Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ
методическая разработка (младшая группа)

Прошина Галина Вячеславовна

Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Тема «Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении» является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет большое значение. От того как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, состояние здоровья, психологический комфорт в детском саду и семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 города Данкова

План самообразования

на 2023-2024 учебный год

тема: 

Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ

 

воспитатель 1 младшей группы №1

Прошина Галина Вячеславовна

г. Данков

2023-2024

Актуальность

Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Тема «Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении» является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет большое значение. От того как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, состояние здоровья, психологический комфорт в детском саду и семье.

Анализ деятельности различных дошкольных учреждений в период адаптации показал, что проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна, т. к. воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку, часть из них испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями. Кроме того, часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей.

Соответственно, одна из главных задач педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений заключается в решении вопроса об адаптации детей раннего возраста к детскому саду; в оказании помощи в построении взаимоотношений между детьми, родителями и сотрудниками детского сада. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Осуществляется это через систему психологического сопровождения всех участников процесса, включающую в себя прогноз вероятной степени адаптации ребенка, консультирование родителей и консультирование педагогов.

Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменение окружения. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.

От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.

Цель самообразования: повышение уровня профессиональной компетентности и педагогического мастерства, овладение методами и приёмами содействия адаптации детей раннего возраста в ДОУ.

Задачи:

- Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, посещения курсов повышения квалификации, совместной работы со специалистами ДОУ, поиска информации в периодических изданиях, методических пособиях, а также через электронно-образовательные ресурсы;

- Создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе;

- Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;

- Организовать систематическую работу с детьми по развитию социально-коммуникативных и бытовых навыков;

- Содействовать сплочению детского коллектива;

- Провести мониторинговые исследования на начало и конец учебного года;

- Провести консультации для педагогов на тему: «Методы и приемы обеспечения психологического комфорта детей раннего возраста в адаптационный период», «Оказание первой помощи детям раннего возраста»;

- Подготовить информационный материал и провести мастер-класс для родителей по теме: «Как помочь ребенку преодолеть адаптационный стресс»;

- Оформить стенд для родителей: «Школа мам и пап» в раздевальной комнате.

Планируемые результаты:

1. Успешная адаптация всех детей группы в детском саду;

2. Повышение стрессоустойчивости детей, снижение заболеваемости;

3. Реализация индивидуального подхода к воспитанию детей;

4. Повышение заинтересованности и педагогической компетентности родителей;

5. Распространение педагогического опыта адаптации детей раннего возраста.

План реализации

Этапы работы

Виды деятельности

Сроки выполне-ния

Предполагаемые результаты

Формы отчетности и деятельности

Организационно-теоретический

Обучение в ЛГУ им.А.С. Пушкина

в течение года

Получение высшего профессионального образования

Изучение научной и учебно-методической литературы по теме самообразования

в течение года

Повышение уровня осведомленности и методической грамотности в вопросах адаптации детей в ДОУ и воспитания у них по развитию социально-коммуникативных и бытовых навыков.

Конспекты, реферат по адаптации детей раннего возраста.

Поиск материалов в Интернете

в течение года

Методическая учеба:

- Обмен опытом с коллегами

- Взаимное посещение занятий и мероприятий

в течение года

Протоколы посещений и отзывы.

Мониторинг:

- Ежедневное отслеживание показателей адаптации.

- Анализ показателей заболеваемости детей: выявление часто болеющих детей

- Анкетирование родителей по вопросам отношения ребенка к детскому саду, организации жизнедеятельности детей дома

август -ноябрь

2023

сентябрь 2023

сентябрь 2023

Анализ динамики адаптации детей.

Выяснение влияния адаптационного стресса на здоровье детей.

Постановка проблем, определяющих направления работы

Аналитические справки.

Сообщения по результатам диагностики на родительских собраниях и педагогических советах.

Организация родительского актива

сентябрь 2023

Активный родительский комитет группы.

Протокол род. собрания.

План работы род. комитета.

Планирование работы по практической реализации полученных знаний

сентябрь

2023

Эффективная и результативная адаптация детей в ДОУ, комфортный психологический климат в группе.

Анализ работы по итогам года, отчеты.

    Практический

Обеспечение режима дня.

в течение года

Планирование режимных моментов, соблюдение оптимального режима сна, питания, деятельности.

Обеспечение условий психологического комфорта детей:

- соблюдение режима, правильная организация режимных моментов

- проведение ритуалов, игр, развлечений и занятий

- оформление в группе зон уединения, релаксации, творчества, игр

в течение года

сентябрь 2023

Достаточное количество возможностей релаксации и компенсации адаптационного стресса у детей, профилактика дезадаптации.

Планирование режимных моментов и деятельности.

Картотека игр, развлечений.

Проект по адаптации

Разработка и реализация проекта «Адаптация»

в течение года

Успешная адаптация всех детей группы в ДОУ

План проекта.

Анализ итогов проекта.

Коррекционная работа:

- игры для развития коммуникативных навыков

- игры и упражнения для релаксации, канализации стрессовых реакций, снятия агрессии

- пальчиковая гимнастика

в течение года

Развитие коммуникативных навыков детей

Повышение стрессоустойчивости детей, снижение заболеваемости.

