Опыт работы по теме «Интеллектуальное развитие детей, их готовность к школьному обучению через взаимосвязь движения пальцев рук и речевого развития детей».
проект (старшая группа)

Тимошкова Людмила Александровна

   Жизнь в современном мире ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

   ФГОС ДО предусматривает создание благоприятных условий  развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Все пять  образовательных областей направлены на развитие  интеллектуальных способностей у дошкольника. Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из детского сада в школу.

  Исследования отечественных психологов и физиологов подтверждают связь развития движения пальцев рук с  развитием мозга». Марионилла Максимовна Кольцова, российский физиолог, доктор медицинских наук, профессор пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев рук. Людмилой Владимировной Фоминой на основе проведённых обследований большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Каждый палец руки имеет довольно обширное значение в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

В практической деятельности мы увидели проблему у детей в недостаточном формировании графических навыков.

Для более эффективного овладения начальными навыками  письма был разработан долгосрочный проект «Ловкие пальчики».

  Сформулирована Цель:

Развитие   графических   навыков   за   счет   совершенствования технических  навыков  и  умений  детей,  регулярной  практической деятельности,  а  также  развитие  детской  фантазии, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.

 Определены следующие Задачи:

Развитие двигательных и познавательных способностей через развитие:

1.  Двигательной области коры головного мозга:

- умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер;  учиться владеть  ими,  используя  самомассаж,  игры  и  упражнения  (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах);

- формирование зрительно-моторной координации.

2.  Речевой области коры головного мозга:

-  формирование  активной  речи  ребенка,  пополнение  словарного запаса новыми понятиями.

3.  Мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.

4.  Пространственной ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве.

5.  Формирование навыков учебной деятельности:

-  умение  слушать,  понимать  и  выполнять  словесные  установки педагога;

- умение действовать, повторяя показанный образец и правило.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _13871.doc31.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Интеллектуальное развитие детей, их готовность к школьному обучению через взаимосвязь движения пальцев рук и речевого развития детей».

   Здравствуйте, уважаемые коллеги. Представляю Вашему вниманию опыт работы по теме «Интеллектуальное развитие детей, их готовность к школьному обучению через взаимосвязь движения пальцев рук и речевого развития детей».

Актуальность

 Жизнь в современном мире ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

   ФГОС ДО предусматривает создание благоприятных условий  развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Все пять  образовательных областей направлены на развитие  интеллектуальных способностей у дошкольника. Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из детского сада в школу.

   Исследования отечественных психологов и физиологов подтверждают связь развития движения пальцев рук с  развитием мозга». Марионилла Максимовна Кольцова, российский физиолог, доктор медицинских наук, профессор пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев рук. Людмилой Владимировной Фоминой на основе проведённых обследований большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Каждый палец руки имеет довольно обширное значение в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Проблема

  Большая часть родителей, думая о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.  Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому при поступлении ребёнка в школу, недостаточное развитие мелкой моторики, трудности в овладении письмом могут привести к возникновению негативного отношения ребёнка к школе, снижению учебной мотивации. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Родители и педагоги, должны уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движения руки, для решения сразу двух задач: во - первых, косвенное влияние на общее интеллектуальное развитие ребёнка: во - вторых, подготовка к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

   В практической деятельности мы увидели проблему у детей в недостаточном формировании графических навыков.

Для определения уровня графомоторного развития детей за основу были взяты критерии оценки формирования мелкой моторики руки С.Е. Большаковой; экспресс-диагностика в детском саду Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко.

 Критериями  оценки  являются:  тесты  на  развитие  графических  навыков, творческие работы детей, самоанализ своих работ и работ других детей, участие в проводимых выставках.

   По результатам экспресс – диагностики детей старшего дошкольного возраста на начало 2020-2021 учебного года выявлено: графический навык сформирован достаточно хорошо у 5 детей (27%), развитие мелкой моторики  этих детей соответствует возрасту.  У 11 детей (58%) есть некоторые трудности в выполнении графических движений, необходим  подбор  упражнений  для коррекции слабо развитых составляющих графического навыка, развитие мелкой моторики соответствует возрасту. Графический навык развит очень слабо у 3 (15%) детей, возможны серьезные трудности при обучении письму в школе; развитие мелкой моторики 5 детей не соответствует возрасту.

   Для более эффективного овладения начальными навыками  письма был разработан долгосрочный проект «Ловкие пальчики».

