методическая разработка
учебно-методический материал
Самый короткий путь развития творческого воображения, эмоционального раскрепощения ребёнка - организация творческой деятельности, создание условий для проявления фантазий и своего видения действительности, возможности создания своих произведения. Всё это может дать театрализованная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 819.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.
«Детский сад №7» г.Никольска Пензенской области
Методическая разработка
«Театр - средство речевого развития детей раннего возраста»
Воспитатель: Ефремова И.В.
Аннотация
Самый короткий путь развития творческого воображения, эмоционального раскрепощения ребёнка - организация творческой деятельности, создание условий для проявления фантазий и своего видения действительности, возможности создания своих произведения. Всё это может дать театрализованная деятельность.
Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи.
Анализ результатов диагностики нервно-психического развития в начале года показал, что речевая активность детей на низком уровне.
Таким образом, актуальность развития речи детей раннего возраста стоит на первом месте.
Поэтому поставила перед собой следующую цель:
создать педагогические условия, способствующие развитию речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность.
Данная методическая разработка может быть полезна для воспитателей детских садов в работе с детьми раннего возраста.
1.Введение
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Играя, мы общаемся с детьми на их территории.
Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. Они стимулируют активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.
Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.
Ознакомление с театрализованной игрой является одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в раннем возрасте. Театрализованная игра хорошо развивает память, фантазию, художественно-образное восприятие, воображение, активизирует мышление, речь. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных подвижных игр, игр-забав, хороводов.
Цель: Развитие навыков монологической и диалогической речи посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Дать воспитанникам элементарные представления о театре (о том, как нужно вести себя в театре, о куклах которые учувствуют в представлении, о различных видах театра).
2. Расширять представления детей о сказках, по которым показывают театр.
3. Знакомить с особенностями показа театра.
4. Развивать мимическую выразительность и мелкую моторику пальцев рук.
5. Развивать умение отождествлять себя с театральным персонажем;
6. Обогатить предметно-развивающую среду.
7.Развивать эмоционально-чувствительную сферу детей;
8.Поддерживать у детей познавательное отношение к театрализованным действиям (поддерживать желание ребенка к воспроизведению текста любимой сказки);
9.Побуждать детей к разнообразным действиям с куклами разнообразных театров, с целью ознакомления с ними.
2.Основная часть
2.1 Связь с образовательными областями.
Образовательные области:
«Социально-коммуникативное развитие».
-Формировать знания детей о правилах поведения в театре.
-Воспитывать умения быть вежливыми внимательными друг к другу.
-Учить рассказывать знакомые стихи громко, четко.
- Уточнить и обогатить представления детей о различных книгах со сказками и игрушках.
- Учить рассматривать предметы.
-Развивать умения совместно со взрослым и под присмотром взрослых правильно ухаживать за игрушками, приводить их в порядок
«Познавательное развитие».
- Формировать умение воссоздавать последовательность событий из знакомых сказок, выкладывать иллюстрации последовательно, называя, что происходит на них
-Обогащать знания о театре
-Развивать логическое мышление.
«Художественно-эстетическое развитие».
- Формировать умение эмоционально воспринимать сказки.
-Воспитывать умение слушать новые сказки, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения
-Формировать интерес к изобразительной деятельности
«Речевое развитие».
- Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.
- Закреплять название героев сказок, описание героев и их поступков; развивать память, речь, мышление;
- Формировать умение собирать изображения знакомых героев сказок из 2-3 частей, называть их;
- Учить детей вспоминать сюжет и слова знакомых сказок, опираясь на изображения из этих сказок;
-Учить отвечать на вопросы
-Продолжать расширять словарный запас детей
«Физическое развитие»
-Развивать мелкую моторику пальцев рук
-Формировать правильную осанку
2.2 Виды театров для детей раннего возраста
1)Пальчиковый театр – это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок.
2)Театр на фланелеграфе- плоскостные картинки на фланели или бархатной бумаге.
3)Настольный театр. Фигурки для настольного театра можно купить в магазине или сделать самим, используя картинки из книжек.
4)Кукольный театр - Этот театр предполагает наличие ширмы, декораций, специальных кукол.
5)Игра-драматизация с использованием масок.
Свою работу я начала с изучения научно-методической литературы, опыта коллег, что помогло мне выстроить собственную концепцию речевого сопровождения детей раннего возраста через театрализованную деятельность.
На первоначальном этапе провела диагностику нервно-психического развития по методике К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной . По результатам видно, что большинство детей (70%) имеет низкий порог речевой активности, у 30% детей идёт неравномерное развитие активной и пассивной речи. Такие малыши понимают обращённую к ним речь взрослого, но сами редко используют слова в общении.
В группе организовала уголок театрализованной деятельности (ширма, пальчиковый театр, настольный, би-ба-бо, театр масок, музыкальный центр и аудиофонотека с песнями, сказками, звуками природы.); уголок книги с русскими народными сказками, потешками, песенками, папки с иллюстрациями «Расскажи сказку»; уголок ряжения.
Составила перспективный план работы с детьми по театрализованной деятельности.
В группе я использую театрализацию в разных видах деятельности. Педагогический процесс построен так, что ознакомление с театрализованной игрой проходит через все образовательные области:
Перспективный план работы по театрализованной деятельности с детьми раннего возраста.
