Программа "Русские шашки"
рабочая программа (подготовительная группа)
Навигатор. Программа "Русские шашки" для детей 6-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_russkie_shashki.docx | 65.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение
Курагинский детский сад № 15
Принято: педагогическим советом МБДОУ Курагинский детский сад № 15 Протокол № ________ От «___»___________2023г | Утверждаю: Заведующий МБДОУ Курагинский д/с № 15 __________Я.М.Зельч Приказ № __________ От «___»_______2023г |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«РУССКИЕ ШАШКИ»
для детей старшего дошкольного возраста
(6-7)
на 2023-2024 учебный год
Воспитатели:
Горленко В.Н.
Галина И.Л.
пгт. Курагино 2023г.
Содержание программы
1 Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1. Пояснительная записка:
- направленность программы
- новизну, отличительные особенности;
- актуальность, педагогическую целесообразность;
- адресат программы
- срок реализации программы и объем учебных часов
- формы обучения
- уровень освоения
- режим занятий
1.2. Цель и задачи программы.
1.3 . Планируемые результаты;
1.4. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
2. Учебный план
3. Содержание изучаемого курса
4. Организационно-педагогические условия
4.1. Календарный учебный график.
4.2. Условия реализации программы.
4.3. Формы контроля (аттестации).
4.4. Оценочные материалы.
4.5. Методические материалы.
4.6. Список литературы.
5.Приложения
- Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы.
- Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документах:
- федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р);
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 629 от 27 июля 2022 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
- распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН
- Положением о дополнительном образовании воспитанников МБДОУ Курагинский детский сад № 15
Направленность программы.
Направленность программы – социально-гуманитарная, по форме организации — кружковая; по времени реализации — годичной.
Новизна программы, отличительная особенность.
Новизна программы состоит в том, в нашем дошкольном учреждении представлено новое направление в дополнительном образовании - обучение детей шашкам.
В детском саду происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать еѐ и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шашки. Обучение игры в шашки способствует повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решении задач, анализировать возникающие ситуации и делать выводы, воспитывает целеустремлѐнность, терпение и характер.
Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей в обучении шашечных игр, начинающих с «нуля».
Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки.
Программа построена на основе сюрпризных моментов, сказок, загадок, обучающих детей игре. Первые занятия посвящаются знакомству с шашечной доской (показ, рассматривание, рисование доски, составление доски из карточек – линий, изучение горизонтальных и вертикальных линий). Игра закладывает характер ребенка: учит не злорадствовать при выигрыше, а проигрывая, не отчаиваться. Учит быть хладнокровным, спокойным при любой напряженной обстановке за шашечной партией, с юмором относиться к проигрышу.
А также, особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению дошкольника. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым ребёнком с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого обучающегося, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности обучающихся с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.
Актуальность, педагогическая целесообразность.
Введение культурной практики «Русские шашки» в ДОУ позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом обучения игры в шашки становится деятельность ребят, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, различных дидактических игр и заданий, чтение дидактических сказок, использование приема обыгрывания учебных заданий.
Шашки в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шашки с дошкольного возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Кроме этого, начальное обучение игре в шашки максимально просто и доступно дошкольникам.
Адресат программы.
Данная программа разработана для всех желающих детей дошкольного возраста (6- 7лет) без особой подготовки и способностей нашего детского сада с нормальным психическим и физическим развитием. Количество детей в группе 10.
Срок реализации программы и объем учебных часов.
Программа рассчитана на 1 год обучения с октября по апрель. Количество часов 87 в год, 1 академический час в неделю, длительность 30 минут.
Форма обучения – очная.
Уровень освоенияпрограммы-начальный, ознакомительный.
К концу учебного года дети должны знать:
- иметь представление об истории и происхождении шашек;
- правила игры в шашки;
- права и обязанности игрока;
- шашечные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение,белые,
черные, ход; названия шашек: пешка (обычная шашка), дамка (шашка, достигшая дамочных полей).
К концу учебного года дети должны уметь:
- применять указанные знания на практике;
-концентрировать внимание, ценить время;
- играть в шашки с удовольствием;
- ориентироваться на шахматной доске;
-правильно расставлять шашки перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
Режим занятий.
Основная форма организации работы с детьми - фронтальные занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей.
