Рабочая программа кружка старшей группы (5-6 лет) «Тамчылар» на 2023-2024 учебный год "Весёлая акварелька"
методическая разработка (старшая группа)

 

Содержание

1. Пояснительная записка................................................................................3

2. Цель кружка..................................................................................................4

3. Задачи кружка...............................................................................................4
4. Направление работы программы................................................................5

5. Основные способы  и формы работы с детьми.........................................6

6. Ожидаемый результат..................................................................................7

7. Виды  и техники нетрадиционного рисования.........................................7

8. Формы подведения итогов в конце года...................................................10

9. Перспективно-тематическое планирование кружка..............................11


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к  нему со стороны взрослых.

Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее  его ассоциации.

Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.

Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Их, по началу, мало интересует результат, а интересен сам процесс. Тем не менее, даже совсем крошки способны понять по-своему оценить прекрасное и готовы создать собственное произведение искусства. Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.

Л. С. Выготкий говорит о том, что «ребёнок рисует не то, что видит, а то, что знает». «Ребёнок может всё, пока не знает, что чего-то не может». Процесс рисования несёт в себе, также, психотерапевтические элементы. Присутствие рядом взрослого, делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплёскиваются переживания и малыш освобождается от них. Происходит «графическое реагирование». В этот момент рисунок может стать средством зрительной связи между взрослым и ребёнком.

При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением не только одарённых, но и почти всех детей. Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники.

Ведь для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами – не требуется владение привычными инструментами – не нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются малыша гораздо лучше, чем инструменты художника.

Пальчики и ладошки - первые и самые удобные инструменты, которыми ребенок может начать свое художественное творчество. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление.

В рисовании ладошками есть что-то интригующее, манящее. Все фигурки из ладошек получаются не только яркими, но и очень личными, ведь каждый ребенок рисует свой рисунок. Осознанные движения пальцами стимулируют у детей развитие речи. Обводя ладошку и пальчики, ребенок действует обеими руками, что отлично развивает координацию. У леворуких же детишек такое рисование способствует полноценному развитию правой руки.

Создание рисунка ладошками является очень забавной и увлекательной игрой для детей. В процессе творения, ребенок совершенствуется, запоминая детали, особенности, развивает свою фантазию, моторику пальцев, а главное у него формируется представление об окружающем его мире. Рисуя маленькими ручками, юный художник помимо фантазии, развивает еще и абстрактное мышление. Все это положительно влияет на дальнейшее развитие ребенка. А как интересно делать отпечатки из листьев, картофеля получаются такие красивые фигуры, что обычной кисточкой и не нарисуешь. А рисование ватной палочкой и поролоном. Все это нужно попробовать.

В рамках кружковых занятий дети могут выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. На занятиях они не изучают ,а осваивают приемы и средства рисования нетрадиционными методами.

Время существования кружка третий год. Форма занятия - групповая. Занятия кружка весомо отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.

 

Цель программы:

 

Основная цель программы - развитие художественно-творческих способностей детей, мелкой моторики через нетрадиционную технику изображения.

 

Задачи:

 

*Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.

*Развивать творческие способности детей.

*Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

*Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

*Знакомить с приемами нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

*Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.

*Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.

*Формировать умение оценивать созданные изображения.

*Формировать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков окружающего мира.

*Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать композиции, образы.

*Поощрять и поддерживать детские творческие находки.

 

Направление работы программы

 

Развитие творческих способностей

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Программа направлена: на развитие творческих способностей и воспитание  личности  ребенка.

Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Новизна программы заключается  в создании условий для детского художественного -  творчества  позволяющие  педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая  работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя. Творчество как когнитивный, интеллектуальный процесс осуществляется в деятельности, является ее внутренней, неотъемлемой чертой и развивается согласно логике культурно-исторического процесса. 

 Актуальность разработанной программы: Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.

Данная  программа способствует  решению следующих задач:

*Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.

*Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

*Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

Данная программа предполагает варианты разрешения этих проблем:

-приобщение детей к творчеству;

-знакомить детей с различными техниками рисования;

-знакомить детей с различными материалами.

  При распределении разделов программы обучения учитывались основные принципы:

*Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);

*Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);

*Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

*Принцип  поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);

*Принцип динамичности (от самого простого до  сложного);

*Принцип  сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);

*Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);

*Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями);

 

Основные способы и формы работы с детьми

 

 Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изо деятельности. Общее количество занятий в год -36., время занятий 25 мин.

Программа ориентирована на работу с воспитанниками в возрасте 5 -6 лет и рассчитана на один год обучения.

Форма проведения кружковой работы: теоретические, практические, групповые.

В процессе совместного рисования используются различные методы и приемы: словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

Материалы и инструменты, необходимые для работы:

1. Бумага разного формата и цвета.

2. Гуашь.

3. Акварельные краски.

4. Ватман.

