Мастер-класс – форма эффективного профессионального обучения педагогов.
материал

Лесанова Евгения Николаевна

        Мастер-класс – это открытая педагогическая система, с помощью которой педагоги передают коллегам новые возможности педагогической практики. Это актуальная форма для обобщения и распространения инновационного педагогического опыта. Ее особенность заключается в том, что она основана на практических действиях педагога и включает творческое решение познавательной задачи или проблемной ситуации.

        В методической работе мастер-класс занимает ведущее место.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс – форма эффективного профессионального обучения педагогов.

        Мастер-класс – это открытая педагогическая система, с помощью которой педагоги передают коллегам новые возможности педагогической практики. Это актуальная форма для обобщения и распространения инновационного педагогического опыта. Ее особенность заключается в том, что она основана на практических действиях педагога и включает творческое решение познавательной задачи или проблемной ситуации.

        В методической работе мастер-класс занимает ведущее место.

Ключевые правила проведения мастер-класса.

        Мастер-класс – это методическая инновационная форма. В основе любого мастер-класса стоит личность педагога-новатора, которому свойственно новое мышление и собственный взгляд на тему или проблему.

Кто может провести мастер-класс? Тот, у кого уже есть опыт и кто готов передать его другим. Это педагог, который давно работает над какой-либо педагогической проблемой, изучил теорию и практику вопроса.

        Мастер-класс для специалистов – педагогов дошкольного образования – проводит педагог-мастер. Его основная задача не просто сообщить информацию, а передать способы деятельности.

Во время мастер-класса педагоги знакомятся с конкретной технологией или методикой, которые подготовил педагог-мастер. В начале мастер-класса он создает проблемную мотивирующую ситуацию, которая стимулирует участников для дальнейшего выполнения заданий, вызывает их интерес.

      Педагог-мастер должен обеспечить интерактивную форму общения в ходе мастер-класса, т. е. дать возможность участникам практически познакомиться с предлагаемыми технологией и приемами.

        Таким образом, в процессе мастер-класса не нужно сообщать участникам новые знания. Знания или умения они получают сами с помощью всех участников мероприятия.

        Мастер-класс имеет определенные цели и задачи и проходит в несколько этапов:

  1. Организационно – мотивационный этап.

Активизация участников мастер – класса.

  1. Основной этап.

Передача участникам мастер – класса опыта мастера путём прямого и комментированного показа действий, приёмов и форм педагогической деятельности. Практическое освоение приемов.

  1. Рефлексивный этап.

Рефлексия всех участников мастер – класса.

Мастер – класс

«Игры в рифмы»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию в практике работы дидактических игр, направленных на обучение дошкольников составлению рифмованных текстов.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с эффективными приёмами обучения дошкольников составлению рифмованных текстов.

2. Создать условия для освоения приемов: подбор слов похожих по звучанию; подбор рифмы к словосочетанию; создание двухстрочной рифмовки по модели.

3. Выявить возможность использования представленных приемов для дальнейшей работы с детьми.

4. Проанализировать эффективность мастер-класса для его участников.

Описание.

Для участия в мастер-классе приглашаются  шесть педагогов.

Участники присаживаются за «круглый» стол.

- Добрый день, уважаемые участники!

Активизация  участников мастер - класса:

– Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Собрались здесь, а сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Активными будете все? (Да.)

Взаимодействие с участниками.

- Уважаемые коллеги, что вам помогало отвечать на  мои вопросы? (рифма) Почему же тогда вы не ответили в рифму на последний вопрос? Только ли рифма помогает в сочинении стихов? (смысл)

1 СЛАЙД. Тема моего мастер-класса «Игры в рифмы». Сегодня я поделюсь опытом работы по использованию в практике работы  учителя-логопеда дидактических игр, направленных на обучение дошкольников составлению рифмованных текстов. Надеюсь, данная тема будет вам интересна.

Чтобы объяснить ребенку, что же такое рифма, можно привести знакомый многим пример из сказки «Незнайка в Солнечном городе».

    Напоминаю, главный герой решил заняться сочинением стихов и подбирал рифмы к словам. Поэт Цветик объяснил Незнайке, что слова должны оканчиваться одинаково. У Незнайки в результате рифмовались «палка»- «селедка». Таким образом, недостаточно, чтобы слова имели одинаковое окончание.

- Что же такое рифма по вашему мнению?

2 СЛАЙД.  Рифма – совпадение или созвучие концовок двух строк, начиная с последнего ударного звука.

Для детей определение слова рифма – это слова, похожие по звучанию.

Весёлые рифмовки детям нравятся. Они  не сложны для восприятия, но в то же время достаточно информативны и лексически нагружены, что особенно важно для детей с ТНР. 

В традиционной дошкольной педагогике созданы методические рекомендации по формированию у детей умению слушать и понимать стихотворные тексты, созданные поэтами. Стихотворения закладывают в детях первые нравственные идеалы и расширяют словарный запас. Однако,  мало внимания уделено обучению дошкольников самостоятельно рифмовать текст, фактически не построена система эффективного обучения рифмованию.

      Мною подобраны, поэтапно выделены и апробированы игровые упражнения по развитию у детей способностей рифмовать слоги, слова и фразы.

