Опыт работы на тему «Интеллектуальное развитие детей 3-4 лет через дидактические игры по математике»
учебно-методический материал (младшая группа)

Мария Васильевна Квасова

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ  САД № 48»

КОПЕЙСКОГО  ГОРОДСКОГО  ОКРУГА

(МДОУ «ДС № 48»)

456652, Челябинская область, город Копейск, улица Луганская, дом 3 –А

( 8 (35139) 2 03 67

e-mail: mdoy48_kgo@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт работы  интеллектуальному развитию детей 3-4 лет через дидактические игры по математике .

 

 

 

 

                                                                                Воспитатель: Квасова М.В.

 

 

 

 

 

 

г.Копейск

2021г.

 

 

Опыт работы

на тему «Интеллектуальное развитие детей 3-4 лет через дидактические игры по математике»

 

Народная мудрость гласит:

«Дайте ребенку что-нибудь в руки, чтобы он начал думать».

 

   Все родители заинтересованы в непрерывном интеллектуальном развитии своих детей. Интеллектуальное развитие отвечает за нормальный уровень и скорость мыслительных процессов: сравнений, обобщений, распознаваний, способности делать выводы.     

Дети с хорошим интеллектом всегда пользуются большой популярностью. Они в дальнейшем добиваются больших успехов в жизни. Существует множество способов развития интеллекта у малышей, которые можно применять в обучении с раннего возраста. Интеллект ребенка – это форма организации его познавательных процессов, которая обеспечивает хорошее восприятие и понимание окружающей действительности.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Тема моего опыта работы: «Интеллектуальное развитие детей 3-4 лет через дидактические игры по математике».

Ведущей  идей опыта стало использование дидактической игры как метода обучения, повышения интереса детей к образовательной деятельности, развития сосредоточенности, обеспечение лучшего усвоение программного материала.

Актуальность работы: математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума. Дидактические игры математического содержания способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления; создают положительную эмоциональную атмосферу; побуждают детей к коллективному поиску, активности, обучению, преобразованию игровой ситуации.

  Что такое дидактическая игра? Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.  При проведении дидактических игр учитываю:

- игра  должна соответствовать возрасту, опыту детей, развитию активности;

- игры с детьми должны  быть на   развитие внимания, мышления, проходить в спокойной доброжелательной обстановке;

- дидактические игры должны поддерживать интерес к совместной со взрослым деятельности.

Развиваю  интеллектуальные способности детей на занятиях по математике,   в совместной и самостоятельной деятельности, учитывая особенности развития познавательных способностей детей в раннем дошкольном возрасте: ребенок в 3 года находится в познавательной стадии исследователя вместо наблюдателя-малыша в 2 года. В период от 3 до 4 лет происходит существенный рывок его интеллектуального развития. Ребенок стремится получать новые знания и претворять их в жизнь, и задача педагога  в это время – помочь малышу получить эти знания, создать условия для развития ребенка и гармонично развивать его по всем направлениям познавательных способностей человека – памяти, восприятия, мышления, ощущения, представления и воображения. Это залог успешного обучения в школе.

В своей работе по заявленной теме я использую  инновационные технологии:

1.Технологию «лэпбук».

2. Технологию развивающих игр В.В. Воскобовича.

Используя технологию «лэпбук», я в соответствии с годовыми задачами по формированию элементарных математических представлений на октябрь месяц  сделала 3 лэпбука с дидактическими играми по математике по трем эталонным цветам, которые должны усвоить дети к концу года: красный, желтый, синий.

Начала готовить лэпбуки для реализации таких задач, как:  формирование  у детей представления о количестве предметов «один-много»; по ознакомлению с  геометрическими фигурами,  величиной, формой, размером.

Лэпбук очень удобен в работе, отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

-полифункционален;

-пригоден к использованию одновременно группой детей;

-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;

-вариативен.

Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской  деятельности взрослого с детьми:

- включенность воспитателя наравне с детьми,

- добровольное присоединение детей к деятельности,

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности,

- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Мною была составлена картотека дидактических игр по математике для лэпбуков: «Найди предмет», «Веселые матрешки», «Длинное -короткое», «Подбери фигуру», «Три квадрата», «Геометрическое лото»,  «Широкое – узкое», «Высокий – низкий», «Соберем бусы», «Наряди куклу», «Лото» (закрой фишкой только красные, синие, желтые картинки).

