовать в условиях вымысла, общаться и реагировать на поведение друг друга. | Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, страх, отвращение. «Вкусные конфеты», «Новая кукла", «Лисенок боится». Работа над скороговорками «Испугались медвежонка еж с ежихой и ежонком». | ||
4.Ритмопластика | Учить детей произвольно реагировать на сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение. | Беседа о театре. Игры на развитие двигательных способностей «Снеговик», «Баба Яга». Игры и упражнения на опору дыхания. «Дрессированные собачки» | ||
январь | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации | |
1.Театрализованная игра «Угадай, что я делаю» | Развивать память, воображение детей. | Беседа о театрализованной игре. Игра «Угадай, что я делаю?» Скороговорка «Тары- бары, растабары, У Варвары куры стары» Этюды на выразительность жеста. «Тише », «Иди ко мне ». | ||
2.Путешествие по сказкам «Новогодняя карусель» | Воспитывать интерес к сказкам, развивать фантазию. Накапливать запас художественных произведений. Учить детей владеть куклами марионетками. | Упражнения на дыхание «Эхо», «Пьем чай», «Колокольчики» Этюд на развитие выразительной мимики Игра «Волшебное зеркало» | ||
3.Показ сказки о глупом мышонке (театр кукол би-ба-бо) | Воспитывать интерес к театру, желание выступать перед детьми. | |||
февраль | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации | |
1.Этюд «Лису зайка в дом впустил, много слез, потом пролил» | Учить детей выражать основные эмоций. | Скороговорка «Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель». Этюд на выражение основных эмоций «Ваське стыдно ». | ||
2.Культура и техника речи (игры и упражнения) | Совершенствовать чёткость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация) | Игра «Весёлые стихи»или «Забавные стихи» Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания «Задуй упрямую свечу», «Паровоз», «Каша»
| ||
3.Театральная игротека: «Весёлые стихи» (с использованием театра «живой руки») | Игры на расширение диапазона Упражнять во владении куклой. | Игры на расширение диапазона «Чудо – лесенка», «Самолёт» | ||
4.Сказка «Морозко» | Познакомить детей со сказкой «Морозко» | Чтение сказки. Беседа о прочитанной сказке. | ||
март | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации | |
1.Репетиция сказки «Морозко» | Объяснить детям значение слова «событие»; продолжать работу над сказкой, обращая внимание детей на элементы актерской игры (внимание, общение, наблюдательность). | Упражнение для голоса «Воробьи». Беседа о театральной терминологии. Репетиция сказки «Морозко» Этюд «Уходи» | ||
2. Репетиция сказки «Морозко» | Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию. | Работа над дикцией. Скороговорка «Три сороки-тараторки тараторили на горке». Репетиция события «Ленивица и Рукодельница». Упражнение на развитие воображения «Фантазеры» | ||
3.Репетиция сказки «Морозко» | Совершенствовать память, внимание, общение детей. Работать над голосом. | Работа над дыханием, артикуляцией «Самолётики», «Часики», «Трубач» Работа над голосом «Муха». Репетиция событий «Рукодельница в лесу». Упражнение «Мое настроение» | ||
4.Свет мой зеркальце скажи | Развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое | Игра: «Зеркало». Скороговорка «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» | ||
апрель | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации | |
1. Репетиция сказки «Морозко» | Продолжать работу над эпизодами сказки. Совершенствовать чувство правды и веры в предлагаемые обстоятельства. | Упражнение на дыхание и на артикуляцию согласных «Комар», Капризуля». Репетиция эпизодов «рукодельница с подарками» Упражнение на развитие воображения «Слушаем звуки» | ||
2. Репетиция сказки «Морозко» | Продолжать работу над эпизодами сказки. | Упражнения на дыхание «Бабочка», на артикуляцию «Паровоз». Работа над скороговорками «Слишком много ножек у сороконожек». Репетиция события «Ленивица с подарками». | ||
