«Трудовая деятельность как способ познавательно-исследовательской деятельности»
методическая разработка (младшая группа)

Бронзова Эльвира Ивановна

Труд - важнейшее средство воспитания дошкольников. В трудовой деятельности дети получают возможность освоить навыки самообслуживания, приобрести представления о современных профессиях, получить опыт погружения в различную профессиональную среду взрослых людей. Особое место в содержании трудового воспитания детей дошкольного возраста занимает проблема приобщения детей к труду в природе. Включение детей в различные виды трудовой деятельности способствует формированию личностных новообразований, социальных взаимоотношений, обеспечивает основы социализации в динамично меняющемся обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_trud.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Трудовая деятельность как способ познавательно-исследовательской деятельности»

1 Сайд

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»

Ральф У. Эмерсон

2 слайд

     Труд - важнейшее средство воспитания дошкольников. В трудовой деятельности дети получают возможность освоить навыки самообслуживания, приобрести представления о современных профессиях, получить опыт погружения в различную профессиональную среду взрослых людей. Особое место в содержании трудового воспитания детей дошкольного возраста занимает проблема приобщения детей к труду в природе. Включение детей в различные виды трудовой деятельности способствует формированию личностных новообразований, социальных взаимоотношений, обеспечивает основы социализации в динамично меняющемся обществе.

3 слайд

В дошкольном возрасте, особое значение для развития личности имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Освоение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мирровозрение и личностный рост.

4 слайд

    Организация системы работы по формированию трудовых навыков у детей  в процессе познавательно-исследовательской деятельности начинается с развития эмоционально- положительного отношения к трудовой деятельности.

5 слайд

Например, при организации труда в уголке природы привлекаются дети не только в период их дежурства, но и по мере возникающего интереса. Организация труда в уголке природы характеризуется не только заботой о растениях, а прежде всего организацией исследований. Я акцентирую внимание на то, что интересно детям. Создаю интригу, требующею дальнейшего разрешения. Таким образом, постепенно активизирую внимание детей к миру природы и формирую желание преобразовывать природную среду, желание трудиться на благо природы.

6 слайд

     Для развития трудовой активности детей в процессе познавательной деятельности в группах нашего сада создаются «огороды на окне». Сначала, мы обсуждаем, какие овощи и цветы будем садить. Просим помощи у родителей в приобретении семян и начинаем высаживать.  Дети получают возможность наблюдать за тем, как растёт лук, горох, укроп, кабачки, огурцы, помидоры, кукуруза. Также, садим различные цветы, которые позже высаживаем в цветники и клумбы нашего сада. Получается, что дети подключаются к выполнению трудовых умений, связанных с поливом, посадкой и уходом за растениями. Здесь же, организуется наблюдение за растениями и их исследование. Например, одни и те же растения помещают в разные условия, дети наблюдают изменения, определяют наиболее оптимальные условия для роста растений, результаты фиксируют в специально созданные дневники.

7 слайд

     Отдельного внимания заслуживает организация деятельности на участке детского сада (цветнике, огороде). Здесь дети овладевают простейшими практическими навыками работы с сельскохозяйственным  инвентарём, осваивают способы ухода за растениями, получают сведения о росте и развитии растений. А какое удовольствие мы получаем осенью, когда снимаем урожай выращенный своими руками. Каждую осень, в нашем саду проводится выставка «Дары осени» . Были реализованы проекты: «Лето витаминное»,  сейчас реализуем проект «Посадили огород, посмотрите, что растёт!».

8 слайд

    Ручной и художественный труд- направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. При изготовлении поделок из природного материала дети знакомятся с такими материалами :  картон, бумага, ткани, крупы, камни,  и т д. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей, развитию мелкой моторики рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца.

9 слайд

    Хозяйственно-бытовой труд — труд в основном будничный, постоянный, но и здесь у детей формируется познавательный интерес к исследованиям.

   В отличии от выполнения поручений, на дежурствах у детей возникает возможность самостоятельных принятий решений. Содержание дежурств в дошкольном возрасте очень разнообразно. В процессе дежурств не только повторяются трудовые операции, но и возникают типично жизненные ситуации.

10 слайд

  Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Поэтому необходимо включать дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

  Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность.

 Детство – это именно то самое замечательное время, та самая радостная пора, когда происходят новые, интересные и необъяснимые открытия.

Необходимо, чтобы ребенок вырос здоровым, крепким, творческим, думающим, инициативным, с активной жизненной позицией, с умением самостоятельно решать поставленные задачи, принимать решения в отношениях с окружающим миром, социально подготовленным к взрослой жизни.

11 слайд

      Особое внимание следует уделять работе с родителями. Регулярно проводить беседы, консультации, обновлять стенды, выпускать памятки. Привлекать к работе на участке д/с. Приобщение родителей к вопросам трудового воспитания позволяет закреплять и совершенствовать трудовые навыки детей в условиях семейного воспитания.

12 слайд

     Таким образом, включение в трудовую деятельность познавательно- исследовательских задач, позволяет педагогу учить детей строить предположения, наблюдать, делать выводы и высказывать умозаключения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО -ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ. ТЕМА: познавательно-исследовательская деятельность «Поиграем красками?»ГРУППА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С 4 ДО 5 ЛЕТ

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО -ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАНИЕ . ТЕМА: познавательно-исследовательская  деятельность  «Поиграем красками?» ГРУППА ОБЩЕРАЗ...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Преобразовательная деятельность (в рамках познавательно-исследовательской деятельности), ее компоненты

Ведущим видом деятельности в соответствии с природой человека выступает преобразовательная деятельность. Способность к преобразованию – одна из очень важных составляющих развития творческих ...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию познавательно – исследовательской деятельности в средней группе. Тема: «Дикие животные в лесу»

Цель: Создание условий для расширения представления детей о жизни диких животных в лесу.Задачи:Обучающая: продолжать знакомить детей с обобщающим понятием "дикие животные", учить узнавать и ...

Непосредственно образовательная деятельности Познавательное развитие. / познавательно-исследовательская деятельность/ подготовительной группы. Тема: « Нефть и ее свойства»

Цель: расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания.Задачи:формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника, прививать интерес к познанию окружающего мира...