Проект – Давайте познакомимся (по адаптации)
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Проект по адаптации детей раннего и дошкольного возраста на тему:
«Давайте познакомимся!»
Актуальность:
Адаптация ребенка – процесс вхождения малыша в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, потерей части приобретенных ранее навыков. Поэтому сохранение здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач перед ДОУ и родителями. Именно мы, совместными усилиями, должны так организовать жизнь ребенка в группе, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям жизни.
С поступлением ребенка в ДОУ в его жизни происходят множество изменений – режим дня, отсутствие родителей девять и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое неизвестное помещение, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, частые заболевания и т.д.
Ребенок должен постараться приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Общая задача нас, воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для реализации этой задачи необходимо знание возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей, подготовительная работа в семье, выработка требований к поведению ребенка и согласование воздействий на него дома и в детском саду.
Цели:
- Создание подходящих условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в ДОУ;
- Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста.
Основные задачи:
- Преодоление стрессовых состояний у детей раннего и дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду;
- Обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
- Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Комплексные задачи:
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- Развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
- Развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Участники: дети первой младшей группы «Морячки», родители, воспитатели.
Вид: групповой.
Тип: информационно-практико-ориентированный.
Срок реализации: краткосрочный – сентябрь 2023 г.
Принципы работы по адаптации детей в ДОУ:
- Предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
- Постепенное заполнение группы;
- Гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
- Информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт, брошюр «Адаптация ребенка в ДОУ»;
- Наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье).
Этапы:
Организационный:
- Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
- Разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
- Пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста;
- Разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги»;
- Разработка анкет для родителей;
- Составление перспективного плана мероприятий проекта.
Основной:
- Реализация проекта в соответствии с планом.
Итоговый этап:
- Анализ проведенной работы;
- Диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
- Отчет-презентация проекта для педагогов и родителей;
- Публикация проекта на персональном сайте воспитателя.
Формы работы с родителями:
- Консультирование – повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
- Родительские собрания – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.
- Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
- «Портфолио дошкольника» - интерактивное средство работы с родителями;
- Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
Формы работы с педагогами:
- Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду;
- Педсоветы, семинары-практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ
- Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;
- Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.
- Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.
Предполагаемый результат:
- Безболезненная адаптация детей к условиям детского сада;
- Позитивное развитие отношений в детском коллективе;
- Снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период;
- Сформированность знаний у родителей по вопросам эмоционального развития детей и обучения их взаимодействию с детьми в период адаптации.
План работы:
1. Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»;
2. Анкета для родителей (социальная);
3. Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»;
4. Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»;
