«Вместе — дружная семья»
материал

Аверина Галина Александровна

«Вместе — дружная семья»

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок и с первых лет своей жизни он усваивает  нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, все, чем характерна его семья.

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально – исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. Именно в семье ребенок получает свой первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок.

Практика работы с семьями, в которых есть ребенок с нарушениями речи, показывает, что такие семьи по отношению к проблеме можно условно разделить на две группы, носящие конструктивный и деструктивный характер.

Семьи, в которых отношение к проблеме носит конструктивный характер, не углубляются в длительные переживания случившегося, а пытаются более эффективно приспособиться к новым условиям, наладить семейный быт, общение и изменить свое отношение к возникшей проблеме. Такая семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни, чтобы ребенок с самого раннего возраста слышал правильную,отчетливую речь, на примере которой формируется его собственная речь.

Конструктивное отношение – это результат эмоциональной адаптации всех членов семьи: они принимают проблему.

Но, к сожалению, таких семей намного меньше, чем тех, в которых отношение к проблемам носит деструктивный характер, который может выражаться в форме: игнорирование проблем («Это не мои, а его проблемы – пусть выкарабкивается сам»); жесткое отношение и эмоциональное отвержение ребенка. Установка может быть попустительской: «Не обращай внимания, твой папа всю жизнь так говорит, и ничего страшного», «Много детей говорят значительно хуже, чем ты, а учатся на четверки и пятерки», «Посмотри, сколько знаменитых людей не выговаривают какие-то звуки: певцы, писатели, телеведущие, и их дефект им не мешает».

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие родителей, которые могут все знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с логопедом, закрепить в повседневной жизни.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей.

Работа логопеда с семьей, воспитывающей ребёнка с нарушением речи, имеет цели:

· оказать квалифицированную помощь родителям в преодолении недоразвития речи ребёнка;

· помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду;

· создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;

· формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и детьми.

Главной задачей логопеда при взаимодействии с семьёй ребёнка с нарушением речи является не только выдача рекомендаций по коррекции речи и воспитанию ребёнка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем.

Задача логопеда поближе познакомиться с каждой семьёй, познакомить родителей между собой, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы, здесь готовы в тесном сотрудничестве преодолевать все трудности, совместными усилиями решать все проблемы воспитания и развития их детей. Но для этого необходимо глубокое изучение каждой семьи.

Обследование семьи проводится методом анкетирования, который дает достаточно цельное представление о каждой семье. В работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от культурного уровня родителей, образования, стиля семейного воспитания, взаимоотношений в семье, наличия заинтересованности и понимания проблем своего ребёнка. Необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами.

Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах письменной и устной. Необходимо подчеркнуть преимущество письменной формы. Во-первых, обращение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов.

Предложенные формы работы логопеда с родителями, воспитывающими ребёнка с речевыми нарушениями, способствуют развитию партнёрства и сотрудничества родителей и ребёнка, вырабатыванию навыков адекватного и равноправного общения, а как следствие – способствует гармоничному развитию личности и речи ребёнка.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.  Постепенно уходит непонимание, недоверие родителей.  Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух не сообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого мы стараемся, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными задачами у нас являются  создание атмосферы добра, доверия и взаимопонимания. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребёнка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным! 

Используемая литература.

1. Арнаутова,  Е.П.  ДОУ – семья - школа  [Текст] / Е.П. Арнаутова,  Е.А. Кулакова,  Л.А.   Ермакова  //Журн. Управление ДОУ.  2004. -  №5. С.89.

2. Богославец,  Л.Г.   Взаимодействие  дошкольного  образовательного учреждения и семьи в условиях малого города  [Текст] / Л.Г.  Богославец,  А.А.   Майер  // Журн. Управление ДОУ.  2004. - №5. С. 18

3. Взаимодействие  образовательного  учреждения  с  семьей  как  с  главным  партнером  в организации  воспитательного  процесса  [Текст]: методические  рекомендации /   -  Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.

4. Данилина, Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. [Текст] / Т.А.  Данилина  // Журн.Дошкольное воспитание.  2000. - №2. С.44

5. Зверева, О.Л.  Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. [Текст]: книга для воспитателя дет. сада / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.  - 80с.

6. Киселёва, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. [Текст]: книга для воспитателя дет. сада / Л.С. Киселёва, Т.А.Данилина – М.: Аркти, 2004. – 94с.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл averina.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Вместе — дружная семья»

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок и с первых лет своей жизни он усваивает  нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, все, чем характерна его семья.

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально – исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. Именно в семье ребенок получает свой первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок.

Практика работы с семьями, в которых есть ребенок с нарушениями речи, показывает, что такие семьи по отношению к проблеме можно условно разделить на две группы, носящие конструктивный и деструктивный характер.

Семьи, в которых отношение к проблеме носит конструктивный характер, не углубляются в длительные переживания случившегося, а пытаются более эффективно приспособиться к новым условиям, наладить семейный быт, общение и изменить свое отношение к возникшей проблеме. Такая семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни, чтобы ребенок с самого раннего возраста слышал правильную,отчетливую речь, на примере которой формируется его собственная речь.

Конструктивное отношение – это результат эмоциональной адаптации всех членов семьи: они принимают проблему.

