Проект "Воздух - невидимка"
проект (старшая группа)
Углублять представления о живой и неживой природе. Учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduh-nevidimka.docx | 27.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же,
Без него мы жить не можем.
Воздух
Проект в старшей группе «Воздух - невидимка»
Место проведения: МБДОУ № 21 «Детский сад» г. Кингисеппа
Воспитатель: Куликаускеня О.И.
Сроки проведения: 11-29 марта (3 недели)
Вид, тип проекта: познавательно – исследовательский краткосрочный
Цель проекта: систематизировать знания о значении воздуха для жизни, использовании свойств воздуха человеком. Развивать умение устанавливать связи между явлениями природы и делать выводы. Формировать основы экологического сознания. Расширить представление о загрязнении воздуха, закрепить понимание необходимости его охраны. Развивать интеллектуальные способности.
Цель экспериментальной деятельности: углублять представления о живой и неживой природе. Учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
Задачи:
1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
2. Научить детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения.
3. Организовать познание детей по теме «Воздух» через самостоятельный поиск.
4. Ознакомить с экологическими проблемами воздуха.
5. Развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми.
6. Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.
Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу. Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя. Развить у ребенка внимание, мышление, речь. Пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться наша задача. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование
Актуальность исследования: В этом возрасте сложно раскрывать детям понятие воздух, поэтому мы решили не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создать условия для совместного нахождения ответов на вопросы «что это?», «как?», «почему?»
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель
Возраст детей: 5 лет
Ожидаемые результаты: картотека опытов, сделанная руками детей
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап.
Определение темы, целей и задач проекта "Воздух - невидимка".
Составление плана работы над проектом.
2. Основной этап:
- Беседы: «Что такое воздух?», «Как работают вещи благодаря воздуху», «Охрана воздуха».
- Экспериментирование: «Воздух – невидимка», «Почему шары летают».
- Лепка «Воздушные шары».
- Упражнения: «Сдуй пёрышко», «Самолёты – истребители».
- Игры с вертушками, мыльными пузырями.
- Просмотр: презентации «Чистый воздух», мультфильма «Воздух везде».
- Рисование воздухом «Волшебное дерево».
- Экскурсия в летний парк «Где искать воздух».
- Наблюдения: «Где живет воздух?», «За ветром», «За деревьями в ветряную погоду», «Воздух нужен для жизни», «За полётом птиц».
- Опыты:
1. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим.
2. Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем.
3. Воздух может перемещаться.
4. Из закрытого пространства воздух не перемещается.
5. Воздух всегда в движении.
6. Воздух содержится в различных предметах.
Заключительный: картотека опытов, выполненная руками детей.
Ожидаемый результат: дети будут знать:
1. Где находится воздух.
2. Роль воздуха в жизни человека.
3. Роль воздуха в жизни животных.
4. Роль воздуха в жизни растений.
5. Для чего нужен воздух.
6. Способы очищения воздуха.
7. Правила юного исследователя.
Работа с родителями:
- Оформление папок – передвижек, папок – раскладушек.
- Организация совместной деятельности: пополнение уголка «Экспериментирования» атрибутами, необходимыми для проведения опытов.
- Подбор художественного слова, загадок.
- Изготовление вертушек.
- Привлечение внимания родителей к экспериментальной деятельности детей.
Приложения
Приложение №1
Картотека экспериментов на тему «Воздух»
№ 1 «Поймай воздух»
Цель: обнаруживать воздух
Рассмотреть пустой пакет. Что находится в макете? Набрать в пакет воздух и закрутить его, чтобы он стал упругим. А сейчас что в пакете? Почему казалось, что пакет пустой?
Результат. Дети наполняют пакеты воздухом, вкручивают их.
Вывод. Воздух прозрачный, невидимый, легкий.
№2 «Сравни воздух и воду»
Цель: сравнить свойства воздуха и воды.
Оборудование: 2 пакета (один с водой, другой с воздухом).
