Дополнительная образовательная программа по сенсорному развитию «Познавай-ка»
рабочая программа (младшая группа)
Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания на протяжении многих лет, актуальна для теории и практики дошкольного образования и сегодня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное дошкольное бюджетное учреждение детский сад №37 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
Решением педагогического совета Приказом №
Протокол № Заведующий ГБДОУ д/с №37
_________________ Литус О.Г.
Дополнительная образовательная программа по сенсорному развитию
«Познавай-ка»
Возраст учащихся: 1.5 - 2 года
Срок реализации: 1 год
Разработчик: Орлова Н.С. – воспитатель,
педагог дополнительного образования
2024 г.
Содержание
1.Пояснительная записка | 3 |
2. Цели и задачи программы | 3 |
3. Ожидаемые результаты и способы определения результативности | 4 |
4. Учебный план | 5 |
5. Календарный учебный график | 5 |
6. Календарно – тематическое планирование | 5 |
7. Содержание обучения | 8 |
8. Оценочные и методические материалы | 12 |
8.1. Учебно-методический комплекс | 12 |
8.2. Информационные источники | 12 |
9. Методические разработки и дидактические материалы | 12 |
10. Система контроля результативности обучения | 13 |
- Пояснительная записка
Актуальность сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку овладеть новыми способами предметно - познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок, величине окружающих предметов и положении в пространстве. Знакомится он и с произведениями искусств – музыкой, живописью, скульптурой. Каждый ребенок даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.
Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания на протяжении многих лет, актуальна для теории и практики дошкольного образования и сегодня.
Возраст детей, участвующих в реализации программы с 1.5 до 2 лет.
Срок реализации программы – 1 год.
- Цели и задачи программы
Цель программы:
Создать оптимальные условия для сенсорного развития детей раннего возраста, через различные виды деятельности.
Задачи программы:
- Учить рассматривать окружающие предметы, выделяя их форму, величину, цвет, вслушиваться и выделять звуки природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки.
- Включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего и развития мышления.
- Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.
- Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
- Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
- Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
- Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.
3. Ожидаемые результаты и способы
определения результативности
- Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый;
- Ориентируется в двух контрастных величинах;
- Собирает пирамидку из 5 колец одинаковой величины;
- Ориентируется в соотношении плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник);
- Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка);
- Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть;
- Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
В результате обучения по данной программе дети приобретают навыки:
Форма:
- различать по образцу геометрические формы: квадрат, круг, треугольник;
- узнавать знакомые предметы по форме;
- группировать предметы по образцу;
Цвет:
- различать основные цвета спектра: красный, жёлтый, зелёный, синий;
- узнавать знакомые предметы по цвету;
- группировать предметы по образцу;
Величина:
- различать большие и маленькие предметы;
- группировать предметы по образцу;
Художественно - эстетические навыки:
- составлять узоры, используя знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), располагая элементы по сторонам, середине, углам и т.п.;
Формы работы: игровые занятия, развивающие игры, творческие задания.
Методы: игровые, наглядные, словесные, практические.
Формы контроля освоения программы: наблюдение за познавательной деятельностью детей; анализ детских работ; педагогическая диагностика.
