Проект – Давайте познакомимся (по адаптации)
проект (младшая группа)

Францкевич Юлия Анатольевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_-_davayte_poznakomimsya_adaptatsiya.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по адаптации детей раннего и дошкольного возраста на тему:

«Давайте познакомимся!»

Актуальность:

Адаптация ребенка – процесс вхождения малыша в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, потерей части приобретенных ранее навыков. Поэтому сохранение здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач перед ДОУ и родителями. Именно мы, совместными усилиями, должны так организовать жизнь ребенка в группе, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям жизни.

С поступлением ребенка в ДОУ в его жизни происходят множество изменений – режим дня, отсутствие родителей девять и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое неизвестное помещение, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, частые заболевания и т.д.

Ребенок должен постараться приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Общая задача нас, воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для реализации этой задачи необходимо знание возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей, подготовительная работа в семье, выработка требований к поведению ребенка и согласование воздействий на него дома и в детском саду.

Цели:

  • Создание подходящих условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в ДОУ;
  • Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста.

Основные задачи:

  • Преодоление стрессовых состояний у детей раннего и дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду;
  • Обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
  • Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Комплексные задачи:

  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
  • Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
  • Развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
  • Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Участники: дети первой младшей группы «Морячки», родители, воспитатели.

Вид: групповой.

Тип: информационно-практико-ориентированный.

Срок реализации: краткосрочный – сентябрь 2023 г.

Принципы работы по адаптации детей в ДОУ:

  • Предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
  • Постепенное заполнение группы;
  • Гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
  • Информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт, брошюр «Адаптация ребенка в ДОУ»;
  • Наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье).

Этапы:

Организационный:

  • Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
  • Разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
  • Пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста;
  • Разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги»;
  • Разработка анкет для родителей;
  • Составление перспективного плана мероприятий проекта.

Основной:

  • Реализация проекта в соответствии с планом.

Итоговый этап:

  • Анализ проведенной работы;
  • Диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
  • Отчет-презентация проекта для педагогов и родителей;
  • Публикация проекта на персональном сайте воспитателя.

Формы работы с родителями:

  • Консультирование – повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  • Родительские собрания – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.
  • Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
  • «Портфолио дошкольника» - интерактивное средство работы с родителями;
  • Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

Формы работы с педагогами:

  • Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду;
  • Педсоветы, семинары-практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ
  • Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;
  • Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.
  • Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.

Предполагаемый результат:

  • Безболезненная адаптация детей к условиям детского сада;
  • Позитивное развитие отношений в детском коллективе;
  • Снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период;
  • Сформированность знаний у родителей по вопросам эмоционального развития детей и обучения их взаимодействию с детьми в период адаптации.

План работы:

1. Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»;

2. Анкета для родителей (социальная);

3. Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»;

4. Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»;

5. Занятие «Божья коровка» (1. Приветствие Божьей коровки. 2. Игра «Поймай жучка». 3. Потешка «Божья коровка». 4. Упражнение «Где у жучка ножки?» 5. Игра «Божья коровка и ветер». 6. Игра «Божья коровка и воробей». 7. Релаксация.);

6. Развивающая среда для детей раннего и младшего дошкольного возраста (перечень);

7. Игровая деятельность: «Ласковое имя»; «Сороконожка»;

8. Массажи: «Грибной дождь»; БАТ «Ежик»

9. Консультация «Растим малыша здоровым»;

10. Кукольный спектакль «Как ежик Пых искал дорогу домой»;

11. Занятие «Листопад» (1. Приветствие. 2. Игра «Топ-топ». 3. Игра «Дождик и солнышко». 4. Стихотворение «Листопад, листопад». 5. Потешка «по ровненькой дорожке». 6. Релаксация);

12. Занятие «Мячики» (1. Приветствие. 2. Стихотворение «Мой веселый звонкий мяч». 3. Игра «Прятки с мячом» 4. Потешка «Друг веселый, мячик мой» 5. Игра «Наш мячик» 6. Релаксация «Мячики отдыхают»);