Занятие включает в себя: организационный момент, разминку, закрепление предыдущего материала, введение нового материала (теория). Затем, как правило, следует игровая часть занятия, то есть непосредственно сама шашечная игра (практика), и подведение итогов - озвучивание результатов и другое. Обучение происходит в увлекательной, преимущественно игровой форме, в виде практических занятий, на которых обучающиеся играют, анализируют, выполняют различные логические задачи, решают задания на память, внимание. Особенностью методики проведения занятия является разнообразие активных видов детской деятельности, а именно формы тренировочных занятий должны быть многообразными, смена которых позволяет избегать монотонности, снимает напряжение и усталость. Тренировки следует варьировать, комбинировать из отдельных элементов: решение заданий, матчи, конкурсы, турниры, анализ партий. Главнейшая задача - избегать утомительного однообразия, поддерживать у детей интерес.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы - создание условий для развития интеллектуально- творческой, одаренной личности дошкольников через игрыв русские шашки.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с историей шашек;
- обучение основам шашечной игры;
-обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Развивающие:
-развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;
-сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;
-формировать навыки запоминания.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;
- прививать навыки самодисциплины;
- способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.
1.3 Планируемые результаты.
К концу года обучения дети должны выйти на следующие результаты:
предметные:
- дети овладели основами шашечной игры;
- знают простые комбинации, теорию и практику шашечной игры, общие принципы разыгрывания партий.
межпредметные:
- у детей развито логическое мышление, смекалка, наблюдательность, внимание, умения производить расчеты на несколько ходов вперед.
- у детей сформированы навыки самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности, они самостоятельно выбирают приёмы и тактику в процессе игры.
личностные:
- дети умеют проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях (радоваться успехам других, не огорчаться, если что-то не получилось, контролировать свои эмоции, доводить начатое до конца).
-дети активно принимают участие в шашечных турнирах, мероприятиях разного уровня и занимают призовые места.
1.4. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
Формы подведения итогов реализации программы.
Способом определения результативности реализации программы дополнительного образования «Русские шашки» является диагностика. Диагностирование детей проводиться в игровой форме, 2 раза в год (сентябрь и май). Результаты диагностики педагог вносит в диагностическую карту.
Диагностический мониторинг
Для определения уровня способностей детей в начале и конце года проводится педагогическая диагностика по следующим критериям:
Формы педагогической диагностики:
- педагогические наблюдения;
- занятия;
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
оптимизации работы с группой детей.
В режиме дня педагог создает диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия. Каждый ответ оценивается по трех бальной системе:
3 балла - ребенок самостоятельно выполняет диагностическое задание
2 балла – ребенок понимает инструкцию воспитателя, результат появляется при незначительной помощи воспитателя
1 балл - ребенок не понимает или не выполняет задание.
Критерии уровней развития детей
Высокий:
ребенок имеет представление о шашках. Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Понимает важностьпервых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия шашек. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. У ребенка развито логическое мышление.
Средний:
ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шашек, ходы и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Путается в названии геометрических фигур, в сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях.
Низкий:
ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шашки. Не знает ходов шашек и их отличия.
2.Учебный план
№ п/п | Раздел программы | Количество академических часов | Форма аттестации контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Организационное занятие. | 12 | 6 | 6 | Игра «Собери пазлы». Дети должны собрать произвольно разрезанную шахматную доску. |
2 | История возникновения шашечной игры. Знакомство с шашечной доской. | 3 | 1,5 | 1,5 | Игра «Пятый лишний». На карточках шахматные фигуры, пешки, фишки и т. д. Найти лишнюю фигуру. |
3 | Азбука шашечной игры. | 14 | 7 | 7 | Игра «Смотрите внимательно». На произвольном отрывке шашечной доски расположить фишки произвольно. Дать посмотреть внимательно, а затем на своих карточках дети должны расставить фишки по памяти. |
4 | Правила шашечной игры. | 10 | 5 | 5 | Игра «Найди ошибку» |
5 | Игра «Русские шашки» | 28 | 14 | 14 | Игра «Учимся считать». На шашечной таблице, (на белых клетках нарисованы числа по шашечным фишкам, а на черных клетках надо положить цифры, которые соответствуют числу фишек. Вариант: дать команду на пространственную ориентировку. |
6 | Общие принципы разыгрывание партии | 8 | 4 | 4 | Игра «Зеркало». Дети должны выложить фишки в зеркальном отображении. |
7 | Шашечный турнир «Наш лучший игрок» | 12 | 6 | 6 | Игра в шашки |
Всего часов | 87 | 43,5 | 43,5 |
3. Содержание изучаемого курса.