Картотека игр и упражнений для развития коммуникативных навыков, релаксации, канализации стрессовых реакций, снятия агрессии.

Обеспечение благоприятного психологического климата в группе

в течение года

Психологический комфорт каждого ребенка в детском коллективе.

Картотека игр,  на социально-личностное развитие.

Психопрофилактика и психогигиена:

- арома- и музыкотерапия

- контроль самочувствия ребёнка и своевременная коррекция

- организация уголка психологической разгрузки в группе («уединение»)

в течение года

Профилактика дезадаптации детей в ДОУ, обеспечение психологического благополучия детей и возможности психологической разгрузки.

План психопрофилактических и психогигиенических мероприятий, результаты педагогического наблюдения.

Работа с родителями:

- проведение родительских собраний, консультаций, мастер-классов, совместных с родителями мероприятий (акций, праздников)

- оформление стенда для родителей

в течение года

1 раз в квартал

Вовлечение родителей в образовательный процесс и жизнь группы

Повышение заинтересованности и педагогической  компетентности родителей

Планы-конспекты консультаций.

Сценарии праздников.

Отчеты и фотоотчеты Стенд «Школа мам и пап» в раздевалке.

Отзывы родителей.

Изготовление инвентаря, пособий и дидактических материалов для адаптационных и развивающих игр.

в течение года

Пополнение методической копилки и доп. оснащение группы.

Инвентарь, пособия и дидактические материалы.

Участие в методической работе ДОУ:

- выступления на семинарах, педсоветах

- работа в творческих группах

- проведение занятий в рамках дней методической учебы

в течение года

Совершенствование системы методической работы, обмен опытом с коллегами, распространение своего педагогического опыта.

Планы-конспекты выступлений, протоколы, отзывы о посещении занятий.

Оценочно-аналитический

Мониторинг: 

-  Диагностика психологического состояния,  социально-коммуникативных и бытовых навыков детей

-  Анкетирование родителей по вопросам отношения ребенка к детскому саду, организации воспитания детей дома и в ДОУ

-  Анализ показателей заболеваемости детей

апрель 2024

май

2024

май

2024

Выяснение уровня воспитанности  детей и  педагогич. компетентности родителей.

Оценка эффективности работы по здоровьесбережению и повышению стрессоустойчивости детей.

Аналитические справки.

Отчет о работе по итогам года.

Сообщение на педсовете.

Оценка результативности и эффективности работы по адаптации детей в  ДОУ.

май

2024

Выводы о результативности и эффективности работы, построение перспективных планов на следующий год.

Отчет по итогам учебного года

Анализ результатов реализации плана по самообразованию.

июнь

2024

Отчет по результатам самообразования и метод. теме

Оформление своего мини-сайта на педагогическом портале nsportal.ru

июнь

2024

Размещение материалов по теме адаптации детей раннего возраста в ДОУ на сайте.

Литература:

  1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. – № 5. – с.49 – 53;
  2. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. – № 6 – с.46 –51.
  3. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. – 417 с.
  4. Варпаховская О. “Зеленая дверца”: первые шаги в общество/ Ребенок в детском саду. – 2005. – № 1. – с.30 – 35.
  5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: СОЮЗ, 2007. – 224 с.
  6. Давыдова О.И.,Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 25 с.
  7. Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е.А. Посевиной Г.Д. – Ростов – на – Дону, Феникс , 2004. – 275 с.
  8. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М.: Просвещение, 2007. — 79 с.
  9. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – с.66 – 77.
  10. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 112 с.
  11. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1 – c.34 – 37.
  12. Луговская А., Кравцова М.М., Шевнина О.В. Ребенок без проблем! Решебник для родителей. – М.: Эксмо, 2008. – 352 с.
  13.  Монина Г.Б. Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка - С-Петербург. – М.: Речь , 2002. – 238 с.
  14. Обухова Л.Ф. Детская психология. – М.: Владос, 2007. – 530 с.
  15. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г. Раннее детство: познавательное развитие – М.: Мозаика Синтез, 2004. – 415 с.
  16. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2003. – № 2. – С. 5-7
  17. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению – М.: Книголюб, 2003. – 350 с.
  18. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе – М.: АРКТИ, 2006. – 275 с.
  19. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2006. – № 3-4. с. 46 – 51.
  20. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: «Академия», 2007. – 336 с.
  21. Урунтаева Г.А.Практикум по психологии дошкольника. - М.: «Академия», 2008. – 368 с.
  22. Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста – C - Петербург, Речь, 2005. – 182 с.
  23. Эльконин Д. Б. Детская психология. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 384 с.

Интернет-ресурсы:

  1. www.nsportal.ru
  2. www.maam.ru
  3. www.doshkolnuk.com
  4. www.prodetskiysad.blogspot.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду.

Материал содержит практические рекомендации для воспитателей в адаптационный  период .Данные рекомендации помогут практикующим педагогам наладить взаимоотношения с семьями воспитанников....

«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ »

Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно, что поступление малышей в детский сад – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым условиям. Малыши тя...

Особенности работы воспитателя в период адаптации детей

         В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учетом рекомендаций врача, педагога-психолога, старших воспитат...

«Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду».

hellip; Ребенок идет в детский сад. Это, как правило вызывает, серьёзную тревогу у взрослых.От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, завис...