3.«Игрушки» Агнии Барто | Развивать творчество в процессе выразительного чтения стихотворения; совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев стихотворений мимикой, жестами. | Знакомство с понятием «Интонация». Беседа. Упражнения и игры на отработку интонационной выразительности. Диалогическая скороговорка « Краб крабу сделал грабли, Подал грабли крабу краб: — Грабь граблями гравий, краб». Выразительное чтение стихов А.Барто | ||
4.Репетиция сказки «Морозко» | Добиваться сведения всех эпизодов сказки «Морозко» в единый спектакль. Совершенствовать чувства правды, веры в вымысел. | Работа над техникой речи. Скороговорки «Лежебока рыжий кот отлежал себе живот», «Наш Полкан попал в капкан». Репетиция спектакля «Морозко». | ||
май | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации | |
1.Показ сказки «Морозко» | Творческий отчет по театральной деятельности. | |||
2.Театральная игра | Развивать зрительную и слуховую память, внимание, координацию движений, чувство ритма. | Беседа о спектакле «Морозко». Работа по технике речи: упражнения на дыхание и дикцию, игра «Японская машинка». | ||
3.Театральная игра «Любитель-рыболов» | Развивать воображение, память, общение, умение действовать с воображаемыми предметами | Этюд «Любитель-рыболов». Скороговорка «Улов у Поликарпа — три карася, три карпа" |
3.6.3 Образовательная деятельность с детьми 6-7 лет
сентябрь | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации |
1.«Сказки на столе» | Показ способов действия с куклами настольного театра | Показ настольного кукольного спектакля «Колобок» Игровые упражнения «Наши милые зверюшки». Упражнения на дыхание «Маленький филин», «Волки». | |
2.Основы театр. культуры | Воспитывать культуру поведения в театре | Понятие: «этюд», «билеты», «театр. касса», «кассир» Игра «Театр моды». Скороговорка «Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь!». Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише». | |
3.Театральная игра «Одно и то же по-разному» | Развивать воображение, фантазию детей. | Игра «Одно и то же по-разному». Игра «Превращение предмета». Упражнения на дыхание «Скрипят деревья», «Больной зуб» | |
4.Театральная игра «Кругосветное путешествие» | Развивать фантазию, умение оправдывать свое поведение. | В игре используются музыка народов мира, шумовые эффекты — гром, дождь, шум бури, шторм, костюмы и маски. | |
0ктябрь | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации |
1.Ритмопластика | Развивать умение детей равномерно размещаться по площадке; двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах. | Игра «Конкурс лентяев». Игра «Гипнотизер». Этюд «Прогулка» | |
2.Культура и техника речи | Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей. | Творческие игры со словом «Сочини сказку», «Ручной мяч». Игры со скороговорками «Фраза по кругу». | |
3.Знакомство со сценарием сказки «Репка» | Познакомить со сценарием | Беседа по сказке Игра на расширение диапазона голоса« У бабушки в деревне» | |
4.Репетиция по сказке «Репка» | Закреплять умение играть куклой с «живой» рукой. | Куклы би-ба-бо «Репка» Скороговорка «Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят». | |
ноябрь | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации |
1.Репетиция по сказке «Репка» | Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используяумение играть куклой с «живой» рукой. | Куклы би-ба-бо «Репка» Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания «Петух», «На турнике», «Насос» | |
2.Кукольный спектакль «Репка» | Поощрять желание выступать перед зрителями. | Куклы би-ба-бо «Репка» | |
3.Театральная игра | Учить детей свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами. | Упражнение с предметами. Упражнение со стульями. Игра «Руки-ноги». Упражнения дыхательной гимнастики «Петух», «Каша кипит». Этюд «Битва». | |
4.Театральная игра | Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел. | Игры «Король», «День рождения». Упражнения дыхательной гимнастики «На турнике», «Насос» | |
декабрь | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации |
1.Культура и техника речи | Работа над голосом | «Свеча» - Упр. «Прыгуны» скороговорки «Повар Павел, повар Петр. Павел парил, Петр пек». Игра «Похожий хвостик» | |
