Конспект НОД в младшей группе по теме "Правила поведения за столом"
учебно-методический материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Ход занятия.
Приветствие.
Упражнение «Я рад вас видеть!» (дети стоят в кругу). Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернётся к своему соседу справа и сделает тоже самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа.
Беседа о поведении за столом.
Как стелить нам надо скатерть?
Положить где вилку? Нож?
И на стол нам локти класть ли?
Чавкать можно? Вкусно ж все!
Что нам можно есть руками?
Ложку правильно как взять?
За едой общаться можно?
Или лучше помолчать?
На все вопросы даст ответ
Наш столовый этикет.
- Сегодня мы с вами будем говорить о правилах поведения за столом.
- И первое, что нужно сделать запомните, пожалуйста: перед едой ты руки старательно с мылом помой.
Закрепление правила.
- Давайте представим, что мы моем руки (имитируем движение мытья рук). Ой, холодная вода побежала! (Поежились). Давайте сделаем воду приятной для мыться рук, что надо сделать? (включить погорячее).
Перед каждым правилом предъявляется картинка.
Вас позвали на обед?
Соблюдайте этикет.
Не спешите сами есть,
Предложите даме сесть.
(Правило закрепляется мальчики предлагают девочкам пройти за стол, помогают им отодвинуть стул и сесть).
-Учитесь культурными быть понемножку
И пользуйтесь ножиком, вилкой и ложкой:
Для супа столовую ложку берешь,
Для мяса используйте вилку и нож.
Большие куски в рот не следует брать –
Их надо на части всегда разделять!
Вот в левую руку ты вилку возьмешь,
А в правой держать полагается нож.
Попробуйте вилкой мясо держать,
Ножом по кусочку его отрезать.
А если положена вилка одна,
То в правой руке находиться должна.
Упражнение «За столом»
Перед каждым кладется пластиковая тарелка, нож, вилка, ложка.
- Как мы расположим эти столовые приборы? Как будем держать вилку? А если на столе будет только вилка, в какой руке будем ее держать?
Блюдо с хлебом далеко
Дотянуться нелегко.
Рукавом в салат не лезь,
За столом соседи есть
Попроси их вежливо.
И припомни снова,
Вежливое слово.
(Вместе делаем вывод.)
На стуле не качайся
И низко над тарелкой
Своею не склоняйся!
(Вместе делаем вывод.)
Известно с детства это всем:
«Когда я ем, я глух и нем».
Жевать и беседовать очень опасно:
Никто вашу речь все равно не поймѐт,
А вдруг «не в то горло» еда попадет?
Не вертись, спокойно кушай.
И не чавкай, словно хрюша.
(Вместе делаем вывод.)
Не вытирай свой рот рукой-
Салфетка есть перед тобой.
Облизывать не стоит пальцы,
Которые за все хватальцы.
Учитесь ЭТИКЕТУ, детки:
Для рук положены салфетки.
(Вместе делаем вывод.)
Физкультминутка.
- А теперь давайте мы превратимся в посуду, я буду показывать, вы повторяйте.
Вот большой стеклянный чайник:
(Дети надувают животик.)
Очень важный, как начальник!
(Ставят одну руку на пояс, другую изгибают, как носик.)
Вот фарфоровые чашки:
Очень хрупкие бедняжки!
(Приседают, одна рука на поясе.)
Вот фарфоровые блюдца:
Только стукни — разобьются!
(Кружатся, рисуя руками круг.)
Вот серебряные ложки:
Голова на тонкой ножке.
(Потягиваются, руки вверху смыкают над головой.)
Вот пластмассовый поднос:
Он посуду нам принес!
(руки вытягивают вперед.)
- Молодцы, продолжаем занятие.
Один мой знакомый поесть обожает,
Но после «спасибо» сказать забывает.
Зачем вам, друзья, на него походить?
«Спасибо» нетрудно совсем говорить.
Волшебное слово «спасибо» скажите,
Свою благодарность за труд покажите.
(Вместе делаем вывод.)
После еды не ленитесь,
За собой посуду уберите.
Вы можете маме своей предложить
И вытереть стол, и посуду помыть.
Игра «Съедобное – несъедобное»
Смотрим на картинки и определяем, что съедобное, а что несъедобное.
Пальчиковая гимнастика. «ПОМОЩНИКИ»
Раз, два, три, четыре,
(Удар кулачками друг о друга).