Но, к сожалению, таких семей намного меньше, чем тех, в которых отношение к проблемам носит деструктивный характер, который может выражаться в форме: игнорирование проблем («Это не мои, а его проблемы – пусть выкарабкивается сам»); жесткое отношение и эмоциональное отвержение ребенка. Установка может быть попустительской: «Не обращай внимания, твой папа всю жизнь так говорит, и ничего страшного», «Много детей говорят значительно хуже, чем ты, а учатся на четверки и пятерки», «Посмотри, сколько знаменитых людей не выговаривают какие-то звуки: певцы, писатели, телеведущие, и их дефект им не мешает».

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие родителей, которые могут все знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с логопедом, закрепить в повседневной жизни.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей.

Работа логопеда с семьей, воспитывающей ребёнка с нарушением речи, имеет цели:

  • оказать квалифицированную помощь родителям в преодолении недоразвития речи ребёнка;
  • помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду;
  • создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;
  • формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и детьми.

Главной задачей логопеда при взаимодействии с семьёй ребёнка с нарушением речи является не только выдача рекомендаций по коррекции речи и воспитанию ребёнка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем.

Задача логопеда поближе познакомиться с каждой семьёй, познакомить родителей между собой, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы, здесь готовы в тесном сотрудничестве преодолевать все трудности, совместными усилиями решать все проблемы воспитания и развития их детей. Но для этого необходимо глубокое изучение каждой семьи.

Обследование семьи проводится методом анкетирования, который дает достаточно цельное представление о каждой семье. В работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от культурного уровня родителей, образования, стиля семейного воспитания, взаимоотношений в семье, наличия заинтересованности и понимания проблем своего ребёнка. Необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами.

Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах письменной и устной. Необходимо подчеркнуть преимущество письменной формы. Во-первых, обращение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов.

Предложенные формы работы логопеда с родителями, воспитывающими ребёнка с речевыми нарушениями, способствуют развитию партнёрства и сотрудничества родителей и ребёнка, вырабатыванию навыков адекватного и равноправного общения, а как следствие – способствует гармоничному развитию личности и речи ребёнка.

        Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.  Постепенно уходит непонимание, недоверие родителей.  Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.         Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух не сообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого мы стараемся, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными задачами у нас являются  создание атмосферы добра, доверия и взаимопонимания. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребёнка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным! 

Используемая литература.

  1. Арнаутова,  Е.П.  ДОУ – семья - школа  [Текст] / Е.П. Арнаутова,  Е.А. Кулакова,  Л.А.   Ермакова  //Журн. Управление ДОУ.  2004. -  №5. С.89.
  2. Богославец,  Л.Г.   Взаимодействие  дошкольного  образовательного учреждения и семьи в условиях малого города  [Текст] / Л.Г.  Богославец,  А.А.   Майер  // Журн. Управление ДОУ.  2004. - №5. С. 18
  3. Взаимодействие  образовательного  учреждения  с  семьей  как  с  главным  партнером  в организации  воспитательного  процесса  [Текст]: методические  рекомендации /   -  Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
  4. Данилина, Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. [Текст] / Т.А.  Данилина  // Журн.Дошкольное воспитание.  2000. - №2. С.44
  5. Зверева, О.Л.  Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. [Текст]: книга для воспитателя дет. сада / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.  - 80с.
  6. Киселёва, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. [Текст]: книга для воспитателя дет. сада / Л.С. Киселёва, Т.А.Данилина – М.: Аркти, 2004. – 94с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ» Сценарий развлечения для старшей группы ко Дню семьи

«ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ» Предлагаю сценарий развлечения для старшей группы ко Дню семьи. Стихи, шуточная сценка, танцы, игры для всей семьи....

Экологическо-спортивный праздник «ВМЕСТЕ ДРУЖНОЮ СЕМЬЕЙ ПРИРОДУ СОХРАНЯЕМ» или «Мама, папа, я — экологическая семья»

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие ребенка, родителя, педагога, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направленно на повышение педагогичес...

Родительское собрание №1 в нетрадиционной форме в старшей группе. Проведение совместной традиции в саду «Папы, мамы, сад и я вместе дружная семья». Тема собрания: «Влияние семьи и семейных традиций на воспитание ребенка».

Родительское собрание №1 в нетрадиционной форме в старшей группе.  Проведение совместной традиции в саду  «Папы, мамы, сад и я вместе дружная семья».Тема собрания: «Влияние...

Открытое занятие «Я, ты, он, она – вместе целая страна, вместе дружная семья, в слове «мы» - сто тысяч я».

Задачи образовательных областей:ЗДОРОВЬЕ- формировать представления о семье, членах семьи;- способствовать формированию заботливого отношения к родителям, пожилым людям;- закреплять представление о др...

Проект для подготовительной группы детского сада. «Я, ты, он, она – вместе целая страна, вместе дружная семья!»

На современном этапе особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития детей. Повышенное внимание к проблемам социализации связано с изменениями социально-экономическими и социально-по...

Познавательная беседа «Я, ты, он, она - вместе целая страна- вместе дружная семья»

Познавательная беседа «Я, ты, он, она - вместе дружная семья»Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие...

Я, ты, он, она Вместе - целая страна, Вместе - дружная семья, В слове "мы" - сто тысяч "я".

22 августа в нашем детском саду отмечали праздник - День Российского флага.На следующий день состоялось торжественное построение, на котором каждая группа представила свой групповой флаг с названием г...