Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Центр подготовки инженеров»
проект
Программа предусматривает внедрение элементов робототехники по мере освоения материально-технической оснащенности данного раздела. Образовательная робототехника – это новая образовательная область, которая является на сегодняшний день лучшим способом обучения практическим навыкам воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsentr_podgotovki_inzhenerov.docx | 114.67 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 «Снежинка»
ПРИНЯТО Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад №10 «Снежинка» протокол №1 от «31» августа 2023г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «Детский сад №10 «Снежинка» _____________М.В. Лошкарева приказ №73 от «31» августа 2023г. |
Дополнительная
общеобразовательная программа технической направленности
«Центр подготовки инженеров»
Возраст воспитанников 4-7 лет
Срок реализации 1 учебный год (октябрь-май)
г. Урай, 2023г.
Пояснительная записка
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны движущиеся игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понять, как это устроено. Благодаря разработкам компании LEGO на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Конструкторы LEGO" WeDo"- это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. Некоторые наборы содержат простейшие механизмы, для изучения на практике законов физики, математики, информатики.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Центр подготовки инженеров» имеет техническую направленность.
Новизна программы заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность.
Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.
Актуальность программы «Центр подготовки инженеров» обусловлена тем, что техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.
Педагогическая целесообразность такого подхода заключается в следующем , в ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, происходит развитие его творческих способностей. Повышается мотивация к учению. Занятия помогают в решении математических и логических задач, связанных с объёмом и площадью, а так же в усвоении других математических знаний. У детей, занимающихся конструированием, улучшается память, почерк (так как работа с мелкими деталями конструктора положительно влияет на мелкую моторику), речь становится более логической.
Программа технической направленности «Центр подготовки инженеров» разработана в соответствии со следующими нормативно правовыми актами:
- Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении Федерального 4 государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 21г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (срок действия – 01.03.2021-01.03.2027);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р. (Концепция развития системы дополнительного образования детей Ханты- Мансийского автономного округа – Югры до 2030 г.).
2. Цель и задачи программы «Центр подготовки инженеров»
Цель: создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских способностей на основе конструкторов LEGO" WeDo".
Задачи:
- развивать творческие способности и логическое мышление детей; образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел; умение работать по предложенным инструкциям по сборке моделей; умение творчески подходить к решению задачи; умение излагать мысли в четкой логической последовательности;
- воспитывать умение отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
В процессе решения практических задач и поиска оптимальных решений дети осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жёсткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции. Изучая простые механизмы, дети учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию.
Отличительными особенностями данной программы от аналогичных существующих программ заключаются в том, что такой подход к занятиям легоконструированием:
- позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки.
- интегрирование различных образовательных областей дополнительного образования открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
- программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка.
Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться схемами, формируется логическое, проектное мышление.
Таким образом, Программа предусматривает внедрение элементов робототехники по мере освоения материально-технической оснащенности данного раздела. Образовательная робототехника – это новая образовательная область, которая является на сегодняшний день лучшим способом обучения практическим навыкам воспитанников.
Срок реализации программы «Центр подготовки инженеров» рассчитан на 3 учебных года (180 учебных часов), по 60 учебных часа в год, 2 занятия в неделю.
Формы и режим занятий дополнительной общеобразовательной программы «Центр подготовки инженеров».
Для средней группы (4-5 лет) 1 учебный час кратен 20 минутам (астрономическим), 60*20/60 =20 часа в год (астрономических).
Для старшей группы (5-6 лет) 1 учебный час кратен 25 минутам (астрономическим), 60*25/60 =25 часов в год (астрономических).
Для подготовительной группы (6-7 лет) 1 учебный час кратен 30 минутам (астрономическим), 60*30/60 =30 часов в год (астрономических).
Продолжительность занятий в средней группе 20 минут, в старшей группе 25 минут, в подготовительной группе 30 минут по подгруппам (10 детей).
Программу реализует воспитатель.
