«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» для детей старших и подготовительных к школе групп
рабочая программа по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Имангулова Альфия Минибаевна

Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

К сожалению, финансовой грамоте почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Обучая детей финансовой грамотности, мы помогаем им прояснить для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями; они раньше поймут цену деньгам и научаться правильно принимать финансовые решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Школа развития № 24»

ПРИНЯТО

на заседании совета педагогов

Протокол № 1

от «28» августа 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

от «28» августа 2022 г.

№ 376

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

 для детей старших и подготовительных к школе групп

 (5 - 7 лет)

Авторы - составители:

 

Абдуллина Ануза Анваровна, старший воспитатель

Имангулова Альфия Минибаевна, воспитатель


1. Пояснительная записка

2. Цели и задачи программы

3. Описание форм и методов проведения занятий

4. Содержание программы.

5. Учебно-тематический план

6. Прогнозируемые  результаты, целевые ориентиры

7. Методическое обеспечение программы

8. Глоссарий

Список литературы

Календарно-тематический план

Приложение

1. Пояснительная записка

Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

К сожалению, финансовой грамоте почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Обучая детей финансовой грамотности, мы помогаем им прояснить для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями; они раньше поймут цену деньгам и научаться правильно принимать финансовые решения.

Образовательная программа «Финансовая грамотность» для детей старших и подготовительных к школе групп (5-7 лет) разработана в соответствии с основной образовательной программой МБОУ «Школа развития № 24». Содержание Программы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). Данная программа включена в часть программы, формируемой участниками образовательного процесса МБОУ «Школа развития № 24».      

Нормативно-правовое обеспечение

Программа отражает Федеральную правовую основу, направленную на повышение уровня  грамотности населения.  Основные положения Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 года № 2039-р.

Распоряжение Правительства ХМАО-Югры от 7 сентября 2018 года N 449-рп «О Координационном совете по повышению финансовой грамотности населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

 Программа содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.

Программа базируется на основе образовательной программы  дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников. Формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5–7 лет, разработанной Банком России, с учетом Методических рекомендаций для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников, а также материалов книги А.Д.Шатовой «Тропинка в экономику», «Дошкольник и экономика» и Е.А. Курак  «Экономическое воспитание дошкольников».

 Актуальность программы

Финансовая грамотность – сочетание знаний, навыков и ответственности, необходимых для принятия взвешенных решений в сфере личных финансов.

Новизна программы

Создание условий  по формированию финансовой грамотности в организации и проведения интегрированных занятий  в игровой деятельности.

2. Цель и задачи  программы

Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Задачами программы являются:

  • активизировать знания детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т.д.).
  • формировать представление детей о финансовой грамотности;
  • создать условия для формирования понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки;
  • воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.

Значимые для разработки и реализации программы характеристики

Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.

Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения. Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи. Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни. Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Человек с рациональным отношением к деньгам выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения.

С точки зрения включения экономического воспитания в образовательную деятельность дошкольников 5-7 лет речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина. Эти свойства личности способствуют успешности решений, принимаемых взрослым человеком.

В дошкольном возрасте под  финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не предполагает ознакомления с работой финансовых институтов, а тем более постижения специфических понятий (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др.) и решения сложных арифметических задач.

Особое значение в области воспитания финансовой грамотности дошкольников имеют исследования А.Ф. Аменда, В.Г. Афанасьева, Ю.К. Васильева, О.В. Вощенкова, Н.Г. Гордиенко, В.С. Дудик, М.И. Ермоленко, К.Я. Кленог, Е.Н. Камышеченко, Н.В. Лебедева, С.А. Малинина, А.С. Нисимчук, Т.Н. Пильщиковой, А.А. Преснова, Г.А. Романовой, И.Г. Рябовой, И.А. Сасовой, А.А. Саламатова, Б.П. Шемякина и мн. др., которые посвящены экономическому воспитанию и образованию, развитию экономического мышления подрастающего поколения.

В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по программе экономического воспитания необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.