Обследовать 2 пакета, узнать, что в них. Дети взвешивают их, ощупывают, открывают, нюхают. Обсуждают, чем похожи вода и воздух, а чем различаются.
Результат. Сходства: прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда. Различия: вода — жидкость, она тяжелее. Воздух газ, он невидим, невесом.
Вывод. У воды и воздуха есть сходства и различия.
№3 «Воздух внутри нас»
Цель: формировать представление о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить.
Оборудование: соломинки, емкость с водой, карта –схема.
Предложить детям подуть в трубочку, подставив ладонь под струю воздуха. Что почувствовали? Откуда появился ветерок? Затем попросить опустить трубочку в воду, подуть в нее. Откуда появились пузыри куда исчезли? ’
Результат. Дети обнаруживают воздух внутри себя.
Вывод. Человек дышит воздухом. Он попадает внутрь человека при вдохе. Его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно опустить трубочку в воду и подуть. Из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается через воду вверх пузырьками и лопается.
№4 «Почувствуй воздух»
Дети складывают из бумаги веер самостоятельно.
Воспитатель предлагает взять в руки веер, устроить ветер с помощью веера, помахать веером сначала на себя, потом друг на друга.
- Что вы чувствуете? (В лицо дует ветерок, прохладный ветерок)
- Как получается ветер? (Движется воздух)
- Где человек использует ветер? (Винт вертолета, самолета, ветряная мельница, чтоб муку молоть, фен, вентилятор).
№5 «Поиск воздуха»
Цель: обнаруживать воздух.
Оборудование: флажки, ленточки, пакет, воздушные шары, вертушки, соломинки, емкость с водой, карта-схема.
Предложить детям самостоятельно показать наличие воздуха. Например, подуть в трубочку, надуть воздушный шарик и т.д.
Результат. Если дуть на флажок и ленточку, они начинают двигаться под струей воздуха; если дуть в трубочку, опущенную в воду, в воде появляются пузырьки; при надувании шарика в него попадает воздух.
Вывод. Мы можем вдыхать и выдыхать воздух и видеть его действия.
№6 «Надувание мыльных пузырей»
Цель: ознакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь.
Оборудование: мыльные пузыри.
Взрослый и дети по очереди опускают надувают разные по размеру пузыри. Определяют, почему надувается и лопается мыльный пузырь.
Результат. Дети надувают разные по размеру пузыри.
Вывод. В каплю мыльной воды попадает воздух, чем его больше, тем больше пузырь. Лопается пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле, или когда задеваешь и рвешь его оболочку.
№7 «Запираем воздух в шарик»
Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? (в воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться. (предлагает детям поиграть с шарами).
Приложение №2
Игровая деятельность
Подвижная игра «Воздушный шар»
Цель: развивать координацию, умение ходить по кругу.
Дети стоят по кругу, взявшись за руки, и выполняют движения в соответствии с текстом и по показу педагога.
«С мамой в магазин ходили, (Идут по кругу)
Шар воздушный там купили.
Будем шар там надувать,
Будем с шариком играть. (Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, держатся за руки, выполняют «пружинку»)
Шар воздушный надувайся,
Шар воздушный, раздувайся. (Идут назад мелкими шагами, надувая шар)
Надувайся большой
Да не лопайся!
Шар летел, летел, летел,
Да за веточку задел,
И лопнул!» (Хлопают в ладоши)
Поднимают руки вверх, покачивают ими из стороны в сторону. Руки ставят на пояс, медленно приседают, произносят (ш-ш-ш).
Подвижная игра «Ветер»
Цель: развивать внимание, учить выполнению подражательных упражнений.
Я ветер сильный,
Я лечу, лечу, куда хочу (руки опущены, вдох через нос)
Хочу – налево посвищу (дуют налево,
Могу подуть направо (дуют направо,
Могу подуть вверх – в облака (дуют вверх,
А пока – я тучи разгоню» (круговые движения руками).
Подвижная игра «Пузырь»
Цель: учить детей вставать в круг, водить хоровод.
