ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Удивительный мир Чуковского»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Комлева Татьяна Николаевна

Вид проекта: познавательно-творческий                                                                                     Продолжительность:   2 недели                                                                                       Участники: дети младшей  группы,

воспитатель, родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnyy_mir_chukovskogo.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

«Вместе с книгой я расту»

Номинация: «Методическая разработка проекта по воспитанию юного читателя, приобщения дошкольников к литературе»

Воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 18 г. Павлово Комлева Татьяна Николаевна  

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Удивительный мир Чуковского»

         

Вид проекта: познавательно-творческий                                                                                     Продолжительность:   2 недели                                                                                       Участники: дети младшей  группы,

воспитатель, родители.

 

г. Павлово, 2014

  1. Актуальность темы:     

 Невозможно переоценить ту огромную роль, которую играет книга в духовном развитии человека. Особенно велико ее значение в период интенсивного становления личности – в детские годы. Книга, прочитанная в детстве, нередко оставляет неизгладимый след в душе, запоминается на всю жизнь.  В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. От взрослого в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Результаты исследований за последние десятилетия  показали: 

  • читающие люди способны проблемно мыслить; 
  • имеют больший объем памяти и активное творческое воображение; 
  • лучше владеют речью (она выразительнее, строже и богаче по запасу слов); 
  • точнее формулируют мысли и свободнее пишут;  
  • легче вступают в контакты и приятны в общении; 
  • более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении;
  • чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека. 

      Проблема проекта и причины, вызвавшие ее появление.

Дошкольное детство – определяющий этап в развитии личности, ибо до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, напитывается, как губка, разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает героям книг.

 При беседах с детьми моей группы  и в ходе анкетирования родителей, мной были выявлены такие негативные тенденции: 

  • Неустойчивый интерес детей к произведениям художественной литературы;
  • резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео- и аудиотехника, а также компьютер практически вытеснили книгу из жизни; 
  • в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях; важный показатель неблагополучия – ухудшение содержания и качества чтения, снижение его продуктивности. 

.

      Я считаю, что необходимо как можно больше времени уделять восприятию художественной литературы, знакомить детей с творчеством разных  детских писателей. Учить хорошему и доброму  на примере  сказок, рассказов, стихов, т.к. они, по моему мнению, просты и  доступны детям. Яркие и красочные иллюстрации способствуют развитию у детей интереса к творчеству писателей, а язык  детских произведений  легко запоминается и усваивается дошкольниками. Мне хочется, чтобы дети моей группы, узнали как можно больше о сказках  К.И.Чуковского,  и поэтому я решила познакомить их с творчеством  писателя.

2. Цель и задачи проекта.

Цель: формирование интереса к книгам и детскому чтению; воспитание ценностного отношения к книге; расширение кругозора детей, обогащение и активизация словарного запаса; развитие творческих способностей;

Формирование у дошкольников интереса и потребности в чтении книг К.И.Чуковского

 Задачи проекта: 

Образовательные:

-  познакомить детей с творчеством писателя К.И.Чуковского;

-Формировать умение отвечать на вопросы, способствовать активизации связанной речи

Развивающие:

- способствовать развитию речевой и коммуникативной активности детей во время обсуждения сказок;

- развивать литературную речь;

-приобщать к словесному искусству, в том числе развивать художественное восприятие и эстетический вкус.

             

              Воспитательные:   

            - воспитывать бережное отношение к книге, прививать любовь к родному языку;

        -воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным формировать дружеские взаимоотношения между детьми

      - приобщать детей и родителей  к совместному семейному чтению художественной литературы и творческой деятельности

                       

3. План проектной деятельности по достижению цели.

Этапы проекта

Задачи этапа

Проектные мероприятия

Работа с родителями

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.Подготовка проекта.

Образовательные:

  • Изучить методическую литературу по теме проекта;
  • Создать условия в группе для изучения детьми творчества  К.И.Чуковского (через предметно-развивающую среду, чтение художественной литературы, организацию игровой деятельности);

Развивающие:

  • Развивать речь, творческое воображение и фантазию детей.

Воспитательные:

- воспитание ценностного отношения к книге

- Подобрать методическую литературу по теме.

- Разработать, подобрать конспекты занятий, бесед.