13. Игровая деятельность: «Зайка серенький сидит», «Солнце и дождик»; массаж БАТ «Считалка для мышки»; пальчиковая игра «Пальчики»

14. Консультация «Где моя большая ложка?»;

15. Консультация «Ладушки-ладошки» (Сначала было слово; как рассказывать сказку детям; упражнения для развития речи);

16. Тестопластика по подгруппам «Подсолнух»;

17. Музыкальное развлечение с родителями «Машенька-Маша»;

18. Совместное занятие с родителями «Дом дружбы: Цветы на клумбе»;

- Занятие «Мыльные пузыри» (1. Приветствие. 2. Игра «Поймай пузырь». 3. Песенка «Ладушки - ладошки» 4. Игра «Надувайся пузырь» 5. Релаксация «Пузырьки» 6. Игра «Полетаем на пузыре»);

19. Занятие «Непослушные мышата» (1. Приветствие. 2. Игра «Наоборот». 3. Потешка «Скачут мышки, шалунишки». 4. Игра «Мышки и часы». 5. Упражнение «Это – папа-мышь…» 6. Релаксация «Мышки отдыхают»;

20. Игровая деятельность: «Ладонь на ладонь»; «Пропавший малыш»;

21. Массаж БАТ «Мишка»;

22. Анкетирование родителей «Как прошла адаптация в ДОУ».

Анкета для родителей

«Готов ли ваш ребенок к поступлению в детский сад?»

ФИО ребенка _________________________________________________________________

Дата рождения ________________________________________________________________

Сколько полных _______________________________________________________________

1. Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке? (нужное подчеркнуть)

Бодрое, уравновешенное — 3 балла

Неустойчивое — 2 балла

 Подавленное — 1 балл

2. Как Ваш ребенок засыпает? (нужное подчеркнуть)

Быстро, спокойно (до 10 мин) — 3 балла

 Долго не засыпает — 2 балла

 Неспокойно — 1 балл

3. Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)? (нужное подчеркнуть)

Да — 1 балл

Нет — 3 балла

4. Какова продолжительность дневного сна ребенка? (нужное подчеркнуть)

2 ч — 3 балла

1 ч — 1 балл

5. Какой аппетит у Вашего ребенка? (нужное подчеркнуть)

Хороший — 4 балла

Избирательный — 3 балла

Неустойчивый — 2 балла

Плохой — 1 балл

6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок? (нужное подчеркнуть)

Положительно — 3 балла

Отрицательно — 1 балл

7. Просится ли Ваш ребенок на горшок? (нужное подчеркнуть)

Да — 3 балла

Нет, но бывает сухой — 2 балла

Нет и ходит мокрый — 1 балл

8. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки? (нужное подчеркнуть)

Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое) — 1 балл

Нет — 3 балла

_____________________________________________________________________________

9. Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дом и в новой обстановке?

Да — 3 балла

Не всегда — 2 балла

Нет — 1 балл

10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых? (нужное подчеркнуть)        

Да — 3 балла        

Иногда — 2 балла        

Нет — 1 балл

11. Как Ваш ребенок играет? (нужное подчеркнуть)

Умеет играть самостоятельно — 3 балла

Не всегда — 2 балла

Не играет сам — 1 балл

12.Какие взаимоотношения со взрослыми? (нужное подчеркнуть)

Легко идет на контакт — 3 балла

Избирательно — 2 балла

Трудно — 1 балл

13. Какие взаимоотношения с детьми? (нужное подчеркнуть)

Легко идет на контакт — 3 балла

Избирательно — 2 балла

Трудно — 1 балл

14. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен? (нужное подчеркнуть)

Да — 3 балла

Не всегда — 2 балла

Нет — 1 балл

15.Есть ли у ребенка уверенность в себе (нужное подчеркнуть)

Есть – 3 балла

Не всегда — 2 балла

Нет — 1 балл

16. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими? (нужное подчеркнуть)

Перенес разлуку легко — 3 балла

Тяжело — 1 балл

Не было

17. Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых? (нужное подчеркнуть)

Есть — 1 балл

Нет — 3 балла.