5. Картофель, морковь.

6. Поролон.

7. Капустные листы.

8. Воздушные шары.

9. Листья деревьев.

10. Кисточки.

11.Чашечки для гуаши.

12. Баночки для воды.

13. Заготовки рисунков.

14. Салфетки влажные.

15. Зубная паста.

16. Пластиковые вилки

17. Крупы

18. Пенопласт

19. Бисер, бусинки

20.Ленты разноцветные

21. Трубочки

22. Соль

 

Ожидаемый результат

 

Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения  детей дошкольного возраста. Так  как представленный материал способствует:

 - развитию мелкой моторики рук;

- обострению тактильного восприятия;

- улучшению  цветовосприятия;

 -  концентрации внимания;

- повышению уровня воображения и самооценки.

 -Расширение и обогащение художественного опыта.

-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

-Сформируются навыки трудовой деятельности

-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

-умение находить новые способы для художественного изображения;

-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы  поможет детям дошкольного возраста  творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства


Виды и техники нетрадиционного рисования

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Дети старшего дошкольного возраста могут освоить следующие техники нетрадиционного рисования:

Монотипия предметная

выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Кляксография с трубочкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти).

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, плотная бумага.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Ниткография

Средства выразительности: цвет, линия, фактура.

Материал: ворсистая нитка, лист бумаги, краски, кисти.

Способ получения изображения: дети выкладывают на половинке листа бумаги прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги, придерживая лист резко выдергивают нитку. Можно использовать нити разных цветов.

Рисование по мокрому

Средства выразительности: пятно.

Материалы: акварельная бумага, вода, акварель, мягкая кисть.

Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение. Оно получится как бы размытое под дождем или в тумане.

Мыльные пузыри

Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.

Материалы: гуашь, жидкое мыло, вода, трубочка для коктейля, плотный лист бумаги.

В крышке смешать 5 ст. л. гуашь, 1 ст. л. мыло, 1 ч.л. воду. Опустите в смесь трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги, и осторожно прикоснуться ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу.

Оттиск смятой тканью

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая ткань.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую ткань к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и ткань.

Оттиск фруктами

Средства выразительности: цвет, пятно.

Материалы: любые фрукты, разрезанные пополам, блюдце с гуашью, плотная бумага.

Способ получения изображения: ребенок окунает фрукт в блюдце с краской и наносит отпечаток на бумагу.

Пуантилизм (рисование пычком)

Средства выразительности: цвет, пятно.

Материалы: емкость с гуашью, ватная палочка, лист бумаги.

Способ получения изображения: ребенок окунает в емкость с краской, ватную палочку и наносит изображение на лист. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. При необходимости изображение дорисовывается кистью.

 

 

Формы подведения итогов в конце года.

 

-Проведение выставок детских работ

-Проведение мастер-класса среди педагогов


 


 


 


 

 

Перспективное планирование

 

Месяц

неделя

Тема

Программное содержание

Вид работы

Сентябрь 1 неделя

   «Разноцвет-ные бабочки».

    Закреплять навыки работы техникой монотипия, учить создавать выразительный образ. Развивать образное мышление, аккуратность.

   Закрепление ранее освоенной техники монотипия (предметная).

Сентябрь

 2 неделя

«Осеннее дерево»

     Развивать умение творчески применять способы изображения, как кляксография и примакивание показать их выразительные возможности.

    Учить дорисовывать детали объектов (цветов), полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности. Развивать детское творчество, инициативность, изобразительные творческие способности у детей,

   Совершенствование умения использовать в рисовании техники кляксография и примакивание.

Сентябрь

3 неделя

«Воздушные шары»

     Закрепить представления детей о цветовом многообразии, закрепить умение различать хроматические (основные) и ахроматические цвета.      

     Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения.

Освоение смешивания основных цветов краски для получения новых оттенков, более сложных.

Сентябрь

4 неделя

«Компоты и варенье»

   Закрепить вид изобразительной техники – печатание фруктами. Упражнять в печатании.

    Развивать чувство композиции, световосприятие,

память, наблюдательность.

    Обобщить знания о фруктах и ягодах.

Закрепление техники печатание фруктами (оттиск).

Октябрь

1 неделя

«Рисуем листопад»

    Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.        

    Продолжить освоение вида изобразительной техники - «печать растений».

    Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.

    Развивать чувство композиции, цветовосприятие.

 Совершенствование

техники печатания растениями.

Октябрь 2 неделя

«Пёстрый котёнок»

    Совершенствовать технику рисования тычком (пуантилизм). Учить рисовать гуашью с помощью ватной палочки, смешивать краски и получать различные оттенки цвета. Развивать чувство прекрасного.

 Совершенствование

техники пуантилизм.

Октябрь

 3 неделя

«Красная смородина»

   Развивать чувство композиции и ритма.