Заинтересовала работой с лэпбуками родителей. Провела для них мастер-класс по изготовлению лэпбука  для игр с детьми дома.

Так же для своей работы я выбрала технологию развития интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста  В.В. Воскобовича, в основе которой лежит игра. Игры В.В.Воскобовича возбуждают интерес ребенка к деятельности и всегда сопровождаются сказками, игровыми ситуациями.

Авторская методика В.В. Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью. Главный принцип: интерес-познание - творчество.

Цели и задачи  игровой технологии В. В. Воскобовича:
1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.
2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
3. Развитие воображения, креативности,  мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала.
5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений.
6. Развитие мелкой моторики и всех психических процессов.

В сюжете игры ребенок помогает героям, выполняя различные задания и упражнения. Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых различные сюжеты переплетаются с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями.

В процессе игры создается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым, благотворно влияющая на его гармоничное развитие.

С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.
 Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».

Работу с развивающими играми В.В. Воскобовича я начала еще в 2018-2019 учебном году, работая в подготовительной к школе группе.  Я изучила специальную литературу: материалы I,  II, III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Развивающие игры В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста», методику познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса» Т.Г. Харько.

В прошлом году в нашем учреждение еще не было ковролиновых основ для жесткого крепления на стены, но имелись игровые поля «Миниларчики» и съемные элементы для игры с ними. Я  с детьми проводила игры на закрепление  понятий «больше», «меньше», умения использовать знаки >  <, закрепляла умения определять на сколько больше, на сколько меньше, находить способы выравнивания.  Например, игра «Кто больше собрал листочков?»

Дается игровая ситуация: Ежики поспорили – у кого больше поместиться листочков на спинке. Насобирали они листочков и начали сравнивать. У маленького ежика уместилось 3 больших листочка, у большого – 5. У кого больше? У кого меньше? На сколько? Расстроился маленький ежик. Как его утешить?

Задание: определить количество листочков у каждого ежика, записать знаками и цифрами выражение. Найти способы уравнивания листочков. Развивающие игры я применяла в непосредственно - образовательной деятельности в речевом, художественно- эстетическом развитии (рисовании).

Сейчас я работаю во второй младшей группе. Свою работу я начала с изучения задач образовательной области «Познавательное развитие: математические представления». Познавательное развитие, помимо развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, предполагает формирование познавательных действий и представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира -форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.

Моя главная задача при организации работы по формированию математических представлений:

1.Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности путём развития навыков простейшего экспериментирования для исследования свойств  предметов и материалов.

2.Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка, закладывая основы личности: поддерживать любую любознательность ребенка, поддерживать интерес к собиранию конструкций и созданию построек и композиций из различного материала, не имеющих определенного названия или назначения.

3. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания: формировать представления о различных признаках и свойствах объектов и явлений (цвет, форма, величина, физические свойства и др.).

Учить:

- различать и называть простейшие геометрические формы: круг, треугольник, шар, куб;

- различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый;

- различать и называть признаки величины: большой -маленький, длинный -короткий, высокий -низкий и др.

-осуществлять классификацию по одному признаку или свойству: выделять группу предметов, имеющих общее название, например «часы»; выделять группу предметов, имеющих общий сенсорный признак;

-осуществлять сериацию -построение упорядоченного ряда по возрастанию или убыванию какого-либо признака без соответствующих обозначений степеней его выраженности в речи ребёнка;

-сравнивать предметы по одному признаку или свойству;

-устанавливать сходство, тождество или различие предметов по одному

заданному признаку или свойству;

- понимать слова, выражающие контрастные качества: сильный -слабый, чистый -грязный, большой -маленький, длинный -короткий, пустой - полный, прямой -кривой, светлый -тёмный и т. п.;

-различать количество в пределах 3 без пересчёта;

-порядку следования числительных в пределах 5;

-знакомить с названиями частей суток: утро, вечер, день, ночь;

-знакомить с понятиями вчера, сегодня, завтра;

-знакомить со словами, выражающими пространственное расположение предметов: предлогами ( над, под, около, перед, за, в), наречиями ( спереди -сзади, вверху -внизу, близко - далеко);

-создавать условия для формирования представления об упорядоченной последовательности, знакомя детей со сказками, песенками и потешками  с циклическим сюжетом.