2.Основы театр. культуры | Продолжить развивать интерес к театральному искусству | Понятие: «эмоция», «мимика», «жест», беседа-диалог о театре; Упр. На дыхание «Самовар», «Пчела» Игра «Диалог по телефону». Этюд на воспроизведение черт характера «Страшный зверь» | |
3.Культура и техника речи | Совершенствовать четкость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация). | Упражнение на опору дыхания «Эхо». Игра «Птичий двор». Упражнение «Гудок», «Дрессированные собачки». Скороговорка «В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона». | |
4.Ритмопластика | Развивать чувство ритма, координацию движений; умение согласовывать действия друг с другом. | Упражнение «Ритмический этюд». Игра «Считалочка». Упражнение на дыхание «У бабушки в деревне» | |
январь | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации |
1.Культура и техника речи | Продолжать совершенствовать речевой аппарат; учить детей пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито. | Упражнение на дыхание «Спать хочется». Упражнение на гласные и согласные «Шутка». Работа над пословицами и поговорками. | |
2.Ритмопластика | Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки | Игры: «Снеговик», «Баба-яга» Упражнения на силу голоса «Звонок», «Муха» Этюд на воспроизведение черт характера «Волшебное колечко» | |
3.Основы театр. культуры | Познакомить с главными театр. профессиями «Кто и что должен делать» | Понятия: актер, художник, режиссер, композитор Игра «Крошка Енот». Упражнения для развития физиологического и речевого дыхания «Задуй упрямую свечу», «Паровоз» Этюд «Страшный зверь» | |
4.Театральная игра | Продолжать развивать воображение, фантазию детей; - развивать умение оправдывать свое поведение | Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, страх, отвращение. «Лисенок боится». «Ваське стыдно ». «В магазине зеркал». Игра «Робот». Упражнения для развития физиологического и речевого дыхания «Гуси летят», «Каша» | |
февраль | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации |
1.Культура и техника речи | Пополнять словарный запас, развивать образное мышление детей | Игра «Ворона», работа над звуками рис. Упражнение на дыхание «Бабочка», «Трубач», «Каша кипит». Работа над стихотворением «Веселые чижи». Игра – импровизация «В гостях у Кузи» | |
2.Ритмопластика | Развивать чувство ритма, координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность. | Разминочные упражнения. Упражнение на внимание и координацию. Рече двигательная координация. Игра на двигательные способности «Зернышко» Упражнения на опору дыхания. «Птичий двор», «Эхо». Этюд «Ерема» | |
3.Чтение сказки «Гуси-лебеди» | Прочитать и обсудить сказку «Гуси-лебеди» | Рассматривание иллюстраций. Упражнения на дыхание «Пчела», «Скрипят деревья» | |
4.Обсуждение сказки «Гуси-лебеди» | Учить детей высказывать свое мнение о прочитанной сказке | Беседа о прочитанной сказке «Гуси лебеди» Деление сказки на эпизоды. Импровизация сказки «Гуси-лебеди» Упражнения на дыхание «Пьем чай», «Колокольчики» | |
март | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации |
1.Театральная игра | Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; развивать навыки действий с воображаемыми предметами | Игры «Король», «День рождения» Упр. с предметами Игра на расширение диапазона голоса «Чудо лесенка» Скороговорка «Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела» | |
2. Работа над эпизодами сказки «Гуси-лебеди» | Работать с импровизированным текстом эпизодов сказки «Гуси-лебеди»; развивать воображение, память, фантазию. | Упражнения на артикуляцию гласных и согласных «Волки», «Комар», «Качаем малыша». Работа над скороговорками «Милая Мила мылась мылом». Репетиция эпизодов сказки «Гуси-лебеди» с импровизированным текстом. | |
3.Репетиция эпизодов сказки «Гуси-лебеди»: «Налетели Гуси - лебеди», «Алёнушка ищет Иванушку» | Работать с импровизированным текстом, развивать воображение, память, фантазию, внимание детей. | Работа над техникой речи (дыхание, дикция) Упражнения на опору дыхания. «Птичий двор»; Упражнения на силу голоса «Муха» | |
