Принципы психологического изучения аномальных детей
методическая разработка (подготовительная группа)

Ефремова Татьяна Викторовна

В своей практической работе специальные психологи при обследовании детей с нарушениями в развитии руководствуются определенными принципами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsipy_psihologicheskogo_izucheniya_anomalnyh_detey.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ

Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии является одной из важнейших практических задач специальной психологии. Психологическое
изучение дает неоценимые материалы, необходимых для дифференциальной диагностики аномального развития и разработки соответствующих психодиагностических методик. В своей практической работе специальные психологи при обследовании детей с нарушениями в развитии руководствуются определенными принципами.

  1. Принцип комплексного подхода к изучению ребенка. Этот принцип предполагает проводить всестороннее обследование особенностей развития всех видов познавательной деятельности ребенка, его эмоционально-волевой сферы, умений, навыков и всей личности в целом. Обследование предполагает использование различных психодиагностических методик, что являатся важной частью общей диагностической системы. Принцип комплексного подхода к изучению ребенка предполагает не только психологическое исследование, но и анализ состояния нервной системы ребенка, его сенсорной и двигательной сферы. В соответствии с принципом комплексного подхода обследованием ребенка занимаются психологи, дефектологи, сурдопедагоги, невропатологи психиатры и др.
  2. Принцип целостного изучения ребенка. В основе этого принципа лежит положение Л. С. Выготскогоо структуре дефекта, которое позволяет осуществить
    системный анализ нарушения. Целостный анализ при обследовании ребенка с отклонением в развитии предполагает обнаружение не отдельных проявлений нарушений психического развития, а определение причин их возникновения и установления связи между ними. Это способствует выявлению основных особенностей познавательной сферы ребенка, его интересов, увлечений и личности в целом.
  1. Принцип динамического изучения ребенка. Основой для выделения этого принципа является положение Л. С. Выготского о соотношении обучения
    и развития ребенка. Л. С. Выготский выделял зону ближайшего развития ребенка, которая подразумевала уровень трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно, и зону ближайшего развития, т. е. уровень трудности задач, решаемых ребенком под руководством взрослого. В соответствии с этим принципом при изучении ребенка необходимо выяснить знания, умения, навыки ребенка, а также потенциальные возможности детей. Реализация принципа динамического изучения ребенка предполагает использование наряду с диагностическими методиками
    методики, позволяющие определить зону его ближайшего развития.
  2. Принцип единства качественного и количественного подходов при оценке психического развития. При реализации данного принципа предполагаются
    анализ процесса выполнения задания (рациональность, последовательность операций, логика, настойчивость в достижении цели, доведение работы
    над заданием до логического завершения и пр.) и учет конечного результата деятельности. При этом учитывается взаимосвязь качественных и количественных показателей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виктория Валентиновна Ткачева "Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии".

Полезное пособие для педагогов, работающих с детьми, имеющими отклонения в развитии....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ОБУЧЕНИЯ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ

К социальным средствам коррекции относятся со­здание оптимальной социальной микросреды и органи­зация целенаправленного процесса обучения и воспи­тания, то есть создание специальной психолого-педаго­г...

Социально - психологические условия изучения страхов детей

Презентация о результатах диагностики страхов детей старшего дошкольного возраста...

Социально – психологические условия изучения страхов детей 5 – 6 лет

Социально – психологические условия изучения страхов детей  5 – 6 лет.  Цель исследования: изучение особенностей детских страхов.Объект исследования: страхи детей 5 – 6 лет, предмет исс...

Цель, основные задачи и принципы психологической коррекции в дошкольном возрасте

Главная цель, основные задачи и принципы организации и проведения психологической коррекции в пространстве нормального дошкольного детства. Понимание психологической коррекции как особой психолого-пед...

ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ

Статья о принципах психологического изучения аномальных детей....