Перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми подготовительной группы.
материал (подготовительная группа)
Перспективный план работы
по экологическому воспитанию с детьми подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_po_ekologii_9_gruppy.docx | 46.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы
по экологическому воспитанию с детьми подготовительной группы № 9 «Звездочки».
Сентябрь
Дни недели |
Занятия |
Наблюдения |
Экскурсии | Трудовые по- ручения (в природе, хоз.-бытовой) |
1 нед. | «Земля - кормилица» Цель: расширять представления детей о природном объекте – земля. Продолжать знакомить с различными видами почв. Рассказать о плодородных почвах Кубани. Воспитывать любовь к земле, желание трудиться на ней. | Наблюдения за окультуренными участками земли и заброшенными; удобренными, политыми и засохшими. | Целевая прогулка к экспериментальным участкам земли. | Уборка сухих листьев и веток; подметание дорожек; удаление сорной травы на огороде; уход за питомцами уголка природы и за растениями. |
2 нед. | «Дары Земли – матушки и Осени – красавицы» Цель: Закреплять знания детей о фруктах, овощах, злаковых культурах. Формировать умение объединять плоды по сходному признаку и находить различия (у злаков). Познакомить с технологиями заготовки плодов на зиму; изготовления хлеба (современная и старорусская). | Наблюдение за растениями на огороде (заключительный этап) |
| Уборка урожая свёклы, моркови. |
3 нед. | «По грибы да по ягоды» Цель: продолжать знакомить детей с разнообразием грибов и ягод, выделив группы съедобных и несъедобных. Рассказать о правилах сбора растений. Обогащать словарь детей за счет слов названий грибов и ягод. Выделить среди их разнообразия те, которые встречаются на Кубани. Воспитывать бережное отношение к природе. | Поиск грибов на участке д/с, рассматривание, уничтожение ядовитых. |
| Пересадка цветущих растений с участка в уголок природы. |
4 нед. | «Человек – часть природы» Цель: сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой. Показать, что природа влияет на человека, а человек – на природу. Познакомить с клеточным строением организма. | Наблюдения за людьми (детьми, персоналом ДОУ, родителями), за их внешним видом, характером, интересами, поступками. |
| Уборка участка от опавших листьев, подготовка огорода к будущим посевам. |
Чтение художественной литературы |
Игры |
Общение |
Развлечения | Сбор материала для гербария |
Б. Житков «Что я видел» («Баштан», «Сад») Г.Ганейзер из книги «География в картинках» Кубанские пословицы и поговорки о земле и о труде, “Наш дом родной, наш общий дом…» | «Вершки и корешки» «Придумай загадку» «Каких листьев больше?» «Узнай по описанию» | Беседа «Ранняя осень на земле» Беседа о труде работника сельского хозяйства. (растениеводов), Эксперимент «Сила тяготения». |
Согласно плану ДОУ | Сбор листьев березы, липы, акации
|
Ю.Тувим «Овощи», Я.Тайц «Послушный дождик», Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок», А. Амосов «Андрюха» Н. Некрасов «Славная осень» А. Марков «Осень», Л.Толстой- той «Косточка», «Мужик и огурцы», «Колосок» укр. сказка. Д.Тихомирова «Два колоска» | С-р «Семья» - «Летние заготовки» Дид. «Кузовок», «Вершки и корешки», «Откуда хлеб пришел?», «Когда это бывает?», «Фрукты и овощи». Хороводная игра «Жнец» | Беседа «Путешествие колоска» Беседа «Могут ли овощи принести вред нашему здоровью?» |
Согласно плану ДОУ | Сбор листьев моркови, зонтиков укропа, петрушки. |
З. Александрова «В грибном царстве», Я.Тайц «По грибы», В.Сутеева «Под грибом», П. Потёмкин «Мухомор», Л.Толстой «Девочка и грибы», «Черемуха» «Яблони», | Загадки о грибах, С-р «Семья» - «Прогул-ка в грибной лес», «Семейный обед из грибных блюд». Дид. Съедобное – несъедобное», «Кто больше назовет», «Ботаническое лото», «Грибная грамота», «Сыроежкины ловишки» | Рассказ воспитателя о дрожжевых, кефирных, плесневых грибах. |
Согласно плану ДОУ | Сбор семян растений для подкормки птиц зимой и для поделок. |
Л.Дайнеко «Вот на земле огромный дом…» С.Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц…» | «Кто я?», «Садовник», «Кто как на свет появился?» “Части тела» | Беседа о живой и неживой природе Беседа “Кто такой человек». |
| Сбор осенних цветов для гербария. |
Октябрь
Дни недели |
Занятия |
Наблюдения |
Экскурсии | Трудовые поручения |
