Конспект организационной образовательной деятельности в старшей группе «Народы России и народные символы нашей страны»
план-конспект занятия (старшая группа)
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию для детей 5-6 лет с использованием дидактического пособия "Народы России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_narodnye_simvoly_rossiii.doc | 498 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического развития воспитанников» № 2 «Теремок» п. Новоорск Новоорского района Оренбургской области
Конспект
организационной образовательной
деятельности в старшей группе
«Народы России и народные символы нашей страны»
Воспитатель: Шаркаева Н.А.
высшая
квалификационная
категория
2023г.
Цель:
- Воспитание нравственно-патриотических чувств, посредством
знакомства дошкольников с народами и народными символами России.
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие;
- коммуникативное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- музыкальное развитие.
Задачи:
- уточнить представление детей о России, как о государстве,
в котором они живут;
- воспитывать в детях любовь и уважение к народам России, проживающим рядом;
- формировать представление о Матрёшке, берёзе, балалайке как о символах России, историей их возникновения;
- побуждать детей принимать участие в беседе: читать знакомые
стихи, загадки, исполнять знакомые игры, хороводы;
- активизировать в речи детей прилагательные, диалогическую речь,
пополнять словарный запас детей;
- развивать интерес детей к народному творчеству;
- развивать творческие способности детей через приобщение к
народному творчеству и прикладному искусству;
- воспитывать у детей чувство патриотизма, интерес, эмоционально-
положительное отношение к неофициальным символам;
- воспитывать любовь и уважение к Родине, культуре русского народа.
Планируемый результат:
- дети умеют слушать, поддерживать беседу;
- дети проявляют активность при ответах на вопросы;
- проявляют интерес к информации, которую получают во время
общения;
- знают народные символы страны;
- владеют навыками работы с клеем и бумагой.
Предварительная работа:
- беседа о России;
- разучивание стихов, песен;
- рассматривание альбомов и кукол «Народы России»;
- рассматривание альбома «Времена года»;
- рассматривание картинок «Музыкальные инструменты»;
- рассматривание альбома «Матрёшки»;
- организация выставки «Матрёшки»;
- выставка рисунков «Матрёшки расписные».
Оборудование:
- куклы в национальных костюмах, балалайка, матрёшки, поделки из бересты;
- костюм берёзки, веночки из цветов, платочки, фуражка с цветком;
- альбомы из пособия «Народы России»;
- клеёнки, кисточки, клей, плоскостные матрёшки, элементы из бумаги
для аппликации.
Содержание:
Воспитатель: Я рада видеть вас сегодня. Чтобы наш день был радостным и удачным, давайте улыбнёмся друг другу
и поздороваемся.
- Сегодня мы поговорим о нашей стране. А как называется страна, в которой мы живём? (Ответы детей.)
- Правильно, мы живём в стране, которая называется Россия!
- А как называют людей, живущих в России? (Ответы детей).
- На каком языке говорят Россияне? (Ответы детей)
Также в России живут разные народы. А кто знает, какие народы живут в России? (ответы детей) Я предлагаю вам рассмотреть кукол в национальных костюмах и сказать к какой национальности они относятся (ответы детей). Какая из кукол вам больше всего понравилась? (ответы детей) Все народы России живут дружно как и мы с вами в нашей группе.
Россия – страна очень большая и красивая. Есть в России высокие горы, реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и солнечные полянки, овражки, болота, поля и светлые берёзовые рощицы.
- Ребята, а кто расскажет стихотворение о России?
Ребёнок: Люблю тебя моя Россия
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называют
Одним широким словом «РУСЬ».
Воспитатель: В каждой стране есть свои народные символы.
В России – это белоствольная берёза.
Берёзка одинаково хороша в любое время года: в зелёной накидке весны, в лёгком ситцевом платье лета, в золотом сарафане осени, в пышном серебряном уборе зимы.
А кто расскажет стихотворение о берёзе?
Ребёнок: Белоствольная, белоснежная,
У берёзоньки кожа нежная.
Сладок сок её и живителен,
Символ Родины удивительной.
Ребёнок: Вся в серёжках.
Не боится вьюги и мороза.
Белоствольная царица –
Русская берёза.
- Любит народ берёзу за её красоту и пользу.
Из веток берёзы люди делают веники для бани.
Веничек берёзовый –
Телу верный друг.
Все микробы выгонит,
Изведёт недуг.
Из берёзовых почек делают лекарства, пьют берёзовый сок, а из берёзовой коры – бересты, люди создавали и создают красивые предметы: лукошки, туеса, игрушки.
Как вы думаете, что люди, могли складывать в туесок, лукошко? (ответы детей)
В старину в праздники берёзку наряжали, украшали лентами и бусами и водили вокруг неё хороводы.
А вы, хотите, чтобы берёзка пришла к нам в гости? (ответ детей)
Девочки, надевайте веночки, берите в руки платочки.
Ребята, помогите мне, позовём берёзку к нам.
(Воспитатель надевает на девочку наряд берёзки и
одновременно читает с детьми стихотворение)
Берёзка, берёзка, к нам приди!
Берёзка, берёзка, с нами поговори!
Берёзка, берёзка, мы тебя защитим!
Берёзка, берёзка, в обиду не дадим!
Девочка – берёзка: Здравствуйте, ребята! Вот и я - ваша берёзка,
что стоит рядом, под вашим окном.
Спасибо вам за добрые слова обо мне.
Воспитатель: А мы сейчас заведём хоровод вокруг берёзки.