В этом учебном году учреждение приобрело ковролиновую основу для жесткого крепления на стены и съемные элементы для игр с ним.

Я, изучив содержание образовательной области «Познавательное развитие: математические представления», составила картотеку дидактических игр по математике, в которую вошли такие игры, как:  «Найди предмет», «Длинное – короткое», «Подбери фигуру», «Три квадрата», «Какие бывают фигуры», «»Собери бусы», «Широкое – узкое», «Наш день», «Узнай и запомни», «Украсим платок», «Красивый узор», а также развивающие игры В. В. Воскобовича «Помоги утеплить норки», «Украсим деревья листочками», «Откуда выпал листик», «Разложи листочки», «Помоги ежикам собрать листочки», «Подари гномам листочки», «Кто быстрее?» и другие.

Все игры расписаны в перспективном планировании по месяцам. Развивающие игры В. В. Воскобовича использую как часть занятия, а также в совместной, самостоятельной, индивидуальной деятельности с детьми. Алгоритм знакомства с играми В. В. Воскобовича следующий:

1.Поочередно вношу игру в группу. Объявляю название игры, но не объясняю, как в нее играть. Даю детям возможность рассмотреть игру, попробовать ее наощупь, поманипулировать ее предметами.

2.Если дети не могут сами поиграть в игру, показываю, как с ней можно играть. Если в игре проявляется творческое воображение детей, обязательно поощряю это.

Например, когда проводила с детьми  игру «Фонарики», в которой дети узнали о том, что фонарики бывают разной формы: круглые, квадратные, треугольные, сначала внесла ее, сказала, как она называется. Дети посмотрели ее, потрогали геометрические фигуры, кто-то из детей сделал домик (на квадрат положил треугольник), сказал об этом, кто-то начал собирать фигуры, одинаковые по цвету. И только потом я рассказала детям, что есть такой веселый персонаж Магнолик, который принес в группу эту игру. Все формы – это фонарики. Сначала он зажег маленькие фонарики: предлагаю детям прикрепить к коврографу детали маленького размера зеленого цвета, затем- такого же размера, но красного цвета. В течение последующих дней идет сортировка фонариков по цвету, форме, размеру. Затем Магнолик знакомит ребят с двухцветными фонариками и выкладывает на стол фигуры, не знакомые детям: прямоугольник, овал. Если кто-то из  детей назовет эти фигуры, можно продолжить игру, если нет- фигуры убираются. 

В сентябре провела для родителей семинар-практикум «Игры Воскобовича». На семинар приготовила презентацию по использованию игр на занятиях, в совместной и индивидуальной деятельности. Родители заинтересовались данной технологией.

На следующее родительское собрание хочу пригласить педагога –психолога с сообщением «Интеллектуальное развитие ребенка-дошкольника».

В конце года в ДОУ  проходит мониторинг оценки индивидуального развития детей. Для каждого возраста прописаны промежуточные планируемые результаты. Говорить об итогах еще рано, но опыт работы показал, что использование игровых форм на занятиях благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей.

В течение октября месяца по формированию математических представлений работали над цветом. Методический принцип работы: демонстрация эталонов основных цветов: красный, синий, желтый. К концу года дети должны знать эти цвета, называть их, находить среди других цветов.

Формы работы: театрализация истории, развивающие игры В. В. Воскобовича, дидактические игры, сенсорные праздники.

 

Так, за период работы с сентября  2019-2020 учебного года, у меня следующие результаты, из 23 детей группы, находят и называют основные цвета 15 человек  (65 %). Это на начало года.

Обучая маленьких воспитанников с использованием игровых приемов, я всегда  стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению.

Вспоминая себя в детстве, хочу сказать: пожалуй, детство – это единственное слово, которое вызывает у взрослых самые светлые и ностальгические воспоминания. В детстве всегда хватало времени на «бесполезность» и «ничегонеделания», а скучных занятий просто не существовало. А сладкое чувство ежедневных открытий, ощущение сказки, и простых радостей того времени! Сейчас наши детские воспоминания накладываются на уже приобретенный жизненный опыт и обогащают само понятие идеального детства. И тогда мы начинаем думать, что знаем, каким именно должно быть детство у наших детей. Очень хочется, чтобы оно было светлым, радостным и достойным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ  САД № 48»

КОПЕЙСКОГО  ГОРОДСКОГО  ОКРУГА

(МДОУ «ДС № 48»)

456652, Челябинская область, город Копейск, улица Луганская, дом 3 –А

🕿 8 (35139) 2 03 67

e-mail: mdoy48_kgo@mail.ru

ОПЫТ РАБОТЫ  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО МАТЕМАТИКЕ .