1.Физическая культура и спорт в Российской Федерации. Значение физической культуры и спорта для организации здорового образа жизни населения страны. Русские шашки – наш национальный вид спорта. 2.История развития шашек. Древность русских шашек. Распространение шашечной игры в России.
3.Правила вида спорта "шашки". Общие положения. Система проведения соревнований.
4. Основы шашечной игры. Общие вопросы шашечной теории.
5. Тактика и техника. Методы ведения игры в зависимости конкретной обстановки. Тактические цели. Комбинации.
6. Окончания. Три дамки против одной. Ловушки. Борьба простых. Расчет ходов. Типичные позиции. Четыре дамки против двух.
7. «Тайм-аут». Позиции для проведения «Тайм-аута». Конверт. Заключение на весу.
8. Композиция Этюды, задачи и концовка.
9. Стратегия. Сущность и содержание стратегии шашечной борьбы.
4. Организационно-педагогические условия
4.1 Календарно-учебный график
Месяц | Число | Название темы занятия | Количество часов | Форма занятия | Форма промежуточной аттестации | Количество часов итог | |||
теория | практика | ||||||||
Октябрь 1 неделя | 3, 4,5 | «В гостях у знатока шашек Зайки», Сказка начинается «Королевство шашек». | 0,5 0.5 0,5 | 0,5 0,5 0,5 | традиционная | Мониторинг | 3 | ||
Октябрь 2 неделя | 10,11,12 | «Путешествуем с Зайкой по дому творчества» - «Шашечная доска и шашки, «Волшебные ниточки сказочного королевства» «Шашечные дороги»,«Задания умной совы» - «Шашечные дороги». | 0,5 0.5 0,5 | 0,5 0.5 0,5 | традиционная | 3 | |||
Октябрь 3 неделя | 17,18,19 | Встреча на лесной поляне - «Зайкины шашки», «Путешествие в мир открытий» - Шашечные поля. | 0,5 0.5 0,5 | 0,5 0.5 0,5 | традиционная | 3 | |||
Октябрь 4 неделя | 24,25,26 | «В гостях у знатока шашек – Зайки», Там на невиданных дорожках -Диагональ. | 0,5 0.5 0,5 | 0,5 0.5 0,5 | традиционная | 3 | |||
Ноябрь 1 неделя | 31,1,2 | «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: сила флангов | 0,5 0.5 0,5 | 0,5 0.5 0,5 | традиционная | 3 | |||
Ноябрь 2 неделя | 7,8,9 | «Лесная школа умного зайца» - Центр, «Лесная школа умного зайца» - Бортовые поля | 0,5 0.5 0,5 | 0,5 0.5 0,5 | традиционная | 3 | |||
Ноябрь 3 неделя | 14,15,16 | «Лесная школа умного зайца» - Бортовые поля; «Лесная школа умного зайца» -«Дамка». Дамочные поля | 0,5 0.5 0,5 | 0,5 0.5 0,5 | традиционная | 3 | |||
Ноябрь 4 неделя | 21,22,23 | «В гости к друзьям» - «Как ходят шашки», «Лесная школа умного зайца» Основные правила шашечной игры | 0,5 0.5 0,5 | 0,5 0.5 0,5 | традиционная | 3 | |||
Ноябрь 5 неделя | 28,29,30 | «Лесная школа умного зайца» Основные правила шашечной игры; «Лесная школа умного зайца» - Основные приёмы борьбы на шашечной доске | 0,5 0.5 0,5 | 0,5 0.5 0,5 | традиционная | 3 | |||
Декабрь 1 неделя | 5,67 | «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: как пройти в дамки; «Этикет игрока» - Правила поведения во время игры; | 0,50.50,5 | 0,50.50,5 | традиционная | 3 | |||
Декабрь 2 неделя | 12,13,14 | «Как справится с задачей?», «Веселый бой», Викторина «Королевство шашек» | 0,50.50,5 | 0,50.50,5 | традиционная | 3 | |||
Декабрь 3 неделя | 19,20,21 | «Подготовка к соревнованиям между командами ДОУ», «Лесной турнир», «Соревнования» | 0,50.50,5 | 0,50.50,5 | традиционная | 3 | |||
Декабрь 4 неделя | 26,27,28 | «Как начинать партию?»; «Цели игры и определение результата партии» Способы защиты. Открытые и двойные ходы.; «Знакомство с таблицей шашечного турнира». | 0,50.50,5 | 0,50.50,5 | традиционная | Промежуточная диагностика | 3 | ||
