Конспект занятия по познавательному и социально-коммуникативному развитию. Речевая практика. Составляем синквейн по теме «Новогодний праздник», «Праздничная ёлка».
план-конспект занятия (старшая группа)

Иванова Элина Георгиевна

Синквейн — это стихотворение, состоящее из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено не рифме, а определенным правилам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

ООД по познавательному и социально-коммуникативному развитию.

Речевая практика. Составляем синквейн по теме «Новогодний праздник», «Праздничная ёлка».

Синквейн — это стихотворение, состоящее из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено не рифме, а определенным правилам.

В чем же эффективность и значимость Синквейна?

1 Его простота. Синквейн могут составить все.

2 В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

3 Синквейн является игровым приемом.

4 Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

5 Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.


Правила построения синквейна:
1. Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
2. Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
3. В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
4. Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
5. Пятая строчка — итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
(Количество слов в предложениях можно иногда менять)

Например, синквейн по теме «Новый год» может быть составлен следующим образом:

Новый год!

Яркий, волшебный!

Приходит, завораживает, радует!

Дед Мороз дарит всем подарки - и большим, и маленьким!

Волшебник!

Цель: развитие связной речи детей посредством составления дидактического синквейна.

Коррекционно-образовательные задачи:

- закреплять знаний детей об особенностях праздника (наряжают ёлку; наряжаются в маскарадные костюмы; приходит Дед Мороз со Снегурочкой и дарят подарки; все веселятся, радуются);

- активизировать  и расширять словарь детей по теме «Новый год»;

- закреплять в речи категорию творительного падежа существительных;

- упражнять в составление предложений с глаголами прошедшего времени и предлогом «на», распространение предложений определениями;

- упражнять в подборе слов-признаков, слов-действий.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать слуховое внимание;

- учить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему;

- развивать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать умение работать в коллективе;

- создавать положительный эмоциональный фон радости, ожидания праздника.

Оборудование: игрушка-ёлка, новогодние украшения, Дед Мороз, Снегурочка, схема составления синквейна.

Содержание организованной образовательной деятельности.

I. Организационный момент.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Теплота от наших рук

Побежит вокруг – вокруг

День начнётся с теплоты,

С теплоты и доброты.

Скажите, вы умеете придумывать стихотворения?

Д. -Нет, не умеем.

В.- Хотите научиться? Это совсем не сложно, а даже увлекательно и интересно. Стихотворение, которое мы будем придумывать – необычное стихотворение. Оно состоит из пяти строчек и называется – синквейн.

Воспитатель обращает внимание детей на мольберт, на котором выделены пять строчек

II  Основная часть:

Определение темы синквейна.

В. - О чём будет наше стихотворение вы узнаете, когда отгадаете все загадки, которые будете загадывать друг другу

Отгадывание загадки.

Красавица, какая.

Стоит, светло сверкая,

Как пышно убрана!

Скажите, кто она?        (Новогодняя ёлка)

Распространеиие предложений определениями.

Практическое употребление глаголов прошедшего времени и предлога «на».

Игра «Украсим ёлку»

(На столе ёлка)

Воспитатель. Посмотрите, эта ёлка готова к новому году?

Как помочь ёлочке подготовиться к празднику?

(Дети предлагают нарядить ёлку и по очереди вешают игрушки на ёлку)

- Что ты сделал (а)? (Я повесил (а) шар.)

- Куда ты повесил (а) шар? (Я повесил (а) шар на ёлку.)

- Какой шар ты повесил (а) на ёлку? (Я повесил (а) на ёлку синий шар.) и т.д.

Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»

Перед нами ёлочка (пальцы в замок и выпрямить, большие пальцы соединены)

Шишки (кулаки)

Да иголочки (указательный палец вперёд)

Шарики (большой и указательный палец соединить)

Фонарики (вращать кисти рук)

Зайчики (средний и указательный пальцы вверх)

Свечки (ладони лодочкой и соединены, направлены вверх)

Звёзды (все пальцы раздвинуты и ладони вместе)

Человечки (средний и указательный пальцы «бегут»)

Подбор слов-признаков.