Система занятий рассчитана на последовательное использование предложенных знаний, вариативность методов и приемов для достижения поставленной цели, гибкость в подборе материала.
3. Планируемые результаты от реализации программы «Центр подготовки инженеров»
Знания и умения, полученные детьми в ходе реализации программы:
- знание основных принципов механики;
- умение классифицировать материал для создания модели;
- умение работать по предложенным инструкциям;
- умение творчески подходить к решению задачи;
- умение довести решение задачи до работающей модели;
- умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
В ходе занятий дети узнают:
- роль машин и техники в жизни людей
- правила безопасной работы;
- основные компоненты конструкторов Lego WeDo;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- приемы конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.).
Дети овладеют представлениями:
- о деталях конструктора и способах их соединений;
- об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
- о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;
- о связи между формой и функцией конструкции.
Форма представления результатов:
- Открытые занятия для педагогов учреждения и родителей (законных представителей);
- Выставки по конструированию;
- Конкурсы, развлечения, праздники.
Формы подведения итогов и контроль за деятельностью детей, осуществляются посредством:
- Наблюдений за работой детей на занятиях
- Наблюдений за самостоятельной деятельностью детей
- Совместной проектной деятельности детей и педагога, или детей и родителей
- Участия в выставках творческих работ дошкольников в конкурсах.
4. Объем программы «Центр подготовки инженеров»
Возрастная группа | Количество учебных занятий | Продолжительность занятий | Норма времени на оказание услуги | ||||
В неделю | Месяц | Год | |||||
4-5 лет | 2 | 8 | 60 | 20 | 20 | ||
5-6 лет | 2 | 8 | 60 | 25 | 25 | ||
6-7 лет | 2 | 8 | 60 | 30 | 30 |
5. Содержание программы «Центр подготовки инженеров»
В процессе решения практических задач и поиска оптимальных решений дети осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции. Изучая простые механизмы, дети учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию.
Обучающая среда позволяет использовать и развивать навыки конкретного познания, строить новые знания на привычном фундаменте. В то же время новым для детей является работа над проектами.
В ходе занятий:
- повышается коммуникативная активность каждого ребенка, происходит развитие его творческих способностей;
- повышается мотивация к познанию;
- усваиваются математические и логические задачи;
- у детей улучшается память, появляются положительные сдвиги в развитии мелкой моторики, речь становится более логической.
Образовательная система предлагает такие методики и такие решения, которые помогают становиться творчески мыслящими, обучают работе в команде. Эта система предлагает детям проблемы, дает в руки инструменты, позволяющие им найти своё собственное решение. Благодаря этому дети дошкольного возраста испытывают удовольствие подлинного достижения.
Формы и приемы работы с детьми:
Программа предусматривает проведение теоретических и практических игр-занятий.
Теоретические занятия по дополнительной образовательной деятельности проводятся в виде бесед и рассказов. Беседы по конструированию с дошкольниками закладывают основы конструктивных знаний.
Тем не менее их содержание должно на доступном для детского понимания уровне отражать принципы механизмов, принципы чтения схем, лежащие в основе конструктивной деятельности, осознание которых необходимо для формирования конструктивных знаний и умений. Поэтому значительное место отводится проведению интегрированных занятий, предусматривающих проведение бесед, чтение литературы на фоне выполнения заданий по конструированию из предложенных конструкторов.
Практические занятия по дополнительному образованию проводятся в форме игр (коммуникативные, обучающие. Экологические, психологические), наблюдения и исследования, опытно-экспериментальной деятельности, викторин, семинаров-практикумов и работ совместно с родителями. Совместные работы с родителями по дополнительной образовательной деятельности проводятся для отработки практических навыков в привычной среде, закрепления теоретических навыков.
Завершаются тематические циклы теоретических и практических занятий проведением итоговых мероприятий конструктивной направленности.