- Подобрать иллюстрации, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, театрализованной деятельности.

- Сделать подборку дидактических игр, мультфильмов, презентаций.

- Организовать конкурс семейного рисунка «Моя любимая сказка К.И.Чуковского»

- Анкетирование родителей «Книга в кругу семьи»: выявить отношение родителей к проблеме приобщения детей к чтению.

- Консультация для родителей «Ребёнок и книга».

- Пополнить групповую библиотеку произведениями К.И.Чуковского.

  • В книжном уголке рассматривают книги, иллюстрации по сказкам;
  • Играют в дидактические игры «Сложи картинку и определи сказку»;
  •  «Узнай сказочного героя»,
  • «Из какой сказки эти предметы»;
  • Словесные игры:

«Узнай по описанию», «Угадай сказку»

Оказывают помощь в изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевых игр, театрализованной деятельности

Совместно с детьми принимают участие в конкурсе рисунка «Моя любимая сказка К.И.Чуковского»

 Участвуют в анкетировании.

Помогают в пополнении групповой библиотеки

2. Реализация проекта

Образовательные:

  • Продолжать знакомить с творчеством  К.И.Чуковского и его произведениями
  • Обогащать словарь детей словами, обозначающими предметы и явления по сказкам.

Развивающие:

  • Способствовать развитию речевой и коммуникативной активности детей во время обсуждения сказок.
  • Развивать память
  •   Развивать познавательную активность.

 Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к книге, вызвать эмоциональное отношение к героям сказок путём использования выразительных средств (музыки, поэзии)
  • Формировать дружеские взаимоотношения между детьми.

Восприятие художественной литературы

Чтение и обсуждение произведений К.И.Чуковского «Муха-цокотуха», «Краденое солнце», «Доктор Айболит», «Чудо-дерево»

Цель: Формировать интерес к книгам ; воспитывать умение слушать новые сказки; следить за развитием действия; сопереживать героям произведения.

Дети слушают сказки,

Беседуют по содержанию сказок;

заучивают небольшие отрывки из текста по желанию.

Участвуют в совместном  семейном чтении произведений К.И.Чуковского

Познавательно-исследовательская деятельность

- Просмотр мультфильмов по произведениям К.И.Чуковского.

 -Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Цель: Закрепить знание сказок К.И.Чуковского,

- Дети смотрят мультфильмы

Приносят диски с мультфильмами

Коммуникативная деятельность:

- Беседа, «Какие бывают книги» Цель: Дать детям понятие, что книга - друг детей.

-Беседа с детьми у книжного уголка «Кто пишет книги» ( о детском писателе

 К.И.Чуковском) с использованием ИКТ.

Цель:

Дать элементарные представления о жизни и творчестве писателя.

Рассматривают книги на выставке «Моя любимая книга»

Дети слушают рассказ воспитателя.

Смотрят презентацию.

Участвуют  в организации выставки «Моя любимая книга»

Беседуют дома с детьми о том, что нового узнали о творчестве писателя

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игры

«Чаепитие: сервируем стол для гостей Мухи-Цокотухи»,

«Книжный магазин»

Цель: Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни; обогащать игровой опыт; развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре..

Игра-драматизация отрывков

из сказок К.И.Чуковского «Доктор Айболит», «Путаница», «Муха-Цокотуха»     Цель: развивать умение детей имитировать характерные действия персонажей.

Дети инсценируют понравившиеся им отрывки из сказок К.И.Чуковского

Изобразительная деятельность

Художественное творчество:

Рисование:

«Разукрась героя сказки», «Моё чудо-дерево»

Лепка

«Герои знакомых сказок».

Цель: Формировать умение отображать в лепке образы персонажей произведений К.И.Чуковского

Аппликация «Закладки для книг»

Цель: Способствовать развитию  умений создавать декоративные композиции из геометрических фигур. Развивать чувство ритма.

Дети создают рисунки по мотивам сказок, используя различные изобразительные средства (цветные карандаши, краски, фломастеры, восковые мелки)

Выполняют лепку, передавая образы любимых героев.

Выполняют аппликации на бумаге прямоугольной формы .

Рассматривают работы детей, делятся впечатлениями.