Январь 2 неделя | 9, 10,11 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие ходы».; Турнир «Белочки- медвежата». | 0,50.50,5 | 0,50.50,5 | традиционная | 3 | |||
Январь 3 неделя | 16,17,18 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Простые комбинации».; «Умники и умницы». | 0,50.50,5 | 0,50.50,5 | традиционная | 3 | |||
Январь 4 неделя | 23,24,25 | «Умники и умницы».; Основные приемы борьбы на шашечной доске «Основы позиционной игры». | 0,50.50,5 | 0,50.50,5 | традиционная | 3 | |||
Февраль 1 неделя | 30,31,1 | «Лесные забавы»; Основные приемы борьбы на шашечной доске «Комбинационные приемы Ловушки в начале партии в игре шашки». | 0,50.50,5 | 0,50.50,5 | традиционная | 3 | |||
Февраль 2 неделя | 6, 7, 8 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Комбинационные приемы Ловушки в начале партии в игре шашки».; Основные приемы борьбы на шашечной доске «Связывание» | 0,50.50,5 | 0,50.50,5 | традиционная | 3 | |||
Февраль 3 неделя | 13,14,15 | «Использование дополнительного темпа». «Зайкин сон»; Основные приемы борьбы на шашечной доске «Шашечные окончания». | 0,50.50,5 | 0,50.50,5 | традиционная | 3 | |||
Февраль 4 неделя | 20,21,22 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Шашечные окончания».;«Решение элементарных комбинаций». | 0,50.50,5 | 0,50.50,5 | традиционная | 3 | |||
Февраль 5 неделя | 27,28,29 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Размен».; «Конкурс на призы от Зайки». | 0,50.50,5 | 0,50.50,5 | традиционная | 3 | |||
Март 1 неделя | 5, 6, 7 | «Конкурс на призы от Зайки».;«Шлагбаум». | 0,50.50,5 | 0,50.50,5 | традиционная | 3 | |||
Март 2 неделя | 12,13,14 | «Победитель - это я»; «Достижение выгодной оппозиции». | 0.5 | 0.5 | традиционная | 3 | |||
Март 3 неделя | 19,20,21 | «Достижение выгодной оппозиции».; «Турнир сильнейших» | 0,5 | 0,5 | традиционная | 3 | |||
Март 4 неделя | 26,27,28 | «Зайкина задачка».; «Шашечный бал». | 0,5 | 0,5 | традиционная | 3 | |||
Апрель 1 неделя | 2, 3, 4 | «Шашечный бал».; Подготовка к соревнованиям. «Шашечные встречи сильнейших в детском саду». | 0.5 | 0.5 | традиционная | 3 | |||
Апрель 2 неделя | 9, 10, 11 | Дружеские встречи. | 0,5 | 0,5 | традиционная | 3 | |||
Апрель 3 неделя | 16,17, 18 | Дружеские встречи. | 0,5 | 0,5 | традиционная | 3 | |||
Апрель 4 неделя | 23,24,25 | Дружеские встречи. | 0.5 | 0,5 | традиционная | Завершающаядиагностика | 3 |
Академический час,мин. | Количество часов в неделю | Количество занятий в месяц | Количество учебных академических часов в год | Режим занятий |
30 | 3 | 12 | 87 | 1 академический час 3 раза в неделю |
4.2 Условия реализации программы
Программа рассчитана на подготовку и обучение игре в шашки детей 6-7 лет, начинающих «с нуля» и рассчитана на 87 часов (3 академических часа в неделю). Для обучения по дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей рабочей программе принимаются все желающие, без предварительного отбора. Программа направлена на формирование общей культуры детей, развитие интереса к игре как к интеллектуальному досугу, развитие интегративных качеств, обеспечивающих социальную успешность, формирование предпосылок учебной деятельности. Работа проводится фронтально в группах 10 человек, с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме тем самым превращаются в увлекательную игру или интересное соревнование, что способствует быстрому и лучшему усвоению знаний. Программа рассчитана на один год
Информационно-методическое обеспечение программы
Оборудование:
- мебель (столы, стулья);
- магнитная демонстрационная доска;
- объёмное игровое оборудование;
- шахматные доски, набор шашечных фигур;
- мультимедийное оборудование.
