Доклад "Взаимодействие с родителями в процессе приобщения дошкольников к здоровому образу жизни"
материал
Выступление на Республиканском семинаре "Компетентностное родительство. Педагогическая поддержка семьи в вопросах охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимодействие с родителями в процессе
приобщения дошкольников к здоровому образу жизни
Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – общая задача дошкольного учреждения и семьи воспитанника. На сегодняшний день, в основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Отношения между семьей и дошкольным учреждением определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад, как две основные социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребёнка.
Без помощи со стороны семьи физкультурно-оздоровительная работа, организуемая в образовательном учреждении, не может быть успешной. Физическое развитие детей нужно продолжать и за пределами детского сада. Например, утренняя гимнастика по выходным дома и подвижные игры на прогулке, безусловно, пойдут на пользу каждому ребёнку.
Русская пословица гласит: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». Поэтому сознательное отношение к своему здоровью в первую очередь надо формировать у родителей. Работа по формированию здорового образа жизни заключается в том, чтобы совместно с родителями сформировать у детей привычки, которые сохраняют и укрепляют здоровье с детства: соблюдение режима дня, правильное питание, закаливание, формирование потребности в движении. Родители должны быть постоянно активными участниками образовательной деятельности.
Целью моей работы по данному направлению является приобщение детей и их родителей к основам здорового образа жизни через целенаправленную работу по физическому воспитанию.
Исходя из цели, я определила задачи работы:
- Улучшить показатели здоровья, физической подготовленности воспитанников ДОУ.
- Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни.
- Формирование целостного понимания здорового образа жизни.
- Способствовать развитию интереса у детей и родителей к занятиям физической культурой.
- Повысить активность родителей в вопросах физического воспитания детей.
- Сформировать у родителей теоретические знания, закрепить навыки здорового образа жизни.
- Ориентация семьи на воспитание здорового ребенка.
Чтобы решить поставленные задачи, я определила предполагаемые результаты, как для детей, так и для родителей
- Улучшить показатели физической подготовленности, воспитанников ДОУ,
- Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни,
- Обогащать знания о ЗОЖ через различные виды деятельности,
- Способствовать развитию интереса у детей и родителей к занятиям физической культурой,
- Повысить педагогическую культуру родителей,
- Ориентация семьи на воспитание здорового ребёнка,
- Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ, изучить, обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания.
В своей работе с родителями в вопросах формирования здорового образа жизни у детей я использую такие формы взаимодействия с семьями воспитанников, как:
- информационно-аналитические;
- досуговые;
- наглядно-информационные;
- познавательные формы работы.
Информационно-аналитические формы работы с родителями (это анкетирование и тестирование, фронтальные и индивидуальные опросы родителей) используются мной с целью изучения социального портрета семей, для выяснения потребностей со стороны родителей, а также для согласования воспитательных воздействий в вопросах формирования культуры здорового образа жизни воспитанников.
Критерий «включенности» родителей в совместную работу по формированию ЗОЖ детей отразил количественный показатель участия и присутствия родителей на групповых мероприятиях, посещение ими родительских собраний, дней «открытых дверей», участие в совместных спортивных праздниках, творческих и фото выставках, помощь в пополнении предметно-развивающей среды и оснащении Уголка здоровья и т.д. Также я выделила для себя и качественные показатели. Такой анализ выявил три группы родителей:
- родители - лидеры, участники;
- родители - исполнители;
- родители - критические наблюдатели.
Проанализировав собранные данные, я выработала тактику общения с родителями во взаимодействии с ними по вопросам формирования ЗОЖ воспитанников, учитывая потребности и индивидуальные особенности семей.
Из всех форм работы с семьями самой интересной и востребованной, а также полезной оказалась и остается досуговая форма работы. Родители, присутствующие на праздничных досугах, с удовольствием участвовали вместе с детьми в различных конкурсах и эстафетах. Так наш детский сад принимал участие во Всероссийском проекте «Футбол в школе». И один из этапов проходил в форме соревнований семейных команд и встреча с тренерами-футболистами (как раз из числа родителей наших воспитанников). Периодически у нас проходят досуги «Мама, папа, я – спортивная семья», спортивные соревнования на День отца, День защитника Отечества и другие.
