Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Театрализация"
методическая разработка (старшая группа)

Лопарёва Юлия Петровна

Данная программа художественно-эстетическую направленность. Подходит для детей от 5-ти до 8-ми лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доппрограмма 88.58 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 2 «РЯБИНКА»

 

СОГЛАСОВАНО
протокол педагогического совета

МАДОУ ДС № 2 «Рябинка»

от ______________________

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ ДС №2 «Рябинка»

_____________О. В. Кузьо

_______________________

                                                                               

                         

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театрализация»

                     

                    Направленность: художественно-эстетическая

Уровень: базовый

Возраст детей: 6-8 лет

Срок реализации: 9 месяцев

Автор-составитель: Лопарева Ю.П.,

воспитатель,

первая квалификационная категория

г. Радужный, 2022

Театрализация: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа/ Под ред. Ю.П.Лопаревой, — Радужный: МАДОУ ДС № 2 «Рябинка», 2022. — 18 с.

Рабочая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театрализация» разработана на основе
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеразвивающих программ
в МАДОУ ДС № 2 «Рябинка» с учетом требований Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Минпросвещения России
от 09.11.2018 № 196) и письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации».

Программа содержит следующие разделы:

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования.

Раздел 2. Организационно-педагогические условия реализации программы.

Раздел 3. Формы аттестации

Раздел 4. Рабочая программа воспитания.

Приложения: календарный учебный график программы, календарный учебный график программы воспитания, диагностический инструментарий по модулям.

                     

© МАДОУ ДС № 2 «Рябинка», 2022

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность и уровень программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театрализация» (далее – программа) по содержанию является программой художественно-эстетической направленности, по функциональному предназначению – личностно-ориентированной, по времени реализации – годичной, по форме организации – групповая, по уровню сложности содержания – базовой, по уровню разработки содержания учебного материала программа – модифицированная.

Актуальность программы  

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способности чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10 –15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и переживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Самый короткий путь раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это могут дать театрализованные занятия. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями».

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам оказывать позитивное влияние на детей. Игра в театр позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе. Театрализованная деятельность помогает не только раскрыть творческие способности, но и развить их. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка.

Педагогическая целесообразность обусловлена его социальной направленностью, т.к. в ходе реализации программы создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта, позволяющие заложить в личности ребёнка такие качества, как дисциплинированность, внимание, собранность, ответственность, уверенность в себе. Развивается индивидуальность каждого ребёнка, существенно обновляется характер организации жизни ребёнка в детском саду, в семье, построение условий для свободного, не стеснённого инструкциями общения и, как результат, раскрепощение личности ребёнка.

Новизна программы заключается в том, что педагог обеспечивает взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе. Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности «Театрализация» является создание целостной системы работы для развития творческого потенциала дошкольника и становлению его «индивидуальности»: вовлечение в процесс обучения театральному мастерству робких, а также экспрессивных детей, что дает возможность проявить себя в любой роли и ипостаси (индивидуальный подход к каждому ребенку). Особенностью учебно-тематического плана является распределение теоретических и практических занятий по учебным модулям, которые взаимодополняют друг друга в процессе реализации программы.

Категория обучающихся

Программа адресована детям старшего дошкольного возраста 6-8 лет.

Набор детей осуществляется по возрастному цензу, независимо от их способностей и умений, без специального отбора. Для обучения по программе важен интерес ребенка к театрализованной деятельности и желание развиваться в этом направлении. Набор в группу осуществляется в беззаявительном порядке. Принимаются все желающие.

Объём и срок освоения программы

Программа рассчитана на 9 месяцев. Общая продолжительность реализации программы 36 часов. Программа содержит шесть модулей обучения:

  • модуль 1: продолжительность – 2 часа,
  • модуль 2: продолжительность – 4 часа.
  • модуль 3: продолжительность – 8 часов.
  • модуль 4: продолжительность – 4 часа.
  • модуль 5: продолжительность – 8 часов.
  • модуль 6: продолжительность –10 часов.

Содержание программы распределяется следующим образом: 22 % – теория и 78 % – практика.

Срок реализации программы: с 01.09.22г. по 31.05.23г.

Режим занятий

Продолжительность одного часа (занятия) – 40 мин. Общее количество часов в неделю – 1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Установленный режим соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПин 2.4.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2.

Форма обучения

Очная. Наполняемость группы – от 12 до 15 человек.

Формы занятий

Занятия проводится индивидуально или всем составом.

Все занятия по театрализованной деятельности выстроены по одной схеме:

-введение в тему, создание эмоционального настроения;

-реализация творческого потенциала воспитателем и ребенком;

-эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

1.2. Цель и задачи программы

Цель – способствовать всестороннему развитию личности дошкольника через творческие проявления путем приобщения к театральному искусству.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

Образовательные задачи: 

  • Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества.
  • Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
  • Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

Развивающие задачи:

  • Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
  • Развивать интеллектуальные и творческие способности воспитанников в процессе изучения новых тем и культурных практик.
  • Развивать речь ребенка, внимание, память, наблюдательность, фантазию, умение владеть своим телом, согласовывать свои действия с партнером.

Воспитательные задачи: 

  • Способствовать формированию устойчивой нравственной позиции и высокой внутренней культуры личности, ее социальной адаптации в условиях современной действительности;
  • Приобщать детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
  • Приобщать детей к выступлению перед аудиторией разного возраста.

1.3. Содержание программы

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование модулей и тем

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

                Модуль 1. «Тематические беседы» (2 часа)

1.

Общая теория

 2

2

0

Фотовыставка

«Дети в театре»

1.1

Вводная беседа «Что такое театр»

1

1

0

Входящая диагностика по модулю 1

1.2

«В мире театра»

1

1

0

Итого по модулю 1

2

2

0

Модуль 2. «Театрально-музыкальные этюды» (4 часа)

2.

Этюды

4

1

3

Конкурс «Расскажи стихи руками»

2.1

Введение в модуль

Игра-этюд «Волшебные превращения»

1

0,5

0,5

Входящая диагностика по модулю 2

2.2

Этюд у зеркала «Представь себе…»

1

0

1

2.3

Театрально-музыкальная игра

«Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!»

1

0,5

0,5

2.4

Мимические этюды «Злой, Добрый, Веселый, Грустный»

1

0

1

Итого по модулю 2

4

1

3

Модуль 3. «Режиссерские, дидактические и коммуникативные игры» (8 часов)

3.

Игры

8

2

6

Игровая программа «В гостях у Сказки»

3.1

Введение в модуль Дидактическая игра «Театр настроений»

1

0,5

0,5

Входящая диагностика по модулю 3

3.2

Коммуникативная игра «Устами младенца»

1

0

1

3.3

Режиссёрская игра «Старая сказка на новый лад»

1

0,5

0,5

3.4

Дидактическая игра «Мои эмоции»

1

0

1

3.5

Дидактическая игра-упражнение «Собери настроение»

1

0

1

3.6

Музыкально-ритмическая игра «И весело, и грустно»

1

0

1

3.7

Игровой тренинг «В гостях у Сказки»

1

0,5

0,5

3.8

Игра-эксперимент «Яркие краски разноцветной сказки»

1

0,5

0,5

Итого по модулю 3

8

2

6

Модуль 4. «Ритмопластика» (4 часа)

4.