Мы посуду перемыли:
(Одна ладонь скользит по другой по кругу).
Чайник, чашку, ковшик, ложку
(Загибают пальчики по одному, начиная с большого).
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
(Одна ладонь скользит по другой).
Только чашку мы разбили,
(Загибают пальчики по одному, начиная с большого).
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали.
(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)
Подведение итогов
Согласно этикету
Нашли мы все ответы
На множество вопросов
Загадок и проблем.
И как вести мы знаем
И в грязь мы не ударим,
Все правила запомним,
Еще расскажем всем.
- Давайте еще раз вспомним, какие правила, мы с вами сегодня изучили.
- Давайте встанем в круг и скажем «До свидания!
Культура поведения за столом (беседа)
Цели:
- Совершенствовать умения по подготовке стола к приему пищи с учетом санитарно-гигиенических, эстетических, практических требований.
- Обобщить материал по культуре поведения за столом.
- Воспитывать общую культуру.
- Развивать интерес к культуре приема пищи.
Ход занятия.
Воспитатель: (беседа)
На занятиях мы с вами касались вопросов поведения, т.е. этикета за столом.
Этикет - слово французское, различают дворцовый этикет, дипломатический этикет и столовый этикет.
Правила поведения во время еды, как и все другие, не выдуманы из головы.
Каждое правило имеет свой смысл.
Одни правила основаны на уважении к соседям по столу, другие на уважении к хозяевам.
Может быть, когда-то в далекие времена, все было проще и удобнее - из большого общего котла люди брали куски баранины, зубами отдирали мясо от костей, так что жир стекал до локтей. Рядом валялись кости и объедки. Так выглядел обед.
Но за те несколько десятков веков, которые отделяют нас от первобытного человека, кое-что изменилось, не правда ли? Люди отошли от подобных обычаев.
Вы, конечно, давно уже умеете пользоваться вилкой и салфеткой и на дикарей не похожи, но, тем не менее, вам нередко приходится еще слушать замечания:
«Убери локти со стола»!
«Возьми правильно нож»!
«Доешь все, что на тарелке»!
Наверное, в душе вы думали не раз, что взрослые просто к вам придираются.
Ну не все ли равно, как человек ест! Нет, не все равно! Существуют строгие правила поведения во время еды.
Дорогие ребята! Сядьте поудобнее и послушайте вместе со мной сказку и отметьте себе, что дети делали неправильно.
...Жила-была девочка Даша. Пошла она одна в лес, заблудилась и очень проголодалась. Вдруг видит: стоит избушка, а из ее открытых окон так вкусно пахнет! Девочка постучала в дверь и спрашивает: «Кто здесь живет? Можно войти?»
- Входи! - ответила старушка, выглянувшая в окно. - Я здесь живу с моими внуками.
Девочка вошла и не успела сделать двух шагов, как упала, поскользнувшись на валявшихся на полу макаронах. Когда она встала, то увидела мальчиков, сидевших за столом: один дул на горячий суп так сильно, что брызги летели во все стороны, другой устроил настоящую охоту за котлетой и, громко стуча вилкой, старался пронзить ее насквозь. И, наконец, наколол на вилку котлету и стал ее откусывать, измазал при этом нос и щеки и вытер их рукавом.
- Фу, как противно! - Подумала Даша. - Лучше сяду с девочкой, которая пьет компот.
И тут же вскрикнула, потому что девочка стала выплевывать вишневые косточки так далеко, что попала ей прямо в лоб...
- Как вам не стыдно так некрасиво есть! - в слезах крикнула Даша.
Все разом стали что-то отвечать ей, но понять ничего было нельзя, потому что говорили они с набитыми ртами.
- Извините, - вздохнула Даша, - но за столом с вами сидеть очень неприятно. Уж лучше я останусь голодной. И ушла.
Плохой конец у сказки! А вы, ребята, подумали: что эти дети делали неправильно? (Ответы детей).
Воспитатель: А сейчас мы с вами разберем ситуации, которые могут возникнуть во время приема пищи.
1. Что делать, если при всей осторожности во рту окажется нечто несьедобное: рыбья или мясная кость, жилка или косточка от сливы?
Ответ: Самый лучший выход, хоть это и не очень красиво, - поднести ко рту вилку или ложку и губами аккуратно положить на них кость или жилистый кусочек мяса, а затем пристроить это на краю тарелки. Плеваться за столом, как бы осторожно это ни делалось, недопустимо.