                                                                                Воспитатель: Квасова М.В.

г.Копейск

2021г.

Опыт работы

на тему «Интеллектуальное развитие детей 3-4 лет через дидактические игры по математике»

Народная мудрость гласит:

«Дайте ребенку что-нибудь в руки, чтобы он начал думать».

   Все родители заинтересованы в непрерывном интеллектуальном развитии своих детей. Интеллектуальное развитие отвечает за нормальный уровень и скорость мыслительных процессов: сравнений, обобщений, распознаваний, способности делать выводы.     

Дети с хорошим интеллектом всегда пользуются большой популярностью. Они в дальнейшем добиваются больших успехов в жизни. Существует множество способов развития интеллекта у малышей, которые можно применять в обучении с раннего возраста. Интеллект ребенка – это форма организации его познавательных процессов, которая обеспечивает хорошее восприятие и понимание окружающей действительности.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию. 

Тема моего опыта работы: «Интеллектуальное развитие детей 3-4 лет через дидактические игры по математике».

Ведущей  идей опыта стало использование дидактической игры как метода обучения, повышения интереса детей к образовательной деятельности, развития сосредоточенности, обеспечение лучшего усвоение программного материала.

Актуальность работы: математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума. Дидактические игры математического содержания способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления; создают положительную эмоциональную атмосферу; побуждают детей к коллективному поиску, активности, обучению, преобразованию игровой ситуации.

  Что такое дидактическая игра? Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.  При проведении дидактических игр учитываю:

- игра  должна соответствовать возрасту, опыту детей, развитию активности;

- игры с детьми должны  быть на   развитие внимания, мышления, проходить в спокойной доброжелательной обстановке;

- дидактические игры должны поддерживать интерес к совместной со взрослым деятельности.

Развиваю  интеллектуальные способности детей на занятиях по математике,   в совместной и самостоятельной деятельности, учитывая особенности развития познавательных способностей детей в раннем дошкольном возрасте: ребенок в 3 года находится в познавательной стадии исследователя вместо наблюдателя-малыша в 2 года. В период от 3 до 4 лет происходит существенный рывок его интеллектуального развития. Ребенок стремится получать новые знания и претворять их в жизнь, и задача педагога  в это время – помочь малышу получить эти знания, создать условия для развития ребенка и гармонично развивать его по всем направлениям познавательных способностей человека – памяти, восприятия, мышления, ощущения, представления и воображения. Это залог успешного обучения в школе.

В своей работе по заявленной теме я использую  инновационные технологии:

1.Технологию «лэпбук».

2. Технологию развивающих игр В.В. Воскобовича.

Используя технологию «лэпбук», я в соответствии с годовыми задачами по формированию элементарных математических представлений на октябрь месяц  сделала 3 лэпбука с дидактическими играми по математике по трем эталонным цветам, которые должны усвоить дети к концу года: красный, желтый, синий.

Начала готовить лэпбуки для реализации таких задач, как:  формирование  у детей представления о количестве предметов «один-много»; по ознакомлению с  геометрическими фигурами,  величиной, формой, размером.

Лэпбук очень удобен в работе, отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

-полифункционален;

-пригоден к использованию одновременно группой детей;

-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;

-вариативен.

Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской  деятельности взрослого с детьми:

- включенность воспитателя наравне с детьми,

- добровольное присоединение детей к деятельности,

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности,

- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Мною была составлена картотека дидактических игр по математике для лэпбуков: «Найди предмет», «Веселые матрешки», «Длинное -короткое», «Подбери фигуру», «Три квадрата», «Геометрическое лото»,  «Широкое – узкое», «Высокий – низкий», «Соберем бусы», «Наряди куклу», «Лото» (закрой фишкой только красные, синие, желтые картинки).

Заинтересовала работой с лэпбуками родителей. Провела для них мастер-класс по изготовлению лэпбука  для игр с детьми дома.