Пластика

4

0,5

3,5

MUZарядка

«Двигайся-замри»

4.1

Введение в модуль

Ритмопластика «Два маленьких котенка» по произведению

С.Я.Маршака

1

0,5

0,5

Входящая диагностика по модулю 4

4.2

Ритмопластика «У маленькой Мэри»

1

0

1

4.3

Ритмопластика «Фантазия»

1

0

1

 

4.4

Ритмопластика «Вальс цветов»

1

0

1

Итого по модулю 4

4

0,5

3,5

Модуль 5. «Речевые игры и артикуляционные упражнения» (8 часов)

5.

Артикуляция

8

2

6

Конкурс чтецов «Мой друг»

5.1

Введение в модуль

Речевая игра «Закончи предложение»

1

0,5

0,5

Входящая диагностика по модулю 5

5.2

Артикуляционная игра «Любопытный язычок»

1

0

1

5.3

Речевая игра «Кто придумает конец, то и будет молодец»

1

0,5

0,5

5.4

Артикуляционная игра «32 веселых друга»

1

0

1

5.5

Артикуляционная гимнастика «Комплексная»

1

0

1

5.6

Речевая игра «Скажи наоборот»

1

0,5

0,5

5.7

Речевая игра «Это правда или нет?»

1

0

1

5.8

Артикуляционная гимнастика «Комплексная»

1

0,5

0,5

Итого по модулю 5

8

2

6

Модуль 6. «Творческо-практическая деятельность» (10 часов)

6.

Спектакли, мюзиклы, представления

10

0,5

9,5

Выставка фотоматериала кружка «ДоМиСоЛьКа»

6.1

Художественно-творческая деятельность «По страницам любимых сказок»

1

0,5

0,5

6.2

Мастер-класс «Кукла своими руками»

1

0

1

6.3

Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят»

1

0

1

6.4

Мюзикл «Кошкин дом» 

1

0

1

6.5

Драматизация сказки «Телефон» К. Чуковского

1

0

1

6.6

Спектакль для детей групп раннего возраста «Репка»

1

0

1

6.7

Сюжетно-ролевая игра «Приключение Буратино»

1

0

1

6.8

Показ сказки «Госпожа метелица»

1

0

1

6.9

Оформление фотовыставки кружка «ДоМиСоЛьКа»

1

0

1

6.10

Отчетное мероприятие.

Драматизации сказки «12 месяцев

1

0

1

Итоговая диагностика

Итого по модулю 6

10

0,5

9,5

 

ИТОГО

36

8

28

Описание модулей и тем

Модуль 1. «Тематические беседы» (2 часа)

Тема 1. Общая теория

Количество часов/занятий: 2/2

Теоретическая часть

1.1. Вводная беседа «Что такое театр»: знакомство детей с историей возникновения театра, с различными видами театральных кукол (марионетки, объёмные куклы из поролона).

1.2. Расширить представления о современном театре, его строении (сцена, театральный занавес, зрительный зал).  Дать представление о видах театрального искусства: балет, кукольный театр, драматический театр.

Практическая часть – отсутствует.

Формы аттестации (контроля): Входящая диагностика по модулю 1, фотовыставка «Дети в театре»

Модуль 2. «Театрально-музыкальные этюды» (4 часа)

Тема 2. Введение в модуль

Этюды

Количество часов/занятий: 4/4

Теоретическая часть

2.1. Развивать воображение в процессе создания оригинальных образов с помощью мимики и пантомимики.

2.3. Совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.

Практическая часть

  1.  Входящая диагностика по модулю.

2.2. Творческое задание в передаче образа.  

2.3. Обыгрывание воображаемых предметов.

2.4. Придумывание оригинальных образов с помощью мимики и пантомимики.  

Формы аттестации (контроля)

Конкурс «Расскажи стихи руками»

Модуль 3. «Режиссерские, дидактические и коммуникативные игры» (8 часов)

Тема 3. Введение в модуль

Игры

Количество часов/занятий: 8/8

Теоретическая часть

3.1. Учить детей по схеме узнавать эмоциональное состояние и изображать его с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

3.3. Создание социальной ситуации развития речевых способностей у детей.

3.7. Создание положительного эмоционального настроя, посредством игровой программы.  

3.8. Формирование познавательной активности детей, наблюдательности, устойчивого внимания.

Практическая часть

3.1. Входящая диагностика по модулю.

3.2. Узнавать эмоциональное состояние и изображать его с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

3.3. Описание предмета или явления по его отличительным признакам.

3.4. Демонстрирование человеческих эмоции и чувств.  

3.5. Научить детей определять настроение и подбирать карточки с изображением эмоций к заданному символу.  

3.6. Определение характера музыки (весёлая, жизнерадостная; грустная, печальная).

3.7. Литературно-игровая программа.

3.8. Познавательно-игровая программа.

Формы аттестации (контроля)

Игровая программа «В гостях у Сказки».

Модуль 4. «Ритмопластика» (4 часа)

Тема 4. Введение в модуль

Пластика

Количество часов/занятий: 4/4

Теоретическая часть

4.1. Формирование двигательной культуры.

Практическая часть

4.1. Входящая диагностика по модулю.

4.2. Совершенствование чувства ритма и музыкальности.

4.3. Упражнение на выявление ритмического рисунка с помощью различных движений.

3.4. Демонстрирование полученных навыков и умений.  

Формы аттестации (контроля)

MUZарядка «Двигайся-замри»

Модуль 5. «Речевые игры и артикуляционные упражнения» (8 часов)

Тема 5. Введение в модуль

Артикуляция

Количество часов/занятий: 8/8

Теоретическая часть

5.1. Введение в модуль. Сообщение цели и задачи модуля.

5.3. Развивать речевое внимание и речевой слух детей.

5.6. Воспитание правильного звукопроизношения, развитие грамматического строя речи.

5.8. Знакомство с комплексом артикуляционных упражнений и их значимости.

Практическая часть

5.1. Входящая диагностика по модулю.

5.2. Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

5.3. Развивать речевое внимание и речевой слух детей.

5.4. Воспитание правильного звукопроизношения.  

5.5. Отработка комплекса упражнений.  

5.6. Отработка правильного звукопроизношения, развитие грамматического строя речи.

5.7. Умение находить неточности в тексте.

5.8. Отработка комплекса упражнений.  

Формы аттестации (контроля)

Конкурс чтецов «Мой друг»

Модуль 6. «Творческо-практическая деятельность» (10 часов)

Тема 6. Введение в модуль

Спектакли, мюзиклы, представления

Количество часов/занятий: 10/10

Теоретическая часть

6.1. Введение в модуль. Сообщение цели и задачи модуля. Продолжать учить детей проводить полный анализ произведения.

Практическая часть

6.1. Входящая диагностика по модулю.

6.2. Научить детей делать хантыйскую куклу «Акань

6.3. Развитие творческой активности детей, демонстрация полученных навыков и умений.

