Роль экологического воспитания в развитии речи детей с ТНР
консультация (старшая группа)
Актуальность и значение экологического воспитания детей становится жизненно-необходимой приоритетной задачей в воспитании детей дошкольного возраста. Знакомство с природой способствует развитию образного мышления, наблюдательности, внимания, активизирует речь детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль экологического воспитания в развитии речи детей с ТНР
У воспитанников групп компенсирующей направленности мы видим нарушение формирования всех речевых аспектов: произношение звуков, использование слов, построение предложений., поэтому педагогическое воздействие при развитии речи ребенка – очень сложное дело: необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей жизни.
Природа окружает ребенка с ранних лет. Умение наблюдать, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развитие мышления и речи идет как единый процесс.
Необходимо открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое.
Актуальность и значение экологического воспитания детей становится жизненно-необходимой приоритетной задачей в воспитании детей дошкольного возраста. Знакомство с природой способствует развитию образного мышления, наблюдательности, внимания, активизирует речь детей.
Основная цель организованной работы заключается в формировании у детей осознанного, правильного, отношения к природе родного края, к природным явлениям и объектам; развитие связной речи и познавательных процессов, связанных с речевой деятельностью средствами экологического материала.
Работа по лексическим темам экологической направленности позволят решить следующие
задачи:
- становление экологической культуры у детей;
- развитие экологического сознания и мышления;
- формирование ответственного отношения к окружающей среде;
-развитие активного словаря, грамматического строя, связной речи дошкольников.
Если делать акцент на развитии речи детей, можно выделить несколько моментов:
• обогащение и активизация словаря;
• развитие диалогической речи;
• развитие монологической речи;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи.
Традиционные методы.
- наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов о природе) картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал;
- словесные (беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов, использование фольклорного материала: пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе, стихи, сказки). Ведь именно в художественной литературе содержится полезный и богатый познавательный материал, который приучает детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру, и способствуют обогащению их словаря.
- практические (экологические игры, опыты и эксперименты, труд в природе)
Инновационные методы.
- Использование элементов ТРИЗ,
- отдельные приемы мнемотехники (мнемотаблицы).
Где мы пользуемся всеми этими методами и приемами
Экологическое воспитание в ДОУ тесно переплетается с изучением определённой лексической темы.
Если посмотреть на годовое лексическое планирование, то можно увидеть, что почти половина из них связаны с темами экологического содержания, например, такие как «Зимующие и Перелетные птицы», «Деревья». «Грибы», «Времена года», «Насекомые», «Животные наших лесов».
Для того, чтобы работа по экологическому воспитанию проходила более интересно для ребенка и продуктивно, нужно использовать разные формы работы.
Конечно же занятия — это особая форма обучения, которая способствует тому, что представления дошкольников расширяются, углубляются, объединяются.
Разнообразная работа с дошкольниками в повседневной жизни позволяет им накопить конкретные представления о природе ближайшего окружения.
Прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение: они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность. Воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу; он вводит ребят в жизнь родной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности. Прогулки доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании.
Наблюдения за причинно-следственными связями между природными явлениями, расширение и уточнение представлений о животном и растительном мире, поисковые ситуации являются хорошей базой для развития речи и мышления, а также использование в самостоятельной речи новых слов и выражений.
При формировании у детей навыков экологически грамотного поведения в природных условиях (во время прогулок, экскурсий и в процессе повседневной жизни), необходимо обучать детей составлению сюжетных и описательных рассказов.
Воспитатель должен создавать ситуации, заставляющие детей разговаривать друг с другом на конкретные темы на основе наблюдений за природными явлениями. Таким образом речь, обогащается в непринуждённой обстановке, но на заданную тему.
Экологическое чтение – один из самых эффективных способов активизации интереса детей к познанию природы. Используя этот метод уже в течение нескольких лет, мы замечаем положительные результаты: дети стали чаще обращать внимание на красоту окружающего мира, проявлять инициативу заботиться и преумножать ее богатства посильным для них способом
(посадка растений, уход за ними, кормление птиц в холодное время и т.д.).
Детская природоведческая литература полезна в работе с детьми всех возрастных групп.
Литература представляет богатый материал об экологии, на основе которого маленькие дети учится любить природу, беречь и охранять её.
(Фото Книг)
1 Игры, направленные на экологическое развитие
детей, нацелены на то, чтобы помочь им понять важность сохранения окружающей среды и стимулировать их действия по ее сохранению. Дети учатся ценить природу, узнают о различных экосистемах, развивают навыки экологически ответственного поведения.
Одной из дидактических игр, способствующих экологическому развитию детей, является игра "Сортировка мусора". Во время игры детям предлагается различные виды мусора, которые необходимо правильно классифицировать. Они учатся отделять биологически разлагаемые от неразлагаемых отходов,
а также определять, какой мусор подлежит утилизации или переработке. Такая игра помогает детям осознать различие между разными видами мусора и развивает экологическое мышление.
Экологическая игра «Польза-вред» помогает понять детям, что в природе все взаимосвязано и полезно. Дети должны встать в круг. Воспитатель задает
вопрос: «Какая польза от пчелы?». Дети должны по очереди ответить на вопрос, не повторяя ответы товарищей. Затем задание меняется: «Какой вред от пчелы?»
Дошкольники очень любят экспериментировать, так как этот метод соответствует их возрастным особенностям.
