Образовательная деятельность с элементами театрализации "Музыка в сказке. Знакомство с музыкой Н.А. Римского - Корсакова".
методическая разработка (подготовительная группа)

Чукардина Елена Николаевна

Тематическое занятие с элементами театрализации на основе музыки Н.А. Римского - Корсакова. Целью является развитие музыкальных способностей (творческих, сценических, литературных) детей через объединение музыки и сказки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыка в сказке. Знакомство с музыкой Н.А. Римского - Корсакова.»

(тематическое занятие с элементами театрализации)

Цель: развитие музыкальных способностей (творческих, сценических, литературных) детей

через объединение музыки и сказки.

Задачи:

  1. Образовательные:

- Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомить их со сказочными образами музыкальных произведений Н.А. Римского-Корсакова.

- Закрепить знания об опере, как музыкальном жанре, и обобщить их на примере фрагмента «Три чуда» из оперы Н.А. Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».

- Обратить внимание детей на изобразительные возможности музыки.

  1. Развивающие: 

- Развивать творческое воображение детей средствами музыки, поэзии и изобразительного искусства.

- Развивать умение соотносить свои действия с характером музыки в творческих проявлениях и элементах театрализации, умение импровизировать под знакомую музыку.

- Развивать вокально - хоровые навыки.

  1. Воспитательные:

-Воспитывать культуру слушания музыкальной классики, устойчивый интерес к русскому мировому наследию.  

- Воспитывать коммуникативные качества детей в процессе коллективных действий.

Методы: наглядные (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный: метод  иллюстрации), словесные (рассказ, беседа), практические (приемы театрализации - составление сцен, инсценирование, переодевание, импровизация, пение, танец, игра на музыкальных инструментах)

Оборудование и материалы:
  Музыкальный центр, аудиозаписи отрывков из оперы Н.А.Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”,компьютер, иллюстрации к сказке В Конашевича «Белка», « 33 богатыря», «Царевна - Лебедь»

Предварительная работа:

Беседа по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», просмотр мультфильма, слушание и беседы по произведению, заучивание поэтических отрывков из сказки.

Знакомство с творчеством композитора Н.А.Римским - Корсаковым, слушание музыки «Три чуда» из оперы.

Рассматривание иллюстраций к сказке, картины М. Врубеля «Царевна-Лебедь».

Рисование на тему «Три чуда», сказочный мир А.С. Пушкина.

Ход образовательной деятельности:

Дети заходят в музыкальный зал, выстраиваются у центральной стены.

  1. Приветствие «Здравствуйте, ребята!».
  2. Вводная беседа по теме.

Музыкальный руководитель:

-Ребята, вы же любите сказки?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель:

Тогда пусть эта песня поможет нам настроиться на сказочный лад.

  1. Исполнение песни «В гости к сказке» (1 куплет)

Если вы не так уж боитесь Кощея

Или Бармалея и Бабу Ягу,

Приходите в сказку к нам поскорее,

Там, где зеленый дуб на берегу...

 

Там гуляет черный котище ученый,

Пьет он молоко и не ловит мышей,

Это настоящий кот говорящий,

А на цепи сидит Горыныч-змей.

Приходите в гости к нам,

Поскорей приходите в гости к нам!

Кот про все расскажет вам,

Потому что он видел все сам.

Ах, как тихо и темно!

Ах, как чудно и чудно!

Ах, как страшно и смешно,

Зато в конце все будет хорошо!

(звучит фрагмент музыки из «В гостях у сказки», дети поют по строчке.)

Музыкальный руководитель:

Я приглашаю вас в сказку, которая начинается со слов:

«Три девицы под окном пряли поздно вечерком...»
-Вы узнали эту сказку?
-Правильно, «Сказка о царе Салтане», которую рассказал нам Александр Сергеевич Пушкин.