Для реализации  программы «Финансовая грамотность» в старших и подготовительных к школе группах создается зона «экономического игрового пространства» с подборкой литературы, игр экономического содержания и другого дидактического материала. Таким материалом может стать подборка художественной литературы: рассказов экономического содержания, фольклора, авторских сказок; логические и арифметические задачи, задачи – шутки, проблемные ситуации. Обязательно оборудуются контейнеры или ящики с выносным материалом для сюжетно – ролевых игр «Магазин», «Кафе», «Банк», «Почта», «Автозаправка» и другие. Также в зоне экономического игрового пространства размещаются дидактические игры, наглядные пособия (альбомы, фотографии, тренировочные диаграммы, фотографии).

В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.

3. Описание форм и методов проведения занятий

Формы работы: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием. Знакомство с историей возникновения денег, российского рубля, интерактивные занятия.

Программа рассчитана на 2 года обучения (старшая – подготовительная к школе  группы), с октября  по апрель  и предусматривает реализацию разделов через организацию и проведение развивающих, интегрированных занятий. Время проведения занятий: вторая половина дня по расписанию ОУ в форме кружка  1 раз в неделю. Длительность в старшей группе (5-6 лет) – 25 мин. (всего 28 занятий),

 в подготовительной к школе группе (6-7 лет) – 30 мин. (всего 28 занятия).

Сроки реализации программы: программа рассчитана на два учебных года, с октября по апрель включительно.

4. Содержание программы

Фундамент по финансовой грамотности детей дошкольного возраста необходимо закладывать с раннего возраста. Финансовая грамотность позволит маленькому человеку быть успешным во взрослой жизни, грамотно вести свой семейный бюджет.

В данной программе закрепляется представление о непростом мире предметов и услуг, как результата труда людей, человеческих взаимоотношений.

Играя в профессии, дети постигают смысл труда, моделируют реальные жизненные ситуации, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений, повышая интерес к экономическим знаниям.

В дидактических играх систематизируются представления детей о мире финансовых явлений, терминах, закрепляются представления о понятии «реклама», обогащается словарный запас, развиваются коммуникативные и творческие способности детей.

4.1 Формы, способы, методы и средства реализации Программы

Несмотря на внутреннюю связь блоков, каждый из них может быть реализован автономно в виде мини-программы, поскольку содержит богатый материал для воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста. В некоторых частях программа дополняется методическими указаниями уточняющего характера, что не исключает разработки специальных методических указаний и наглядных пособий, соответствующих содержанию каждого блока программы.

 Программа реализуется по нескольким направлениям. Одно из ее преимуществ – игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме. Занятия в детском саду по экономике проводятся в различных формах:

- занятия-соревнования,

- занятия-путешествия,

- занятия-экскурсии,

- занятия-викторины и т. д.

- игровые (игры, игровые упражнения, игровые приемы, интерактивные  театральные мини-постановки и др);

-словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);

-наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассмотрение предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);

-практические (исследование, экспериментирование и др.)

Занятия по данной программе включают:

1.Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.

2.Подготовка и проведение экскурсий в магазины и банки.

3.Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион».

4.Организация настольных игр (Денежный поток, Монополия, Монополит, Лунапарк).

5.Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому, что нужно для работы», игры по продвижению продукта).

6.Решение арифметических задач, кроссвордов.

Занятия по программе строятся на основе художественной литературы. Овладеть экономическим понятиями детям помогают использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях. Предлагаются следующие произведения: Липсиц И.В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»; Попова Т.Л. , Меньшикова О.И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»; Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»; Котюсова И.М., Лукьянова Р.С. «Экономика в сказках и играх: Пособие для воспитателей».

Для закрепления сложных экономических понятий автор предлагает использовать сказочных персонажей. Например, «поселить» в группе игрушечного мальчика Эконома. Лучшему пониманию материала поможет экономический уголок в группе с экономической картой для путешествий, дидактическими материалами

5.Учебный план

Тематика

Всего часов

1

Диагностика

1

2

Деньги и цена (стоимость)

4

3

Банк

4

4

Семейный бюджет.

6

5

Реклама

3

6

Профессии

5

7

Полезные экономические навыки

4

8

Диагностика

1

итого

28часов

5.1 Учебно-тематический план

Тематика

Тема занятия

1.

Диагностика

1.1

Входная диагностика .

2.

Деньги и цена (стоимость)

2.1

«Откуда пришли деньги?» Путешествие в прошлое денег. Виртуальное  путешествие с использованием ИКТ.