4.Репетиция эпизодов сказки «Гуси-лебеди»: «Иванушка у Бабы-яги», «Побег» | Работать с импровизированным текстом | Беседа о героях, репетиция. Упражнения на силу голоса «Многоэтажный дом», « Звонок» | |
апрель | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации |
1.Культура и техника речи | Развивать четкое, верное произношение гласных и согласных; учить детей бесшумно брать и добирать дыхание, пользоваться интонацией. | Работа над дыханием. Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания «Гуси летят», «Самолётики», «Бабочка» Работа над произношением поэтического текста. | |
2.Репетиция спектакля «Гуси-лебеди» | Провести репетицию, используя все выразительные средства спектакля (декорация, музыка, костюмы, свет, реквизит, бутафория). | Упражнения на дыхание «Большой филин», «Маленький филин», «Скрипят деревья» Этюд «изобрази животное» | |
3.Премьера спектакля «Гуси-лебеди» | Поощрять желание выступать перед зрителями. | ||
4.Театральная игра | Развивать воображение, фантазию детей; учить подбирать рифмы к словам. | Развлекательная программа «Это вы можете» Игра на внимание «Последний герой». Упражнения на дыхание «Пьем чай», «. Больной зуб». Этюд «Цветок» | |
май | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации |
1.Культура и техника речи. Скороговорки | Формировать правильное произношение, артикуляцию; учить детей быстро и четко проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. | Игра «Любитель-рыболов». Работа со скороговорками» Горячи кирпичи! Соскачи-ка с печи, Испеки-ка в печи, Из муки калачи!» «Тары- бары, растабары, У Варвары куры стары!» Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания «Пастушок», «Аист», «Каша»
| |
2.Основы театр. культуры. | Продолжать знакомство с гримом; профессиональный костюмер; воспитывать культуру поведения в театре и на концерте | Предложить детям сочинить этюды на поведение в зрительном зале и игру «Что можно взять с собой в театр» Упражнения дыхательной гимнастики «Трубач», «Петух», «Насос». Этюд «Что я делаю?» «Назови действие» | |
3.Театральная игра «Цирковое представление» | Создать условия для организации цирковых номеров | Клоунада «Наездники», номер «Гимнастки». Упражнения дыхательной гимнастики» Летят мячи», «Вырасти большой», «Регулировщик» |
3.7 Мониторинг развития знаний, умений и навыков в театрализованной деятельности
Фамилия, имя ребёнка | Этюдный тренаж | Кукольные спектакли | Этюды с куклами | Игры-драматизации | Музыкально-ритмические движения | Итоговая уровневая оценка |
3 балла - высокий уровень
2 балла – средний уровень
1 балл- низкий уровень
Оценка знаний, умений и навыков детей:
Высокий уровень – творческая активность ребёнка, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной и театральной деятельности).
Средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес к музыкальной и театральной деятельности, желание включиться в неё, несмотря на некоторые затруднения в выполнении задания. Ребёнок нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении, показе, неоднократных повторах.
Низкий уровень – ребёнок малоэмоционален; ровно, спокойно относится к музыкальной и театральной деятельности, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к самостоятельности.
Этюдный тренаж. (Мастерство актёра).
- Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки).
- Жесты (этюды на выразительность жеста, в том числе «Расскажи стихи руками»).
- Мимика (этюды на выражение основных эмоций, на сопоставление различных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера).
- Движения (этюды с музыкальным сопровождением).
Кукольные спектакли.
- Желание участвовать в кукольном спектакле.
- Умение взаимодействовать с партнёром, используя кукол разных систем.
- Способность к созданию образа с помощью куклы определённой системы.
Этюды с куклами.
- Желание участвовать в игре-спектакле.
- Умение работать с партнёром.
- Умение создавать образ персонажа, используя различные средства выразительности (слова, жесты, мимику, движения, кукол различных систем).
Игры-драматизации.
