Дополнительная образовательная программа по сенсорному развитию «Познавай-ка»
рабочая программа (младшая группа)

Орлова Наталья Сергеевна

 Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания на протяжении многих лет, актуальна для теории и практики дошкольного образования и сегодня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_sensorika_1.5-2_goda.docx53.67 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное бюджетное учреждение детский сад №37 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга


ПРИНЯТА                                                                                                                   УТВЕРЖДЕНА

Решением педагогического совета                                                                           Приказом №

Протокол №                                                                                         Заведующий ГБДОУ д/с №37

 _________________ Литус О.Г.

                                                 



Дополнительная образовательная программа по сенсорному развитию

«Познавай-ка»

Возраст учащихся: 1.5 - 2 года

Срок реализации: 1 год






Разработчик: Орлова Н.С. – воспитатель,

педагог дополнительного образования

2024 г.

Содержание

1.Пояснительная записка

3

2. Цели и задачи программы

3

3. Ожидаемые результаты и способы определения результативности

4

4. Учебный план

5

5. Календарный учебный график

5

6. Календарно – тематическое  планирование

5

7. Содержание обучения

8

8. Оценочные и методические материалы

12

8.1. Учебно-методический комплекс

12

8.2. Информационные источники

12

9. Методические разработки и дидактические материалы

12

10. Система контроля результативности обучения

13

  1. Пояснительная записка

     

    Актуальность сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку овладеть новыми способами предметно - познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок,  величине окружающих  предметов и положении в пространстве. Знакомится он и с произведениями искусств – музыкой, живописью, скульптурой. Каждый ребенок даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. 

    Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания на протяжении многих лет, актуальна для теории и практики дошкольного образования и сегодня.

   Возраст детей, участвующих в реализации программы с 1.5 до 2 лет.

   Срок реализации программы –  1 год.

  1. Цели и задачи программы

 

Цель программы:

Создать  оптимальные условия для сенсорного развития детей раннего возраста, через различные виды деятельности.

Задачи программы:

  • Учить рассматривать окружающие предметы, выделяя их форму, величину, цвет, вслушиваться и выделять звуки природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки.
  • Включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего и развития мышления.
  • Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.
  • Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
  • Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
  • Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
  • Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.

3.  Ожидаемые результаты и способы

определения результативности

  • Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый;
  • Ориентируется в двух контрастных величинах;
  • Собирает пирамидку из 5 колец одинаковой величины;
  • Ориентируется в соотношении плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник);
  • Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка);
  • Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть;
  • Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.

 В результате обучения по данной программе дети приобретают навыки:

Форма:

  • различать по образцу геометрические формы: квадрат, круг, треугольник;
  • узнавать знакомые предметы по форме;
  • группировать предметы по образцу;

Цвет:

  • различать основные цвета спектра: красный, жёлтый, зелёный, синий;
  • узнавать знакомые предметы по цвету;
  • группировать предметы по образцу;

Величина:

  • различать большие и маленькие предметы;
  • группировать предметы по образцу;

Художественно - эстетические навыки:

  • составлять узоры, используя знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), располагая элементы по сторонам, середине, углам и т.п.;

     Формы работы: игровые занятия, развивающие игры, творческие задания.

     Методы: игровые, наглядные, словесные, практические.

     Формы контроля освоения программы: наблюдение за познавательной деятельностью детей;   анализ детских работ; педагогическая диагностика.

4.  Учебный план

п/п

Название темы

Количество занятий

Время занятий

Форма контроля

1.

Осень

24

10

мониторинг

2.

Зима

23

10

3.

Весна

24

10

мониторинг

5.   Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

 

Режим занятий

1 год

09.09.2024

30.05.2025

38

71

2 раз в неделю – 10 минут

6.  Календарно – тематическое планирование

Месяц

Дата

№ занятия

Название занятия

Сентябрь

10.09

13.09

17.09

20.09

24.09

27.09

1

2

3

4

5

6

Диагностика

Пушистый котик

Кто в домике живет?