2.2

Что такое деньги? Зачем они  нужны? занятие-соревнование

2.3

Какие деньги бывают. Виды денег.  Что такое валюта. Какая бывает валюта? Интерактивное занятие - путешествие

2.4

Понятие цены, стоимости. Беседа

3.

Банк

3.1

«Современный вид денег – пластиковая  карта». Игра.

3.2

Банк «Дом, где живут деньги». Зачем они нужны?  Виртуальная экскурсия.

3.3

Что такое валюта. Какая бывает валюта? Игра – путешествие

3.4

Раз не найден  клад- беги в  банке делать вклад. Деловая игра

4.

Семейный бюджет.

4.1

Что такое  бюджет? Какие виды бюджетов бывают?  занятие-викторина

4.2

Семейный бюджет. Беседа

4.3

Семейный  бюджет:  доходы семьи. Деловая игра.

4.4

Семейный  бюджет: расходы  семьи. Деловая игра

4.5

Правильный выбор: куда тратить деньги? занятие-соревнование.

4.6

Семейная копилка. Учимся экономить. Что такое налоги и зачем их платить Деловая игра

5.

Реклама

5.1

Рекламы разные нужны. Беседа.

5.2

 «Рекламное агентство». Деловая игра

5.3

«Благотворительная деятельность». Беседа

6. Профессии

6.1

«Чем пахнут ремесла?» Беседа

6.2

«Путешествие в страну  профессий».  Виртуальное путешествие

6.3

Ролевые игры в профессии. Сюжетно - ролевая игра

6.4

Профессии   занятие-викторина

6.5

Любой труд – оплачиваем. Деловая игра.

7.

Полезные экономические навыки

7.1

Мы умеем считать деньги. Решение проблемных ситуаций.

7.2

«Свой бизнес» Игровая ситуация

7.3

«Монополия». Деловая настольная игра

7.4

«Путешествие в страну финансовой грамотности» Квест – игра.

8

 Диагности ка

8.1

Диагностика по итогам изучения  курса

7. Проект

6. Прогнозируемые  результаты, целевые ориентиры

В итоге освоения Программы дошкольник сможет:

 - разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных Программой;

 - чётко осознавать, что труд - основа жизни, любой труд - это хорошо, плохо - сидеть без дела;

- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

 - понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам ,

--осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;

-умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, иногда делиться абсолютно бескорыстно;

 - осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).

- осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;

-понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи;

- иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности.

 Практические результаты:

 - освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;

 - научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;

денежные средства и пр.;

- заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.

-применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);

-следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества

Диагностический инструментарий

Цель: определить уровень финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Для определения у детей старшего дошкольного возраста уровней финансовой грамотности мною была разработана диагностика на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е.А. Курак  «Экономическое воспитание дошкольников».

Каждое из четырех заданий состоят из 3 более мелких заданий:

 1) - загадки по экономике, разделенные по областям,

2) - вопросы определенной области экономических знаний,

 3) - проблемная ситуация.

Опираясь на теоретические исследования выделены следующие показатели сформированности финансовой грамотности, динамику которых мы стремимся отследить в ходе реализации проекта

Таблица 1.

Критерии и показатели финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Критерии

Показатели

Когнитивный компонент (наличие знаний и представлений об экономической жизни детей)

- знание ребенком потребностей семьи; - представления о труде родителей; - представления об экономических понятиях; - проявление интереса к окружающим явлениям современного общества.

Поведенческо-деятельностный компонент (экономические умения)

- отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания; - общение со взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели.

Эмоционально-ценностный компонент (нравственно-экономические качества личности)

- проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости; - оценка проявления этих качеств у сверстников.

По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.

Высокий уровень: дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.

Средний уровень: дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.

Низкий уровень: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.

Уровень экономических знаний определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале:

3 - высокий, 2 - средний, 1 - низкий.

Уровень финансовой грамотности определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале:

3 - высокий, 2 - средний, 1 - низкий.

Потребности

Что необходимо человеку для жизни?

В чем нуждается семья, в которой ты живешь?

как можно назвать одним словом то, без чего человек не может  обойтись в своей жизни?

Труд

Кем и где работают твои родители?

Какую домашнюю работу выполняют члены твоей семьи?

На что тратят деньги в твоей семье?

Какую помощь ты оказываешь родителям в домашнем хозяйстве?