4. Учебный план
№ п/п | Название темы | Количество занятий | Время занятий | Форма контроля |
1. | Осень | 24 | 10 | мониторинг |
2. | Зима | 23 | 10 | |
3. | Весна | 24 | 10 | мониторинг |
5. Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов
| Режим занятий |
1 год | 09.09.2024 | 30.05.2025 | 38 | 71 | 2 раз в неделю – 10 минут |
6. Календарно – тематическое планирование
Месяц | Дата | № занятия | Название занятия |
Сентябрь | 10.09 13.09 17.09 20.09 24.09 27.09 | 1 2 3 4 5 6 | Диагностика Пушистый котик Кто в домике живет? Неваляшка Разноцветные мячи Разные пуговички |
Октябрь | 1.10 4.10 8.10 11.10 15.10 18.10 22.10 25.10 29.10 | 7 8 9 10 11 12 13 14 15 | Знакомство с желтым цветом Солнышко Водичка - водичка Тактильное восприятие – «теплый» Куклы Части лица Части тела Купание куклы Оденем куклу на прогулку |
Ноябрь | 1.11 5.11 8.11 12.11 15.11 19.11 22.11 26.11 29.11 | 16 17 18 19 20 21 22 23 24 | Осень Желтые листочки Закрепление желтого цвета Знакомство с красным цветом Круглые яблочки Красные листочки Кубики Башенки Тактильное восприятие – «твердый» |
Декабрь | 3.12 6.12 10.12 13.12 17.12 20.12 24.12 27.12 | 25 26 27 28 29 30 31 32 | Знакомство с понятием «маленький» Маленькие домики Маленькие машинки Маленькие, да удаленькие пальчики Знакомство с понятием «большой» Большой мячик Большие машинки Маленькие и большие башенки |
Январь | 10.01 14.01 17.01 21.01 24.01 28.01 31.01 | 33 34 35 36 37 38 39 | Снег – снежок Тактильное восприятие – «холодный» Круглые снежки Снеговик Громкие хлопки Громко топнем ножкой Погремушки |
Февраль | 4.02 7.02 11.02 14.02 18.02 21.02 25.02 28.02 | 40 41 42 43 44 45 46 47 | Спит мышонок Тихая сказка Знакомство с понятием «много» Много игрушек Бусы для куклы Закрепление красного цвета Пирамидка Найди кольцо |
Март | 4.03 7.03 11.03 14.03 18.03 21.03 25.03 28.03 | 48 49 50 51 52 53 54 55 | Найди кубик Играем с крупой Знакомство с синим цветом Разноцветные кубики Фрукты и овощи Крыша у домика Платочки Закрепление синего цвета |
Апрель | 1.04 4.04 8.04 11.04 15.04 18.04 22.04 25.04 29.04 | 56 57 58 59 60 61 62 63 64 | Весна Знакомство с зеленым цветом Красивые цветочки Гусеница Зеленые листочки Зеленая травка Мягкий зайчик Колючий ежик Кто так кричит? |
Май | 6.05 13.05 16.05 20.05 23.05 27.05 30.05 | 65 66 67 68 69 70 71 | Чудесный мешочек Закрепление формы «круг» Закрепление формы «квадрат» Закрепление формы «треугольник» Закрепление понятий «большой» и «маленький» Закрепляем цвет, форму, величину Диагностика |
7. Содержание программы
№ занятия Тема | Цель |
Сентябрь | |
| Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года. |
| Развитие чувствительности и тактильно – кожного ощущения. |
| Формировать речевой слух, развивать собственную активную речь, совершенствовать силу голоса и воспитывать положительный интерес к занятиям. |
| Знакомство с формой «круг». Формировать умения обследовать форму путем обведения пальцем контура фигуры. |
| Закрепление формы «круг». Формировать умения обследовать форму путем обведения пальцем контура фигуры. |
| Развитие мелкой моторики пальцев рук. |
Октябрь | |
| Знакомство и закрепление желтого цвета. |
| Закрепление формы «круг». Закрепление желтого цвета. Знакомство с понятием «тепло». |
| Формировать и закреплять знания детей о воде, для чего она нужна. |
| Знакомство с тактильными ощущениями «теплый» и «мокрый» при помощи воды. |
| Формировать представления о названиях предметов ближайшего окружения. |
| Формировать умения ориентироваться в частях собственного лица (глаза, рот, нос, уши, щеки). |
| Формировать умения ориентироваться в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина, туловище). |
| Закреплять умения ориентироваться в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина, туловище). |
| Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность и внимание. |
Ноябрь | |
| Формировать представления об изменениях в природе. Развивать ощущения «тепло - холодно» |
| Закрепление знания желтого цвета. Развивать умение находить желтые листочки. |
| Закреплять умение выделять предметы жёлтого цвета среди других. |
| Знакомство с красным цветом. |
| Закрепление формы «круг». Закрепление знания красного цвета. |
