Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ
методическая разработка (младшая группа)
Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Тема «Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении» является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет большое значение. От того как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, состояние здоровья, психологический комфорт в детском саду и семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_adaptatsiya_detey_rannego_vozrasta_k_dou.docx | 31.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 города Данкова
План самообразования
на 2023-2024 учебный год
тема:
Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ
воспитатель 1 младшей группы №1
Прошина Галина Вячеславовна
г. Данков
2023-2024
Актуальность
Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Тема «Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении» является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет большое значение. От того как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, состояние здоровья, психологический комфорт в детском саду и семье.
Анализ деятельности различных дошкольных учреждений в период адаптации показал, что проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна, т. к. воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку, часть из них испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями. Кроме того, часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей.
Соответственно, одна из главных задач педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений заключается в решении вопроса об адаптации детей раннего возраста к детскому саду; в оказании помощи в построении взаимоотношений между детьми, родителями и сотрудниками детского сада. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Осуществляется это через систему психологического сопровождения всех участников процесса, включающую в себя прогноз вероятной степени адаптации ребенка, консультирование родителей и консультирование педагогов.
Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменение окружения. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.
От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.
Цель самообразования: повышение уровня профессиональной компетентности и педагогического мастерства, овладение методами и приёмами содействия адаптации детей раннего возраста в ДОУ.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, посещения курсов повышения квалификации, совместной работы со специалистами ДОУ, поиска информации в периодических изданиях, методических пособиях, а также через электронно-образовательные ресурсы;
- Создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе;
- Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
- Организовать систематическую работу с детьми по развитию социально-коммуникативных и бытовых навыков;
- Содействовать сплочению детского коллектива;
- Провести мониторинговые исследования на начало и конец учебного года;
- Провести консультации для педагогов на тему: «Методы и приемы обеспечения психологического комфорта детей раннего возраста в адаптационный период», «Оказание первой помощи детям раннего возраста»;
- Подготовить информационный материал и провести мастер-класс для родителей по теме: «Как помочь ребенку преодолеть адаптационный стресс»;
- Оформить стенд для родителей: «Школа мам и пап» в раздевальной комнате.
Планируемые результаты:
1. Успешная адаптация всех детей группы в детском саду;
2. Повышение стрессоустойчивости детей, снижение заболеваемости;
3. Реализация индивидуального подхода к воспитанию детей;
4. Повышение заинтересованности и педагогической компетентности родителей;
5. Распространение педагогического опыта адаптации детей раннего возраста.
План реализации
Этапы работы | Виды деятельности | Сроки выполне-ния | Предполагаемые результаты | Формы отчетности и деятельности |
Организационно-теоретический | Обучение в ЛГУ им.А.С. Пушкина | в течение года | Получение высшего профессионального образования | |
Изучение научной и учебно-методической литературы по теме самообразования | в течение года | Повышение уровня осведомленности и методической грамотности в вопросах адаптации детей в ДОУ и воспитания у них по развитию социально-коммуникативных и бытовых навыков. | Конспекты, реферат по адаптации детей раннего возраста. | |
Поиск материалов в Интернете | в течение года | |||
Методическая учеба: - Обмен опытом с коллегами - Взаимное посещение занятий и мероприятий | в течение года | Протоколы посещений и отзывы. | ||
Мониторинг: - Ежедневное отслеживание показателей адаптации. - Анализ показателей заболеваемости детей: выявление часто болеющих детей - Анкетирование родителей по вопросам отношения ребенка к детскому саду, организации жизнедеятельности детей дома | август -ноябрь 2023 сентябрь 2023 сентябрь 2023 | Анализ динамики адаптации детей. Выяснение влияния адаптационного стресса на здоровье детей. Постановка проблем, определяющих направления работы | Аналитические справки. Сообщения по результатам диагностики на родительских собраниях и педагогических советах. | |
Организация родительского актива | сентябрь 2023 | Активный родительский комитет группы. | Протокол род. собрания. План работы род. комитета. | |
Планирование работы по практической реализации полученных знаний | сентябрь 2023 | Эффективная и результативная адаптация детей в ДОУ, комфортный психологический климат в группе. | Анализ работы по итогам года, отчеты. | |
Практический | Обеспечение режима дня. | в течение года | Планирование режимных моментов, соблюдение оптимального режима сна, питания, деятельности. | |
Обеспечение условий психологического комфорта детей: - соблюдение режима, правильная организация режимных моментов - проведение ритуалов, игр, развлечений и занятий - оформление в группе зон уединения, релаксации, творчества, игр | в течение года сентябрь 2023 | Достаточное количество возможностей релаксации и компенсации адаптационного стресса у детей, профилактика дезадаптации. | Планирование режимных моментов и деятельности. Картотека игр, развлечений. Проект по адаптации | |
Разработка и реализация проекта «Адаптация» | в течение года | Успешная адаптация всех детей группы в ДОУ | План проекта. Анализ итогов проекта. | |