Сформулирована Цель: Развитие   графических   навыков   за   счет   совершенствования технических  навыков  и  умений  детей,  регулярной  практической деятельности,  а  также  развитие  детской  фантазии, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.

Определены следующие Задачи:

Развитие двигательных и познавательных способностей через развитие:

1.  Двигательной области коры головного мозга:

- умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер;  учиться владеть  ими,  используя  самомассаж,  игры  и  упражнения  (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах);

- формирование зрительно-моторной координации.

2.  Речевой области коры головного мозга:

-  формирование  активной  речи  ребенка,  пополнение  словарного запаса новыми понятиями.

3.  Мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.

4.  Пространственной ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве.

5.  Формирование навыков учебной деятельности:

-  умение  слушать,  понимать  и  выполнять  словесные  установки педагога;

- умение действовать, повторяя показанный образец и правило.

Содержание проекта соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено в соответствии с принципами:

  • Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
  • Принцип гуманистичности - предполагает индивидуально-ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
  • Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.
  • Принцип непрерывности и системности - решение задач в системе всего учебно - воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках ДОУ.
  • Принцип преемственности - организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития.
  • Принцип интеграции образовательных областей - в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

 Реализация данного проекта осуществлялась через индивидуальную и совместную деятельность педагогов и детей, создание творческих групп (совместно с родителями).

Занятия, в соответствии с перспективным планированием, проводились 1 раз в неделю, как в специально организованной, так и в свободной деятельности детей в дошкольном учреждении и дома.

Для реализации цели и задач данного проекта в нашем детском саде применяются следующие формы работы с детьми:

  • самостоятельная деятельность детей в игровых центрах;

индивидуальная или подгрупповая совместная деятельность воспитателя с детьми;

занятия включающие в себя продуктивные виды деятельности;

  • занятия по развитию графических навыков и умений.

Свободная самостоятельная деятельность детей обеспечивает возможность развития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его интересам и потребностям.

 В центре сенсорного развития - подобраны обучающие игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, математический планшет для совершенствования пространственных представлений, зрительного восприятия, внимания, мышления, памяти и воображения. 

Также для развития мелкой моторики и зрительного восприятия используются: пуговицы разного размера, цвета и формы, разноцветные камешки и ракушки, шарики, сухие бассейны с крупой.

  В центре математического развития дети занимаются со счётными палочками, пишут в тетрадях, для них подобраны образцы рисунков по клеточкам, точкам, графические диктанты.

В центре «Маленький художник» детям предлагается следующий материал: пластилин, карандаши, краски, трафареты, фигурные линейки, фломастеры, раскраски, бумага разной формы и размера, различные трафареты и прочее. Большое внимание уделяем рисованию, раскрашиванию рисунков. Рисование «есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем – либо».        

  На занятиях по изобразительной деятельности мы довольно часто используем нетрадиционные техники – это лепка из шариков, пластилинография, лепка из макаронных изделий, работа с природным материалом; ; салфеточная аппликация, оригами, «Эбру» и другие техники.

  Пластика – это увлекательный мир творчества и мастерства. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно для умственного и эстетического развития ребенка. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук.

  На занятиях с пластилином пальчики ребенка развиваются и крепнут, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, его самочувствие.

  Разнообразные виды театра способствуют развитию мелкой моторики, умения слушать и подчиняться правилам, позволяют ребёнку раскрыться.

   Конструктивная деятельность безусловно является эффективным средством подготовки руки детей к овладению письмом.

   Также она способствует развитию и совершенствованию различных познавательных процессов: восприятия, представления, внимания, памяти, логики, мышления, пространственной ориентировки.

   На развитие мелкой моторики направлена деятельность по вышиванию, шитью, бисероплетению. Занятия проходят в игровой форме, в доброжелательной атмосфере.

   Игровая форма и положительная оценка являются хорошей мотивацией дальнейшему обучению ребёнка.

   Немаловажную роль в формировании графомоторных навыков играет развитие пространственных ориентировок, прежде всего ориентировки на листе бумаги. Решение этой задачи невозможно без определенного уровня развития зрительного восприятия и умения точно координировать движение руки. На развитие зрительного и пространственного восприятия с детьми проводила упражнения такие как «Лабиринт», «Геометрический диктант», «Я еду на машине», «Закончи дорожку», «Зеркало» и другие, приучая ребёнка к самооценке и самоконтролю.