   Учить объединять разные техники в одной работе. (техника тычка, печатание листьями.)

   Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом красной смородины.

   Воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве.    

Освоение навыка совмещения, объединения двух техник в одной работе (пуантилизм и печатание листьями).

Октябрь

4 неделя

«Волшебная страна-подводное царство»

   Способствовать развитию - творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания.

    Продолжить освоение техники рисования «по мокрому». Продолжать учить детей работать с гуашью.      

    Воспитывать интерес к творчеству.

Освоение техники рисования «по мокрому».

Ноябрь

 1 неделя

«Разноцвет-

ные рыбки»

   Вызвать интерес к рисованию пальчиками и ладошками. Стремиться передавать образ рыбки, добиваться выразительного образа.

  Совершенствование навыков рисования акварельными красками пальчиками и ладошками.

Ноябрь

2 неделя

«Унылая пора! Очей очарованье»

   Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение. Закреплять умение отличать пейзаж от картин другого содержания.

   Учить детей умению отражать в рисунке признаки осени, соответствующие поэтическим строкам. Использовать различные способы рисования деревьев (пятно, замкнутое контуром, подробная деталировка, дерево, изображенное кулачком, ладошкой).

  Рисование ладошками, пальцами.

Ноябрь

 3 неделя

«Рисуем по шаблону»

   Расширять представление детей о строении сложных предметов, развивать способность находить взаимосвязь главного и второстепенного.

   Развивать координацию движений, мелкую моторику рук.

   Научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон, помочь увидеть многообразие предметов, развивать воображение. Обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм.

  Освоение рисования по шаблону.

Ноябрь

 4 неделя

«Рисунки-невидимки»

   Развивать воображение, творчество.

   Совершенствовать технику рисования свечёй.    

   Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов.      

   Воспитывать самостоятельность в выборе сюжета.

Освоение техники рисования свечкой.

     

  Декабрь

1 неделя

«Снегири на ветках»

   Познакомить детей с техникой рисования тычок жесткой полусухой кистью.

  Учить рисовать снегирей. Закрепить знания о зимующих птицах нашей родины.

  Воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам, представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир.

Освоение техники рисования тычком сухой, жесткой кистью.

Декабрь

 2 неделя

«Зимние узоры»

   Закрепить такие способы изображения как монотипия (отпечаток), рисованием ниточками. Показать выразительные возможности, особенности рисования данными способами.

    Развивать воображение, образное мышление, цветовосприятие, творческие способности детей.    

    Вызвать интерес, отзывчивость, эмоциональный отклик к творческой деятельности.

Продолжить освоение техники монотипия.

Декабрь

3 неделя

«Письмо для Деда мороза»

Создать предпраздничное нестроение. Учить изображать детей свои желания и эмоции через рисунок, самостоятельно выбирать и выполнять работу в понравившейся технике.

Самостоятельная работа детей. Закрепление ранее освоенных техник.

Декабрь

4 неделя

«В лесу родилась елочка»

  Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом.

   Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, координацию движений, мелкую моторику кистей рук.

   Учить аккуратно пользоваться клеем, наносить его на контур рисунка тонкой струйкой. Научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру, развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук.

   Воспитывать инициативность, самостоятельность.

  Освоение техники выкладывания нитей по контуру, с нанесённым на него клеем (ниткография)

Январь

2 неделя

«Волшебница зима»

   Закрепить нетрадиционную технику рисования -набрызг.

   Учить получать изображения, используя новые способы.

  Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.

  Воспитывать аккуратность при работе.

  Совершенствование техники рисования - набрызг.

Январь

3 неделя

«Сказочный зимний лес»

  Развивать интерес детей к изобразительному творчеству посредством использования нетрадиционных техник рисования.  

  Продолжать учить детей самостоятельно передавать сюжет зимнего пейзажа с использованием нетрадиционных техник рисования.

   Учить рисовать оттиском капустного листа. Учить задумывать и включать в рисунок знакомые предметы (елочки, снеговиков).

  Освоение техники – оттиск (капустный лист).

Январь

4 неделя

«Семья снеговиков»

   Закрепить технику рисования - оттиск тканью.

   Создать радостное, предпраздничное настроение, вызвать положительные эмоции у детей.

   Продолжать развивать фантазию и образное мышление.

  Совершенствование техники рисования - оттиск тканью.

Февраль

1 неделя

«Музыкаль-

ный рисунок»

   Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования; чувство композиции в компоновке общего панно. Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.)    

   Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном.

   Воспитывать аккуратность, активность.

  Работа детей по впечатлениям от прослушанной музыки.    

  Выбор техники по желанию детей.

Февраль

2 неделя

«Разноцветное небо»

   Упражнять детей в рисовании по мокрой бумаге.    

   Развивать чувство цвета, формы и композиции.    

   Воспитывать умение восхищаться явлениями природы.