1 нед. | «Царица – водица» Цели: уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды; познакомить детей с круговоротом воды в природе; дать представление об основных источниках загрязнения воды, его последствиях. Развивать речь, мышление. Воспитывать бережное отношение к природе. | Моделирование «Как рождается речка». Наблюдения за растениями. | Экскурсия на водоём «Перед долгим сном» Цель: Развивать у детей умение наблюдать за осенними приметами на реке. | Перекопка земли у кустарников, Уборка участка от опавших листьев. |
2 нед. | «В гостях у морского царя» Цели: продолжать знакомить детей с животными и растениями подводного мира морей и океанов. Развивать творческое воображение; обогащать словарный запас; воспитывать экологическую культуру. Показать многообразие, красоту окружающего мира. | Наблюдения за туманом, дождём, облаками. Экспериментирование «Ловись, рыбка, и мала, и велика» Цель: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. |
Экскурсия по территории сада (наблюдение за осенними изменениями, ведение дневника. | Уход за комнатными растениями, питомцами уголка природы. |
3 нед. | «Речные обитатели водоёмов» Цели: продолжать знакомить детей с рыбами рек и озёр. Учить отличать морскую и речную рыбу; закреплять знания о других обитателях водоёмов (лягушках, пиявках, раках); обогащать словарный запас; воспитывать экологическую культуру. | Наблюдения за признаками золотой осени. Рассмотреть травянистые растения, их приспособление к зиме. |
Создание макета озера и растительности. | Посев и выращивание зеленого корма для питомцев. изготовление гербария. |
4 нед. | «Зачем человеку желудок». Цели: воспитывать у детей познавательный интерес к человеку как биологическому существу. На уровне элементарных представлений познакомить детей с органом пищеварения – желудком. Раскрыть функции и значение желудка для организма. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | Наблюдения за продолжительностью дня; за птицами и насекомыми; за распространением семян. |
Изучение организма человека. | Изготовление кормушек для подкормки птиц зимой. |
Чтение художественной литературы |
Игры |
общение |
Развлечения | Сбор материала для гербария |
Т.А.Шорыгина «Родник» Н. Рыжова «Вы слыхали о воде?» Е.Серов «Град» А.Барто «Дождь» Г.Ладонщиков «Лёд» Н.Некрасов «Мороз» Я.Аким «Облака» Н.Михайлова «Пар» «Из недр земли забил родник» | Подв.игра «Ходят капельки по кругу», «Земля, вода, огонь, воздух», «Ручеёк» | Беседы «Путешествие капельки», «Источники загрязнения воды. Меры охраны», Экспериментирование «Почему не тонут корабли?» | Загадки о различных агрегатных состояниях воды | Сбор метелок камыша |
О.Г.Зыкова «Камбала» , «Морской петух», «Рыба-прилипала», «Осётр», «Акула», «Скат». И.В.Переверзева «На море» Г.Х.Андерсен «Русалочка» | С-р игра «Отважные мореплаватели» Дид. игра «Сложи картинку», «Узнай по описанию», «Четвертый лишний» | Беседа «Путешествие по глобусу», «Где живут капли воды в д/с»
| «Покровская ярмарка» | Сбор семян различных растений, каштанов. |
И.Крылов «Лебедь, Рак и Щука». В.Гаршин «Лягушка – путешественница» И.В.Переверзева «Рыбалка» О.Г.Зыкова «Сом», «Окунь», «Карась», «Ёрш» | С-р игра «На рыбалке», Дид. игры «Узнай по описанию», «Мама и её малыш», «Сложи картинку», «Кто это потерял?» Под. игра «Удочка» «Лягушки и цапля» | Беседа «По щучьему велению» Беседа «Где зимуют лягушки». |
| Сбор листьев клена, ясеня, рябины. |
Н.Носов «Мишкина каша», «Огурцы», пословицы и поговорки о еде, К.Ушинский «История одной яблоньки», К.Паустовский «Тёплый хлеб»
| С- р игра «Скорая помощь» Дид. игры «Что здесь лишнее?», «Что едят в сыром виде, а что в вареном?». | Опыты «Свойства воды», Беседа о том, кому нужна вода. Значение воды в жизни всего живого. Использование её человеком. |
| Сбор шишек ели, сосны, туи. |
Ноябрь
Дни недели |
Занятия |
Наблюдения |
Экскурсии | Трудовые поручения |
1 нед. | «Воздушный океан» Цели: уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; о природном явлении «ветер», причинами его возникновения, влиянием на жизнь живых организмов и человека. Развивать речь, логическое мышление, интерес к природным явлениям. Формировать интерес к экспериментальной работе, моделированию. | Наблюдения за окрашиванием листьев в цвета осени, за игрой ветра с листьями, за направлением и силой ветра. Наблюдение за трудом людей осенью в парке. | Экскурсия в парк «Как растения готовятся к зиме?» | Изготовление вертушки для наблюдений за ветром. |