5. Занятие «Божья коровка» (1. Приветствие Божьей коровки. 2. Игра «Поймай жучка». 3. Потешка «Божья коровка». 4. Упражнение «Где у жучка ножки?» 5. Игра «Божья коровка и ветер». 6. Игра «Божья коровка и воробей». 7. Релаксация.);
6. Развивающая среда для детей раннего и младшего дошкольного возраста (перечень);
7. Игровая деятельность: «Ласковое имя»; «Сороконожка»;
8. Массажи: «Грибной дождь»; БАТ «Ежик»
9. Консультация «Растим малыша здоровым»;
10. Кукольный спектакль «Как ежик Пых искал дорогу домой»;
11. Занятие «Листопад» (1. Приветствие. 2. Игра «Топ-топ». 3. Игра «Дождик и солнышко». 4. Стихотворение «Листопад, листопад». 5. Потешка «по ровненькой дорожке». 6. Релаксация);
12. Занятие «Мячики» (1. Приветствие. 2. Стихотворение «Мой веселый звонкий мяч». 3. Игра «Прятки с мячом» 4. Потешка «Друг веселый, мячик мой» 5. Игра «Наш мячик» 6. Релаксация «Мячики отдыхают»);
13. Игровая деятельность: «Зайка серенький сидит», «Солнце и дождик»; массаж БАТ «Считалка для мышки»; пальчиковая игра «Пальчики»
14. Консультация «Где моя большая ложка?»;
15. Консультация «Ладушки-ладошки» (Сначала было слово; как рассказывать сказку детям; упражнения для развития речи);
16. Тестопластика по подгруппам «Подсолнух»;
17. Музыкальное развлечение с родителями «Машенька-Маша»;
18. Совместное занятие с родителями «Дом дружбы: Цветы на клумбе»;
- Занятие «Мыльные пузыри» (1. Приветствие. 2. Игра «Поймай пузырь». 3. Песенка «Ладушки - ладошки» 4. Игра «Надувайся пузырь» 5. Релаксация «Пузырьки» 6. Игра «Полетаем на пузыре»);
19. Занятие «Непослушные мышата» (1. Приветствие. 2. Игра «Наоборот». 3. Потешка «Скачут мышки, шалунишки». 4. Игра «Мышки и часы». 5. Упражнение «Это – папа-мышь…» 6. Релаксация «Мышки отдыхают»;
20. Игровая деятельность: «Ладонь на ладонь»; «Пропавший малыш»;
21. Массаж БАТ «Мишка»;
22. Анкетирование родителей «Как прошла адаптация в ДОУ».
Анкета для родителей
«Готов ли ваш ребенок к поступлению в детский сад?»
ФИО ребенка _________________________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________________________
Сколько полных _______________________________________________________________
1. Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке? (нужное подчеркнуть)
Бодрое, уравновешенное — 3 балла
Неустойчивое — 2 балла
Подавленное — 1 балл
2. Как Ваш ребенок засыпает? (нужное подчеркнуть)
Быстро, спокойно (до 10 мин) — 3 балла
Долго не засыпает — 2 балла
Неспокойно — 1 балл
3. Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)? (нужное подчеркнуть)
Да — 1 балл
Нет — 3 балла
4. Какова продолжительность дневного сна ребенка? (нужное подчеркнуть)
2 ч — 3 балла
1 ч — 1 балл
5. Какой аппетит у Вашего ребенка? (нужное подчеркнуть)
Хороший — 4 балла
Избирательный — 3 балла
Неустойчивый — 2 балла
Плохой — 1 балл
6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок? (нужное подчеркнуть)
Положительно — 3 балла
Отрицательно — 1 балл
7. Просится ли Ваш ребенок на горшок? (нужное подчеркнуть)
Да — 3 балла
Нет, но бывает сухой — 2 балла
Нет и ходит мокрый — 1 балл
8. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки? (нужное подчеркнуть)
Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое) — 1 балл
Нет — 3 балла
_____________________________________________________________________________
9. Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дом и в новой обстановке?
Да — 3 балла
Не всегда — 2 балла
Нет — 1 балл
10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых? (нужное подчеркнуть)
Да — 3 балла
Иногда — 2 балла
Нет — 1 балл
11. Как Ваш ребенок играет? (нужное подчеркнуть)
Умеет играть самостоятельно — 3 балла
Не всегда — 2 балла
Не играет сам — 1 балл
12.Какие взаимоотношения со взрослыми? (нужное подчеркнуть)
Легко идет на контакт — 3 балла
Избирательно — 2 балла
Трудно — 1 балл
13. Какие взаимоотношения с детьми? (нужное подчеркнуть)
Легко идет на контакт — 3 балла
Избирательно — 2 балла
Трудно — 1 балл
14. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен? (нужное подчеркнуть)
Да — 3 балла
Не всегда — 2 балла
Нет — 1 балл
15.Есть ли у ребенка уверенность в себе (нужное подчеркнуть)
Есть – 3 балла
Не всегда — 2 балла
Нет — 1 балл
16. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими? (нужное подчеркнуть)
Перенес разлуку легко — 3 балла
Тяжело — 1 балл
Не было
17. Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых? (нужное подчеркнуть)
Есть — 1 балл
Нет — 3 балла.
