Предметно-пространственная среда в группе раннего возраста как условие успешной адаптации ребенка в детском саду
материал (младшая группа)

Вочканова Елена Александровна

Предметно-пространственная среда в группе раннего возраста как условие успешной адаптации ребенка в детском саду

Ранний возраст — период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, необходимо создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

Поступление ребёнка в ДОУ вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому распорядку дня, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому режиму, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное пребывание в детском саду и в семье. Адаптация – сложный процесс приспособления организма, протекающий на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом.

Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в изменяющихся условиях и сохранение своего психофизического благополучия.

Адаптация направлена на поддержание равновесия организма и среды в новых для ребенка условиях. Изменения, происходящие в процессе адаптации, затрагивают все уровни организма и психики. Поэтому все адаптационные возможности и адаптационные изменения необходимо рассматривать на трех уровнях: психофизиологическом и социально-психологическом.

Проблема адаптации детей к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. От того, как пойдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и семье. К сожалению, этот процесс протекает зачастую сложно и болезненно.

В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребенка к детскому саду:

1. Легкую (1-16 дней);

2. Среднюю (16-32 дней);

3. Тяжелую (32-64 дня).

Факторы, влияющие на течение адаптационного периода:

1) предметно-развивающаяся среда в группе;

2) возраст ребенка;

3) состояния здоровья;

4) уровень развития;

5) личностные особенности;

6) умение общаться с взрослыми и сверстниками;

7) приближенность домашнего режима к режиму детского сада;

8) сформированность элементарных культурно-гигиенических навыков;

9) готовность родителей к пребыванию в дошкольном учреждении;

10) шумовой фон в группе детского сада;

11) стабильность воспитательского состава;

12) компетентность педагога в вопросах, связанных с индивидуальным подходом в процессе воспитания и развития дошкольников.

Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым. От того, насколько они смогут окружить малыша

Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателей создавать атмосферу уюта и любви в группе. Ребёнок должен с желанием идти в детский сад, и если он с первых дней почувствует атмосферу тепла и доброжелательности, то исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. При построении развивающей среды для детей от двух до трех лет мы учитывали возрастные, физиологические и психические особенности ребенка, повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность, которая проявляется в неуемном стремлении исследовать все, что находится в поле зрения малыша.

Значимым условием по развитию и совершенствованию предметной деятельности и адаптации детей к ДОУ является правильно организованная предметно-развивающая среда. Многие исследователи придавали большое значение данной проблеме, что подтверждает ее актуальность и в настоящее время. О важной роли предметно-развивающей среды в формировании личности ребенка говорится в исследованиях Карабановой О. А., Алиевой Э. Ф., Радионовой О. Р., Рабиновича П. Д., Марича Е.М. Организационной основой предлагаемого нами подхода к процессу адаптации является создание предметно — развивающей среды группы, в которой ребенок чувствовал бы себя спокойно, уверенно, комфортно и в физиологическом, и психологическом плане.

На протяжении всего периода адаптации для детей были созданы благоприятные условия: гибкий режим дня, соответствующая предметно – развивающая среда, учет индивидуальных особенностей детей, спокойная музыка перед дневным сном, лечебно – профилактические мероприятия, организованная игровая деятельность. Изучение процесса адаптации в условиях правильно организованной предметно – пространственной среды происходило с помощью методов наблюдения, опроса родителей и диагностирования уровня адаптированности ребенка к детскому саду. Данное наблюдение было направлено на фиксацию фактов. Этот вид наблюдения характеризуется отсутствием контактирования с наблюдаемым ребенком, и исследует индивидуальные особенности его функционирования. Наблюдение проводилось в привычной для ребенка ситуации занятия, в свободной деятельности - спонтанной игре, в режимных моментах.

Ожидаемый результат от правильной организации предметно – пространственной среды в группе:

· Успешное прохождение адаптации ребенка к детскому саду;

· Обеспечение психологической безопасности каждого ребенка;

· Создание эмоционально - благоприятной атмосферы в группе;

· Создание условий для комфортного пребывания детей в группе детского сада.

В основу данной работы легла педагогическая идея о том, что правильно организованная предметно – пространственная среда в группе раннего возраста является условием успешной адаптации ребенка к детскому саду. Не менее значимо учитывать особенности каждого ребенка: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, личностные характеристики. В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (Н.Д. Ватутина, А.И. Жукова, Н.И. Добрейцер, Р.В. Тонкова-Ямпольская, и др.). Адаптация определяется, прежде всего, как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса (Н.М. Аксарина).