2 нед. | «Перелетные птицы» Цели: расширять представления о перелетных птицах. Развивать логическое мышление – формирование причинно-следственных связей и закономерностей в природных явлениях. Знакомить с народными приметами. Воспитывать чувство сопричастности с окружающей природой. | Наблюдения за птицами, за их поведением; за продолжительностью дня. | Эксперименты на метеоплощадке «Куда дует ветер» | Развешивание кормушек для птиц, уборка участка от листьев, сухих веток деревьев. |
3 нед. | «Проводы осени» Цели: обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Учить замечать красоту осенней природы. | Наблюдение за травянистым покровом земли; за местами, которые выбрали насекомые для зимовки. | Посещение выставки «Осенние пейзажи» | Уход за растениями и животными уголка природы. |
4 нед. | «Как и для чего человек дышит» Цели: познакомить детей с дыхательной системой человека. Продолжать воспитывать познавательный интерес к человеческому организму. | Наблюдения и опыты с воздухом; за температурой воздуха в помещении и на улице; за чистотой воздуха. |
Эксперимент с воздушными шарами | Поддержание чистоты на участке (бумажки, веточки); подкормка птиц. |
Чтение художественной литературы |
Игры |
Общение |
Развлечения | Сбор гербария |
Т.А. Шорыгина «Прозрачный невидимка», «Южный ветерок». Г.Скребицкий из книги «Четыре художника» «Осень». | «Найди своё дерево», «Лист, лети ко мне!» «Игра с листочками» (ритмопластика), игровое упражнение «Листопад – хорошо, листопад – плохо.» | Беседа «Путешествие семечка», Экспериментирование «Почему дует ветер?» |
| Сбор семян различных растений (деревьев, кустарников, трав). |
В.Бианки «Синичкин календарь», Е.Благинина «Улетают, улетели…», «Стрижи» Г.Ладонщиков «Загрустил воробышек», считалки, скороговорки о птицах. И.Крылов «Кукушка и петух», Мамин-Сибиряк «Серая шейка». | «Когда это бывает?», «Чей силуэт?», «Кто лишний?», «Кто где живёт?», «Разрезные картинки», «Перелётные – зимующие», | Беседа «Крылатые помощники», Беседа «Источники загрязнения воздуха. Мероприятия по его охране». |
| Сбор перьев птиц. |
И.Бунин «Листопад», Е.Благинина «Лист качается узорный…», А.С.Пушкин «Унылая пора!..», «Уж небо осенью дышало», Е.Трутнева «Стало вдруг светлее вдвое…», И.Соколов-Микитов «Листопадничек» | Кроссворд “Осень», «Осень спросим», «Ботаническое лото», «Вершки-корешки», «Разрезные картинки» | Беседа «Унылая пора! Очей очарованье!..», Беседа «Для чего дереву листья?» |
| Сбор букетов из листьев деревьев и оставшихся цветов. |
знакомство с народными приметами по высоте неба, по форме облаков, по поведению птиц. «Кукушка» ненецкая сказка, «Хроменькая уточка» укр.сказка. Х.К.Андерсен «Гадкий утёнок» | «Кто чем дышит?», «Воздушный футбол», «Кто счастливый?», «Морской бой», «Волшебные экранчики» | Беседа «Сила ветра. Его влияние на жизнь человека и живых организмов». Опыты “Свойства воздуха» |
| Сбор скорлупы грецкого ореха и др. орехов |
Декабрь
Дни недели |
Занятия |
Наблюдения |
Экскурсии | Трудовые поручения |
1 нед. | «Зимушка – зима» Цели: закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира. Обогащать и активизировать словарь; развивать умение подбирать образные выражения к описанию зимней природы. | Наблюдения за погодой. Выделение характерных признаков зимы. Окучивание снегом кустов и деревьев. | «Вот и к нам пришла зима» Экскурсия в парк. Цель: продолжать учить детей видеть и понимать связь между живой и неживой природой. | Изготовление альбома «Глубина снега», Следить за чистотой участка и порядком в групповой комнате. |
2 нед. | «Русский лес. Этажи леса» Цели: закреплять знания детей о понятии «лес»; знакомить с разновидностями лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Закреплять знания детей о деревьях, кустарниках, лесных ягодах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе. Дать понятие «этажи леса». Познакомить с лесами, покрывающими кубанскую землю. | Наблюдение за снегом, измерение глубины снега и занесение результатов в альбом. Рассматривание льда на лужах. |
Снежные бои | Расчищать дорожки от снега, скалывать подтаявшую корку льда. Подкармливать птиц. |
3 нед. | «Русский лес. Жители различных этажей леса». Цели: закреплять и пополнять знания о диких животных средней полосы; определять их приспособленческие особенности к лесной жизни, выстраивать пищевые цепочки; объяснить, что в природе все взаимосвязано, в ней нет «лишних» или «вредных» животных, птиц, насекомых и т.д. Поощрять в детях познавательную активность. | Наблюдение за жизнью птиц, за их поведением. Рассматривание следов на снегу и определение кому они принадлежат. |