  Освоение техники рисования по мокрой бумаге.

Февраль

3 неделя

«Солёное море»

   Закрепить приём оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.

   Продолжать развивать фантазию и воображение детей.

   Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре краску для получения нужного оттенка.

  Совершенствование техники рисования с солью по сырой краске.

Февраль

4 неделя

«Красивые картинки из разноцветной нитки»

  Продолжать совершенствовать умение детей применять разные нетрадиционные способы рисования.

  Закрепить технику - ниткография (рисование нитью).  

  Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление.

  Воспитывать инициативность, интерес к рисованию.

 Совершенство-вание

техники рисования – ниткография.

Март

1 неделя

«Подарок для мамы»

  Развивать композиционные умения, цвето – и формовосприятие, умение самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с задуманным сюжетом

  Продолжать совершенствовать умение детей применять разные нетрадиционные способы рисования.

  Воспитывать инициативность, интерес к рисованию, желание порадовать близких подарком.

  Совершенство-

вание

ранее освоенных НТР.

  Самостоятель-

ный выбор детей

 

Март

2 неделя

«Превращение ладошки»

  Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа.

  Развивать воображение и творчество.

Продолжать совершенствовать умение детей применять разные нетрадиционные способы рисования.

  Воспитывать инициативность, интерес к рисованию.

 Рисование – отпечаток от ладошки.

Март

3 неделя

«Пейзаж у озера»

  Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства.

   Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с замыслом.

   Продолжать совершенствовать нетрадиционную технику изображения пейзажа — монотипия, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому.

   Воспитывать инициативность, интерес к рисованию.

   Совершенствование техники рисования – монотипия (пейзажная)

Март

4 неделя

«Весенняя фантазия»

  Развивать фантазию, воображение, композиционные умения.

   Упражнять в рисовании методом размывания краски на стекле и оттиска стекла на лист бумаги. Определить какими красками пользуется «Весна». развивать фантазию, воображение.

   Воспитывать инициативность, интерес к рисованию.

   Освоение техники рисования – оттиск стеклом.

Апрель

1 неделя

«Волшебные цветы»

   Развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы.

   Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «кляксография». Учить совмещать две техники в одном изображении (кляксография и пуантилизм).

   Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения, развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы.

  Освоение техник рисования – кляксография, пуантилизм.

Апрель

2 неделя

«Планеты»

  Закрепить умения детей в технике коллаж.    

  Совершенствовать умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем.

   Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Совершенствование НТР коллажа, упражнять в вырезании.

Апрель

3 неделя

«Космические дали»

  Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги; чувство прекрасного, желание создавать что-то оригинальное.

  Учить создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг. Развивать цветовосприятие.    

  Упражнять в рисовании с помощью данной техники и техники коллаж.

   Вызывать эмоциональное отношение к образу.

  Освоение техники коллаж. Продолжить освоение - набрызг.

Апрель

4 неделя

«Праздничная верба»

  Рассказать почему верба является символом Пасхи, пополнить знания о празднике. Совершенствовать умение рисовать пастелью.

  Учить рисовать вербу по затонированой бумаге пастелью.

  Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

  Рисование пастелью.

Май

1 неделя

«Празднич-

ный салют»

  Познакомить детей с новой техникой рисования – восковые мелки + акварель. Уточнить и пополнить знания детей о предстоящих праздниках (1, 9 мая), учить рисовать праздничный салют, соблюдать правила композиции и цветовой колорит.

Освоение техники рисования – восковые мелки + акварель.

Май

2 неделя

«Одуванчик вдруг расцвёл»

  Продолжить развивать у детей художественно-творческие способности с помощью техники - пуантилизм. Развивать мелкую моторику, цветовосприятие, эстетическое восприятие.

Воспитывать бережное отношение к природе средствами искусства.

  Продолжить осваивать технику – пуантилизм.

Май

3 неделя

«Радуга-дуга»

  Закреплять умение использовать для создания изображения технику «тычок».

  Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности.

  Воспитывать эстетические чувства, усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

  Совершенствование

освоенных НТР.

 Самостоятельная работа, техника «тычок»

 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Д.Н. Колдина Рисование с детьми 5-6 лет: Мозаика‑Синтез; Москва; 2010

2. Д.Н. Колдина. Лепка с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий»: Мозаика‑Синтез; Москва; 2010

3. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.

4. В.В. Гаврилова «Декоративное рисование с детьми 5-7 лет; Учитель; 2017г

5. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-120с.

6. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2012 г.