Игра «Какой, какая, какие?»

Ёлка (какая?) – красивая, нарядная, зелёная, стройная ит.д.

Игрушки (какие?) – яркие, блестящие, серебристые, золотые, разноцветные и т.д.

Мишура (какая?) – блестящая, сверкающая и т.д.

Дождь (какой?) – блестящий, золотой, разноцветный, сверкающий т.д.

Подбор слов-действий и слов-признаков.

1. Игра «Угадай кто?»

Воспитатель. Ребята, к нам спешат гости. Угадайте, кто они.

Улыбается, поёт, танцует, играет, кто она? (Снегурочка)

Пляшет, морозит, играет, веселит, слушает (стихи), дарит (подарки), кто он? (Дед Мороз)

2. Игра «Какой, какая?»

Дед Мороз (какой?) – добрый, весёлый, бородатый, старый ит.д.

Снегурочка (какая?) – красивая, добрая, милая, молодая, весёлая и т.д.

3. Игра «Что делает?»

Снегурочка (что делает?) - …

Дед Мороз (что делает?) - …

 VIII. Составление синквейна.

1. Коррекция и совершенствование готового синквейна.

Воспитатель предлагает  прослушать готовый рассказ-синквейн и разобраться, всё ли  правильно?

(Дети вносят исправления после каждой строчки)

    Снегурочка.                                                                 Дед Мороз.

Злая, вредная.                                                Маленький, молодой, грустный. Танцует, летает, свистит.                                Дарит, морозит, грустит.

Снегурочка очень вредная.                                Дед Мороз кушает подарки.

       Птица.                                                                             Гном.

2. Составление синквейна.

(Работа в группах)

Воспитатель предлагает разделится на две группы и составить рассказ-синквейн о Снегурочке и о Дед Морозе.

III. Заключительная часть:

*Работа с мнемодорожками. Заучивание стихотворения.

В. – Ребята, пять строчек заполнены. Давайте расшифруем то, что мы записали при помощи рисунков.

Дети расшифровывают рисунки на мнемодорожках.

Читают синквейн.

Ёлка!

Пушистая, нарядная!

Сверкает, радует, пахнет!

Наша елка самая красивая!

Новый год!

Дети по очереди прочитывают стихотворение с опорой на мнемодорожки, желающие рассказывают стихотворение наизусть.

- Понравилась ли вам занятие? Чем занимались? Что узнали?

- Вы все сегодня были молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «Кто готовит нам еду»

Конспект комплексного  занятия по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «Кто готовит нам еду»...

Конспект занятия по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе тема: «Потребности человека»

Тема: «Потребности человека»Цель Формирование у детей представления о социальных потребностях человека (потребность в общении, уважении, о потребности в реализации интересов, расшири...

Конспект занятия по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Добра желаешь — добро и делай. Правила дружбы» для детей 5-7 лет.

Цель: обобщение представлений детей о доброте как о ценном качестве человека, развитие социальных чувств, взаимопомощи.Задачи:1.Формировать представление у детей о доброте.2.Воспитывать добрые чувства...

Конспект занятия по образовательной области социально-коммуникативное развитие для детей подготовительного возраста Тема: «Русский народный женский костюм

Конспект занятия по образовательной области социально-коммуникативное развитие для детей подготовительной группе  Тема " Русский народный костюм" создавался с использованием технологии ...

Конспект занятия по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие » с детьми старшего дошкольного возраста. На основе интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» Тема: «Знакомимся с финансами»

Мотивация: Здравствуйте ребята. .Ребята, как вы думаете, что это за музыка, - Это волшебная музыка, загадочная. С этой музыки начнется наша игра. У меня есть волшебный мешочек .Давайте посмотрим , что...