Так же для своей работы я выбрала технологию развития интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста  В.В. Воскобовича, в основе которой лежит игра. Игры В.В.Воскобовича возбуждают интерес ребенка к деятельности и всегда сопровождаются сказками, игровыми ситуациями.

Авторская методика В.В. Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью. Главный принцип: интерес-познание - творчество.

Цели и задачи  игровой технологии В. В. Воскобовича:
1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.
2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
3. Развитие воображения, креативности,  мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала.
5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений.
6. Развитие мелкой моторики и всех психических процессов.

В сюжете игры ребенок помогает героям, выполняя различные задания и упражнения. Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых различные сюжеты переплетаются с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями.

В процессе игры создается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым, благотворно влияющая на его гармоничное развитие.

С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.
 Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».

Работу с развивающими играми В.В. Воскобовича я начала еще в 2018-2019 учебном году, работая в подготовительной к школе группе.  Я изучила специальную литературу: материалы I,  II, III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Развивающие игры В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста», методику познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса» Т.Г. Харько.

В прошлом году в нашем учреждение еще не было ковролиновых основ для жесткого крепления на стены, но имелись игровые поля «Миниларчики» и съемные элементы для игры с ними. Я  с детьми проводила игры на закрепление  понятий «больше», «меньше», умения использовать знаки >  <, закрепляла умения определять на сколько больше, на сколько меньше, находить способы выравнивания.  Например, игра «Кто больше собрал листочков?»

Дается игровая ситуация: Ежики поспорили – у кого больше поместиться листочков на спинке. Насобирали они листочков и начали сравнивать. У маленького ежика уместилось 3 больших листочка, у большого – 5. У кого больше? У кого меньше? На сколько? Расстроился маленький ежик. Как его утешить?

Задание: определить количество листочков у каждого ежика, записать знаками и цифрами выражение. Найти способы уравнивания листочков. Развивающие игры я применяла в непосредственно - образовательной деятельности в речевом, художественно- эстетическом развитии (рисовании).

Сейчас я работаю во второй младшей группе. Свою работу я начала с изучения задач образовательной области «Познавательное развитие: математические представления». Познавательное развитие, помимо развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, предполагает формирование познавательных действий и представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира -форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.

Моя главная задача при организации работы по формированию математических представлений:

1.Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности путём развития навыков простейшего экспериментирования для исследования свойств  предметов и материалов.

2.Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка, закладывая основы личности: поддерживать любую любознательность ребенка, поддерживать интерес к собиранию конструкций и созданию построек и композиций из различного материала, не имеющих определенного названия или назначения.

3. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания: формировать представления о различных признаках и свойствах объектов и явлений (цвет, форма, величина, физические свойства и др.).

Учить:

- различать и называть простейшие геометрические формы: круг, треугольник, шар, куб;

- различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый;

- различать и называть признаки величины: большой -маленький, длинный -короткий, высокий -низкий и др.

-осуществлять классификацию по одному признаку или свойству: выделять группу предметов, имеющих общее название, например «часы»; выделять группу предметов, имеющих общий сенсорный признак;

-осуществлять сериацию -построение упорядоченного ряда по возрастанию или убыванию какого-либо признака без соответствующих обозначений степеней его выраженности в речи ребёнка;

-сравнивать предметы по одному признаку или свойству;

-устанавливать сходство, тождество или различие предметов по одному

заданному признаку или свойству;

- понимать слова, выражающие контрастные качества: сильный -слабый, чистый -грязный, большой -маленький, длинный -короткий, пустой - полный, прямой -кривой, светлый -тёмный и т. п.;

-различать количество в пределах 3 без пересчёта;

-порядку следования числительных в пределах 5;

-знакомить с названиями частей суток: утро, вечер, день, ночь;

-знакомить с понятиями вчера, сегодня, завтра;

-знакомить со словами, выражающими пространственное расположение предметов: предлогами ( над, под, около, перед, за, в), наречиями ( спереди -сзади, вверху -внизу, близко - далеко);

-создавать условия для формирования представления об упорядоченной последовательности, знакомя детей со сказками, песенками и потешками  с циклическим сюжетом.

В этом учебном году учреждение приобрело ковролиновую основу для жесткого крепления на стены и съемные элементы для игр с ним.