Музыка тоже может рассказывать сказки, только не словами, а звуками – ласковыми, добрыми, тревожными, таинственными. Предлагаю нам с вами послушать и сравнить, как удалось эту же сказку рассказать с помощью музыкальных звуков композитору Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову.

Волшебная музыка из оперы «Золотой петушок», вступление к арии Звездочета.

Итак, музыкальный сказочник  Римский - Корсаков приглашает нас в чудесный мир сказки.

Пусть придет сейчас к нам сказка

Вместе с музыкой прекрасной!

Звучит фрагмент город Леденец Н.А. Римского - Корсакова.

Музыкальный руководитель:

- Куда нас перенесла сейчас музыка Римского - Корсакова?

- Как рассказывает об острове Александр Сергеевич Пушкин, кто вспомнит?

Только задание: прочитать так, как это делает настоящий рассказчик- выразительно.

Ребенок:

...Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами.

А сидит в нем князь Гвидон;

Он прислал тебе поклон.

Музыкальный руководитель:

- Предлагаю чудесный остров навестить, у князя Гвидона погостить.

- На чем же нам отправиться в путешествие? (Ответы детей).

- Возьмите предметы, которые соответствуют и подходят для морского путешествия.

Дети надевают бескозырки, берут штурвал, бинокли, встают за капитаном, выполняют качающиеся движения.

  1. Музыкально - ритмические игра «Плывем на корабле»

Музыкальный руководитель:

- Итак, мы отправляемся в плавание.

Звучит фрагмент «Море» из оперы Н.А. Римского - Корсакова «Сказка о царе Салтане»

- Каким композитор изобразил море в этом фрагменте? Тихим, спокойным, ласковым, волны медленно плывут, вокруг безмятежность и спокойствие. Значит и нам надо покачиваться плавно, медленно, не спеша, вслед за музыкой моря.

(дети выполняют покачивающиеся движения под музыку «Море»)

-( имя)... прочитает нам соответствующий фрагмент из сказки Пушкина?

Ребенок:

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах на раздутых парусах!

Мимо острова крутого, мимо города большого.

Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.

Музыкальный руководитель:

- Положите, пожалуйста, все атрибуты на место и проходите на стульчики и дослушайте этот фрагмент до конца.

  1. Беседа - закрепление по определению понятия «опера».

Музыкальный руководитель:

Объясните мне, пожалуйста, почему мы услышали пение?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель:

Вы правы, ведь Н.А. Римский - Корсаков написал музыкальную оперу «Сказка о царе Салтане». А что такое опера?  (музыкальный спектакль, где действующие герои поют).

Ответы детей. Дети сидят.

  1. Восприятие «Три чуда» Н.А.Римского - Корсакова.

Музыкальный руководитель:

- Любая сказка не может существовать без чуда. Добрые волшебники, звери, птицы, фантастические существа помогают герою пройти через испытания, победить зло, достичь цели. На нашем острове тоже есть чудеса.

Вспомните первое чудо. Верно, это белка.

Слайд – картина В.Конашевича «Белка»

- Вспомните, как Пушкин рассказывает про белочку.

  1. Восприятие фрагмента из оперы «Белка»

Ребенок:

«…Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом.

Белка там живет ручная, да затейница какая!

Золотой грызёт орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки равные кладет,

И с присвисточкой поёт

При честном при всем народе:

«Во саду ли, в огороде.»

  1. Восприятие первого чуда: «Белка»

Музыкальный руководитель:

- Какая по характеру музыка? (звонкая, светлая, хрупкая, прозрачная, весёлая). В этой музыке композитор рассказывает не о том, как белочка прыгает с ветки на ветку, а о том, как она поёт. Эта мелодия незатейлива, нежна, и поднимает настроение у нас, слушателей.

- Покажите, как пляшет белочка.

  1. Импровизация с платочками под музыку.

Музыкальный руководитель:

- Как называется песенка под которую пляшет белочка? Давайте её споём.

