методическая разработка
учебно-методический материал
Самый короткий путь развития творческого воображения, эмоционального раскрепощения ребёнка - организация творческой деятельности, создание условий для проявления фантазий и своего видения действительности, возможности создания своих произведения. Всё это может дать театрализованная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 819.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.
«Детский сад №7» г.Никольска Пензенской области
Методическая разработка
«Театр - средство речевого развития детей раннего возраста»
Воспитатель: Ефремова И.В.
Аннотация
Самый короткий путь развития творческого воображения, эмоционального раскрепощения ребёнка - организация творческой деятельности, создание условий для проявления фантазий и своего видения действительности, возможности создания своих произведения. Всё это может дать театрализованная деятельность.
Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи.
Анализ результатов диагностики нервно-психического развития в начале года показал, что речевая активность детей на низком уровне.
Таким образом, актуальность развития речи детей раннего возраста стоит на первом месте.
Поэтому поставила перед собой следующую цель:
создать педагогические условия, способствующие развитию речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность.
Данная методическая разработка может быть полезна для воспитателей детских садов в работе с детьми раннего возраста.
1.Введение
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Играя, мы общаемся с детьми на их территории.
Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. Они стимулируют активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.
Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.
Ознакомление с театрализованной игрой является одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в раннем возрасте. Театрализованная игра хорошо развивает память, фантазию, художественно-образное восприятие, воображение, активизирует мышление, речь. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных подвижных игр, игр-забав, хороводов.
Цель: Развитие навыков монологической и диалогической речи посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Дать воспитанникам элементарные представления о театре (о том, как нужно вести себя в театре, о куклах которые учувствуют в представлении, о различных видах театра).
2. Расширять представления детей о сказках, по которым показывают театр.
3. Знакомить с особенностями показа театра.
4. Развивать мимическую выразительность и мелкую моторику пальцев рук.
5. Развивать умение отождествлять себя с театральным персонажем;
6. Обогатить предметно-развивающую среду.
7.Развивать эмоционально-чувствительную сферу детей;
8.Поддерживать у детей познавательное отношение к театрализованным действиям (поддерживать желание ребенка к воспроизведению текста любимой сказки);
9.Побуждать детей к разнообразным действиям с куклами разнообразных театров, с целью ознакомления с ними.
2.Основная часть
2.1 Связь с образовательными областями.
Образовательные области:
«Социально-коммуникативное развитие».
-Формировать знания детей о правилах поведения в театре.
-Воспитывать умения быть вежливыми внимательными друг к другу.
-Учить рассказывать знакомые стихи громко, четко.
- Уточнить и обогатить представления детей о различных книгах со сказками и игрушках.
- Учить рассматривать предметы.
-Развивать умения совместно со взрослым и под присмотром взрослых правильно ухаживать за игрушками, приводить их в порядок
«Познавательное развитие».
- Формировать умение воссоздавать последовательность событий из знакомых сказок, выкладывать иллюстрации последовательно, называя, что происходит на них
-Обогащать знания о театре
-Развивать логическое мышление.
«Художественно-эстетическое развитие».
- Формировать умение эмоционально воспринимать сказки.
-Воспитывать умение слушать новые сказки, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения
-Формировать интерес к изобразительной деятельности
«Речевое развитие».
- Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.
- Закреплять название героев сказок, описание героев и их поступков; развивать память, речь, мышление;
- Формировать умение собирать изображения знакомых героев сказок из 2-3 частей, называть их;
- Учить детей вспоминать сюжет и слова знакомых сказок, опираясь на изображения из этих сказок;
-Учить отвечать на вопросы
-Продолжать расширять словарный запас детей
«Физическое развитие»
-Развивать мелкую моторику пальцев рук
-Формировать правильную осанку
2.2 Виды театров для детей раннего возраста
1)Пальчиковый театр – это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок.
2)Театр на фланелеграфе- плоскостные картинки на фланели или бархатной бумаге.
3)Настольный театр. Фигурки для настольного театра можно купить в магазине или сделать самим, используя картинки из книжек.
4)Кукольный театр - Этот театр предполагает наличие ширмы, декораций, специальных кукол.
5)Игра-драматизация с использованием масок.
Свою работу я начала с изучения научно-методической литературы, опыта коллег, что помогло мне выстроить собственную концепцию речевого сопровождения детей раннего возраста через театрализованную деятельность.
На первоначальном этапе провела диагностику нервно-психического развития по методике К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной . По результатам видно, что большинство детей (70%) имеет низкий порог речевой активности, у 30% детей идёт неравномерное развитие активной и пассивной речи. Такие малыши понимают обращённую к ним речь взрослого, но сами редко используют слова в общении.
В группе организовала уголок театрализованной деятельности (ширма, пальчиковый театр, настольный, би-ба-бо, театр масок, музыкальный центр и аудиофонотека с песнями, сказками, звуками природы.); уголок книги с русскими народными сказками, потешками, песенками, папки с иллюстрациями «Расскажи сказку»; уголок ряжения.
Составила перспективный план работы с детьми по театрализованной деятельности.
В группе я использую театрализацию в разных видах деятельности. Педагогический процесс построен так, что ознакомление с театрализованной игрой проходит через все образовательные области:
Перспективный план работы по театрализованной деятельности с детьми раннего возраста.