6.4. Применение ребенком полученных знаний в сфере, музыкально-театрализованной   деятельности:

6.5. Через театрализованную игру развивать творческие способности детей.

6.6. Показ спектакля без использования слов актерами (пантомима, мимика, жесты. Выполнение движений под текст автора.

6.7. Побуждать ребенка самостоятельно решать, где будут разворачиваться события сказки, в каком месте, какие пространственные маркеры наиболее точно подходят для сюжета игры. 6.8. Полный анализ произведения.

6.9. Повышение самосознания детей, собственной значимости и принадлежности к социальной действительности.

6.10. Творческая активность детей, участвующих в театрализованном представлении.   

Формы аттестации (контроля)

Отчетное мероприятие: Драматизации сказки «12 месяцев», итоговая диагностика.

1.4. Планируемые результаты освоения программы

в направлении личностного развития:

  • овладение элементарными основами театрального искусства;
  • формирование умений анализировать, делать выводы и обобщать информацию;
  • совершенствование речи ребенка (улучшится диалогическая речь, грамматический строй);
  • формирование опыта социальных навыков поведения детей;
  • формирование устойчивой нравственной позиции и высокой внутренней культуры личности.

в метапредметном направлении:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в театрализованной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной активности;
  • умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
  • овладение навыками работы с различными источниками информации;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • развитие критического мышления, умения интерпретировать, анализировать и оценивать достигнутые результаты;
  • умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с воспитателем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • знакомство с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки.

в предметном направлении:

  • овладение приемами манипуляции в кукольных театрах различных видов;
  • овладение артистическими навыками в плане переживания и воплощения образа, а также совершенствование исполнительских умений перед целевой аудиторией;
  • овладение основными умениями вхождения в литературный образ и передачи его основных качеств с помощью мимики, жестов, голоса, речи и т.д.;
  • обогащение театрального опыта: знаний детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕУСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

2.1. Нормативно-правовая основа программы

  • Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).  
  • Федеральный закон №273-Ф3 (п.1,2,3,9 ст. 13; п.1, 5, 6 ст. 14; ст. 15; ст. 16; ст.33, ст.34, ст.75).
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р).
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (раздел VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
  • Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Зарегистрированно в Минюсте России 17.12.2021 № 66403).
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
  • Устав МАДОУ ДС № 2 «Рябинка».
  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеразвивающих программ в МАДОУ ДС № 2 «Рябинка».

2.2. Календарный учебный график

Календарный учебный график группы по программе «Театрализация» представлен в ПРИЛОЖЕНИИ 1.

2.3. Условия реализации программы

Кадровое обеспечение

Требования к квалификации педагога дополнительного образования, работающего по данной программе

Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки».[1]

К квалификационной категории по должности «педагог дополнительного образования» – требований нет. По программе могут работать педагоги дополнительного образования высшей или первой квалификационной категории или педагоги, не имеющие квалификационной категории.

Материально-техническое обеспечение, оборудование и материалы:

- театрально-игровое оборудование:

  • большая складная ширма,
  • маленькая ширма для настольного театра,
  • фланелеграф,
  • простейшие декорации,
  • стойка-вешалка для костюмов.
  • костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок.

- разные виды кукольного театра:

  • театр картинок,
  • театр игрушки,
  • театр масок,
  • пальчиковый,
  • перчаточный,
  • театр Би-ба-бо,
  • театр марионеток,
  • теневой театр фигур,
  • куклы с живой рукой и др.

- технические средства обучения:

  • аудиозаписи музыкальных произведений,
  • записи звукошумовых эффектов,
  • музыкальные игрушки,
  • видео-фонотеки литературных произведений.

Для развития у детей дошкольного возраста творческого воображения и искусства перевоплощения, в театральных уголках целесообразно наличие алгоритмов.

Оживит театрализованную деятельность, сделает ее более интересной и привлекательной наличие в театральном уголке группы «Волшебных вещей»:

  • волшебные ларец, шкатулка, коробочка (для обыгрывания появления героев, какой-либо вещи, сюрпризного момента);
  • волшебный колпачок (обладатель его становится невидимым, может незаметно наблюдать за всеми), используется в играх на развитие чувства веры в предлагаемые обстоятельства;
  • волшебная дудочка (играет – все танцуют, не могут остановиться);
  • волшебная палочка (для перевоплощения, снятия зажатости и робости при исполнении роли, для изменения сюжета);
  • волшебный мешочек (из которого можно достать любую вещь, а также для беспредметного обыгрывания, и для развития фантазии);
  • волшебный стаканчик (в нем может быть любой напиток – обыгрывание этюдов на память физических действий, развитие мимики);
  • волшебная маска (превращение в любого героя, действие от его имени);
  • волшебное зеркальце (ребенок превращается и видит себя в зеркале тем, кем захочет), используется для описательного рассказа, для развития связной речи, фантазии, воображения;
  • волшебная скатерть (дети используют в сюжетной игре для изображения имитационных движений в этюдах «За столом», «Очень вкусно» и т.д.) на развитие мимики, жеста;
  • волшебные башмачки, тапочки (с их помощью можно быстро бегать, высоко прыгать, хорошо танцевать).

Программное и информационное обеспечение:

Учебно-методическое обеспечение:

- «Детство» /Т.И. Бабаева. А.Г. Гогоберидзе. СПб: ООО «Издательство «ДетствоПресс» /, Т.И. Бабаева. Младший дошкольник в д/с.- СПб. 2008

- Театр кукол и игрушек в детском саду: кукольные спектакли, эстрадные миниатюры для детей 3-7 лет / сост. О. П. Власенко. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, [2014]. – 290 с. – (Дошкольное воспитание). – (ФГОС ДО)

- Власенко О.П. Ребёнок в мире сказок: музыкально-театрализованные спектакли, инсценировки, игры для детей 4 – 7 лет / - Волгоград: Учитель, 2020. – 411 с.

- Григорьева Т.С. Программа «Маленький актёр»: для детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с. (Библиотека Воспитателя).

- Погосова Н М. Погружение в сказку. Сказкотерапевтические программы Спб: Речь, 2014 - 192 с.

- Рик Т. Сказки и пьесы для семьи и детского сада. – АМ.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2020. – 208с.ил.

- Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

- Я познаю мир. Детская энциклопедия. Театр. – М.: АСТ, 2018. – 448с.9.

- Шорохова О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. – М.: Сфера, 2012. – 64 с.

Список литературы для детей и родителей (законных представителей):

- Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2020.

- Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2020.

- Евдокимова Е. С. Семейный театр в детском саду. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3-7 лет, «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016.

- Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М.: Астрель, 2013.

Методическое обеспечение программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Театрализация» построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Методика работы по программе строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.

Все занятия по театрализованной деятельности выстроены по одной схеме:

-введение в тему, создание эмоционального настроения;

-реализация творческого потенциала воспитателем и ребенком;

-эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Педагог использует в своей работе ряд разнообразных приемов:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на главные роли наиболее робких детей;

- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

- проигрывание ролей в парах.

