МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ОБУЧЕНИЯ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ
методическая разработка на тему

К социальным средствам коррекции относятся со­здание оптимальной социальной микросреды и органи­зация целенаправленного процесса обучения и воспи­тания, то есть создание специальной психолого-педаго­гической системы. Отношения в учебном коллективе детей-олигофренов вплотную зависят от личности учи­теля. Воспитание выступает как ведущий фактор формирования личности. Умелое воспитание способствует быстрейшему формированию способностей к самовос­питанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_k_pedsovetu.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент социальной защиты населения города Москвы

ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ

УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ № 24

СООБЩЕНИЕ

ТЕМА: «МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ОБУЧЕНИЯ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ».

Подготовил: Кауркина Людмила Викторовна.


Дети с умственной отсталостью проходят обучение в так называемых школах восьмого типа. Основная масса обучающихся в данных заведениях — дети с клиническим диагнозом «олигофрения».

Своеобразие обучения детей с умственной отсталостью объясняется рядом причин.

  1. Нередко отмечаются заметные изменения в физическом статусе умственно отсталых детей. Признаки физического недоразвития чаще всего встречаются при ранних тяжелых поражениях мозга. Часто наблюдаются изменения внутренних органов, такие как врожденный порок сердца, нарушения работы желудочно-кишечного тракта, дефекты развития органов дыхания. Все эти факторы приводят к необходимости коррекции преподавания трудового обучения и других предметов, связанных с физической нагрузкой или моторной сферой деятельности.
  2. Грубые локальные неврологические симптомы при олигофрении встречаются редко. Они могут проявляться при сочетании олигофрении с другими локальными поражениями центральной нервной системы. Но сравнительно нередки следующие симптомы:
  • со стороны черепно-мозговых нервов: косоглазие, опущение верхнего века, нистагм (ритмичные движения глазного яблока), парез лицевого и подъязычного нервов;
  • двигательные нарушения: нерезко выраженные парезы, изменения мышечного тонуса. У детей-олигофренов часто отмечаются задержки в развитии двигательных функций. Двигательные нарушения оказывают влияние на быстроту, ловкость, точность движений;
  • несформированность речевой функции сказывается на освоении школьных предметов;
  • со стороны рефлекторной сферы нередко наблюдаются патологические рефлексы, снижение или отсутствие рефлексов, оживление сухожильных и периостальных рефлексов;
  • нарушения в работе анализаторов приводят к осложнению восприятия различных раздражений, вялости, малой активности, что сказывается на психической деятельности ребенка;
  • нарушение вегетативной нервной системы — повышенная потливость, дистония сосудов, нарушения диэнцефальной области.

Все эти факторы диктуют необходимость коррекции системы образования и воспитания детей-олигофренов в зависимости от нарушений в их развитии.

  1. Нарушения психической деятельности — основа дефекта при олигофрении. Клиническая картина психических нарушений зависит от следующих факторов:
  • степени тяжести поражения ЦНС;
  • характера патогенного агента;
  • времени воздействия патогенного агента;
  • вредных влияний в период активного формирования психических функций.

К патологии психического статуса детей-олигофренов относятся следующие особенности:

  • малоактивность процесса восприятия окружающего мира. Представления детей-олигофренов обычно нечетки и малодифференцированны, причиной такого явления является пониженная реактивность коры. Выработанные условные связи у таких детей быстро угасают. Второстепенные признаки явлений и предметов обычно не фиксируются. Эти особенности памяти приводят к сложностям при изучении нового материала, следовательно, к необходимости многократного повторения пройденного материала;
  • недоразвитие словесно-логического мышления приводит к трудностям в высказывании суждений, характеристике явлений окружающего мира. Олигофренам бывает трудно найти сходство или различие между предметами по характерным признакам, самостоятельно оценить ситуацию, приспособиться к изменяющимся обстоятельствам. Все это нередко вызывает неадекватные реакции и не вполне осмысленные формы поведения;
  • нарушения волевой сферы у олигофренов отмечаются многими авторами. Слабость воли у детей-олигофренов проявляется в восприимчивости к чужому, нередко негативному влиянию. Внешне такая особенность выражается в хаотическом поведении, в преобладании непроизвольных движений и действий. Дети-олигофрены из-за нарушений волевой сферы не проявляют настойчивости и инициативы в достижении цели, их поведение носит импульсивный характер. Внимание является одним из видов волевой деятельности, следовательно, с нарушением волевой сферы связаны и сложности постановки произвольного внимания. Произвольное внимание большинства детей-олигофренов неустойчиво — им трудно сосредоточиться на определенном предмете, что осложняет процесс их обучения. Но педагогическая практика показала, что в процессе обучения и воспитания объем внимания расширяется, оно становится более устойчивым;
  • расстройства эмоциональной сферы также относятся к нарушениям психической деятельности. Эмоциональная сфера активизирует работу мышления, а, следовательно, имеет немалое значение в процессе обучения. При тяжелых поражениях ЦНС чувства детей однообразны и неустойчивы, характеризуются двумя крайними состояниями — удовольствием и неудовольствием, возникают только при непосредственном воздействии раздражителя. Переживания детей с тяжелыми поражениями ЦНС непрочны и поверхностны. При незначительных поражениях ЦНС сфера чувств может значительно обогатиться в процессе воспитания и развития;
  •  расстройство речи является типичным нарушением даже при легкой степени умственной отсталости. У многих детей-олигофренов нарушается структура слова, страдает грамматический строй речи, контроль за собственной речью ослаблен. Речевая система формируется с задержкой.

Все вышеперечисленные особенности требуют специализации системы воспитания и образования, ориентированного на детей-олигофренов.

Целью коррекционно-воспитательной работы с детьми с легкой степенью умственной отсталости является обучение их доступным знаниям и социальное адаптирование к самостоятельной жизни. Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми включает несколько этапов.

1. Первый этап (4-8 лет) — работа по формированию санитарно-гигиенических навыков и развитию моторики. Дети приучаются к адекватному поведению в общественных местах. Большое внимание уделяется развитию речи и познавательной деятельности, осуществляется подготовка к школьному обучению. Первый этап является наиболее важным в системе воспитания, образования и адаптирования умственно отсталого ребенка. От того, насколько будут усвоены первоначальные навыки и знания, зависит успешность дальнейшего обучения детей.

2.        Второй этап (8-16 лет) — закрепление навыков
самообслуживания и личной гигиены, проводится работа по обучению хозяйственно-бытовым навыкам. Дети обучаются счету и элементарной грамоте, большое внимание уделяется развитию связной речи.

3.        Третий этап (16-18 лет) — социальная адаптация.
Цель коррекционной работы с детьми при глубокой умственной отсталости — трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни в условиях окружающей социальной среды. Достижение этой цели осуществляется путем решения следующих задач:

  • развитие психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения. Коррекция недостатков психофизического развития детей. Основное внимание направляется на умственное развитие учащихся;
  • формирование правильного поведения у детей с глубокими формами умственной отсталости;
  • трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда, физическое воспитание, ориентация на самообслуживание;
  • бытовая ориентация и социальная адаптация.

К социальным средствам коррекции относятся создание оптимальной социальной микросреды и организация целенаправленного процесса обучения и воспитания, то есть создание специальной психолого-педагогической системы. Отношения в учебном коллективе детей-олигофренов вплотную зависят от личности учителя. Воспитание выступает как ведущий фактор формирования личности. Умелое воспитание способствует быстрейшему формированию способностей к самовоспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Обучение рисованию детей старшего дошкольного возраста.

Данное пособие направлено на работу с ребенком по изучению основ изобразительного языка. Пособие иллюстрировано рисунками-заданиями по каждой теме с последующим усложнением материала....

Методическая разработка "Обучение детей дошкольного возраста рисованию, лепке, аппликации на основе предметов народного искусства"

Материал содержит описание основных направлений работы с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста при обучении детей дошкольного возраста рисованию, лепке, аппликации на основе предме...

Методическая разработка: " ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМ-МОДЕЛЕЙ"

В своей работе я  попыталась отобразить систему работы по развитию навыков составления описательных рассказов с использованием схем-моделей, а так же сформулировать методические рекомендации по о...

Методическая разработка: "Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста"

Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый-шестой год жизни ребёнка являются периодом наиболее высокой "языковой одарённости", особой восприимчивости к звуковой сторо...

Методическая разработка "Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста по программе Н.В.Нищевой"

Развитие речи, коммуникативных способностей речевого общения детей — одна из важнейших задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Решение этой задачи предполагает в первую очередь ознакомление...