7. И.А. Шаляпина «Нетрадиционное рисование с дошкольниками; Сфера; 2019г

 


 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_starshey_gruppy_tamchylar_veselaya_akvarelka.docx214.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Красносельский детский сад “Тургай” комбинированного вида

Высокогорского муниципального района Республики Татарстан

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ “Красносельский детский сад “Тургай” комбинированного вида

____________Л.Ш. Губайдуллина

Рабочая программа кружка старшей группы (5-6 лет) «Тамчылар» на 2023-2024 учебный год

"Весёлая акварелька"

;quality=95&crop=0,174,1000,333&sign=bd61cc88ac6cbc7d7dc622bfb8726e42&type=cover_group

Составители:

Низамова Зульфия Ильфатовна,

Сабирова Алсу Ильдусовна

Высокая Гора, 2023 год

Содержание

1. Пояснительная записка................................................................................3

2. Цель кружка..................................................................................................4

3. Задачи кружка...............................................................................................4
4. Направление работы программы................................................................5

5. Основные способы и формы работы с детьми.........................................6

6. Ожидаемый результат..................................................................................7

7. Виды и техники нетрадиционного рисования.........................................7

8. Формы подведения итогов в конце года...................................................10

9. Перспективно-тематическое планирование кружка..............................11















Пояснительная записка

Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.

Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.

Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.

Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Их, по началу, мало интересует результат, а интересен сам процесс. Тем не менее, даже совсем крошки способны понять по-своему оценить прекрасное и готовы создать собственное произведение искусства. Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.

Л. С. Выготкий говорит о том, что «ребёнок рисует не то, что видит, а то, что знает». «Ребёнок может всё, пока не знает, что чего-то не может». Процесс рисования несёт в себе, также, психотерапевтические элементы. Присутствие рядом взрослого, делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплёскиваются переживания и малыш освобождается от них. Происходит «графическое реагирование». В этот момент рисунок может стать средством зрительной связи между взрослым и ребёнком.

При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением не только одарённых, но и почти всех детей. Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники.

Ведь для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами – не требуется владение привычными инструментами – не нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются малыша гораздо лучше, чем инструменты художника.

Пальчики и ладошки - первые и самые удобные инструменты, которыми ребенок может начать свое художественное творчество. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление.

В рисовании ладошками есть что-то интригующее, манящее. Все фигурки из ладошек получаются не только яркими, но и очень личными, ведь каждый ребенок рисует свой рисунок. Осознанные движения пальцами стимулируют у детей развитие речи. Обводя ладошку и пальчики, ребенок действует обеими руками, что отлично развивает координацию. У леворуких же детишек такое рисование способствует полноценному развитию правой руки.

Создание рисунка ладошками является очень забавной и увлекательной игрой для детей. В процессе творения, ребенок совершенствуется, запоминая детали, особенности, развивает свою фантазию, моторику пальцев, а главное у него формируется представление об окружающем его мире. Рисуя маленькими ручками, юный художник помимо фантазии, развивает еще и абстрактное мышление. Все это положительно влияет на дальнейшее развитие ребенка. А как интересно делать отпечатки из листьев, картофеля получаются такие красивые фигуры, что обычной кисточкой и не нарисуешь. А рисование ватной палочкой и поролоном. Все это нужно попробовать.

В рамках кружковых занятий дети могут выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. На занятиях они не изучают ,а осваивают приемы и средства рисования нетрадиционными методами.

Время существования кружка третий год. Форма занятия - групповая. Занятия кружка весомо отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.

Цель программы:

Основная цель программы - развитие художественно-творческих способностей детей, мелкой моторики через нетрадиционную технику изображения.

Задачи:

*Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.

*Развивать творческие способности детей.

*Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

*Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

*Знакомить с приемами нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

*Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.

*Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.

*Формировать умение оценивать созданные изображения.

*Формировать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков окружающего мира.

*Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать композиции, образы.

*Поощрять и поддерживать детские творческие находки.

Направление работы программы

Развитие творческих способностей

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Программа направлена: на развитие творческих способностей и воспитание личности ребенка.

Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Новизна программы заключается в создании условий для детского художественного - творчества позволяющие педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя. Творчество как когнитивный, интеллектуальный процесс осуществляется в деятельности, является ее внутренней, неотъемлемой чертой и развивается согласно логике культурно-исторического процесса.

Актуальность разработанной программы: Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.

Данная программа способствует решению следующих задач:

*Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.

*Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

*Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

Данная программа предполагает варианты разрешения этих проблем:

-приобщение детей к творчеству;

-знакомить детей с различными техниками рисования;

-знакомить детей с различными материалами.

При распределении разделов программы обучения учитывались основные принципы:

*Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);

*Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);

*Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

*Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);

*Принцип динамичности (от самого простого до сложного);

*Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);

*Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);

*Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями);

Основные способы и формы работы с детьми

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изо деятельности. Общее количество занятий в год -36., время занятий 25 мин.

Программа ориентирована на работу с воспитанниками в возрасте 5 -6 лет и рассчитана на один год обучения.

Форма проведения кружковой работы: теоретические, практические, групповые.

