Мастер-класс для педагогов по опытно-экспериментальной деятельности с разными материалами для детей старшего дошкольного возраста :"Поможем Буратино"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Вощинская Елена Борисовна

Стандарт дошкольного образования предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, развитие его любознательности, познавательной активности, формирование готовности к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

В старшей группе, где я работаю, есть  дети со сниженным интересом к познанию окружающего, остающиеся пассивными, бездеятельными наблюдателями.

Для решения этой проблемы нами была поставлена цель – создание условий для развития познавательной активности старших дошкольников.

Определены задачи:

  • Вовлечь ребенка в процесс познания окружающего мира с позиции активного участника.

  • Активизировать мыслительную деятельность ребенка: наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

  • Развивать умение включаться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, отстаивать свою точку зрения, слышать мнение товарищей, соотносить свои действия с действиями группы.

 

Одним из средств решения данных задач является использование экспериментальной деятельности на основе сюжета познавательных сказок.

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Организация детского экспериментирования направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию представлений об упорядоченности и разумности окружающего мира.

Сказка в увлекательной форме вводит ребенка в окружающий мир, позволяя лучше понять и осознать его. Познавательная сказка – это увлекательная история с веселыми и умными героями, позволяющая формировать знания, представления и познавательный интерес к изучаемому предмету или явлению, содержание которой выступает в качестве особого рода занимательных проблемных ситуаций, заданий, требующих размышления, действенного обследования, выдвижения и проверки гипотезы.

Экспериментирование на основе познавательного сказочного сюжета –эффективная и оригинальная образовательная технология, новый способ взаимодействия взрослых и детей, способствующий развитию детской инициативы, самостоятельности, взаимодействия с партнерами. Именно такое соединение благоприятно для развития, поскольку через сказочные образы педагог может найти путь к эмоциональной сфере ребенка. Слушая увлекательную историю и переживая вместе с героями все их необыкновенные приключения, ребенок в то же время упражняется в решении целого ряда интеллектуальных задач, учится рассуждать, обосновывать свои действия.

Новизна опыта по применению познавательных сказок в детском экспериментировании заключается в изменении форм и методов взаимодействия участников образовательного процесса, а так же в возможности использования такого экспериментирования как формы совместной образовательной деятельности.

 

Экспериментальную деятельности на основе сказочного сюжета организую с учетом определенных принципов:

  • Принцип научности: предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками; содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

  • Принцип целостности: основывается на принципе непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагога и детей.

  • Принцип систематичности и последовательности: обеспечивает единство обучающих, развивающих и воспитательных задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников.

  • Принцип доступности: предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми и приоритетности ведущего вида деятельности – игры; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.

  • Принцип активного обучения: предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач.

  • Принцип наглядности обучения: наглядное пособие всегда средство познания, основа формирования чувственного образа представления из которых с помощью умозаключений делается обобщающий вывод.

  • Принцип результативности: предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

  • Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

 

По содержанию познавательные сказки делятся на:

  • сказки социального содержания,

  • валеологические сказки,

  • экономические сказки,

  • математические сказки,

  • сказки речевого содержания,

  • экологические сказки,

Во время этого мастер-класса вашему вниманию будет представлена химическая сказка.

 

При работе над организацией экспериментальной деятельности на основе познавательной сказки придерживаюсь определенного алгоритма:

  1. Провожу исследование образовательных и воспитательных потребностей детей, т.е. определяю запросы детей:

  • Какие задачи наиболее важны для детей?

  • Какие темы были бы действительно актуальными?

  • Что дети моей группы не знают и не умеют, но хотели бы научиться?

  • Какой результат им хотелось бы достичь?

  1. Формулирую цель и задачи.

  2. Совместно с детьми во время утреннего круга определяю время проведения опытов и экспериментов.

  3. Разрабатываю сценарий:

  • Определяю тему, вместе с детьми придумываю название.

  • Привлекаю детей к придумыванию сюжетной линии познавательной сказки.

  1. Подбираю опыты, эксперименты, дающие наиболее полное и точное представление об изучаемом предмете или явлении.

  2. Вместе с детьми готовлю оборудование для экспериментальной деятельности:

  • музыкальное оформление, презентацию вводной части, раздаточный и дидактический материал, оборудование и материалы для опытов, дневники наблюдений и т.д.

 

Для того, чтобы использование познавательных сказок оказывало положительное влияние на развитие познавательной активности детей, в процессе совместной экспериментальной деятельности придерживаюсь следующих правил:

  • Прежде чем рассказывать сказку детям, нужно проанализировать ее, обогатить проблемными ситуациями.

  • Сказки нужно именно рассказывать, а не читать, и делать это ярко, образно, выразительно.

  • Перед рассказыванием нужно настроить детей на слушание, можно использовать сюрпризный момент, волшебные слова и т.д.

  • Необходимо продумать мотивы для организации взаимодействия детей и взрослого в совместном поиске решений.

  • Нужно настроить детей на сотрудничество, а не на соревнование, используя нравственный потенциал сказки.