Тематическое планирование дополнительной программы социально-коммуникативной направленности «Центр подготовки инженеров»
№ | Разделы и темы | 1 год обучения/количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
| ||||
Техника безопасности | 1 | 1 | 2 | |
Знакомство с конструктором WeDo. Элементы набора. | 1 | 2 | 3 | |
| ||||
Обзор. Перечень конструкторов | 1 | 1 | 2 | |
| ||||
Первые шаги. Обзор | 2 | 2 | 4 | |
Зубчатые колёса. Промежуточное зубчатое колесо. Коронные зубчатые колёса. | 2 | 2 | 4 | |
Понижающая зубчатая передача. Повышающая зубчатая передача. | 2 | 2 | 4 | |
Шкивы и ремни. Перекрёстная ремённая передача. Снижение, увеличение скорости. | 2 | 2 | 4 | |
| ||||
Мотор и оси. | 2 | 2 | 4 | |
Датчик наклона, датчик расстояния. | 2 | 2 | 4 | |
| ||||
Танцующие птицы | 2 | 2 | 4 | |
Создание группы «Танцующие птицы» | 2 | 2 | ||
Обезьянка – барабанщица | 1 | 1 | 2 | |
Создание из обезьянок – барабанщиц группы ударных | 3 | 3 | ||
Звери | ||||
Голодный аллигатор | 1 | 2 | 3 | |
Рычащий лев | 1 | 2 | 3 | |
Порхающая птица | 1 | 2 | 3 | |
Футбол | ||||
Нападающий | 1 | 2 | 3 | |
Попадание в мишень (соревнование нападающих). | 1 | 1 | ||
Вратарь | 2 | 2 | ||
Совместное занятие «Нападающий и вратарь» | 2 | 2 | ||
Ликующие болельщики | 1 | 1 | ||
ИТОГО: 60 занятий | ||||
№ | Разделы и темы | 2 год обучения/количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
| ||||
Техника безопасности | 1 | 1 | 2 | |
Систематизация навыков работы с конструктором WeDo. Элементы набора. | 1 | 1 | 2 | |
| ||||
Обзор. Перечень терминов. Сочетания клавиш. | 1 | 2 | 3 | |
| ||||
Зубчатые колёса. Промежуточное зубчатое колесо. Коронные зубчатые колёса. | 2 | 2 | 4 | |
Понижающая зубчатая передача. Повышающая зубчатая передача. | 2 | 2 | 4 | |
Шкивы и ремни. Перекрёстная ремённая передача. Снижение, увеличение скорости. | 2 | 2 | 4 | |
Червячная зубчатая передача, кулачок, рычаг. | 2 | 2 | 4 | |
| ||||
Мотор и оси. | 2 | 2 | 4 | |
Датчик наклона, датчик расстояния. | 2 | 2 | 4 | |
| ||||
Зоопарк | 1 | 3 | 4 | |
Умная вертушка | 2 | 2 | 4 | |
Обезьянка – барабанщица | 1 | 1 | 2 | |
Создание из обезьянок – барабанщиц группы ударных | 3 | 3 | ||
Звери | ||||
Голодный аллигатор | 1 | 3 | 4 | |
Рычащий лев | 1 | 3 | 4 | |
Порхающая птица | 1 | 2 | 3 | |
Хоккей | ||||
Игровое поле | 1 | 1 | ||
Игроки | 3 | 3 | ||
Создание группы болельщиков | 1 | 1 | ||
ИТОГО: 60 занятий | ||||
Разделы и темы | 3 год обучения/количество часов | |||
теория | практика | всего | ||
| ||||
Техника безопасности | 1 | 1 | 2 | |
| ||||
Спасение самолётов | 1 | 2 | 3 | |
Придуманная история про Макса и Машу | 2 | 2 | 4 | |
Спасение от великана | 1 | 2 | 3 | |
Непотопляемый парусник | 2 | 2 | 4 | |
Лотерея. Джойстик. | 2 | 2 | 4 | |
Попугай. | 1 | 3 | 4 | |
Обратный отсчёт. | 1 | 2 | 3 | |
Свистящий мотор. | 1 | 2 | 3 | |
Хранилище. | 1 | 1 | ||
Случайная цепная реакция | 2 | 2 | 4 | |
| ||||
Выработка и утверждение темпроекта. | 2 | 2 | 4 | |
Конструирование модели, её программирование. | 1 | 8 | 9 | |
Презентация моделей | 1 | 3 | 4 | |
Выставка. Презентация моделей | 1 | 3 | 4 | |
Заключительное занятие | 1 | 3 | 4 | |
ИТОГО: 60 занятий |
- Обеспечение реализации дополнительной общеобразовательной программы «Центр подготовки инженеров»
Дидактический материал:
- конспекты занятий, образовательных событий и тематических бесед;
- авторские разработки для проведения тематических занятий;
- презентационные материалы по изучаемым темам;
- подборка методических разработок для родителей по теме программы.