Разработаны рекомендации для педагогов и родителей по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение и организации адаптационного периода в ДОУ (Белкина В.Н., Белкина Л.В., Вавилова Н.Д., Гуров В.Н., Жердева Е.В., Заводчикова О.Г., Кирюхина Н.В., Костина В., Печора К.Л., Тонкова-Ямпольская Р.В.). При организации предметно-развивающей среды в соответствии с ФГО С важно соблюдение о сновных принципов: насыщенность, вариативность, доступность, трансформируемость, полифункциональность, безопасность. На основании вышеперечисленных принципов организации развивающей среды в группе, была продумана организация пространства так, чтобы всегда можно было удивить и заинтересовать вновь поступивших детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Условия для детей с разным уровнем адаптации должны создаваться с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. И конечно, работа по адаптации детей должна идти в тесном контакте с родителями и начинаться уже в семье, до поступления в детский сад.

В групповом помещении ребенок находится значительную часть дня, поэтому работа по формированию предметно – пространственной среды требовала значимых усилий. Создание среды началось с зонирования группы. В конечном итоге были выделены следующие зоны: игровая (зоны сюжетных и строительных игр, игр с транспортом, и с природным материалом), физического развития, творчества, музыкальных занятий, театрализованной деятельности, чтения и рассматривания иллюстраций.

Развивающая предметно-пространственная среда

Центры развития

Оснащение

Формы работы

Центр сенсорного развития

Тренажеры, шнуровки, вкладыши, пирамидки, пазлы, «лабиринты», конструктор, кубики, матрешки, и др.

Сенсорномоторные дидактические игры, игры с тренажерами.

Книжный центр

Кубики,  разрезные картинки по художественным произведениям.

Дидактические игры.

Пальчиковые игры.

Центр Театра и ряженья

 

Пальчиковый театр;настольный театр,фланелеграф с набором картинок и моделей.

Театрализованные игры.

 

Центр Двигательной активности и Здоровья

Разные мячи, дуги, кегли, мешочки с песком, скакалки, ленточки,

шнуры, обручи и др.

Подвижные игры.

Пальчиковые игры.

Игровой массаж и самомассаж.

Имитационные движения.

Спортивные развлечения.

Гимнастика (утренняя, «бодрящая»)

Центр Музыкального развития

Музыкальные игрушки,

Магнитофон, флешка с музыкальными играми для пальчиков, звуками природы, классической музыкой

Игры (музыкально-пальчиковые, имитации).

Игровая зона

Куклы с набором одежды, кукольная мебель, машинки и др.

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Раздевалка

Личные вещи детей, любимые игрушки,телефон стационарный для обыгрывания звонка маме.

Коммуникативные игры.

 

Территория участка

 

«Песочница».

Игры с песком (в летний период)

 

Игры (дидактические, импровизации, подвижные) на прогулке.

Раздевалка

Информационный Центр.

Педагогическое просвещение родителей.

 

Среда отвечает принципам насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности, безопасности и направлена на развитие инициативности, самостоятельности, творческих проявлений каждого ребенка, имеет характер открытой незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.

Игровые Центры развития периодически пополняются новыми играми и пособиями.

Поэтому необходимо помочь ребенку адаптироваться, привыкнуть к новым условиям существования, необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Это произойдет лишь тогда, когда ребенок узнает и поймет, какие люди его окружают, в каком помещении он живет.

Важную роль в облегчении адаптации играет предметно-развивающая среда в группе, которая способствует снижению стресса у детей, обеспечивает их комфортное состояние.

Федеральный государственный образовательный стандарт к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, представляет собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования. Основу одной из них составляет особое внимание к социальным условиям жизни детей дошкольного возраста, складывающимся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды. При этом в центре внимания находится современный интерьер групповых помещений, включающий в себя оборудование, мебель, игрушки как необходимую составляющую предметно-пространственной среды.

Предметно - развивающую среду мы создавали по таким характеристикам:

- разнообразие (наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, познавательно- исследовательской , изобразительной и музыкальной деятельности, организации двигательной активности);
- оптимальная насыщенность (без чрезмерного обилия и без недостатка);
- стабильность (материалы и пособия имели постоянное место);
- доступность (исключали высокую мебель и закрытые шкафы);
- эмоциогенность (среда яркая, привлекающая внимание ребенка, вызывающая положительные эмоции);
- зонирование .

В групповой комнате для приема пищи, игр и НОД располагается удобная детская мебель: столы, стулья, диванчики. Вся мебель в группе соответствует возрастным особенностям малышей. Закругленность форм представленных изделий не только снимает опасность травмы об острые углы, но и приятна для глаза, так как демонстрирует мягкость и плавность линий.