Исполнение  русской народной песни  «Во саду ли, в огороде» (хоровод)

Музыкальный руководитель:

- В хороводе роль девицы исполнит нам....(имя), а молодца покажет нам ...(имя), возьмите, пожалуйста, свои элементы одежды.

  1. Во саду ли, в огороде
    Девица гуляла —
    Невеличка, круглоличка,
    Румяное личко.
    2. За ней ходит, за ней бродит
    Удалой молодчик.
    За ней ходит, за ней носит
    Дороги подарки.

Дети стоят в кругу.

Музыкальный руководитель:

Мы исполнили с вами первые два куплета, а теперь послушаем всю песню. Нам помогут девочки, под сказочную музыку Римского - Корсакова переоденутся в русских народных красавиц и исполнят нам замечательный танец.

(девочки надевают элементы русского народного костюма - кокошники и платочки)

3.Танец девочек «Во саду ли, в огороде...»

Садятся.

Музыкальный руководитель:

- Песня «Во саду ли, в огороде...» настолько чудесная, что мы можем сыграть её на музыкальных инструментах и украсить наше путешествие.

4.Оркестр: «Во саду ли, в огороде»

(металлофон, треугольник, колокольчик)

Музыкальный руководитель:

- Вот такой орешек разгрызала белочка,

Давайте в кружочек встанем, да с ним поиграем.

  1. Проводится игра

(по типу «Колечко, колечко, выйди на крылечко»)

«На золотом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной,

Кто ты будешь такой?»

( Ребенок, у которого в руках орешек должен быстро выбежать в центр круга, а дети его ловят)

Повторяют 2 раза.

Садятся на места.

  1. Восприятие второго чуда: «33 богатыря»

Музыкальный руководитель:

- Назовите, ребята, второе чудо «Сказки о царе Салтане»?

(тридцать три богатыря во главе с дядькой Черномором)

Это храбрые витязи, защитники волшебного города Леденца.

- (имя) расскажи нам об этом эпизоде?

Звучит музыкальный фрагмент «Тридцать три богатыря»

Ребенок:

«... море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой.

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге.

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые.

Все ровны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

Музыкальный руководитель:

- Сравните, пожалуйста, море в начале нашего путешествия и море в этом фрагменте. Одинаково ли море изобразил композитор?

- Сейчас мы слышим грозный рокот морского прибоя. Море вскипает, бушует, плещет, и постепенно из него появляются богатыри. Они важно выходят из моря.

- Почему композитор изобразил нам именно такое море, а не показал нам море спокойным?

Музыкальный руководитель:

- Верно, из моря выходят мужественные, сильные, храбрые богатыри, море расступается перед ними, оно не спокойно.

Слайд – картина В.Конашевича «33 богатыря»

Музыкальный руководитель:

- Давайте сейчас оживим картинку богатырей и моря.

Девочки покажут море - бушующее, а мальчики - богатырей, возьмите соответствующие атрибуты.

Звучит повторно музыкальный фрагмент «Тридцать три богатыря»

( Девочки с тканью изображают море, а мальчики маршируют, торжественно проходя через «волны»)

Музыкальный руководитель:

- Вот они наши защитники, храбрые богатыри. Проходите на места.

  1. Восприятие третьего чуда: «Царевна Лебедь»

Музыкальный руководитель:

- Назовите третье чудо волшебного города Леденец ? (прекрасная Царевна Лебедь)

  1. Восприятие музыкального фрагмента «Царевна Лебедь»

Ребенок:

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама – то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь – то говорит,

Словно реченька журчит.

Музыкальный руководитель: 

- Царевна - эта необычная волшебница. Это и человек, и птица лебедь. Лебедь – это удивительно красивая и грациозная птица, и музыка её тоже грациозная, изящная, сказочная.

Мелодия плавная, напевная, похожая на взмахи крыльев сказочной птицы: она то - взлетает вверх, то падает вниз.

Слайд – картина Конашевича «Царевна-Лебедь»

  1. Музыкально - ритмическая импровизация.