Товар

Как одним словом можно назвать то, что люди приобретают в магазинах?

Где люди приобретают товары?

Как люди приобретают товар?

Что означают цифры рядом с товаром?

Деньги

С помощью чего можно приобрести то, в чем нуждается человек?

Все ли можно купить за деньги?

Откуда берутся деньги для покупки того, что человеку нужно?

Методика оценивания:

Высокий уровень (3 балла) – самостоятельно справляется с заданием

Средний уровень (2 балла) – с заданием справляется с помощью педагога

Низкий уровень (1 балл ) – с заданием не справляется

7. Методическое обеспечение программы

  1. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  2. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
  3. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности»  (для дошкольников), - Калининград, 2013.-26 с.
  4. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
  5. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.

8. Глоссарий

Бизнес - деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Выгода – Прибыль, доход, извлекаемые из чего-либо.

Доход - денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени.

Зарплата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты

Инфляция - кризисное состояние денежной системы, обусловленное диспропорциональностью развития общественного воспроизводства, проявляющееся в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги.

Капитал - стоимость, используемая для получения прибавочной стоимости посредством производственной и экономической деятельности, основанной на добровольном обмене.

Налог - обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки.

Пенсия - гарантированная ежемесячная выплата денежных сумм для материального обеспечения граждан в связи со старостью, инвалидностью, выслугой лет и смертью кормильца.

Потребности - нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.

Прибыль -  положительная разница между суммарными доходами (в которые входит выручка от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации, процентные доходы и т. п.) и затратами на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг.

Труд - целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.

Экономика - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Экономия - система организационно-технических мероприятий, направленных на рациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства товарно-материальных ценностей.

Список литературы:

  1. "25 сказок для успешного ребенка". Проект "Новые Богатые с детства".
  2. "История о рублике и его друзьях". Комикс.
  3. "Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста". Сборник методических разработок./ Сост. Блохина О.А., Терешева О.В. - Калининград: КОИРО, 2018.
  4. "Финансовая грамотность в мудрости народной". Книжка-раскраска для детей старшего дошкольного возраста.
  5. "Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей". Учебно-методическое пособие. / Еремина М.О., Козлова И.А. и др. - Калининград, 2017.
  6. "Финансовая грамотность дошкольника". / Поварницина Г.П., Киселева Ю.А. - Волгоград: Учитель.
  7. "Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО". Сборник методических разработок. / Сост. Блохина О.А., Терешева О.В. - Калининград: КОИРО, 2017.
  8. "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования" / Шатова А.Д., Аксенова Ю.А. и др.
  9. "Экономическое образование и воспитание детей старшего дошкольного возраста". Учебно-методическая программа. / Щербинина С.М. - г. Усолье - Сибирское, 2010.
  10. Конспекты НОД по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Приложение 1

Задание 1.

1) Люди ходят на базар:

Там дешевле весь…(Товар)

Мебель купили, одежду, посуду.

Брали для этого в банке мы…(Ссуду)

Чтобы дом купить я смог,

Взял кредит, внеся…(Залог)

2) - У каждого из нас были разные желания, которые исполняла волшебная шкатулка. Но вместе с желаниями у каждого ребёнка и взрослого есть свои потребности. Что означает это слово? (То, что необходимо человеку в жизни, без чего ему будет плохо)

- Подумай и назови свои потребности, то без чего ты не сможешь жить (пища, солнце, воздух, тепло, одежда, игрушки)

3) Проследи, какие изменения происходят с растением или животным без света, воды, тепла, воздуха. Какой можно сделать вывод? (Что потребности есть не только у человека, но и у растений и животных).

Задание 2.

1)Он финансовый факир,

В банк к себе вас ждёт …(Банкир)

В море коварном товаров и цен

Бизнес-корабль ведёт …(Бизнесмен)

Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам …(Продавцы)

2) - Как ты думаешь, откуда берутся продукты питания? (Из магазина)

- А откуда они появляются в магазине? (Из природы - лес, море, поле)

- Люди каких профессий, по-твоему, производят товары? (Садовод, швея, столяр, обувщик, пекарь)

- А какими инструментами пользуются люди, производящие товары? (Тяпка, лопата, молоток, станок, печь)

3) Представь, что ты работаешь на заводе по изготовлению кукол/машинок. Какие материалы и оборудование тебе необходимо и для чего.

