Экология
материал

Симакова Надежда Владимировна

В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Экологические  проблемы,  ставшие  сегодня  глобальными,  затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_ekologii.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ  «Инжавинский детский сад «Березка»

       

Д О К Л А Д

«Организация предметно-развивающей среды в группе по экологическому образованию дошкольников»

              Воспитатель: Симакова Надежда Владимировна

                                                2023 год

В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Экологические  проблемы,  ставшие  сегодня  глобальными,  затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.

В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников.  Формирование экологической культуры начинается с раннего возраста. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования в целевых ориентирах указано, что ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, проявляет любознательность, пытается самостоятельно объяснить явления природы, обладает начальными знаниями о природном мире, проявляет заботу об окружающей среде.

В соответствии с данными ориентирами мы ставим цель:       

Цель:

Воспитание экологически грамотного, социально  активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды.

Задачи:

- формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;

- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

- воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки;

- совершенствовать предметно-развивающую среду экспериментально-исследовательского направления;

В своей профессиональной деятельности я уделяю большое внимание организации предметно-развивающей среды в группе по   экологическому образованию дошкольников.

Первое, что я сделала, это начала создавать развивающую среду экологического направления, где воспитанники самостоятельно познают окружающий мир, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы.

В моей группе предметно-развивающая среда представлена комнатными растениями, за которыми дети учатся ухаживать (рыхлят, поливают, орошают). В раздевалке у нас имеется  аквариум с рыбками. Дети наблюдают за поведением рыбок, кормят их и помогают ухаживать за ними. Ежегодно в  весенний период в группе создаётся огород на окошке. Регулярно обновляются тематические стенды: животные, растения, обитатели водоёма. Я создала картотеку дидактических игр на экологическую тему с подбором дидактического материала. Создала мини-библиотеку. Здесь у нас собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей. Литературу известных детских писателей природоведов М.Пришвина, В.Бианки использую на занятиях, тематических чтениях. Часто с детьми разучиваем стихи о природе известных наших поэтов А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, И.А. Бунина и других. Для поисковой исследовательской деятельности дошкольников в природе я создала уголок экспериментирования, где находятся материалы для исследовательской деятельности и опытов.

Большое значение в экологическом воспитании имеет окружающая среда на участке детского сада. В процессе работы с детьми заметила, что они входе конкретных наблюдений легко усваивают связи между различными природными явлениями. На участке совместно с детьми высаживаем цветы, подкармливаем птиц. Наблюдаем за живой и неживой природой. Наблюдения, прогулки, экскурсии дают  обогащенную почву для размышлений, пробуждают в детях пытливость и любознательность. У них возникают  бесчисленные: «Почему?» и «Зачем?».

        В весенне-летний период, планирую, создать на участке детского сада экологическую трапу.  

 Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому я не только учитываю это сама, но и значительное внимание уделяю  работе с родителями.
   Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую, как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (экологические игры, посещение открытых мероприятий, дни открытых дверей). В соответствии с годовым планом работы на 2022-20223 гг.  я запланировала открытое занятие для родителей «Зимние посиделки».  Организуем выставки «Золотая осень в гости к нам пришла». Делаем для птичек кормушки, скворечники. Выпускаем природоохранные плакаты, экологических альбомов, папок-передвижек.  Привлекаем родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.

В своей работе большое внимание уделяю работе с социумом. Посещаем заповедник «Воронинский» и участвуем в различных конкурсах «Укрась живую ёлку», «Покормите птиц зимой», «Марш парков».  Посещаем «Краеведческий музей». Участвуем в конкурсах, которые организовывает центр дополнительного образования «Радуга», посещаем библиотеку.

Для решения задач экологического воспитания и развития я опираюсь на программу "Юный эколог" С.Н. Николаевой. Мир природы необыкновенно красив, загадочен и чудесен. Каждая травинка, листок, веточка - неповторимы, таит в себе необыкновенные тайны и имеют свою, только им присущую форму. Способность проникать в эти тайны, чувствовать красоту природы, наблюдать за ней – огромное счастье. Воспитывать в детях умение видеть в окружающей нас природе вечную красоту жизни необходимо начинать с раннего детства.

Так возникла идея создания кружка экологического направления.

Я разработала программу по экологическому образованию детской деятельности с перспективным планированием кружка «Родничок», в котором занимаются 12 детей, длительность занятий 30 мин.

Этот весь дидактический материал я использую при организации основной образовательной деятельности,  в свободной деятельности и в ходе режимных моментов.

Считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
- сформированы начала экологической культуры у детей;
- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Однако работа еще не завершена. Она продолжается в следующих группах. И я  надеюсь, что мои воспитанники на всю жизнь сохранят любовь ко всему, что их окружает.                                                                                

Работая в этом направлении, я хочу пожелать всем педагогам заинтересовать детей своих групп и их родителей  любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания у коллег, родителей и дошкольников.

Литература:

1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – М. : Академия, 2013.

2. Рыжова, Н.А. Экологизация развивающей предметной среды / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 3.

3. Николаева С.Н. Юный эколог /Мозаика-Синтез -2004

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов по экологии "Экология и мы!"

На неделе экологической культуры у нас в Центре был проведен семинар для педагогов «Экология и мы!». Целью проведения семинара было повышение профессионального мастерства  педагогов. Формой прове...

Семинар - практикум по экологии "Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире"

Данный материал будет актуален для педагогов дошкольного образования...

Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)

Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...

Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»

 Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...