Жизненное пространство в группе дает детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты. Расположение зон способствует плавному переходу от одной деятельности к другой. Например, зона для игр со строительным материалом соседствует с зоной игр с машинами. Принцип зонирования не означает, что предметная среда остается неизменной. Время от времени мы меняем игровые зоны, иногда объединяем, дополняем новым оборудованием. Динамичность среды побуждает малышей к преобразованию, к исследованию нового. Развивающая обстановка обеспечивает ребенку ощущение постоянства, стабильности, а нам позволяет видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей детей и постановки новых педагогических задач.

В группе предметно-развивающая среда разделена на уголки для самостоятельной деятельности детей.

Таким образом, развивающая среда группы может служить примером того, как грамотно организованная окружающая обстановка способствует своевременному развитию у детей раннего возраста необходимых умений и навыков, а также способствует эффективному взаимодействию педагогов с членами семей воспитанников.

Список литературы

1. Адаптация ребёнка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации [Текст] / авт.-сост. Н.В, Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2010.

2. Антонова, Е.В. Социализация и адаптация детей раннего возраста [Текст] // Ребенок в детском саду. – 2003. N6 – с.46

3. Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст] / Л.В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006.

4. Волков, Б.С., Волкова,Н.В. Психология общения в детском возрасте [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Педобщество, 2003.

5. Грановская, Р.М. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: учебное пособие [Текст] / Р.М. Грановская. – М.: Учитель, 2004.

6. Доронова, Т.Н. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 4 лет. Под ред. Т.Н. Дороновой. – М.: Учитель, 2005.

7. Зубова, Г. Психолого – педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада [Текст] / Г. Зубова // Дошкольное воспитание. – 2004. – N7. – с.66.

8. Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста [Текст] / В. Костина // Дошкольное воспитание. – 2006. – N1 – c.34.

9. Макарычева, Н.В. Проблемы раннего детства: диагностика, педагогическая поддержка, профилактика: в помощь занимающимся воспитанием детей 2-3 лет [Текст] / Н.В. Макарычева. – М.: АРКТИ, 2013.

10. Монина, Г.Б. Проблемы маленького ребёнка [Текст] / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова.– СПб.: Речь, 2002.

11. Павлова, Л.Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание: метод.пособие для пед. групп ран. Возраста [Текст] / Л.Н. Павлова. – М.: Центр «Школьная книга», 2004.

12. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях К.Л. Печора, Г.В. К.Л., Пантюхина. – М.: Владос, 2007.

13. Пыжьянова , Л. Как помочь ребенку в период адаптации [Текст] / Л. Пыжьянова // Дошкольное воспитание. – 2003. – N2.

14. Теплюк, С. Улыбка малыша в период адаптации [Текст] / С. Теплюк // Дошкольное воспитание. – 2006. – N4. с. 51.

15. Трофимова О. В. Организация успешной адаптации детей к дошкольному учреждению посредством создания целенаправленного комплекса мероприятий [Текст] / О. В. Трофимова, Т. М. Волкова, Н. А. Галка// Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 139-142.

16. Рыжакова, С. Б. Условия успешной адаптации [Текст] / С. Б. Рыжакова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 146-147.

Спортивный уголок «Здоровячок»

Мы организовали в группе спортивный уголок, который удовлетворяет потребность детей в движении. Уголок оформлен так, что у ребенка появляется желание заниматься в нем: это и яркие картинки, и новый спортивный инвентарь (мячи, кегли, шары, оборудование для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, для катания, бросания, ловли, атрибуты к подвижным и спортивным играм, нетрадиционное физкультурное оборудование для работы с детьми с НОДА : массажные коврики и дорожки, мешочки с песком, крупой, солью,  массажные мячики, резиновые кольца, ).

Центр творчества.

Очень любят малыши рисовать! Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Для удовлетворения этой их потребности мы оборудовали изобразительный уголок « столик художеств» - разложили цветные карандаши, восковые мелки, краски, кисти, салфетки, бумагу разного формата, разной формы, разного тона, раскраски, пластилин, дощечки, стеки и др. Твори сколько душе угодно!

Удовольствие доставляет детям рисование фломастерами - маркерами, на прикрепленном к стене листе бумаги. Цвет, который выбран для рисунка, помогает понять, как в данный момент на душе у ребенка - тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.

Опытно – экспериментальная деятельность

Умиротворяюще действуют на детей игры с песком с водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

В центре «Песок-вода» дети учатся экспериментировать с различными предметами и природными материалами. Организуя такие игры, мы развиваем мелкую моторику ребенка. Малыши любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их.

Игры с водой вызывают положительные эмоции. Дети переливают воду из одной ёмкости в другую, пускают кораблики, окрашивают воду в разные цвета. Знакомятся с такими понятиями, как тёплый-холодный, сухой-мокрый, тонет-не тонет, пустой-полный и многое другое.