2. Гости сидели за столом, и пили чай с вареньем. Среди них был мальчик, который пришел в этот дом в первый раз и чувствовал себя очень неловко. Ему казалось, что все смотрят только на него, и он не знал, куда деть руки. Краснея под взглядами других гостей, он машинально играл стеклянной ложечкой для варенья. И тут случилось нeпoпpaвимoe. Нечаянно он сильно ударил ложечкой о край вазы, и хрустальная ложечка сломалась пополам.
Ответ: Если гость совершил какую-нибудь неловкость, не подавай виду, что заметил это. Англичане говорят: «Подлинное воспитание не в том, чтобы самому не делать ошибок, а в том, чтобы не замечать, когда их делают другие».
3. Прозвенел звонок и мы пошли в столовую. На столе уже стоят тарелки с манной кашей. Все берутся за ложки. - Фу! - вдруг, громко говорит Слава. - Какая противная каша. Сами ешьте эту гадость, а я не буду!
Ответ: Правила поведения и речи запрещают за общим столом плохо говорить о еде, критиковать блюдо и говорить, что, по-твоему, оно невкусное, чтобы не портить аппетит другим. Самое главное – нельзя быть неблагодарным по отношению к тем, кто нас кормит, о нас заботится.
4. Можно ли разговаривать за столом?
Ответ: Совершенно необязательно сохранять во время еды мертвую тишину, но разговаривать можно только с пустым ртом. Сначала проглоти, потом говори, И лишь после этого принимайся за следующий кусок.
5. Маша чавкает, сопит, тянет в себя пищу вместе с воздухом, шмыгает носом.
Ответ: Есть надо абсолютно беззвучно. Жуй и глотай так, чтобы никто ничего не слышал! Никакого чавканья! Никакого сопения! Никаких звуков! Не хлебать! Не тянуть в себя пищу вместе с воздухом! Не шмыгать носом!(Ответы детей комментирую, направляю, добавляю.)
«КАК ВЕСТИ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ»
(правила)
1.Когда ешь, не откусывай сразу больших кусков - это некрасиво.
2. Не разговаривай с полным ртом. Если тебе задали вопрос, сначала проглоти пищу, а потом ответь.
3. Во время еды не прихлебывай громко, не дуй на слишком горячее блюдо, не стучи ложкой по тарелке. Старайся есть беззвучно.
4. Мясо отрезай небольшими кусочками. Когда съешь один кусок, отрежь следующий. Не нарезай на кусочки всю порцию сразу: от этого твоя тарелка будет выглядеть неряшливо, а еда быстро остынет.
5. Жареную или вареную птицу надо брать с тарелки вилкой, отрезая небольшими кусочками, а когда отрезать уже трудно можно взять пальцами косточку и обглодать.
6. Косточки из рыбы тоже можно вынимать вилкой или пальцами. Но пальцы при этом не облизывать, а вытирать салфеткой.
7. Гарнир - овощи, картошку, макароны - набирай на вилку с помощью хлебной корочки.
8. Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой.
9. Не ешь с ножа - это некрасиво, да и можно поранить рот.
10. Рыбу, сырники, котлеты, яичницу, заливное ножом резать не надо - их легко разломить вилкой.
11. Когда пользуешься ножом, держи его в правой руке, а вилку - в левой.
12. Косточки из компота не выплевывай прямо на блюдо. Поднеси ложку ко рту, выплюнь на нее косточки и положи на блюдце.
13. Если тебе нужно что-нибудь достать, не тянись через весь стол, а вежливо попроси передать.
14. Из общего блюда бери крайний кусочек, не выбирая. Ведь взяв кусок получше, ты оставляешь соседу кусок похуже, а это невежливо.
15. Окончив еду, ложку не облизывай. Грязные нож и вилку на скатерть не клади.
16. Когда пьешь чай, не оставляй чайную ложку в чашке или стакане он может опрокинуться. Размешав сахар, положи ложку на блюдце.
17. За едой не читай - это не только невежливо по отношению к окружающим, но и вредно.
18. Не сиди боком к столу или положив ногу на ногу - это некрасиво и невежливо.
Воспитатель: Сегодня мы с вами попытались разобраться в тех ситуациях, которые могут возникнуть во время еды. Теперь можно приступить к сервировке стола.