3 СЛАЙД. Организованная деятельность по освоению способов составления рифмованных текстов проходит несколько этапов:

  1. Узнавание рифмы;
  2. Рифмование слога, слова, словосочетаний;
  3. Составление рифмовок по модели;
  4. Составление простых рифмованных текстов (двустиший, четверостиший).

Сейчас на примерах дидактических игр мы рассмотрим приемы, которые помогают обучить детей рифмованию на разных этапах.

4 СЛАЙД.

  1. Прием -  подбор слов похожих по звучанию.

Используя данный прием, поиграем в игру «Слова – друзья».

Оборудование: конверты с картинками.

Раздаются конверты с картинками, и предлагается найти на них слова-друзья.

Лейка - скамейка

Мышка – шишка

Корзина – картина

Кружка - сушка

Билет - жилет

Лук -жук

Чашка - рубашка

Муравей – воробей

Мышка – крышка

Будка - дудка

Коза – стрекоза

Дом – гном

Баран – барабан

Кружка – пушка

Палка, лодка

Рак – мак

Цветок – листок

Циркач – скрипач

Дом – сом

Ворона - корона

Санки - банки

Гармошка - картошка

Селедка, скалка

Гайка - чайка

Санки - танки

Ход игры:

Первый вариант игры. Участники ищут пару по рифме к каждой картинке.

Второй вариант игры («Найди лишние»). Участники, должны определить, какие картинки (слова) не рифмуются между собой и самостоятельно найти слова – друзья, которые рифмуются с этим словом.

Третий вариант игры «Слова – друзья». Участники самостоятельно подбирают рифму к предложенному слову, без опоры на картинки.

Таким образом, мы увидели, как можно на одном материале провести легкий вариант игры и усложнить ее для детей.

Обучение рифмованию начинается с подбора созвучных слогов, затем слов, словосочетаний и, наконец, рифмуются строки (простые предложения).

Игра «Эхо». Ведущий предлагает поиграть в парах. Один участник показывает картинку, а другой произносит конец слова, начиная с ударного слога.
( Первый раз следует участникам показать пример, как правильно произносить, чтобы было похоже на эхо.

Например: стрекоза – коза-за-за, муха-уха-уха, уха-ха-ха).

5 СЛАЙД.
2.  Прием -  подбор слова - рифмы к словосочетанию.

Игра «Сочини чистоговорку».

Ход игры:

Первый вариант игры.

Задаю  определённое звукосочетание, а играющие сочиняют словосочетание с ним.

Примерные чистоговорки:

са – са - са – красивая оса,

ша-ша-ша – вкусная лапша,

Ва-ва-ва – зеленая трава,

Но-но-но – чистое окно

Сы – сы-сы – длинные носы,

До-до-до – высоко гнездо.

Второй вариант игры.

Предлагаю поиграть в паре. Один участник придумывает слоги, а другой подбирает словосочетание, рифмующееся с этим слогом. Затем поменяйтесь ролью в игре.

8 СЛАЙД. Практическое задание для участников.

Деление на подгруппы. Задание для обсуждения.

  1. Обсудите в группе и запишите, какие образовательные задачи можно решить, используя данные игры.
  2. Обсудите в группе и запишите возможности использования данных игр в работе.

9 СЛАЙД. Образовательные задачи:

  • Развивать темп, ритм речи;
  • Развивать фонематическое восприятие;
  • Развивать лексику, грамматический  строй речи.

Воспитывать любовь и интерес к поэзии.

Возможности использования данных игр в работе:

  • «Утренний сбор»;
  • составление книжек – малышек;
  • конкурсы, развлечения, праздники;
  • сочинение считалок;
  • свободная деятельность;
  • «загадка дня».

Рефлексия.

      Наш мастер-класс подошёл к концу. Я благодарю всех участников за активность, творчество, эмоциональность. Мне очень важно знать ваше мнение о ценности предложенного мастер-класса.

10  СЛАЙД. Коллеги, прошу по кругу высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана. И если, у вас получится срифмовать строку, свой ответ, то это будет просто замечательно!

  1. Сегодня я   …  узнала, … (рассказала, сочиняла, устала, …)
  2. Я … поняла,   …      (взяла, дала)
  3. … мне захотелось,   … (загорелась, смелость)
  4. Было интересно …    
  5. Было трудно ….
  6. Теперь я могу…
  7. * Свой вариант

 Вы можете воспользоваться подсказками в первых трех вариантах ответа.

Можете подобрать рифму самостоятельно в 4-6 вариантах.

Или попробовать свои силы и предложить собственный вариант в стихах или в прозе. Это задание под звездочкой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

«Мастер - класс как современная форма повышения профессионального мастерства педагогов» Выступление на РМО.

    Педагогическая деятельность в системе дошкольного образования связана с постоянным профессиональным совершенствованием. Среди множества форм и видов профессионального обучения пед...

Презентация «Мастер - класс как современная форма повышения профессионального мастерства педагогов»

   Одной из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма современного педагога признается его способность к обобщению и распространению собственного опыта. Среди мн...

МАСТЕР - КЛАСС КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ

Повышение уровня мастерства молодых педагогов считается приоритетным направлением деятельности методической работы дошкольного учреждения и представляет важное звено в целостной системе повышения квал...

Мастер - класс в форме деловой игры с педагогами

Расширение знания педагогов о культуре общения....