Детское - родительский ПРОЕКТ «Если дружба велика, будет Родина крепка»
проект (старшая группа)

Саргсян Айкануш Манвеловна

Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска "Детский сад № 262"

Детское - родительский ПРОЕКТ

«Если дружба велика будет Родина крепка»

Тема: «Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей дошкольного возраста»

Воспитатели: Саргсян А.М.

Логвиненко Н.Ю.

Новосибирск 2022

СОДЕРЖАНИЕ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Паспорт проекта………………………………………………………….

Актуальность (проблема)……………………………………………….

Цели и задачи проекта…………………………………………………...

Участники и их роль в реализации проекта……………………………

Ресурсы проекта………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………

Ожидаемы результаты критерии оценки эффективности…………….

Список литература……………………………………………………….

Приложения………………………………………………………………

3

4

6

7

8

9

10

11

12

1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

Если дружба велика, будет Родина крепка

Тема проекта

Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей дошкольного возраста.

Автор проекта

Саргсян А.М., Логвиненко Н.Ю.

Место реализации проекта

МБДОУ «Детский сад №262», старшая группа «Ромашка».

Проблема, на решение которой направлен проект

Недостаточный уровень сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о культуре межнациональных отношений и толерантности.

Цель проекта

Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта

1. Обогащать представление детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в многонациональном обществе.

2. Воспитывать отзывчивое и уважительное отношение к членам своей семьи, сверстникам и взрослым, сообществу детей и взрослых в группе.

3. Закрепить у детей проявления чувств патриотизма и толерантности.

4. Повысить компетентность родителей по вопросам формирования культуры межнациональных отношений и толерантности у дошкольников.

Участники

проекта

Воспитатели, дети старшей группы, родители воспитанников.

Срок реализации

проекта

Средней продолжительности – с по

Ожидаемые

результаты

1. Дети имеют представление о народных праздниках, обычаях, традициях, играх и сказках, а также о нормах, принятых у отдельных народов.

2. Дети проявляют чувство любви, открытости и уважения к своей семье, сверстникам, взрослым, к своему народу.

3. В ходе различных видов деятельности дети проявляют чувства патриотизма и толерантности.

4. Родители компетентны в вопросах формирования культуры межнациональных отношений и толерантности у дошкольников.

2. АКТУАЛЬНОСТЬ (ПРОБЛЕМА)

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантность становится сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Международный День толерантности или терпимости был торжественно провозглашен в «Декларации принципов терпимости» ЮНЭСКО, которая была утверждена в 1995 году и ежегодно празднуется 16 ноября. Символом толерантности принято считать радужный флаг.

Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте интересы старших дошкольников выходят за пределы непосредственно воспринимаемого мира и направлены на особенности другого человека, его характерные черты, действия.

Под основами толерантной культуры ребенка дошкольного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп. Межнациональная толерантность как интегративное качество личности формируется в различных сферах жизнедеятельности ребенка: семье, детском саду, каждая из которых имеет свой потенциал и специфику воздействия на дошкольника.

Воспитание у детей таких важных и, в то же время сложных качеств как толерантность, гражданственность, доброжелательность, по отношению к людям независимо от их расовой и национальной принадлежности – одна из наиболее сложных и дискуссионных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Формирование любви к родине, начала гражданственности и толерантности тесно взаимосвязано. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общественного.

Предрассудки по отношению, как к чужим культурам, так и к своей собственной возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях. Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

В последние годы растет число детей разных национальностей, посещающих дошкольные учреждения. В связи с этим в детском саду также необходимо создавать условия, способствующие воспитанию детей в духе толерантности, при которых каждый ребенок, невзирая на национальность, будет чувствовать себя личностью. Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли, как важно жить в мире и согласии между различными народами, знать культуру других народов, уважать ее, стараться понять и принять.

Актуальность данной темы послужила разработке педагогического проекта «Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей дошкольного возраста», который направлен на формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта: Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1. Обогащать представление детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в многонациональном обществе.

2. Воспитывать отзывчивое и уважительное отношение к членам своей семьи, сверстникам и взрослым, сообществу детей и взрослых в группе.

3. Закрепить у детей проявления чувств патриотизма и толерантности.

4. Повысить компетентность родителей по вопросам формирования культуры межнациональных отношений и толерантности у дошкольников.

4. УЧАСТНИКИ И ИХ РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Участниками реализации проекта, являются:

- дети старшего дошкольного возраста группы «Ромашка»;

- родители воспитанников;

- воспитатели Саргсян А.М., Логвиненко Н.Ю. – слушатели курсов профессиональной переподготовки по программе «Дошкольное образование» группы ДПО-26.

Участники

Роль в реализации проекта

Воспитатели

- знакомит с национальными обычаями и традициями, играми, сказками, куклами;

- проводит непосредственную образовательную деятельность;

- организует фотовыставку и просмотры мультфильмов;

Родители

- приминают участие в создании поделок

Дети

- принимают участие в непосредственной образовательной деятельности;

- осваивают новые дидактические игры;

- отображают свои знания в рисунках;

- принимают участие в обсуждениях, двигательной и творческой деятельности, связанных с культурой межнационального общения и толерантности

5. РЕСУРСЫ ПРОЕКТА

Программно-методическое обеспечение:

Программа: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Е.М. Дорофеевой – Москва, 2019. – 354 с.

Программа: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки» под редакцией Л. А. Парамоновой – 5-е изд. – Москва: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.

Научно-методическое обеспечение:

1. Богомолова, М. И. Межнациональное воспитание детей: учебное пособие [Текст] / М. И. Богомолова. – Москва: Флинта, 2013. – 176 с.

2. Смирнова, Е. О. Развитие толерантности в раннем и дошкольном детстве / Е. О. Смирнова. Москва: Сфера, 2014. – 218 с.