Нужно заметить, что участие в совместных досугах и праздниках позволяет родителям увидеть со стороны своего ребенка на фоне других детей, оценить уровень физического развития, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком в вопросах воспитания ЗОЖ, но и с родительской общественностью в целом.
Используя наглядно-информационные формы работы с родителями, мы имеем хорошую возможность доносить до родителей информацию в доступной и удобной форме. В групповой приемной находится стенд «Будем здоровы!», где размещается информация по безопасности в быту, профилактике обморожений, солнечных ударов, вирусных инфекций и различных заболеваниях в зависимости от сезона, Здесь же размешаются памятки, буклеты, папки-передвижки по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей, советов о правильном рациональном питании, о вредной и здоровой пище, о витаминах, как правильно делать зарядку, в какие подвижные игры можно поиграть с ребенком, советы о том, как правильно одевать ребенка по погоде и многое другое.
С целью педагогического сопровождения семей, обогащения знаниями родителей в вопросах воспитания культуры ЗОЖ мы используем активные формы и методы работы с родителями познавательного направления, такие как:
- групповые родительские собрания, на которых проводились беседы о текущих возрастных особенностях развития детей, о профилактике различных заболеваний и вирусных инфекциях, профилактической вакцинации. Давались рекомендации и проводились консультации по основным компонентам здорового образа жизни дошкольников: правильное питание, режим дня, двигательной активности, закаливание.
- день открытых дверей, где в ходе проведения занятия родители видят какие здоровьесберегающие технологии использует воспитатель или инструктор по физической культуре. Это дает возможность родителям и в домашних условиях проводить с ребенком пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, дыхательные упражнения.
- конкурс-выставка нестандартного физкультурного оборудования для игровых оздоровительных массажей, упражнений. Родители на мастер-классах в детском саду изготавливают такое нестандартное оборудование или дома и затем могут применять его в домашних условиях.
Подводя итог на сегодняшний день по работе в данном направлении, хочется отметить более активное участие родителей в подготовке и проведении досугов в ДОУ, участие в выставках совместных детско-родительских работ по тематике «Здоровый образ жизни», а также в оформлении фотовыставок в группе «Мама, папа, я - спортивная семья», «Спорт в моей жизни». Совместно с родителями в группе был создан фотоальбом «Будьте сильными, веселыми, смелыми, здоровыми», где представлены фото из личного семейного опыта в оздоровлении воспитанников, их времяпровождения и всё разнообразие семейного спортивного и оздоровительного отдыха.
На данный момент можно сказать, что использование разнообразных форм работы с родителями в вопросах воспитания ЗОЖ детей дало определенные результаты, и родители из зрителей и наблюдателей стали активными участниками и помощниками воспитателей в совместной работе по формированию ЗОЖ у воспитанников.
!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль здоровьесберегающих технологий в процессе приобщения дошкольников к здоровому образу жизни» (из опыта работы)
В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья как физического, так и психологического, приобщение детей к здоровому образу жизни в нашей группе является одним из приоритетных. Они яв...
Консультация для родителей "Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни".
Здоровье детей - будущее страны....
Сценарий интеллектуальной игры для дошкольников с участием родителей "Что? Где? Когда?" Тема:«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни в детском саду и семье».
Сценарий игры "Что? Где? Когда?" для семейной команды участников....
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей с целью сохранения физического здоровья детей и приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»
Сохранение здоровья ребенка – одна из самых актуальных задач обучения и воспитания.О неутешительных прогнозах свидетельствует неблагоприятная экологическая обстановка, неправильно...
«Взаимодействие с родителями в процессе приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»
laquo;Чтобы сделать ребенка умными рассудительным, сделайтеего крепким и здоровым: пустьон работает, действует,бегает, кричит, пусть оннаходится в постоянном движении»....
Презентация «Взаимодействие с родителями в процессе приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»
laquo;Взаимодействие с родителямив процессе приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»...
Презентация "Взаимодействие с родителями в процессе приобщения дошкольников к здоровому образу жизни"
Презентация к выступлению на Республиканском семинаре "Компетенстное родительство. Педагогическая поддержка семьи в вопросах охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста"...