Коррекционная работа: - игры для развития коммуникативных навыков - игры и упражнения для релаксации, канализации стрессовых реакций, снятия агрессии - пальчиковая гимнастика | в течение года | Развитие коммуникативных навыков детей Повышение стрессоустойчивости детей, снижение заболеваемости. | Картотека игр и упражнений для развития коммуникативных навыков, релаксации, канализации стрессовых реакций, снятия агрессии. | |
Обеспечение благоприятного психологического климата в группе | в течение года | Психологический комфорт каждого ребенка в детском коллективе. | Картотека игр, на социально-личностное развитие. | |
Психопрофилактика и психогигиена: - арома- и музыкотерапия - контроль самочувствия ребёнка и своевременная коррекция - организация уголка психологической разгрузки в группе («уединение») | в течение года | Профилактика дезадаптации детей в ДОУ, обеспечение психологического благополучия детей и возможности психологической разгрузки. | План психопрофилактических и психогигиенических мероприятий, результаты педагогического наблюдения. | |
Работа с родителями: - проведение родительских собраний, консультаций, мастер-классов, совместных с родителями мероприятий (акций, праздников) - оформление стенда для родителей | в течение года 1 раз в квартал | Вовлечение родителей в образовательный процесс и жизнь группы Повышение заинтересованности и педагогической компетентности родителей | Планы-конспекты консультаций. Сценарии праздников. Отчеты и фотоотчеты Стенд «Школа мам и пап» в раздевалке. Отзывы родителей. | |
Изготовление инвентаря, пособий и дидактических материалов для адаптационных и развивающих игр. | в течение года | Пополнение методической копилки и доп. оснащение группы. | Инвентарь, пособия и дидактические материалы. | |
Участие в методической работе ДОУ: - выступления на семинарах, педсоветах - работа в творческих группах - проведение занятий в рамках дней методической учебы | в течение года | Совершенствование системы методической работы, обмен опытом с коллегами, распространение своего педагогического опыта. | Планы-конспекты выступлений, протоколы, отзывы о посещении занятий. | |
Оценочно-аналитический | Мониторинг: - Диагностика психологического состояния, социально-коммуникативных и бытовых навыков детей - Анкетирование родителей по вопросам отношения ребенка к детскому саду, организации воспитания детей дома и в ДОУ - Анализ показателей заболеваемости детей | апрель 2024 май 2024 май 2024 | Выяснение уровня воспитанности детей и педагогич. компетентности родителей. Оценка эффективности работы по здоровьесбережению и повышению стрессоустойчивости детей. | Аналитические справки. Отчет о работе по итогам года. Сообщение на педсовете. |
Оценка результативности и эффективности работы по адаптации детей в ДОУ. | май 2024 | Выводы о результативности и эффективности работы, построение перспективных планов на следующий год. | Отчет по итогам учебного года | |
Анализ результатов реализации плана по самообразованию. | июнь 2024 | Отчет по результатам самообразования и метод. теме | ||
Оформление своего мини-сайта на педагогическом портале nsportal.ru | июнь 2024 | Размещение материалов по теме адаптации детей раннего возраста в ДОУ на сайте. |
Литература:
- Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. – № 5. – с.49 – 53;
- Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. – № 6 – с.46 –51.
- Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. – 417 с.
- Варпаховская О. “Зеленая дверца”: первые шаги в общество/ Ребенок в детском саду. – 2005. – № 1. – с.30 – 35.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: СОЮЗ, 2007. – 224 с.
- Давыдова О.И.,Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 25 с.
- Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е.А. Посевиной Г.Д. – Ростов – на – Дону, Феникс , 2004. – 275 с.
- Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М.: Просвещение, 2007. — 79 с.
- Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – с.66 – 77.
- Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 112 с.
- Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1 – c.34 – 37.
- Луговская А., Кравцова М.М., Шевнина О.В. Ребенок без проблем! Решебник для родителей. – М.: Эксмо, 2008. – 352 с.
- Монина Г.Б. Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка - С-Петербург. – М.: Речь , 2002. – 238 с.
- Обухова Л.Ф. Детская психология. – М.: Владос, 2007. – 530 с.
- Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г. Раннее детство: познавательное развитие – М.: Мозаика Синтез, 2004. – 415 с.
- Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2003. – № 2. – С. 5-7
- Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению – М.: Книголюб, 2003. – 350 с.
- Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе – М.: АРКТИ, 2006. – 275 с.
- Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2006. – № 3-4. с. 46 – 51.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: «Академия», 2007. – 336 с.
- Урунтаева Г.А.Практикум по психологии дошкольника. - М.: «Академия», 2008. – 368 с.
- Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста – C - Петербург, Речь, 2005. – 182 с.
- Эльконин Д. Б. Детская психология. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 384 с.
Интернет-ресурсы:
- www.nsportal.ru
- www.maam.ru
- www.doshkolnuk.com
- www.prodetskiysad.blogspot.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду.
Материал содержит практические рекомендации для воспитателей в адаптационный период .Данные рекомендации помогут практикующим педагогам наладить взаимоотношения с семьями воспитанников....
«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ »
Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно, что поступление малышей в детский сад – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым условиям. Малыши тя...
Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к условиям ДОУ
консультация для воспитателей ДОУ...
Особенности работы воспитателя в период адаптации детей
В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учетом рекомендаций врача, педагога-психолога, старших воспитат...
сообщение к педагогическому совету "Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ"
в информации содержатся рекомендации...
«Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду».
hellip; Ребенок идет в детский сад. Это, как правило вызывает, серьёзную тревогу у взрослых.От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, завис...