Эксперименты со следами на снегу | Ухаживать за животными уголка природы, участвовать в ремонте книг и игрушек. |
3 нед. | «Если хочешь быть здоров» Цели: закрепить представления детей о приспособляемости человека к зимним условиям жизни. Познакомить детей с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья; дать знания об использовании средств нар. медицины при простудных заболеваниях; знакомить с правилами поведения при простудном заболевании. | Наблюдения за высотой неба, за осадками, за снежным покровом (находить взаимосвязь между температурой воздуха и консистенцией снега. Измерять t воздуха, глубину снега. |
| Поддерживать чистоту в группе и на участке, посыпать дорожки песком, своевременно пополнять кормушки для птиц. |
Чтение художественной литературы |
Игры |
Общение |
Развлечения | Сбор гербария |
С.Маршак «Сыплет, сыплет снег охапками…», «Двенадцать месяцев», А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка-…», Т.А.Шорыгина «Зимний лес», «Зима», «Когда дубраве лучше живётся», А.Пушкин «Зимний вечер» | Дид.игра «Найди ошибку», «Чей силуэт? ритмопластика «Снежинки», Стр.игра «Снегоуборочная техника» | Беседа «Зимние приметы». Беседа «Почему зимой идет снег?» Экспериментирование «Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги?» | Создание зимней сказки детьми | Создание снежинок, снежные цветы |
Т.А.Шорыгина «Прогулка в лес», «Лесные этажи», «В чаще бора», «Берендеево царство», «Сосновые леса», «Зимний ельник», «Лиственница», «Кедровые орешки», О.Дмитриев «Что такое лес». | Дид. игры «Что где растёт?», «С чьей ветки детки?», «Съедобное-несъедобное», «Ботаническое лото», «Кто больше назовет». С-р игра «В лес за ягодами», «В лес за дровами». | Рассказ воспитателя о еловом и сосновом лесе; о пихтовом и кедровом; о дубовом, берёзовом, осиновом и смешанном лесе. | Танец леса | Изготовление зимних деревьев |
Г.Снегирёв «Про птиц», Н.Сладков «Еловая каша» В.Зотов «Клест», «Кедровка», «Глухарь», Г.Ладонщиков «Что мы видели в лесу», Т.А.Шорыгина «Рябина», В.Бианки «Купание медвежат», И.Крылов «Стрекоза и муравей» | Дид. игры «Отгадай мой домик», «Кто как зимует», «Перелетные-зимующие», «Чей хвост», “Что будет, если…», составление пищевых цепочек. Подвижная игра «Лесорубы» | Беседа «Как животные приспособились к зиме». Рассказ воспитателя «Линия жизни». | «Клуб знатоков леса». Цель: формировать у детей умение применять на практике полученные знания о лесе и его обитателях. | «Покорми лесных зверей» |
В.Катаев «Цветик – семицветик», П.Бажов «Серебряное копытце», «Медной горы хозяйка» (сокращ.) | «Хорошо – плохо», «Назови одним словом», «Угадай, чей голосок», «Ассоциация», С-р игра «Служба спасения» | Беседа «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», Беседа «Для чего человек ест». | В гостях у белочки | Раскрашивание лесных шишек |
Январь
Дни недели |
Занятия |
Наблюдения |
Экскурсии | Трудовые поручения |
1 нед. | «Животные и растения уголка природы» Цели: закреплять знания детей о животных и растениях, обитателях живых уголков; закреплять названия животных и растений, условия их содержания в группе д/с или дома; уходе за ними. Учить определять объект по описанию, самим рассказывать о нём. Воспитывать бережное отношение к растениям, животным, рыбкам, желание заботиться о них. | Наблюдение за морской свинкой. Наблюдения за t воздуха, направлением ветра, за долготой дня. | Экскурсия в животный уголок. Цель: наблюдение за аквариумными рыбками; сравнение их по цвету, форме, величине; знакомство с названиями рыб и условиями жизни. | Ежедневная подкормка птиц; ремонт кормушек. |
2 нед. | «Домашние и декоративные птицы» Цели: расширять знания и представления детей о домашних и декоративных птицах; развивать воображение и фантазию; обогащать словарный запас, умение сравнивать, анализировать и делать обобщения. Воспитывать внимательное отношение к природе, умение глубоко чувствовать её красоту. | Наблюдение за попугаем. Наблюдение за поведением птиц на кормушке; за состоянием снега. |
| Уборка снега на участке, заливка дорожки для катания. Уход за питомцами. Посадка зеленого корма. |
3 нед. | «Чудесное яблоко, или «Зеркало нашей души» Цели: воспитывать у детей познавательный интерес к человеку. На уровне элементарных представлений познакомить детей с органом зрения – глазом. Раскрыть функции и значение органов зрения. Учить беречь своё зрение. | Наблюдения за деревьями (рассматривание трещин на коре после сильных морозов; почек); рассматривание следов от человеческой обуви на снегу. Обратить внимание детей на реакцию глаз в пасмурную погоду и в солнечный зимний день. |
