Занятие – День родного языка (ОО: Развитие речи)
материал (подготовительная группа)
-
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_den_rodnogo_yazyka_obrazovatelnaya_oblast_rechevoe_razvitie_.docx | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «День родного языка»
(Образовательная область: «Речевое развитие»)
Цель: закреплять знания о Международном дне родного языка.
Задачи:
- развивать смысловую сторону речи через закрепление антонимов, синонимов, многозначных слов;
- развивать творческие способности через приобщение к декоративно-прикладному искусству;
- воспитывать любовь к своей стране, русскому языку;
- воспитывать умение договариваться в процессе выполнения коллективной работы.
Предварительная работа: презентация «Россия - Родина моя», беседы о Родине, о родном языке, дидактические игры: «Кузовок», «Слова-друзья», «Скажи наоборот», «Слова многозначные», рассматривание иллюстраций русской национальной одежды, русских сувениров; чтение русских народных сказок, знакомство с пословицами и поговорками о родном языке, русские народные подвижные игры, слушание русских народных песен, разучивание стихов
Оборудование и материал: фотоматериалы, иллюстрации о родном крае, картинки со словами, силуэты матрёшек, детали костюма для матрешки, вырезанные из цветной бумаги, клей мяч, записи произведений.
Ход занятия:
(звучит запись русской народной мелодии «Вижу чудное приволье» А. Полячек, Ф. Савинова)
-Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
Игра «Здравствуй друг»
«Встаньте дети, встаньте в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Мы друг другу улыбнемся,
дружно за руки возьмемся.
Здравствуй друг, здравствуй друг,
получился дружный круг»
Воспитатель: Ребята посмотрите друг на друга. Мы все такие красивые, интересные мальчики и девочки. А чем мы отличаемся друг от друга и что у нас общего?
- Цветом волос, кожи (смуглые и светленькие). А общее у нас - это наша национальность и родной язык. А сейчас, давайте пройдем на свои места.
-Сегодня у нас с вами праздник. А именно, 21 февраля в странах мира отмечается Международный день родного языка.
Ребенок:
В международный день родного языка
На языке родном тебе мы пожелаем :
Люби язык, храни на день и на века!
Не забывай мелодию родного языка
Воспитатель: - Как называется наша страна, в которой мы живем? Как называется город? Как называют жителей? На каком языке разговаривают жители нашего города? Свой язык, свой народ, свою Родину нужно любить!
Воспитатель: А что нам помогает общаться? (ответы детей)
Воспитатель: Язык - инструмент сохранения и развития нашего культурного наследия. Мамы своим малышам напевают колыбельные, рассказывают сказки, пословицы и поговорки на родном языке.
Воспитатель: Как вы понимаете, что такое родной язык? (ответы детей)
Воспитатель: Наша страна многонациональна. Какие национальности вы знаете?
Воспитатель: На каком языке разговариваем мы?
Воспитатель: Русский язык богат и необычайно красив. В нем есть много слов, красивых оборотов, крылатых выражений, с помощью которых мы придумываем рассказы, сочиняем сказки, стихи или общаемся друг с другом.
Воспитатель: Что мы можем рассказать о России?
Ребенок: Стихотворение «Какая наша страна?»
И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.
Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
Каждый город
Сердцу дорог, Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!
(Г. Ладонщиков)
Воспитатель: Давайте попробуем составить предложения со словом Россия (из 2 и 3-ёх слов)
Могучая Россия.
Славная Россия.
Красивая Россия.
Любимая Россия.
Я люблю Россию.
Воспитатель: Молодцы. А сейчас я предлагаю вам провести викторину и разделиться на две команды «Знайки» и «Умницы».
1. Разминка, назовите:
- русская национальная мужская одежда - русская национальная женская
- русская еда - русские народные сказки
- русские народные игры - русские народные песни
Воспитатель: Хорошо, ребята. С разминкой справились. А что бы окунуться в мир русского родного языка я предлагаю вам встать в хоровод «Во поле береза…»
Воспитатель: Молодцы! А сейчас продолжим нашу викторину.
2. Игра «Слова – друзья» - назвать слова, близкие по смыслу:
Недалеко - близко
Невысоко - низко
Сердито - зло
Течет - льется
Шумит - кричит
Говорит - лопочет
3. «Доскажи пословицу»
Язык до Киева…доведёт.
Язык без костей, что хочет, то и ….лопочет.
Язык мой - враг ….мой.
Языком не спеши – спеши …делом.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я предлагаю вам встать и выполнить задание в кругу.
4. «Многозначные слова»
На полу по кругу разложены картинки, дети встают в круг, бегут под музыку, как музыка заканчивается – берут картинку, находят свою пару и объясняют свой выбор. (коса – прическа у девочки, коса – косить траву, ключ - от двери, ключ-родник, лук-растение, лук-оружие, набор-инструменты, набор -конфеты, побег-убежать, побег-молодая поросль, норка-животное, норка- углубление в земле, кисть - часть руки, кисть –рисование, ласка-нежность, ласка- животное).
5. Игра «Скажи наоборот передавая флажок»
Большой – маленький (широкий, толстый, горячий, длинный, высокий, громкий, быстрый, черный, узкий)
6. Игра хоровод «Положу в кузов – ОК»
Дети двигаются по кругу, проговаривают по очереди: «Положу я в кузовок: сахар – ОК, гриб – ОК, пирож - ОК, сыр-ОК, свитер-ОК, цвет-ОК, короб-ОК…»
7. Игра с мячом «Какой-какая-какое», отвечает тот, у кого в руках мяч.
Солнце - яркое, река - быстрая, ветер - холодный.
Воспитатель: А, сейчас я предлагаю вам пройти на свои места. Последнее задание нашей викторина будет выполнение задания.
8. «Украшение матрёшки»
Загадка:
Алый шёлковый платочек, яркий сарафан,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть, может 3, а может 6,
Разрумянилась немножко,
Это русская… (матрёшка)
Воспитатель: Ребята, я прошу быстро и аккуратно украсить матрёшку. На столе у вас лежат матрешки, наряды для них, клей, кисточки, салфетки. Перед выполнением, пожалуйста, засучите рукава, сядьте прямо и выполняйте работу.
Воспитатель: Молодцы! С заданием справились все! Матрешки получились красивые и интересные. В викторине у нас обе команды справились с заданиями, были активны и внимательны. Победила «Дружба».
Итак, ребята, о чем сегодня мы с вами говорили?
Воспитатель: Правильно, о родном языке. Богат и разнообразен русский язык. Изучайте и любите русский язык!
Какой праздник отмечается 21 февраля во всем мире? Что вам особенно запомнилось и что узнали нового? (ответы детей)
Воспитатель: На этом наше занятие окончено. Берегите и любите родной язык.
(Звучит музыка «Широка страна моя родная»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по родной природе и развитию речи «Домашние животные»
Повышать речевую активность детей, развивать зрительное восприятие....
Конспект комплексного занятия по родной природе и развитию речи для второй младшей группы «Домашние животные»
Конспект комплексного занятия по родной природе и развитию речи для второй младшей группы «Домашние животные»...
Доклад: «Роль родного языка в развитии речи ребенка.
Доклад: «Роль родного языка в развитии речи ребенка. I раздел:Роль родного языка в развитии речи ребенка....
Конспекты занятий в классах предшкольной подготовки по родному языку и развитие речи
Материалы для работы в подготовительной группе по родному языку...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи «День родного языка»
Конспект интегрированного занятия по развитию речи«День родного языка»Старший дошкольный возраст Воспитатели: Прохорова О.В.Курико Т.В. Цели: закреплять знания о Международ...
" Роль родного языка в развитии речи детей дошкольного возраста"
Методологической основой методики развития речи являются положения материалистической философии о языке как продукте общественно-исторического развития, как важнейшем средстве общения и социального вз...
Конспект занятия "День родного языка"
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ:ТЕМА: «День родного языка»Цели и задачи:Познакомить детей с «Международным днем родного языка ». Обогатить духовн...