Наглядные пособия:
- картинки, иллюстрации;
- раздаточные материалы:
- схемы карточки-задания.
Компьютерное обеспечение:
- Ноутбук
- Экран
- Проектор
4.3 Формы и виды контроля
С помощью собеседований, опроса на первых занятиях выявляется уровень подготовленности обучающихся ля определения готовности к восприятию материала, новой темы, на первых занятиях восполняются выявленные пробелы.
Для проверки усвоения материала по теме проводятся диагностические задания: опросы, решения шашечных мероприятий, игра с воспитателем, беседы.
Итоговый контроль выявляет, насколько обучающиеся усвоили программу, при их участии в шашечном турнире, игре с воспитателем, и решении комбинаций, сочетающих в себе элементы тактических приёмов, изученных в течении года.
4.4 Методическое обеспечение программы
Форма проведения занятий
Определяется возрастными особенностями детей а также содержанием
разделов и тем изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;
- игра;
- тренировочные игры;
- турниры.
Методы проведения занятий
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов,
соревнования, работа над ошибками.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий.
Примерный перечень оборудования
Шахматные доски (деревянные, картонные, 40 х 40 см) — 10 шт.
Фигуры к ним (деревянные, пластмассовые) 10 комплектов.
Демонстрационная доска— 1 шт. Фигуры к ней— 1 комплект.
Дидактические игры
«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из
горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий
шахматной доски.
«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей
шахматной доски.
«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся
все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить,
какая фигура спрятана.
«Угадайка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур,
дети должны догадаться, что это за фигура.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд,
дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной»,
которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать:
«Секрет».
«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети поочереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает
учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом,
формой.)
«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют
самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры
по высоте.
«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные
фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки, (фрагмента
игрового поля) и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном
положении. «Мяч».Педагог произносит какую-нибудь фразу о
начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не
перепрыгивая их.
«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной
клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля,
Вид и форма контроля, форма предъявления результата.
Диагностирование детей проводиться в игровой форме, 2 раза в год (сентябрь и май), Результаты диагностики педагог вносит в диагностическую карту. Результаты диагностики оглашаются на педагогическом совете ДОУ.
Средства реализации программы: перспективный план работы культурной практики среди детей подготовительных групп на 2023– 2024 учебный год; шашечная литература, наборы шашек, шахматная доска – полотно на стену.
Тематическое планирование
№ п.п. | Тема | Содержание | Кол-во часов |
1 | «По дороге знаний» - экскурсия в шашечный клуб. | Знакомство с помещением, тренером, с историей шашек. | 2 |
2 | Сказка начинается «Королевство шашек». | Познакомить с понятиями шашка, жителями шашечной страны. Просмотр видеофильма «Про поросенка, который умел играть в шашки». | 1 |
3 | «Путешествуем с Зайкой по дому творчества» - «Шашечная доска и шашки. | Познакомить с общими понятиями: шашечная доска и шашки. Расстановка шашек. Чтение сказки«Зайкины шашки » | 1 |
4 | «Волшебные ниточки сказочного королевства» - «Шашечные дороги». | Познакомить с понятием вертикаль. Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально». Например: (дерево, стена и т.д.), найдите отличие от вертикали, распол. на шашечной доске. | 1 |
5 | «Задания умной совы» - «Шашечные дороги». | Познакомить с понятием «горизонталь» игра «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально». | 2 |
6 | Встреча на лесной поляне - «Зайкины шашки». | Познакомить с понятиями: Ходы шашек. Тихий ход. Ударный ход. Виды боя (взятия). Художественно-продуктивная деятельность: «Королевство шашек» Выставка детских работ. | 2 |
