Детское - родительский ПРОЕКТ «Если дружба велика, будет Родина крепка»
проект (старшая группа)
Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Детское - родительский ПРОЕКТ «Если дружба велика, будет Родина крепка» | 729.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска "Детский сад № 262"
Детское - родительский ПРОЕКТ
«Если дружба велика будет Родина крепка»
Тема: «Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей дошкольного возраста»
Воспитатели: Саргсян А.М.
Логвиненко Н.Ю.
Новосибирск 2022
СОДЕРЖАНИЕ
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Паспорт проекта…………………………………………………………. Актуальность (проблема)………………………………………………. Цели и задачи проекта…………………………………………………... Участники и их роль в реализации проекта…………………………… Ресурсы проекта…………………………………………………………. Список литературы……………………………………………………… Ожидаемы результаты критерии оценки эффективности……………. Список литература………………………………………………………. Приложения……………………………………………………………… | 3 4 6 7 8 9 10 11 12 |
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | Если дружба велика, будет Родина крепка |
Тема проекта | Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей дошкольного возраста. |
Автор проекта | Саргсян А.М., Логвиненко Н.Ю. |
Место реализации проекта | МБДОУ «Детский сад №262», старшая группа «Ромашка». |
Проблема, на решение которой направлен проект | Недостаточный уровень сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о культуре межнациональных отношений и толерантности. |
Цель проекта | Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей старшего дошкольного возраста. |
Задачи проекта | 1. Обогащать представление детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в многонациональном обществе. 2. Воспитывать отзывчивое и уважительное отношение к членам своей семьи, сверстникам и взрослым, сообществу детей и взрослых в группе. 3. Закрепить у детей проявления чувств патриотизма и толерантности. 4. Повысить компетентность родителей по вопросам формирования культуры межнациональных отношений и толерантности у дошкольников. |
Участники проекта | Воспитатели, дети старшей группы, родители воспитанников. |
Срок реализации проекта | Средней продолжительности – с по |
Ожидаемые результаты | 1. Дети имеют представление о народных праздниках, обычаях, традициях, играх и сказках, а также о нормах, принятых у отдельных народов. 2. Дети проявляют чувство любви, открытости и уважения к своей семье, сверстникам, взрослым, к своему народу. 3. В ходе различных видов деятельности дети проявляют чувства патриотизма и толерантности. 4. Родители компетентны в вопросах формирования культуры межнациональных отношений и толерантности у дошкольников. |
2. АКТУАЛЬНОСТЬ (ПРОБЛЕМА)
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантность становится сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Международный День толерантности или терпимости был торжественно провозглашен в «Декларации принципов терпимости» ЮНЭСКО, которая была утверждена в 1995 году и ежегодно празднуется 16 ноября. Символом толерантности принято считать радужный флаг.
Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте интересы старших дошкольников выходят за пределы непосредственно воспринимаемого мира и направлены на особенности другого человека, его характерные черты, действия.
Под основами толерантной культуры ребенка дошкольного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп. Межнациональная толерантность как интегративное качество личности формируется в различных сферах жизнедеятельности ребенка: семье, детском саду, каждая из которых имеет свой потенциал и специфику воздействия на дошкольника.
Воспитание у детей таких важных и, в то же время сложных качеств как толерантность, гражданственность, доброжелательность, по отношению к людям независимо от их расовой и национальной принадлежности – одна из наиболее сложных и дискуссионных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Формирование любви к родине, начала гражданственности и толерантности тесно взаимосвязано. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общественного.
Предрассудки по отношению, как к чужим культурам, так и к своей собственной возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях. Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
В последние годы растет число детей разных национальностей, посещающих дошкольные учреждения. В связи с этим в детском саду также необходимо создавать условия, способствующие воспитанию детей в духе толерантности, при которых каждый ребенок, невзирая на национальность, будет чувствовать себя личностью. Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли, как важно жить в мире и согласии между различными народами, знать культуру других народов, уважать ее, стараться понять и принять.
Актуальность данной темы послужила разработке педагогического проекта «Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей дошкольного возраста», который направлен на формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта: Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1. Обогащать представление детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в многонациональном обществе.
2. Воспитывать отзывчивое и уважительное отношение к членам своей семьи, сверстникам и взрослым, сообществу детей и взрослых в группе.
3. Закрепить у детей проявления чувств патриотизма и толерантности.
4. Повысить компетентность родителей по вопросам формирования культуры межнациональных отношений и толерантности у дошкольников.
4. УЧАСТНИКИ И ИХ РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Участниками реализации проекта, являются:
- дети старшего дошкольного возраста группы «Ромашка»;
- родители воспитанников;
- воспитатели Саргсян А.М., Логвиненко Н.Ю. – слушатели курсов профессиональной переподготовки по программе «Дошкольное образование» группы ДПО-26.
Участники | Роль в реализации проекта |
Воспитатели | - знакомит с национальными обычаями и традициями, играми, сказками, куклами; - проводит непосредственную образовательную деятельность; - организует фотовыставку и просмотры мультфильмов; |
Родители | - приминают участие в создании поделок |
Дети | - принимают участие в непосредственной образовательной деятельности; - осваивают новые дидактические игры; - отображают свои знания в рисунках; - принимают участие в обсуждениях, двигательной и творческой деятельности, связанных с культурой межнационального общения и толерантности |
5. РЕСУРСЫ ПРОЕКТА
Программно-методическое обеспечение:
Программа: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Е.М. Дорофеевой – Москва, 2019. – 354 с.