Неваляшка

Разноцветные мячи

Разные пуговички

Октябрь

1.10

4.10

8.10

11.10

15.10

18.10

22.10

25.10

29.10

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Знакомство с желтым цветом

Солнышко

Водичка - водичка

Тактильное восприятие – «теплый»

Куклы

Части лица

Части тела

Купание куклы

Оденем куклу на прогулку

Ноябрь

1.11

5.11

8.11

12.11

15.11

19.11

22.11

26.11

29.11

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Осень

Желтые листочки

Закрепление желтого цвета

Знакомство с красным цветом

Круглые яблочки

Красные листочки

Кубики

Башенки

Тактильное восприятие – «твердый»

Декабрь

3.12

6.12

10.12

13.12

17.12

20.12

24.12

27.12

25

26

27

28

29

30

31

32

Знакомство с понятием «маленький»

Маленькие домики

Маленькие машинки

Маленькие, да удаленькие пальчики

Знакомство с понятием «большой»

Большой мячик

Большие машинки

Маленькие и большие башенки

Январь

10.01

14.01

17.01

21.01

24.01

28.01

31.01

33

34

35

36

37

38

39

Снег – снежок

Тактильное восприятие – «холодный»

Круглые снежки

Снеговик

Громкие хлопки

Громко топнем ножкой

Погремушки

Февраль

4.02

7.02

11.02

14.02

18.02

21.02

25.02

28.02

40

41

42

43

44

45

46

47

Спит мышонок

Тихая сказка

Знакомство с понятием «много»

Много игрушек

Бусы для куклы

Закрепление красного цвета

Пирамидка

Найди кольцо

Март

4.03

7.03

11.03

14.03

18.03

21.03

25.03

28.03

48

49

50

51

52

53

54

55

Найди кубик

Играем с крупой

Знакомство с синим цветом

Разноцветные кубики

Фрукты и овощи

Крыша у домика

Платочки

Закрепление синего цвета

Апрель

1.04

4.04

8.04

11.04

15.04

18.04

22.04

25.04

29.04

56

57

58

59

60

61

62

63

64

Весна

Знакомство с зеленым цветом

Красивые цветочки

Гусеница

Зеленые листочки

Зеленая травка

Мягкий зайчик

Колючий ежик

Кто так кричит?

Май

6.05

13.05

16.05

20.05

23.05

27.05

30.05

65

66

67

68

69

70

71

Чудесный мешочек

Закрепление формы «круг»

Закрепление формы «квадрат»

Закрепление формы «треугольник»

Закрепление понятий «большой» и «маленький»

Закрепляем цвет, форму, величину

Диагностика

7.  Содержание программы

№ занятия

Тема

Цель

Сентябрь

  1. Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.

  1. Пушистый котик

Развитие чувствительности и тактильно – кожного ощущения.

  1. Кто в домике живет?

Формировать речевой слух, развивать собственную активную речь, совершенствовать силу голоса и воспитывать положительный интерес к занятиям.

  1. Неваляшка

Знакомство с формой «круг». Формировать умения обследовать форму путем обведения пальцем контура фигуры.

  1. Разноцветные мячи

Закрепление формы «круг». Формировать умения обследовать форму путем обведения пальцем контура фигуры.

  1. Разные пуговички

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Октябрь

  1. Знакомство с желтым цветом

Знакомство и закрепление  желтого цвета.

  1. Солнышко

 Закрепление формы «круг». Закрепление желтого цвета. Знакомство с понятием «тепло».

  1. Водичка – водичка

Формировать и закреплять знания детей о воде, для чего она нужна.

  1.  Тактильное восприятие – «теплый»

Знакомство с  тактильными ощущениями «теплый» и «мокрый» при помощи воды.

  1.  Куклы

Формировать представления о названиях предметов ближайшего окружения. 

  1.  Части лица

Формировать умения ориентироваться в частях собственного лица (глаза, рот, нос, уши, щеки).

  1.  Части тела

Формировать умения ориентироваться в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина, туловище).

  1.  Купание куклы

Закреплять умения ориентироваться в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина, туловище).

  1.  Оденем куклу на прогулку

Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность и внимание.

Ноябрь

  1.  Осень

Формировать представления об изменениях в природе. Развивать ощущения «тепло - холодно»

  1.  Желтые листочки

Закрепление знания желтого цвета. Развивать умение находить желтые листочки.

  1.  Закрепление желтого цвета

Закреплять умение выделять предметы жёлтого цвета  среди других.

  1.  Знакомство с красным цветом

Знакомство с красным цветом.

  1.  Круглые яблочки

Закрепление формы «круг». Закрепление знания красного цвета.

  1.   Красные листочки

Закреплять знание красного цвета. Развивать умение находить листочки красного цвета.

  1.   Кубики

Знакомство с формой «квадрат». Закрепление знания желтого и красного цвета.

  1.  Башенки

Учить конструировать башенки из двух и трех кубиков. Закрепление  формы «квадрат».