Информационные ресурсы:

Материально-технические ресурсы:

- художественные принадлежности (цветные карандаши, краски, кисточки, бумага А4, газеты, журналы, ножницы, клей ПВА);

- наглядный материал (куклы с национальными костюмами, карта, герб);

- дидактические игры («Радость и печаль», «Жилище разных народов», «Найди пару»);

- компьютер, проектор, магнитофон, цифровой фотоаппарат;

- книга «Сказки народов мира»;

- гимн дружбы «Родина моя» – автор текста (слов) Р. Рождественский, композитор (музыка) Д. Тухманов.

Информационные ресурсы:

- презентация «Армения»

6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

Работа воспитателя:

- Изучение научно-методической литературы по данной теме

- Постановка целей, определение актуальности

- Составление перспективного плана работы с детьми

Работа с детьми:

- Беседа

Работа с родителями:

- Беседа

Работа с детьми:

- НОД

- Рассматривание кукол в национальных костюмах

- Проведение игр на развитие толерантных взаимоотношений

- Просмотр мультфильмов

- Продуктивный вид деятельности (рисование)

- Просмотр презентации - Проведение дидактических игр

- Чтение и обсуждение сказок

Работа с детьми:

- Фотовыставка

Работа воспитателя:

- Подведение итогов

- концерт

7. ОЖИДАЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Ожидаемые результаты

1. Дети имеют представление о народных праздниках, обычаях, традициях, играх и сказках, а также о нормах, принятых у отдельных народов.

2. Дети проявляют чувство любви, открытости и уважения к своей семье, сверстникам, взрослым, к своему народу.

3. В ходе различных видов деятельности дети проявляют чувства патриотизма и толерантности.

4. Родители компетентны в вопросах формирования культуры межнациональных отношений и толерантности у дошкольников.

Критерии оценки эффективности

1. Достижение цели проекта и выполнение поставленных задач.

2. Соблюдение механизма реализации проекта и полное выполнение плана мероприятий.

3. Достижение ожидаемых результатов.

4. Удовлетворение образовательных потребностей воспитанников ДОУ и их родителей.

8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Богомолова, М. И. Межнациональное воспитание детей: учебное пособие [Текст] / М. И. Богомолова. – Москва: Флинта, 2013. – 176 с.
  2. Заболоцкая В. Э., Андреева Л. Д. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в поликультурной среде // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – №3. – С. 4-9.
  3. Орлинская, Г. Б. Формирование толерантности у дошкольников / Г. Б. Орлинская. – Москва: Сфера, 2013. – 262 с.

Интернет-ресурсы:


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Беседа «Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов»

Цель: Воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей и гордиться своей Родиной – Великой страной Россией.
Задачи:

1. Формировать представление о том, что на Земле много стран и разных народов.

2. Закреплять знания о том, что люди различных национальностей имеют свою культуру, обычаи, национальные традиции, имеют различия во внешнем облике и общие сходства по образу жизни.

3. Воспитывать чувство гордости за нашу Родину – Великую страну Россию.

4. Воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей.

Материалы: глобус, презентация «Страны мира», компьютер, проектор.

Приложения №2C:\Users\K262986\Desktop\фото дружба\

Социальная акция «От всей души»C:\Users\K262986\Desktop\фото дружба\

C:\Users\K262986\Desktop\фото дружба\

C:\Users\K262986\Desktop\фото дружба\

C:\Users\K262986\Desktop\фото дружба\

Приложение №3

«Гостевание»C:\Users\K262986\Desktop\фото дружба\

C:\Users\K262986\Desktop\фото дружба\

C:\Users\K262986\Desktop\фото дружба\

C:\Users\K262986\Desktop\фото дружба\

C:\Users\K262986\Desktop\фото дружба\

Приложение №4

Выставка рисунков «Дружба- это мир»

C:\Users\K262986\Desktop\фото дружба\

Приложение №5

«Армянское приветствие»

C:\Users\K262986\Desktop\фото дружба\

C:\Users\K262986\Desktop\фото дружба\

C:\Users\K262986\Desktop\фото дружба\

C:\Users\K262986\Desktop\фото дружба\

Приложение №6

Итоговый концерт

C:\Users\K262986\Desktop\фото дружба\C:\Users\K262986\Desktop\фото дружба\C:\Users\K262986\Desktop\фото дружба\C:\Users\K262986\Desktop\фото дружба\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт военно-патриотического проекта "Если помнит семья, будет помнить страна"

Представляю Вашему вниманию паспорт проекта "Если помнит семья, будет помнить страна", реализованного в рамках городского конкурса проектов "Семейная хроника Великой Отечественной войны 1941-1945 годо...

Музыкально -спортивный досуг к Дню Независимости России "Если дружба велика- будет Родина крепка"

Досуг, посвящённый Дню Независимости России для старших групп детского сада...

Если дружба велика, будет Родина крепка! Музыкально — спортивный досуг ко Дню Независимости России

Создавать условия для сопричастности детей к важнейшим событиям в современной России, воспитывать чувство патриотизма;Совершенствовать в соревновательной форме навыки выполнения основных видов дв...

Конспект занятие в старшей группе на тему: «Если дружба велика, будет Родина крепка»

Цель: развить толерантное отношение детей среднего дошкольного возраста к народам России, способствовать формированию духовно-нравственной личности.Задачи:1.    Познакомить во...

Проект "Будет Родина крепка, если армия сильна" (Февраль 2024 год)

Обогащать знания детей о Российской Армии. Формировать нравственно-патриотическое воспитание, чувство гордости за мужество защитников нашей Родины....

Тема «Если дружба велика, будет Родина крепка»

Закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе, воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботится о них; поб...