Актуальность сенсорного развития
материал

Михайлова Марина Викторовна

Сенсорика (от латинского - восприятие)-категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинаются познание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost_sensornogo_razvitiya_detey.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Сенсорное развитие как средство развития

интеллектуальных способностей»

Цель:

Совершенствование  способов чувственного  познания и сенсорных представлений у детей, свойств и отношений между различными предметами, сравнение нескольких предметов по основаниям с выделением сходства, отличия свойств материалов.

Задачи:

1. Различать и называть все цвета спектра и ахроматические  цвета (черный, белый, серый), оттенки цветов (темно-красный, светло-серый), 3-5 тонов цвета (малиновый, лимонный, салатный, бирюзовый, сиреневый…), теплые и холодные оттенки.

2.  Различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция), освоение способов воссоздания фигуры из частей, деления фигуры на части; освоение умения выделять (с помощью взрослого) структуру плоских геометрических фигур (стороны, углы, вершины).

3.  Использовать сенсорные эталоны для оценки свойств предметов (фуражка темно-синяя, значок в форме ромба, стакан глубже чашки, книга тяжелее тетради).

4.  Освоение умений выделять сходство и отличие между группами предметов.

5.  Проявление умения сравнивать предметы, выделять 3-5 признаков сходства и отличия, группировать предметы по разным основаниям преимущественно на основе зрительной оценки; различать звуки (музыкальные звуки по разным характеристикам: высоте, тембру, громкости, длительности; звуки родного языка).

Актуальность выбранной темы (пояснительная записка):

     «Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует без сознания!» Б.Прейер

    Сенсорика (от латинского – восприятие) – категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий.   Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью  которого является чувственный опыт;  это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинаются познания.

     Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В последующие годы познание мира ребенком развивается и усиливается по всем своим направлениям и составляющим.

     Таким образом, актуальность проблемы развития сенсорных способностей заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания, с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств)» и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

    Как справедливо отмечает ученый Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

    В настоящее время происходят большие изменения в нашей жизни. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать.

     В связи с этим принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)  (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155), в котором заложен значительный потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка. А позднее,  с введением ФОП ДО эти положения еще больше развиваются.

     Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание.

      В п.2.6. ФГОС ДО прямо указывается, что содержание программ детских дошкольных образовательных учреждений «…должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):  социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие».

    В образовательных программах дошкольного образования на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности; в них  комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка от рождения до школы. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.

    Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), что подтверждает ФГОС ДО и ФОП ДО.

     В соответствии с этими документами  для детей 5-6 лет в   области познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются:

- развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях;

- формировать представления детей о цифровых средствах познания окружающего мира, способах их безопасного использования;

- развивать способность использовать математические знания и аналитические способы для познания математической стороны окружающего мира: опосредованное сравнение объектов с помощью заместителей (условной меры), сравнение по разным основаниям, счет, упорядочивание, классификация, сериация и тому подобное); совершенствовать ориентировку в пространстве и времени;

- развивать способы взаимодействия с членами семьи и людьми ближайшего окружения в познавательной деятельности, расширять самостоятельные действия различной направленности, закреплять позитивный опыт в самостоятельной и совместной со взрослым и сверстниками деятельности;

- расширять представления о многообразии объектов живой природы, их особенностях, среде обитания и образе жизни, в разные сезоны года, их потребностях; продолжать учить группировать объекты живой природы;

- продолжать учить детей использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы и их свойств и качеств;

- продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе, и деятельностью человека в разные сезоны, воспитывать положительное отношение ко всем живым существам, желание их беречь и заботиться.

    Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду в младшем возрасте – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов. Главное направление сенсорного воспитания в это время должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

     В более старшем возрасте,  в 5 – 7 лет происходит  дальнейшее усложнение заданий на анализ цвета, формы и величины предметов. Продолжается усвоение детьми оттенков цвета по светлоте, углубляются представления о хроматических цветах, их взаимосвязи. Дети овладевают способами обследования сложной формы предметов, учатся анализировать сложную форму, расчленять ее на составные элементы, учатся выполнять все более сложное глазомерные действия. У детей развиваются способности к анализу и синтезу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О важности сенсорного воспитания дошкольников. Рекомендации по развитию тактильно- двигательного восприятия, как составляющей сенсорного развития детей( из опыта работы)

В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что по...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (в том числе развитие мелкой моторики как части сенсорного развития)

В консультации рассмотрены теоретические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, его важность для последующего развития познавательных процессов у детей. Отдельно подчеркива...

Статья. Актуальность и способы сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста

Статья. Актуальность и способы сенсорного развития и воспитания  детей   раннего  возраста   Статья. Актуальность и способы сенсорного развития и воспитания  детей...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

Презентация "Сенсорное развитие – как основа умственного развития детей. Игры на развитие сенсорного восприятия".

 Одной из задач умственного воспитания ребёнка является формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни.   Познание начинается с чувств...

«Актуальность сенсорного развития детей с ОВЗ»

Игры и упражнения для сенсорного развития детей....