  • В процессе рассказывания можно применять наглядность: изображения героев, схемы, дневники наблюдений и т.д.

 

Организация экспериментирования с познавательными сказочными историями способствует тому, что из пассивного бездеятельного наблюдателя ребенок превращается в активного участника образовательной деятельности, получает ощущение силы своего интеллекта, представления об упорядоченности и разумности окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomozhem_buratino1.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                           « Поможем  Буратино»

Цель мастер-класса: Продемонстрировать воспитателям некоторые виды опытно – экспериментальной деятельности с различными материалами.

Задачи:

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Ход мастер класса:

     Хочу начать с китайской пословицы

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным способом, т. е. от прямой передачи знаний от педагога – воспитаннику. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту  дошкольного образования, задача педагога заключается в том, чтобы создать оптимальные условия, помогающие каждому ребенку раскрыться. Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будут ему необходимы для достижения любых целей в будущем.

Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу — вот задачи современной системы образования.

   Опытно – экспериментальная деятельность, как и игровая деятельность, считается наиважнейшим элементом дошкольного образования. Она развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует созданию дружеской атмосферы и сплоченности детского коллектива, и включает в себя интеграцию таких образовательных областей, как: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.

        Дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому все опыты хочу показать в виде сказки и игры. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - сказки. Сказка называется: «Поможем Буратино». 

 Давайте вспомним сюжет сказки, как Папа Карло выстрогал из полена мальчика Буратино. Буратино получился очень любознательным и совал свой длинный нос во все, что видел. Очень скоро Буратино стало скучно, в каморке папы Карло и  так складывается по сюжету сказки ,что он решил пуститься по свету в поисках приключений. Дорога предстояла дальняя и очень интересная.  Вскоре, Буратино встретил  на своем пути  пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и он увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт № 1 «Кувшинки» Приглашаю выйти ко мне 3 желающих.

Понадобится: Для этого опыта нам понадобятся бумажные цветы с длинными лепестками. Дети старшего дошкольного возраста могут вырезать их сами.  Я сегодня так же предлагаю вам, уважаемые коллеги уже вырезанные цветы. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются. Спасибо, коллеги, за помощь в демонстрации опыта, можете присесть на свои места.

Налюбовавшись такой красотой, Буратино решил продолжить свое путешествие, но на своем пути он не увидел мостика, чтобы перебраться на другой берег. Возле пруда Буратино нашел лист бумаги, с помощью которого он смог смастерить мост.

Опыт №2 «Мостик» для этого опыта приглашаю 1человека.

Предлагаем детям сделать два берега. Для того чтобы сделать берега берем два стакана и переворачиваем их вверх дном. Располагаем сверху лист бумаги и посередине ставим фигурку. Что происходит с фигуркой? Правильно, она падает между стаканами. Теперь берем бумагу и складываем ее гармошкой. Гармошку кладем на стаканы и сверху ставим фигурку. Теперь фигурка устойчиво стоит. Сложенная гармошкой бумага позволяет перераспределять вес равномерно, и способна выдержать нагрузку больше, чем обычный лист бумаги. Спасибо большое за помощь, присаживайтесь в зал.

Когда  Буратино переходил мостик, увидел старую черепаху Тортиллу. Она сказала: «Здравствуй, Буратино, я хочу подарить тебе волшебный ключик!» Но, когда  черепаха Тортилла передавала ключ Буратино, ключ выскользнул и упал на дно пруда. Давайте поможем Буратино,  достать ключ со дна пруда, не замочив рук». 

Коллеги, а как вы думаете, что надо сделать, чтобы справиться с заданием?

Правильно:  Надо взять магнит, привязать его к нитке и опустить в воду, ключик примагнитится.

Опыт №3 «Достань ключик» приглашаю 1 человека помочь в демонстрации опыта.

Для этого опыта нам понадобится:  емкость с водой, ключ и магнит на веревочке.

Проведение:  Наливаем в емкость воду, помещаем в нее ключ, Берем магнит на веревочке, опускаем в воду. Наблюдаем, за тем, что происходит. (достают ключик)

Вывод: магнит притягивает металлические предметы даже через воду. 

 

Достав ключик и перейдя пруд, Буратино продолжил свое путешествие. На пути ему  встретился огромный вулкан.

Опыт №4 «Извержение вулкана»  Приглашаю1человека для демонстрации опыта.

Понадобится: поднос, песок, пластиковая бутылочка, пищевой краситель, сода, лимонная кислота.

Проведение: Вокруг небольшой пластиковой бутылочки из пластилина,  глины или песка следует слепить небольшой вулкан — для антуража.  У нас с вами готовый вулкан. Чтобы вызвать извержение, следует в бутылочку засыпать две столовые ложки соды, смешанной с пищевым красителем, в четверти стакана теплой воды растворяем 3 столовые ложки лимонной кислоты и вливаем раствор в жерло вулкана. Наблюдаем результат.