Техническое оснащение занятий
- Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете ,который оснащен всем необходимым для безопасного проведения занятий и ежегодно аттестуется в процессе приемки детского сада к учебному году;
- игровое оборудование включает:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Комплект мультимедийного оборудовния с возможностью осуществлять мультимедийные презентации.
Материалы и инструменты, необходимые для реализации программы
№ | Наименование |
Кирпичики Lego для творческих занятий | |
Колеса Lego | |
Городские житили Lego | |
Гигантский набор LEGO DUPLO | |
Люди мира LEGO DUPLO | |
Эмоциональное развитие ребенка LEGO DUPLO |
- Список литературы
- Комарова Л.Г. «Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO)» М. ЛИНКА – ПРЕСС, 2001г.
- Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO» М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001г.
- Парамонова Л.А. «Детское творческое конструирование» М. Издательский дом «Карапуз», 1999г.
- Ишмакова М.С. «Конструирование в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС.» Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. М. Издательско-полиграфический центр «Москва», 2013г.
- Ромашова Е.А. «Развитие способностей дошкольников в конструктивно-игровой деятельности развивающей системы «ЛЕГО». Схемы, образцы к программе» Миасс 2012г., 2015г.
- Фешина Е.В. «Лего – конструирование в детском саду». Пособие для педагогов. М. Издательство «Сфера», 2011г.
- Безбородова Т. В. Первые шаги в геометрии. - М.: Просвещение, 2009.
- Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
- Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие / П. А. Венгер. - М.: Академия, 2009. -230 с.
- Волкова С.И. Конструирование. – М.: Просвещение, 1989. 5. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
- Емельянова, И.Е., Максаева Ю.А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно_игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.
- Злаказов А.С., Горшков Г.А., Шевалдин С.Г. Уроки Лего-конструирования в школе. – М.: Бином, 2011. – 120 с.
- Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
- Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.
- Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.
- Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. – М.: Феникс, 2009. – 79 с.
- Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий. – М.: Сфера, 2009. – 63 с.
- Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Эксмо, 2010. – 114 с. 14. ЛЕГО-лаборатория (Control Lab): Справочное пособие. - М.: ИНТ, 1998. –150 с.
- Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.
- Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника// Вопросы психологии, 1995. – С. 27-32.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Юный инженер»
Данная программа предназначена для развития и воспитания детей 6-7 лет. При ее реализации используются новейшие информационные технологии, что позволяет более эффективно привить навыки профессионально...
Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 5-7лет.
Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, формированию и развитию твор...
Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, ф...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по развитию у детей дошкольного возраста интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно – техническое творчество «Детская STEM – лаборатория»
Современные дети живут и развиваются в эпоху новых технологий. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания са...
«Применение игровых технологий, направленных на формирование алгоритмической грамотности в рамках подготовки к реализации программы технической направленности «ПиктоМир»
ВведениеНа сегодняшний день цифровые технологии играют важную роль в повышении качества дошкольного образования.Основной вид деятельности дошкольника – и...
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Центр Лего-конструирования"
Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экс...
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Центр подготовки инженеров»
Актуальность программы «Центр подготовки инженеров» обусловлена тем, что техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, сп...