Логопедическая группа
материал

Гордиенко Татьяна Ильинична
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного её развития. Своевременное – значит начатое с первых дней после рождения ребенка; полноценное - значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного её развития.

Своевременное – значит начатое с первых дней после рождения ребенка; полноценное - значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.

С первых дней после рождения, ребёнок, постепенно, шаг за шагом, учится правильно и четко произносить звуки, соединять их в слоги, потом в слова, учится строить предложения, грамотно формулировать и излагать свои мысли.

К сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с нарушением. Причиной речевого нарушения могут способствовать множество факторов, такие как: внутриутробная патология; наследственная предрасположенность, генетические аномалии; неблагоприятные роды и их последствия; заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни; ребенок общается с людьми с нарушением речи; ребенок перенес стресс или испуг.

Дефекты речи у дошкольников встречаются довольно часто, и безусловно эти дети нуждаются в квалифицированной помощи учителя-логопеда. Большинство родителей с настороженностью воспринимают известие о том, что их ребенок зачислен в логопедическую группу, пугаются, и от незнания и непонимания начинают задавать вопросы: «Мой ребёнок отстает в развитии?»; «А вдруг, он станет говорить ещё хуже?»; «Наш папа в 6 лет заговорил и этот заговорит» и т.д.

Занятия в логопедической группе способствуют постепенному развитию всех компонентов речи:

• правильное произношение звуков и применение их в различных ситуациях;

• выполнение звукобуквенного анализ и синтез слогов и слов, необходимый для успешного обучения чтения и письму;

• расширение и обогащение словарного запаса детей;

• развитие связной речи и обучение грамоте;

• расширение словарного запаса наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, правильно соотносить слова с образом предмета, использовать обобщающие понятия.

Несмотря на то, что нарушения в речи детей встречаются достаточно часто, родители болезненно воспринимают этот факт, что их ребенка предлагают перевести в логопедическую группу, в которую зачисляют по направлению психолого-педагогического консилиума (ППк).

Как подготовить родителей к зачислению логопедическую группу.

Чего же бояться родители?

Перед логопедами стоит задача – сформировать правильное отношение к зачислению ребёнка в логопедическую группу. Необходимо повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития и здоровья их детей. Для этого требуются индивидуальные беседы с каждой мамой или папой, чтобы убедить их в целесообразности перевода ребенка в специализированную группу.

Общение учителя-логопеда с родителями должно исходить из принципов культуры педагогического общения и этики. В разговоре с родителями логопед должен быть доброжелателен, коммуникабелен, искренен; должен соблюдать педагогическую толерантность; уметь слушать и понимать собеседника; должен быть настроен на понимание и диалог с другим человеком; должен признавать и уважать права родителей на их собственное мнение; создавать атмосферу взаимного доверия между педагогом и родителями.

Логопед должен объяснить родителям что:

• Речевые дефекты сами собой не исчезают. Если их своевременно не устранить, то нарушения закрепляются, становятся стойкими, а дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются.

• В логопедическую группу детского сада, зачисляются дети со схожими речевыми нарушениями, с сохранным интеллектом и слухом, на один год обучения.

• Родителям бояться ППк не следует. Прежде всего, обследование проводится исключительно в интересах ребенка. В состав ППк входят: председатель комиссии, учитель-логопед, старший воспитатель и воспитатель. Родители будут осведомлены об особенностях речевого развития ребенка, а итоговое решение о поступлении в логопедическую группу всегда остается за ними.

• Расскажите родителям о различных речевых нарушениях (ОНР, ФФНР, дизартрии и т. д.), чтобы родителям были понятны эти логопедические термины.

• Логопедические группы ДОУ – такая форма коррекционного обучения, которая способствует постепенному развитию всех компонентов речи. Вопреки распространенному мнению, логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе ведётся по развитию у детей внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти и мышления, расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи, обучение грамоте. Логопедические занятия дают хорошую подготовку детям к школьному обучению.

