Квест-игра "Лекарственные растения"
план-конспект занятия (старшая группа)

Лидия Юрьевна Орлова

Квест-игра "Лекарственные растения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_rasteniya.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Квест- игра «Лекарственные растения»

Цель: Уточнить и расширить знания детей о лекарственных растениях родного посёлка.

Задачи:

Образовательные:

  Знакомство детей с некоторыми видами лекарственных растениях, закрепить знания об их целебных свойствах и применении;

• Обогащать словарь детей по теме названиями лекарственных растений;

• Развивающие :

• Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки.

• Развивать познавательный интерес к природе родного края.

Воспитательные:

• Воспитывать любовь к природе родного края.

 •Воспитывать бережное отношение к своему здоровью..

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня на прогулке мы поговорим о лекарственных растениях нашего посёлка. Ребята, скажите, как называется наш посёлок?

Ответы детей. Красные Баки

Воспитатель: Ребята, а вы знаете какие лекарственные растения растут в нашем посёлке?

 Ответы детей: Крапива, подорожник, ромашка и т. д.

Воспитатель: Правильно ребята. А где растут лекарственные растения?

Ответы детей: В лесу, на полях.

Воспитатель: Ребята, а на территории нашего детского сада растут лекарственные растения?

Ответы детей: крапива, подорожник.

Воспитатель: Я пригласила к нам гости Травницу. Травница -это целительница, занимающаяся сбором трав и приготовлением отваров, она нам поможет найти лекарственные растения и рассказать о лечебных свойствах их.

                                      Входит Травница.

 Травница: Здравствуйте, ребята.

Скажите мне пожалуйста, почему некоторые растения называются «лекарственными»?

Ответы детей: Потому что они лечат людей от разных болезней.

Травница: Правильно, ребята. Издавна люди заметили, что больные животные уходят лес, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали.

Так и человек стал искать помощи у разных растений. Поэтому такие растения называют лекарственными.

Травница: Вы хотите найти лекарственные растения?

Ответы детей: да.

Травница: У меня есть карта, на которой отмечены эти растения, мы их соберём, высушим и сделаем гербарий.

Слушайте загадку:

Ах, не трогайте меня,

Обожгу я без огня. 

Ответы детей: крапива.

Посмотрим на карту где отмечена крапива: она находится около красного домика.

Дети находят крапиву.

Травница: Но, почему же все-таки крапива обжигает. Посмотрите, ребята, листья и стебли растения имеют особые волоски. Каждый волосок– как тонкая игла шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы.

Чем же полезна крапива? Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. В крапиве содержаться вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь, настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а ещё она укрепляет волосы.

Показ: нужно сорвать крапиву, положить в банку залить горячей водой, настоять. И этим отваром полоскать пользоваться по назначению. А вы знаете, что крапива может не только вылечить, но и накормить. Листья крапивы съедобны, из нее готовят щи и салаты.

Берём с собой крапиву.

Физкультминутка

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись,

Сели – встали, сели – встали

И на месте пошагали.

Слушаем следующую загадку:

    Золотой и молодой

За неделю стал седой

А денечка через два

Облысела голова.

Ответы детей: одуванчик. 

Травница: Смотрим на карту, одуванчик находится на спортивной площадке. Дети находят одуванчики

 Цветы у одуванчика словно маленькие солнышки, раскрываются в хорошую погоду и закрываются, когда пасмурно. Но вот одуванчик зацвел и что с ним происходит?

 Ответы детей.

 Правильно, появляются семена, прикрепленные к пушистым белым хохолкам, которые легко сдуваются ветром. Поэтому его так и назвали - одуванчик.

Представим, что у нас в руках белые шапочки, подуем на них, сначала еле-еле, потом посильней, а потом сильно – сильно, пока все парашютики не улетят.

Дыхательная гимнастика.

Я шариком пушистым,

Белею в поле чистом

А дунет ветерок

Остался стебелек.

Чем полезен одуванчик?

В листьях одуванчика много витаминов и поэтому из листьев

одуванчика варят щи, добавляют листья в салат, моют голову

настоем. Одуванчик лечит кашель. Из корней одуванчика

делают вот такой сироп. Который помогает при кашле.

Берём с собой одуванчики.

Следующая загадка:

Желтые глазки в белых ресничках,

Людям на радость, пчёлкам и птичкам.

Землю собою они украшают,

На лепестках их порою гадают

Бабочки любят их, любят букашки

Эти цветочки зовутся

Ответы детей: ромашка.

Посмотрим на карту: ромашки находятся на площадке ясельной группы. Дети находят ромашки.

Травница: Настоем ромашки можно полоскать горло, рот, ополаскивать волосы.

Применяют в косметических целях при изготовлении кремов,

шампуней, мыла, зубной пасты.

Отваром из цветков ромашки поласкают горло. Применяют ее от простуды и кашля, от болей в животе. Если выпить на ночь отвар ромашки – сон будет крепким и спокойным.

Слушаем загадку.

 Тонкий стебелек у дорожки

На конце его сережки

На земле лежат листки

Маленькие лопушки

Нам он, как хороший друг

Лечит ранки ног и рук.

Ответы детей: подорожник.

Травница: Подорожник –великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Подорожник

называется зелёным бинтом, разобьёшь коленку, сорви. Если лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране. Поранили ножку или ручку, помочить листочек и приложить к ранке, кровь останавливается, и ранка заживляется. Его прикладывают при порезах, ссадинах, укусах насекомых, ожогах. А еще настой листьев подорожника применяют как отхаркивающее средство при кашле. Отваром полощут рот, когда болят зубы и десны.

Берём с собой подорожник.

Травница: сейчас мы с вами возвращаемся на вашу площадку.

Посмотрите мы собрали целую корзину лекарственных растений. Рассмотрим растения и расскажите какими целебными свойствами они обладают.

Дети выполняют задание.

 Следующее задание: берём часть растений разложим в журналы, другую часть соберём в венечки и развесим в тёмное место. Когда они высохнут мы с вами сделаем гербарий и разложим в маленькие мешочки для фито терапии.

Дети выполняют задание.

Травница: Вы молодцы! Вы справились с моими заданиями. А мне пора.  До свидания дети. 

Дети прощаются.

Воспитатель: Ребята, кто к нам сегодня приходил?

Чем мы сегодня занимались? О чем беседовали? Какие задания выполняли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Открытое занятие по окружающему миру. Растения рядом с нами. Комнатное растение.

Беседа с детьми о комнатных растениях. Условия содержания комнатных растений. Их размножение. Рисование комнатного растения с натуры....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе ДОУ компенсирующего вида по формированию представлений о себе и окружающем мире на тему: «Ребенок и мир растений. Польза растений. Овощи».

Конспект НОД содержит педагогический замысел, коррекционно-развивающие задачи. Состоит из нескольких частей: вступительная часть, информационная часть, проблемная ситуация, стимулирование речемыслител...

Занятие в подготовительной группе «Растения вокруг нас. Лекарственные растения»

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....