- Желание участвовать в играх-драматизациях.
- Умение общаться с партнёром.
- Способность к импровизации в создании образа.
Музыкально-ритмические движения.
- Умение двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами.
- Способность самостоятельно начинать движения после вступления, активно участвовать в выполнении творческих заданий.
- Желание выразительно и ритмично исполнять танцы.
3.8 Формы и направления взаимодействия с коллегами, семьями воспитанников
В соответствии с ФГОС дошкольного образования социальная среда дошкольного образовательного учреждения должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Реализация данной программы осуществляется во взаимодействии с семьями воспитанников и совершенствования педагогического мастерства педагогов.
Самые главные ценители театральных постановок, восторженные почитатели талантов маленьких актеров - это их родители.
Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада театрализованная деятельность будет успешной. ДОУ должно быть открытой системой – родители должны иметь возможность прийти на занятие, чтобы понаблюдать за своим ребенком. А педагоги должны быть готовы к позитивному взаимодействию, оказывая им необходимую консультативную помощь.
В процессе творческого взаимодействия с ребенком педагог прежде всего озабочен процессом воспитания, а не обучения, А воспитание детей включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения.
Основными формы работы с родителями:
- Беседа – консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка)
- Выставки (фото выставки, выставка детских работ, выставка рисунков)
- Совместные творческие вечера (родители привлекаются для постановки спектаклей, для участия в конкурсах чтецов «Расскажем стихотворение вместе»)
- Творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом, совместно подготавливают материал для досугов детей)
- Анкетирование
- Совместные спектакли
- Совместные театральные праздники (по инициативе родителей)
- Дни открытых дверей
- Совместные литературные вечера
Формы театрализованной деятельности:
- Спектакли с участием родителей.
- Театральные праздники для детей разного возраста и разных возможностей (совместная организация педагогов разных структурных подразделений детского сада).
- Семейные конкурсы, викторины.
- День открытых дверей для родителей.
- Мастер-классы и семинары-практикумы «Театральная мастерская».
- Консультации для родителей
План взаимодействия с родителями
Перспективный план работы с родителями на 2014-2015учебный год.
Месяц | Форма работы | Темы |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Выставка совместного творчества родителей и детей Консультация Беседа КВН Информационный лист – ширма - передвижка Создание большого «сказочного» панно в игровой зоне группы. Подготовка декораций, костюмов, атрибутов Оформление наглядного материала Беседа | Мини – проект «Создадим сказку руками» - совместное творчество родителей и детей (поделки). «Сочиняем сказку. Уроки творчества» Декорации и костюмы к сказке «Теремок на новый лад» «Театр, театр!» «Организация домашнего театра ». Показ сказки о глупом мышонке (театр кукол би-ба-бо) для детей детского сада, родителей Фотовыставка «Мы – артисты» Подведение итогов работы за год |
Перспективный план работы с родителями на 2015-2016учебный год.
Месяц | Форма работы | Темы |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Март Апрель Май | Анкетирование Информационный лист – ширма - передвижка Приобретение костюмов для театральных постановок в группе. Приобретение костюмов для театральных постановок в группе. Выставка детского творчества
Открытый показ | Составить анкету для родителей на тему «Театр и дети» Оформление информационного листа на тему: «Домашний кукольный театр». Подготовка декораций, костюмов, атрибутов. Подготовка и организация кукольного представления для родителей по сказке «Репка» Конкурс детского творчества (рисунки) «Там чудеса, там леший бродит...». Подготовка и организация театрализованного представления для школьников по сказке «Гуси-лебеди» Беседа |
Перспективный план работы с родителями на 2016-2017учебный год.