  1.  Тактильное восприятие – «твердый»

Учить обследовать предметы, выделяя их форму. Знакомство с понятием «твердый».

Декабрь

  1.  Знакомство с понятием «маленький»

Знакомство с понятием «маленький».

  1.  Маленькие домики

Закрепление знания понятия «маленький». Развивать умение конструировать домики по образцу.

  1.  Маленькие машинки

Формировать представление  о названиях предметов ближайшего окружения. Развивать умение выделять предметы маленького размера.

  1.  Маленькие,  да удаленькие пальчики

Знакомство с пальчиковыми красками. Учить использовать краски по назначению. Развивать тактильные ощущения.

  1.  Знакомство с понятием «большой»

Знакомство с понятием  «большой».

  1.  Большой мячик

Закрепление понятия «большой». Закрепление формы «круг».

  1.  Большие машинки

Развивать умение выделять предметы большого размера.

  1.  Маленькие и большие башенки

Закрепление знаний контрастных величин. Развивать умение сооружать башенки из двух и  четырех кубиков.

Январь

  1.  Снег - снежок

Формировать представление о зиме.  Учить замечать изменения в природе.

  1.  Тактильное восприятие - «холодный»

Знакомство с понятием «холодно» Знакомство с тактильным ощущением «холодный».

  1.  Круглые снежки

Закрепление формы «круг». Закрепление понятия «холодно».

  1.  Снеговик

Закрепление формы «круг». Учить складывать фигуры по образцу.

  1.  Громкие хлопки

Формировать звуковое восприятие. Учить действовать по примеру воспитателя.

  1.  Громко топнем ножкой

Развивать звуковое восприятие. Развивать умение действовать по примеру воспитателя.

  1.  Погремушки

Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков.

Февраль

  1.  Спит мышонок

Развивать у детей слуховое внимание, быстроту реакции на сигнал.

  1.  Тихая сказка

Развивать умение слушать и реагировать на тихие и громкие звуки.

  1.  Знакомство с понятием «один» и «много»

Знакомство с понятием «один» и «много».

  1.  Много игрушек

Закрепление понятий «один» и «много» в ходе практических действий с игрушками.

  1.  Бусы для куклы

Формировать умение нанизывать бусины на веревочку. Развивать мелкую моторику рук.

  1.  Закрепление красного цвета

Закреплять умение выделять предметы жёлтого цвета  среди других.

  1.  Пирамидка

Учить собирать пирамидку с 2-3 кольцами одного размера.

  1.  Найди кольцо

Закреплять умения определять фактуру предметов на ощупь. Развивать умение находить нужный предмет.

Март

  1.  Найди кубик

Закреплять умения определять фактуру предметов на ощупь. Развивать умение находить нужный предмет.

  1.  Играем с крупой

Развитие тактильных ощущений.

  1.  Знакомство с синим цветом

Знакомство с синим цветом.

  1.  Разноцветные кубики

Закрепление знания цветового спектра и контрастных величин.

  1.  Фрукты и овощи

Формировать умения узнавать и называть объекты, словесно описывать вкусовые ощущения.

  1.  Крыша у домика

Знакомство с формой «треугольник».

  1.  Платочки

Формировать умения узнавать и называть треугольник. Учить располагать фигуры по краю, по середине.

  1.  Закрепление синего цвета

Закрепление знания синего цвета.

Апрель

  1.  Весна

Формировать представление о зиме.  Учить замечать изменения в природе. Закрепление понятия «тепло».

  1.  Знакомство с зеленым цветом

Знакомство с зеленым цветом.

  1.  Красивые цветочки

Закреплять знания синего, красного, желтого и зеленого цвета.

  1.  Гусеница

Закрепление формы «круг». Закрепление знания зеленого цвета. Учить складывать фигуры по образцу.

  1.  Зеленые листочки

Закреплять знание зеленого цвета. Развивать умение находить листочки зеленого цвета.

  1.  Зеленая травка

Закрепление знания зеленого цвета.

  1.  Мягкий зайчик

Знакомство с понятием «мягкий». Развитие чувствительности и тактильно – кожного ощущения.

  1.  Колючий ежик

Знакомство с понятием «колючий». Развитие чувствительности и тактильно – кожного ощущения.

  1.  Кто так кричит?

Развивать речевой слух. Формировать умения различать на слух голоса животных.

Май

  1.  Чудесный мешочек

Закреплять умения определять фактуру предметов на ощупь. Развитие чувствительности и тактильно – кожного ощущения.