Эксперименты с водой | Расчистка дорожек от снега; стряхивание снега с веток молодых деревьев и кустарников. Подкормка комнатных растений и уход за ними. |
Чтение художественной литературы |
Игры |
Общение |
Развлечения | Сбор гербария |
Е.Благинина «Огонёк», «На моём окошке…», В.Бианки «Рыбий дом», М.Пришвин «Ребята и утята», Н.Носов «Карасик», загадки, скороговорки | Дид.игры «Из чего можно вырастить растение?», «Кто чем питается», чей хвост?», «Путаница», «Рыба, птица, зверь», «Снежный ком», «Линия жизни», «Четвёртый лишний», «Разрезные картинки». | Рассказ воспитателя о красноухой черепахе. Беседа о комнатных растениях. Рассказ воспитателя о способах размножения комнатных растений. |
«Кто кого обгонит» игра-черепаха | Подготовка к весеннему посеву, изучение растений, которых высаживают ранней весной |
Л.Толстой «Птичка», Т.А.Шорыгина «Мурзик, иди сюда!», «Песенка о попугае», «Розовый какаду», «Певунья-канарейка», «Почтовая голубка», «Кривая уточка», «Цыплёнок Чик и кот Федот», «Чёрный петух» (легенда), О.Донченко «Петрусь и золотое яичко» | «Линия жизни», «Сложи картинку», «Зоологическое лото», «Летает-не летает», «Что напутал художник», «Рыба, птица, зверь» С – р игра «Птичница», «Зоомагазин». | Беседы о домашних птицах (гусь, утка, курица, индейка, цесарка), Беседы о декоративных птицах (голубь, канарейка, попугай). |
|
|
И.Крылов «Мартышка и очки», «Филин и осёл», Л.Толстой «Слепой и молоко», «Отчего в темноте видно?», «Осязание и зрение». | С-р игра «На приёме у окулиста» Гимнастика для глаз «Глаза могут не только смотреть», «Есть ли у глаз помощники», «Что я вижу одним глазом?» | Экспериментирование «Волшебные стёклышки» Ц: познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем, подзорной трубой. Беседа «Органы чувств человека» |
Я-ученый эколог | Создание лупы для изучения растений. |
Февраль
Дни недели |
Занятия |
Наблюдения |
Экскурсии | Трудовые поручения |
1 нед. | «Животный мир полярных районов земли» Цели: дать детям представление о природных условиях тундры, животном и растительном мире. Научить устанавливать взаимосвязь между климатическими условиями и состоянием растений. Активизировать и пополнять словарь детей. Способствовать воспитанию интереса к разнообразию природы. | Наблюдения за продолжительностью светового дня, за температурой воздуха. | «В царстве снега и льда» - экскурсия на водоем. Ц: раскрыть перед детьми новые качества и свойства реки. Обобщить знания о том, как приспособились к зиме речные обитатели. | Подкормка птиц, посыпание дорожек песком; посадка лука на зелень. |
2 нед. | «Животный мир жарких стран» Цели: расширять представления детей о жарких странах, о животных, их населяющих. Познакомить с приспособленческими особенностями растений и животных. Развивать любознательность и воспитывать стремление к изучению природы Земли. Обогащать словарь детей. | Наблюдения за осадками, за силой ветра. |
| Окучивание снегом кустов и деревьев; уход за питомцами уголка природы. |
3 нед. | «Домашние животные» Цели: расширять знания детей о домашних животных и их детёнышах, знания об их назначении и пользе для человека. Объяснить, что дом. Животных не может заменить машина. Развивать умение отстаивать своё мнение, доказывать свою правоту. Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе. Воспитывать уважение к труду людей, работающих в сельском хозяйстве. | Наблюдения за снежным покровом. Обсудить защитные свойства снега. |
| Уборка сухих веток на участке и бумаг. Устройство «грядки на подоконнике» |
4 нед. | «Самая быстрая улитка в мире» Цели: познакомить детей с важным органом чувств – ухом. Дать понятия об основных функциях уха. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | Наблюдения за птицами (отметить оживление в их поведении), обратить внимание детей на явление «февральские окна». |
| Расчистка дорожек от снега. Уход за комнатными растениями – посадка черенков. |
Чтение художественной литературы |
Игры |
Общение |
Развлечения | Сбор гербария |
Г.Х.Андерсен «Снежная королева», Н.Сладков «Разноцветная земля», Г.Снегирёв «След оленя», С.Маршак «Ледяной остров», А.Членов «Как Алёшка жил на Севере», Н.Емельянова «Окся - труженица», Улуро Адо «Рассказы Юко» | «Кто лишний?», «Зоологическое лото», «Чей силуэт?» «Хищники и травоядные». С-р игра «Полярные исследователи»
| Рассказ-беседа «Ледяная зона», «Север – царство льда и снега» | Конкурс рисунков детей «Хоровод снежных комочков» |