7 | «Путешествие в мир открытий» - Шашечные поля. | Чтение художественной литературы «Русские шашки – зайкины шашки». Познакомить детей, что у каждого поля на доске есть свой адрес - свое название Поля обозначены цифрами и буквами Сначала говорится название вертикали, потом номер горизонтали, т.е. сначала буква, потом цифра. Например – поле 1: d4 (дэ 4) игра: «Самый меткий стрелок». Назвать все поля, из которых состоят вертикали и горизонтали. | 1 |
8 | «В гостях у знатока шашек – Зайки». | Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. | 2 |
9 | Там на невиданных дорожках -Диагональ. | Познакомить с понятием диагональ | 1 |
10 | «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: сила флангов | Познакомить с шашечным понятием фланг. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 3 |
11 | «Лесная школа умного зайца» - Центр | Познакомить с шашечным понятием центр. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 2 |
12 | «Лесная школа умного зайца» - Бортовые поля | Поля первой и последней горизонтали a1, c1, e1, g1; b8, d8, f8, h8 и поля вертикалей a и h: a1, a3, a5, a7; h2, h4, h6, h8 (поля отмечены знаком Х). Шашки, занимающие эти поля, называются бортовыми шашками. Практическое закрепление материала. | 2 |
13 | «Лесная школа умного зайца» -«Дамка». Дамочные поля | Черные поля последней для соперников горизонтали (для белых 8-й горизонтали – b8, d8, f8, h8 (отмечены знаком Х); для черных 1-й горизонтали a1, c1, e1, g1 (отмечены знаком Х) – поля превращения простой шашки в дамку. | 2 |
14 | «В гости к друзьям» - «Как ходят шашки». | Познакомить с правилами :«Хода» Ходить назад шашками запрещено! Практическое закрепление материала. | 2 |
15 | «Лесная школа умного зайца» Основные правила шашечной игры | Познакомить с основными правилами «Боя» Практическое закрепление материала. | 2 |
16 | «Лесная школа умного зайца» - Основные приёмы борьбы на шашечной доске | Познакомить с правилом: Если после того, как Вы срубили одну шашку, Ваша шашка вновь оказывается перед шашкой соперника, которая стоит с Вашей на одной диагонали и за шашкой соперника есть свободное место, то и эта шашка соперника должна быть срублена, не зависимо от количества шашек и количества разворотов. | 2 |
17 | «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: как пройти в дамки | Познакомить с правилом: простаяшашака, достигнув дамочного поля, превращается в дамку. Это может произойти как тихим ходом (передвижение шашки с 7-й горизонтали на 8-ю для белых или со 2-й на 1-ую для черных), так и ударным. Ход и бой Дамкой. | 2 |
18 | «Этикет игрока» - Правила поведения во время игры | Познакомить с правилами поведения во время игры Смотри приложение №1 | 2 |
19 | «Как справится с задачей?» | Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б.Рработа с диаграммами. Игра «Сдавайся». Тренировочные упражнения. | 1 |
20 | «Веселый бой» | Стихотворение Юровскй Е.М. «Перед боем шашки в ряд На земле своей стоят» ". Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры». Игра «Взятие шашки» | 1 |
21 | Викторина «Королевство шашек» | Практическое закрепление материала. Дидактические игры «Кто быстрее построит на доске фигуры», «Ловушки» закрепление шашечных терминов: поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ. | 1 |
22 | «Подготовка к соревнованиям между командами ДОУ». | Практическое закрепление материала. | 1 |
23 | «Лесной турнир» | Практическое закрепление материала. | 1 |
24 | «Соревнования» | Подведение итогов года. Соревнования между игроками в детском саду, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры». | 1 |
25 | Как начинать партию? | Дидактические игры: «Кто первый», «Составь доску» | 1 |
26 | «Цели игры и определение результата партии» Способы защиты. Открытые и двойные ходы. | Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. Игра «Главная дорога», чтение худ. Литературы Юровский Е,М, | 2 |
27 | «Знакомство с таблицей шашечного турнира». | Знакомство с понятием «Таблица турнира». Упражнения на выполнение ходов пешками. Тренировочные упражнения. | 1 |
28 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие ходы». | Упражнения на выполнение ходов шашками. Тренировочные упражнения. Игра «уголки» Игра «поддавки» Основные приемы борьбы на шашечной доске | 1 |
29 | Турнир «Белочки- медвежата». | Практическое закрепление материала. Дидактические задания «Атака неприятеля» Юровский Е.М. «Цейтнот» | 2 |
30 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Простые комбинации». | Шашечный этюд. Задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур. | 2 |
31 | «Умники и умницы». | Практическое закрепление материала. Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б.Рработа с диаграммами. Игра «Сдавайся» | 2 |
32 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Основы позиционной игры». | Приемы позиционной игры. Основные принципы игры. Оппозиция. Изменение оппозиции при размене. Изолированные шашки. Простейшие позиционные приемы выигрыша. | 2 |