Прогноз адаптации:
Ребенок готов к поступлению в ДОУ — 55—40 баллов;
условно готов — 39—24 балла;
не готов — 23—16 баллов.
Анкета для родителей.
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты.
Ваши ответы помогут организовать успешную работу с малышами, поступившими в детский сад, что-то изменить, на что-то посмотреть другими глазами.
ФИО ребенка _________________________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________________________
Сколько полных _______________________________________________________________
1. Как прошла адаптация ребенка к детскому саду?
а) ребенок адаптировался полностью;
б) ребенок утром не хочет идти в детский сад;
в) ребенок иногда не хочет идти в детский сад;
г) ребенок вечером изъявляет желание еще поиграть в детском саду.
2. Как протекала адаптация Вашего ребенка к детскому саду? Малыш шел в детский сад:
а) с плачем;
б) с уговорами;
в) без эмоций;
г) с удовольствием.
3. Каким было поведение Вашего ребенка после первых дней посещения детского сада:
а) обычным;
б) отказывался от еды;
в) плохо засыпал;
г) был сильно угнетен;
д) полон впечатлений;
е) свой вариант ответа_______________________________________
4. Что Вас особенно беспокоит в поведении ребенка в настоящее время?
а) к вечеру устает;
б) кризис 3-х лет;
в) повышенная возбудимость;
г) нежелание идти в детский сад;
д) стал вредничать, капризничать;
е) нет проблем;
ж) свой вариант ответа_______________________________________
5. Замечаете ли Вы положительные изменения в эмоциональном состоянии и поведении ребенка? Какие?
а) стал общаться с ребятами;
б) спокойнее реагирует на незнакомых людей;
в) стал играть в игрушки;
г) пока не заметили;
д) больше говорит;
е) стал спокойнее и самостоятельнее;
ж) свой вариант ответа________________________________________
6. Проводите ли Вы беседы с ребенком о проведенном дне в детском саду?
а) всегда интересуюсь;
б) интересуюсь и планирую с ребенком следующий день;
в) инициатором беседы является сам ребенок (делится своими впечатлениями);
г) не вижу в этом смысла.
7. Удается ли Вам дома соблюдать режим дня, приближенный к режиму дня в детском саду?
а) соблюдаем;
б) стараемся, хотя это сложно;
в) дома у нас свой режим.
8. Что на Ваш взгляд способствует благополучной адаптации ребенка к ДОУ?
а) доброе отношение воспитателя к ребенку;
б) большое количество игрушек в группе;
в) хорошее здоровье ребенка;
г) соблюдение режима дня в детском саду и дома;
д) единый подход к вопросам адаптации со стороны родителей и воспитателей.
е) свой вариант ответа_______________________________________________
Благодарим за ответы!
Список использованных источников и литературы:
- Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
- Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: Линка-Пресс, 1999.
- Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Павлова С.В., Савинцева Е.А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста. Детский клуб «Умка». – Учебно-методическое пособие. – М.:
- Педагогическое общество России, 2010. – 80с.
- Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.
- Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 56с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Давайте познакомимся"
Пояснительная запискаИдея непрерывного образования воспитывающих взрослых продиктована реальными особенностями жизни человека. И семья и детский сад живут в быстро меняющемся мире, в силу чего родител...
Проект «Давайте познакомимся»
Проект содержит перспективное планирование взаимодействия детей, родителей, педагогов....
Проект "Давайте познакомимся"
Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни.Эта резкая смена условий може...
Проект "Давай познакомимся".
Этот проект поможет вашим детям быстрее запомнить друг друга и установить положительный контакт....
Проект «Давайте познакомимся»
Цель: знакомство с семьями воспитанников младшего возраста и выяснением проблем.Задачи:- активизировать родительское участие в подготовке ребенка и семьи к посещению детского сада;- познакомитьс...
Семинар для родителей «Круглый стол» «Давайте познакомимся. Процесс адаптации у малышей».
Семинар для родителей...