Поликультурное воспитание средствами народной игрушки
консультация

Захарова Татьяна Анатольевна

Поликультурное воспитание средствами народной игрушки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polikulturnoe_vospitanie_sredstvami_narodnoy_igrushki.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Поликультурное воспитание дошкольников средствами народной игрушки»

 Многие знают с детства сказку русскую народную сказку «Василиса Прекрасная». «В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет он прожил в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, призвала она к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: «Слушай, Василисушка! Помни и исполни мои последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью»…

 Эта кукла помогла Василисе пережить много горя и пройти через все испытания, которые готовили ей мачеха и Баба-Яга. Берегла свою куколку Василиса и «по конец жизни своей носила в кармане».

Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Это была самая распространенная игрушка. Появляясь на свет, первое, что видел в своей люльке новорожденный ребенок, - это куклу-закрутку, которую к его рождению делала мать. Женщина, когда подходило время родить, уединялась и делала эту куклу, думая о своем будущем ребенке, желая ему светлой и легкой жизни. Бережно скручивая ткань, она как бы вкладывала в эту куклу любовь и ласку к своему ребенку, создавая своими руками тело куклы, руки, голову. В народе есть поверье – если беременная женщина часто и много смотрит на красивое, приятное, то и ребенок будет пригожим и красивым. Поэтому и куклу женщина делала аккуратно, бережно, одевала ее в яркие, красивые одежды. Готовую куклу укладывала в колыбель, где она дожидалась рождения ребенка, оберегая это место от недобрых взглядов и злых духов. Люди верили, что кукла оберегает сон и спокойствие ребенка, поэтому она всегда была рядом с ним и во сне, и в играх.

Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая.

Игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. В игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики.

Подрастая, дети тоже начинали «вертеть» таких кукол. Во многих домах их насчитывали десятками, и считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Многие куклы передавались от матери к дочке, а дальше внучке и правнучке.

Девочки-подростки делали таких кукол себе, младшим сестренкам и братишкам, одевали их по своему вкусу. Делали это с большим старанием, так как старшие женщины в семье поглядывали, как умело и аккуратно девочка делает одежду для куклы. По мастерству изготовления кукольной одежды судили о готовности девочки к обучению настоящему ремеслу.

Если платье получается красивым, а наряд гармоничным, значит, девочка готова уже серьезно обучаться шитью взрослой одежды и ее можно отдавать мастерице. Многие девушки к свадьбе шили свой наряд сами, а это уже серьезная и кропотливая работа. И, наоборот, если девочка не проявляет старания в изготовлении куклы и в другой работе, говорили: «Да она до сих пор в куклы играет!» и считали неумехой. Рановато им было вставать в свадебный хоровод, и серьезную работу не поручали.

Красивая кукла, с любовью сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делались сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла "полено’’. Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.

Зайчик на пальчик

Зайчик на пальчик – куколка, которая делалась специально для трехлетнего ребенка, чтобы у него был всегда собеседник и друг в играх. Зайчик одевался на пальчик и всегда был рядом с ребенком. Тогда и родители могли спокойно оставить ребенка одного и не бояться что ему будет страшно или одиноко в доме. Да и взрослым можно поговорить с таким зайчиком, так как не всегда можно рассказать, что тебя тревожит близкому человеку. А Зайчик на пальчик выслушает вас в любую трудную минуту.

Девка-баба

В народе называют ее Перевертыш, Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол, потому что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется.

Девка - это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом.

Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой.

Кукла – мамка подобно матрешке, была многодетной. Если развязать ее пояс, то в ваших руках окажутся сразу пять куколок-младенцев.

Куклы -обереги

Кукла  Зернушка –   символизировала достаток в доме, иногда ее называли «зерновка» или «крупеничка».

Делали эту куклу после сбора урожая, заполняли   зерном, наряжали и бережно хранили в красном углу.

Славяне верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным. И что именно Крупеничка принесет в дом достаток и благополучие.

Во времена неурожая из куклы по чуть-чуть брали зерно и употребляли в пищу. По внешнему виду Крупенички можно было судить о достатке и благополучие в семье – если кукла была худая, значит, в дом пришла беда, голодают люди в нем и достаток покинул семью.

Значения круп в Крупеничке :

гречиха − сытость и богатство, традиционно кукла наполнялась именно этим зерном

рис − самое дорогое зерно, на праздник

перловка − на сытость

овес − на силу.

Можно и все крупы положить. Так же на дно куклы иногда кладут монетку.

Кукла День-Ночь

День и Ночь — куклы-обереги жилища. Это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (День), а другая — из синей (Ночь). Днем выставляли вперед светлую, а ночью — темную. Куклы связаны одной ниточкой и представляют собой единую цельную композицию.

Желанница.

Такая подружка - кукла Желанница - была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры... Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось.

Изготовление народной тряпичной куклы – очень интересный, добрый и веселый вид традиционного народного ремесла. У каждой куклы свой национальный характер. В ней отражается человеческая история. Тряпичная кукла не требует особых затрат и дает огромные возможности для фантазии и творчества. Она воспитывает в человеке доброту, любовь и сострадание, учит понимать чувства другого человека, его внутренний мир. Такую народную куклу не купишь в магазине. Нигде так не оживает старый лоскуток как в кукле,  сделанной своими руками.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Значение народного искусства в поликультурном воспитании дошкольников....

Открытое развлечение в средней группе по патриотическому воспитанию. "Ярмарка народной игрушки"

Развлечение позновательной направленности для родителей прошло очень интересно. В проведение развлечения участвовали не только дети, но и родители....

Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами народной игрушки.

laquo;Самым высоким видом искусства,самым талантливым, самым гениальнымявляется народное искусство,то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия&raq...

"Поликультурное воспитание через народное декоративно-прикладное искусство"

В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции любовь к Родине, уважение к обычаям других народов, народному искусству, потеря народных к...

статья Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами народной игрушки.

Основной  задачей государственной политики Российской  Федерации  является обеспечение духовно- нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.   ...

Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами народной игрушки.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, осв...

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО (консультация)

Поликультурное воспитание через народное декаративно-прикладное искусство...