Предлагаю ... (имя) изобразить как движется плавно и красиво царевна Лебедь.

Звучит повторно тема Царевны – Лебедь из оперы Н.А. Римского - Корсакова «Сказка о царе Салтане», выбранная девочка изображает.

Садится на место.

  1. Закрепление:

Музыкальный руководитель:

- Рассказывая сказку Пушкина, мы слушали музыку Н.А. Римского - Корсакова.

Музыкальный руководитель:

- Подходит к концу наше путешествие.

Нам пора отправится в обратный путь. И сделаем мы это по - волшебному. Пусть сейчас совершится еще одно чудо. Нас Царевна - Лебедь превратит взмахом своих крыльев в маленьких насекомых  - шмелей, и мы перелетим через море, как князь Гвидон. Итак, волшебство начинается!

  1. Звучит фрагмент «Полет шмеля»  из оперы Н.А. Римского - Корсакова «Сказка о царе Салтане»(дети «летят» на места.)

Тут князь очень уменьшился (дети приседают)

Шмелем он оборотился (кружатся 1 раз вокруг себя)

Полетел и зажужжал ( «полетели» на места)

Судно на море догнал,

Потихоньку опустился на корму - и в щель забился.( сели)

  1. Закрепление.

Музыкальный руководитель:

- Мы с вами вспомнили самые яркие моменты сказки «Сказка о царе Салтане» и еще раз послушали великолепную музыку нашего русского композитора Н.А. Римского - Корсакова.

- А какой эпизод из сказки вам особенно понравился?

- Кто из персонажей показался вам наиболее ярким в музыкальном звучании?

- Хотели бы вы послушать сказку в концертном зале с живой музыкой, то есть, с симфоническим оркестром и оперными певцами, артистами?

- Подумайте, пожалуйста, какую роль в сказке сыграла музыка?

-Может сказка существовать без музыки?

- А музыка может существовать без сказки?

Музыка может существовать отдельно от сказки, но вместе они дополняют друг друга, так же как стихи А.С.Пушкина и музыка Н.А. Римского - Корсакова. Музыка делает сказку интересной, волшебной, украшает её, добавляет ей много новых красок.

  1. Итог:

Мы в этой сказке были полноправными гостями, поэтому мы с вами можем сказать: «И я там был...  мед - пиво пил...»

  1. Музыкальное прощание: «До свидания!»

Дети выходят из музыкального зала.

Театрализация – использование средств театра в педагогическом процессе. Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения речей) с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами мнемотехники «Наши сказки» в старшей группе коррекционной направленности

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами мнемотехники «Наши сказки» в старшей группе коррекционной направленности...

«Планирование непосредственно образовательной деятельности как элемента программы, обеспечивающего требования образовательной области «Речевое развитие» «Знакомство со стихотворением К.Чуковского «Федорино горе»

Возрастная категория: средний дошкольный возраст 4-5 летИнтеграция образовательных областей: "Речевое развитие", "Познавательное развитие",  "Социально-коммуникативное развитие",  "Художеств...

"Сказка о царе Салтане" А.С. Пушкина в музыке Н.А. Римского-Корсакова

Разработка периода НОД с использованием интерактивной доски....

Сказка в музыке Н. А. Римского-Корсакова

Музыка и сказка - имеют ли они что-то общее между собой?...

Проектная деятельность "Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» "

Проектная деятельность "Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакова"...

Проект «СКАЗКА В МУЗЫКЕ» Н. А. Римского-Корсакова

Познавательно-творческий краткосрочный проект, разработанный к 175-летию Н. А. Римского-Корсакова для ознакомления детей с творчеством композитора....

Презентация "Три чуда" из оперы "Сказка о Царе Салтане" Н.А. Римского - Корсакова

laquo;Сказка о царе Салтане…» привлекла композитора изобилием чудес. Сказочное чудо стихов Пушкина композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков передал в музыке оперы «Ска...