Задание 3.

1)На товаре быть должна

Обязательно…(Цена)

Говорят про меня:

Деревянный я.

Но неправда, я -- железный,

Я тяжёлый, полновесный. (Рубль)

И врачу, и акробату

Выдают за труд …(Зарплату)

2) - На что ты покупаешь товары в магазине? (На деньги)

- Как ты думаешь, зачем нужны деньги? (Покупать еду; кушать; красиво одеваться)

- А как ты определяешь, сколько денег нужно дать продавцу? (У товара есть цена)

3) Как ты думаешь, чем ниже цена, тем товар становится хуже или лучше по качеству? Подумай почему. (Хуже, потому что, чтобы производить хороший товар, нужны хорошие материалы и оборудование, которые дорого стоят)

Задание 4.

1)Как ребёнка нет без мамы,

Сбыта нету без…(Рекламы)

Яркой краской привлекает, покупать нас заставляет. (Рекламный плакат)

Прохожу мимо витрины, И стоит там человек, Говорит он так красиво, Кто же этот человек? (Рекламный агент)

2) - Ты знаешь, что такое реклама? Ты видел рекламу? (Да)

- Как ты думаешь, зачем людям нужна реклама? (Чтобы люди узнавали, что появляются новые товары, какие они разные)

- Как ты считаешь, кому больше нужна реклама: тому, кто ее дает, или кто ее смотрит? Почему? (Тому, кто ее дает, чтобы люди смотрели рекламу и товар покупали)

3) Представь любой товар. Попытайся мне его прорекламировать, чтобы мне захотелось его купить у тебя

Приложение 2

Учебно-тематический план

№ п.п

Тема занятия

задачи

оборудование

1

Входная диагностика.

Оценка уровня финансовой грамотности на начальном этапе .

Карточки.

2

 «Откуда пришли деньги?»

Путешествие в прошлое денег.

Виртуальное  путешествие с использованием ИКТ.

Познакомить с историей возникновения денег.

Лэпбук

«История возникновения денег», презентация

3

Что такое деньги? Зачем они  нужны?

Беседа (занятие-соревнование)

Формировать правильное отношение к деньгам, как предмету жизненной необходимости.

Иллюстрации  Отвечай быстро «Вопрос- ответ»

4

Какие деньги бывают. Виды денег. Интерактивное занятие - путешествие

Раскрыть сущность понятий деньги, монета, купюра. Закрепить знания детей о внешнем виде денег .Рассказать о фальшивых деньгах, о доступном для нас способе проверки денег на подлинность.

Лепбук - купюры, монеты  разных достоинств.

5

Понятие цены, стоимости.

Беседа

Формировать элементарные представления о цене и качестве. Показать зависимость цены от качества товара или услуги.

Презентация

6

«Современный вид денег – пластиковая

карта». Игра.

Познакомить с пластиковыми карточками, как ими  пользоваться, дать понятие код карты.

Модель банкомата, кассовый аппарат, набор пластиковых карт.

7

Банк «Дом, где живут деньги» 

Зачем они нужны? Виртуальная

экскурсия.

Познакомить детей с деятельностью банка, его основными функциями.

Презентация, карточки разных банков.

8

Что такое валюта. Какая

бывает валюта? Игра –

путешествие.

 Познакомить с понятием «валюта», внешним видом и названиями денег других стан, а также с единой валютой европейских стан – евро.

Презентация, альбом с купюрами и монетами разных стран.

9

Раз не найден  клад - беги в  банке делать вклад.

Деловая игра

Дать понятие, что такое вклад  и для чего он нужен. Разъяснить детям, почему удобно и выгодно хранить деньги в банке, что  такое проценты.

10

Что такое  бюджет? Какие виды бюджетов бывают?  занятие-викторина

Сформировать понятие  бюджет, какие виды бюджетов есть.

12

Семейный  бюджет:  доходы семьи. Деловая игра.

Сформировать знания об источниках дохода семьи (зарплата, степендия,  пенсия , пособие и т.д)

Лепбук – карточки.

13

Семейный  бюджет: расходы  

семьи. Деловая игра

Сформировать понятие об основных расходах семьи

Лепбук – карточки.

14

Правильный выбор: куда тратить

 деньги?  занятие-соревнование.