Великий русский ученый Иван Петрович Павлов говорил, что «нормальная еда - это еда с аппетитом, еда с удовольствием». Достигается это вкусной и разнообразной пищей, обстановкой, создающей хорошее настроение и красивой сервировкой стола.
- Что же такое сервировка стола?
Сервировать стол значит - подготовить его для приема пищи. Основная цель сервировки стола - создать определенный порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами. Порядок сервировки стола - не прихоть той или иной хозяйки, он выработан годами, продиктован требованиями гигиены и необходимостью, обеспечить садящим за столом наибольшее удобство.
Воспитатель: Что же необходимо для того, чтобы накрыть стол к завтраку?
(используются вопросы-загадки)
ЗАГАДКИ:
1. В настоящее время еда бывает различной формы и расцветки. Для того чтобы подавать ее на стол, есть ряд вещей, которыми обычно пользуются. Все они выполняются из фарфора, стекла, металла и других материалов. (Посуда.)
Историческая справка (слово предоставляется юному архивариусу).
2. Они, несомненно, украсят любой стол, но принципиально важно, чтобы они не мешали общаться гостям. (Цветы.)
3. Как одним словом можно назвать нож, вилку и ложку? (Прибор.)
4. Накрывая на стол, ее кладут на закусочную тарелку или справа от нее. Бумажные ставят в специальный стакан.(Салфетка.)
5. Она - основа всей композиции стола. Ложки, салфетки, цветы должны с ней гармонировать. Классический материал для нее - лен, хлопчатобумажные ткани. (Скатерть.)
Воспитатель:
Приступают к еде тогда, когда начинают есть хозяйка или хозяин.
- Обычно кушанье из общего блюда берут, пользуясь вилкой, ложкой, лопаточкой или щипцами, но некоторые продукты берут руками. Это хлеб, печенье, фрукты и цитрусовые - их не нужно делить ножом, они не пачкают рук, и вы касаетесь только одного куска, который затем кладете себе на тарелку.
- Если необходимо взять хлеб, вилку и нож кладут на тарелку крест-накрест: вилку выпуклой частью вверх, нож острием влево.
- Если на столе находится праздничный прибор из пяти или шести предметов, сначала используют прибор, находящийся дальше от тарелки, затем - следующий за ним и так далее.
- По окончании еды тарелку не отодвигают от себя, на нее кладут приборы параллельно друг другу ручками вправо. Вилка должна лежать зубцами вверх.
- Во время еды пользуются вилкой и ножом, нож держат в правой руке, а вилку - в левой. Если едят только вилкой, то ее берут в правую руку.
- Не берут нож, вилку, ложку близко к основанию, нельзя есть ложкой, то, что положено есть вилкой.
- Брать на вилку надо столько, чтобы с нее не падало. Если едят вилкой и ножом, то ножом подправляют пищу, которую берут вилкой.
Этикет надо соблюдать не только в гостях, но и дома,
за семейным столом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в младшей группе детского сада с использованием светового песочного стола Тема «Осень в лесу»
Песок для детей остается наиболее притягательным материалом. Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий...
конспект непосредственно образовательная деятельность на тему «Культура поведения за столом» средняя группа
Формирование у детей элементарных навыков поведения за столом, развитие умения сервировать стол по правилам этикета, пользоваться схемами....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшей группы. Тема : «Овощи на нашем столе»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие» .Задачи:С...
Конспект родительского собрания во второй младшей группе в форме проведения круглого стола, по теме: «Воспитание привычек у ребенка»
Цель: Раскрыть воспитательные возможности семьи в формировании привычек у детей.Форма проведения: круглый столОборудование: компьютер, мульти-медийная установка, столы, стулья по кругу для всех участн...
Конспект занятия Литературная гостиная «У самовара» Культура поведения за столом
Задачи:ОбразовательныеПознакомить детей с историей возникновения и появления самоварана Руси, с традициями народного чаепития ;Расширить знания детей о столовом этикете;Закрепить умение правильно серв...
Конспект занятия Литературная гостиная «У самовара» Культура поведения за столом
Задачи:ОбразовательныеПознакомить детей с историей возникновения и появления самоварана Руси, с традициями народного чаепития ;Расширить знания детей о столовом этикете;Закрепить умение правильно серв...
Конспект занятия для младшей группы "Поведение за столом"
Конспект занятия разработан для детей младшей группы. В игрвой форме дети закрепляют правила поведения за столом. На занятии используется наглядный материал и сказочные персонажи....