2024 год. Консультация для воспитателей. "Нетрадиционные техники аппликации при работе с детьми дошкольного возраста"
консультация

Юдайкина Лера Шакиржановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_stepanova_l.g.docx353.61 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники аппликации

при работе с детьми дошкольного возраста

«Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном»

                                                                                                                  Дени  ДидроC:\Users\Саньчоус\Desktop\рамки изо\1676604805_gas-kvas-com-p-ugolok-izo-v-detskom-sadu-risunok-36.png

Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов творческой деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду – это эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов, творческих способностей подрастающих дарований. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений. Одним из таких видов деятельности является аппликация, что в переводе с латинского обозначает «прикладывание».

Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют их на основе, принятой за фон, с помощью различных клеев, ниток, это наиболее простой и доступный способ создания художественных работ. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.

Аппликация может быть:

- предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т. д.);

- сюжетной, отображающей те или иные события;

-декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Педагоги в своей работе используют традиционную технику обучения детей аппликации,а именно:

а)составление декоративного узора из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе

б)составление изображения предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображениесюжета

в) овладение различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги:этовырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.

г) составление изображения предмета (сюжета) используя технику оригами.

Но, и теперь уже нередко, можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техникиаппликации.Работа с разнообразными материалами в различных художественных техниках, расширяет возможности ребенка, развивает чувство цвета, гармонии, пространства и воображения, образное мышление, творческие способности. Это сотворчество увлекает и детей, и педагогов, оно становится новым, необычным, ярким и эмоционально насыщенным. Рассмотрим некоторые из используемых нетрадиционных художественных техникаппликации.

Виды нетрадиционной аппликации:

- Обрывная аппликация хороша для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

     

  - Накладная аппликация позволяет получить необычное многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

- Модульная аппликация (мозаика). В этой технике нужный образ получается путем последовательного наклеивания множества одинаковых форм.Вкачестве основы длямодульной аппликации могутиспользоваться не только вырезанные кружки, квадратики, треугольники, но и просто рваные бумажки.

- В симметричной аппликации  для повторяющихся изображений, заготовку – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера – складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

- Ленточная аппликация позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений,разрозненных или связанных между собой.Дляизготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

- Квиллинг  (англ. quilling — от слова quill (птичье перо, также бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги)

- Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.

- Коллаж  (от фр.collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

- Аппликация из салфеток. Очень интересный материал для детского творчества- салфетки. Из них можно делать разные поделки.Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива.

-Гофрированная бумага  - один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

- Аппликация из ткани - разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укрепить на определенном фоне из ткани детали из другой ткани. Укрепляются они либо пришиванием, либо приклеиваниемАппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной.Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых: края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.

- Аппликация из крупы.  Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

-Аппликация из соломы необычайно привлекательна, они отливает золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету, аппликацияпередает неповторимую игру: блестит как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.

- Аппликация из засушенных растений.  Популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой.Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям. А мы, педагоги, должны им в этом помочь, найти возможности для проявления и формирования творческих способностей подрастающих талантов.

Литература:

1.Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности /

Г. Г. Григорьева – М.: Академия, 2000

2. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М.: Владос, 2008

3. Лубышева, Е. А. Эта волшебная бумага / Е. А. Лубышева // Дошкольное воспитание. – 2000. - №4

4. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа /

И. А. Лыкова. – М.: Карапуз, 2009

5. Семенова, Т.А. Бумажная мозаика /Т. А. Семенова // Дошкольное воспитание.– 2011- №1

6.Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду/ Г.С.Швайко. – М.: Владос, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Опыт работы.Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста.

Презентация.Опыт работы.Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста....

Опыт работы по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста

В статье описываетяс опыт работы по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста...

Консультация на тему: "Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста"

Консультация на тему:"Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста"...

Нетрадиционные техники аппликации при работе с детьми дошкольного возраста

В данной работе рассмотрены различные техники, используемые воспитателями на занятиях по аппликации в ДОУ, для развития творческих способностей детей....

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» / Консультация для педагогов/

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста. Консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста»

Консультация для педагогов «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста»...