формировать правильное покупательское поведение у детей дошкольного возраста, объяснить значимость составления списка покупок в целях экономии.

Ноутбук, презентация "Потребности человека".

15

Семейная копилка. Учимся экономить. Что такое налоги и зачем их платить Деловая игра

Сформировать понятие налог, виды налогов, история налогов  в России. Раскрыть  содержание понятий «экономность», «бережливость», «хозяйственность».

Картинки на тему "Экономим воду, электроэнергию и газ".

16

Рекламы разные нужны.

Беседа.

 Дать представления о рекламе, о ее назначении.

Учить правильно, воспринимать рекламу.

Картинки.

17

Деловая игра «Рекламное

агентство».

Познакомить детей с понятием «рекламное агентство».

Лисы белой бумаги, краски, карандаши, фломастеры.

18

«Благотворительная деятельность».

Беседа.

Способствовать развитию таких ценностных качеств дошкольников, как: доброта, искренность, великодушие, милосердие, бескорыстие.

19

Беседа «Чем пахнут ремесла?»

Закреплять понимание экономических категорий (потребности, труд, продукт труда, деньги, профессия, специальность.

Презентация.

20

Путешествие в страну  профессий».  Виртуальное путешествие

Обобщить знания о профессиях.

Презентация.

21

Ролевые игры в профессии. Сюжетно - ролевая игра

Закреплять знания и умения по финансовой грамотности посредством игровой деятельности.

Игровой уголок –магазин, аптека.

22

Профессии   занятие-викторина

Закреплять знания и умения по финансовой грамотности посредством игровой деятельности.

Игровой уголок –банк.

23

Любой труд – оплачиваем. Деловая игра.

Развивать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.

Игровая ситуация

24

Мы умеем считать деньги. Решение проблемных ситуаций.

  1. Закрепить экономические знания в практической ситуации.

Листочки с заданиями.

25

Игра «Свой бизнес»

  1. Закрепить представления детей о сущности экономических явлений и понятий;
  2. Формировать экономическое мышление;
  3. Проводить эксперименты, устанавливать причинно – следственные связи.

Задание-викторина

26

 Деловая настольная игра «Монополия».

Закреплять полученные знания, применять знания и умения в игре.

Игра для дошкольников «монополия»

27

Квест –игра. «Путешествие в страну финансовой грамотности»

Развивать сообразительность, самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.

28

Диагностика по итогам изучения  курса

Оценка сформированности финансовой грамотности.

карточки

Приложение 3

Название работы: Проект: «Без копейки рубля нет»

Руководитель:

Имангулова  Альфия  Минибаевна

воспитатель высшей категории

                   

           

«Нажить много денег — храбрость;    

                                                                                                                                                                                                      сохранить их — мудрость,                                                                                        

              а умело расходовать их — искусство».

                                                                                                                                                                                                                      Бертольд Авербах

АКТУАЛЬНОСТЬ В современном быстро развивающемся мире недостаточно просто уметь зaрабатывать деньги. Несомненно, это очень вaжный навык, но, к сожалению, он никак не гaрантирует, что человек будет жить обеспеченной и свободной жизнью. Что oн будет иметь возможность приобретaть себе любые вещи, недвижимость, путешествовать, иметь время и деньги на себя, семью, свои хобби. Согласитесь, много, кто умеет работать и зарабатывать деньги, но это далеко не многих привело к финансовой стабильности или свободе. Нужно нечто большее, и это большее есть рaзвитие таких навыков как предприимчивость, бережливость, умение упрaвлять своими финансaми, умение грaмотно ими распоряжaться и инвестировать. Глобaльные экономические перемены во всем мире, в том числе и в России, привели к тому, что aзы финансовой культуры должны постигать как взрослые, тaк и школьники и дошкольники. Поcледние окажутcя в будущем в cамом выгодном положении, тaк как cвоевременно cформированные у них навыки финанcовой жизни помогут доcтойно жить во взрослой жизни, а не выживать, как это проиcходит cейчас со многими взрослыми.

Постановка проблемы помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Анализ: Кaждый день нaши родители ходят на рaботу и за это получают деньги. Взроcлые говорят, «без денег не прожить», « за всё нужно плaтить», но зaчем? Мы  подумали, как было бы здорово не имея денег, получaть всё, что зaхочется: конфеты, любимые игрушки, и за это не надо плaтить деньги. Поэтому мы решили узнaть, можно ли в нашем мире человеку обойтись без денег, все ли можно купить за деньги.