Книжный уголок.

В книжном уголке подобраны книги по возрасту детей (сказки, произведения русских и зарубежных авторов), предметные картинки, наборы сюжетных картинок, тематические альбомы, игры по познавательному и речевому развитию, картотека потешек, стихов, загадок. Малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки.

Игровая зона

(Уголки сюжетно - ролевых игр «Семья», «Больница», «Парикмахерская»)

Уголок сюжетно-ролевых игр «Семья» расположен так, чтобы создавалось впечатление ограниченного пространства, т. е. уголок огорожен. Воспитателю очень хорошо видно всех ребят. Дети могут самостоятельно подбирать игрушки, атрибуты, предметы-заместители для игр. В игровом уголке «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. В уголке «Больница» за ширмой Айболит встречает детей жизнерадостной улыбкой, настраивая их на позитивный настрой. Уголок представлен медицинскими атрибутами, предметами- заместителями для игры. В уголке «Парикмахерская» яркие, красочные баночки и бутылочки привлекают внимание детей, дети легко включаются в игру, рассматривая альбом с детскими прическами, а затем, «претворяя» увиденное в жизнь. Предлагая детям поиграть в сюжетные игры, мы способствуем развитию желания играть вместе со сверстниками, а так же формируем начальные навыки ролевого поведения (включаться в игру, понимать роль в игре, действовать в сюжетах с двумя действующими лицами и др.). Малыши знакомятся с новыми для них предметами и учатся действовать с ними. Полученные знания и навыки переносят в повседневную жизнь.

На протяжении всего адаптационного периода проводились игровые занятия, основными задачами которых были: преодоление стрессовых состояний у детей, эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие речевой активности, восприятия, внимания; развитие общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых умений и навыков. Такие как: «Уложим куклу спать», «Ох красивый теремок – очень-очень он высок», «Чаепитие», «Устроим кукле комнату», «Мы встречаем гостей», «Купание куклы Кати», «Встреча с доктором Айболитом», «Рассмешим наши игрушки».
Уголок ряженья.

В уголке ряженья можно наряжаться - это развивает творчество малышей . Наряды предусмотрены как для девочек, так и для мальчиков. Все вещи сшиты руками родителей. Содержимое наполняем и обновляем в течение года.

Строительная мастерская

В группе широко представлены различные виды конструкторов: напольный крупный деревянный и пластмассовый строительный материал, настольный мелкий строительный материал (деревянный и пластмассовый), конструктор «Лего», кубики. Строя и обыгрывая свои постройки, у детей развивается ручная умелость, творческое воображение. Проводим игры «Башенка из кубиков для матрёшки», «Построим поезд и поедем в гости», «Домик из кубиков», «Дорожка для машины», «Медвежонок идёт к зайчику по дорожке».
Зона двигательной активности.

Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. В зоне двигательной активности расположено оборудование для проведения подвижных игр, утренней гимнастики, а так же для самостоятельных игр детей. Для удовлетворения потребности в движении отведено большое пространство в группе. Имеется различное оборудование: мячи, каталки и игрушки на колесах, машина, тележка, мягкие кирпичики, разноцветные флажки, ленточки.


Музыкальный уголок.

Дети в восторге от музыкального уголка. Здесь есть такие музыкальные инструменты, как металлофон, гармошка, гитары, пианино, балалайки, бубны, погремушки, барабан, колокольчик. Создана картотека музыкально-дидактических игр, сюжетные и предметные картинки с изображением музыкальных инструментов , которые доставляют детям много радостных минут, развивают фонематический слух и чувство ритма.

Театральный уголок.
Своих воспитанников мы знакомим с различными видами театра, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Поэтому здесь сосредоточены разные виды театров: картинки (сюжетные и предметные) для фланелеграфа, настольный театр, пальчиковый и куклы Би-Ба-Бо, театр резиновых игрушек, волшебный сундучок. Встреча с героями из сказок помогают ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

image

 

image

 

 

imageimage image

 

image

 

 

imageimage

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста

Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания.  Рационально организованная предметная среда, разнообразие игр, игрушек ...

организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста

Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания.            Рационально...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Предметно-пространственная развивающая среда в группах раннего возраста

Предметно-пространственная развивающая среда в группах раннего возраста организуется для детей с особым подходом, она максимально должна быть приближена к домашней обстановке....

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Предметно - пространственная развивающая среда на группе раннего возраста.

Организация ППРС на группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО...

Предметно-пространственная развивающая среда в группе раннего возраста в рамках ФГОС

(автор: Миллер Мария Сергеевна, ГБДОУ детский сад 61 Приморского района г.Санкт-Петербург)Данная презентация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста в рамках ФГОС содерж...