Самообразование "Мастер-класс как форма профессионального обучения педагогов"
учебно-методический материал
Материал предназначен для старших воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2020.docx | 32.12 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Красносельский детский сад»
Арзамас,2019
Актуальность
Одной из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма современного педагога признаются его рефлексивные компетенции, способность к обобщению и распространению собственного опыта. Среди методических форм этого процесса все большую популярность приобретают так называемые мастер-классы.
Высокая эффективность этой формы обучения педагогов неоднократно подтверждена научными исследованиями, а также разнообразными социологическими мониторингами.
Мастер – класс – это одна из важнейших форм повышения квалификации педагогов. Он представляет собой занятие практической направленности с профессиональной аудиторией для углубления и расширения определённых знаний по специально подобранной теме.
В чем же несомненные преимущества мастер-класса как формы профессионального общения?
Основное преимущество мастер-класса – уникальное сочетание индивидуальной работы, приобретения и закрепления практических знаний и навыков, гибкость во времени.
Во-первых, идея проведения мастер-класса изначально направлена на результативность работы его «учеников», а значит, практико- и компетентностно-ориентирована.
Успешное освоение темы мастер-класса происходит на основе продуктивной деятельности всех участников.
В ходе мастер-класса участники:
- изучают разработки по теме мастер-класса;
- участвуют в обсуждении полученных результатов;
- задают вопросы, получают консультации;
- предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
- высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.
Во-вторых, мастер-класс - одна из интерактивных форм профессионального взаимодействия педагогов, что выгодно отличает ее от многих репродуктивных форм общения педагогов. Мастер-класс – это двусторонний процесс. Непрерывный контакт, практический индивидуальный подход к каждому слушателю – главное отличие мастер-класса от всех остальных форм и методов обучения.
В-третьих, мастер-класс как форма организации активной самостоятельной работы слушателей предполагает использование эмпирических методов: наблюдение, изучение документов и результатов деятельности педагога-мастера, разработку дидактических материалов для работы в собственной педагогической деятельности.
Цели и задачи
Целью мастер – класса является ретрансляция уникального преподавательского опыта, передача руководителем мастер - класса его участникам «инновационных продуктов», полученных в результате творческой, экспериментальной деятельности педагога, проводящего мастер- класс.
Основными задачами мастер-класса являются следующие задачи:
- создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
- повышение профессионального мастерства и квалификации участников;
- распространение передового педагогического опыта;
- внедрение новых технологий обучения и воспитания.
Тематика мастер-классов включает в себя:
- обзор актуальных проблем и технологий;
- различные аспекты и приемы использования технологий;
- авторские методы применения технологий на практике;
-тонкости, нюансы и недокументированные возможности при использовании технологий в конкретных задачах.
Основным условием успешного и эффективного мастер – класса является наличие педагога - мастера, специалиста, достигшего высокого уровня в своей сфере образовательной деятельности, имеющего яркую индивидуальность, собственный подход к педагогической деятельности, заслуживающего признание со стороны своих коллег.
Формат мастер-класса предполагает информационное представление методов, приемов, форм деятельности, которые удаются автору, и обучение аудитории этим методам, приемам и формам.
Примерная структура проведения МК
- выделение проблемы мастером
- актуализация знаний участников в данной проблемной плоскости (панель) предоставляющая возможность высказываться каждому участнику
- объединение в группы для решения проблемы
- работа с материалом
- представление результатов работы
- обсуждение и корректировка результатов работы (рефлексия)
Модель проведения мастер - класса
Этапы работы мастер-класса | Содержание этапа | Деятельность участников |
Подготовительно-организационный: | Приветствие, вступительное слово мастера: комментарий темы мастер-класса (формулировка проблемы, причин ее появления); постановка цели и задач (обучающих, развивающих и воспитательных); характеристика педагогической технологии и методики (методик) ее применения. | Задают вопросы. |
Основная часть. Содержание мастер-класса | Комментарий плана действий, включающего поэтапную реализацию темы. Методическое обоснование и демонстрация приемов, методик, используемых в процессе мастер – класса. Демонстрация и комментарии автором мастер-класса своих “изюминок” (приемов). | Задают вопросы, вступают в диалог с автором мастер-класса, выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей. |
Рефлексия | Заключительное слово автора мастер-класса. Представление выполненных работ. Обмен мнениями. | Анализируют, подводят итоги. |
Результаты мастер-класса.