В процессе совместного рисования используются различные методы и приемы: словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

Материалы и инструменты, необходимые для работы:

1. Бумага разного формата и цвета.

2. Гуашь.

3. Акварельные краски.

4. Ватман.

5. Картофель, морковь.

6. Поролон.

7. Капустные листы.

8. Воздушные шары.

9. Листья деревьев.

10. Кисточки.

#1063;ашечки для гуаши.

12. Баночки для воды.

13. Заготовки рисунков.

14. Салфетки влажные.

15. Зубная паста.

16. Пластиковые вилки

17. Крупы

18. Пенопласт

19. Бисер, бусинки

#1051;енты разноцветные

21. Трубочки

22. Соль

Ожидаемый результат

Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:

- развитию мелкой моторики рук;

- обострению тактильного восприятия;

- улучшению цветовосприятия;

- концентрации внимания;

- повышению уровня воображения и самооценки.

-Расширение и обогащение художественного опыта.

-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

-Сформируются навыки трудовой деятельности

-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

-умение находить новые способы для художественного изображения;

-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства


Виды и техники нетрадиционного рисования

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Дети старшего дошкольного возраста могут освоить следующие техники нетрадиционного рисования:

Монотипия предметная

выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Кляксография с трубочкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти).

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, плотная бумага.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Ниткография

Средства выразительности: цвет, линия, фактура.

Материал: ворсистая нитка, лист бумаги, краски, кисти.

Способ получения изображения: дети выкладывают на половинке листа бумаги прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги, придерживая лист резко выдергивают нитку. Можно использовать нити разных цветов.

Рисование по мокрому

Средства выразительности: пятно.

Материалы: акварельная бумага, вода, акварель, мягкая кисть.

Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение. Оно получится как бы размытое под дождем или в тумане.

Мыльные пузыри

Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.

Материалы: гуашь, жидкое мыло, вода, трубочка для коктейля, плотный лист бумаги.

В крышке смешать 5 ст. л. гуашь, 1 ст. л. мыло, 1 ч.л. воду. Опустите в смесь трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги, и осторожно прикоснуться ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу.

Оттиск смятой тканью

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая ткань.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую ткань к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и ткань.

Оттиск фруктами

Средства выразительности: цвет, пятно.

Материалы: любые фрукты, разрезанные пополам, блюдце с гуашью, плотная бумага.

Способ получения изображения: ребенок окунает фрукт в блюдце с краской и наносит отпечаток на бумагу.

Пуантилизм (рисование пычком)

Средства выразительности: цвет, пятно.

Материалы: емкость с гуашью, ватная палочка, лист бумаги.

Способ получения изображения: ребенок окунает в емкость с краской, ватную палочку и наносит изображение на лист. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. При необходимости изображение дорисовывается кистью.

Формы подведения итогов в конце года.

-Проведение выставок детских работ

-Проведение мастер-класса среди педагогов





Перспективное планирование

Месяц

неделя

Тема

Программное содержание

Вид работы

Сентябрь 1 неделя

«Разноцвет-ные бабочки».

Закреплять навыки работы техникой монотипия, учить создавать выразительный образ. Развивать образное мышление, аккуратность.

Закрепление ранее освоенной техники монотипия (предметная).

Сентябрь

2 неделя

«Осеннее дерево»

Развивать умение творчески применять способы изображения, как кляксография и примакивание показать их выразительные возможности.

Учить дорисовывать детали объектов (цветов), полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности. Развивать детское творчество, инициативность, изобразительные творческие способности у детей,

Совершенствование умения использовать в рисовании техники кляксография и примакивание.

Сентябрь

3 неделя

«Воздушные шары»

Закрепить представления детей о цветовом многообразии, закрепить умение различать хроматические (основные) и ахроматические цвета.

Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения.

Освоение смешивания основных цветов краски для получения новых оттенков, более сложных.

Сентябрь

4 неделя

«Компоты и варенье»

Закрепить вид изобразительной техники – печатание фруктами. Упражнять в печатании.

Развивать чувство композиции, световосприятие,

память, наблюдательность.

Обобщить знания о фруктах и ягодах.

Закрепление техники печатание фруктами (оттиск).

Октябрь

1 неделя

«Рисуем листопад»

Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

Продолжить освоение вида изобразительной техники - «печать растений».

Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.

Развивать чувство композиции, цветовосприятие.

Совершенствование

техники печатания растениями.

Октябрь 2 неделя

«Пёстрый котёнок»

Совершенствовать технику рисования тычком (пуантилизм). Учить рисовать гуашью с помощью ватной палочки, смешивать краски и получать различные оттенки цвета. Развивать чувство прекрасного.

Совершенствование

техники пуантилизм.

Октябрь

3 неделя

«Красная смородина»

Развивать чувство композиции и ритма.

Учить объединять разные техники в одной работе. (техника тычка, печатание листьями.)

Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом красной смородины.

Воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве.

Освоение навыка совмещения, объединения двух техник в одной работе (пуантилизм и печатание листьями).

Октябрь

4 неделя

«Волшебная страна-подводное царство»

Способствовать развитию - творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания.

Продолжить освоение техники рисования «по мокрому». Продолжать учить детей работать с гуашью.

Воспитывать интерес к творчеству.

Освоение техники рисования «по мокрому».

Ноябрь

1 неделя

«Разноцвет-

ные рыбки»

Вызвать интерес к рисованию пальчиками и ладошками. Стремиться передавать образ рыбки, добиваться выразительного образа.

Совершенствование навыков рисования акварельными красками пальчиками и ладошками.

Ноябрь

2 неделя

«Унылая пора! Очей очарованье»

Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение. Закреплять умение отличать пейзаж от картин другого содержания.

Учить детей умению отражать в рисунке признаки осени, соответствующие поэтическим строкам. Использовать различные способы рисования деревьев (пятно, замкнутое контуром, подробная деталировка, дерево, изображенное кулачком, ладошкой).

Рисование ладошками, пальцами.

Ноябрь

3 неделя

«Рисуем по шаблону»

Расширять представление детей о строении сложных предметов, развивать способность находить взаимосвязь главного и второстепенного.

Развивать координацию движений, мелкую моторику рук.

Научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон, помочь увидеть многообразие предметов, развивать воображение. Обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм.

Освоение рисования по шаблону.

Ноябрь

4 неделя

«Рисунки-невидимки»

Развивать воображение, творчество.

Совершенствовать технику рисования свечёй.

Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов.

Воспитывать самостоятельность в выборе сюжета.

Освоение техники рисования свечкой.

Декабрь

1 неделя

«Снегири на ветках»

Познакомить детей с техникой рисования тычок жесткой полусухой кистью.

Учить рисовать снегирей. Закрепить знания о зимующих птицах нашей родины.

Воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам, представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир.

Освоение техники рисования тычком сухой, жесткой кистью.

Декабрь

2 неделя

«Зимние узоры»

Закрепить такие способы изображения как монотипия (отпечаток), рисованием ниточками. Показать выразительные возможности, особенности рисования данными способами.

Развивать воображение, образное мышление, цветовосприятие, творческие способности детей.

Вызвать интерес, отзывчивость, эмоциональный отклик к творческой деятельности.

Продолжить освоение техники монотипия.

Декабрь

3 неделя

«Письмо для Деда мороза»

Создать предпраздничное нестроение. Учить изображать детей свои желания и эмоции через рисунок, самостоятельно выбирать и выполнять работу в понравившейся технике.

Самостоятельная работа детей. Закрепление ранее освоенных техник.

Декабрь

4 неделя

«В лесу родилась елочка»

Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом.

Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, координацию движений, мелкую моторику кистей рук.

Учить аккуратно пользоваться клеем, наносить его на контур рисунка тонкой струйкой. Научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру, развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук.

Воспитывать инициативность, самостоятельность.

Освоение техники выкладывания нитей по контуру, с нанесённым на него клеем (ниткография)

Январь

2 неделя

«Волшебница зима»

Закрепить нетрадиционную технику рисования -набрызг.

Учить получать изображения, используя новые способы.

Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.

Воспитывать аккуратность при работе.

Совершенствование техники рисования - набрызг.

Январь

3 неделя

«Сказочный зимний лес»

Развивать интерес детей к изобразительному творчеству посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Продолжать учить детей самостоятельно передавать сюжет зимнего пейзажа с использованием нетрадиционных техник рисования.

Учить рисовать оттиском капустного листа. Учить задумывать и включать в рисунок знакомые предметы (елочки, снеговиков).

Освоение техники – оттиск (капустный лист).

Январь

4 неделя

«Семья снеговиков»

Закрепить технику рисования - оттиск тканью.

Создать радостное, предпраздничное настроение, вызвать положительные эмоции у детей.

Продолжать развивать фантазию и образное мышление.

Совершенствование техники рисования - оттиск тканью.

Февраль

1 неделя

«Музыкаль-

ный рисунок»

Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования; чувство композиции в компоновке общего панно. Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.)

Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном.

Воспитывать аккуратность, активность.

Работа детей по впечатлениям от прослушанной музыки.

Выбор техники по желанию детей.

Февраль

2 неделя

«Разноцветное небо»

Упражнять детей в рисовании по мокрой бумаге.

Развивать чувство цвета, формы и композиции.

Воспитывать умение восхищаться явлениями природы.

Освоение техники рисования по мокрой бумаге.

Февраль

3 неделя

«Солёное море»

Закрепить приём оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.

Продолжать развивать фантазию и воображение детей.

Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре краску для получения нужного оттенка.

Совершенствование техники рисования с солью по сырой краске.