Программа: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки» под редакцией Л. А. Парамоновой – 5-е изд. – Москва: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.
Научно-методическое обеспечение:
1. Богомолова, М. И. Межнациональное воспитание детей: учебное пособие [Текст] / М. И. Богомолова. – Москва: Флинта, 2013. – 176 с.
2. Смирнова, Е. О. Развитие толерантности в раннем и дошкольном детстве / Е. О. Смирнова. Москва: Сфера, 2014. – 218 с.
Информационные ресурсы:
Материально-технические ресурсы:
- художественные принадлежности (цветные карандаши, краски, кисточки, бумага А4, газеты, журналы, ножницы, клей ПВА);
- наглядный материал (куклы с национальными костюмами, карта, герб);
- дидактические игры («Радость и печаль», «Жилище разных народов», «Найди пару»);
- компьютер, проектор, магнитофон, цифровой фотоаппарат;
- книга «Сказки народов мира»;
- гимн дружбы «Родина моя» – автор текста (слов) Р. Рождественский, композитор (музыка) Д. Тухманов.
Информационные ресурсы:
- презентация «Армения»
6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
Работа воспитателя: - Изучение научно-методической литературы по данной теме - Постановка целей, определение актуальности - Составление перспективного плана работы с детьми Работа с детьми: - Беседа Работа с родителями: - Беседа | Работа с детьми: - НОД - Рассматривание кукол в национальных костюмах - Проведение игр на развитие толерантных взаимоотношений - Просмотр мультфильмов - Продуктивный вид деятельности (рисование) - Просмотр презентации - Проведение дидактических игр - Чтение и обсуждение сказок | Работа с детьми: - Фотовыставка Работа воспитателя: - Подведение итогов - концерт |
7. ОЖИДАЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Ожидаемые результаты
1. Дети имеют представление о народных праздниках, обычаях, традициях, играх и сказках, а также о нормах, принятых у отдельных народов.
2. Дети проявляют чувство любви, открытости и уважения к своей семье, сверстникам, взрослым, к своему народу.
3. В ходе различных видов деятельности дети проявляют чувства патриотизма и толерантности.
4. Родители компетентны в вопросах формирования культуры межнациональных отношений и толерантности у дошкольников.
Критерии оценки эффективности
1. Достижение цели проекта и выполнение поставленных задач.
2. Соблюдение механизма реализации проекта и полное выполнение плана мероприятий.
3. Достижение ожидаемых результатов.
4. Удовлетворение образовательных потребностей воспитанников ДОУ и их родителей.
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Богомолова, М. И. Межнациональное воспитание детей: учебное пособие [Текст] / М. И. Богомолова. – Москва: Флинта, 2013. – 176 с.
- Заболоцкая В. Э., Андреева Л. Д. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в поликультурной среде // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – №3. – С. 4-9.
- Орлинская, Г. Б. Формирование толерантности у дошкольников / Г. Б. Орлинская. – Москва: Сфера, 2013. – 262 с.
Интернет-ресурсы:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Беседа «Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов»
Цель: Воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей и гордиться своей Родиной – Великой страной Россией.
Задачи:
1. Формировать представление о том, что на Земле много стран и разных народов.
2. Закреплять знания о том, что люди различных национальностей имеют свою культуру, обычаи, национальные традиции, имеют различия во внешнем облике и общие сходства по образу жизни.
3. Воспитывать чувство гордости за нашу Родину – Великую страну Россию.
4. Воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей.
Материалы: глобус, презентация «Страны мира», компьютер, проектор.
Приложения №2
Социальная акция «От всей души»
Приложение №3
«Гостевание»
Приложение №4
Выставка рисунков «Дружба- это мир»
Приложение №5
«Армянское приветствие»
Приложение №6
Итоговый концерт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт военно-патриотического проекта "Если помнит семья, будет помнить страна"
Представляю Вашему вниманию паспорт проекта "Если помнит семья, будет помнить страна", реализованного в рамках городского конкурса проектов "Семейная хроника Великой Отечественной войны 1941-1945 годо...
Конспект занятия-развлечения «Если дружба велика – будет Родина крепка» в рамках образовательных областей «Познание.Музыка» в подготовительной группе
воспитание чувства любви, гордости и патриотизма к своей стране, малой Родине....
Музыкально -спортивный досуг к Дню Независимости России "Если дружба велика- будет Родина крепка"
Досуг, посвящённый Дню Независимости России для старших групп детского сада...
Если дружба велика, будет Родина крепка! Музыкально — спортивный досуг ко Дню Независимости России
Создавать условия для сопричастности детей к важнейшим событиям в современной России, воспитывать чувство патриотизма;Совершенствовать в соревновательной форме навыки выполнения основных видов дв...
Конспект занятие в старшей группе на тему: «Если дружба велика, будет Родина крепка»
Цель: развить толерантное отношение детей среднего дошкольного возраста к народам России, способствовать формированию духовно-нравственной личности.Задачи:1. Познакомить во...
Проект "Будет Родина крепка, если армия сильна" (Февраль 2024 год)
Обогащать знания детей о Российской Армии. Формировать нравственно-патриотическое воспитание, чувство гордости за мужество защитников нашей Родины....
Тема «Если дружба велика, будет Родина крепка»
Закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе, воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботится о них; поб...