Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Центр подготовки инженеров»
проект

Сарваева Гульназ Хусаиновна

Программа предусматривает внедрение элементов робототехники по мере освоения материально-технической оснащенности данного раздела. Образовательная робототехника – это новая образовательная область, которая является на сегодняшний день лучшим способом обучения практическим навыкам воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsentr_podgotovki_inzhenerov.docx114.67 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 «Снежинка»

 

ПРИНЯТО

Педагогическим  советом

МБДОУ «Детский сад №10 «Снежинка»

протокол №1 от «31»  августа  2023г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ

 «Детский сад  №10 «Снежинка»C:\ДС №6 10\печати\1111111.jpg

_____________М.В. ЛошкареваC:\ДС №6 10\печати\2 вариант.jpg

приказ №73 от «31» августа 2023г.

 

Дополнительная

общеобразовательная программа технической направленности

«Центр подготовки инженеров»

Возраст воспитанников 4-7 лет

Срок реализации 1 учебный год (октябрь-май)

г. Урай, 2023г.

Пояснительная записка

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны движущиеся игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понять, как это устроено. Благодаря разработкам компании LEGO на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Конструкторы LEGO" WeDo"- это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. Некоторые наборы содержат простейшие механизмы, для изучения на практике законов физики, математики, информатики.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Центр подготовки инженеров» имеет техническую  направленность.

Новизна программы заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность.

Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.

Актуальность программы «Центр подготовки инженеров» обусловлена тем, что техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.

Педагогическая целесообразность такого подхода заключается в следующем , в  ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, происходит развитие его творческих способностей. Повышается мотивация к учению. Занятия помогают в решении математических и логических задач, связанных с объёмом и площадью, а так же в усвоении других математических знаний. У детей, занимающихся конструированием, улучшается память, почерк (так как работа с мелкими деталями конструктора положительно влияет на мелкую моторику), речь становится более логической.

Программа технической направленности «Центр подготовки инженеров»  разработана в соответствии со следующими нормативно правовыми актами:

  • Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении Федерального 4 государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 21г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (срок действия – 01.03.2021-01.03.2027);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р. (Концепция развития системы дополнительного образования детей Ханты- Мансийского автономного округа – Югры до 2030 г.).

2. Цель и задачи программы «Центр подготовки инженеров»

Цель: создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских способностей на основе конструкторов LEGO" WeDo".

     Задачи:

  • развивать творческие способности и логическое мышление детей; образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел; умение работать по предложенным инструкциям по сборке моделей; умение творчески подходить к решению задачи; умение излагать мысли в четкой логической последовательности;
  • воспитывать умение отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

В процессе решения практических задач и поиска оптимальных решений дети осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жёсткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции. Изучая простые механизмы, дети учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию.

Отличительными особенностями данной программы от аналогичных существующих программ заключаются в том, что такой подход к занятиям легоконструированием:

  • позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки.
  • интегрирование различных образовательных областей дополнительного образования открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
  • программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка.

            Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться схемами, формируется логическое, проектное мышление.

           Таким образом, Программа предусматривает внедрение элементов робототехники по мере освоения материально-технической оснащенности данного раздела. Образовательная робототехника – это новая образовательная область, которая является на сегодняшний день лучшим способом обучения практическим навыкам воспитанников.

Срок  реализации программы «Центр подготовки инженеров» рассчитан на 3 учебных года (180 учебных часов), по 60 учебных часа в год, 2 занятия в неделю.

Формы и режим занятий дополнительной общеобразовательной программы «Центр подготовки инженеров».

 Для средней группы (4-5 лет) 1 учебный час кратен 20 минутам (астрономическим),  60*20/60 =20 часа в год (астрономических).

Для старшей группы (5-6 лет) 1 учебный час кратен 25 минутам (астрономическим),  60*25/60 =25 часов в год (астрономических).

Для подготовительной группы (6-7 лет) 1 учебный час кратен 30 минутам (астрономическим),  60*30/60 =30 часов в год (астрономических).