Уборка от снега участка |
Г.Ганейзер «Про жаркую пустыню», стихи об африканских животных, Р.Киплинг «Отчего у верблюда горб», «Откуда у носорога шкура», «Откуда взялись броненосцы», Н.Сладков «Разноцветная земля», М.Пляцковский «Колючка на ужин» | «Зоологическое лото», «Разрезная картинка», «Пищевые цепочки», «Кто где живёт», «Хищники – травоядные» С –р игра «Путешествие на юг». | Беседа «Корабль пустыни» |
Создание пустыни и африканских животных |
Сбор семян для посева |
Л.Горькова «Посмотри на рысака…», потешки, поговорки, загадки, р.н.сказка «Зимовье зверей», Братья Гримм «Бременские музыканты» К.Ушинский «Бодливая корова», Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот». И.Крылов «Собака и лошадь» | С-р игры «Ветлечебница», «Животноводы». Дид.и. «Найди ошибку», «Зоологическое лото», «Кто что ест». | Беседа «Домашние животные – друзья человека», Беседа «Обитатели скотного двора» |
День загадок про животных |
|
Народные приметы, Народный календарь, Э.Мошковская «Уши», Е. Бахдуренко «Уши и язык» | С – р игра «На приёме у ЛОРа», «Определи своего товарища по голосу»
| Итоговая беседа о зиме. Рассказ воспитателя о том, как общаются глухонемые люди. | Игра «узнай по моим губам. Что я сказал» |
|
Март
Дни недели |
Занятия |
Наблюдения |
Экскурсии | Трудовые поручения |
1 нед. | «Как поссорились март и февраль» Цели: продолжать формировать у детей представления о марте как месяце пробуждения природы. Закреплять знания об изменениях в жизни животных и птиц. Развивать умения замечать нарастающие изменения в неживой природе. Воспитывать интерес к народному календарю. Учить детей объяснять смысл примет и пословиц о марте (весне). | Наблюдения за таянием снега: обратить внимание на то, что в разных местах снег тает по-разному. Наблюдение за птицами. |
На весенний участок «проталинки» | Разбрасывание снега на темные места дорожек, чтобы быстрей растаял. |
2 нед. | «Русское поле» Цели: расширять и пополнять знания детей о экологической системе – поле. Закреплять знания о растениях, выращиваемых людьми на полях; о значении этих растений для человека. Рассказать о весенних работах людей в поле. | Наблюдения за солнцем, температурой воздуха. Сравнивать t нагревания светлых и тёмных вещей. Наблюдение за талыми водами. |
| Подкормка птиц. Пересадка комнатных растений. |
3 нед. | «Степная зона» Цели: дать детям первоначальное представление о степной зоне, растительном и животном мире степи, их приспособительских особенностях, научить выстраивать пищевые цепочки, дополнять ответы друг друга. Обогащать словарь. Способствовать воспитанию интереса к природе. Развивать любознательность. | Наблюдения за почками на деревьях; за поведением птиц. |
| Посев семян томатов, перца болгарского, бархатцев для выращивания рассады. |
4 нед. | «Колыбельная из двух слов» Цели: дать простейшие знания о самом важном органе человека – сердце. Воспитывать любознательность, бережное отношение к своему организму. | Наблюдения за весенним небом, за облаками, за первыми цветами – крокусами. Наблюдения за всходами рассады. |
| Уборка участка от прошлого мусора, подметание дорожек. |
Чтение художественной литературы |
Игры |
Общение |
Развлечения | Сбор гербария | |
И.Токмакова «Весна», Ф.Тютчев «Весенние воды», Е.Серова «Подснежник», Э.Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце», М.Исаковский «Пробилась зелень полевая…» | «Бывает – не бывает», «Что перепутал художник?», «Сравни и найди отличия». | Беседа «Смена дня и ночи», Беседа «Ранняя весна». Рассматривание картин И.Левитана «Март» и И.Грабаря «Февральская лазурь» | Весенние хороводы | Посадка семян | |
Н.Юсупов “Голубь и пшеничное зерно», Ю.Круторогов «Дождь из семян», Л.Кон «Книга о растениях» (Рожь. Пшеница). Я.Дягутите «Руки человека», Б.Житков «Баштан» | «Узнай растение», «Ботаническое лото», «Пищевые цепочки».
| Рассказ воспитателя о технологиях изготовления хлеба, различных круп, сахара, растительного масла. |
| Создание из теста изделия | |
А.Плещеев “Сельская песня», В.Берестов «Песенка весенних минут», А.Боске «Зернышко» Л.Воронкова «Золотые ключики», Н.Павлова “Жёлтый, белый, лиловый». А.Блок «На лугу», М.Пришвин «Золотой луг». | «Третий лишний», «Разрезная картинка», «Часть и целое», «Ботаническое лото» | Беседа о животных и птицах, населяющих степные районы Земли. |
|
| |
Г.Шалаева «Сердечно – сосудистая система», «Кровь». | измерение своего пульса в покое и после физ. упражнений.