На занятиях педагог опирается на следующие методы:

  • Словесные: рассказ, беседа, диспут, анонсирование.
  • Методы организации деятельности и формирования опыта поведения; коллективная творческая деятельность, поручения.
  • Методы стимулирования: одобрения, поощрение, предоставление прав.

Отдельное внимание на практических занятиях уделяется самостоятельной творческой деятельности обучающихся. На теоретических занятиях основной является форма лекции, беседы.

Разнообразные формы театрализованной деятельности, представленные в программе, разделены по следующим направлениям:

1. Театрализованные игры

2. Игры-драматизации

3. Режиссерские игры

4. Этюды и пластические упражнения

5. Ритмопластика

6. Речевые игры и артикуляционные упражнения  

Дети очень любят играть в театрализованные игры, которые наиболее близки к искусству, их часто ещё называют творческими. В этих играх уделяется большое внимание действию, предмету, костюму или кукле, потому что они имеют большое значение и облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий.

В играх-драматизациях детям-артистам предоставляю возможность самостоятельно создать образ с помощью интонации, мимики, пантомимы. Предложенный мною сюжет не является для детей жёстким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация.

Играя в режиссёрские игры, дети сами выступают в роли сценариста и режиссёра, управляют игрушками или их заместителями. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет они используют разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.

Как подготовку к постановке спектаклей, выступлению на сцене, я использую специальные этюды и упражнения. Если этюды разыгрываются по сказкам, вначале необходимо определить характер героя (ленивый или трусливый, добрый или злой, глупый или умный) и сформулировать его речевую характеристику. Каждый сказочный персонаж обладает собственной манерой говорить, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными.

Наиболее любимый детьми вид деятельности - ритмопластика. Она включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, которые способствуют развитию естественных психомоторных способностей дошкольников, обретению ими ощущения гармонии с окружающим миром, формированию свободы и выразительности движений, воображения.

Особое внимание уделяется речевым играм и упражнениям, с помощью которых мы развиваем речевое дыхание, свободу речевого аппарата, умении владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Так же сюда включаются игры со словом, которые развивают связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Учитывая продолжительность обучения, предусмотренную настоящей программой, педагог на разных этапах ее реализации выбирает основное направление в организации деятельности группы:

  • продуктивно-творческая деятельность;
  • организация самостоятельной творческой деятельности;
  • развитие творческих способностей;
  • образовательно-просветительская деятельность.

При организации театральной деятельности детей дошкольного возраста можно использовать фронтальную, индивидуальную и подгрупповую формы.

Педагог вправе менять последовательность изучения тем, опираясь на результаты образовательного мониторинга. Индивидуальный маршрут составляется педагогом на основе анализа дневника наблюдения ребёнка в сентябре и может быть скорректирован по результатам наблюдений. В индивидуальном плане отражены направления работы, которые позволяют устранить, выявленные в ходе мониторинга, пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка, что позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении.

РАЗДЕЛ 3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Проверка достигаемых воспитанниками результатов производится в следующих формах:

  • входной контроль: осуществляется по каждому модулю.
  • текущий контроль: осуществляется на каждом занятии через анализ выполнения упражнений и заданий;
  • промежуточный контроль: организуется в форме выставки, демонстрации, игровых программ, творческих выступлений после каждого модуля;
  • итоговый контроль: осуществляется на последнем занятии изучения модуля 6 в форме отчетного мероприятия: драматизация сказки «12 месяцев».

Форма оценивания образовательных результатов учащихся: безотметочная.

Педагог в начале обучения по программе ведет дневник наблюдений (входная диагностика) за группой детей в течение всего дня, в котором отмечает следующие критерии:

- наблюдение за особенностями коммуникации;

- активность в исполнении ролей в сюжетно-ролевых играх;

- проявление у воспитанников активности (инициативы, самостоятельности и творчества) в игровой деятельности;

- проявление эмоционального состояния в процессе общения со сверстниками, сотрудниками ДОУ, родителями.

Мониторинг развития знаний, умений и навыков в театрализованной деятельности, который выстроен с учетом критериев каждого модуля (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Форма фиксации образовательных результатов учащихся: таблица уровня освоения модулей курса. В ходе мониторинга образовательных результатов используются показатели критериев, которые определяются уровнем: высокий; средний; низкий. По каждому модулю выстроены критерии эффективности образовательных результатов воспитанников.

Показатели эффективности образовательных результатов учащихся:

  • высокий – легко усваивает знания по содержанию модуля, понимает и применяет специальные термины, умеет правильно использовать изучаемый материал и программные инструменты на практике, проявляет активный интерес к деятельности, стремится
    к самостоятельной творческой активности;
  • средний – имеет неполные знания по содержанию модуля, понимает все специальные терминами, допускает ошибки при использовании изучаемого материал и программных инструментов на практике, проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы;
  • низкий – имеет недостаточные знания по содержанию модуля, знает отдельные определения, имеет слабые практические навыки, отсутствует умение правильно использовать все изучаемые инструменты, присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям и с помощью педагога.

 Форма документа об обучении: не предполагает.

РАЗДЕЛ 4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

Цель и задачи воспитательной работы

Цель воспитательной работы в объединении – создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности обучающегося – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально-мобильной, востребованной в современном обществе.

Задачи:

  • помочь ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное место;
  • формировать в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;
  • способствовать удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании;
  • создать каждому обучающемуся «ситуацию успеха»;
  • создать условия для развития творческих способностей обучающегося;
  • организовать единое образовательное пространство, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания обучающегося;
  • содействовать формированию сознательного отношения обучающихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей.

Приоритетные направления деятельности

  1. Учебные занятия
  2. Профориентационная работа
  3. Общесадиковские дела
  4. Работа с родителями

Формы и методы воспитательной работы

Воспитательные практики (формы воспитательной работы), применяемые в данной программе:

  • коллективная творческая деятельность (командное творчество, планирование, анализ, коммуникация, всестороннее развитие);
  • проектная технология (особые функции взрослого, побуждающего ребёнка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к её возникновению, включение ребёнка в обсуждение путей решения поставленной проблемы);
  • конкурсы и творческие задания (на заданную тему) и т.д.

Методы воспитательной работы – беседа, конкурсы, викторины, элементы театрализации, рисование, наблюдения, столкновения взглядов и позиций, проектный, поисковый и др.

Планируемые результаты воспитательной работы

  • адаптация в новом детском коллективе;
  • сформированность коллектива в объединении;
  • сформированность познавательного и коммуникативного потенциалов личности воспитанника;
  • проявление индивидуальности каждого воспитанника и педагога в целом;
  • создание каждому «ситуации успеха»;
  • организация единого образовательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания учащегося;
  • сформированность сознательного отношения обучающихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
  • активное включение всех обучающихся в коллективную творческую деятельность;
  • система воспитательной работы стала более прозрачной, логичной благодаря организации через погружение в «тематические периоды»; такая система ориентирована на реализацию каждого направления воспитательной работы.

Календарный план воспитательной работы в ПРИЛОЖЕНИИ 2.

Приложение 1

Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театрализация»

№п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Модуль 1. «Тематические беседы» (2 часа, с 01.09 по 08.09)

1

сентябрь

1-я неделя

по расписанию

вводная беседа

0,5

0,5

Введение в модуль

«Что такое театр»

МАДОУ ДС № 2 «Рябинка»

студия «Познания»

входной

2

сентябрь

2-я неделя

по расписанию

лекция

1

«В мире театра»

групповая ячейка № 5

текущий

Модуль 2. «Театрально-музыкальные этюды» (4 часа, с 15.09 по 06.10)

1

сентябрь

3-я неделя

по расписанию

комбинированное занятие

0,5

0,5

Введение в модуль

Игра-этюд «Волшебные превращения»

групповая ячейка № 5

входной

2

сентябрь

4-я неделя

по расписанию

практикум

1

Этюд у зеркала «Представь себе»

малый музыкальный зал

текущий

3

сентябрь

5-я неделя

по расписанию

комбинированное занятие

1

Театрально-музыкальная игра «Что мы делали - не скажем, но зато мы вам покажем»

малый музыкальный зал

текущий

4

октябрь

1-я неделя

по расписанию

практикум

1

Мимические этюды «Злой, Добрый, Веселый, Грустный)

групповая ячейка № 5

промежуточный

Модуль 3. «Режиссёрские, дидактические и коммуникативные игры» (8 часов, с 13.10 по 01.12)

1

октябрь

2-я неделя

по расписанию

комбинированное занятие

0,5

0,5

Введение в модуль

Дидактическая игра «Театр настроений»

групповая ячейка № 5

входной

2

октябрь

3-я неделя

по расписанию

практикум

1

Коммуникативная игра «Устами младенца»

студия «Познания»

текущий

3

октябрь

4-я неделя

по расписанию

комбинированное занятие

1

Режиссерская игра «Старая сказка на новый лад»

большой музыкальный зал

 текущий

4

ноябрь

1-я неделя

по расписанию

практикум

1

Дидактическая игра «Мои эмоции»

ИЗО- студия

текущий

5

ноябрь

2-я неделя

по расписанию

практикум

1

Дидактическая игра – упражнение «Собери настроение»

групповая ячейка № 5

текущий

6

ноябрь

3-я неделя

по расписанию

практикум

1

Музыкально-ритмическая игра «И весело, и грустно»

малый музыкальный зал

текущий

7

ноябрь

4-я неделя

по расписанию

комбинированное занятие

1

Игровой тренинг «В гостях у Сказки»

студия «Познания»

текущий

8

декабрь

1-я неделя

по расписанию

комбинированное занятие

1

Игра – эксперимент «Яркие краски разноцветной сказки»

групповая ячейка № 5

промежуточный

Модуль 4. «Ритмопластика» (4 часа, с 08.12 по 29.12)

1

декабрь

2-я неделя

по расписанию

комбинированное занятие

0,5

0,5

Введение в модуль

Ритмопластика «Два маленьких котенка» по произведению С.Я. Маршака

групповая ячейка № 5

входной

2

декабрь

3-я неделя

по расписанию

практикум

1

Ритмопластика «У маленькой Мэри»

малый музыкальный зал

текущий

3

декабрь

4-я неделя

по расписанию

практикум

1

Ритмопластика «Фантазия»

малый музыкальный зал

 текущий

4

декабрь

5-я неделя

по расписанию

комбинированное занятие

1

Ритмопластика «Вальс цветов»

малый музыкальный зал

промежуточный

Модуль 5. «Речевые игры и артикуляционные упражнения» (8 часов, с 12.01 по 02.03)

1

январь

3-я неделя

по расписанию

комбинированное занятие

0,5

0,5

Введение в модуль

Речевая игра «Закончи предложение»

групповая ячейка № 5

входной

2

январь

4-я неделя

по расписанию

практикум

1

Артикуляционная игра «Любопытный язычок»

групповая ячейка № 5

текущий

3

январь

5-я неделя

по расписанию

комбинированное занятие

1

Речевая игра «Кто придумает конец, тот и будет молодец»

студия «Познания»

текущий

4

февраль

1-я неделя

по расписанию

практикум

1

Артикуляционная игра «32 веселых друга»

ИЗО-студия

текущий

5

февраль

2-я неделя

по расписанию

практикум

1

Артикуляционная гимнастика «Комплексная»

групповая ячейка № 5

текущий

6

февраль

3-я неделя

по расписанию

комбинированное занятие

1

Речевая игра «Скажи наоборот»

групповая ячейка № 5

текущий

7

февраль

4-я неделя

по расписанию

практикум

1

Речевая игра «Это правда или нет?»

групповая ячейка № 5

текущий

8

март

1-я неделя

по расписанию

комбинированное занятие

1

Артикуляционная гимнастика «Комплексная»

ИЗО-студия

промежуточный

Модуль 6. «Творческо-практическая деятельность» (10 часов, с 16.03 по 25.05)

10

март

3-я неделя

по расписанию

комбинированное занятие

0,5

0,5

Введение в модуль

Художественно-творческая деятельность «По страницам любимых сказок»

студия «Познания»

входной

11

март

4-я неделя

по расписанию

практикум

1

Мастер-класс «Кукла своими руками»

ИЗО-студия

текущий

12

март

5-я неделя

по расписанию

практикум

1

Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят»

большой музыкальный зал

текущий

13

апрель

1-я неделя

по расписанию

практикум

1

Мюзикл «Кошкин дом»

большой музыкальный зал

текущий

14

апрель

2-я неделя

по расписанию

практикум

1

Драматизация сказки «Телефон» К.И. Чуковского

малый музыкальный зал

текущий

15

апрель

3-я неделя

по расписанию

практикум

1

Спектакль для детей групп раннего возраста «Репка»

малый музыкальный зал

текущий

16

апрель

4-я неделя

по расписанию

практикум

1

Сюжетно-ролевая игра «Приключение Буратино»

большой музыкальный зал

текущий

17

май

2-я неделя

по расписанию

практикум

1

Показ сказки «Госпожа Метелица»

студия «Познания»

текущий

18

май

3-я неделя

по расписанию

практикум

1

Оформление фотовыставки «ДоМиСоЛьКа»

выставочная зона 1 этаж

текущий

19

май

4-я неделя

по расписанию

практикум

1

Отчетное мероприятие: драматизация сказки «12 месяцев»

кабинет 2

итоговый

Приложение 2

Календарный план воспитательной работы
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театрализация»

пп

Название мероприятия,

события

Название

практики

Форма

организации

Цель

Сроки

проведения

Ответственныe

Направление. Учебные занятия

Конкурс «Расскажи стихи руками»

Конкурс среди воспитанников (учебная деятельность)

Индивидуальная

Создать условия для развития творческих способностей обучающегося

1 неделя октября

Педагог

Защита мини-проекта «Моя любимая сказка»

Проект (учебная деятельность)

Коллективная

Воспитание познавательной и эстетической культуры, позитивных межличностных отношений

3 неделя октября

Педагог

Конкурс чтецов «Мой друг»

Конкурс среди воспитанников (учебная деятельность)

Индивидуальная

формировать в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию

2 неделя декабря

Педагог

Анализ сказки «Госпожа метелица»

Проблемная ситуация (учебная деятельность)

Групповая

Организовать единое образовательное пространство, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания обучающегося

3 неделя мая

Педагог

Музыкальный руководитель

Направление. Профориентационная работа

Игровая программа «В гостях у сказки»

Защита исследовательских проектов (учебная деятельность)

Коллективная

Формирование умений и навыков использования разнообразных театральных приемов и техник в повседневной жизни, знакомство с профессиями актер, писатель-сказочник, режиссер.

3 неделя декабря

Педагог

Направление. Общесадиковские дела

Фотовыставка

«Дети в театре»

Оформление фотозоны

(внеучебная деятельность)

Коллективная

Создание ситуации успеха для обучающихся

2 неделя сентября

Педагог

MUZзарядка

«Двигайся – замри»

Социальная акция (внеучебная деятельность)

Коллективная

Воспитание позитивных межличностных отношений

5 неделя декабря

Педагог

Музыкальный руководитель

 Выставка фотоматериала кружка «ДоМиСоЛьКа»

Оформление фотозоны

(внеучебная деятельность)

Коллективная

Способствовать удовлетворению потребности ребенка в самоутверждении и признании

4 неделя мая

Педагог

Направление. Работа с родителями

 «Методы и способы развития творческой личности ребенка»

Практикум (внеучебная деятельность)

Коллективная

Воспитание у обучающихся и их родителей чувства уважения, внимания, чуткости к близким людям.

3 неделя октября

Педагог

«Театрализованная игра – источник творчества и самовыражения дошкольников»

Мастер-класс (внеучебная деятельность)

Групповая

Выявление потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

4 неделя января

Педагог

Организация тематической творческой выставки в группе

Выставка работ «По страницам любимых сказок»

(внеучебная деятельность)

Коллективная

Привлечение внимания обучающихся и их родителей к культурному наследию страны (книгам, сказкам и т.д)

3 неделя апреля

Педагог-

 

 

Приложение 3

Диагностический инструментарий
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театрализация»

Дневник наблюдений за группой детей

для определения уровня социально-коммуникативных навыков и умений

(оценочные листы составляются на каждый день наблюдений)

Дата наблюдения

___________

Взаимоотношения и сотрудничество

Правила культуры поведения, общения со взрослыми и сверстниками

Игровая

деятельность

Ф.И.О. ребенка

1. Иванов М.С.

В

С

Н

2. Петров М.А.

С

В

С

3.

4.

12.

Диагностический инструментарий

Методика

п/п

Целевые ориентиры

Формы обследования

Методика №1

Взаимоотношения и сотрудничество

Ребёнок проявляет доброжелательное

отношение к сверстникам, уважения к взрослым;

овладение умениями совместной деятельности;

осваивает разные формы совместной деятельности и сотрудничества со сверстниками

Наблюдение в течение всего дня

Методика №2

Правила культуры поведения, общения со взрослыми и сверстниками

Ребёнок осваивает правила культуры поведения по отношению к взрослым и сверстникам;

нормы дружелюбного и справедливого отношения к сверстникам;

совершенствует культурные формы общения;

умение оценить

поступки с позиции правил культуры поведения и общения

Наблюдение в течение всего дня

Методика №3

Игровая

деятельность

Ребёнок проявляет интерес к отображению в сюжетно-ролевых играх семейных и

несложных профессиональных отношений взрослых; осваивает новые способы ролевого поведения; до начала игры определяет тему, одно-два игровых события, распределяет роли; самостоятельно использует в играх предметы-

заместители; ведёт ролевые диалоги с воспитателем, со сверстниками; сокращает игровые действия за счет обозначения части сюжета в речевом плане; включает в игровой сюжет новые события, ролей, проявляет творчество в выборе предметов-заместителей и создании игровой обстановки; использует по собственной инициативе в играх

ряженье, маски, музыкальные игрушки;

придумывает реплики игровых персонажей,

использует разные интонации в ролевых диалогах, комбинирует в сюжете 3—4 эпизода

Наблюдение в течение всего дня

Уровни усвоения

В - Достижения ребёнка (что нас радует):

Ребенок положительно настроен по отношению к окружающим, охотно вступает в общение с близкими взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность по отношению к незнакомым людям.

 Ориентируется на известные общепринятые нормы и правила культуры поведения в контактах со взрослыми и сверстниками.

 Проявляет любовь к родителям, уважение к воспитателям, интересуется жизнью семьи и детского сада.

 В общении со сверстниками дружелюбен, доброжелателен, умеет принимать общий замысел, договариваться, вносить предложения, соблюдает общие правила в игре и совместной деятельности.

 Различает разные эмоциональные состояния, учитывает их в своем поведении, охотно откликается на просьбу помочь, научить другого тому, что хорошо освоил.

 Имеет представления о том, что хорошо и что плохо, в оценке поступков опирается на нравственные представления.

 Охотно отвечает на вопросы о семье, проявляет любовь к членам семьи, доверие к воспитателю.

В играх наблюдается разнообразие сюжетов. Ребенок называет роль до начала игры, обозначает свою новую роль по ходу игры.

Проявляет самостоятельность в выборе и использовании предметов-

заместителей, с интересом включается в ролевой диалог со сверстниками.

Выдвигает игровые замыслы, инициативен в развитии игрового сюжета или в создании интересных (выразительных) образов игровых персонажей.

Вступает в ролевой диалог, отвечает на вопросы и задает их соответственно принятой роли. Играя индивидуально, ведет негромкий диалог с игрушками, комментирует их «действия», говорит разными голосами за разных персонажей.

Проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами.

В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, выигрышу.

Доброжелателен в общении с партнерами по игре.

С - Вызывает озабоченность:

Ребенок имеет представления о правилах культуры поведения и общения, но часто их нарушает, нуждается в постоянном контроле взрослого.

Конфликтует со сверстниками, не хочет прислушиваться к мнению партнеров по игре, отказывается от выполнения общих правил, если они препятствуют его интересам и возможности получить выигрыш.

Часто невнимателен к указаниям старших.  

Жалуется на нарушение правил поведения другими детьми, свои промахи связывает только с виной других детей.

О членах семьи, традициях и правилах поведения знает и рассказывает мало.

В игре ребенок повторяет однообразные сюжетные эпизоды. Затрудняется исполнять разные роли в одной сюжетно-ролевой игре, придумать новый вариант

сюжета или новую роль.

Испытывает затруднения в согласовании игровых действий с партнерами-сверстниками, вступает в конфликты, не пытается вникнуть в общий замысел. Нуждается в помощи воспитателя для установления игрового взаимодействия со сверстниками.

В игре с воспитателем проявляет интерес к его игровым действиям, повторяет их, но испытывает трудности в ролевом диалоге.

В играх с правилами путает последовательность действий, вступает в игру раньше сигнала, упускает правила.

Затрудняется назвать и перечислить любимые игры.

Н - Требует совместных усилий педагогов и родителей:

Конфликтует со сверстниками, не прислушивается к мнению партнеров по игре, не выполняет общих правил.

Не умеет сдерживать свои непосредственные побуждения и желания, проявляет равнодушие к другим (сверстникам, близким), если их просьбы или эмоциональные, физические состояния препятствуют осуществлению задуманного или желаемого в данный момент.

Не замечает своих промахов и недостатков, критикует других, использует дразнилки и прозвища в общении со сверстниками.

Представления о членах семьи, семейных традициях, нормах взаимоотношений ограничены.

Отказывается исполнять роль в сюжетно-ролевой игре.

Не согласовывает игровые действия с партнерами- сверстниками, конфликтует, не вникает в общий замысел.

Необходима постоянная помощь воспитателя для установления игрового взаимодействия со сверстниками.

В игре с воспитателем не проявляет интерес к его игровым действиям, отказывается повторять их, испытывает трудности в ролевом диалоге.

В играх с правилами не выполняет последовательность действий, нарушает правила.

Не может назвать и перечислить игры.

Модуль 1 «Тематические беседы о театральном искусстве»

Целевые ориентиры

Материалы

Формы обследования

Дети знают историю возникновения театра, хорошо знакомы с различными видами театра и театральных кукол (марионетки, объёмные куклы из поролона). Хорошо знакомы с театральными профессиями. Умеют управлять куклами, передавать изобразительными средствами внутренний мир куклы, показать своё отношение к ней. Имеют представления о современном театре, его строении (сцена, театральный занавес, зрительный зал).  Имеют представления о видах театрального искусства: балет, кукольный театр, драматический театр.

Картинки с различными видами театра, куклы Би-Ба-Бо, театральная ширма, настольный театр.

Беседа:

1. Знаешь ли ты, что такое театр? Ты был в театре? Что тебе понравилось в театре больше всего?
2. Какой спектакль ты смотрел последний раз? Тебе нравится смотреть спектакли? Почему?
3. Знаешь ли ты, кто такой режиссёр, актёр, художник-оформитель? Что они делают для того, чтобы спектакль можно было посмотреть?
4. Зачем в театр приходят зрители? Что они делают на спектакле?
5. Любишь ли ты играть в «театр»?
6. В какой «театр» ты любишь играть? (ребёнку предлагаются картинки с разными видами театра). Почему?
7. Что ты делаешь, играя в «театр»? Тебе это нравится?
8. Тебе нравится исполнять роли сказочных героев? Почему?
9. Есть ли у тебя любимая роль? Какая?
10. Ты можешь по выражению лица узнать настроение героя?
11. Когда ты вырастешь, ты бы хотел работать в театре? Кем бы ты хотел быть: режиссёром, актёром, художником-оформителем?

Анализируйте ответы с точки зрения представлений о театре, театральном искусстве, активности детей в процессе театрализованной деятельности. Обратите внимание на интерес ребёнка к той или иной позиции в театрализованной игре и обоснования данного выбора.

Высокий уровень:

  • Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности.
  • Знает правила поведения в театре.
  • Называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии

Средний уровень:

  • Интересуется театральной деятельностью.
  • Использует свои знания в театрализованной деятельности.

Низкий уровень:

  • Не проявляет интереса к театральной деятельности.
  • Не знает правила поведения в театре.
  • Затрудняется назвать различные виды театра.

Модуль 2 «Театрально-музыкальные этюды»

Целевые ориентиры

Материалы

Формы обследования

Ребёнок осваивает разнообразие эмоциональных состояний взрослых и сверстников, их выражение в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи (радость, веселье, огорчение, удивление, обида, доброта, нежность, восхищение); способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого, пожилого человека.

У ребёнка развивается эмоциональная отзывчивость, понимание того, что нельзя смеяться над недостатками внешности других детей, дразнить, давать прозвища; проявлять равнодушие к обиженному, слабому человеку.

Ребёнок осваивает творческие имитационные игры;

мимикой, жестами, движениями передаёт эмоциональное состояние персонажей и физические особенности игрового образа.

Музыкальное сопровождение, иллюстрации детей и взрослых в разном эмоциональном состоянии,

иллюстрация к сказке В. Катаева «Цветик-семицветик»,

иллюстрации детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях (болезнь, голод)

Этюдный тренаж (Мастерство актёра)

  • Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки).
  • Жесты (этюды на выразительность жеста, в том числе «Расскажи стихи руками»).
  • Мимика (этюды на выражение основных эмоций, на сопоставление различных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера).
  • Движения (этюды с музыкальным сопровождением).

Высокий уровень:

  • Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя.
  • Развивает воображение в процессе создания оригинальных образов с помощью мимики и пантомимики.
  • Передает образные исполнительские умения.
  • Проявляет творческую самостоятельность в передаче образа.

Средний уровень:

  • Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение
  • требуется помощь выразительности.

Низкий уровень:

  • Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затрудняется их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения.

Модуль 3 «Режиссерские, дидактические и коммуникативные игры»

Целевые ориентиры

Материалы

Формы обследования

Ребёнок участвует в режиссёрских играх, отображает эмоционально

значимые события;

осваивает умение представить готовую сюжетную ситуацию и показать ее зрителю;

озвучивает диалог между персонажами, выражает оценку персонажей, их действий;

проявляет

инициативу в выборе необходимых материалов и игрушек для создания обстановки

режиссерской игры, использует предметы-заместители;

высказывает

предположения о том, что произойдет дальше, разыгрывает продолжение ситуации,

передаёт диалог героев;

придумывает и создаёт

ситуации-завязки сюжета режиссерской игры при помощи игрушек и предметов,

показывает воспитателю, сверстникам.

Использует по собственной инициативе в играх

ряженье, маски, музыкальные игрушки;

придумывает реплики игровых персонажей,

использует разные интонации в ролевых диалогах, комбинирует в сюжете 3—4 эпизода

Ребёнок сравнивает предметы по различным признакам, группирует

предметы на основе общих признаков;

планирует реализацию образов воображения;

принимает поставленную воспитателем игровую задачу или

выдвигает самостоятельно свою задачу в знакомой игре;

действует по правилам, стремится к результату, контролирует его в соответствии с игровой задачей.

Атрибуты к знакомым сказкам и произведениям, театральная ширма, дидактические игры по знакомым сказкам.

Разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр, внедряя в знакомы сюжет что-то новое и непредсказуемое.

Изготовить персонажей, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку «Заюшкина избушка на новый лад»

Вопросы:

1. В какой «театр» ты любишь играть? (ребёнку предлагаются картинки с разными видами театра). Почему?
2. Что ты делаешь, играя в «театр»? Тебе это нравится?
3. Тебе нравится исполнять роли сказочных героев? Почему?
4. Есть ли у тебя любимая роль? Какая?
5. Ты можешь по выражению лица узнать настроение героя?
6. Когда ты вырастешь, ты бы хотел работать в театре? Кем бы ты хотел быть: режиссёром, актёром, художником-оформителем?
7. Есть ли у тебя любимая книжка? Какая?
8. В спектакле с какими персонажами ты бы хотел поучаствовать?