Объяснение: Когда сода и раствор лимонной кислоты соприкасаются, начинается бурная реакция с выделением соли и углекислого газа. Пузырьки газа и выталкивают содержимое наружу.

Спасибо большое за помощь, коллега.

Через этот огромный вулкан Буратино смог перелететь с помощью волшебного воздушного шарика.

Опыт № 5 «Воздушный шарик» Приглашаю выйти ко мне 1 человека.

 Понадобится:  5 чайных ложек пищевой соды, раствор лимонной кислоты, воздушный шарик, изолента, стакан, бутылка и воронка.

Проведение. 

  1. В отдельной посуде смешаем 3 столовые ложки лимонной кислоты и ½ стакана воды. Вливаем раствор в бутылку через воронку.
  2. В шарик насыпаем пищевую соду.

     3.      Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем    его изолентой.

-Посмотрите, что за волшебство происходит! Шарик сам надувается!

Объяснение: Пищевая сода и раствор лимонной кислоты  вступают в химическую реакцию, и выделяют углекислый газ, тем самым создают дав-ление, которое надувает воздушный шар. Разве не чудо!

Спасибо,  коллега за помощь, присаживайтесь на свое место.

Приземлившись на землю, Буратино продолжил свое путешествие.  

Вдруг он увидел в небе радугу!

Опыт № 6 «Радуга в молоке» Приглашаю для проведения опыта 1 человека.

Понадобится: для опыта берем молоко с большим содержанием жира, краски, моющее средство, ватную палочку.

Проведение. 

Наливаем в чашку молоко.

Добавляем  разноцветных пищевых красителей.

Потом ватной палочкой добавляем несколько капель  средства для мытья посуды. Вы увидите взрыв красок.

Вывод: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в    молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для этого опыта не подходит обезжиренное  молоко.

Но все путешествия подходят к концу, вот и Буратино решил вернуться к папе Карло и рассказать ему о своем путешествии. Но он забыл дорогу домой. Давайте, поможем нашему путешественнику! Возьмем  волшебное блюдечко с наливным яблочком. Проведем яблочком по блюдечку, и Буратино сразу переместится в свой дом.

Опыт№ 7 «Катись, катись, яблочко». Приглашаю 1 человека для проведения опыта.

Понадобится: блюдечко из белой бумаги, внизу картинка, ватный диск, масло.

Проведение:  берем блюдечко из белой бумаги, внизу картинка, водим яблочком (промасленной ватой по бумаге по кругу – спирали из центра «блюдца», приговаривая: «Катись, катись, яблочко, по блюдечку с голубой каемочкой, покажи, где живет Буратино» и смотрим, как проявляется картинка.

Объяснение: когда масло пропитывает бумагу – бумага становится прозрачной и мы видим то, что было изображено на другой стороне листа.

Смотрите, Буратино вернулся к папе Карло.

 Вот и нашей необычной сказке конец.Сегодня с вами, уважаемые коллеги, совершили все вместе с непоседливым и любознательным деревянным человечком увлекательное путешествие. Если Вы надумаете совершить его со своими воспитанниками, то путешествие можно растянуть на несколько дней, от этого оно не станет менее интересным.

Вывод: эксперименты и опыты, которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по - иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность.

В процессе опытно – экспериментальной деятельности  идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Уважаемые, педагоги, не забывайте напомнить детям о технике безопасности при работе с различными материалами, когда вы будете вместе детьми проводить такие же и другие эксперименты с различными материалами,

Спасибо за внимание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс По теме: «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Метод "Синквейн" является одним из современных образовательных технологий. Синквейны часто используются современными педагогами ДОУ в непосредственной образовательной деятельносмти  и на уроках в...

Мастер - класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».

«Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста  с ОНР».                          ...

Мастер- класс - НОД по художественно-эстетическому воспитанию «Чудо - гнездышко» для детей старшего дошкольного возраста (в рамках реализации проекта «Палитра Серебряной Лавны»)

Материал предоставляет возможность:В образовательном аспекте:Ø формировать представления о семейных ценностях; о связи Отечества , Отчизны  с малой ячейкой общества - отчим домом, малой Родиной ...

Мастер-класс для воспитателей "Создание уголка психологической разгрузки в группе детей старшего дошкольного возраста"

Для современных дошкольников в эмоциональном плане характер­ным является, с одной стороны, понижение эмоционального тона, усиле­ние негативных эмоциональных проявлений и как результат этого - сни­жени...

мастер-класс "Литотерапия как средство коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей старшего дошкольного возраста"

Дано краткое описание использования камней педагогом-психологом в коррекционно-развивающей деятельности.....

Мастер-класс «Использование платковых кукол как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»

обучение изготовлению и использованию платковых кукол в процессе интеграции образовательных областей "Художественное творчество" "коммуникация"...

Мастер-класс для родителей "Как развивать речь и умственные способности детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр, упражнений и задач"

Цель: способствовать повышению интереса родителей к использованию логических игр, упражнений и задач для развития речи и умственных способностей детей.Задачи: вызвать желание к сотрудничеству, познако...