ПРОЕКТ По духовно- нравственному и патриотическому воспитанию в детском саду На тему: «Моя страна — моя малая Родина »
проект (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_duhovno-nravstvennoe_vospitanie_vika.docx | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«МБОУ «Клемовская СОШ»
(Дошкольное отделение «Осетренок»)
П. Новоклемово
ПРОЕКТ
По духовно- нравственному и патриотическому воспитанию в детском саду
На тему: «Моя страна — моя малая Родина »
Выполнил: воспитатель Грибова В.В.
2023 г.
Настоящий проект рассматривает практические наработки формирования духовно - нравственного и патриотического воспитания у детей в современных условиях ДОУ по ФГОС ДО.
Проблемы роста преступности и бездуховности не решить ни экономическими, ни политическими методами. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, духовно- нравственно и гражданско-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.
В настоящее время, в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура – музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки – все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику, настораживает на то, что под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Актуальность:
В связи с этим проблема духовно- нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
Цель проекта состоит в формировании духовно-нравственного и патриотического воспитания среди дошкольников, в повышении стремления родителей больше проводить время с семьей и знакомить с достопримечательностями своей малой Родины.
Задачи:
- Изучить и проанализировать психолого - педагогическую и специальную литературу по теме.
- Разработать технологию работы по формированию духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников
- Дать элементарные представления о доме, стране, флаге.
- Подобрать эффективные методы и приёмы по теме проекта.
- Разработать систему взаимодействия педагогов и родителей;
- Провести анализ, выявить результаты, наметить ориентиры при непосредственном взаимодействии педагога и ребёнка.
Длительность проекта: две недели (краткосрочный). С 20 марта по 31 марта 2017 года.
Этапы проекта:
- Организационный. Выявление проблемы, определение задач, систематизация материала, планирование деятельности, создание методического инструментария.
- Содержательный. Практическая деятельность участников проекта: НОД, беседы, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры. Создание фотоальбома «Достопримечательности моего родного края»; «Символика сельского поселения - флаг»; «Карта села Глубокое»
- Выставки рисунков детей совместно с родителями «Мой дом - моя Родина».
- Результативный. Обобщение результатов проекта, анализ проведенной работы, перспективность.
Участники проекта: дети (10 человек), педагоги, родители.
Практическая значимость.
Разработанная технология направлена на дошкольный возраст с целью развития патриотизма и гордости. Он позволит сформировать интерес и потребность к духовно - нравственному воспитанию, развить патриотические качества.
Теоретическая значимость проекта по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы духовности, гражданственности и патриотизма.
Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Суть духовно-нравственного и гражданско - патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, нам нужно показать их с привлекательной стороны.
Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его малая Родина, его семья и дом, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма.
Начиная эту работу, мы, прежде всего, задали себе вопросы: « А люблю ли я свою Родину, свою деревню?» « Достаточно ли хорошо знаю её историю и достопримечательности?»
Отвечая на эти вопросы, мы поняли, что невозможно привить ребенку чувство любви , если сам не проникнут этим чувством, теми яркими переживаниями и впечатлениями от встреч с нашей, по-своему красивой деревней.
Проанализировав свои знания о деревне, а также результаты диагностики педагогов, родителей и детей, мы поняли важность духовно — нравственного и патриотического воспитания с одной стороны, и недостаточный уровень знаний детей о том месте где они живут с другой стороны.
Поэтому и была поставлена цель: воспитать в детях – маленьких граждан и патриотов своей малой Родины через ознакомление с родным поселением.
Для достижения этой цели мы решали следующие задачи:
- организовать предметно-развивающую среду группы для более целостного восприятия детьми малой Родины.
- формировать любовь к своей семье, родному дому, стране.
- знакомить с святыми источниками, развивать желание как можно лучше узнать свою малую Родину
- развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, к деревне.
- способствовать становление и сплочению не только детского коллектива, но и семьи.
- воспитывать бережное отношение к деревне, природе, памятникам.
- побуждать детей сохранять красоту для будущих поколений.
При построении системы работы по духовно -нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников мы учитывали следующие принципы:
- принцип историзма. Мы сохранили хронологический порядок описываемых явлений и свели его к двум, более доступным для детей, историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
- принцип гуманизации, который позволяет педагогу встать на позицию ребенка, учитывать его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера.
- принцип дифференциации. Мы создали условия для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы
- принцип интегративности. Это сотрудничество с семьей, педагогами, узкими специалистами, а также сочетание всех видов деятельности.
Вся работа рассчитана на три этапа и начинается, со знакомства с домом, селом, страной. Прежде чем ребенок начинает воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании собственного «Я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно.
Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе своей малой Родины.
Результатом данной системы является ребенок, осознающий себя гражданином, не только в современном, но и в историческом пространстве страны и города. Он любит свою Родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Является носителем еще оформляющейся, но уже весьма устойчивой системы ценностей.
А так же осознанно относятся к праздникам семьи, детского сада, села, с удовольствием готовятся к ним, и, что не мало важно самостоятельно применяют полученные знания в различных видах творческой, продуктивной, коммуникативной деятельности.
