Творческий детско-родительский проект: «Удивительный мир космоса»
проект (средняя группа)

Космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывающая интерес у детей и дающая возможность многосторонне развивать личность дошкольников. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них.

В 2021 году наша Страна отмечала великое событие по освоению космоса.

75 лет назад Ю.А. Гагарин совершил первый полет в космос. Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

         Цель проекта: Расширить знания и представления детей о космосе, о профессии космонавт, о планетах солнечной системы, развивать познавательный интерес, внимание, память, воображение, логическое мышление, творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kosmos.docx38.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономноедошкольное образовательное

учреждение «Детский сад комбинированного вида

«Пчёлка» г. Балашова Саратовской Области

Творческий детско-родительский проект:

«Удивительный мир космоса»

Группа среднего возраста (4-5лет)

«Подснежник», «Одуванчик»

                                                                                                       Подготовили:

                                                                                                       Болотникова Е. М.

                                                                                                       Чуприна Н. А.

2023 – 2024 уч. г.

        Вид проекта: групповой, познавательно-исследовательский.

        Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

        Длительность проекта: с 25 марта по 12 апреля,краткосрочный (3 недели)

        Актуальность: Космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывающая интерес у детей и дающая возможность многосторонне развивать личность дошкольников. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них.

В 2021 году наша Страна отмечала великое событие по освоению космоса.

75 лет назад Ю.А. Гагарин совершил первый полет в космос. Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

        Цель проекта: Расширить знания и представления детей о космосе, о профессии космонавт, о планетах солнечной системы, развивать познавательный интерес, внимание, память, воображение, логическое мышление, творческие способности.

        Задачи проекта:

1. Дать знания детям о российском празднике - День космонавтики, о космосе, о первом космонавте Ю.А.Гагарине. Вызвать интерес к рассматриванию иллюстраций о космосе. Обучать активности, коллективизму.

2. Активировать слуховые и зрительные анализаторы, развивать у детей речь, воображение и мышление. Развивать умения взаимодействовать друг с другом, побуждать детей к совместной деятельности. Создать доброжелательную атмосферу и положительные эмоции у детей.

3. Воспитывать любознательность. Развивать чувство гордости к своей стране, умение слушать взрослых.

4. Активизировать словарь: планета, космос, созвездие, ракета, скафандр, луна, вселенная, космонавт.

        Ожидаемые результаты:

 1. Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности.

 2. Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы; конструируют из строительного материала, конструктора, ракеты по своему представлению, проявляют творчество и детальность в работе.

3. С удовольствием рисуют, лепят, играют.

4. Участие в совместной деятельности родителей – детей, поделки ко Дню космонавтики.

        Продукт проектной деятельности:

Оформление группы и приемной; выставка детских работ «Космическое путешествие»; папка-передвижка для родителей «Праздник 12 апреля - День космонавтики, «Юрий Алексеевич Гагарин - Первый человек в космосе», «История космонавтики», выставка работ детей, сделанных совместно с родителями «Этот удивительный космос».

Приемы:

- чтение воспитателем стихов, сказок, рассказов;

- наблюдение;

- рассматривание иллюстраций, муляжей, наглядного материала;

- проведение дидактических игр;

- беседы с элементами диалога;

- организация продуктивной деятельности;

- организация познавательно-исследовательской деятельности;

- изготовление родителями и детьми различных поделок;

- проведение итогового мероприятия.

Необходимое оборудование: муляжи планет, дидактические игры по теме, картинки.

Все мероприятия проекта проходили в три этапа:

Подготовительный этап.

  1. Формирование темы, целей, задач, актуальности и значимости, содержание проекта, предположение результата.
  2. Обсуждение проекта с ребятами и их родителями, выбор источников получения информации;
  3. Подбор методической и художественной литературы, музыкального репертуара для реализации проекта (стихи, рассказы, сказки, песни, пословицы).
  4. Подбор наглядно-дидактического материала, различных атрибутов; организация развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Основной этап:

  1. Изучение источников по вопросам исследования.
  2. Сбор и систематизация материала.
  3. Проведение различных познавательных, творческих, научных форм работы с детьми в ходе реализации проекта.