Месяц | ||||
Сказка | Ознакомление с художественной литературой (Потешки) | Интеграция с другими областями | Работа с родителями | |
Сентябрь- Октябрь | «Курочка Ряба» - Чтение - Рассказывание - показ (использование различных театров) | «Курочка-рябушка» «Цыплята» «Мышка» «Бабушка» «Дедушка» | Физическое развитие (подвижные игры) «Курочка и цыплята» ,«Куры и петух», «Курочка, цыплята и кошка», «Собери яички» Социально-коммуникативное развитие Д/и «Поможем курочке найти цыплят» (игра изготовленная из бросового материала) Речевое развитие Пальчиковая игра «Про курочку Рябу» Дыхательная гимнастика «Подуй на перышко» Познавательное развитие «Курочка и ее друзья» (домашние животные и птицы) Художественно-эстетическое развитие Рисование: «Украсим тарелочки для курочки» (рисование пальчиками) Лепка: «Зернышки для курочки» Конструирование: «Домики для курочки и цыплят» (маленькие и большие) Музыка: Игра - инсценировка «Вышла курочка гулять» | Консультация для родителей «Театр в жизни детей раннего возраста». Консультация для родителей «Музыка и театр». Привлечение родителей к участию в кукольном театре «Курочка Ряба». |
Ноябрь - Декабрь | «Репка» - Чтение - Рассказывание - показ (на фланелеграфе, пальчиковый театр) | «Собачка» «Кошка» «Мышка» «Внучка» «Репка» | Физическое развитие (подвижные игры) «Киса и мыши», «Кошкина зарядка», «Лохматый пес» Социально-коммуникативное развитие Хороводная игра «Репонька-репка» Речевое развитие Пальчиковая игра «Репка» Познавательное развитие Д/и «Овощи и фрукты» Художественно-эстетическое развитие Рисование: «Грядка для репки» Лепка: «Репка» Музыка: Прослушивание звукозаписи детской сказки «Репка». | Привлечение родителей к изготовлению масок для инсценировки сказки «Репка». Консультация для родителей «Сказки для детей раннего возраста». Памятка для родителей «Театральная деятельность в детском саду». |
Январь- Февраль | «Колобок» «Три медведя» - Чтение - Рассказывание - показ (на фланелеграфе, настольный театр) | «Зайка» «Волк» «Медведь» «Лиса» «Колобок» | Физическое развитие (подвижные игры) «Мишка косолапый», «Лесные гости», «Зайчики» «Зайцы и волк», «Лиса и зайчата» Социально-коммуникативное развитие Д/и «Собери и расскажи сказку» (использование кубиков-мякишей) Речевое развитие Пальчиковая игра «В лесок» Д/И «Расскажи сказку по картинкам», Д/И «Угадай кто это?» Д/И «Домики для медведей» Познавательное развитие Экспериментирование «Из чего сделан колобок?» (соленое тесто) «Дикие животные» Художественно-эстетическое развитие Рисование: «Колобок» «Дорожка для Маши» Лепка: «Колобок» Конструирование: «Кровати для медведей» Музыка: Музыкальная игра «Кто как идёт» Разучивание песни «Песенка Колобка». | Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка». Участие родителей в театре с использованием масок «Колобок». Анкетирование родителей «Живёт ли сказка в вашем доме». |
Март- Апрель | «Теремок» «Волк и семеро козлят» - Чтение - Рассказывание - показ (на фланелеграфе, пальчиковый (с участием детей), кукольный) | «Мышка» «Лягушка» «Зайка» «Волк» «Лиса» «Медведь» «Теремок» «Коза» | Физическое развитие (подвижные игры) «Мишка-косолапый», «Лиса и зайцы», «Зайцы и волк» «Мышки и кот» Социально-коммуникативное развитие д/и «Кто-кто в теремочке живет?» Речевое развитие Пальчиковая игра «Теремок» Д/И «Кто? Какой? Что делает?» Отгадывание загадок про героев из любимых сказок Познавательное развитие Д/и «Кто живет в лесу?» (дикие животные) Художественно-эстетическое развитие Конструирование : «Теремок». Рисование: «Дорожка для героев сказки «Теремок»». Лепка: «Домики для зверят» Музыка: Слушание русской народной мелодии | Мини-опрос «Знаете ли вы сказки?». Привлечение родителей к изготовлению кукол для театра «Теремок» Участие родителей в фотовыставке «Мы любим сказки». |
Май | Повторение сказок - Показ детьми театра «Теремок»(с использованием масок). | Презентация «Путешествие по сказкам». | Создание и оформление выставки детско-родительского творчества «Наши любимые сказки». Конкурс «Театр своими руками». Родительское собрание на тему «Сказка учит добру». |
Проведенная диагностика в конце года показала, что работа над развитием речи средствами театрально-игровой деятельности дает положительные результаты (высокий уровень развития – 30%, средний – 70%);
Поэтому выбранное направление педагогической деятельности всегда актуально, потому что театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся развития речи детей. Лучше начинать ею заниматься с раннего возраста, так как ранний возраст является сензитивным для развития речи.
В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи детей средствами театрализованной деятельности добилась положительных результатов в работе по данной теме. Дети понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, с удовольствием рассказывают знакомые литературные произведения, охотно вступают в речевые контакты со взрослыми и сверстниками, с удовольствием участвуют в инсценировках.
Я считаю, что выбранная мною тема, достаточно полно раскрыта в моей работе и подтверждает свою актуальность.
Список литературы.
- А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».
- Е.Н.Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ (младший возраст)».
- В.В.Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет».
- Е.В.Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»
- Л.Л.Тимофеева, Е.Е. Корнеичева, Н.И. Грачева «Планирование образовательной деятельности в ДОО (первая младшая группа)»
- 1. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001
- 2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003
- 4. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.
- 6. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб. «Детство-пресс», 2008.
10.Волков Б.С., Волкова Н.В. «Учим общаться детей раннего возраста», М.: ТЦ Сфера, 2013г. (методическое пособие)
11.Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. «Кукольный театр для самых маленьких», М.: Линка-пресс, 2009г. (театральные занятия с детьми от1 года до 3 лет)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"
Развитие интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...