   В процессе развития графических навыков у детей формируются произвольное внимание и память. Дети учатся внимательно слушать и запоминать объяснения воспитателя, работать самостоятельно, оценивать свою работу и работу других.

    На всех этапах обучения упражнения являются не механическим повторением одних и тех же процессов или движений, а сознательной целенаправленной деятельностью ребенка. Длительность графических операций на начальном этапе не должна превышать 5-7минут. Следует отметить, что не нужно торопить детей. У каждого ребёнка свой темп письма. Необходимо формировать графический навык поэтапно для успешной подготовки руки к письму.
  Для развития графического навыка детей использую следующие приёмы:

- рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки; обведение: по точкам, по контурам, по клеточкам;

- выполнение штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок;

дорисовывание;

- раскрашивание картинок; графические диктанты. 

   В старшей группе особое место для развития графической моторики уделялось штриховке, обведению по трафарету, раскрашиванию.

   В подготовительной к школе группе в первом полугодии занятия проводились в тетради в крупную клетку, с января - мелкую.

   В занятия включены следующие виды работ: письмо графических элементов, зрительный или слуховой диктант. Зрительные диктанты способствуют развитию зрительного восприятия. Дети учатся внимательно рассматривать предъявляемые им рисунки и воспроизводить их по памяти, выкладывая их из цветных палочек или геометрических фигур или рисуя цветными карандашами. Зрительные диктанты чередуются со слуховыми, цель которых - развитие внимания к речи воспитателя. Усложнение материала как зрительных, так и слуховых диктантов заключается в увеличении количества элементов, и более сложном их расположении, а также в увеличении элементов, различно окрашенных.

   Для реализации проекта подобраны: картотеки игровых упражнений для развития графомоторных навыков, «Штриховки», «Зрительные диктанты», «Найди отличия», «Умные точки», «Лабиринты», «Перепутанные линии», Упражнения по формированию межполушарных связей», графические диктанты, гимнастики для глаз, пальчиковых игр, игр для профилактики нарушения осанки, комплексов дыхательных упражнений; подобран и изготовлен наглядный материал.

   В работе с родителями в рамках реализации проекта «Ловкие пальчики» использованы следующие  формы и методы:

- родительские собрания по подготовке детей к школе;

- выставки детских работ;

- консультации «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста», «Роль счетных палочек в развитии логического мышления», «Развитие графомоторных навыков у детей 6-7 лет» и другие.

  Для размещения консультаций, заданий, фото и видео достижений детей использовала интернет-ресурсы.

   По результатам проведённой диагностики для определения уровня развития мелкой моторики и координации движений рук детей подготовительной к школе группы на конец 2022-2023 учебного года можно сделать вывод, что 84,2% детей готовы к овладению письмом. У них сформированы внимание и контроль за собственными действиями, скоординированы движения руки и глаза, развито умение анализировать образец.

   Таким образом, благодаря реализации данного проекта, дети научились выполнять различные виды штриховки, графические диктанты, умеют расслабляться и напрягать мышцы руки, знают способы изображения предметов на бумаге, что способствует формированию устойчивого внимания, тренирует глазомер, развивает пространственное воображение, а также способствует развитию речи и мышления детей. 

    Результатом проделанной работы, направленной на интеллектуальное развитие детей является участие воспитанника подготовительной группы в интеллектуальном марафоне «Маленькие гении», номинация «Умники и умницы» и победа детей группы совместно с родителями в городском конкурсе юных инженеров "ТИМ" (творчество, инженерия, математика).    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: "Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством развития навыков овладения подвижными играми с правилами"

Опыт работы на тему: «Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством развития навыков овладения подвижными играми с правилами». Цель педагогического опыта:Изучить и обос...

Опыт работы по теме: «Речевое развитие детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности»

В современных условиях модернизации системы дошкольного образования, работа по развитию речи детей дошкольного возраста занимает одно из центральных мест в деятельности работы ДОУ....

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

laquo;Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомлениес правилами дорожного движения»...

Опыт работы на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством метода интеллект-карт»

Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование ...

Опыт работы на тему "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством инновационных технологий игрового обучения"

ОПЫТ  РАБОТЫ на тему:«Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством инновационных технологий игрового обучения»...

Опыт работы на тему «Интеллектуальное развитие детей 3-4 лет через дидактические игры по математике»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ  САД № 48»КОПЕЙСКОГО  ГОРОДСКОГО  ОКРУГА(МДОУ «ДС № 48»)456652, Челябинская область...