Прогноз адаптации:

Ребенок готов к поступлению в ДОУ — 55—40 баллов;

условно готов — 39—24 балла;

не готов — 23—16 баллов.

Анкета для родителей.

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты.

Ваши ответы помогут организовать успешную работу с малышами, поступившими в детский сад, что-то изменить, на что-то посмотреть другими глазами.

ФИО ребенка _________________________________________________________________

Дата рождения ________________________________________________________________

Сколько полных _______________________________________________________________

1. Как прошла адаптация ребенка к детскому саду?

а) ребенок адаптировался полностью;

б) ребенок утром не хочет идти в детский сад;

в) ребенок иногда не хочет идти в детский сад;

г) ребенок вечером изъявляет желание еще поиграть в детском саду.

2. Как протекала адаптация Вашего ребенка к детскому саду? Малыш шел в детский сад:

а) с плачем;

б) с уговорами;

в) без эмоций;        

г) с удовольствием.

3. Каким было поведение Вашего ребенка после первых дней посещения детского сада:

а) обычным;

б) отказывался от еды;

в) плохо засыпал;

г) был сильно угнетен;

д) полон впечатлений;

е) свой вариант ответа_______________________________________

4. Что Вас особенно беспокоит в поведении ребенка в настоящее время?

а) к вечеру устает;

б) кризис 3-х лет;

в) повышенная возбудимость;

г) нежелание идти в детский сад;

д) стал вредничать, капризничать;

е) нет проблем;

ж) свой вариант ответа_______________________________________

5. Замечаете ли Вы положительные изменения в эмоциональном состоянии и поведении ребенка? Какие?

а) стал общаться с ребятами;

б) спокойнее реагирует на незнакомых людей;

в) стал играть в игрушки;

г) пока не заметили;

д) больше говорит;

е) стал спокойнее и самостоятельнее;

ж) свой вариант ответа________________________________________

6. Проводите ли Вы беседы с ребенком о проведенном дне в детском саду?

а) всегда интересуюсь;

б) интересуюсь и планирую с ребенком следующий день;

в) инициатором беседы является сам ребенок (делится своими впечатлениями);

г) не вижу в этом смысла.

7. Удается ли Вам дома соблюдать режим дня, приближенный к режиму дня в детском саду?

а) соблюдаем;

б) стараемся, хотя это сложно;

в) дома у нас свой режим.

8.  Что на Ваш взгляд способствует благополучной адаптации ребенка к ДОУ?

а) доброе отношение воспитателя к ребенку;

б) большое количество игрушек в группе;

в) хорошее здоровье ребенка;

г) соблюдение режима дня в детском саду и дома;

д) единый подход к вопросам адаптации со стороны родителей и воспитателей.

е) свой вариант ответа_______________________________________________

Благодарим за ответы!

Список использованных источников и литературы:

  • Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
  • Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: Линка-Пресс, 1999.
  • Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
  • Павлова С.В., Савинцева Е.А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста. Детский клуб «Умка». – Учебно-методическое пособие. – М.:
  • Педагогическое общество России, 2010. – 80с.
  • Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.
  • Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 56с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Давайте познакомимся"

Пояснительная запискаИдея непрерывного образования воспитывающих взрослых продиктована реальными особенностями жизни человека. И семья и детский сад живут в быстро меняющемся мире, в силу чего родител...

Проект «Давайте познакомимся»

Проект содержит перспективное планирование взаимодействия детей, родителей, педагогов....

Проект "Давайте познакомимся"

Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни.Эта резкая смена условий може...

Проект "Давай познакомимся".

Этот проект поможет вашим детям быстрее запомнить друг друга и установить положительный контакт....

Проект «Давайте познакомимся»

Цель: знакомство с семьями воспитанников младшего возраста и выяснением проблем.Задачи:- активизировать родительское участие в подготовке ребенка и семьи к посещению детского сада;- познакомитьс...