Февраль

4 неделя

«Красивые картинки из разноцветной нитки»

Продолжать совершенствовать умение детей применять разные нетрадиционные способы рисования.

Закрепить технику - ниткография (рисование нитью).

Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление.

Воспитывать инициативность, интерес к рисованию.

Совершенство-вание

техники рисования – ниткография.

Март

1 неделя

«Подарок для мамы»

Развивать композиционные умения, цвето – и формовосприятие, умение самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с задуманным сюжетом

Продолжать совершенствовать умение детей применять разные нетрадиционные способы рисования.

Воспитывать инициативность, интерес к рисованию, желание порадовать близких подарком.

Совершенство-

вание

ранее освоенных НТР.

Самостоятель-

ный выбор детей

Март

2 неделя

«Превращение ладошки»

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа.

Развивать воображение и творчество.

Продолжать совершенствовать умение детей применять разные нетрадиционные способы рисования.

Воспитывать инициативность, интерес к рисованию.

Рисование – отпечаток от ладошки.

Март

3 неделя

«Пейзаж у озера»

Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства.

Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с замыслом.

Продолжать совершенствовать нетрадиционную технику изображения пейзажа — монотипия, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому.

Воспитывать инициативность, интерес к рисованию.

Совершенствование техники рисования – монотипия (пейзажная)

Март

4 неделя

«Весенняя фантазия»

Развивать фантазию, воображение, композиционные умения.

Упражнять в рисовании методом размывания краски на стекле и оттиска стекла на лист бумаги. Определить какими красками пользуется «Весна». развивать фантазию, воображение.

Воспитывать инициативность, интерес к рисованию.

Освоение техники рисования – оттиск стеклом.

Апрель

1 неделя

«Волшебные цветы»

Развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы.

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «кляксография». Учить совмещать две техники в одном изображении (кляксография и пуантилизм).

Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения, развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы.

Освоение техник рисования – кляксография, пуантилизм.

Апрель

2 неделя

«Планеты»

Закрепить умения детей в технике коллаж.

Совершенствовать умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Совершенствование НТР коллажа, упражнять в вырезании.

Апрель

3 неделя

«Космические дали»

Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги; чувство прекрасного, желание создавать что-то оригинальное.

Учить создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг. Развивать цветовосприятие.

Упражнять в рисовании с помощью данной техники и техники коллаж.

Вызывать эмоциональное отношение к образу.

Освоение техники коллаж. Продолжить освоение - набрызг.

Апрель

4 неделя

«Праздничная верба»

Рассказать почему верба является символом Пасхи, пополнить знания о празднике. Совершенствовать умение рисовать пастелью.

Учить рисовать вербу по затонированой бумаге пастелью.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Рисование пастелью.

Май

1 неделя

«Празднич-

ный салют»

Познакомить детей с новой техникой рисования – восковые мелки + акварель. Уточнить и пополнить знания детей о предстоящих праздниках (1, 9 мая), учить рисовать праздничный салют, соблюдать правила композиции и цветовой колорит.

Освоение техники рисования – восковые мелки + акварель.

Май

2 неделя

«Одуванчик вдруг расцвёл»

Продолжить развивать у детей художественно-творческие способности с помощью техники - пуантилизм. Развивать мелкую моторику, цветовосприятие, эстетическое восприятие.

Воспитывать бережное отношение к природе средствами искусства.

Продолжить осваивать технику – пуантилизм.

Май

3 неделя

«Радуга-дуга»

Закреплять умение использовать для создания изображения технику «тычок».

Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности.

Воспитывать эстетические чувства, усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Совершенствование

освоенных НТР.

Самостоятельная работа, техника «тычок»









Список использованных источников

1. Д.Н. Колдина Рисование с детьми 5-6 лет: Мозаика-Синтез; Москва; 2010

2. Д.Н. Колдина. Лепка с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий»: Мозаика-Синтез; Москва; 2010

3. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.

4. В.В. Гаврилова «Декоративное рисование с детьми 5-7 лет; Учитель; 2017г

5. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, #1089;.

6. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2012 г.

7. И.А. Шаляпина «Нетрадиционное рисование с дошкольниками; Сфера; 2019г




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя старшей группы по программе Вераксы "От рождения до школы"

Рабочая программа воспитателя старшей группы, содержит перспективные планы по математике. изо, развитию речи, экологии, ознакомлению с окружающим. Программа опробирована двумя группами, получен очень ...

рабочая программа для старшей группы по программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ"

Моя программа поможет в работе при планировании образовательной деятельности с детьми 5 - 6 лет....

Рабочая программа для старшей группы по программе "От рождения до школы"

Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психически...

Рабочая программа для старшей группы учтены концептуальные положения используемой в ДОУ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Программа спроектирована с учетом примерной основной образовательной программой дошкольного образования, которая одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (...