Краткосрочный проект в старшей группе компенсирующей направленности на тему: "Золотая осень"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Краткосрочный проект
в старшей группе компенсирующей направленности
на тему: "Золотая осень"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Краткосрочный проект в старшей группе компенсирующей направленности на тему: "Золотая осень" | 561.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Алёнка»
Краткосрочный проект
в старшей группе компенсирующей направленности
на тему: "Золотая осень"
Выполнили: воспитатели
1кв.категории
Рудник Светлана Анатольевна
Донских Татьяна Алексеевна
Мамедова Светлана Александровна
Тип проекта: информационно - познавательный, творческий, коллективный.
Участники проекта: дети старшей группы «Цветик - Семицветик», воспитатели группы, родители.
Сроки реализации: с 2 октября по 6 октября 2023 уч. г.
Возраст детей: 5-6 лет
Проблема: Большинство современных детей редко общаются с природой и бережно относятся к ней, замечают её красоту.
Актуальность - Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить и укрепить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период, и применения приобретённых знаний с творческим подходом в практической изобразительной деятельности, развивать при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности детей.
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Чтобы у ребёнка возникло желание беречь и охранять природу, он должен научиться видеть её красоту и понимать ценность для человека. Именно поэтому мы с ребятами решили реализовать проект «Золотая осень».
Цель проекта: -расширение представлений детей об осени как времени года, формирование представлений детей о грибах и ягодах, навыков безопасного сбора.
Задачи:
- Углубить представление об изменениях в природе осенью.
- Дать детям представления о том, что в природе все взаимосвязано (например, одно и тоже растение может быть ядовитым для человека и лекарственным для животного; вредные для человека насекомые могут быть пищей для земноводных и т.д.).
- Расширять, уточнять и систематизировать знания детей о ягодах, грибах как особых растениях, об их строении, разнообразии, их значении и взаимосвязи внутри природного комплекса.
- Познакомить с правилами поведения в лесу; с правилами грибника.
- Обогатить словарный запас детей, познакомить с рассказами, стихотворениями, сказками, загадками, пословицами, поговорками, народными приметами о грибах, ягодах.
- Формировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
- Развивать связную речь детей.
-Развивать познавательную активность детей в процессе наблюдения, рассматривания тематических презентаций, альбомов, иллюстраций, а также на материале дидактических, словарных, подвижных и творческих игр, творческие способности, коммуникативные навыки.
- Развивать умение отражать свое отношение к изучаемому объекту в различных видах продуктивной творческой деятельности.
- Использовать сенсорную информацию, полученную ранее, активизировать память, операции мышления (сравнение, классификация, анализ, синтез.
- Воспитывать желание и умение сохранять окружающий мир природы.
Предполагаемый результат:
- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями;
- Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период;
- Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему;
- Плодотворный результат по художественному творчеству детей в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка);
- Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Методы и приёмы:
- Создание игровой ситуации.
- Вопрос.
- Указание.
- Художественное слово.
- Показ.
- Объяснение.
- Индивидуальная помощь.
- Работа детей (практическая деятельность).
- Поощрение.
- Анализ.
- Игровые методы.
- Напоминание
Используемые виды деятельности:
- чтение художественной литературы
- заучивание стихотворений
- рассматривание иллюстраций
- театрализация
- просмотр презентации
- беседы
- рисование
- конструирование
- аппликация
- дидактические игры
- пальчиковые игры
- подвижные игры
- слушание песен
- наблюдение
- труд
- безопасность
Наглядный материал:
а) иллюстрации с грибами, картины с признаками осени;
б) пазлы-картинки;
в) дидактические игры;
Работа с родителями.
- Беседа с родителями о реализации проекта — сформировать у родителей интерес к наблюдениям за сезонными изменениями во время семейных прогулок, обратить внимание на подбор одежды в холодное время года, знакомить ребенка с явлениями природы. Сбор природного материала, изготовление поделок.
- Консультация «Осенняя прогулка — это здорово!»
3. Буклет "Осенняя прогулка"
4. Фотогазета «Золотая осень».
5. Развлечение для детей «Осенины».
Этапы реализации проекта:
1 этап- подготовительный:
- Подбор методической и художественной литературы.
-Разработка плана реализации проекта;
-Подборка дидактических игр, пособий;
-Подборка иллюстративного материала;
-Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок по теме;
-Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов.
упражнений по теме;
-Подбор художественной и познавательной литературы для чтения детям;
-Задания родителям по осенним фотографиям;
- Изучение интереса детей для определения целей проекта.
- Определение уровня умений и знаний детей по теме.
- Нахождение и установление эффективных связей с родителями.
2 этап- основной:
- В ходе занятий используются следующие методы и приёмы: беседа, вопрос, художественное слово, показ технических приёмов, объяснение, указание, напоминание, поощрение, анализ, индивидуальная помощь, игровые методы.
-На занятиях используются иллюстративный материал, музыка.
-Экскурсия по территории детского сада;
-Загадывание загадок;
-Заучивание и чтение стихотворений;
-Чтение художественной, познавательной литературы;
3 этап- работа с родителя:
1. Беседы с родителями.
2. Консультации для родителей «Осенняя прогулка — это здорово!»
3. Буклет для родителей "Осенняя прогулка"
4 этап- завершающий:
1. Выставка художественной галереи «Краски осени».
- Оформление стенгазеты «Золотая осень».
- Развлечение для детей «Осенины».
План мероприятий по реализации проекта
Дата проведения | Тема | Содержание деятельности детей |
Понедельник 2 октября | Окружающий мир «Осень в гости к нам пришла» | Рассматривание картин об осени, составление описательных рассказов. Беседа «Что такое осень?». Зрительная гимнастика «Осенний лес» Сл., и. «Подбери слово» Просмотр презентации «Осень в гости к нам пришла» Физкультминутка «Мы листики осенние» Пальчиковая гимнастика «Ходит осень в нашем парке» Эксперимент «Пламя загрязняет воздух» Опыт «Почему листья желтеют» Опыт «Строение Листьев» Подвижная игра «Листопад» |
Вторник 3 октября | Речевое развитие Рисование «Осенние пейзажи» | «Осень. Составление описательного рассказа» Беседа «Что мы знаем о осени» Чтение: Н. М. Грибачев "Рыжие листья" Рисование «Осенние пейзажи» Раскрашивание раскрасок «Осень» Чтение пословиц, поговорок, загадок об осени. Зрительная гимнастика «Листопад» |
Среда 4 октября | «В лесу» Математика «Задание от осени» | Безопасность: «Если ты оказался в лесу один». Продолжение знакомства с правилами поведения на природе. Просмотр презентации: «Поведение в лесу». Изготовление «Экологических знаков» Дидактическая игра «С какого дерева лист». Д.У «Сосчитай по порядку листья» Д.У. «Построй из веточек лестницу» Сл., и. «Один — много» Дидактическая игра «Какой формы предмет?» |
Четверг 5 октября | Аппликация «Осеннее дерево» (коллективная) | Осенние загадки Сл., и. «Скажи наоборот» Слушание музыкальных произведений: П. И Чайковский Времена года (Осень) Дыхательная гимнастика «Листопад» Изготовление стенгазеты «Золотая осень» Наблюдение за осенними деревьями Подвижная игра «Ветер и листья». Подвижная игра «Осенний букет» Труд: Уборка листвы. Со вместно с родителями сбор листьев для гербария. |
Пятница 6 октября | Речевое развитие Развлечение для детей «Осенины» | «Осень. Деревья осенью» Чтение А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» Сл., и. «Назови ласково» «Скажи со словом "осенний"» Театрализованные этюды: «Осенняя сказка» Дидактическая игра «Погода осенью» (дождь-дождливая и т.,д.) Оформление фото - выставки «Золотая осень». |
Результат проекта:
1. В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем же интересна осень.
2. В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, где выражали свои чувства, свое позитивное отношение к миру. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.
3. У детей создано радостное, настроение; сформирован интерес к совместному творчеству, к изготовлению поделок; установились партнерские отношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности.
ВЫВОД: Мы считаем, что, работая над проектом: «Золотая осень», расширились представления детей об окружающем мире. На протяжении всей деятельности дети были заинтересованы. В ходе проекта дети расширили свои знания об осени, как о времени года, узнали новые приметы, поговорки, пословицы, познакомились с художественной литературой по данной теме. Познакомились с картинами известных художников, изобразивших осень. С помощью родителей и в совместной деятельности изготовили фотогазету. В саду прошла выставка детских работ, где дети проявили свои творческие способности, и закрепили полученные знания по теме «Осень». Завершился проект развлечением для детей «Осенины».
Этот проект открыл возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка во взаимодействии с окружающим миром. Вовлечение родителей в совместную деятельности в рамках реализации проекта создали атмосферу тепла и оказали огромную помощь в работе с детьми.
Литература:
- О.В. Мариничева, Н.В. Ёлкина «Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года» Ярославль, «Академия развития,» 2006 г.
- Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. — «Мозаика-синтез», 2008
- Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской. -М.: ТЦ Сфера, 2009
- Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
- Алябьева Е. А. Природа. Сказки и игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
- И.Королькова «Учимся, играя», Ростов-на-Дону, «Феникс» 2011
Конспект НОД по экологии, развитию речи в старшей группе
Тема: «Осень в гости к нам пришла»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
Вид детской деятельности: познавательная, речевая, коммуникативная, игровая, двигательная, продуктивная, музыкально – художественная.
Цель: систематизировать знания детей об осени.
Задачи: закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить стихи, пословицы, поговорки об осени; развивать наблюдательность, познавательные интересы, речь; воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.
Оборудование: Портрет осени, иллюстрации по осени, картинки примет осени, букет осенних листьев, бумажные листочки, цветные карандаши, зонтик, шкатулка. Магнитофон, флешкарта с записями музыки для занятия.
Предварительная работа: наблюдение за погодой осенью, разучивание стихов, пословиц, поговорок об осени.
Ход занятия
1. Организационный момент
Звучит спокойная красивая музыка, воспитатель читает стихотворение:
Уж пахнет в воздухе дождём,
Всё холоднее с каждым днём,
Деревья свой наряд меняют,
Листочки потихонечку теряют.
Понятно всем, как дважды два,
Пришла…………. осенняя пора.
-Скажите, ребята, как вы думаете
Какое сейчас время года? (Осень)
-Как вы узнали, что наступила осень?
(Что происходит с природой осенью? назовите приметы осени)
Королева наша, Осень
У тебя мы дружно спросим,
Нам свой секрет открывай
Своих помощников называй?
Воспитатель: - Какие три помощника есть у осени?
Правильно это осенние месяцы.
Вы их знаете? (ответы детей)
Какой месяц начинает осень? (Сентябрь).
А после сентября? (Октябрь).
А после октября? (Ноябрь)
Давайте поговорим.- Ребята, как можно узнать, какая погода нас ожидает сегодня? (Послушать по телевизору, посмотреть на термометр)
Какая погода бывает осенью?
- Когда идет дождь- дождливая,
-Когда дует ветер – ветреная,
-Холодно – холодная,
-Пасмурно – пасмурная,
- Сыро – сырая,
-Хмуро – хмурая,
-Ясно – ясная.
Молодцы!
Воспитатель:
-Ребята, а как вы думаете, вся осень бывает одинаковая?
- Осень бывает разная.
-Кто знает какая? (ранняя золотая и поздняя).
-Чем отличается середина осени от ранней осени? поздней? Есть три осени.
Одна - радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Похожа на лето.
Другая -золотая листья на деревьях меняют свой наряд. Листопад.
А третья - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень. (Воспитатель выставляет иллюстрации трёх периодов осени, дети должны определить, где какая осень и объяснить, почему так решили).
А, сейчас поиграем в игру «С какого дерева лист»
Выставляются иллюстрации деревьев и листья деревьев. Дети находя, от какого дерева лист. Букет из осенних листьев.
Рассказ воспитателя об осени сопровождается показом Презентацией «Осень в гости к нам пришла».
Удивительная, неповторимая пора - увядание. Осенняя песня слышна в трепетном шелесте осин и берёз на ветру и робком стрекотании кузнечика. Солнце осеннее ярко светит, да не греет, вода в реке холодная. Как ни хороша осенняя погода, а все в природе готовятся к суровым холодам, а птицы улетают на юг. Одна из первых примет осени - желтые пряди в листве. Раньше всех начинает желтеть берёза. Есть такая поговорка в народе «Мигнула берёза пестрым листом - осень позвала». Затем начинают желтеть клён, рябины, кружатся в воздухе опадающие листья.
Воспитатель: -Ребята скажите, как называется это явление природы? Это явление называется листопад. На улице подул ветер.
Проводится Дыхательное упражнение «Ветерок, ветер, ветрище».
Физминутка «Мы листочки мы листочки».
Осенние листочки закружились,
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели,
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Все листочки в воздух он поднял.
Весело они летели,
И на землю сели.
Воспитатель: Русский народ был очень наблюдательным, до нас дошло много пословиц примет поговорок. По ним люди определяли, какая будет осень: Такие пословицы, поговорки могли сочинить очень внимательные, наблюдательные, любящие природу люди. Ребята у меня есть копилка народных мудростей, складывают я в нее пословицы и приметы всех временах года:
Воспитатель берёт шкатулку и произносит приметы об осени.
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.
«От осени к лету поворота нету».
«Весной дождь растит, а осенью гноит».
«Коли ясно, то и осень прекрасна»
«Осень идет, и дождь за собой ведет».
«Грибок в кузовок – зимой будет пирожок».
«Красна весна цветами, а осень пирогами».
«Листья у берёзы начинают желтеть с верхушки – ждите ранней зимы, а если снизу поздней зимы».
Ребята у нас на участке есть берёза давайте вспомним, где на ней появились первые жёлтые листочки. На верхушки иди снизу. (обсуждение листвы берёзы на участке.)
Дети делаю вывод, какая будит зима. Первые жёлтые листья появились на верхушке, значит зима будет ранняя.
Воспитатель: - А вы хотите положить туда свои наблюдения? Ответы детей
-А поможет вам положить свои наблюдения — вот этот волшебный зонтик. Кто встанет под ним и покрутит его, сразу вспомнит какую-то примету, загадку, поговорку или пословицу об осени.
Дети выполняют задания с зонтом. Называют пословицы, приметы, стихи о осени.
Воспитатель: -Дети вы все очень хорошо говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими наблюдениями. Мне очень понравились ваши ответы. Вы много знаете об осени. А сейчас мы с вами поиграем: Игра «Да или нет»
А теперь давайте поиграем в игру «Да или нет» (дайте правильный ответ).
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто- часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Воспитатель: Молодцы, я вижу, вы знаете приметы осени, правильно ответили на мои каверзные вопросы. Я рада. Что мы с вами нашли убедительные доказательства. Листья опадают. Птицы собираются улетать в теплые края. Насекомые спрятались. Какой мы сделаем вывод? (ответы детей) «Осень наступил».
Воспитатель: -У меня для вас небольшой секрет: осень прислала для нас посылку. Примите от нее послание. Осень прислала вам листочки, которые вы сможете раскрасить. (берут по листочку и садятся за столы) перед тем, как вы начнете раскрашивать листочки я предлагаю немного отдохнуть.
Пальчиковая гимнастика: «Листья»
Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами)
Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы)
Полетели, закружились (вращение кистями рук)
И на землю опустились (кладут пальцы на стол)
Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу)
Листья все насквозь побил.
Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд, назад).
Одеялом их накрыл. (крепко прижать ладони к столу)
Продуктивная деятельность
Звучит плавная красивая музыка, дети раскрашивают листочки. Воспитатель выставляет портрет осени на половину в листьях.
Воспитатель: ребята посмотрите пока вы раскрашивали к нам в группу залетела красавица осень, но сильные, холодные ветра поистрепали её наряд, давайте починим наряд осени.
Рефлексия: Дети приклеивают свои листочки на платье осени.
Воспитатель: скажите, что вы сегодня нового узнали на занятии?
Осень благодарит нас за помощь и приглашает нас после занятия пойти на прогулку и полюбоваться красотой осени.
Игры-экспериментирования
«Почему листья осенью желтеют»
Задачи: обобщить знания об осенних изменениях в природе; исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях; в ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы; закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.
Оборудование: Лупы; кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики. Листья зеленые и других цветов. Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы. Вырезанные из цветной бумаги листья разных деревьев. Коробки с прикрепленными к ним рисунками с изображением знакомых детям деревьев. Листы бумаги с заданиями «Найди тень» и «Полет листка». Листы бумаги зеленого цвета.
Опыт «Почему лист зеленый?»
Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений). Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист становится желтым или … какого цвета бывают листья у деревьев осенью? Оранжевые, красные, коричневые. Но вернемся к нашей истории. Все что вы рассказали про осень, объяснила детям их воспитательница. И дети согласились с ней, что осень действительно не так уж плоха. А тем временем сильным порывом ветра во дворе разметало и подняло в воздух пыль и опавшие листья.
- Ну вот! - сказал упрямый мальчик. - Я же говорил. А когда ветер успокоился, воскликнул: - Смотрите с этого дерева облетели почти все листочки. Эксперимент «Как листья опадают» На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться. Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился? Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся. А теперь послушайте, что случилось дальше в нашей истории.
- Ох-ох-ох! - вздохнул мальчик.
- И как же бедные деревья будут без листьев, совсем голые спасаться от холода. Может мы сможем им как-то помочь? И придумали дети прикрепить листья к дереву клеем или липкой лентой. Но прежде пришлось им определить с какого дерева слетел какой листок. А вам по силам определить с какого дерева листок? Сейчас проверим.
«Строение листьев»
Рассмотрим сначала черешок — это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой. Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: у листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой. Почему же листья желтеют осенью? Да, листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему «Осенние пейзажи».
Задачи: воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени; знакомить с новым видом изобразительной техники – «крупная штриховка»: развивать чувство композиции, цветовосприятия.
Оборудование: листы для рисования; цветные карандаши: иллюстрации соответственно теме. Музыкальное сопровождение:
«Сентябрь» из альбома И.И. Чайковского «Времена года»
Ход НОД
Организационный момент
Сейчас я предлагаю послушать сказку, присаживайтесь поудобнее:
В одном старом парке стояло одинокое дерево. Наступила осень и все листья полетели путешествовать. А на одной веточке остался совсем маленький листочек. Он был такой маленький, что боялся летать один. Вот он скучал, скучал, думал, думал и придумал. Видит идёт прохожий в шляпе. Листик набрался смелости и прыгнул на шляпу. Прохожий ничего не заметил, принёс его домой, а дома было тепло, и листик стал сохнуть и скучать. Он скучал по своим друзьям и дереву. Тогда листик закричал: «Ветер, ветер!» Ветер был его большим другом. Услыхал ветер крик, залетел в дом, подхватил листик и понёс его в парк. На прощанье сказал ему: «Без родного дома никто не сможет прожить, заскучает и засохнет». С тех пор листок не расставался с родным домом-парком.
Вот какая интересная история приключилась с одним из осенних листочков.
Беседа о листопаде.
Ребята, а вы знаете, как называется осеннее явление, когда листья падают? (Листопад)
-Правильно, а почему дерево сбрасывает листья осенью?
(Деревья сбрасывают осенью листья потому, что становится холодно; деревья засыпают; снег может налипнуть на листья, ветки сломаются и дерево погибнет.)
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень – листья на деревьях меняют свой зеленый цвет на желтый или красный и опадают. На это есть ряд причин: первая – с водой и воздухом в листья попадают разные вещества, не всегда полезные для дерева, дерево могло бы себя ими отравить и заболеть, поэтому, сбрасывая листья, дерево освобождается от вредных веществ; вторая причина – вода в почве зимой замерзает и до веточек и листьев не доходит; ну а третья причина листопада – защитить ветки дерева от тяжести выпавшего зимой снега.
Листья опадают осенью со всех деревьев. Ветром их разносит по улицам, паркам. На следующий год на дереве появляются новые листики.
-А каким цветом становятся листья осенью?
(красным, жёлтым, золотым, оранжевым)
- От чего зависит цвет листочков?
(от погоды)
Много солнца – то краски яркие: красные, жёлтые и т.п.
Если пасмурно, то краски тусклые: коричневые, фиолетовые, чёрные.
-Молодцы! Давайте посмотрим на экран.
Многие художники очень любят рисовать осеннюю природу именно из-за этого разноцветия. Когда в природе встречаются одновременно много красок. Так и хочется любоваться этими пейзажами. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию репродукцию картины художника Исаака Левитана «Золотая осень». Само название картины говорит о том, какое время года художник на ней изобразил.
Глядя на эту картину и наблюдая за природой на прогулке, мы с вами можем убедиться в том, что осень – великий художник, ведь она сама придумывает наряды деревьям, кустарникам, всей природе, будто устраивает конкурс, у кого листья ярче и красивее. Хочется любоваться ими каждый день.
Как обидно.
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой –
Как хорош ты, лист цветной!...
А ветер щеки толстые
Надул, надул, надул.
И на деревья пестрые
Подул, подул, подул!
Красный, желтый, золотой…
Облетел весь лист цветной!..
И.Михайлова
Физкультминутка.
«Листики».
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
/Дети покачивают листиками в руках над головой./
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели.
/Бег в разных направлениях./
И на землю тихо сели.
/Приседают./
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
/Встают, поднимают руки с листочками и покачивают ими./
Закружились, полетели
/Бегвразных направлениях./
И на землю снова сели.
/Возвращаются на свои места./
В нашей осенней коллекции много разных листьев. Посмотрите на них; думаю, что вы вряд ли найдете два совершенно одинаковых, каждый листик всегда чем-то отличается от другого: величиной, формой, расцветкой.
/Дети рассматривают листья и выбирают понравившиеся./
Если посмотреть на листики внимательно, то можно увидеть в каждом из них маленькое деревце. В середине листика проходит прожилка, от которой в стороны отходят более тонкие прожилки – веточки. Листик напоминает крону дерева. В нижней части листа главная прожилка переходит в черенок – палочку, с помощью которой листики держатся на веточках. Черенок напоминает ствол.
Сегодня мы с вами будем рисовать осенний пейзаж, но не обычным способом. Мы не будем прорисовывать листья на земле, а нарисуем с помощью штрихов.
Практическая часть.
1. Сначала нарисуем деревья и кусты.
2. Штрихами нарисуем небо.
3. Затем различными карандашами хаотично нарисуем землю, покрытую осенними листьями.
Итог занятия.
Хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок»
/Выбранный ведущий выходит в середину круга с корзиной и говорит: «Кленовый листок, лети в мой кузовок». Дети, у которых в руках листочки клена, подбегают и кладут их в корзину. Водит тот, кто первым без ошибки опустил свой листок в корзину./
Осень в гости к нам пришла, /Дети берутся за руки и идут по кругу./
Дождь и ветер принесла.
Ветер дует, задувает, /Поднимают руки вверх и качают ими из
С веточек листву сдувает. стороны в сторону./
Листья на ветру кружатся /Разбегаются в разные стороны, кружатся и
приседают./
И под ноги нам ложатся.
Ну а мы гулять пойдем
И листочки соберем. /Опять собираются в кружок./
Педагог. У нас с вами получилась чудесная осенняя роща с красивыми деревьями.
Конспект НОД в старшей группе аппликация
на тему: «Осенние деревья».
Цель: формировать навык, детей создавать красивый образ осеннего дерева.
Задачи: повторить с детьми признаки осени; освоить технику работы с мятой бумагой; учить размещать композицию на всем листе бумаги коллективно.
Развивающая: способствовать развитию коммуникативных качеств воображения и творческих способностей детей; развивать творческое воображение, чувство цвета, мелкую моторику, умение координировать движения глаз и рук; воспитывать интерес к окружающей природе.
Оборудование: лист ватмана с изображением дерева, краски (гуашь или акварель); кисточка; банка с водой; листья клёна; фломастер; цветные карандаши, заготовка из мятой бумаги, таз с водой.
Ход занятия:
Воспитатель: Какое время года наступило?
-А как мы об этом узнали? Правильно, стало холодно, отцветают последние цветочки, смолкли птицы. А ещё о приходе осени мы узнаём, увидев, как меняется цвет листьев на деревьях и начинается листопад. А какого цвета листья на деревьях? Конечно, они зелёные, красные, жёлтые, оранжевые.
Физкультурная минутка.
Воспитатель: предлагает детям взять по одному осеннему листочку.
Подул осенний ветерок на листья…
…И полетели осенние листочки.
Мы осенние листочки,
Мы летаем (дети бегают,
Мы кружимся (кружатся,
И на землю, на цветы
Плавно мы ложимся
- Ребята, какого цвета ваши листочки? А какие они, гладкие или шершавые? Они шуршат?
- Теперь украсьте осенними листьями свои столы. Положите свои листочки перед собой на свой стол.
- Ребята, посмотрите на стол, что это такое у нас лежит? (на столе лежит картина дерева без листьев)
- Правильно, это дерево, но почему оно печальное? Может, потому что у него совсем нет листочков? Давайте поможем нашему дереву стать веселым и для этого сделаем для него листочки.
- У меня для Вас есть листок клена. Из чего он сделан, что с ним не так? (показ белого листа клена из мятой бумаги)
- Ребята, правильно, наш листик белый, но мы с вами только говорили какие сейчас листики на деревьях, какого они цвета?
- Похожи ли они на те листья, с которыми играли и которые теперь лежат перед вами и украшают ваш стол?
- Я хочу показать вам, как можно раскрасить листья. Для этого нужно взять наш белый листок, окунуть его в воду, положить на стол раскрасить. Для того, что раскрасить листок мы берем в руки кисть макаем ее в желтый цвет, затем аккуратно опускаем край кисти на наш листок. Посмотрите, что происходит? Как красиво расплывается краска. Для того, чтобы наш осенний листок получился как настоящий, мы макаем кисть в красный цвет и также опускаем аккуратно край кисти на листок. Вам нужно закрасить весь листок.
-Ребята, вы все молодцы! А теперь для того, чтобы разместить наши листочки на нашем дереве и сделать его веселым, наши листочки надо подсушить. Для этого подуйте на них. Наши листочки подсохли, теперь мы можем взять клей, намазать листок с обратной стороны и приклеить к дереву.
- Посмотрите, наше дерево улыбается, ведь мы подарили ему столько красивых листочков.
В конце занятия дети рассматривают работу, воспитатель читает стихотворение:
Осенью кленовые листья – ладошки
Красные, бордовые,
Зелёных есть немножко.
Оранжевые, жёлтые и листья разноцветные.
Яркие, нарядные, красивые, заметные.
- Ребята, смотрите, к нам пришел еж, ему наверно тоже очень понравились ваше дерево, и он пришел им полюбоваться. Он необычный. Из чего он сделан?
Вот такая красивая работа у нас получилась. Вы все молодцы!
Конспект НОД в старшей группе по конструированию (оригами) «Осеннее дерево»
Задачи: продолжать формировать навык детей складывать бумагу в разных направлениях, сглаживать сгибы, развивать мелкую моторику рук, усидчивость, желание довести работу до конца.
Материалы: квадраты бумаги размером 8*8 см желтого, оранжевого, красного цветов, клей, большой лист бумаги, на котором уже наклеен ствол дерева.
Ход занятия
- Ребята, к нам в детский сад пришла посылка. Как вы думаете, что в ней? (Дети открывают посылку)
Да, это бумага, и бумага не простая, волшебная. Какой формы она? Какого цвета? Какого размера? Как вы думаете, что можно сделать из этих волшебных квадратиков? (ответы детей).
- Посмотрите, в посылке нам прислали сказку. Хотите послушать? Присаживайтесь.
Жили-были квадратики. Они жили дружно, весело, любили играть.
Квадратик красного цвета бал постарше и очень любил придумывать разные истории. Он говорил, что скучно быть просто квадратиками, давайте превратимся в треугольники. (Дети складывают вместе с воспитателем квадрат по диагонали). Воспитатель следит за тем, чтобы дети складывали квадратики ровно, уголок к уголку.
- Какой формы мы стали сейчас? – Старший квадратик так разволновался, что у него правый и левый уголки опустились вниз. Остальные квадратики закричали:
- И я хочу! И я!..(Дети загибают углы вниз, получается квадрат)
- Ой, во что мы опять превратились? Какого размера мы стали? Да, квадратиками мы уже были, треугольниками тоже были, все равно скучно. Уголочкам не хочется лежать на месте. Каждый уголочек захотел раскрыться. (Дети раскрывают уголки).
- Что-то интересное получилось. Мы же стали похожи на листочки деревьев!
Какие молодцы ребята, они помогли нам из обычных квадратиков превратиться в листочки деревьев. Как это интересно и увлекательно!
Воспитатель. Вот как много листочков у нас получилось! А теперь давайте возьмем клей и приклеим наши листочки на дерево. Я думаю, что квадратикам это понравится. Молодцы, ребята! Вот какое красивое осеннее дерево у нас получилось!
Тема: «Осень. Составление описательного рассказа»
Цель: создание условий для развития речевой активности детей посредством составления описательного рассказа.
Задачи:
- создавать условия для развития речевой и познавательной активности и коммуникативных способностей детей;
- содействовать развитию способности составлять короткий описательный рассказ с опорой на картинки;
- способствовать обогащению активного словаря детей по теме;
- создавать условия для развития речевого дыхания;
- поддерживать детскую инициативу и самостоятельность;
- формировать навык «полного ответа» на вопрос педагога.
Ход НОД:
1. Организационно-мотивационный этап
Логопед спрашивает детей:
- Какое сейчас время года? (Осень)
- А еще какие времена года вы знаете?
- Какое время года вам нравится больше всего? Почему?
- Многие люди любят осень, например, поэты часто сочиняют стихи об этом времени года. Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень».
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
А вот малыши из соседней группы очень любят лето и грустят, когда наступает осень. Им кажется, что это невеселое время года, нечем заняться, не во что поиграть. Как вы думаете, они правы? А не могли бы вы помочь мне рассказать малышам об осени и о том, чем она хороша?
2. Упражнение «Назови приметы» (составление коллективного рассказа с помощью графического плана)
Логопед обсуждает с детьми основные приметы осени:
Солнце. (Солнце греет слабо. Дует холодный ветер. Люди одеваются тепло.)
Дождь. (Небо серое. Часто идут дожди. На дорогах лужи, грязь, слякоть.)
Листья. (Листья на деревьях меняют цвет.)
Ежик. (Животные готовятся к зиме.)
Птицы. (Птицы улетают в теплые края.)
Морковь, яблоко. (Люди собирают урожай овощей и фруктов.)
3. Дыхательная гимнастика
«Идем по лужам»: 1 – ходьба на месте (вдох); 2 – на выдохе произносить: «Хлюп – хлюп – хлюп!»; 3 – ходьба на месте (вдох носом); 4 – на выдохе произносить: «Шлеп – шлеп – шлеп!». Повторить 3-4 раза.
«Вода в лужах»: 1 – на вдохе плавно покачивать руками внизу вправо-влево; 2 – на выдохе произносить: «Буль-буль-буль!». Повторить 3-4 раза.
4. Физминутка
Вдруг закрыли небо тучи,
(Поднимаемся на носочки, поднимаем вверх перекрещенные руки.)
Начал капать дождь колючий.
(Прыжки на носочках, руки на поясе.)
Долго дождик будет плакать,
Разведёт повсюду слякоть.
(Приседаем, руки на поясе.)
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги.
(Идём с высоким подниманием колена.)
Дети после физминутки подходят к столу, педагог предлагает им взять любую карточку, затем найти себе пару (по цвету).
5. Упражнение «Когда это бывает?», составление описательного рассказа в парах.
- Но ведь то, о чем мы сейчас рассказали, как раз и не нравится детям осенью. Давайте им расскажем, за что же можно любить осенние деньки.
Логопед предлагает детям рассмотреть различные картинки и выбрать из них только те, на которых изображена осень. Дети в парах рассматривают картинки, выбирают нужные, затем составляют рассказ о том, чем им нравится осень и чем можно заняться осенью.
6. Итог НОД
- Что мы с вами делали? Зачем?
Логопед благодарит детей за помощь.
- Я думаю, что теперь дети обязательно полюбят осень.
Тема: «Осень. Деревья осенью»
Цель: создание условий для развития речевой активности детей и формирования представлений об осени.
Задачи:
- создавать условия для уточнения, расширения и активизации словаря по теме;
- способствовать закреплению знания обобщающего слова «деревья»;
- создавать условия для развития ротового выдоха;
- способствовать закреплению знания названий деревьев и их частей;
- способствовать закреплению в речи умения использовать предлоги НА, В, С, ПОД, ОКОЛО;
- создавать условия для формирования умения образовывать мн.ч. существительных, прилагательные от существительных;
- поддерживать детскую инициативу и самостоятельность;
- создавать условия для развития познавательных процессов.
Ход НОД:
1. Организационно-мотивационный этап
Логопед приглашает детей в кабинет и сообщает, что один художник рисовал осенние деревья.
- Все ли он нарисовал правильно? Может, чего-то не хватает? (Ствол, ветки, корни – есть, не хватает листочков)
2. Упражнение «С какого дерева листок?»
- Какие деревья вы знаете? (Береза, клен, осина, тополь, дуб, рябина)
Если дети называют ель и сосну, то логопед уточняет, что это деревья хвойные, у них нет листочков, а есть иголки, которые они не сбрасывают на зиму, стоят всю зиму зеленые.
Логопед предлагает детям среди листочков отыскать листья березы, клена, дуба, рябины:
- Это листок с березы – березовый листок.
- Это листок с клена – кленовый листок.
- Это листок с тополя – тополиный листок.
- Это листок с рябины – рябиновый листок.
- Это листок с дуба – дубовый листок.
- Это листок с осины – осиновый листок.
3. Упражнение «Где листок?»
- Как называется явление природы, когда с деревьев опадают листья? (Листопад)
На картинке изображено дерево и скамейка. Логопед прикрепляет осенние листочки и спрашивает: «Куда упали листочки?», «Где листочек?»
- Листок лежит на скамейке.
- Листок кружится в воздухе.
- Листок опустился около скамейки.
- Листок упал под дерево.
- Листок упал под скамейку.
- Листок опустился на землю.
- Листок сорвался с ветки.
4. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо: у-у-у, Дети обмахивают руками лицо и коротко
произносят звук У.
Закачалось деревцо. Поднимают руки вверх, наклоны влево-вправо.
Ветер дует тише, тише: у-у-у, Вытягивают руки от груди вперед, тихо и длительно произносят звук У.
Деревце растет все выше, выше. Поднимают руки вверх и потягиваются.
Ветер сильный набежал: «У-у-у!» Оставляют руки вверху, раскачиваются в стороны и громко произносят звук У.
И все листья оборвал. Бросают руки вниз, расслабляются.
5. Дыхательная гимнастика «Листопад»
Логопед кладет на ладонь каждому ребенку по листочку из бумаги и предлагает сдуть его на пол. Затем дети собирают их в корзинку.
6. Упражнение «Найди дерево»
- Как вы думаете, какие деревья нарисовал художник?
Логопед раздает детям листочки и предлагает одной группе детей прикрепить осенние листочки к березе, другой – к клену, третьей – к рябине.
7. Упражнение «Один – много»
Логопед бросает детям по очереди мяч и просит продолжить предложение:
- Один листок, много…листьев.
- Одно дерево, много … деревьев.
- Одна береза, много … берез.
- Один тополь, много … тополей.
- Одна рябина, много … рябин.
- Один дуб, много … дубов.
- Один клен, много … кленов.
- Одна осина, много … осин.
- Один куст, много … кустов.
8. Итог НОД
- Что мы с вами делали? Зачем?
- Что вам больше всего понравилось?
Дидактические игры по ФЕМП
Дидактическая игра «Какой формы предмет?»
На столе в коробке лежат предметы разной формы (платочек, шарф, книга, картинка и т.д.) дети по очереди подходят, выбирают предмет и называют его форму. Аргументируют это словами: «Платочек квадратной формы, потому что он похож на квадрат. У него 4 равные стороны и 4 угла». «Шарфик прямоугольной формы, потому что он похож на прямоугольник. У него 2 стороны длинные, 2 стороны короткие, есть 4 угла» «Косынка треугольной формы, потому что она похожа на треугольник. У него 3 стороны и 3 угла.»
Дидактическая игра «Целое и часть»
Задачи: формировать умение подбирать пары картинок с изображением целого фрукта и его части, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: картинки целых фруктов и их частей.
Ход игры: играют 2 ребёнка. У одного - картинки с изображением целого фрукта, у другого - картинки с изображением его части. Один играющий выкладывает свою картинку, называет, что на ней изображено, а другой должен подобрать картинки с изображением его части.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Вариант 2: взрослый только говорит название овоща, а дети показывают
движениями, где он растёт.
Дидактическая игра «С какого дерева лист?»
Задачи: совершенствовать умение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям, развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.
Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья этих деревьев.
Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны
разложить листья на своё дерево
Примечание: игра может проводиться в групповой и индивидуальной форме.
Дидактическая игра «Какой лист?»
Задачи: совершенствовать знания различать листья трёх деревьев, учить образовывать
прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: корзинка, осенние листья.
Ход игры: дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок, говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с
берёзы- берёзовый лист.
Подвижные игры
Подвижная игра «Листопад»
Цель – закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев
Всем детям раздаются листья из осеннего букета.
Взрослый: Дует легкий осенний ветерок: “У-у-у-у-у-у-у-у” (тихо). Листочки едва шевелятся. Подул сильный ветер: “У-у-у-у-у-у-у-у!” (громко). Заблудились мы в лесу, закричали мы: “АУ!” (Сначала громко, потом тихо). Осенние листочки на веточках сидят, осенние листочки с нами говорят:
“А-о-и-у”. (Под музыку они кружатся с листочками в руках.)
Налетел ветер, и листочки стали опадать.
Листопад, листопад, листья желтые летят. (Дети, у которых желтые листочки бросают их на коврик и приседают).
Подвижная игра «Ветер и листья».
По сигналу «Ветер!» - дети бегают по площадке в разных направлениях, помахивая листочками («ветер кружит в воздухе осенние листья»). По сигналу «Нет ветра!» - приседают («листья упали на землю») (1,5-2 мин). Бегать, не наталкиваясь, уступать дорогу друг другу; действовать по сигналу.
Подвижная игра «Осенний букет»
Ход игры: дети стоят по кругу, в центре-листья. Под музыку дети движутся по кругу. Музыка прекращается, каждый ребёнок выбирает себе листок. Дети с листьями одного дерева составляют осенний букет, проговаривая с какого дерева листья. Далее дети кладут листья в круг и игра начинается заново
Листопад, листопад, листья красные летят. (Дети, у которых красные листочки бросают их на коврик и приседают).
Гимнастика для глаз
Ах, как листики летят, Всеми красками горят Лист кленовый, лист резной, Разноцветный, расписной. Шу-шу-шу, шу- шу- шу. Как я листиком шуршу. Но подул вдруг ветерок, Закружился наш листок, Полетел над головой Красный, желтый, золотой. Шу-шу-шу, шу-шу-шу. Как листиком шуршу. Под ногами у ребят Листья весело шуршат, Будем мы сейчас гулять И букеты собирать Шу-шу-шу, шу-шу-шу. Как я листиком шуршу. | Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз. Посмотреть влево – вправо. Посмотреть вверх – вниз. Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз. Посмотреть влево – вправо. Посмотреть вверх – вниз. Посмотреть вниз. Посмотреть вверх. Посмотреть влево – вправо. Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем. |
Вот стоит осенний лес! В нем много сказок и чудес! Слева - сосны, справа – ели. Дятел сверху, тук да тук. Глазки ты закрой – открой И скорей бегом домой! | Выполняют круговые движения глазами Выполняют движения глазами влево – вправо Выполняют движения глазами вверх – вниз |
Дыхательная гимнастика
(Дети скрещивают ладошки, широко раздвигают пальцы, образуя «солнышко с лучами», тянутся на носочках вверх.) Вы потянитесь на встречу тёплым лучам, над головой высокое голубое небо. Солнечные лучи пробиваются через листву многовековых деревьев-великанов и ласково касаются вашего лица. Воздух в лесу свежий, насыщенный осенними ароматами, попробуйте ощутить лесные запахи. (Вдох носом, выдох через рот).
На деревьях листочки поют свои песенки.
Осенние листочки
На веточках сидят,
Осенние листочки
Детям говорят;
Осиновый – а-а-а-…
Рябиновый –и-и-и…
Березовый – о-о-о…
Дубовый–у-у-у…
«Ветер»
Дует легкий ветерок – ф-ф-ф….
И качает так листок – ф-ф-ф….
Выдох спокойный, ненапряженный.
Дует сильный ветерок – ф-ф-ф-…
И качает так листок – ф-ф-ф…
Активный выдох.
Пальчиковая гимнастика «Осень".
Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем)
Все листочки с веток сдул. (пошевелить пальчиками и подуть на них)
Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)
Дождик стал по ним стучать
Кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)
Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)
Листья все насквозь пробил. (постучать кулачком правой руки по левой ладошке)
Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд- назад)
Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую)
Пальчиковая гимнастика «Собираем листочки"
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)
Стихи.
За окошком осень (Л.Алейникова)
За окошком осень,
Листопад шуршит,
Клён листву всю сбросил,
Кажется, он спит.
И берёзка гнётся
От шального ветра,
Дождь из тучек льётся,
Убежало лето.
Со своим котёнком
Сяду у окна,
Наблюдать за звонкой,
Струйкой от дождя.
Листочки осени (Автор: Каспарова Ю.)
Листочки танцуют, листочки кружатся
И ярким ковром мне под ноги ложатся.
Как будто ужасно они занятые,
Зелёные, красные и золотые…
Листья кленовые, листья дубовые,
Пурпурные, алые, даже бордовые…
Бросаюсь я листьями вверх наугад —
Я тоже устроить могу листопад!
Осень (Плещеев)
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Грамматический строй речи
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
«Назови ласково»
Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко,
лужа — лужица, дерево — деревце,
ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек,
туча — тучка, лес — лесок,
сад — садик, птица — птичка.
Образование множественного числа существительных в родительном падеже
«Один — много»
Месяц — месяцев, дерево — деревьев,
дождь — дождей, фрукт — фруктов,
лужа — луж, овощ — овощей,
урожай — урожаев, листья — листьев,
сад — садов, птица — птиц,
огород — огородов, слякоть — слякоти,
зонт — зонтов, лес — лесов.
Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом "осенний"»
Небо (какое?) — осеннее,
ветер (какой?) — осенний,
аллея (какая?) — осенняя.
Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.
Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,
... дует ветер — ветреная;
если на улице холодно, какая погода? — холодная;
если пасмурно — пасмурная,
... сыро — сырая,
... хмуро — хмурая,
... солнечно — солнечная,
... ясно — ясная.
Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много»
Наступил осенний день — наступили осенние дни,
на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья,
плывет темная туча — плывут темные тучи,
стоит большое дерево — стоят большие деревья,
идет холодный дождь — идут холодные дожди,
дует сильный ветер — дуют сильные ветры,
висит теплая куртка — висят теплые куртки,
летит птичья стая — летят птичьи стаи.
Лексический строй речи
Поиск антонимов «Скажи наоборот»
Осень ранняя — осень поздняя,
день веселый — день грустный,
день солнечный — день пасмурный,
облако белое — туча черная,
... холодная — жаркая,
... хорошая — плохая.
Поиск соответствующего понятия
«Я начну, а ты закончи»
Люди осенью одеты, (во что?) — ... ;
школьники идут с портфелями (куда?) — ... ;
листья на деревьях стали (какими?) — ... ;
цветы на клумбах (что сделали?) — ... ;
птицы улетают (куда?) — ... ;
звери делают на зиму (что?) — ... ;
люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — ....
Отгадай загадки!
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (Осень.)
Сухой — клин, мокрый — блин. (Зонтик.)
Меня часто зовут, дожидаются,
А приду — от меня укрываются. (Дождик.)
Листья желтые летят,
Под ногами шелестят.
Солнце уж не припекает.
Когда все это бывает? (Осенью.)
Все деревья облетели,
Зеленеют только ели,
Днем и ночью дождик льет,
Грязь и лужи у ворот. (Осень.)
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
(Сентябрь)
Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй?
(Октябрь)
А ещё похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
(Ноябрь)
Музыкально-ритмическое упражнение
Осенние листочки
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели,
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покрутил
И на землю опустил.
Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.
Пальчиковая гимнастика
"Осень"
Разбросала осень листья, (раскрывать и закрывать кулачки)
Разукрасила их кистью. (Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)
Мы в осенний парк пойдём,(«Шагают» пальцами обеих рук.)
Букеты листьев соберём. (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)
Лист кленовый, лист с осинки, (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,)
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз. (спрыгнуть со стульчика и приземлиться на корточки на ковер)
И. Михеева
Закличка ОСЕННЯЯ
Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.
Осень, осень,
В гости просим.
Погости недель восемь:
С обильными хлебами,
С первыми снегами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки
Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.
Рассмотрите картины, назовите признаки осенней природы:
И. Левитан «Октябрь» И. Бродский «Упавшие листья»
Ф. Васильев «Перед дождем» Л. Афремов "Осень"
В. Куприянов "Осень" И.Левитан "В лесу осенью"
Путешествие в осенний лес. (развлечение)
Ведущий: Ветерок подметает дорожки и кружит золотую листву.
Что случилось с природой, ребята? Подскажите мне, я не пойму.
Все дети: Это осень наступила, все вокруг позолотила!
1 ребенок: Все кругом так сказочно красиво,
И листочки по реке плывут.
Это осень, осень наступила!
Золотой порой ее зовут!
2 ребенок: К нам березка ветки наклонила,
И слетают листики гурьбой.
Это осень, осень наступила!
Зашумела золотой листвой.
3 ребенок: Листья падают, кружатся и у ног моих ложатся.
Я ладошку протяну и один листок возьму.
А потом другой и третий… хороши они, поверьте!
Я от осени привет соберу в большой букет!
Ведущий: Осенние листики кружатся, шуршат,
С листочками ребята потанцевать хотят!
- Танец с листочками.
Ведущий: (в руках листочек)
Ветерок листок резной прямо в руки бросил мне.
Заглянув в мое лицо, вежливо заметил:
«Осень золотая шлет письмо вам, дети!»
«Приглашаю вас, ребята, в лес осенний погулять,
Очень хочется мне с вами поплясать и поиграть!
Волшебница-Осень».
Ребята, хотите в лес осенний отправиться? (Дети: «Да!»)
По лесной дорожке мы пойдем,
А чтоб было веселее инструменты мы возьмем.
- Оркестровый номер.
Ведущая: Посмотри-ка, детвора… Какой вокруг волшебный лес!
Сколько он таит чудес! Где же осень? Как ее найти?
По какой дорожке дальше нам идти?
Кто бы мог нам подсказать, где нам Осень отыскать?
Выход Сороки-белобоки (взрослый).
Сорока: Я Сорока-белобока, я прославилась далеко!
Знаю я про все на свете, где и чьи гуляют дети,
Знаю каждый кустик я в лесу!
Умные даю советы, ценят все меня за это!
По лесу я летала! На весь лес я стрекотала!
Ведущий: Помоги нам, умная Сорока-белобока!
Как в лесу нам Осень разыскать, как ее позвать?
Сорока: Знаю, знаю, все скажу, все сейчас вам доложу.
Но сначала для меня песню запевайте!
- Песня «Кукушка и лягушка»
Сорока: Браво, браво! Молодцы! Порадовали от души!
Тс-ссс! К вам сюда идет дружок, Старичок-Лесовичок.
Танцевать его вы научите, да подарок подарите!
И про Осень все спросите. (Звучит вступление).
Ой, да вон он идет уже! Ну, удачи вам, ребятки.
Капризный он дедулька, вредный! Кар-кар-кар!
Выходит Старичок- Лесовичок.
Лесовичок: (к Сороке) Вредный… Вредный…
А ну, кыш отсюда, болтушка! (Сорока улетает)
(к детям) Да я самый хороший-прехороший!
Не возьму я в толк никак,
Почему все подряд про меня говорят,
Что старичок я вредный, ведь я… (всхлипывая),
Такой я бе-е-едный!
Вот, в старом шарфике гуляю, мухоморы собираю…
Ведущий: Здравствуй, Старичок-Лесовичок, не расстраивайся!
Мы с ребятами хотим подарить тебе вот этот новый шарфик! (дарит) Помоги нам, пожалуйста, волшебницу Осень отыскать, к ребятам в гости ее позвать.
Лесовичок: (берет шарф, рассматривает, примеряет)
Вот спасибо, ребятишки! Шарфик очень нравится!
Приведу я к вам на праздник Осень-раскрасавицу.
(меняя тон, говорит ворчливо)
Но, сначала, поспешите, танцевать меня учите!
Как плясать я научусь – сразу добрым становлюсь!
Ведущий: Мы на танцы здесь богаты, научим дедушку, ребята?
Дети: Научим! (под музыку встают горошинами по залу)
- Танец «Виноватая тучка»
Ведущий: Ну, что, Старичок-Лесовичок, научили мы тебя танцевать? Приведи к нам скорее красавицу Осень.
Лесовичок: (ворчливо) Танцевать-то научили, да ничем не угостили!
Угощеньице несите, а потом уже просите!
Ведущий: вот точно Сорока-Белобока говорила, что капризный ты!
Ну, да ничего!
Угостим мы тебя на славу, сразу подобреешь.
Несите, ребятки, угощение.
(Назначенные дети берут корзинку с яблоками, подходят к старичку, дарят. Он рассматривает, говорит ворчливо)
Лесовичок: хоть и розовый бочок, а внутри-то – червячок… ну уж, ладно. Спасибо!
Ведущий: Вот и замечательно! Я всегда знала, что наши дети – самые добрые. Осень ждут давно ребята!
Лесовичок: Все! Последнее заданье, и скажу вам «До свиданья!»
Хочу я вам, ребятки, загадать загадки.
Слушайте внимательно, что это за ягодки?
1). Ягодку сорвать легко – ведь растет не высоко.
Под листочки загляни-ка – там созрела… (земляника)
2). Эту ягодку найдете не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка, красненькая… (клюковка)
3). Эти ягоды, все знают, нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной, пейте на ночь чай с …(малиной)
Вот ребятки, так ребятки, отгадали все загадки!
А теперь мы поиграем, кто самый ловкий, мы узнаем!
- Эстафетная игра «Борщ и компот»
(В двух обручах рассыпаны овощи и фрукты с ягодами. Две команды, одна собирает овощи для борща, другая фрукты и ягоды для компота на скорость, кто быстрее. До обруча нужно добраться, пройдя по веревочке, как по канату, перепрыгнуть лужицы и обогнуть кегли. Обратно бегом, положить овощи и фрукты в кастрюлю, передать эстафету и встать в конец колонны.) Лесовичок проверяет, правильно ли подобраны продукты.
Лесовичок: Ну что ж, загадки отгадали, урожай собрали. А теперь, красавицу-Осень дружно встречайте – про меня не забывайте! (Уходит.)
Ведущий: Осень золотая, мы тебя зовем, для тебя стихи осенние прочтем!
4 ребенок: В саду осеннем у дорожки осина хлопает в ладошки.
Вот почему на той неделе ее ладошки покраснели.
5 ребенок: Ветерком прохладным потянуло и быстрее вечер настает.
Пусть порой бывает небо хмурым, осень тоже радость нам несет.
6 ребенок: Яблок спелых полные корзинки
Нам она приносит каждый год.
Выстилает мягкие тропинки,
В лес грибной и сказочный зовет.
7 ребенок: Ходит осень в нашем парке, дарит осень всем подарки:
Фартук розовый – осинке, бусы красные – рябинке.
Зонтик желтый – тополям, фрукты осень дарит нам!
Ведущий: А вот и музыка звучит – это осень к нам спешит. (Входит Осень)
Осень: Добрый день, мои друзья! Рада видеть всех вас я!
Сегодня день такой чудесный, я – Осень, буду с вами вместе
Песни петь и танцевать, осенний праздник отмечать.
Ведущий: Осень золотая, мы тебя встречаем и все вместе дружно песню запеваем!
- Песня «Капельки»
Осень: Спасибо вам, мои друзья. Еще побуду с вами я.
Будем вместе мы играть, будем шишки собирать.
- Игра «Собери шишки»
(В игре участвуют 3-4 ребенка. Они берут по корзинке в руки. На полу рассыпаются шишки. По сигналу дети собирают шишки. Выигрывает тот, кто больше соберет, пока звучит музыка.)
Осень: Вы чудесные ребята, на кого не погляжу.
И за это, дорогие, я вас чем-то награжу.
Вот вам яблоки, как мед, на варенье и компот.
Ешьте их и поправляйтесь, витаминов набирайтесь!
Что ж, пришла пора прощаться, дел немало у меня.
Всем желаю я здоровья, до свидания, друзья!
(Ведущий организует детей – все дружно говорят «Спасибо!». Осень уходит под музыку.)
Ведущий: Как замечательно в лесу мы погуляли
И Осень золотую повстречали.
А теперь всем нам пора
Вернуться в группу, детвора.
Сказка: Н. М. Грибачев "Рыжие листья"
Осень в лес пришла. Зелеными остались только сосны и елки, другие деревья стали делаться желтыми, рыжими, красными. Но больше всего, конечно, желтыми. И листья с них полетели — плывет по воздуху листок, падает в траву, шелестит — шшу-шшу-шшурх! Ветер холодный между деревьями шумит — чшу-чшу-чшух!
Обрадовалась лиса Лариска — вот как хорошо все выходит, думает она, желтые да рыжие листья на мою шкуру похожи. Наметет их ворохами по канавам, спрячусь я туда и подстерегу зайца Коську. Он-то меня среди желтых и рыжих листьев не заметит, а я его ам — и съем!
А заяц Коська первый год на свете жил, осени еще не видел. И очень боязно ему было — ночью спать не может. Шум кругом стоит, шелест, а ему кажется — подползает кто-то, съесть его собирается. Смотрит он, смотрит в темноту, глаза лапами продирает, а все ничего не видать.
Утром встал, холодной водой глаза промыл. «Пойду-ка я, — решил он, — похожу, поброжу, с ежом Кирюхой поговорю. Он четвертый год на свете живет, может, расскажет что-нибудь».
Пришел он к дому ежа, в дверь постучал — никто не отвечает, в окно постучал — тоже никто не отвечает. «Может, заболел еж Кирюха? — подумал заяц Коська.— Может, ему скорая помощь нужна? Придется без приглашения заходить».
.Зашел в сени — нет никого. Зашел на кухню — нет никого. Отыскался еж Кирюха в самой дальней комнате, где и окон нету.
— Что это у тебя, еж Кирюха, так темно и сыро? — удивился заяц Коська. — Может, заболел ты?
— 0-оах! — зевнул еж Кирюха. — Ничего я не заболел, а просто спать хочу.
— Так ведь спать ночью надо, а сейчас утро!
— Ничего ты не понимаешь, — сказал еж Кирюха и опять зевнул. — Осень вон пришла, за ней зима со снегом и морозом. А мы, ежи, всю зиму спим. Ни есть нам, ни пить не надо, спим — и все. Так что ты иди по своим делам, а я устраиваться буду. Весной приходи, может, чего расскажешь.
«Ну, и ленивый этот еж Кирюха, — подумал заяц Коська. — Это ж надо — всю зиму спать! Бока, наверное, болеть будут. Пойду к медведю Потапу, может, он чего посоветует».
Медведь Потап около берлоги лежал. Голова на лапах, глаза закрыты. Поздоровался с ним заяц Коська раз — не слышит медведь; поздоровался второй — опять не слышит. Тогда чуть не в ухо крикнул;
— Здравствуй, медведь Потап! Открыл медведь один глаз наполовину, спросил сонным голосом:
— Это кто тут шумит?
— Да я это, заяц Коська!
— А чего тебе надо? Я спать хочу.
— Так ведь спят ночью, а сейчас утро!
— Ничего ты не понимаешь, — добродушно проворчал медведь Потап, удивляясь, что заяц не знает таких простых вещей. — Мы, медведи, как зима наступает, все время спим. Я мороза и снега не люблю, у меня лапы мерзнут.
— Ох, помрешь ты от голода, медведь Потап!
— Не помру, я под шубой знаешь сколько жира запас? До теплых дней хватит. Ты ко мне весной приходи, новости расскажешь. А сейчас ступай, только вон в углу лыжи стоят — себе их возьми. В прошлом году я их Мишутке сделал, да теперь он вырос, малы они ему.
— Да зачем мне лыжи? — удивился заяц Коська. — Я на них и ходить не умею.
— Ты бери, бери, зима придет — научишься. Ни лиса, ни волк тебя не догонят. А ко мне весной забегай, поговорим-умм!
И опять закрыл медведь глаза, дремать стал. А заяц Коська хоть и не понял, для чего ему нужны лыжи, забрал их и отнес домой. После обеда пошел он искать бобра Борьку — может, он чего интересное расскажет? Берег речки от дождей скользким сделался, по воде от ветра волны гуляют, а бобер Борька лозовые ветки грызет и куда-то под воду таскает.
— Здравствуй, бобер Борька! — сказал заяц Коська. — Не знаешь ты, что у нас в лесу делается? Еж Кирюха совсем ленивым стал, даже разговаривать не может, у медведя Потапа только один глаз наполовину открывается. Говорят — спать всю зиму будут. А как ты, бобер Борька, тоже спать ляжешь?
— Я в свою хатку под берегом спрячусь. На реке лед станет, а там тепло. Буду лозу грызть, когда книжку почитаю, когда посплю. Вот как разлив кончится, приходи, ладно? А сейчас мне некогда, работы много.
Совсем скучно стало зайцу Коське, даже плакать хочется — один он остался, поговорить и то не с кем. Идет он, голову повесил, да вдруг слышит на елке:
— Цок-цок! Что это ты, заяц Коська, скучный такой? Или беда какая приключилась?
Смотрит заяц Коська — это белка Ленка на елке сидит, шишку грызет. Рассказал он ей и про ежа Кирюху, и про медведя Потапа, и про бобра Борьку.
— Ну, и пусть спят! — сказала белка. — Они от веку лодыри. Зимой в лесу знаешь как хорошо? Иней голубой на ветках, снежок пушистый, в мороз небо синее, весь день гулять хочется. А то все лето да лето — скучно даже! Эх, побегаем мы с тобой наперегонки по сугробам!
— А ты не будешь спать, белка Ленка?
— Не буду.
— Спасибо тебе, а то совсем мне скучно стало. Я к тебе часто приходить буду, ладно?
— Приходи.
Повеселел заяц Коська, будет все же у него компания на зиму. Даже песню сочинять на ходу стал:
Осень наступает,
Дождь со всех сторон.
Липа лист роняет,
Лист роняет клен.
В иглах спрятав брюхо,
Месяцев на пять
Ляжет еж Кирюха
Беспробудно спать.
Пусть ему приснится
Солнце и река,
Травка медуница,
Сорок три жука.
А я спать не стану,
Утром выйду в путь,
Белую достану
Шубу где-нибудь.
К белым тучам близко
Белая земля.
Эй, лиса Лариска,
Отыщи — где я?
И только пропел это заяц Коська, справа от него зашевелилось что-то желтое с рыжим, на листья похожее. И не успел он ничего сообразить, как ему бок словно обожгло. Прыгнул он что было сил, стрелой через пень перелетел, через ямку. За большим дубом остановился отдышаться. Глянул назад — а на полянке лиса Лариска сидит.
— Хи-хи-хи! — засмеялась лиса Лариска. — Что, попробовал моих коготков? Это я еще сытая, тяжело мне прыгать, а то съела бы я тебя и косточки по кустикам развесила. Ну, да никуда ты от меня не денешься — теперь всюду желтые и рыжие листья, на мою шкуру похожи. Спрячусь среди них — и не заметишь, сам в рот попадешь. И дружки твои, еж Кирюха да медведь Потап, не помогут — лежебоками стали, глаза у них жиром заплыли. Хи-хи-хи!
— А вот скоро зима придет,— сказал заяц Коська,— и я белую шубу надену. Ты видна будешь, а меня от сугроба не отличишь.
— Хи-хи-хи! — показала зубы лиса Лариска. — Не доживешь ты до зимы, подкараулю я тебя и съем. Хи-хи-хи!
Побежал заяц Коська домой. «Ну, — подумал он, — раз лису Лариску трудно стало от листьев отличить, таки не буду я по лесу ходить. Лучше голодным перележу, а в крайнем случае в поле сбегаю, там все-таки далеко видно».
Так и сделал. С утра до обеда лежит лиса Лариска в желтых и рыжих листьях, зайца караулит — нету его; от обеда до вечера по лесу бегает, ищет — нету и нету.
Так и не поймала она до зимы зайца Коську.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности (с нарушение речи) «Осенняя птица» (аппликация)
Аппликация выполняется из природного материала....
Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме "Осень"
Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по лексической теме "Осень" помогут вести коррекционно-развивающую работу в единой...
Конспект НОД по изодеятельности (изонить) в старшей группе компенсирующей направленности с ОНР на тему «Золотая рыбка»
Данная деятельность формирует потребность детей в получении знаний о празднике, развивает у детей мелкую моторику рук, логическое мышление, творческое воображение, воспитывает в детях чувство любви к ...
Конспект спортивно-оздоровительного развлечения для детей старшей группы комбинированной направленности на тему: «Золотой лес»
Конспект спортивно-оздоровительного развлечения для детей старшей группы комбинированной направленности на тему: «Золотой лес»...
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Золотая осень!»
Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.Задачи:Образовательные:обобщить представления детей о грибах, об осени как времени года, ее признаках...
Конспект спортивно-оздоровительного развлечения для детей старшей группы общеразвивающей направленности на тему: «Золотой лес» 2022 год
Физкультурное развлечение для детей старшей группы....
Сценарий осеннего развлечения с детьми ОВЗ старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Путешествие в осенний лес»
Сценарий осеннего развлечения с детьми ОВЗстаршей группы компенсирующей направленности Тема: «Путешествие в осенний лес»...