Двигательная деятельность

Физкультурное .развлечение «Муха-цокотуха»

Цель: Способствовать совершенствованию умения выполнять разнообразные виды движений

Трудовая деятельность

- Труд в уголке «Скорая помощь» Цель: воспитывать желание у детей оказывать помощь в ремонте книг, прививать бережное отношение к книге

 

Помогают воспитателю подклеивать книги

Конструктивная деятельность

Конструирование из бумаги «Солнышко»

Цель:

Формировать умение изображать предмет, состоящий из нескольких частей; продолжать отрабатывать навыки аккуратного наклеивания шариков и палочек из салфеток и аккуратно наклеивать на нарисованную форму.

Конструирование из деревянного строителя «Заборчик для крокодила»

Цель: Формировать умение продумывать содержание своей постройки, развивать фантазию и творчество.

Изготавливают элементы для выполнения солнышка и наклеивают их.

Дети строят из деревянного строителя заборчик, обыгрывают постройки с героями.

Рассматривают работы детей

Музыкальная деятельность

Слушание отрывков из  детской оперы «Муха-Цокотуха» (ведущий К.И.Чуковский)  по магнитофону,

Цель:

Развивать умение видеть в музыке образы героев сказок К.И.Чуковского

Дети слушают музыкальные произведения, эмоционально воспринимают услышанное.

Помощь в приобретении  диска с произведениями К.И.Чуковского

3.Результат проекта.

Образовательные:

- Систематизировать знания детей о творчестве К.И.Чуковского

Развивающие:

  • Развивать познавательные способности, умение отвечать на вопросы воспитателя.

Воспитательные:

  • Способствовать  формированию  доброжелательных отношений между детьми

Создание мини-музея по сказкам К.И.Чуковского

Цель:

- создание условий для закрепления  знаний детей о творчестве К.И.Чуковского

Рассматривают экспонаты мини-музея; играют с некоторыми, фотографируются; делятся своими впечатлениями.

Принимают участие в сборе экспонатов для мини-музея по сказкам К.И.Чуковского

4. Ресурсная база проекта.

Кадровые ресурсы:

  • дети;
  • педагоги дошкольного учреждения;
  • старший воспитатель;
  • родители;

Информационные ресурсы:

  • сборник произведений по творчеству К.И.Чуковского
  • плакаты, иллюстрации по сказкам
  • оформление групповой библиотеки по творчеству К.И.Чуковского
  • дидактические  игры;

Материально-технические ресурсы:

  • пополнение методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса;
  • приобретение необходимого дидактического материала;
  • иллюстрации, информационные пособия;
  • материалы для оформления (цветные карандаши, клей, цветная бумага, кисточки, фломастеры).

Список использованной литературы

1. Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе» Программа и методические рекомендации.-2-еизд., испр. и доп.- М.:Мозаика-Синтез, 2006.-80с.

2. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой издательство «Учитель» 2010

3.Образовательный процесс Планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой издательство «Учитель» 2015г.

4.Материалы интернета.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Детско-родительский досуг по произведениям К.И.Чуковского"

В конспекте представлены материалы по организации досуга по произведениям К.И.Чуковского для детей....

Летний образовательный проект "Удивительные насекомые"

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает много знаний и впечатлений. Интерес к окружающим объектам не живой и особенно живой природы проявляются очень рано. Летом детя...

Презентация детско-родительского эколого-образовательного проекта «Хранители природы» для детей средней группы

Задачи: •внедрить и закрепить навыки экологической культуры у воспитанников; •повысить общую экологическую грамотность у всех субъектов эколого-образовательного пространства ДОУ; •предо...

Образовательный проект "Удивительное рядом"

Актуальность реализации проекта:Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретны...

Детско-родительский информационно - исследовательский проект "Удивительный мир часов"

Реализация данного проекта позволила расширить знания детей об истории возникновения  часов, развить познавательный интерес, умения анализировать и делать выводы....

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через создание детско-родительских мультимедийных познавательных проектов

Современные тенденции и  стремительные перемены в социуме  приводят   к осознанию того факта, что современные дети  должны знать и уметь  на много больше, чем их сверстни...

Образовательный проект «Удивительный мир прошлого» в подготовительной группе Продолжительность проекта: 2 недели.

Детский совет на тему «По следам древних животных. Динозавры»  Цель: формирование элементарных представлений об эволюции Земли и животного мира на примере древних животных через ...