Хоровод «Мы вокруг берёзки»
1.Посмотри берёзка, мы к тебе идём. Яркие платочки мы тебе несём.
(Дети идут по кругу)
Припев: Ты березка посмотри, посмотри (Повороты в стороны).
С нами вместе попляши, попляши (Кружатся на месте).
2. Девочки к берёзке ближе подойдут. Яркими платочками весело взмахнут.
(Идут в центр круга, назад, мальчики стоят в кругу, приплясывая).
3. Разошлись ребятки, и пошли гулять. Про берёзку песню нежно напевать. (Идут по кругу, взявшись за руки).
4. А теперь берёзка, нам пора проститься
(стоят, правая рука на левом плече)
Нам пора проститься, низко поклониться (кланяются).
Спасибо, тебе, берёзка, что пришла к нам в гости.
(садятся на стульчики)
Воспитатель: Ещё одним символом России является музыкальный
инструмент, а какой вы узнаете, отгадав загадку
Деревяшка, три струны натянутых, тонких.
Вы узнать её должны, поёт очень звонко!
Поскорее угадай-ка, что же это? - …(балалайка)
Балалайка играла на всех народных гуляньях, ярмарках.
Под её весёлые звуки играли, пели, танцевали.
Послушайте, как она звучит (звуки балалайки)
А знаете, почему её так назвали? В русском языке было такое слово «балакать», то есть разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент балалайкой.
И сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную народную игру.
Игра «Ходит Ваня…»
1. Ходит Ваня, ходит Ваня посреди кружочка, посреди кружочка.
(мальчик ходит с балалайкой внутри круга)
2. Ищет Ваня, ищет Ваня для себя дружочка, для себя дружочка.
(кладёт балалайку на стульчик)
3. Нашёл Ваня, нашёл Ваня для себя дружочка, для себя дружочка.
(приглашает в круг кого-нибудь из детей)
4. Пляшет Ваня, пляшет Ваня со своим дружочком, со своим дружочком (кружатся под ручку)
Следующий символ России – это игрушка, а какая, попробуйте отгадать.
Ребёнок: Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская…
Дети: Матрёшка.
Воспитатель: Правильно, – это матрёшка
Оказывается, ребята, матрёшке уже больше ста лет. Придумал её художник Сергей Васильевич Малютин. В доме художника работала Матрёна, добрая и красивая девушка, в честь её, и назвали игрушку.
- Что можно сказать о матрёшке, какая она? (нарядная, расписная, красивая)
Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки:
Всегда расписаны на диво,
Очень ярко и красиво.
Посмотрите, как красиво расписывают матрёшек художники России.
Какими узорами расписаны матрёшки? (ответы детей).
Матрёшка - игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой матрёшке живёт матрёшка поменьше, а в ней ещё меньше, ещё и наконец, самая маленькая.
(Воспитатель раскрывает матрёшку и раздаёт детям в руки, читая стихотворение, дети рассматривают матрёшек)
Цветастое платье,
Румяные щёчки!
Её открываем -
В ней прячется дочка.
Матрёшки танцуют,
Матрёшки смеются
И радостно просят
Тебя улыбнуться!
Они к тебе прыгают
Прямо в ладошки -
Какие веселые
Эти матрёшки.
- А сейчас у кого матрёшки в руках поставьте их на стол - от большой до маленькой. Сколько матрёшек получилось? (ответы детей)
- А вы хотите стать художниками и украсить сарафанчики матрёшкам?
Делу время - потехе час. Я приглашаю вас в художественную мастерскую, попробуйте сами стать народными умельцами.
(Дети садятся за столы).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на столах лежат матрёшки, кружки, цветы, листики, которые мы с вами заранее приготовили. Ими будем украшать матрёшек.
(Дети берут готовые формы и украшают матрёшек аппликацией, звучит аудиозапись песни «Мы весёлые матрёшки»)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Какие красивые матрёшки у вас
получились.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомились с народами России и народными символами нашей страны, какими? (ответы детей)
А что вам больше всего понравилось или запомнилось? (ответы детей)
Мы любим и гордимся нашей великой Россией, её красивой природой, а особенно – трудолюбивыми и талантливыми людьми разных национальностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организационно-образовательной деятельности в старшей группе "Весенний калейдоскоп"
Конспект игрового итогового занятия по теме "Весна" для детей старшей группы...
Конспект организационной образовательной деятельности для старшей группы по познавательному развитию на тему:«Традиции и обычаи белорусского народа».
В ходе организованной образовательной деятельности дети знакомятся с Белоруссией, ее особенностями: традициями, обычаями, национальной одеждой, кушаньями, промыслами, с символикой этой страны: флагом,...
Конспект организационно-образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Моя семья»
Образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.Вид: интегрированное. Во...
Конспект организационной образовательной деятельности в старшей группе «Государственные символы России»
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям...
Конспект организационной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Мультстудия Светлячок»
Задачи:формировать представления о мультипликации, учить создавать героев сказки, из пластилина, используя пооперационные карты, познакомить с особенностями работы с фотоаппаратом.воспитывать желание ...
Конспект организационной образовательной деятельности в старшей группе «В гости в волшебное королевство»
Ребенок старшего дошкольного возраста отличается активностью в познании окружающего, проявляет интерес к математике. У него начинают складываться представления о свойствах предметов: величине, форме, ...
Конспект организационной образовательной деятельности в старшей группе «Мир на всей планете»
Цель . Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Обучающие: формировать у детей понятия мира между людьми разных национальностей; продолжать...