Все берутся за руки и встают в маленький круг. Воспитатель рассказывает стишок и неспеша отступает назад. Дети повторяют за ним.
«Надувайся пузырь,
Надувайся большой.
Оставайся такой
Да не лопайся».
Круг расширяется. Пока педагог не скажет: «Лопнул пузырь». Все хлопают в ладоши, приседают и хором говорят: «Хлоп».
Приложение №3
Уважаемые родители!
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способа ми практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Простые опыты помогут вашему ребенку приобрести элементарные естественнонаучные представления об окружающем мире. Он познакомится с различными свойствами веществ: растворимостью, их взаимодействием и превращениями – замерзанием воды и таянием льда, кипением воды; с основными физическими явлениями: магнитным и земным притяжением, электричеством, отражением и преломлением света.
Поэтому мы рекомендуем: выделить ребенку в комнате уголок для проведения опытов, помогите найти коробочку для хранения необходимых материалов, требуйте, чтобы на рабочем месте был порядок, опыты с огнем и острыми предметами проводите обязательно вместе.
Уважаемые родители! Мы предлагаем вашему вниманию несколько опытов с воздухом, которые можно провести с ребенком дома.
Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо?
Давайте проверим?
Зажмите нос и рот? (Мы чувствуем себя плохо).
Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать)
Он невидимка, волшебник.
А как мы узнаем, есть воздух вокруг нас? (Мы должны его почувствовать)
Подуем на ладошку, что мы чувствуем (холод).
Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали (ветер).
Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение.
Кинешь в речку не тонет
О стенку не стонет
Будем оземь кидать
Будет кверху летать (мяч)
Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие. Почему же он такой, у него внутри (воздух). Вот видите с воздухом можно играть.
Опыт 1
Дуем через соломинку, вначале тихо. Что мы увидим в стакане (пузырьки).
Что с ними происходит? Они поднимаются вверх? А почему (потому что они легкие).
Опыт 2
Что это стакан. Посмотрите, есть в нем что-нибудь (нет). Нужно проверить!
Опустить стакан в тазик с водой, дном вверх. Вода в стакан не заходит. Почему? (потому что там есть воздух, и он не пускает воду). Значит и здесь есть воздух.
Опыт 3
Камешки опустить в банку с водой. Что мы увидим? Они утонут. А деревянный брусок в воде не тонет. Значит, воздух есть везде, только где-то его больше, а где-то меньше.
Опыт 4
Весёлые горошины. В прозрачный стакан насыпать немного гороха. Попросить ребёнка, через соломинку подуть в стакан; горошины зашевелятся. А если подуть сильней, то горошины задвигаются быстрей. Это воздух, который находится внутри нас, заставил горошины «веселиться».
Опыт5
С воздухом можно поиграть. Для игры понадобится большой кусок лёгкой ткани, из которой сооружается «парашют». Эта ткань резко поднимается вверх и потом медленно опускается. Под куполом «парашюта» собирается воздух, который помогает ткани плавно опускаться.
Из этих опытов можно сделать вывод:
Воздух есть везде – вокруг нас, в воде. Его можно увидеть, поместив перевернутый вверх дном стакан в воду. Вода не войдет полностью в стакан, ей помешает воздух. Он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух необходим нам для жизни, мы им дышим. Он имеет вес. Если надуть целлофановый пакет и положить его на весы, стрелка весов отклониться, значит, воздух имеет вес.
Приложение №4
Памятка
«Что необходимо, а чего нельзя делать для развития опытно – исследовательской деятельности дошкольников»
∙ Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
∙ Нельзя отмахиваться от совместных действий с ребёнком, игр и т.п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
∙ Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
∙ Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
∙ С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
∙ Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка.
∙ Если у Вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"
Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"...
Невидимка-воздух
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление ...
Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""
На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....
Занятие "Воздух - невидимка"
На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....
Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-невидимка"
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-неведимка" ...
Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.
В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....
Тема: воздух – невидимка
Познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами и ролью в жизни человека. Выяснмть с детьми для чего нужен воздух....