методическая разработка
учебно-методический материал

Ефремова Ирина Владимировна

Самый короткий путь развития творческого воображения, эмоционального раскрепощения ребёнка - организация творческой деятельности, создание условий для проявления фантазий и своего видения действительности, возможности создания своих произведения. Всё это может дать театрализованная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx819.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Детский сад №7»  г.Никольска  Пензенской области

Методическая разработка

«Театр - средство речевого развития детей раннего возраста»

Воспитатель: Ефремова И.В.

                                                                   

Аннотация

Самый короткий путь развития творческого воображения, эмоционального раскрепощения ребёнка - организация творческой деятельности, создание условий для проявления фантазий и своего видения действительности, возможности создания своих произведения. Всё это может дать театрализованная деятельность.

Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи.

Анализ результатов диагностики нервно-психического развития  в начале года показал, что речевая активность детей на низком уровне.

Таким образом, актуальность развития речи детей раннего возраста стоит на первом месте.

Поэтому поставила перед собой следующую цель:

создать педагогические условия, способствующие развитию речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность.

Данная методическая разработка может быть полезна для воспитателей детских садов  в работе с детьми раннего возраста.

1.Введение

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Играя, мы общаемся с детьми на их территории.

 Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. Они стимулируют активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. 

Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. 
Ознакомление с  театрализованной игрой является одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в раннем возрасте. Театрализованная игра хорошо развивает память, фантазию, художественно-образное восприятие, воображение, активизирует мышление, речь. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных подвижных игр, игр-забав, хороводов.

Цель: Развитие навыков монологической и диалогической речи посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Дать воспитанникам элементарные представления о театре (о том, как нужно вести себя в театре, о куклах которые учувствуют в представлении, о различных видах театра).

2. Расширять представления детей о сказках, по которым показывают театр.

3. Знакомить с особенностями показа театра.

4. Развивать мимическую выразительность и мелкую моторику пальцев рук.

5. Развивать умение отождествлять себя с театральным персонажем;

6. Обогатить предметно-развивающую среду.

7.Развивать эмоционально-чувствительную сферу детей;

8.Поддерживать у детей познавательное отношение к театрализованным действиям (поддерживать желание ребенка к воспроизведению текста любимой сказки);

9.Побуждать детей к разнообразным действиям с куклами разнообразных театров, с целью ознакомления с ними.

2.Основная часть

2.1 Связь с образовательными областями.

Образовательные области:
«Социально-коммуникативное развитие».

-Формировать знания детей о правилах поведения в театре.

-Воспитывать умения быть вежливыми внимательными друг к другу.

-Учить рассказывать знакомые стихи громко, четко.
- Уточнить и обогатить представления детей о различных книгах со сказками и игрушках.

- Учить рассматривать предметы.
-Развивать умения совместно со взрослым и под присмотром взрослых правильно ухаживать за игрушками, приводить их в порядок
«Познавательное развитие».

- Формировать умение воссоздавать последовательность событий из знакомых сказок, выкладывать иллюстрации последовательно, называя, что происходит на них

-Обогащать знания о театре

-Развивать логическое мышление.
«Художественно-эстетическое развитие».
- Формировать умение эмоционально воспринимать сказки.
-Воспитывать умение слушать  новые сказки, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения

-Формировать интерес к изобразительной деятельности

«Речевое развитие».
- Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.
- Закреплять название героев сказок, описание героев и их поступков;     развивать память, речь, мышление;
- Формировать умение собирать изображения знакомых героев сказок из 2-3 частей, называть их;
- Учить детей вспоминать сюжет и слова знакомых сказок, опираясь на изображения из этих сказок;

-Учить отвечать на вопросы

-Продолжать расширять словарный запас детей

«Физическое развитие»

-Развивать мелкую моторику пальцев рук

-Формировать правильную осанку

2.2 Виды театров для детей раннего возраста

1)Пальчиковый театр  – это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок.

                            IMG_20180122_100652.jpg

2)Театр на фланелеграфе- плоскостные картинки на фланели или бархатной бумаге.