Продолжительность занятий в средней группе 20 минут, в старшей группе   25 минут, в подготовительной группе  30  минут  по подгруппам (10 детей).

Программу реализует воспитатель.

Система занятий рассчитана  на последовательное использование предложенных знаний, вариативность методов и приемов для достижения поставленной цели, гибкость в подборе материала.

3. Планируемые  результаты от реализации программы «Центр подготовки инженеров»

Знания и умения, полученные детьми в ходе реализации программы:

  • знание основных принципов механики;
  • умение классифицировать материал для создания модели;
  • умение работать по предложенным инструкциям;
  • умение творчески подходить к решению задачи;
  • умение довести решение задачи до работающей модели;
  • умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
  • умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

В ходе занятий дети узнают:

  • роль машин и техники в жизни людей
  • правила безопасной работы;
  • основные компоненты конструкторов Lego WeDo;
  • конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
  • виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
  • приемы конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.).

Дети овладеют представлениями:

  • о деталях конструктора и способах их соединений;
  • об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
  • о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;
  • о связи между формой и функцией конструкции.

Форма представления результатов:

  • Открытые занятия для педагогов учреждения и родителей (законных представителей);
  • Выставки по конструированию;
  • Конкурсы, развлечения, праздники.

Формы подведения итогов и контроль за деятельностью детей, осуществляются посредством:

  • Наблюдений за работой детей на занятиях
  • Наблюдений за самостоятельной деятельностью детей
  • Совместной проектной деятельности детей и педагога, или детей и родителей
  • Участия в выставках творческих работ дошкольников в конкурсах.

4. Объем программы  «Центр подготовки инженеров»

Возрастная группа

Количество учебных занятий

Продолжительность занятий

Норма времени на оказание услуги

В неделю

Месяц

Год

4-5 лет

2

8

60

20

20

5-6 лет

2

8

60

25

25

6-7 лет

2

8

60

30

30

5. Содержание   программы  «Центр подготовки инженеров»

        В процессе решения практических задач и поиска оптимальных решений дети осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции. Изучая простые механизмы, дети учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию.

Обучающая среда позволяет использовать и развивать навыки конкретного познания, строить новые знания на привычном фундаменте. В то же время новым для детей является работа над проектами.

В ходе занятий:

  • повышается коммуникативная активность каждого ребенка, происходит развитие его творческих способностей;
  • повышается мотивация к познанию;
  • усваиваются  математические и логические задачи;
  • у детей улучшается память, появляются положительные сдвиги в развитии мелкой моторики, речь становится более логической.

 Образовательная система предлагает такие методики и такие решения, которые помогают становиться творчески мыслящими, обучают работе в команде. Эта система предлагает детям проблемы, дает в руки инструменты, позволяющие им найти своё собственное решение. Благодаря этому дети дошкольного возраста испытывают удовольствие подлинного достижения.

Формы и приемы работы с детьми:

Программа предусматривает проведение теоретических и практических игр-занятий.

        Теоретические занятия по дополнительной образовательной деятельности проводятся в виде бесед и рассказов. Беседы по конструированию с дошкольниками закладывают основы конструктивных знаний.

        Тем не менее их содержание должно на доступном для детского понимания уровне отражать принципы механизмов, принципы чтения схем, лежащие в основе конструктивной деятельности, осознание которых необходимо для формирования конструктивных знаний и умений. Поэтому значительное место отводится проведению интегрированных занятий, предусматривающих проведение бесед, чтение литературы на фоне выполнения заданий по конструированию из предложенных конструкторов.

        Практические занятия по дополнительному образованию проводятся в форме игр (коммуникативные, обучающие. Экологические, психологические), наблюдения и исследования, опытно-экспериментальной деятельности, викторин, семинаров-практикумов и работ совместно с родителями. Совместные работы с родителями по дополнительной образовательной деятельности проводятся для отработки практических навыков в привычной среде, закрепления теоретических навыков.

        Завершаются тематические циклы теоретических и практических занятий проведением итоговых мероприятий конструктивной направленности.