33 | «Лесные забавы» | Практическое закрепление материала. | 2 |
34 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Комбинационные приемы Ловушки в начале партии в игре шашки». | Практическое закрепление материала. Игра: «Самый меткий стрелок».Чтение художественной литературы.Обозначение игровых полей. Работа с диаграммой. Дидактическая игра «Морской бой» | 2 |
35 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Связывание» | Знакомство с понятием «Связывание». Практическое закрепление материала. Работа с диаграммами. | 2 |
36 | «Использование дополнительного темпа». «Зайкин сон» | Познакомить с понятием «Дополнительный темп». Решение дидактических задач «Кто первый съест шашку» Чтение художественной литературы Юровскй Е.М «Зайкин сон» Игра | 2 |
37 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Шашечные окончания». | Знакомство с понятием «Шашечные окончания». Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. | 2 |
38 | «Решение элементарных комбинаций». | Практическое закрепление материала. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. | 2 |
39 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Размен». | Знакомство с понятием «Размен». Дидактическая игра «Игры на уничтожение» | 2 |
40 | «Конкурс на призы от Зайки». | Практическое закрепление материала. Решение кроссвордов, выполнение заданий, дидактические игры. | 2 |
41 | «Шлагбаум». | Знакомство с понятием «Шлагбаум». | 2 |
18 | . «Победитель - это я» | Развлечение. Практическое закрепление материала. | 2 |
42 | «Достижение выгодной оппозиции». | Познакомить с понятием «выгодная оппозиция». Шашечный этюд. Основные позиции защиты Дидактические задания «Кто первый ходит», «Игра на уничтожение». | 2 |
43 | «Турнир сильнейших» | Практическое закрепление материала. Подбор игр и заданий на обобщение знаний. | 2 |
44 | «Зайкина задачка». | Работа с диаграммами Шашечный этюд. Задание, найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур. | 2 |
45 | «Шашечный бал». | Практическое закрепление материала. | 2 |
46 | Подготовка к соревнованиям. «Шашечные встречи сильнейших в детском саду». | Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 3 |
47 | Дружеские встречи. | Соревнования между игроками ДОУ. Подведение итогов года. | 6 |
4.5 Список литературы
- Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 03.02.2011г.)
- Шашки для детей/ В.К. Погрибной, В.Я. Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.
- Романчук О.А., «Юному шашисту», - М.:Просвещение, 2009.
- Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
- Егоров А.П., «Как научить играть в шашки?», - М.: Чистые пруды, 2005.
- Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.
- Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.
- Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
- Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.
- Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.
- Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.
- Юровский Е.М. Кондратьева Л.П. Зайкины шашки: Книжка-игра для маленьких.-СПб.: Издательский дом «Литера»: 2001.-64с.: ил.
- Internet ресурсы, сайты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа совместной деятельности воспитателя с детьми по обучению игре в шашки кружок "Русские шашки"
Программа направлена на обучение детей игре в русские шашки....
.Кружок "Умные шашки" по игре в шашки для детей подготовительной группы
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкоьного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участии в соревнованиях. ...
Тематический план по обучению детей игре в шашки по программе "Умные шашки"
Основной целью программы "Умные шашки" является стимулирование предпосылок учебной деятельности, раскрытие умственного, нравственного, волевого потенциала личности ребёнка посредством освоен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ШАШКИ «ВОЛШЕБНЫЕ ШАШКИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ШАШКИ «ВОЛШЕБНЫЕ ШАШКИ»...
Приказ " О подведении итогов турнира по русским шашкам "Золотая шашка" среди воспитанников старшего дошкольного возраста МАДОУ Детский сад №3 Ромашка "
Приказ " О подведении итогов турнира по русским шашкам "Золотая шашка" среди воспитанников старшего дошкольного возраста МАДОУ Детский сад №3 Ромашка "...
Приказ "О подведении итогов турнира по русским шашкам «Золотая шашка» среди воспитанников старшего дошкольного возраста МАДОУ «Детский сад № 3 «Ромашка»
Приказ "О подведении итогов турнира по русским шашкам «Золотая шашка»...
Приказ о проведении турнира по русским шашкам "Золотая шашка"
приказ о проведении турнира по русским шашкам "Золотая шашка"...