IMG_20180313_085801.jpg

3)Настольный театр. Фигурки для настольного театра можно купить в магазине или сделать самим, используя картинки из книжек.

                    IMG_20180213_090910.jpg

4)Кукольный театр - Этот театр предполагает наличие ширмы, декораций, специальных кукол.

                        IMG_20171213_090313_1.jpg

5)Игра-драматизация с использованием масок.

Свою работу я начала с изучения научно-методической литературы, опыта коллег, что помогло мне выстроить собственную концепцию речевого сопровождения детей раннего возраста через театрализованную деятельность.

На первоначальном этапе провела диагностику нервно-психического развития по методике К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной . По результатам видно, что большинство детей (70%) имеет низкий порог речевой активности, у 30% детей идёт неравномерное развитие активной и пассивной речи. Такие малыши понимают обращённую к ним речь взрослого, но сами редко используют слова в общении.

В группе организовала  уголок театрализованной деятельности (ширма, пальчиковый театр, настольный, би-ба-бо, театр масок, музыкальный центр и аудиофонотека с песнями, сказками, звуками природы.); уголок книги с русскими народными сказками, потешками, песенками, папки с иллюстрациями «Расскажи сказку»; уголок ряжения.

Составила перспективный план работы с детьми по театрализованной деятельности.

В группе я  использую  театрализацию в разных видах деятельности. Педагогический процесс построен так, что ознакомление с театрализованной игрой проходит через все образовательные  области:

Перспективный план работы по театрализованной деятельности с детьми раннего возраста.

Месяц

Сказка

 Ознакомление с художественной литературой

(Потешки)

Интеграция с другими областями

Работа с родителями

Сентябрь- Октябрь

«Курочка Ряба»

- Чтение

- Рассказывание

- показ (использование различных театров)

«Курочка-рябушка»

«Цыплята»

«Мышка»

«Бабушка»

«Дедушка»

Физическое развитие

(подвижные игры)

«Курочка и цыплята» ,«Куры и петух», «Курочка, цыплята и кошка», «Собери яички»

Социально-коммуникативное развитие 

Д/и «Поможем курочке найти цыплят» (игра изготовленная из бросового материала)

Речевое развитие

Пальчиковая игра «Про курочку Рябу»

Дыхательная гимнастика «Подуй на перышко»

Познавательное развитие

«Курочка и ее друзья» (домашние животные и птицы)

Художественно-эстетическое развитие

Рисование: «Украсим тарелочки для курочки» (рисование пальчиками)

Лепка: «Зернышки для курочки»

Конструирование: «Домики для курочки и цыплят» (маленькие и большие)

Музыка: Игра - инсценировка «Вышла курочка гулять»

Консультация для родителей «Театр в жизни детей раннего возраста».

Консультация для родителей «Музыка и театр».

Привлечение родителей к участию в кукольном театре «Курочка Ряба».

Ноябрь - Декабрь

«Репка»

- Чтение

- Рассказывание

показ (на фланелеграфе, пальчиковый театр)

«Собачка»

«Кошка»

«Мышка»

«Внучка»

«Репка»

Физическое развитие

(подвижные игры)

«Киса и мыши», «Кошкина зарядка», «Лохматый пес»

Социально-коммуникативное развитие 

Хороводная игра «Репонька-репка»

Речевое развитие

Пальчиковая игра «Репка»

Познавательное развитие

Д/и «Овощи и фрукты»

Художественно-эстетическое развитие

Рисование: «Грядка для репки»

Лепка: «Репка»

Музыка: Прослушивание звукозаписи детской  сказки «Репка».

Привлечение родителей к изготовлению масок для инсценировки сказки «Репка».

Консультация для родителей «Сказки для детей раннего возраста».

Памятка для родителей «Театральная деятельность в детском саду».


