2024год- Проект. Моя семья
проект (младшая группа)
В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них доброе и уважительное отношение к окружающим людям и, прежде всего, любовь к своей семье, к своим близким. Развитие личности ребёнка невозможно без семейного воспитания. Именно в семье он учится любить, радоваться, сочувствовать, именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2024god-_proekt._moya_semya.docx | 40.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»
Проект
«Моя семья»
Во 2 младшей группе
Составила: Лыскова Тамара Васильевна
пгт. Березово ХМАО-Югра
Краткосрочный проект для детей «Моя семья»
Тип проекта: познавательно – творческий, групповой
Вид проекта: краткосрочный (2 недели)
Продолжительность проекта: май 2024 год
Участники проекта: дети общеразвивающей группы 3-4 лет – 19 человек; воспитатели группы; родители.
Возраст детей: 3-4 года.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Форма проведения: НОД, развлечения, чтение художественных произведений, дидактические игры, пальчиковые гимнастики, беседы, самостоятельная игровая деятельность.
Актуальность проекта
В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них доброе и уважительное отношение к окружающим людям и, прежде всего, любовь к своей семье, к своим близким. Развитие личности ребёнка невозможно без семейного воспитания. Именно в семье он учится любить, радоваться, сочувствовать, именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества.
Этот проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления детско-родительских отношений. Поэтому мы должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Цель проекта: Формирование начальных представлений об образе Я. Развивать представление о семье, о семейных традициях. Воспитание чувства любви и привязанности к своим родителям, родственникам.
Задачи проекта: Закрепить с детьми понятия «семья», «имя», «фамилия»; закреплять умение называть имя и отчество своих родителей, бабушек и дедушек; познакомить детей с понятием «семейные ценности»; воспитывать любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях; привлечь родителей к совместной деятельности с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Ожидаемые результаты реализации проекта: Дети узнают больше о своей семье, о членах семьи, традициях. Проявление уважение и забот ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
Содержание проекта.
I этап. Организационный
Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов бесед, наблюдений; подбор детской художественной литературы; подбор дидактического материала, наглядных пособий (картины, иллюстрации); подбор настольно – печатных и дидактических игр.
Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д.).
Разработка информационного стенда для родителей.
II этап. Основной
Тематический план работы с детьми
Формы организации совместной взросло – детской деятельности.
Разделы работ Образовательная деятельность | Основное содержание Познание (окружающий) «Моя семья». (ФЭМП) Конструирование: «Дом моей семьи»; «Мебель для моей семьи (стол и стул)» Речевое развитие: Чтение русской народной сказки «Три медведя», Д. Габе «Моя семья», К. Ушинский «Петушок с семьёй». Рассматривание картин: «Моя семья», семейные фотографии Художественное творчество: Рисование – «Моя дружная семья», «Платье для мамы», «бусы для бабушки», «Украсим рубашку для папы» Лепка- «Угощение для бабушки и дедушки» Аппликация– «Красивый цветок для мамы», «Галстук для папы». |
Совместная деятельность | |
Социально-коммуникативное развитие | Беседы: «Моя семья» Цель: Объяснить дошкольникам важность семьи в жизни детей, семьи для каждого. Закрепить имена членов семьи и других близких родственников, их профессии. «Как я помогаю дома» Цель: подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье. «Взрослые и дети» Цель: дать представления о нравственном поведении между взрослыми и детьми. «У меня есть брат (сестра) Ситуативные беседы: «Что делает ваша семья утром (вечером)?» «В какие игры играют с вами ваши родители?» «Выходной день с семьей» Беседы по фотоальбомам «Это я и моя семья». Цель: развивать интерес к своей семье, закреплять представления об именах родителей, других членов семьи. Беседа по картинкам: «Где работает мама (папа)?», «Что делать, если кто-то заболел?». Обсуждение пословиц и поговорок о семье. Цель: развивать восприятие средств художественной выразительности Загадоки про семью. |
Пальчиковые игры «Моя Семья», «Этот пальчик дедушка…», «Есть у каждого свой дом», «Кто живёт у нас в квартире?», «Строим дом». Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев, координации рук. Беседы-рассуждения: «Как вести себя на улице с членами семьи?»; «Что делать, если ты огорчил маму?» «Кем ты приходишься своим родителям?» «Кто ты для бабушки и дедушки?» Дидактические игры: «Мамы и детки»; «Добавь словечко»; «Как зовут членов семьи»; «Назови ласково»; «Кто, что делает»; «Мама какая?»; «Исправь Незнайку»; «Кто старше?». Театрализация по сказкам: «Волк и семеро козлят»; «Три медведя»; «Репка». Игра драматизация: Драматизация народных сказок по желанию детей («Колобок», «Теремок») Цель: развивать умение передавать в мимике, жестах, движениях разные особенности персонажей | |
Чтение художественной литературы | Чтение потешек: «Из-за леса из-за гор, едет дедушка Егор» «Ладушки – ладушки» «Вышла курочка гулять» Чтение сказок: «Гуси-лебеди» «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Три медведя»«Крошечка – Хаврошечка С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; Чтение стихотворения: В. Осеева «Сыновья», Е. Благинина «Посидим в тишине», С. Капутикян «Моя бабушка», С. Баруздин «Мамина работа», А. Барто «Как Вовка бабушек выручил», А. Шибаев «Кто играет?», М. Тахистова «Семья», «Мой дом» Цель: Создание условий для воспитания у детей эмоционально-образного восприятия литературных произведений. Развитие умение оценивать поступки героев. Развитие творческого воображения, слуховой и зрительной памяти, выразительность речи. Просмотр мультфильмов: «Мама для мамонтенка»; «Непослушный медвежонок»; «Осторожно, обезьянки» |
Игровая деятельность | Дидактические игры и упражнения «Кто, где живёт?» «Сложи картинку» «Обязанности» (по картинкам) «Кому, что нужно?» «Чьи вещи?» Игровое упражнение: «Что умеет делать мама» «Папа какой» «Кому что подходит» Подвижные игры «Гуси - гуси»; «Вокруг домика хожу»; «Птички в гнёздышках»; «Ровным кругом»; «В руки руль скорей бери и семью всю прокати»; «Мы отважные пилоты»; «По ровненькой дорожке»; «Парами на прогулку»; «Наседка и цыплята»; «Пройди – не упади». Физминутки: «Мы во двор пошли гулять»; «Семья»; «Зайка»; «Есть у каждого свой дом»; «Ладушки». Сюжетно – ролевые игры: «Семья принимает гостей», «День рожденья куклы», «Дочка заболела», «Семья», «Дочки – матери», «Детский сад», «Праздники в семье», «Семейный обед» Цель: побуждать детей творчески воспроизводить в игре быт семьи. Настольные игры «Большие и маленькие», «Собери семью», «Ассоциации», «Укрась платье для мамы», игра-ассоциация «Мама, папа, я», лото «Семья», «Найди пару», лото «Продукты», «Одежда», «Мой дом». Игры со строительным материалом: «Построим дом для кукол», «Сделаем мебель для кукол» Цель: развивать предпосылки к появлению коллективных строительных игр на основе расширения представлений детей об окружающем мире |
Работа с родителями:
Беседы с родителями и детьми о прошедших выходных днях
Сбор фотографий в фотоальбом: «Я и моя семья»
Консультация «Как создать семейные традиции для счастливой жизни»
Выставка детских рисунков «Портрет моей семьи»
Папка – передвижка «Роль семьи в воспитании ребенка»
Фотовыставка «Моя счастливая семья»
Совместное создание предметно – развивающей среды.
Предложить родителям просмотреть с детьми фотографии (альбом), провести беседу о членах семьи, назвать по именам.
Рассказать о традициях семьи, о своих профессиях.
Индивидуальные беседы-консультации
III этап. Заключительный
Анализ результатов проекта
Выставка рисунков «Портрет моей семьи»
Выставка лэпбука «Моя семья»
Фотовыставка «Моя счастливая семья»
Результатами нашей работы мы остались довольны. В ходе мероприятий, которые были проведены в проекте: беседы, выставки, совместная деятельность детей и родителей дали положительный результат. После проведенной работы дети усвоили, что семья – это мама, папа, бабушки, дедушки, братья и сестры. Активизировалась речевая активность детей. Дети овладели игровыми действиями, отражающие известные им жизненные ситуации. Установление тёплых, дружеских, доверительных отношений в группе между родителями, детьми и воспитателями, увеличением родительских обращений за консультативной помощью по воспитанию и развитию детей. Так же мы пополнили предметно-развивающую среду и методическую копилку разнообразными материалами по теме проекта.
Приложение 1.
Консультация «Как создать семейные традиции для счастливой жизни»
Семейные традиции и обычаи приносят огромную пользу: они укрепляют ваши семейные узы, делают жизнь в кругу родных насыщенной и интересной, украшают детство и создают прекрасные воспоминания на долгие годы.
Предлагаем вам несколько примеров семейных традиций, которые вы можете использовать в своей семье или на их основе создать собственные.
Традиции на каждый день
Какие бывают семейные традиции? Это небольшие действия, которые создают ощущение единства в семье, чувство, что родные рядом и всегда поддержат друг друга. Сейчас очень сложно приобщить детей и подростков проводить время в домашнем кругу, когда есть интернет, компьютер, смартфон. Повседневные действия этой категории призваны собирать членов семьи вместе на короткий момент, обновляя родственные связи ежедневно.
«Секретное рукопожатие»
Так издавна узнавали друг друга члены общин, организаций или кланов. Семейное рукопожатие гораздо важнее, чем просто знак того, что вы, например, «из семьи Петровых». Это ощутимое доказательство поддержки и тепла близких людей. Сложить по-особому пальцы, тряхнуть руками три раза, прихлопнуть ладонями…
Такое секретное рукопожатие придаст уверенность во время ответственного шага, когда близость родителей особенно важна — на свадебной церемонии, получения диплома и даже в трудные минуты жизни.
«Кушаем вместе»
В семейной традиции русского народа принято кушать вместе: это и обычай большого обеденного стола, и особая посуда для взрослых и детей, и семейная супница, из которой мама насыпает порцию любимого блюда. Необязательно каждый раз садиться есть всем одновременно, но один из приёмов пищи должен быть совместным.
Решите, как будет удобней в вашем лучше — это будет завтрак, обед или ужин, перекус на кухне или полноценное застолье в гостиной. Введите правила: никаких мобильных, телевизора, возможно, вы захотите наложить табу на некоторые темы за столом.
Хорошие привычки легко закрепить, если их будут выполнять все без исключения:
- мыть руки перед едой;
- опрятно одеваться к столу;
- ухаживать за столом за бабушкой и дедушкой;
- соблюдать этикет;
- помогать маме убирать посуду.
Взрослые, разумеется, подают пример детям, старшие — младшим. За едой обычно рассказывают хорошие новости, обсуждают планы на будущее и делятся впечатлениями о произошедшем за день.
Похвала и благодарность тому, кто приготовил вкусную еду, тоже может стать обязательным пунктом обеда. В некоторых семьях принято молиться перед едой — короткую молитву произносит вслух глава, чаще всего отец, но может быть старший сын, мать.
«Семейные объятия»
Психологи советуют родителям почаще обнимать своих детей, чтобы те росли спокойные и уверенные в собственных силах. По мере взросления, особенно в подростковом возрасте, дети начинают тяготиться «телячьими нежностями» заботливой матери или сестры, но если превратить объятия в традицию, то это станет ещё одним источником внутренней силы и поддержки.
Вместо обычной ласки можно обняться и сказать что-нибудь вроде «Раз! Два! Три! Мы вместе!». Сначала это звучит натянуто, но если с детства приучить детей к таким проявлениям единства, это будет воспринято на ура и в старшем возрасте.
«Сказка на ночь»
Некоторые традиции семейного воспитания важны для развития личности ребёнка. Дети, чьи родители баловали их чтением на ночь, более успешны в учёбе и лучше заводят друзей в школе, чем их сверстники, лишённые этой чудесной традиции. Подбирайте сказочные истории по возрасту, садитесь на постель к малышу и с душой читайте ему по несколько страниц каждый вечер.
Слушание развивает внимание, успокаивает нервную систему и вселяет умиротворение в детские сердца. Прекрасные воспоминания о сказке на ночь заставляют многих взрослых возвращаться к этому обычаю, когда они создают свои семьи, так что это по-настоящему действенный способ создать связь поколений.
«Вечерняя прогулка»
В некоторых семьях есть возможность спокойно прогуляться перед сном, чтобы выбросить из головы все проблемы, накопившиеся за день, и приготовиться к ночному отдыху. Это очень здоровая привычка, которую можно воспитывать с детства. Удобная одежда и обувь, пять минут на сборы — и вы уже ведёте неторопливую беседу на свежем воздухе.
Еженедельные традиции
Целью может быть провести вместе немного больше времени, чем обычно, чтобы поддержать в доме атмосферу любви и тепла. Откажитесь от соблазна устраивать разборы полётов — критика и тон инспектора тут неуместны.
«Воскресный завтрак»
Что сделает его особенным? Другая, более нарядная посуда, блюда, любимые вашими домочадцами и требующие больше времени на приготовления, долгожданные новости и важные решения, которых с нетерпением ждут дети.
Например, за воскресным завтраком можно объявить, куда семья отправится отдыхать в этом году, кого из родственников будут принимать в доме на Новый год и прочие, обязательно хорошие новости.
«Поход за покупками»
Всем известно, что делать закупки на неделю непросто, поэтому мама может подключить к этому процессу всех домашних. Это и помощь, и возможность принять участие в выборе меню на следующую неделю, и отличная практика для детей, которым нужно понемногу учиться вести хозяйство и рассчитывать бюджет. Если у ребёнка есть собственные наличные деньги, помогите им выбрать покупку, но не давите психологически — свободный выбор всё же за ним.
«День футбола»
Или другого вида спорта. Детям легче будет определиться с выбором спортивных увлечений, если они с детства занимались с родителями на регулярной основе. Ожидание выходных и обязательного похода на футбольное поле, беговую дорожку или теннисный корт заставляет малышей и подростков сосредоточиться на семье вместо сомнительных занятий на улице в подворотне.
Простые спортивные костюмы, кроссовки и инвентарь (мяч, секундомер, ракетки и т.п.) — это всё, что нужно для семейного мероприятия.
Другие семейные ценности и традиции
Подумайте, как семья может проявить участие в школьных делах, успехах в карьере, особенных днях и праздничных датах каждого члена семьи.
«Семейный фотоальбом»
Возможно, вы не задумывались, но у нашего, русского народа, особенно принято фотографироваться на память.
Приложите усилия, чтобы оформить и сохранить приятные моменты жизни:
- фото в первый день в школе;
- фото с родственниками из других городов, которые приехали в гости;
- групповое фото всей семьёй, где у каждого члена есть своё особое место;
- снимки с соревнований, конкурсов, награждений;
- старые фотографии поколения дедушек и бабушек.
«Маленькие праздники»
Вечеринки по поводу событий, определяющих будущее кого-то из членов семьи, очень важны. Устраивайте небольшие праздники с простым угощением, обязательно собирайте всех вместе, без отговорок, когда случается нечто замечательное: поступление в институт, назначение на работе, победа на конкурсе, сдача экзаменов, помолвка и т.п.
«Вместе вне дома»
Отличной традицией могут быть семейные походы по родным местам, совместное наблюдение грандиозных явлений — затмения или звездопада. Местные празднества многие семьи любят посещать всем составом (парад, городская или сельская ярмарка, народное гуляние).
Прежде чем начать воплощать идеи, прочтите несколько советов, которые помогут вам успешно создать новые семейные традиции:
- Пройдясь по списку идей, не пугайтесь, что должны воплотить их все. В этом деле качество важнее количества, и если вам удастся завести по одной традиции из каждой категории, считайте, что вы достигли цели;
- Не спешите отбрасывать некоторые идеи под тем предлогом, что «это глупо» или «это не сработает». Некоторые идеи, которые не слишком привлекательны для взрослых, понравятся детям, делайте скидку на возраст и детские интересы.
- Подберите примеры, которые хотите использовать, в соответствии со своими предпочтениями — составом семьи, бытовыми условиями, верованиями и пр.
И помните: чтобы какое-то действие стало традицией, его нужно повторять регулярно. Очень легко позабыть о принятом решении из-за стресса на работе ил усталости. Прилагайте все усилия, тогда традиция окрепнет и сможет поддерживать вас долгие годы.
Приложение 2.
Пальчиковые игры
«Моя семья»
Этот пальчик большой –
Это папа дорогой,
Самый главный, самый умный,
Папа, папочка родной.
Рядом с папой – наша мама.
Рядом с мамой – старший брат
Вслед за ним сестренка –
Милая девчонка.
И самый славный наш малыш – это Я
Вот и вся моя семья!
«Этот пальчик дедушка…».
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я,
Вот и вся моя семья!
Семья у нас крепкая, дружная!
«Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом (Дети загибают пальцы на обеих руках.)
Есть нора — надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом, (Удары ладонями и кулачками поочередно.)
Всем тепло, уютно в нем.
«Кто живёт у нас в квартире?»
Кто живёт у нас в квартире? (Дети загибают пальцы, считая их.)1,2,3,4,5
Всех могу пересчитать.
Мама, папа, брат, сестра,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой сверчок, щегол и я-
Вот и вся моя семья!
«Строим дом»
Молоточком я стучу,
Дом построить я хочу.
Строю я высокий дом,
Буду жить я в доме том.
Стихи и рассказы про семью
В. Осеева «Сыновья»
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая.
А третья молчит.
— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.
— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.
Другой песню поёт, соловьем заливается — заслушались его женщины.
А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
— Ну что? Каковы наши сыновья?
— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!
Е. Благинина «Посидим в тишине»
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!.
С. Капутикян. Моя бабушка.
Стала бабушка
Старой, хворою,
От ходьбы она
Устает.
Храбрым летчиком
Стану скоро я,
Посажу ее в самолет.
Не тряхну ее,
Не качну ее.
Отдохнет она
Наконец.
Скажет бабушка:
— Ай да внучек мой,
Ай да летчик мой,
Молодец!
С. Баруздин. «Мамина работа»
Каждое утро мама и папа уходили на работу.
Каждый вечер мама и папа приходили с работы.
Они так и говорили:
— Мы идём на работу.
— Мы пришли с работы.
— А что такое работа? — спрашивала Светлана. — Я тоже хочу на работу!
— Пока ты маленькая, твоя работа — это детский сад, — говорил ей папа.
Но Светлане очень хотелось посмотреть на настоящую работу, и она всё время просила маму:
— Возьми меня с собой!
Как-то раз мама пришла за Светой в детский сад раньше, чем всегда. Она поговорила о чём-то с Зинаидой Фёдоровной, а потом сказала:
— Ну, Светик, одевайся. Пойдём смотреть мою работу.
Они вышли во двор, потом на улицу, спустились в метро и уже через несколько минут были на другом конце города.
Здесь, среди деревьев, стояло большое красное здание. Мама провела Светлану через красивые железные ворота, и они пошли по просторному двору к дверям дома.
— Это что? — спросила Светлана.
— Это фабрика, где я работаю, — сказала мама.
— А у тебя какая работа? — спросила Светлана.
— Хорошая, интересная работа! — ответила мама. — Сейчас мы пойдём с тобой на фабрику, и я тебе всё покажу.
Когда они вошли в цех, то Светлана сначала даже растерялась. Она никогда ещё не видела таких огромных комнат со стеклянными крышами. Повсюду рядами стояли какие-то машины, и все они так шумели, что ничего не было слышно.
Мама подвела дочку к одной машине, и тут Светлана увидела, что к ней широкой лентой тянется светлая материя, а вылетает из неё разноцветная. Быстро красит машина материю!
— Вот здесь я и работаю, — услышала Света сквозь шум машины мамины слова. — У нас на фабрике делают материю, из которой потом шьют ребятам красивые платья. И твоё платье тоже сшито из такой же материи.
— А кто там работает? — спросила Света и показала рукой на соседнюю машину.
— И на той машине я работаю, — сказала мама. — У нас каждая работница обслуживает несколько машин.
Вдруг Света увидела на маминых машинах маленькие красные флажки.
— А это что?
— Такие красные флажки дают тем работницам, которые хорошо работают, — сказала мама. — А у нас в цехе все хорошо работают.
Тут Светлана увидела, что и на других машинах тоже развеваются красные флажки.
— И я хочу такой флажок и машину тоже, — сказала она.
— И тебе обязательно дадут такой флажок, когда ты вырастешь и будешь хорошо работать.
Долго они ещё ходили по цеху и смотрели на чудесные машины, потом вышли во двор.
А здесь Светлана увидела, как вереницей ехали с фабрики грузовики, доверху нагруженные готовой материей.
Повезут её теперь во все концы страны, чтобы сшить для ребят много новой, красивой одежды.
Светлане очень понравилась мамина работа. А ночью ей приснился сон. Стоит она в большом, светлом цехе около машины, а из машины вылетают разноцветные платья! Надевают их ребята и говорят: «Хорошие платья!»
А на Светланиной машине, на самом верху, вьётся маленький красный флажок — за хорошую работу!
Агния Барто. Как Вовка бабушек выручил
На бульваре бабушки
Баюкают внучат,
Поют внучатам ладушки,
А малыши кричат.
Расплакались две Оленьки,
Им жарко в летний зной,
Андрей, в коляске голенький,
Вопит как заводной.
— Ладушки, ладушки…—
Ох, устали бабушки,
Ох, крикунью Ирочку
Нелегко унять.
Что ж, опять на выручку
Вовку нужно звать.
— Вовка — добрая душа,
Позабавь-ка малыша!
Подошел он к бабушкам,
Встал он с ними рядышком,
Вдруг запрыгал и запел:
— Ладушки, ладушки!
Замолчали крикуны,
Так они удивлены:
Распевает ладушки
Мальчик вместо бабушки!
Засмеялись сразу обе
Маленькие Оленьки,
И Андрей не хмурит лобик,
А хохочет, голенький.
Вовка пляшет на дорожке:
— Ладушки, ладушки!
— Вот какой у нас помощник!
Радуются бабушки.
Говорят ему: —
Спасибо!
Так плясать
Мы не смогли бы!
А. Шибаев. «Кто играет?»
И солнце играет (лучами на речке),
И кошка играет (клубком на крылечке),
И Женя играет (есть кукла у Жени),
И мама играет (в театре на сцене),
И папа играет (на медной трубе),
И дедушка (с внуком играет в избе).
А бабушка внуку пеленки стирает.
Бабушка в стирку, наверно, играет?
М. Тахистова «Семья»
Мне бабушка сказку расскажет,
И сделает сладкий пирог,
И даст мне немножечко пряжи,
Чтоб с кошкой побегать я мог!
А дед мне подарит рубанок,
Гвоздей принесёт, молоток,
И будет готов спозаранок
Скворечник у нас и совок!
А папа возьмёт на рыбалку,
Расскажет о травах лесных…
Мы рядом, немного вразвалку
пойдём мимо елей грибных.
Грибов наберём на опушке,
Затейливый корень найдём,
В забытой лесничей избушке
Мы чаю с малиной попьём…
А мама, склоняясь над кроваткой,
Спокойную песню споёт,
На цыпочках выйдет украдкой
И добрые сны позовёт!
А в окна врывается ветер,
Я думаю, долго не сплю:
Ну чем мне на это ответить?
Я просто их очень люблю!
М. Тахистова «Мой дом»
Скворцы живут в скворечнике,
Очки живут в очечнике,
Лиса живёт в своей норе,
Живут деревья на горе...
И у меня есть тоже дом,
Он самый лучший:
Мама в нём!
Пословицы и поговорки
Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка
В семье, где нет согласия, добра не бывает.
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
В хорошей семье хорошие дети растут.
В хорошей семье хорошие дети растут.
При солнышке тепло, при матери добро.
Нет такого дружка, как родная матушка.
Птица рада весне, а младенец матери.
Материнская ласка конца не знает.
Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.
Изба детьми весела.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
У милого дитяти много имен.
Бабушке – один только дедушка не внук.
На что и клад, коли в семье лад.
В недружной семье добра не бывает.
Семья — опора счастья.
Братская любовь лучше каменных стен.
Загадки
Без чего на белом свете | Это слово каждый знает, | Кто веселый карапузик — Шустро ползает на пузе? Удивительный мальчишка — Это младший мой… (Братишка) |
Она лучше всех на свете | Кто милее всех на свете? | Кто не в шутку, а всерьёз (Папа) |
Кто любить не устает, | Кто носки внучатам свяжет, | Угостит всегда вареньем, |
Вот ведь дело-то какое… | Новые платочки | Кто любимей всех на свете? |
Кто любит и меня, и братца, | Кто любить не устает, | Кто всю жизнь работал, |
И у мамы есть, | Я у мамы не один, У неё ещё есть сын, Рядом с ним я маловат, Для меня он — старший … ( Брат) | Самый смелый, самый сильный, Утром с бородою мыльной, Рулит на машине важно, В стену гвоздь забьет отважно, Любит нас и нашу маму, Это наш любимый … (Папа) |
Приготовит, постирает, Все погладит, поиграет, Всех обнимет, поцелует, Пожалеет, приголубит. Другом станет самым, самым Кто же это? Наша … (Мама) | Свяжет тёплые перчатки, Поиграет в ладушки. В волосах седые прядки, Это моя … (Бабушка) | Самый старший он в семье, Самый мудрый во дворе, Голова вся в седине, А встает он заре. ( Дедушка) |
Мама с папой говорят, Что теперь я — старший брат, Что за куколка в коляске Плачет от ужасной тряски? В ванной ползунков гора! Брату кто она? (Сестра) | Он научит вас трудиться, От души повеселиться, Всем ребятам он пример — Наш родной любимый … (Дед) | «Нам гулять идти пора»,- Брату говорит… (Сестра) |
Дидактические игры и упражнения
« Мама какая?»
Наводящие вопросы воспитателя:
В.:- Когда мама обнимает вас, целует, жалеет, она какая? (Ласковая, добрая, милая, нежная).
– Когда мама модно одевается, какая она? ( Красивая).
– Когда мама улыбается, смеётся, какая она? (Весёлая).
– А если вы маму любите, то она какая? (Любимая).
– Когда мама заботится о вас, какая она? (Заботливая).
– Если мама занимается хозяйством, делает много домашних дел, какая она? (Трудолюбивая, хозяйственная).
«Назови ласково»
Сын – сынок – сыночек;
Дочь – дочка – доченька;
Брат – братик;
Сестра – сестричка – сестренка;
Мама – мамочка – мамуля;
Папа – папочка – папуля;
Бабушка – бабуля – бабуличка;
Дедушка – дедуля – дедуличка.
«Кто, что делает?»
– Бабушка – печет пироги, вяжет носки, варежки, ухаживает за внуками …
– Мама – готовит обед, стирает, гладит, ходит по магазинам, воспитывает детей …
– Папа – ремонтирует, ездит на машине, зарабатывает деньги, помогает маме
– Дедушка – работает на даче, помогает папе, бабушке …
– Сестра – помогает маме и бабушке по хозяйству, играет с младшими …
– Брат – помогает папе, дедушке, выносит мусор …
Физминутки
«Семья»
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке).
«Ладушки»
«Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки! (Хлопают в ладоши)
А у бабушки ладони
Все в морщинах собраны. (Показывают руки ладонями вверх)
А у бабушки ладони
Добрые-предобрые. (Поглаживают ладони друг о друга)
Все работали ладони
Долгими годами. (Постукивает кулаками о ладони)
Пахнут добрые ладони
Щами с пирогами. (Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются)
По кудрям тебя погладят
Добрые ладони. (Имитируют поглаживания)
И с любой печалью сладят
Теплые ладони. (Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них)
Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки! (Хлопают в ладоши)
«Как у бабушки Наташи»
Как у бабушки Наташи (держать за концы воображаемый платочек, надетый на голову).
Ели вкусную мы кашу! (соединить ладони перед собой – сделать тарелку, показывать ее всем стоящим слева и справа)
Каша пшенная, с дымком (над раскрытой ладонью левой руки – «тарелки» указательным пальцем правой руки рисовать дымок).
С хлебом (правая рука перед грудью, локоть в сторону, внутренняя сторона ладони вниз – «ломоть хлеба»).
С маслом! (левую ладонь положить на правую сверху – «слой масла»).
С молоком! (соединить запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы «кружка»).
Взяли мы большие ложки (сжать кулаки, большие пальцы подняты вверх).
Съели все до самой крошки! (попеременно то правой, то левой «ложкой» есть «кашу», поднося «ложки» ко рту).
Вот какая каша! (снова сделать «тарелку» и показывать всем: справа и слева).
У бабушки Наташи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Крепкая семья - здоровая семья"
В материале описывается проект "Крепкая семья - здоровая семья", реализуемый в МАДОУ "Детский сад №370" г. Перми в 2013-2014 учебном году....
Презентация к Проекту «Моя семья, дом, детский сад»- ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ на примере нашей воспитанницы группы №3 Поташевой Катюши
ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ нашей воспитанницы группы №3 Поташевой Катюши.Все хотят, что бы дети стали образованными, независимыми, целеустремленными. В первую очередь, таким примером должны быть сами родители....
Сценарий открытого мероприятия в рамках проекта «МОЯ СЕМЬЯ» Тема: «В кругу семьи»
Программное содержание:• формирование у детей положительного эмоционального отношения к членам семьи. • воспитание любви к маме, папе и к другим членам семьи; •...
Проект "Спортивная семья- здоровая семья"
Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и дома....
Инновационная деятельность проекта "Моя семья": альбом "Моя семья" и "Генеалогическое древо"
альбом "Моя семья" и "Генеалогическое древо"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Моя родословная - моя семья» в подготовительной к школе группе /часть проекта «Моя семья/
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Моя родословная - моя семья» в подготовительной к школе группе /часть проекта «Моя семья/ [[{"ty...
Выступление на педагогическом форуме Система поддержки и помощи семьям, имеющих детей с ОВЗ, в рамках муниципального проекта «Поддержка семей, имеющих детей»
В нашем учреждении функционируют 3 компенсирующие группы, которые посещают дети с различными нарушениями развития: это дети с ЗПР различного онтогенеза, дети с УО разной степени тяжести, дети с синдро...