Заключительный этап:

  1. Выставка совместных работ «Этот удивительный космос»
  2. Посещение краеведческого музея на тему «Космос».
  3. Посещение библиотеки.
  4. Посещение театра на тему «Космическое путешествие во времени».

Содержание проекта «Удивительный мир космоса»

Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды)

Взаимодействие с родителями

Подготовительный (мотивационный)

Подбор и работа с методическим материалом, литературой по данной теме. Подбор детской художественной литературы для чтения детям. Изготовление дидактических игр. Подбор сюжетных картинок и иллюстраций. Составление плана проекта. Подбор оборудования и дидактического материала. Подготовка информации для родителей по теме проекта. Определение заданий для родителей.

Основной (проблемно – деятельностный)

включает в себя мероприятия и совместную деятельность педагога с детьми,работу с родителями.

1 неделя

ХЭР (рисование)

Тема:  «Загадочный космос».

Образовательные задачи: Учить детей изображать ракету в полете, передавая в рисунке характерные особенности космического корабля, его вид в безвоздушном пространстве, рисовать звездное небо, продумывая композицию и содержание рисунка, используя пространство переднего и заднего плана. 

Чтение худ. лит -ры

П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»

Н.Носов «Незнайка на луне»

А. Дитрих «Кто обгрыз месяц?»

Пословицы и поговорки о космосе и космонавтике.

Беседы:

1. «Какое бывает небо?».

Цель: Оживить в памяти детей целостный образ неба, явлений на небе, активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них

желание участвовать в беседе.

2. «Что такое космос?».

Цель: формировать представление детей о планете Земля, познакомить с первым космонавтом Ю. А. Гагариным.

 Рассматривание иллюстраций: 

 «Звездное небо».

Подвижные игры:

«Маленькие планеты», «Невесомость».

Сюжетно-ролевая игра: «Космическое путешествие»

Цель: учить отражать в игре полученные знания о профессии космонавта; учить детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительный материал; развивать творческое воображение.

- побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания о планетах солнечной системы, космических кораблях.

Дидактические игры: «Найди пару»

«Подбери пришельцу ракету»

«Полет в космос»

Конструирование:
«Ракеты и космические корабли».

Игры на развитие мелкой моторики: «Дорисуй ракетам крылья и хвосты»

Разукрашивание раскрасок «Звездное небо»

 Информирование о на-чале проек-та;

ознакомле-ние с  пла-ном проек-та;

приглаше-ние принять участие.

 Консульта-ция для родителей: «Расскажи-те детям о космосе».

2 неделя

ФЦКМ

Тема: «Космос, звёзды, вселенная. Ю.А. Гагарин – первый космонавт». 

Образовательные задачи: Воспитывать у детей любовь к Родине, чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса. Познакомить детей с  первым летчиком космонавтом Ю.А.Гагариным.  Расширять запас слов, обогащать словарь детей;

3. Закрепить в словаре детей слова: космос, планеты, космический корабль, космонавт, скафандр, Юрий Гагарин.

Чтение худ. лит -ры

О. А. Скоролупова «Покорение космоса»

Я. К. Голованов «Дорога на космодром»

В. Синицына «Первый космонавт»

Стихи о космосе.

Беседы:

1.«Первый космонавт» .

Цель:  познакомить детей с историей покорения космоса и первым космонавтом; - воспитывать чувство гордости за первых покорителей космоса; - воспитывать чувство патриотизма.

 2. «Кто такие космонавты».

Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу; расширять представление о современных профессиях - профессии космонавта; рассказать о значимости работы наших российских космонавтов в космосе. 

Рассматривание иллюстраций:

«Космонавты»

Подвижные игры:

«Космонавты», «Ждут нас быстрые ракеты».

Сюжетно-ролевая игра: «Космонавты»

Цель: Расширить тематику сюжетных игр. 

Познакомить с работой космонавтов в космосе.

Воспитать смелость, выдержку.

Расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».

Дидактические игры: «Семейка слов»

«Найди одинаковые ракеты»

«Сколько комет?»

Конструирование из счётных палочек: «Ракета»

Игры на развитие мелкой моторики: «Рисовалки - обводилки»

Разукрашивание раскрасок «Ракеты»

Консульта-ция для родителей: «Юрий Алексеевич Гагарин - Первый человек в космосе».

3 неделя

НОД по ХЭР (Лепка)

Тема: «Забавные инопланетяне»

Образовательные задачи: Развивать творческое воображение; закреплять умение самостоятельно выбирать способы и приёмы лепки (находить наиболее рациональный); развивать навыки работы с пластилином, приемы раскатывания, растягивания, расплющивания, примазывания, различные способы соединения деталей поделки; развивать мелкую моторику руки, развивать навыки творческого рассказывания и рассказывания по предложенному плану.

Чтение худ. лит -ры

Клюка Н.А. «Там на космических дорожках»

К. Булычев «Тайна третьей Планеты»

Загадки о космосе

Беседы: 

1. «Неизвестная вселенная».

Цель: формирование у детей представлений о Вселенной. Обогащать и активизировать словарь с названиями планет, ввести понятия «кометы», «планеты»; уточнить представление о Солнечной системе и Луне как спутнике Земли.

2. «Земля»

Цель: Расширение представлений детей о планете Земля, её обитателях. 

Рассматривание иллюстраций: 

«Мир планет»

Подвижные игры:

«Солнышко и дождик», «Звездные ловишки».

Просмотр электронной презентации:

«Планеты Солнечной системы».

Цель: формирование представления о Вселенной, Солнечной системе, её планетах.

Дидактические игры: «Космонавты и ракеты»

«Кометы»

«Солнечная система»

Игры на развитие мелкой моторики: «Дорисуй половинку»

Разукрашивание раскрасок «Пришельцы»

Папка-передвижка«История космонавтики».

Творческий конкурс «Этот удивитель-ный кос-мос».

III. Заключительный этап проекта. 

  1.       Выставка совместных работ «Этот удивительный космос».
  2.       Цель: Приобщение детей к знаниям о вселенной, освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Развитие и поддержка творческих устремлений. Создание условий для приобщения к творческой деятельности.

Итоги проекта:

В ходе проекта у детей возник интерес к игровой и творческой деятельности. Появился интерес к рассматриванию альбомов, книг. Дети узнали о людях, осваивающих космос. Воспитанники овладели конкретными знаниями о солнечной системе.

С помощью различных занятий, бесед и игр дети последовательно достигали цели, проявляя внимание и настойчивость.

Чтение художественной литературы позволило детям узнать загадки, пословицы, стихотворения о космосе.

Работа по проекту показала, что дети и родители с желанием и интересом принимали участие в проекте и сотрудничестве с детским садом.

Список использованной литературы:

  1. Натарова В. И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно — патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// — Воронеж ТЦ «Учитель», 2005. -205с.
  2. Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с. – (Библиотека воспитателя) (3).
  3.  Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы. - М.: ОЛМА Медия Групп, 2013г.
  4.  Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми. Воронеж, 2007г.
  5.  Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Космос. – СПб., Паритет, 2005г. Серия «Грамматика в играх и картинках»
  6. Волкова Е., Микерин С. Играем в ученых. - Новосибирск, 2008г
  7. Гризик Т.И. Познаю мир. Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга», М.,2001г
  8. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. - М.: Сфера, 2002г.
  9. Журналы для детей дошкольного возраста и их родителей «Дошколенок» №3 2008г, №4 2010г, №4 2013г.
  10.  Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009г.
  11.  Левитан Е.П. Малышам о звездах. - М.,1986г.
  12.  Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. - М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2008г.
  13.  Носов Н. Незнайка на луне. - М.: РОСМЭН, 1996г.
  14.  Шорыгина Т.А. О космосе. Серия «Педагогические беседы». – М.: Книголюб, 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский образовательный проект «В гости в космос». Формирование у дошкольников познавательной активности.

ознакомление с окружающей деятельностью, развитие познавательных способностей, патриотическое воспитание дошкольников....

Педагогический проект «Мастерская добрых дел» Тип проекта: долгосрочный социально - творческий детско – родительский

В условиях кардинальных изменений в социальной  жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и ДОУ являются  особенно актуальными. Наиболее существенным ф...

Творческий детско-родительский проект информационно-исследовательский проект города России «ГОРОД-ТУЛА!»

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение. Чувство патриотизма многогранно по содержанию &nda...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «НОВЫЙ ГОД У ВОРОТ»

Цель: расширение знаний детей о зиме, о новогоднем празднике, традициях празднования Нового года....