Следует показать преимущество логопедических групп:

Логопедическая группа - это специализированная группа детского сада в которую зачисляют детей со схожими речевыми дефектами с сохранным слухом и интеллектом на один год обучения

• На группе работают учитель-логопед, 2 воспитателя, помощник воспитателя.

• С детьми работают опытные воспитатели исключительно с педагогическим образованием и окончившие специальные логопедические курсы, учитель-логопед с высшим коррекционным образованием.

• Логопедические занятия проводятся ежедневно, как фронтальные (со всей группой или подгруппой детей) по формированию лексико- грамматических категорий и связной речи, формированию фонематического слуха, так и индивидуальные по коррекции звукопроизношения. Все остальные занятия проводятся так же как в массовых группах детского сада. В вечернее время после сна ведется коррекционная работа, направленная на закрепление полученных знаний и навыков на логопедических занятиях. Эту работу проводят воспитатели по заданию логопеда.

• На каждого ребенка заводится тетрадь взаимосвязи «Логопед - родитель», где логопедом даются родителям рекомендации по работе с детьми дома.

• Обучение правильной речи осуществляется в процессе регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у вашего ребенка динамический стереотип грамотной и правильной речи.

• По уровню подготовки к школе выпускники логопедических групп зачастую обгоняют детей, посещавших массовые группы.

• В остальном же логопедическая группа ни в чем не отличается от обычной – тот же распорядок дня, те же прогулки, те же утренники, то же самое питание.

• Логопедическая группа дает хорошую подготовку детям к школьному обучению.

Очень часто встречается боязнь родителей определить своего ребёнка в логопедический детский сад. Часто слышала такую фразу: «В логопедическую группу? У меня ребёнок «нормальный», а в этой группе он совсем разучится говорить» или «Мы так долго привыкали к детскому саду, переход в другой садик будет психологической травмой для моего ребёнка. Подскажите какие-нибудь упражнения, я буду с ним сама заниматься».

Логопед – это педагог, который устраняет различные нарушения речи. Логопед кроме педагогических знаний обладает и основами медицинских знаний, так как речь – это психический процесс. Логопед должен разбираться в причинах возникновения речевых нарушений для того, чтобы правильно подобрать методику по коррекции того или иного нарушения речи. Логопед уже с первых дней жизни может диагностировать прогнозировать речевое развитие ребенка. Например, такое речевое нарушение как дизартрия (нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата) можно диагностировать у ребенка с первых месяцев жизни и вести профилактическую работу. Ранняя диагностика речевых дефектов и работа над их устранением позволит сократить время на исправление и повысить шансы на успех.

Когда стоит обращаться к логопеду?

• Если в возрасте 2 - 3 месяцев у ребенка не наблюдается гуление, есть повод серьезно задуматься, вероятнее всего, без помощи профессионального логопеда вам не обойтись.

• Если к годовалому возрасту малыш не пытается произносить слова, это также свидетельство каких-то нарушений.

• Серьезным поводом обращения к логопеду является отсутствие слов и фраз в речи вашего малыша, если ребенку более 2-х лет.

• Консультация с логопедом в трехлетнем возрасте рекомендована всем без исключения детям, вне зависимости от того, есть у него дефекты речи или нет.

• К пяти годам обычно происходит полное формирование речи, все звуки должны произноситься четко и правильно, ребенок должен уметь строить фразы и предложения, пересказывать небольшие сказки, рассказы, придумывать свои какие-то истории.

 

« Мелкая моторика как условие развитие речи ребенка».

 

 Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук.

 Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться.

Поэтому если Вы хотите грамотно развивать речь ребёнка, то необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.

Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

 От того как развита мелкая моторика у ребёнка, можно в дальнейшем судить о его готовности к обучению в школе. Так как именно мелкая моторика определяет уровень готовности ребёнка к письму, уровень логического мышления, уровень памяти, уровень развития речи, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром.

Важно проводить необходимую непосредственно-образовательную деятельность – рисование, лепку из различного материала (пластилин, тесто), конструирование из конструктора лего, деревянного, так же конструирование из бумаги, аппликацию. Частью каждого вида должна быть пальчиковая гимнастика.

Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, можно использовать разнообразные приемы:

Составление пазлов;

Игры с карандашом;

Нетрадиционные техники рисования;

Игры с природным материалом, которые могут сопровождаться чтением потешек или сказок;

Шнуровку различных предметов;

Игры с салфетками;

Различные виды мозаик;

Ощупывание, перекладывание и удержание мелких предметов между пальцами руки.

И многое-многое другое…

Средствами развития мелкой моторики у детей являются:

Дидактические игры, природный материал, мелкие игрушки, пробки, резинки, волчки, различные виды конструктора, карандаши, резинки, мелкие предметы для сортировки и нанизывания на шнурок или леску, такие как бусины или пуговицы, различные мозаики, составные картинки и многое другое.

Важную роль в развитии мелкой моторики у детей составляют пальчиковые игры. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности, концентрации внимания, развитию памяти и эмоциональности, например пальчиковая игра «Помощники».

«Помощники»

Раз, два, три, четыре,

(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

(загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Мы посуду перемыли

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали!

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

 

Рекомендации для родителей.

 

Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка.

1. Крупа на тарелочке. Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп. Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает, а вы рассказываете, откуда она берется и что с ней можно делать (кашу, например).

2. Покройте тонким слоем пластилина лист (картон, пластик). Насыпьте в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите ребенку, как можно выкладывать узоры, вдавливая продукты в пластилин. 10 – 15 минут тишины вам обеспечено.

3. Самые вкусные игры – ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает.

7. Дайте ребенку формочки для льда, пипетку и воду. Чтобы было интересней, воду можно подкрасить соком. Пусть ребенок набирает жидкость в пипетку и переливает ее в формочки. Эта игра прекрасно способствует развитию мелкой моторики рук и концентрации внимания.

8. Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите, как у Вас получается рисовать. Когда ребенок будет хорошо справляться с этим заданием, усложните его. Например, можно засыпать белые дорожки от пальчиков крупой другого цвета. Для этого обучите малыша движению пальчиков, с помощью которого мы солим еду. Эта развивающая игра хорошо влияет на развитие мелкой моторики рук, фантазии и воображения.

9. Дайте ребенку кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков.

10. Развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом (лучше подойдут подкрашенные макароны) и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.

Чем больше ребенок работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь.

Желаю Вам удачи в развитии и обучении Ваших деток!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по познавательному развитию в старшей логопедической группе (ОНР)) логопедической группе

Сентябрь  НеделяЛексическаятемаПознавательное  развитиеЦелиЛитератураФормаработы1Обследование    2Обследование    3 Детский сад...

Мастер-класс для воспитателей логопедических групп "Освоение педагогами игровых технологий" (I подготовительный период работы с детьми с ТНР в старшей логопедической группе)

Мастер-класс для воспитателей логопедических групп:«Играя – развиваем речь».Освоение педагогами игровых технологий в работе с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста. Представлены логопедические иг...

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...

КВН «Уроки Светофорика» в подготовительной логопедической группе Тема «Учимся читать дорожные знаки» КВН «Уроки Светофорика» в подготовительной логопедической группе Тема «Учимся читать дорожные знаки»

Цели: закреплять и углублять знания детей безопасного поведения на улице - где можно и где нельзя играть; правила безопасного перехода через дорогу, правильного поведения детей при катании на ве...

Планирование логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР (на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)Н.В.Нищевой») средняя группа

Перспективное планирование по речевому развитию детей С ОНР разработанное на основе коррекционной программы Н.В. Гищевой, расчитан на 36 неднль, 144 занятия в год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...