Я, изучив содержание образовательной области «Познавательное развитие: математические представления», составила картотеку дидактических игр по математике, в которую вошли такие игры, как:  «Найди предмет», «Длинное – короткое», «Подбери фигуру», «Три квадрата», «Какие бывают фигуры», «»Собери бусы», «Широкое – узкое», «Наш день», «Узнай и запомни», «Украсим платок», «Красивый узор», а также развивающие игры В. В. Воскобовича «Помоги утеплить норки», «Украсим деревья листочками», «Откуда выпал листик», «Разложи листочки», «Помоги ежикам собрать листочки», «Подари гномам листочки», «Кто быстрее?» и другие.

Все игры расписаны в перспективном планировании по месяцам. Развивающие игры В. В. Воскобовича использую как часть занятия, а также в совместной, самостоятельной, индивидуальной деятельности с детьми. Алгоритм знакомства с играми В. В. Воскобовича следующий:

1.Поочередно вношу игру в группу. Объявляю название игры, но не объясняю, как в нее играть. Даю детям возможность рассмотреть игру, попробовать ее наощупь, поманипулировать ее предметами.

2.Если дети не могут сами поиграть в игру, показываю, как с ней можно играть. Если в игре проявляется творческое воображение детей, обязательно поощряю это.

Например, когда проводила с детьми  игру «Фонарики», в которой дети узнали о том, что фонарики бывают разной формы: круглые, квадратные, треугольные, сначала внесла ее, сказала, как она называется. Дети посмотрели ее, потрогали геометрические фигуры, кто-то из детей сделал домик (на квадрат положил треугольник), сказал об этом, кто-то начал собирать фигуры, одинаковые по цвету. И только потом я рассказала детям, что есть такой веселый персонаж Магнолик, который принес в группу эту игру. Все формы – это фонарики. Сначала он зажег маленькие фонарики: предлагаю детям прикрепить к коврографу детали маленького размера зеленого цвета, затем- такого же размера, но красного цвета. В течение последующих дней идет сортировка фонариков по цвету, форме, размеру. Затем Магнолик знакомит ребят с двухцветными фонариками и выкладывает на стол фигуры, не знакомые детям: прямоугольник, овал. Если кто-то из  детей назовет эти фигуры, можно продолжить игру, если нет- фигуры убираются.  

В сентябре провела для родителей семинар-практикум «Игры Воскобовича». На семинар приготовила презентацию по использованию игр на занятиях, в совместной и индивидуальной деятельности. Родители заинтересовались данной технологией.

На следующее родительское собрание хочу пригласить педагога –психолога с сообщением «Интеллектуальное развитие ребенка-дошкольника».

В конце года в ДОУ  проходит мониторинг оценки индивидуального развития детей. Для каждого возраста прописаны промежуточные планируемые результаты. Говорить об итогах еще рано, но опыт работы показал, что использование игровых форм на занятиях благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей.

В течение октября месяца по формированию математических представлений работали над цветом. Методический принцип работы: демонстрация эталонов основных цветов: красный, синий, желтый. К концу года дети должны знать эти цвета, называть их, находить среди других цветов.

Формы работы: театрализация истории, развивающие игры В. В. Воскобовича, дидактические игры, сенсорные праздники.

Так, за период работы с сентября  2019-2020 учебного года, у меня следующие результаты, из 23 детей группы, находят и называют основные цвета 15 человек  (65 %). Это на начало года. 

Обучая маленьких воспитанников с использованием игровых приемов, я всегда  стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению.

Вспоминая себя в детстве, хочу сказать: пожалуй, детство – это единственное слово, которое вызывает у взрослых самые светлые и ностальгические воспоминания. В детстве всегда хватало времени на «бесполезность» и «ничегонеделания», а скучных занятий просто не существовало. А сладкое чувство ежедневных открытий, ощущение сказки, и простых радостей того времени! Сейчас наши детские воспоминания накладываются на уже приобретенный жизненный опыт и обогащают само понятие идеального детства. И тогда мы начинаем думать, что знаем, каким именно должно быть детство у наших детей. Очень хочется, чтобы оно было светлым, радостным и достойным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию. Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»

Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»...

Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное фор...

План работы по самообразованию воспитателя. Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры» первая младшая группа.

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создан...

Моё самообразование на тему: " Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактическую игру"

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования дея...

Самообразование тема «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»

Самообразование тема «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»...