Практическая значимость проекта по духовно- нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников.
Начиная работу мы поставили перед собой цель продолжать знакомить детей с достопримечательностями малой родины. И одним из основных методов работы стали беседы и наблюдения, работа по благоустройству на родниках.
Знания, полученные во время бесед и наблюдений, закрепляются в образовательных областях:
ООД «Мое родное село»
ООД «Край мой родной мы гордимся тобой»
ООД «Мой дом» (аппликация)
ООД «Флаг России» (рисование)
ООД «Село прошлое и настоящее»
ООД «Чтение стихотворения Е. Королевой «Наш дом»
Чтение художественной литературы
С.Я. Маршак «Кошкин дом», р.н.ск «Заюшкина избушка», чтение стихотворений про Россию
Рассматривание иллюстраций
Из серии «Моя Россия – моя страна».
Используют дидактические игры (Д/И «Разрезные картинки», Д/И «Что было раньше, что сейчас», Д/И «Кто где живет» ).
Сюжетно-ролевые игры
С/р и «Семья»
С/р и«Строители»
Работа с родителями
Памятка «Патриотическое воспитание»
Итоговое мероприятие: Создание фотоальбома «Достопримечательности моего родного края”; «Символика сельского поселения - флаг»; «Карта села Глубокое »
Выставки рисунков детей совместно с родителями на темы «Мой дом моя Родина».
Работа по воспитанию патриотизма становится более эффективной, если установить тесную связь с родителями. Родители становятся не только помощниками детского сада, но и равноправными участниками формирования личности ребенка. Поэтому, мы решили привлечь родителей.
Каждая семья приняла участие в конкурсе рисунков на тему: «Мой дом моя родина» Как приятно слышать из уст ребенка: «Это мы вместе нарисовали». Затем мы группе оформили фотоальбом «Наши святые источники». Дети подолгу рассматривают его, с гордостью рассказывают о таких красивых местах где они живут.
Заключение
Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений.
Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному краю, определяется их место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности.
Формирование основ моральных качеств человека начинается в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее духовно-нравственное развитие детей. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Через совместную деятельность формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.
Проведенная работа оказалась эффективной, показала, что с помощью воспитателя в процессе совместной деятельности с использованием различных форм работы дети способны овладеть знаниями о родных местах, о России.
Список литературы
- Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2004.
- Антонов Ю.Е. Левина Л.В. Как научить детей любить Родину. – М., 2003.
- Буре Р.С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М.: Просвещение, 2004.
- Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
- Зверева О.Л. Социальное развитие ребенка. – М.: А.П.О., 1994.
- Нечаева В.Г., Маркова Т.А., Жуковская П.И. Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. – М., 1984.
Приложение 1
Проект по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию в ДОУ в средней группе на тему: «Моя семья. Мой дом. Моя страна»
Срок исполнения | Тема НОД | Беседы и наблюдения | Самостоятельная деятельность |
1 неделя | ООД«Моя родная деревня»» | Беседа «Где гуляли в выходные дни» | Чтение стихотворений о деревне Чтение стихов о Родине. |
ООД «Край мой родной мы гордимся тобой» | Наблюдение за уборкой на территории Д/с | Рассматривание фотографий «Мое село.» | |
ООД«Мой дом» аппликация | Индивидуальные беседы «Дом в котором я живу» | Рисование «Мой дом моя родина» | |
2 неделя | ООД «Флаг России» рисование | Беседа «Наш флаг» Беседа «Наша страна» | Аппликация «Флаг России» |
ООД«Деревня прошлое и настоящее» | Беседа о святых источниках. | «Символика сельского поселения-флаг» | |
ООД «Чтение стихотворения Е. Королевой «Наш дом» | Индивидуальные беседы | Рассматривание иллюстраций на тему «Моя страна» | |
Итоговое мероприятие: Создание фотоальбома «Достопримечательности моего родного края»; «Символика сельского поселения - флаг» Выставки рисунков детей совместно с родителями «Мой дом - моя Родина» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему : "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в детском саду".
Консультация для родителей на тему «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в детском саду».Дорогие родители одной из главных задач , которая заложена в «Программе обучения и восп...
Презентация проекта по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию "Это - Родина моя!"
проект...
Презентация "Достопримечательности г. Калининграда" в рамках проекта по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию "Это - Родина моя!"
Презентаия "Достопримечательности г. Калининграда в рамках проекта по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию "Это - Родина моя!"...
Конспекты занятий к проекту по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию "Это - Родина моя!"
конспекты занятий к проекту по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию "Это - Родина моя!"...
Педагогический проект по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста «Верхотурье – моя малая Родина»
Цель проекта: Повышение уровня духовно-нравственных и патриотических качеств личности, способствующего воспитанию чувства гордости и любви к своему родному городу, применяя различные формы и мето...
Познавательный проект по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию «Моя Россия и малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста
Одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы сегодня – это патриотическое воспитание. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известн...