        

     Ожидаемые результаты реализации проекта

На уровне детей

  • Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
  • знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин.
  • бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски и др.)

На уровне родителей

  • Родители получают дополнительные знания по формированию финансовой грамотности детей.

Цель: Создать условия воспитанникам старшего дошкольного возраста, для развития основ финансовой грамотности посредством разнообразных видов детской деятельности.

Задачи:

1. Сформировать первичные экономические понятия.

2. Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию.

 

Проект: информационно-практико-ориентированный

Участники: воспитанники, воспитатель, музыкальный работник, инструктор по  физической культуре, родители (законные представители).

Возраст обучающихся: дети 5-6 лет

Время: краткосрочный  

База реализации: территория учреждения МБОУ  «Школа развития №24».

Кадровые ресурсы: педагоги, специалисты.  

Материально-технические ресурсы: аудио – видео аппаратура, компьютеры, интерактивная доска,  проектор.

Программно-методическое обеспечение: дополнительная методическая  литература, сценарии мероприятий, рекомендации для педагогов и родителей.

Формы работы с детьми.

НОД (непосредственно образовательная деятельность)
Игровая деятельность:
- театрализ
ация.
- сюжетно - ро
левые игры.
- подвижные и
гры.
Методы и приёмы: словесные, наглядные, практические, игровые.

Этапы реализации

Этапы

Содержание

Система мониторинга

I этап

Предпроектный

Август -     сентябрь

  • 1.Анализ ситуации  в группе, выявление противоречия.

2.Формулирование проблемы, требующей решения.

3.Определение темы проекта и его актуальности.

4.Выбор адекватных принципов, методов и приемов для реализации проекта.

Диагностика (СИСТЕМА МОНИТОРИНГА

достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы)

Анкетирование родителей.

II этап

Реализация проекта

сентябрь –июнь

1.Соблюдение проектных шагов:

- изучение методической литературы по теме проекта

-разработка тематики мероприятий по реализации проекта.

2. Привлечение  воспитанников специалистов, родителей  к осуществлению соответствующих разделов проекта.

  3. Презентация итогового проектного продукта (видео ролики, газеты, презентации, сценарии  занятий мероприятий)

Отслеживание количества (родителей) привлекаемых к участию в реализации проекта

III этап

Послепроектный

Распространение результатов и продуктов проектной деятельности (интеллектуально – познавательной игры «Путешествие по стране Экономика», квесты)

Анкетирование родителей  

Направление деятельности

                   Этапы

   Деятельность воспитателя

   Деятельность детей

     Деятельность родителей

           1 этап- подготовительный

- выбор темы  (вхождение детей в  ситуацию),

- информация для родителей о целях и задачах проекта,

  - анкетирование родителей.

   

2 этап

Практический

- организация деятельности.

-формирование знания у детей

    

3 этап – Заключительный (Презентация)

  • изучение методической литературы по теме, сбор мaтериала необходимого для реaлизации  проекта
  • информирование родителей о плaнировании работы с детьми по проекту «Без копейки рубля нет»
  • составление  плaна работы по данной теме
  • подбор художественной литерaтуры, необходимого оборудовaния и пособий для прaктического обогащения проектa
  • создaние развивающей среды по теме.

Составление  плана работы по данной теме

  • занятия, беседы индивидуальные и групповые
  • рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы
  • использование художественного слова: стихотворений, пословиц и поговорок
  • подвижные игры
  • дидактические игры
  • сюжетно – ролевые игры
  • изготовление пособий для совместной деятельности и атрибутов для игр
  • компьютерные игры
  • просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы)
  • решение проблемных ситуаций
  • продуктивная деятельность

Разработать план  мероприятий взаимодействия с специалистами по реализации проекта.

  • Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономика

  • приход в группу Буратины.
  •  разыгрывание сценок.
  • компьютерная – развивающая  игра
  • чтение художественной литературы
  • дидактические игры, сюжетно – ролевые игры
  • подвижные игры
  • экскурсия в библиотеку
  • конструирование
  • просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы)
  • продуктивная деятельность

  • групповые и индивидуальные обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций

  • Беседа с детьми  о деньгах, о цене товара, о том какие они были раньше, какие есть сейчас.