Месяц | Форма работы | Темы |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Февраль Март Апрель Май | Выставка в прихожей комнате Родительское собрание Выставка детского творчества (прихожая группы) Тематическое родительское собрание: Фотовыставка Консультация для родителей Приобретение костюмов для театральных постановок в группе. Беседа | Выставка творческого сочинительства «Невероятные приключения знакомых героев» – способствовать позитивному сотрудничеству родителей и детей. Презентация для родителей «Театральная деятельность в детском саду» Конкурс детского творчества «Мой любимый персонаж» (по русским народным сказкам) – совместно с родителями. «Театр – наш друг и помощник» «Мы играем в сказку» «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» Подготовка и показ сказки «Морозко» для родителей Подведение итогов работы за год |
Взаимодействие с педагогами ДОУ:
Перспективный план работы с педагогами на 2014-2015учебный год.
Месяц | Форма работы | Темы |
Октябрь Январь Март |
Консультация для педагогов Выступление на педчасе Показ сказки о глупом мышонке (театр кукол би-ба-бо) |
«Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности». Консультация для педагогов ДОУ: «Роль театрализованной деятельности в социально эмоциональном развитии младших дошкольников». «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» |
Перспективный план работы с педагогами на 2015-2016учебный год.
Месяц | Форма работы | Темы |
Сентябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Май |
Сообщение или доклад Показ кукольного представления Открытое занятие Выступление на педчасе
Выступление на семинаре Открытый показ |
Анализ литературы на тему: «Роль театрализованных игр в развитии творческих способностей ребенка». Показ кукольного представления по сказке «Репка» Открытое занятие для воспитателей старшего дошкольного возраста ДОУ: «Путешествие по сказкам» . Консультация для педагогов ДОУ: «Режиссёрская игра дошкольника»
Презентация для воспитателей «Театральная деятельность в детском саду» Организация театрализованного представления для школьников по сказке «Гуси-лебеди» |
Перспективный план работы с педагогами на 2016-2017учебный год.
Месяц | Форма работы | Темы |
Сентябрь Ноябрь март Май |
Сообщение на педчасе
Показ кукольного представления Открытое занятие Открытый показ |
Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Развитие взаимоотношений у детей со сверстниками в театрализованной деятельности»
Кукольный спектакль «Колобок» для детей средней группы. Открытое занятие для воспитателей старшего дошкольного возраста ДОУ: «Путешествие в волшебный мир театра » . Показ сказки «Морозко» |
Список литературы
- Закон об образовании 2013 - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
- Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: Сфера, 2009. – 128с.
- Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост. О.Л.Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.
- Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып.1: «От игры до спектакля:» - СПб., 2002.
- Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы. - Ярославль: Академия развития, 2005.
- Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. - М.: ТЦ «СФЕРА», 2003.
- Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры – занятия. - СПб, 2002
- Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
- Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.Мозаика-синтез 2007г
- Н. Ф. Губанова Н. Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников». Москва, «Вако», 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"
Цель деятельности: коррекция и развитие творческой личности через художественно-эстетической воспитание, коррекционная направленность в использовании методов и приемов (арт-терапия, изо-терапия, музык...
Рабочая программа Совместной деятельности педагогов с детьми 1.5 -3 лет, первой младшей (ясельной) группы составлена на основе авторской программы «Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарово
Содержание Целевой раздел1. Пояснительная записка…………………………………………………………….2Содержательный раздел1. Физическое развитие. Развернутое комплексно...
Рабочая программа театрализованного кружка для детей 5 - 6 лет
Программа кружковой работы...
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет ( старшая группа № 2) «КОЛОКОЛЬЧИК» составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой, образовательной программы МКД
Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование о...
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми средней группы «Сказка» 4-5 лет На 2020-2021год Разработана в соответствии с ФГОС ДО на основе образовательной Программы ДОУ, составленной в соответствии с основной общеобразовательной программо
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА в средней группе...
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 5 - 6 лет (старшая группа «Совята») составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования и образовательной программы ДОУ .
Рабочая программасовместной деятельности педагога с детьми 5 - 6 лет....
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет вторая младшая группа «Гномики» составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой, образовательной программы МКДОУ
Содержание ВведениеI.Целевой раздел1.Пояснительная записка.1.1.Цели и задачи реализации программы.1.2.Принципы и подходы к формированию программы.1.3.Характеристика особенностей развития детей до...