Тематическое планирование дополнительной  программы социально-коммуникативной  направленности «Центр подготовки инженеров»

Разделы и темы

1 год обучения/количество часов

теория

практика

всего

  1. Введение

Техника безопасности

1

1

2

Знакомство с конструктором WeDo. Элементы набора.

1

2

3

  1. Программное обеспечение Lego WeDo

Обзор. Перечень конструкторов

1

1

2

  1. Изучение механизмов

Первые шаги. Обзор

2

2

4

Зубчатые колёса. Промежуточное зубчатое колесо. Коронные зубчатые колёса.

2

2

4

Понижающая зубчатая передача.

Повышающая зубчатая передача.

2

2

4

Шкивы и ремни. Перекрёстная ремённая передача. Снижение, увеличение скорости.

2

2

4

  1. Изучение датчиков и моторов

Мотор и оси.

2

2

4

Датчик наклона, датчик расстояния.

2

2

4

  1. Конструирование и программирование заданных моделей

Танцующие птицы

2

2

4

Создание группы «Танцующие птицы»

2

2

Обезьянка – барабанщица

1

1

2

Создание из обезьянок – барабанщиц группы ударных

3

3

Звери

Голодный аллигатор

1

2

3

Рычащий лев

1

2

3

Порхающая птица

1

2

3

Футбол

Нападающий

1

2

3

Попадание в мишень

(соревнование нападающих).

1

1

Вратарь

2

2

Совместное занятие «Нападающий и вратарь»

2

2

Ликующие болельщики

1

1

ИТОГО:  60 занятий

Разделы и темы

2 год обучения/количество часов

теория

практика

всего

  1. Введение

Техника безопасности

1

1

2

Систематизация навыков работы  с конструктором WeDo. Элементы набора.

1

1

2

  1. Программное обеспечение Lego WeDo

Обзор. Перечень терминов. Сочетания клавиш.

1

2

3

  1. Изучение механизмов

Зубчатые колёса. Промежуточное зубчатое колесо. Коронные зубчатые колёса.

2

2

4

Понижающая зубчатая передача.

Повышающая зубчатая передача.

2

2

4

Шкивы и ремни. Перекрёстная ремённая передача. Снижение, увеличение скорости.

2

2

4

Червячная зубчатая передача, кулачок, рычаг.

2

2

4

  1. Изучение датчиков и моторов

Мотор и оси.

2

2

4

Датчик наклона, датчик расстояния.

2

2

4

  1. Конструирование и программирование заданных моделей

Зоопарк  

1

3

4

Умная вертушка

2

2

4

Обезьянка – барабанщица

1

1

2

Создание из обезьянок – барабанщиц группы ударных

3

3

Звери

Голодный аллигатор

1

3

4

Рычащий лев

1

3

4

Порхающая птица

1

2

3

Хоккей

Игровое поле

1

1

Игроки

3

3

Создание группы болельщиков

1

1

ИТОГО:  60 занятий

Разделы и темы

3 год обучения/количество часов

теория

практика

всего

  1. Программы для исследований

Техника безопасности

1

1

2

  1. Приключения

Спасение самолётов

1

2

3

Придуманная история про Макса и Машу

2

2

4

Спасение от великана

1

2

3

Непотопляемый парусник

2

2

4

Лотерея. Джойстик.

2

2

4

Попугай.

1

3

4

Обратный отсчёт.

1

2

3

Свистящий мотор.

1

2

3

Хранилище.

1

1

Случайная цепная реакция

2

2

4

  1. Индивидуальная проектная деятельность

Выработка и утверждение темпроекта.

2

2

4

Конструирование модели, её программирование.

1

8

9

Презентация моделей

1

3

4

Выставка. Презентация моделей

1

3

4

Заключительное занятие

1

3

4

ИТОГО: 60 занятий

  1. Обеспечение реализации дополнительной общеобразовательной  программы  «Центр подготовки инженеров»

Дидактический материал:

  • конспекты занятий, образовательных событий и  тематических бесед;
  • авторские разработки для проведения тематических занятий;
  • презентационные материалы по изучаемым темам;
  • подборка методических разработок для родителей по теме программы.