| Беседа – эксперимент «Сердце и сосуды». |
|
|
Апрель
Дни недели |
Занятия |
Наблюдения |
Экскурсии | Трудовые поручения |
1 нед. | «Шестиногие малыши» Цели: расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых. Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи, делать обобщения; учить отвечать на вопросы; активизировать память и внимание детей; обогащать словарный запас. Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете. | Наблюдения за солнцем; измерять тень от дерева в одно и то же время дня. | Экскурсия в парк «Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года…» Ц: систематизировать знания детей о признаках наступившей весны. | приведение в порядок клумбы перед беседкой. Выращивание рассады. |
2 нед. | «Космос. Вселенная. Звёзды.» Цели: уточнять и расширять представления детей о космосе, работе космонавтов; подчеркнуть уникальность планеты Земля, ответственность людей за её будущее; вызвать познавательный интерес к космосу, развивать фантазию, воображение. Воспитывать уважение к труду космонавтов. | Дать задание на дом: наблюдать за луной (новолуние, полнолуние). Рассматривание почек на деревьях и кустарниках. |
Викторина про космос | Уборка участка от опавших прошлогодних листьев, сухих веток. Заботиться о питомцах уголка природы. |
3 нед. | «Марьюшкины сказки» Цели: продолжать знакомство детей со свойствами лекарственных растений; через постановку проблемных вопросов активизировать умственную деятельность, учить находить выход из сложившейся ситуации; помочь прочувствовать единство и взаимосвязь всего живого на земле. | Рассматривание альбома «Лекарственные растения», Рассматривание растения мать-и-мачехи у водоёма. |
| Труд на огороде: посадка семян моркови, гороха, фасоли. |
4 нед. | «Скелет и мышцы человека» Цели: познакомить детей со строением и значением скелета и мышц. Методом самообследования выяснить, сколько костей входит в состав отдельных частей скелета. Развивать способность анализировать свои тактильные и мышечные ощущения. Продолжить формирование представлений о том, что любые знания человек может приобрести самостоятельно путем наблюдения реальных объектов, явлений и событий. | Наблюдение за птицами и за появлением первых насекомых. Наблюдения за небом, солнцем, ветром, t воздуха. |
| Окапывание деревьев, обрезка сухих веток на кустах смородины. Уход за растениями и животными уголка природы. Подкормка рассады. |
Чтение художественной литературы |
Игры |
Общение |
Развлечения | Сбор гербария |
И.Крылов «Стрекоза и муравей», Л.Квитко «Жучок», Н.Романова «Что узнал дождевой червяк», В.Драгунский «Он живой и светится», В.Сухомлинский «Пусть будут и соловей, и жук» Т.А.Шорыгина «Ты сачком их не лови», «Катя и божья коровка», Л.Толстой «Шелковичный червь» | «Узнай насекомое», «Да – нет», «Разрезные картинки», «Найди лишнее», «Подбери слово», «Игра в слова». Стр. и с-р игра «Пасека». | Беседа «Что мы видим вокруг», Беседа «Детство» бабочки или «Гусеница – это насекомое?», «Вредные» насекомые. Зачем они нужны? «Муравьи-санитары леса» |
Театрализация «Стрекоза и муравей» |
Полив посаженных семян |
А.Шмыгина «Космонавты», Н.Носов «Незнайка на Луне» (главы из книги), А.Митяев «12 апреля. День космонавтики», В.Бороздин «Первый в космосе», Ю.Марцикявичус «Солнце отдыхает», Т.А.Шорыгина «Волшебник с планеты Омега» | «Расположи планеты правильно», «Солнце и планеты», «Кто знает, тот отвечает», Строительная игра «Космодром». | Рассказ воспитателя о вращении Земли. Рассказ о звёздах и созвездиях. «Спутник Земли – Луна» | Опыт «Звёзды светят постоянно» |
|
«На лугу растут: ромашка…» Н.Павлова «Желтый, белый, лиловый», С.Худяков «Реснички», Г.Новицкая «Ромашки» | «Хорошо – плохо», «Узнай и назови», «Живое – неживое», «Ботаническое лото». | Рассказ воспитателя о лекарственных растениях. |
|
|
Е.Пермяк «Торопливый ножик». П.Воронько «Мальчик Помогай», Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка». | «Зачем человеку руки?» Ц: познакомить детей со значением рук при помощи игры и экспериментирования. «Сколькими способами может передвигаться человек» игра-конкурс. | Рассказ воспитателя «Что могут делать руки и ноги?», «Что нужно делать, чтобы укреплять свою костно-мышечную систему». | «Что лучше: руки или ноги?» Ц: продолжать работу над формированием понятий о значении рук и ног для человека. Учить фантазировать; поиграть, развлечь детей. |
|
Май
Дни недели |
Занятия |
Наблюдения |
Экскурсии | Трудовые поручения |
1 нед. | «Весенние заботы птиц»
| Наблюдать за появлением перелётных птиц (скворец, соловей); за их заботами; слушать их пение. Наблюдение за тем, как капает сок с берёзы . |