  • НОД «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны»

  • знакомство с проектом: обсуждение проблемы, определение совместных способов ее решения.
  • подбор материала:
  • книжки,
  • сказки,
  • дидактические игры,
  • диски,
  • плакаты
  • мини проекты
  • совместные походы в магазин
  • круглые столы
  • выставки
  • участие в создании атрибутов к сюжетно- ролевым играм.

Мероприятия с родителями:

—  - круглый стол,

—  - тренинги, семейные игротеки;

- консультативный пункт,

—  - «Школа для родителей»,

—  - клуб

—  взаимодействие с социальными институтами:

- поиск и подбор книг по теме, загадок, пословиц и поговорок

  • Мероприятие с родителями. Создание фото газеты «Наша семья трудится»
  • Консультация для родителей «Финансовое воспитание детей в семье». Экскурсия с ребенком в супермаркет.

  • Консультация для родителей «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?» - повышать уровень педагогической и финансовой культуры родителей

Реализация проекта

  • Беседа с детьми  о деньгах, о цене товара, о том какие они были раньше, какие есть сейчас.
  • Беседа «Что такое потребности?» - познакомить детей с понятиями: «потребности», «товары», «услуги».
  • Сюжетно – ролевая игра «Поход в супермаркет»
  • Чтение и заучивание пословиц и поговорок о деньгах (копейки, рубли).
  • НОД «Путешествие в страну Экономика» - научить выделять главное направление использования денег людьми.
  • Беседа «Профессии моих родителей» - создать условия для воспитания уважительного  отношения к труду родителей, людям разных профессий.
  • Чтение сказки «Кто хорошо потрудился – у того в монету, да в рубль превратился!»
  • Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал», «Смешарики», «Азбука финансовой грамотности», уроки тетушки совы.
  • Рисование «Профессия»- содействовать в выборе будущей профессии.
  • Чтение художественной литературы. К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха» -развивать у детей интерес к экономическим знаниям
  • НОД «Тратим разумно, экономим» - формировать понимание, что деньги нужно тратить разумно.
  • Мини – спектакль «Мишкина копилка» -закрепить в сознания дошкольников понятия откладывать, копить.
  • Дидактическая игра «Нужные покупки»
  • Аппликация «Придумай свои деньги» -- развивать творчество, выдумку, закрепить знания о том, для чего нужны деньги.
  • Чтение Е. Пермяк «Для чего руки нужны» - сформировать умение понимать и ценить окружающий предметный мир, уважать людей, умеющих хорошо и честно трудиться.
  • Подвижная игра «Размен» - научить считать деньги.
  • Подвижная игра( физ. работник) «Кто быстрее купить» - закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос.
  • НОД(музыкальное) «Бартер» по сказке «О попе и его работнике Балде» -
  • Мероприятие с родителями. Создание фото газеты «Наша семья трудится»

Список литературы:

1. Стахович Л.В. Методические рекомендации: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Стахович Л.В.,Семенкова Е.В, Рыжановская Л.Ю., серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников». 2019 -80с

2.Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.

3. Жуйкова Т. П., Кокухина А. А. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 821-823.

4. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130с.

5. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.

        

Образовательная программа «Финансовая грамотность» МБОУ «Школа развития № 23»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста на основе книги Э. Матвеева «Дима и совенок»

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...

Рабочая программа «Финансовая грамотность» для детей старших и подготовительных групп (5 - 7 лет) на 2019-2020 учебный год

Программа «Финансовая грамотность» для детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад «...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ)».

Рабочая программа составлена на основе Примерной парциальной образовательной программы  дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой г...

Конспект квест-игры по финансовой грамотности "Азы финансовой грамотности" для детей старшей и подготовительной группы.

В данном конспекте представлен материал по новой направленности во всех детских садах - "финансовая грамотность". Сейчас, по моему мнения, дети должны со старшего дошкольного возраста понима...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ) на 2023 – 2024, 2024 – 2025 учебные годы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ)на 2023 – 2024, 2024 – 2025 учебные годы...

Игра «Где что купить» по финансовой грамотности для детей старших и подготовительных групп (5-7 лет).

Цель. Формирование представлений о том, где следует покупать нужные товары, развиваем навык разумных трат, жизни по средствам....