"Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста через общение с природой"
статья
Статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 55 общеразвивающего вида»
г. Магнитогорска
«Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста через общение с природой »
Старший воспитатель: Солонецкая Л.А.
2024 г.
Актуальность темы обусловлена новыми требованиями, предъявляемыми человеку в современном быстро меняющемся мире. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, обладающие развитым чувством ответственности[1]
Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются опыт народной культуры; знание языков общения; опыт межличностного общения; опыт восприятия искусства.
Коммуникативная компетентность имеет несколько составляющих:
-коммуникативную способность;
-коммуникативное знание;
- коммуникативные умения.
Коммуникативная способность - природная одарённость человека в общении, с одной стороны, и коммуникативная производительность с другой.
Коммуникативное знание – это знание о том, что такое общение, каковы её виды, фазы, закономерности развития.
Коммуникативные умения – способы выполнения каких-либо речевых действий, от которых зависит готовность человека к общению (Е.А. Овсянникова).
Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте. Дети младшего школьного возраста не всегда могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что препятствует установлению контакта между взрослым и ребёнком.
Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни, игры. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы составите первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т. е. истина самого слова. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать[2].
Именно на этапе дошкольного и младшего школьного возраста ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются основы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают и показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним[3].
Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами неживой и особенно живой природы. Ребенок смотрит в мир широко открытыми глазами. И порой замечает то, что не видим мы, взрослые. Они видят всё: трудолюбивую пчёлку на цветочке в саду, крохотного паучка в густой траве. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с ней, дети открывают для себя новый мир.
Одним из важнейших условий реализации данной темы является организация развивающей предметно- пространственной среды. В нашей группе мы постарались создать среду таким образом, чтобы она способствовала познавательному и речевому развитию ребенка, формировала его как личность, а также способствовала формированию элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Поэтому процесс обучения стараемся строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. С этой целью в группе имеется уголок экспериментирования, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения. Так же в группе (классе) есть уголок природы. Он служит не только украшением группы (класса), но и местом для саморазвития детей. В уголке природы находятся энциклопедии, иллюстрации животных и растений, различные коллекции камней, шишек хвойных деревьев и многое другое.
В уголке природы есть разнообразные комнатные растения, экологические игры, развивающие мыслительные способности, связную речь, память, внимание детей.
В экологической зоне повешен календарь природы, дети самостоятельно определяют времена года[3].
В беседах о природе использовали в основном вопросы, выясняющие знания детей об определенных предметах и явлениях природы, и вопросы, требующие обобщения фактического материала, установления связей и зависимостей в природе.
В процессе общения с природой у детей, развивается это неоценимое качество человечной личности, как внимательность, любознательность, что в собственную очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые разрешено отыскать с поддержкою наблюдений, закономерного мышления.
Это содействует расширению словарного запаса у ребенка, связной речи, практичному овладению умениями словообразования, искус ству анализировать и классифицировать приобретенные познания, развитию коммуникативных возможностей деток. Дети постоянно и всюду в той или другой форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветочки, бабочки, жуки, птицы, звери, передвигающиеся тучи, падающие хлопья снега, ручейки, в том числе и лужицы после летнего дождика – все это завлекает интерес детей, веселит их, дает богатую пищу для их развития, а еще рвение к познанию. Ознакомление детей с природой – это средство воспитания в их сознании реалистических познаний о находящейся вокруг природе, основанных на эмоциональном эксперименте и воспитании верного отношения к ней[4].
Игра – ведущий вид деятельности ребѐнка дошкольного возраста. Главная цель игр, которые я использую в своей работе – развитие коммуникативных навыков через общение с природой. В природном уголке нашей группы очень много разнообразных игр природоведческого характера, дети с большим удовольствием в них играют. Игра может быть любой:
-дидактической («Назови и расскажи», «Природа - не природа», «Третий лишний», «Верно ли, что», «Узнай растение»);
-сюжетно-ролевой («Зоопарк» «Ветеринарная клиника», «На ферме»);
-настольно-печатной («Подбери пару», «Четыре времени года», «Мир диких и домашних животных»,« «Во саду ли, в огороде», «Ботаническое лото» Зоологическое лото», «Чей детѐныш», «Овощи и фрукты»);
-игры с природным материалом («Чудесный мешочек», «Кто, чем питается?», «Биологический сундучок»[5].
Таким образом, можно сказать, что совместные коммуникативные игры, с экологической направленностью, в которых дети действуют одновременно и одинаково наиболее эффективны. Отсутствие соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства и близости со сверстниками, что конечно же благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений. Формирование коммуникативных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста очень важно для гармоничного развития ребенка и его подготовки в дальнейшей жизни.
Список литературы:
1. Шипицына Л.М. Основы коммуникации. – С.-Петербург «Образование» 2017г.
2.Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука Общения. - С.-Петербург «Детство-Пресс»2018г..
3.Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Издательство Аркти Москва 2017г.
4.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль «Академия развития» 1996г.
5.Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. – Москва 2019г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развитие коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости посредством речевых упражнений"
Раскрыта поэтапность работы по диагностики и развитию коммуникативных умений....
Проект "Дидактическая игра, как средство развития сенсорных способностей детей младшего школьного возраста"
В данном проекте представлена система работы помогающая развивать познавательную сферу ребят младшего возраста, так как в младшем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее,...
Мастер - класс "Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность с объектами живой природы."
Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность с объектами живой природы....
Презентация "Развитие эмпатии у детей младшего школьного возраста через использование квест-технологии"
Эмпатия - это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Мы, педагоги, просто обязаны развить у детей эмпатию, достигая этого не путем навязывания своих мыслей...
Роль дидактической игры на эффективность развития умственных способностей детей младшего школьного возраста.
laquo;Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра – для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольника – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета...
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через театрализованную деятельность
Театральная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе....
Консультация «Формирование коммуникативных качеств у детей младшего дошкольного возраста через общение с природой»
Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высши...