  1.  Закрепление формы «круг»

Закреплять умения узнавать и называть форму «круг».

  1.  Закрепление формы «квадрат»

Закреплять умения узнавать и называть форму «квадрат».

  1.  Закрепление формы «треугольник»

Закреплять умения узнавать и называть форму «треугольник».

  1.  Закрепление понятий «большой» и «маленький»

Закреплять знания контрастных величин. Закреплять умение находить предметы заданной величины.

  1.  Закрепляем цвет и форму

Закрепление пройденного материала.

  1.  Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.

 

8. Оценочные и методические материалы

8.1. Учебно-методический комплекс

1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет - форма – количество. Рус. Пер. под ред. В.В.Юртайкина.- М.: Просвещение, 2010

2. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012

3. Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа.  СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005

4. Кук Дж. Раннее сенсорное развитие малышей. (Перевод с англ.)- М., 1997.

5. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Просвещение, 2007

6. Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Мозаика – Синтез, 2010

8.2. Информационные источники

9.  Методические разработки и дидактические материалы.

 

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • Игровой метод (дидактические игры).
  • Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
  • Практический метод (показ способов действия с предметами, эксперименты).

Формы организации образовательного процесса -  групповая, индивидуально-групповая.

Формы организации учебного занятия: 

  • пальчиковая гимнастика или самомассаж рук;
  • дидактическая игра;
  • художественный труд.

Материально-технические условия реализации программы

  • Занятия по программе проводятся в групповом помещении.
  • Для реализации программы имеются демонстрационный и раздаточный материал.
  • Демонстрационный материал – картинки, игрушки, рисунки, фигуры разных цветов и размеров.
  • Раздаточный материал: плоскостные фигуры, картинки по количеству детей, шары и кубики разного цвета, материал для тактильного восприятия, строительный материал, веревочки, разноцветные бусины, фигуры разных цветов.

10. Система контроля результативности обучения.

    Мониторинг освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Познавай-ка» проводится в сентябре и мае.

      Основные задания для детей 1.5-2 лет:

  1. Различать предметы по величине (большой – маленький, больше меньше);
  2. Различает и называет геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);
  3. Определяет предметы на ощупь: мягкий, твердый, колючий, горячий, холодный;
  4. Выделять цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый);
  5. Образовывать группы однородных предметов;
  6. Различает на слух звуки окружающего мира; (хлопки, стук, топот, шум и т.д.)

Результаты диагностики заносятся в таблицу

 

№ п/п

ФИО ребенка

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Задание №5

Задание №6

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

 

Оценка результатов освоения программы

Уровни  сформированности показателей развития:

  • В – высокий уровень (сформирован)
  • С – средний уровень (в стадии формирования)
  • Н – низкий уровень (не сформирован)
  1. Показатель сформирован (достаточный уровень) — наблюдается в самостоятельной деятельности ребёнка, в совместной деятельности со взрослым.
  2. Показатель в стадии формирования (уровень, близкий к достаточному) — проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого, даёт аналогичные примеры.

Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние нормы развития и освоения программы.

  1. Показатель не сформирован (недостаточный уровень) — не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно.

Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об успешном освоении детьми требований дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Познавай-ка».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по сенсорному развитию «РАДУГА» с детьми дошкольного возраста 3 – 5 лет

    Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе,...

Дополнительная образовательная программа по сенсорному развитию «РАДУГА» с детьми дошкольного возраста 3 – 5 лет

    Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе,...

Дополнительная образовательная программа по сенсорному развитию «Гармония души»

Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых и обонятельных ощущений. Порой он воспринимает мир одиноко. Вернуть всю остроту восприятия – главное назначение организованной сенс...

ПРОГРАММА дополнительной образовательной услуги по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста «Пирамидка»

ПРОГРАММА дополнительной образовательной услугипо сенсорному развитию детей раннегодошкольного возраста«Пирамидка»...

Дополнительная образовательная программа познавательно-исследовательской направленности «Познавай-Ка»

Развитие познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования....

Дополнительная образовательная программа по сенсорному развитию детей раннего возраста

Цель программы - Создание оптимальных условий для сенсорного развития детей раннего возраста, через различные виды деятельности.Задачи рабочей программыСоздать условия для обогащения чувственного опыт...

Дополнительная образовательная программа по сенсорному развитию с детьми раннего и дошкольного возраста Разноцветный мир

Содержанием данной программы является сенсорной культуры ребенка в области восприятия формы, величины, цвета, формирования целостного образа предмета, восприятия пространства и  ориентировка в не...