В зависимости от автора и темы, поставленных целей, аудитории итоги проведения мастер-класса могут подводиться различным образом. Последействием мастер-класса чаще всего являются:
- обобщение и представление опыта педагога в различных вариантах (статья в журнале, материал в методический кабинет, фильм);
- методическое описание мастер-класса;
- методическая разработка содержания темы мастер-класса, оформление ее в методический продукт.
Ожидаемые результаты
Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.
План работы по теме самообразования на 2019-2020 уч.г.
Месяц | Мероприятие, тема мастер-класса | Цель | Ответственный |
Сентябрь | Изучение методической литературы по теме, составление плана, теоретическая подготовка | Обогащение знаний по теме | Савина Л.С. |
Октябрь | Проведение мастер – класса для педагогов «Рисование в технике «Граттаж» | Повысить компетенции педагогов в области художественно- эстетического развития, познакомить педагогов с новой нетрадиционной техникой рисования | Савина Л.С. |
Ноябрь | Проведение мастер- класса для педагогов «Роспись тарелок «Гжель» | Повысить компетенции педагогов в области художественно- эстетического развития, познакомить педагогов с новыми способами рисования | Савина Л.С. |
Декабрь | Проведение мастер-класса «Живопись шерстью» | Повысить компетенции педагогов в области познавательного развития, познакомить педагогов с новым видом творческой деятельности | Савина Л.С., Шляпина Н.С. |
Январь | Проведение мастер-класса «ТРИЗ-технологии» | Повысить компетенции педагогов в области художественно- эстетического развития, обогатить знания педагогов о технологии и ее использовании в педагогическом процессе | Савина Л.С. |
Февраль | Мастер-класс «Опыты со снегом и льдом» | Повысить компетенции педагогов в области познавательного развития, обогатить знания педагогов об опытно- экспериментальной деятельности | Савина Л.С. |
Март | Мастер-класс «Техника Папье- Маше» | Повысить компетенции педагогов в области художественно- эстетического развития | Савина Л.С. Бекичева Е.А. |
Апрель | Мастер-класс «Игровые подходы в социально- коммуникативном развитии» | Повысить компетенции педагогов в области социально-коммуникативного развития | Савина Л.С. |
Май | Мастер-класс «Создание интернет- ресурса педагога» | Обогатить знания педагогов об ИКТ | Савина Л.С., Федотова Е.С. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Коучинг –сессия как активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности педагога"
«Коучинг –сессия какактивная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности...
«Педагогический проект, как форма внутрифирменного обучения кадров и развития профессионального мастерства педагогов в образовательном учреждении»
Методическая разработка предназначенна для старших воспитателей и заместитетлей заведующего по учебно-воспитательной работе. В материалах представлена модель внутрифирменного обучения педагогических к...
Тренинг как одна из форм профессионального обучения педагогов
Педагог-психолог любой образовательной организации в своей работе постоянно должен контактировать не только с обучающимися и их родителями (законными представителями), но и тесно сотрудничать со всеми...
Формы непрерывного профессионального развития педагогов "Горизонтальное обучение"
В рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» важное место уделено системе повышения квалификации педагогических работников....
Коллективные формы профессионального взаимодействия педагогов в ДОО
Формы методической работы с педагогамиПассивные формы работы методической службы сориентированы в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального разв...
Презентация "Тренинг как одна из форм профессионального обучения"
Тренинг – это система методов, нацеленных на развитие навыков самосовершенствования, самопознания, коммуникации и саморегуляции....
Мастер-класс – форма эффективного профессионального обучения педагогов.
Мастер-класс – это открытая педагогическая система, с помощью которой педагоги передают коллегам новые возможности педагогической практики. Это актуальная ф...