Месяц | ||||
Сказка | Ознакомление с художественной литературой (Потешки) | Интеграция с другими областями | Работа с родителями | |
Сентябрь- Октябрь | «Курочка Ряба» - Чтение - Рассказывание - показ (использование различных театров) | «Курочка-рябушка» «Цыплята» «Мышка» «Бабушка» «Дедушка» | Физическое развитие (подвижные игры) «Курочка и цыплята» ,«Куры и петух», «Курочка, цыплята и кошка», «Собери яички» Социально-коммуникативное развитие Д/и «Поможем курочке найти цыплят» (игра изготовленная из бросового материала) Речевое развитие Пальчиковая игра «Про курочку Рябу» Дыхательная гимнастика «Подуй на перышко» Познавательное развитие «Курочка и ее друзья» (домашние животные и птицы) Художественно-эстетическое развитие Рисование: «Украсим тарелочки для курочки» (рисование пальчиками) Лепка: «Зернышки для курочки» Конструирование: «Домики для курочки и цыплят» (маленькие и большие) Музыка: Игра - инсценировка «Вышла курочка гулять» | Консультация для родителей «Театр в жизни детей раннего возраста». Консультация для родителей «Музыка и театр». Привлечение родителей к участию в кукольном театре «Курочка Ряба». |
Ноябрь - Декабрь | «Репка» - Чтение - Рассказывание - показ (на фланелеграфе, пальчиковый театр) | «Собачка» «Кошка» «Мышка» «Внучка» «Репка» | Физическое развитие (подвижные игры) «Киса и мыши», «Кошкина зарядка», «Лохматый пес» Социально-коммуникативное развитие Хороводная игра «Репонька-репка» Речевое развитие Пальчиковая игра «Репка» Познавательное развитие Д/и «Овощи и фрукты» Художественно-эстетическое развитие Рисование: «Грядка для репки» Лепка: «Репка» Музыка: Прослушивание звукозаписи детской сказки «Репка». | Привлечение родителей к изготовлению масок для инсценировки сказки «Репка». Консультация для родителей «Сказки для детей раннего возраста». Памятка для родителей «Театральная деятельность в детском саду». |
Январь- Февраль | «Колобок» «Три медведя» - Чтение - Рассказывание - показ (на фланелеграфе, настольный театр) | «Зайка» «Волк» «Медведь» «Лиса» «Колобок» | Физическое развитие (подвижные игры) «Мишка косолапый», «Лесные гости», «Зайчики» «Зайцы и волк», «Лиса и зайчата» Социально-коммуникативное развитие Д/и «Собери и расскажи сказку» (использование кубиков-мякишей) Речевое развитие Пальчиковая игра «В лесок» Д/И «Расскажи сказку по картинкам», Д/И «Угадай кто это?» Д/И «Домики для медведей» Познавательное развитие Экспериментирование «Из чего сделан колобок?» (соленое тесто) «Дикие животные» Художественно-эстетическое развитие Рисование: «Колобок» «Дорожка для Маши» Лепка: «Колобок» Конструирование: «Кровати для медведей» Музыка: Музыкальная игра «Кто как идёт» Разучивание песни «Песенка Колобка». | Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка». Участие родителей в театре с использованием масок «Колобок». Анкетирование родителей «Живёт ли сказка в вашем доме». |
Март- Апрель | «Теремок» «Волк и семеро козлят» - Чтение - Рассказывание - показ (на фланелеграфе, пальчиковый (с участием детей), кукольный) | «Мышка» «Лягушка» «Зайка» «Волк» «Лиса» «Медведь» «Теремок» «Коза» | Физическое развитие (подвижные игры) «Мишка-косолапый», «Лиса и зайцы», «Зайцы и волк» «Мышки и кот» Социально-коммуникативное развитие д/и «Кто-кто в теремочке живет?» Речевое развитие Пальчиковая игра «Теремок» Д/И «Кто? Какой? Что делает?» Отгадывание загадок про героев из любимых сказок Познавательное развитие Д/и «Кто живет в лесу?» (дикие животные) Художественно-эстетическое развитие Конструирование : «Теремок». Рисование: «Дорожка для героев сказки «Теремок»». Лепка: «Домики для зверят» Музыка: Слушание русской народной мелодии | Мини-опрос «Знаете ли вы сказки?». Привлечение родителей к изготовлению кукол для театра «Теремок» Участие родителей в фотовыставке «Мы любим сказки». |
Май | Повторение сказок - Показ детьми театра «Теремок»(с использованием масок). | Презентация «Путешествие по сказкам». | Создание и оформление выставки детско-родительского творчества «Наши любимые сказки». Конкурс «Театр своими руками». Родительское собрание на тему «Сказка учит добру». |
Проведенная диагностика в конце года показала, что работа над развитием речи средствами театрально-игровой деятельности дает положительные результаты (высокий уровень развития – 30%, средний – 70%);
Поэтому выбранное направление педагогической деятельности всегда актуально, потому что театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся развития речи детей. Лучше начинать ею заниматься с раннего возраста, так как ранний возраст является сензитивным для развития речи.
В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи детей средствами театрализованной деятельности добилась положительных результатов в работе по данной теме. Дети понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, с удовольствием рассказывают знакомые литературные произведения, охотно вступают в речевые контакты со взрослыми и сверстниками, с удовольствием участвуют в инсценировках.
Я считаю, что выбранная мною тема, достаточно полно раскрыта в моей работе и подтверждает свою актуальность.
Список литературы.
- А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».
- Е.Н.Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ (младший возраст)».
- В.В.Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет».
- Е.В.Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»
- Л.Л.Тимофеева, Е.Е. Корнеичева, Н.И. Грачева «Планирование образовательной деятельности в ДОО (первая младшая группа)»
- 1. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001
- 2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003
- 4. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.
- 6. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб. «Детство-пресс», 2008.
10.Волков Б.С., Волкова Н.В. «Учим общаться детей раннего возраста», М.: ТЦ Сфера, 2013г. (методическое пособие)
11.Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. «Кукольный театр для самых маленьких», М.: Линка-пресс, 2009г. (театральные занятия с детьми от1 года до 3 лет)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....