Прогулка по весеннему саду | Посадка цветочных семян (бархатцы, петунья, астра), Уход за питомцами уголка природы. |
2 нед. | «Сады в цвету» Цели: уточнять и расширять знания детей о экосистеме создаваемой руками человека – сад. Закреплять названия садовых деревьев; развивать логическое мышление, умение строить причинно-следственные связи. Познакомить с понятием «виноградник». Обогащать словарь детей. Воспитывать активную любознательность, любовь к природе. | Рассматривание молодых листочков на берёзе, липе. Наблюдение за тенью от дерева и измерение её. Наблюдение за погодой. | Целевая прогулка к посаженному осенью дереву груши. Ц: понаблюдать за изменениями, произошедшими с ним (принялось или нет). | Высадка рассады томатов на ого-род, прополка грядок с луком и горохом. Уход за растениями и животными уголка природы. |
3 нед. | «Познакомимся со своей кожей» Цели: познакомить детей с внешним строением кожи; уточнить представления о значении кожи; развивать желание экспериментировать; формировать умение объяснять полученные данные. |
| Поддержание порядка на участке, на огороде. Полив растений (по необходимости)
| |
4 нед. | «Строим экологический город» Цели: уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле. Формировать умение прогнозировать последствия своих действий. Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы. | Наблюдения за растениями, за птицами, насекомыми. Наблюдение за грозой. Сравнить различные виды дождя: кратковременный, затяж-ной, грибной, слепой, ливневый. |
| Прореживание рассады цветов и заполнение ею других клумб, оформление клумбы перед д/садом. |
Чтение художественной литературы |
Игры |
Общение |
Развлечения | Сбор гербария |
И.Крылов «Кукушка и петух», рассказы Н.Сладкова, Г.Снегирёв «Ласточка», «Скворец». М.Горький «Воробьишко», С.Михалков «Орёл», «Зяблик», Г.Скребицкий «Появились синички». | «Укрась дерево перелётными птицами, (зимующими)» «Чьё гнездо?», «Чем заняты скворцы?» «Зоологическое лото», загадки, «Да – нет», | Рассказ воспитателя о дятле, о голубе, о вороне, о соловье, о кукушке. Рассказы детей из личного опыта. |
| Засушивание нарциссов. |
З.Александрова «Белая черёмуха», С.Есенин «Черёмуха», р.н.сказка «Хаврошечка», Л.Толстой «Яблони», «Мудрый старик», А.Плещеев «Мой садик», | «С какого дерева лист?», «Что где растет?», «Четвёртый лишний», «Ботаническое лото», «Свари компот и варенье», «С какого дерева цветок?». | Рассказ воспитателя «Труд садоводов». Беседа «Куда отправляются созревшие фрукты», Беседа «Откуда взялось яблочко?». |
Вечер стихов о весне | Сбор лепестков тюльпанов. |
В.Жуковский «Черёмуха». | С-р игра «Как правильно сделать перевязку?» Игра-конкурс «Какими способами можно очистить кожу?» | Рассказ воспитателя «Система, управляющая всеми органами нашего тела» (о нервной системе). Рассказ «Почему кожа бывает разного цвета?» |
|
|
«Если ты сорвёшь цветок…» «Наш дом родной, наш общий дом -…», Сказка «Спор» | «Придумай и нарисуй экологически чистый вид транспорта», «Дом, в котором я хотел бы жить!». | Беседа «Почему исчезают животные?» Беседа «Чистый воздух и вода – богатство страны». |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.
Разработтанный и опробированный перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. ...
Перспективный план работы по экологическому воспитанию во 2 младшей группе.
Перспективный план работы по экологическому воспитанию во 2 младшей группе....
Перспективный план работы по патриотическому воспитанию с детьми подготовительной к школе группы
Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей 6-7 лет...
Перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми подготовительной группы.
Перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми подготовительной группы. Планирование составлено из четырёх образовательных деятельностей ежемесячно....
Перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми 2 младшей группы.
Перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми 2 младшей группы. Планирование составлено из четырёх образовательных деятельностей ежемесячно....
Перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми подготовительной группы
Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе.Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными.Расширять представления о том, что в природе все взаим...
Перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми старшей группы
Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе (не загрязнять окружающую природу, бережно относиться к растениям и животным и т.д.).Расширять представления о способах правильного взаимодей...