Экспериментирование позволяет ребёнку получать не устную информацию, а практическую, что очень важно для формирования естественнонаучных понятий.
Детское экспериментирование не изолированно от других видов деятельности, а наоборот, оно тесно связано с наблюдениями, трудовой и творческой видами деятельности.
Без сомнений, наблюдение является составной частью любого эксперимента, так как благодаря процессу наблюдения можно фиксировать весь процесс эксперимента.
Большое значение имеет проведение экспериментов для развития речи дошкольников. Дети стараются правильно говорить при формулировании цели эксперимента, хода и подведения итогов.
Старшие дошкольники могут самостоятельно зарисовывать наблюдаемые явления.
Взаимосвязь творческой деятельности детей и экспериментирования можно наблюдать при выполнении рисунков, сочинения рассказов, подготовки поделок из природного материала, участия в групповых и индивидуальных проектах.
Развитие творческих способностей: использование творческих заданий и элементов творчества помогает развить у детей творческие способности и увеличить интерес к изучению природы.
ТРИЗ даст возможность детям проявить свою индивидуальность, научит детей нестандартно мыслить, выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
Применение методов и приемов ТРИЗ в экологическом воспитании позволит заинтересовать детей, вызвать желание быть исследователями и защитниками природы. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут входить как часть любой образовательной деятельности с детьми. Творческие задания – это веселая игра и серьезная интеллектуальная работа, дающие сильную эмоциональную реакцию, оставляющую след на всю жизнь.
Например: во время прогулки можно использовать приемы фантазирования: оживление, изменение законов природы, увеличение, уменьшение и т.д. Оживим ветер: кто его мама? Какой бывает характер у ветра? Кто его друзья?
и т.д.
В результате свободной деятельности с использованием элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается речь и логика, мышление.
Методики ТРИЗ высокоэффективны, имеют чёткий алгоритм к действию, которое всегда переходит в ожидаемый результат.
В своей работе использую игры с элементами ТРИЗ:
в режимных моментах; как часть непосредственно-образовательной деятельности.
«Доскажи словечко»
Воспитатель читает детям стихотворный текст и в последнем слове каждой строчки лишь произносим лишь
первый слог. Остальные слоги должны назвать дети.
«Чем был - чем стал»
Ведущий называет материал (глина, дерево, ткань…), а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют
"Хорошо-плохо"
Ведущим называется любой объект или явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.
Ход игры:
В: Человек изобрел огонь. Огонь — это хорошо, почему?
Д: от него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.
В: Огонь — это плохо. Почему?
Д: это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.
В: Листопад — это хорошо?
Д: да! Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами.
В: Листья под ногами - плохо. Почему?
Д: не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если после дождя.
«Найди друзей»
Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию.
Игру рекомендуется использовать после того, как дети ознакомятся с понятием «функция».
Ведущий: Лошадь перевозит груз, а кто еще из животных выполняет эту функцию? (Перевозят груз слон. Может собака – на Севере, олень, верблюд).
Ведущий: Заяц умеет скакать, а кто еще из животных умеет скакать? (Умеет скакать кенгуру, белка, лошадь).
«Найди целое и части»
Вишня – косточка, сад; Рак – клешня, озеро; Кошка-усы, тигр; дерево - лес, ствол и т.д.
«Что с чем связано»
Дерево - вода (без воды дерево жить не может).
Рыба – рука (рыбу ловят сетью, а сеть забрасывают руками; руками чистят рыбу; кормят ее в аквариуме).
Мнемотехника – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются:
- для обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах произведений художественной литературы;
-при отгадывании и загадывании загадок;
-при заучивании стихов. (текст с мнемотаблицами)
Важное значение для развития речи дошкольника имеет использование таких методов, как игровое проблемное обучение и наглядное моделирование.
Организация проектной деятельности, направленна на формирование бережного отношения к природе у детей.
Опыт работы в детском саду показывает, что ни один дидактический материал не сравнится с естественной природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Поэтому с самых ранних этапов развития ребёнка нужно вводить его во всё многообразие окружающего мира.
Моя задача, как педагога- создать все необходимые условия для стимулирования речевой активности детей, посредством экологического воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль дидактических экологических игр в развитии речи детей дошкольного возраста» Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 Буркасова Л.И.
Дидактические игры – это игры обучающие. Их основное назначение – способствовать усво...
Роль художественной литературы в воспитании и развитии речи детей раннего и дошкольного возраста
Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она ...
Консультация по теме: «Роль художественной литературы в развитии речи детей и воспитания духовно – нравственных ценностей»
Художественная литература играет ключевую роль в становлении речи ребёнка и наполнения его словарного запаса. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаи...
Комплексное занятие по экологическому воспитанию и развитию речи для детей старшей группы . Тема: «Маша и Медведь».
Цель. Познакомить с медоносными растениями. Уточнить представление о меде, его полезных свойствах. Развивать речь детей. Вызывать интерес к природе, к цветущим растениям. Формировать...
Мастер-класс для родителей первой младшей группы «Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет» по теме « Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет»
Цель: Показать методы и приемы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.Задачи: (обучающие: развивающие: воспитательные): Образовательная: Повысить педагогическую грамотность родителей о р...
Роль трудового воспитания в развитии речи детей дошкольного возраста
Как развивать речь дошкольника через трудовое воспитание...
Роль музыкального воспитания в развитии речи детей
Связь музыки и речи очевидна: Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом.Музыка, как и речь, имеет интонационную природу....