Занятие – День родного языка (ОО: Развитие речи)
материал (подготовительная группа)

Францкевич Юлия Анатольевна

-

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия «День родного языка»

(Образовательная область: «Речевое развитие»)

Цель: закреплять знания о Международном дне родного языка.

Задачи

  • развивать смысловую сторону речи через закрепление антонимов, синонимов, многозначных слов;
  • развивать творческие способности через приобщение к декоративно-прикладному искусству;
  • воспитывать любовь к своей стране, русскому языку;
  • воспитывать умение договариваться в процессе выполнения коллективной работы.

Предварительная работа: презентация «Россия - Родина моя», беседы о Родине, о родном языкедидактические игры«Кузовок»«Слова-друзья»«Скажи наоборот»«Слова многозначные», рассматривание иллюстраций русской национальной одежды, русских сувениров; чтение русских народных сказок, знакомство с пословицами и поговорками о родном языке, русские народные подвижные игры, слушание русских народных песен, разучивание стихов

Оборудование и материал: фотоматериалы, иллюстрации о родном крае, картинки со словами, силуэты матрёшек, детали костюма для матрешки, вырезанные из цветной бумаги, клей мяч, записи произведений.

Ход занятия:

(звучит запись русской народной мелодии «Вижу чудное приволье» А. Полячек, Ф. Савинова)

-Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

Игра «Здравствуй друг»

«Встаньте дети, встаньте в круг.

Ты мой друг и я твой друг.

Мы друг другу улыбнемся,

дружно за руки возьмемся.

Здравствуй друг, здравствуй друг,

получился дружный круг»

Воспитатель: Ребята посмотрите друг на друга. Мы все такие красивые, интересные мальчики и девочки. А чем мы отличаемся друг от друга и что у нас общего?

- Цветом волос, кожи (смуглые и светленькие). А общее у нас - это наша национальность и родной язык. А сейчас, давайте пройдем на свои места.

-Сегодня у нас с вами праздник. А именно, 21 февраля в странах мира отмечается Международный день родного языка.

Ребенок:

В международный день родного языка

На языке родном тебе мы пожелаем :

Люби язык, храни на день и на века!

Не забывай мелодию родного языка

Воспитатель: - Как называется наша страна, в которой мы живем? Как называется город? Как называют жителей? На каком языке разговаривают жители нашего города? Свой язык, свой народ, свою Родину нужно любить!

Воспитатель: А что нам помогает общаться? (ответы детей)

ВоспитательЯзык - инструмент сохранения и развития нашего культурного наследия. Мамы своим малышам напевают колыбельные, рассказывают сказки, пословицы и поговорки на родном языке.

Воспитатель: Как вы понимаете, что такое родной язык(ответы детей)

Воспитатель: Наша страна многонациональна. Какие национальности вы знаете?

Воспитатель: На каком языке разговариваем мы?

Воспитатель: Русский язык богат и необычайно красив. В нем есть много слов, красивых оборотов, крылатых выражений, с помощью которых мы придумываем рассказы, сочиняем сказки, стихи или общаемся друг с другом.

Воспитатель: Что мы можем рассказать о России?

Ребенок: Стихотворение «Какая наша страна?»

И красива и богата

Наша Родина, ребята.

Долго ехать от столицы

До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное:

Горы, степи и леса:

Рек сверканье голубое,

Голубые небеса.

Каждый город

Сердцу дорог, Дорог каждый сельский дом.

Все в боях когда-то взято

И упрочено трудом!

(Г. Ладонщиков)

Воспитатель: Давайте попробуем составить предложения со словом Россия (из 2 и 3-ёх слов)

Могучая Россия.

Славная Россия.

Красивая Россия.

Любимая Россия.

Я люблю Россию.

Воспитатель: Молодцы. А сейчас я предлагаю вам провести викторину и разделиться на две команды «Знайки» и «Умницы».

1. Разминка, назовите:

- русская национальная мужская одежда - русская национальная женская

- русская еда - русские народные сказки

- русские народные игры - русские народные песни

Воспитатель: Хорошо, ребята. С разминкой справились. А что бы окунуться в мир русского родного языка я предлагаю вам встать в хоровод «Во поле береза…»

Воспитатель: Молодцы! А сейчас продолжим нашу викторину.

2. Игра «Слова – друзья» - назвать слова, близкие по смыслу:

Недалеко - близко

Невысоко - низко

Сердито - зло

Течет - льется

Шумит - кричит

Говорит - лопочет

3. «Доскажи пословицу»

Язык до Киева…доведёт.

Язык без костей, что хочет, то и ….лопочет.

Язык мой - враг ….мой.

Языком не спеши – спеши …делом.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас я предлагаю вам встать и выполнить задание в кругу.

4. «Многозначные слова»

На полу по кругу разложены картинки, дети встают в круг, бегут под музыку, как музыка заканчивается – берут картинку, находят свою пару и объясняют свой выбор. (коса – прическа у девочки, коса – косить траву, ключ - от двери, ключ-родник, лук-растение, лук-оружие, набор-инструменты, набор -конфеты, побег-убежать, побег-молодая поросль, норка-животное, норка- углубление в земле, кисть - часть руки, кисть –рисование, ласка-нежность, ласка- животное).

5. Игра «Скажи наоборот передавая флажок»

Большой – маленький (широкий, толстый, горячий, длинный, высокий, громкий, быстрый, черный, узкий)

6. Игра хоровод «Положу в кузов – ОК»

Дети двигаются по кругу, проговаривают по очереди: «Положу я в кузовок: сахар – ОК, гриб – ОК, пирож - ОК, сыр-ОК, свитер-ОК, цвет-ОК, короб-ОК…»

7. Игра с мячом «Какой-какая-какое», отвечает тот, у кого в руках мяч.

Солнце - яркое, река - быстрая, ветер - холодный.

Воспитатель: А, сейчас я предлагаю вам пройти на свои места. Последнее задание нашей викторина будет выполнение задания.

8. «Украшение матрёшки»

Загадка:

Алый шёлковый платочек, яркий сарафан,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть, может 3, а может 6,

Разрумянилась немножко,

Это русская… (матрёшка)

Воспитатель: Ребята, я прошу быстро и аккуратно украсить матрёшку. На столе у вас лежат матрешки, наряды для них, клей, кисточки, салфетки. Перед выполнением, пожалуйста, засучите рукава, сядьте прямо и выполняйте работу.

Воспитатель: Молодцы! С заданием справились все! Матрешки получились красивые и интересные. В викторине у нас обе команды справились с заданиями, были активны и внимательны. Победила «Дружба».

Итак, ребята, о чем сегодня мы с вами говорили?

Воспитатель: Правильно, о родном языке. Богат и разнообразен русский язык. Изучайте и любите русский язык!

Какой праздник отмечается 21 февраля во всем мире? Что вам особенно запомнилось и что узнали нового? (ответы детей)

Воспитатель: На этом наше занятие окончено. Берегите и любите родной язык.

(Звучит музыка «Широка страна моя родная»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по родной природе и развитию речи «Домашние животные»

Повышать речевую активность детей, развивать зрительное восприятие....

Конспект комплексного занятия по родной природе и развитию речи для второй младшей группы «Домашние животные»

Конспект комплексного занятия по родной природе и развитию речи для второй младшей группы «Домашние животные»...

Доклад: «Роль родного языка в развитии речи ребенка.

Доклад: «Роль родного языка в развитии речи ребенка. I раздел:Роль родного языка в развитии речи ребенка....

Конспекты занятий в классах предшкольной подготовки по родному языку и развитие речи

Материалы для работы в подготовительной группе по родному языку...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «День родного языка»

Конспект  интегрированного занятия по развитию речи«День родного языка»Старший дошкольный возраст Воспитатели: Прохорова О.В.Курико Т.В. Цели: закреплять знания о Международ...

" Роль родного языка в развитии речи детей дошкольного возраста"

Методологической основой методики развития речи являются положения материалистической философии о языке как продукте общественно-исторического развития, как важнейшем средстве общения и социального вз...

Конспект занятия "День родного языка"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ:ТЕМА: «День родного языка»Цели и задачи:Познакомить детей с «Международным днем родного языка ». Обогатить духовн...