Январь- Февраль

«Колобок»

«Три медведя»

- Чтение

- Рассказывание

показ (на фланелеграфе, настольный театр)

«Зайка»

«Волк»

«Медведь»

«Лиса»

«Колобок»

Физическое развитие

(подвижные игры)

«Мишка косолапый», «Лесные гости», «Зайчики»

«Зайцы и волк», «Лиса и зайчата»

Социально-коммуникативное развитие 

Д/и «Собери и расскажи сказку»

(использование кубиков-мякишей)

Речевое развитие

Пальчиковая игра «В лесок»

Д/И «Расскажи сказку по картинкам», Д/И «Угадай кто это?»

Д/И «Домики для медведей»

Познавательное развитие

Экспериментирование «Из чего сделан колобок?» (соленое тесто)

«Дикие животные»

Художественно-эстетическое развитие

Рисование: «Колобок» «Дорожка для Маши»

Лепка: «Колобок»

Конструирование: «Кровати для медведей»

Музыка: Музыкальная игра «Кто как идёт»

Разучивание песни «Песенка Колобка».

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка».

Участие родителей в театре  с использованием масок «Колобок».

Анкетирование родителей «Живёт ли сказка в вашем доме».

Март- Апрель

«Теремок»

«Волк и семеро козлят»

- Чтение

- Рассказывание

показ (на фланелеграфе, пальчиковый (с участием детей), кукольный)

«Мышка»

«Лягушка»

«Зайка»

«Волк»

«Лиса»

«Медведь»

«Теремок»

«Коза»

Физическое развитие

(подвижные игры)

«Мишка-косолапый», «Лиса и зайцы», «Зайцы и волк»

«Мышки и кот»

Социально-коммуникативное развитие 

д/и «Кто-кто в теремочке живет?»

Речевое развитие 

Пальчиковая игра «Теремок»

Д/И «Кто? Какой? Что делает?» 

Отгадывание загадок про героев из любимых сказок

Познавательное развитие

Д/и «Кто живет в лесу?» (дикие животные)

Художественно-эстетическое развитие

Конструирование : «Теремок».

Рисование: «Дорожка для героев сказки «Теремок»».

Лепка: «Домики для зверят»

Музыка: Слушание русской народной мелодии

Мини-опрос «Знаете ли вы сказки?».

Привлечение родителей к изготовлению кукол для театра «Теремок»

Участие родителей в фотовыставке «Мы любим сказки».

Май

Повторение сказок

- Показ детьми театра «Теремок»(с использованием масок).

Презентация «Путешествие по сказкам».

Создание и оформление выставки детско-родительского творчества «Наши любимые сказки». Конкурс «Театр своими руками».

Родительское собрание на тему «Сказка учит добру».

Проведенная диагностика в конце года показала, что работа над развитием речи средствами театрально-игровой деятельности дает положительные результаты (высокий уровень развития – 30%, средний – 70%);

Поэтому выбранное направление педагогической деятельности всегда актуально, потому что театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся развития речи детей. Лучше начинать ею заниматься с раннего возраста, так как ранний возраст является сензитивным для развития речи.

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи детей средствами театрализованной деятельности добилась положительных результатов в работе по данной теме. Дети понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, с удовольствием рассказывают знакомые литературные произведения, охотно вступают в речевые контакты со взрослыми и сверстниками, с удовольствием участвуют в инсценировках.

Я считаю, что выбранная мною тема, достаточно полно раскрыта в моей работе и подтверждает свою актуальность.

Список литературы.

  1. А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».
  2. Е.Н.Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ (младший возраст)».
  3.  В.В.Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет».
  4. Е.В.Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»
  5.  Л.Л.Тимофеева, Е.Е. Корнеичева, Н.И. Грачева «Планирование образовательной деятельности в ДОО (первая младшая группа)»
  6. 1. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001
  7. 2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003
  8. 4. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.
  9. 6. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб. «Детство-пресс», 2008.

       10.Волков Б.С., Волкова Н.В. «Учим общаться детей раннего возраста», М.: ТЦ Сфера, 2013г. (методическое пособие)

        11.Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. «Кукольный театр для самых маленьких», М.: Линка-пресс, 2009г. (театральные занятия с детьми от1 года до 3 лет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...