Техническое оснащение занятий

  • Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете ,который оснащен  всем необходимым для безопасного проведения занятий и ежегодно аттестуется в процессе приемки детского сада  к учебному году;
  • игровое оборудование включает:
  • Конструкторы LEGO WeDo 2.0 Core Set технологические карты.
  • Планшет Lenovo YN3  16 Гб  3G,  LTE черный
  • Набор Простых механизмов набор Lego Education
  • Аккумуляторная батарея WeDo 2.0
  • Ресурсный набор Lego Education Wedo
  • Lego Математический поезд
  • Кирпичики Lego для творческих занятий
  • Колеса Lego
  • Городские житили Lego
  • Гигантский набор LEGO DUPLO
  • Люди мира LEGO DUPLO
  • Эмоциональное развитие ребенка LEGO DUPLO
  • Комплект мультимедийного оборудовния с возможностью осуществлять мультимедийные презентации.

Материалы и инструменты,  необходимые для реализации программы

Наименование

Кирпичики Lego для творческих занятий

Колеса Lego

Городские житили Lego

Гигантский набор LEGO DUPLO

Люди мира LEGO DUPLO

Эмоциональное развитие ребенка LEGO DUPLO

  1. Список литературы
  1. Комарова Л.Г. «Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO)» М. ЛИНКА – ПРЕСС, 2001г.
  2. Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO» М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001г.
  3.  Парамонова Л.А. «Детское творческое конструирование» М. Издательский дом «Карапуз», 1999г.
  4. Ишмакова М.С. «Конструирование в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС.» Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. М. Издательско-полиграфический центр «Москва», 2013г.
  5. Ромашова Е.А. «Развитие способностей дошкольников в конструктивно-игровой деятельности развивающей системы «ЛЕГО». Схемы, образцы к программе» Миасс 2012г., 2015г.
  6. Фешина Е.В. «Лего – конструирование в детском саду». Пособие для педагогов. М. Издательство «Сфера», 2011г.
  7. Безбородова Т. В. Первые шаги в геометрии. - М.: Просвещение, 2009.
  8. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
  9. Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие / П. А. Венгер. - М.: Академия, 2009. -230 с.
  10. Волкова С.И. Конструирование. – М.: Просвещение, 1989. 5. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
  11. Емельянова, И.Е., Максаева Ю.А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно_игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.
  12. Злаказов А.С., Горшков Г.А., Шевалдин С.Г. Уроки Лего-конструирования в школе. – М.: Бином, 2011. – 120 с.
  13. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
  14. Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.
  15. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.
  16. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. – М.: Феникс, 2009. – 79 с.
  17. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий. – М.: Сфера, 2009. – 63 с.
  18. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Эксмо, 2010. – 114 с. 14. ЛЕГО-лаборатория (Control Lab): Справочное пособие. - М.: ИНТ, 1998. –150 с.
  19. Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.
  20. Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника// Вопросы психологии, 1995. – С. 27-32.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Юный инженер»

Данная программа предназначена для развития и воспитания детей 6-7 лет. При ее реализации используются новейшие информационные технологии, что позволяет более эффективно привить навыки профессионально...

Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 5-7лет.

Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, формированию и развитию твор...

Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, ф...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по развитию у детей дошкольного возраста интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно – техническое творчество «Детская STEM – лаборатория»

Современные дети живут и развиваются в эпоху новых технологий. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания са...

«Применение игровых технологий, направленных на формирование алгоритмической грамотности в рамках подготовки к реализации программы технической направленности «ПиктоМир»

        ВведениеНа  сегодняшний день цифровые технологии играют важную роль в повышении качества дошкольного образования.Основной вид деятельности дошкольника – и...

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Центр Лего-конструирования"

Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экс...

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Центр подготовки инженеров»

Актуальность программы «Центр подготовки инженеров» обусловлена тем, что техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, сп...