В дидактических играх уместны следующие вопросы:

Как ты думаешь, ты добился правильного результата?

Что тебе удалось в игре, а что получилось не совсем так, как ты хотел?

Высокий уровень:

  • Выдвигает игровые замыслы, инициативен в развитии игрового сюжета или в создании интересных (выразительных) образов игровых персонажей.
  • Проявляет творчество в создании игровой обстановки, в театрализации эпизодов любимых сказок, в имитации действий животных, сказочных героев и пр.
  • В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, выигрышу.
  • Доброжелателен в общении с партнерами по игре.
  • Понимает главную идею литературного произведения, поясняет своё высказывание.
  • Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
  • Импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.

Средний уровень: 

  • Испытывает затруднения в согласовании игровых действий с партнерами-сверстниками, вступает в конфликты, не пытается вникнуть в общий замысел.
  • Нуждается в помощи воспитателя для установления игрового взаимодействия со сверстниками.
  • В режиссерской игре проявляет интерес к его игровым действиям, повторяет их, но испытывает трудности в ролевом диалоге.
  • В играх с правилами путает последовательность действий, вступает в игру раньше сигнала, упускает правила.
  • Использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.
  • Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета.

Низкий уровень:

  • Понимает содержание произведения, но отказывается участвовать в режиссерских играх.
  • Не согласовывает игровые действия с партнерами - сверстниками, конфликтует, не вникает в общий замысел. Необходима постоянная помощь воспитателя для установления игрового взаимодействия со сверстниками.

Модуль 4 «Ритмопластика»

Целевые ориентиры

Материалы

Формы обследования

Умение двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами. Способность самостоятельно начинать движения после вступления, активно участвовать в выполнении творческих заданий. Желание выразительно и ритмично исполнять танцы.

Музыкальное оборудование, видео упражнения на развитие основных видов движений.

Исполняем знакомые танцы, пластические упражнения, зарядку.

Высокий уровень:

  • Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы.
  • Свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета.
  • Самостоятельно использует музыкальное сопровождение на ДМИ, свободно исполняет песню, танец в спектакле.

Средний уровень: 

  • Передаёт в свободных пластических движениях характер музыки.
  • Самостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогом.
  • С помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец.

Низкий уровень: 

  • Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки. Затрудняется выбрать музыкальную характеристику героев из предложенных педагогом.
  • Затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю.

Модуль 5 «Речевые игры и артикуляционные упражнения»

Целевые ориентиры

Материалы

Формы обследования

Ребёнок проявляет интерес к самостоятельному сочинению, созданию разнообразных видов творческих рассказов: придумывание продолжения и окончания к рассказу, рассказы по аналогии, рассказы по плану воспитателя, по модели.

Ребёнок выслушивает рассказы сверстников, замечает речевые ошибки и доброжелательно исправляет их. Ребёнок использует элементы речи-доказательства при отгадывании загадок, в процессе совместных игр, в повседневном общении.

У ребёнка обогащается активный словарь за счет слов, обозначающих: названия профессий,

личностных характеристик человека (честность, справедливость, доброта, заботливость, верность и т. д.), его состояния и настроения, внутренние переживания;

социально-нравственных категорий (добрый, злой, вежливый, трудолюбивый, честный и т. д.)

использует средства интонационной выразительности

при чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения (самостоятельное изменение темпа, ритма речи, силы и тембра голоса в зависимости от содержания).

Загадки, скороговорки, потешки, тексты песен, видеомнемотаблицы.

Задание 1: Отгадай загадку и докажи, что ответ верный.

Задание 2: Выбрать иллюстрации по просьбе воспитателя, показать и назвать.

Задание 3: Назови личные положительные (отрицательные) качества человека.

Вопросы: Если человек говорит правду, значит он … (ухаживает за больным, значит он … и пр.)

Задание 4: Опиши, каким может быть настроение

Задание 5: Прочитай выразительно любимое стихотворение.

Высокий уровень:

  • Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи.
  • Инициативен и самостоятелен в придумывании загадок, сказок, рассказов.
  • С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется.
  • Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями.
  • Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.
  • Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, сочиняет загадки.
  • Отвечает на вопросы по содержанию литературного произведения, устанавливает причинные связи.
  • Различает основные жанры: стихотворение, сказка, рассказ, имеет представления о некоторых их особенностях.

Средний уровень:

  • В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения). Допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощи взрослого.
  • В творческом рассказывании недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы сверстников).
  • Затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью - доказательством.
  • Допускает отдельные грамматические ошибки.
  • Речь невыразительна.
  • Ребенок не может назвать любимых литературных произведений.
  • Различает сказку, рассказ и стихи на интуитивном уровне, объяснить их отличий не может.

Низкий уровень:

  • Пересказывает произведение с помощью педагога.
  • Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа.
  • Имеются существенные недостатки звукопроизношения.
  • Интерес к слушанию литературных произведений выражен слабо.
  • Монотонно и с длительными паузами читает стихи, плохо пересказывает знакомые тексты, отказывается от придумывания загадок, участия в литературных играх.

Модуль 6 «Творческо-практическая деятельность»

Целевые ориентиры

Материалы

Формы обследования

Ребёнок осваивает творческие имитационные игры;

мимикой, жестами, движениями передаёт эмоциональное состояние персонажей и физические особенности игрового образа;

участвует в театрализациях на темы любимых сказок; использует предметы для ряженья;

Проявляет желание самостоятельно воспроизводить в играх-драматизациях полюбившиеся эпизоды сказок, мультипликационных фильмов

Творческая активность детей, участвующих в театрализованной деятельности.

Атрибуты к сказкам «Кошкин дом», «12 месяцев». Декорации к сказкам, костюмы.

Подготовка мюзикла «Кошкин дом». Выбор ребенком роли.

Подготовка к драматизации сказки «12 месяцев». Выбор ребенком роли, атрибутики, костюма, исполнительского мастерства (танца, песни)

Высокий уровень:

  • Проявляет творчество в создании игровой обстановки, в театрализации любимых сказок, в имитации действий животных, сказочных героев и пр.
  • Проявляет инициативу, согласованность действий с партнёрами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.

Средний уровень: 

  • Проявляет инициативу и согласованность действий с партнёрами в планировании коллективной деятельности.
  • Не может самостоятельно выбрать репертуар и роль.

Низкий уровень: 

  • Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
  • Затрудняется при выборе ролевого исполнения.

Таблица уровня освоения модулей курса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности «Театрализация»

№ п/п

Ф.И. ребёнка

Модуль 1

Модуль 2

Модуль 3

Модуль 4

Модуль 5

Модуль 6

Итого (%)

В

С

Н

1.

Иванова Мария

В

С

С

Н

В

С

33

50

17

2.

3.

12.


[1] Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утвержден приказом
Минтруда России от 05.05.2018 № 298н).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЁЛЫЕ ЛОЖКАРИ»

Актуальность программы и её новизна определяются её направленностью на способность импровизировать, фантазировать, самому увлечённо играть. Реализация данной программы поможет развить у детей па...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....