| Закреплять знание красного цвета. Развивать умение находить листочки красного цвета. |
| Знакомство с формой «квадрат». Закрепление знания желтого и красного цвета. |
| Учить конструировать башенки из двух и трех кубиков. Закрепление формы «квадрат». |
| Учить обследовать предметы, выделяя их форму. Знакомство с понятием «твердый». |
Декабрь | |
| Знакомство с понятием «маленький». |
| Закрепление знания понятия «маленький». Развивать умение конструировать домики по образцу. |
| Формировать представление о названиях предметов ближайшего окружения. Развивать умение выделять предметы маленького размера. |
| Знакомство с пальчиковыми красками. Учить использовать краски по назначению. Развивать тактильные ощущения. |
| Знакомство с понятием «большой». |
| Закрепление понятия «большой». Закрепление формы «круг». |
| Развивать умение выделять предметы большого размера. |
| Закрепление знаний контрастных величин. Развивать умение сооружать башенки из двух и четырех кубиков. |
Январь | |
| Формировать представление о зиме. Учить замечать изменения в природе. |
| Знакомство с понятием «холодно» Знакомство с тактильным ощущением «холодный». |
| Закрепление формы «круг». Закрепление понятия «холодно». |
| Закрепление формы «круг». Учить складывать фигуры по образцу. |
| Формировать звуковое восприятие. Учить действовать по примеру воспитателя. |
| Развивать звуковое восприятие. Развивать умение действовать по примеру воспитателя. |
| Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков. |
Февраль | |
| Развивать у детей слуховое внимание, быстроту реакции на сигнал. |
| Развивать умение слушать и реагировать на тихие и громкие звуки. |
| Знакомство с понятием «один» и «много». |
| Закрепление понятий «один» и «много» в ходе практических действий с игрушками. |
| Формировать умение нанизывать бусины на веревочку. Развивать мелкую моторику рук. |
| Закреплять умение выделять предметы жёлтого цвета среди других. |
| Учить собирать пирамидку с 2-3 кольцами одного размера. |
| Закреплять умения определять фактуру предметов на ощупь. Развивать умение находить нужный предмет. |
Март | |
| Закреплять умения определять фактуру предметов на ощупь. Развивать умение находить нужный предмет. |
| Развитие тактильных ощущений. |
| Знакомство с синим цветом. |
| Закрепление знания цветового спектра и контрастных величин. |
| Формировать умения узнавать и называть объекты, словесно описывать вкусовые ощущения. |
| Знакомство с формой «треугольник». |
| Формировать умения узнавать и называть треугольник. Учить располагать фигуры по краю, по середине. |
| Закрепление знания синего цвета. |
Апрель | |
| Формировать представление о зиме. Учить замечать изменения в природе. Закрепление понятия «тепло». |
| Знакомство с зеленым цветом. |
| Закреплять знания синего, красного, желтого и зеленого цвета. |
| Закрепление формы «круг». Закрепление знания зеленого цвета. Учить складывать фигуры по образцу. |
| Закреплять знание зеленого цвета. Развивать умение находить листочки зеленого цвета. |
| Закрепление знания зеленого цвета. |
| Знакомство с понятием «мягкий». Развитие чувствительности и тактильно – кожного ощущения. |
| Знакомство с понятием «колючий». Развитие чувствительности и тактильно – кожного ощущения. |
| Развивать речевой слух. Формировать умения различать на слух голоса животных. |
Май | |
| Закреплять умения определять фактуру предметов на ощупь. Развитие чувствительности и тактильно – кожного ощущения. |
| Закреплять умения узнавать и называть форму «круг». |
| Закреплять умения узнавать и называть форму «квадрат». |
| Закреплять умения узнавать и называть форму «треугольник». |
| Закреплять знания контрастных величин. Закреплять умение находить предметы заданной величины. |
| Закрепление пройденного материала. |
| Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года. |
8. Оценочные и методические материалы
8.1. Учебно-методический комплекс
1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет - форма – количество. Рус. Пер. под ред. В.В.Юртайкина.- М.: Просвещение, 2010
2. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
3. Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005
4. Кук Дж. Раннее сенсорное развитие малышей. (Перевод с англ.)- М., 1997.
5. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Просвещение, 2007
6. Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Мозаика – Синтез, 2010
8.2. Информационные источники
- Социальная сеть работников образования https://nsportal.ru/
9. Методические разработки и дидактические материалы.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- Игровой метод (дидактические игры).
- Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
- Практический метод (показ способов действия с предметами, эксперименты).
Формы организации образовательного процесса - групповая, индивидуально-групповая.
Формы организации учебного занятия:
- пальчиковая гимнастика или самомассаж рук;
- дидактическая игра;
- художественный труд.
Материально-технические условия реализации программы
- Занятия по программе проводятся в групповом помещении.
- Для реализации программы имеются демонстрационный и раздаточный материал.
- Демонстрационный материал – картинки, игрушки, рисунки, фигуры разных цветов и размеров.
- Раздаточный материал: плоскостные фигуры, картинки по количеству детей, шары и кубики разного цвета, материал для тактильного восприятия, строительный материал, веревочки, разноцветные бусины, фигуры разных цветов.
10. Система контроля результативности обучения.
Мониторинг освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Познавай-ка» проводится в сентябре и мае.
Основные задания для детей 1.5-2 лет:
- Различать предметы по величине (большой – маленький, больше меньше);
- Различает и называет геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);
- Определяет предметы на ощупь: мягкий, твердый, колючий, горячий, холодный;
- Выделять цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый);
- Образовывать группы однородных предметов;
- Различает на слух звуки окружающего мира; (хлопки, стук, топот, шум и т.д.)
Результаты диагностики заносятся в таблицу
№ п/п | ФИО ребенка | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание №4 | Задание №5 | Задание №6 | Уровень |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
10 | ||||||||
11 | ||||||||
12 | ||||||||
13 | ||||||||
14 | ||||||||
15 | ||||||||
16 | ||||||||
17 | ||||||||
18 | ||||||||
19 | ||||||||
20 |
Оценка результатов освоения программы
Уровни сформированности показателей развития:
- В – высокий уровень (сформирован)
- С – средний уровень (в стадии формирования)
- Н – низкий уровень (не сформирован)
- Показатель сформирован (достаточный уровень) — наблюдается в самостоятельной деятельности ребёнка, в совместной деятельности со взрослым.
- Показатель в стадии формирования (уровень, близкий к достаточному) — проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого, даёт аналогичные примеры.
Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние нормы развития и освоения программы.
- Показатель не сформирован (недостаточный уровень) — не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно.
Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об успешном освоении детьми требований дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Познавай-ка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/22/picture-619729-1619075819.jpg)
Дополнительная образовательная программа по сенсорному развитию «РАДУГА» с детьми дошкольного возраста 3 – 5 лет
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе,...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/22/picture-619729-1619075819.jpg)
Дополнительная образовательная программа по сенсорному развитию «РАДУГА» с детьми дошкольного возраста 3 – 5 лет
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе,...
Дополнительная образовательная программа по сенсорному развитию «Гармония души»
Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых и обонятельных ощущений. Порой он воспринимает мир одиноко. Вернуть всю остроту восприятия – главное назначение организованной сенс...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/21/picture-699957-1579626280.jpg)
ПРОГРАММА дополнительной образовательной услуги по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста «Пирамидка»
ПРОГРАММА дополнительной образовательной услугипо сенсорному развитию детей раннегодошкольного возраста«Пирамидка»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/15/picture-525249-1610738763.jpg)
Дополнительная образовательная программа познавательно-исследовательской направленности «Познавай-Ка»
Развитие познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/27/picture-1318486-1614412810.jpg)
Дополнительная образовательная программа по сенсорному развитию детей раннего возраста
Цель программы - Создание оптимальных условий для сенсорного развития детей раннего возраста, через различные виды деятельности.Задачи рабочей программыСоздать условия для обогащения чувственного опыт...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/07/picture-1330234-1683474690.jpg)
Дополнительная образовательная программа по сенсорному развитию с детьми раннего и дошкольного возраста Разноцветный мир
Содержанием данной программы является сенсорной культуры ребенка в области восприятия формы, величины, цвета, формирования целостного образа предмета, восприятия пространства и ориентировка в не...