Опыт работы «Использование квест технологии с детьми дошкольного возраста или обучение как приключение»
материал

Гавриленко Виктория Александровна (Королева)

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад №

План педагогического мероприятия с детьми

Тема: «Квест Моя планета земля»

Возраст детей: подготовительная группа

Ведущая образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей

Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Цель: Создание условий для формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения

- Расширять представление о путях разрешения экологических проблем

- Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде

- Формировать понятия о взаимосвязях всех компонентов природы

- Формировать потребность в исследовательской деятельности

- Создать условия для активного речевого и интеллектуального развития детей

Развивающие:

- Развивать умение анализировать экологическую проблему

- Прививать практические навыки и умения по сбору и сортировке мусора, дифференцировать предметы по материалу, из которого они были изготовлены.

- Развивать умение составлять из частей целое.  

- Развивать умение четко излагать свои мысли, делать выводы, слушать собеседника, инициативно высказываться.

- Развивать коммуникативные навыки умение работать в команде, действовать сообща.

- Развивать дыхание

- Развивать творческое мышление.

- Развивать способности распознавать и воспроизводить красоту окружающего мира.

Воспитательные

- Воспитывать эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к планете Земля.

- Воспитывать потребность в соблюдении экологических правил поведения

- Вызвать радость и удовлетворение от достижения цели

План педагогического мероприятия с детьми

Содержание деятельности детей

Целевые ориентиры

Особенности организации предметно-пространственной среды

Приветствие, Проблемная ситуация

1

Знакомство с детьми

Представление квест карты

Проблемная ситуация

Обращает внимание детей на картинку земли в колпачке. Что это может обозначать. Почему написано 22 апреля, кто знает?

- У планеты Земля 22 апреля день рождения. Что мы можем ей подарить?

- Беседа о подарках для нашей планеты.

Какие подарки вы бы сделали планете?

Что нам нужно сберечь?

Как мы сможем сберечь планету?

Ознакомление со знаками символами карты

Воспитатель предлагает устроить квест и найти для планеты самые лучшие подарки.

Дети самостоятельно расстанавливают нумерацию маршрута квеста и прокладывают путь.

Воспитатель показывает обратную сторону карты на ней конверты с подарками для планеты. Каждый конверт соответствует по цвету и знаку на карте.

- Развивать умение анализировать экологическую проблему

- Расширять представление о путях разрешения экологических проблем

- Воспитывать эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к планете Земля.

- Развивать умение четко излагать свои мысли, делать выводы, слушать собеседника, инициативно высказываться.

- Развивать коммуникативные навыки умение работать в команде, действовать сообща.

Дети располагаются на ковре.

Квест карта с прикреплёнными силовыми земля, вода, воздух. В центр карты изображение планеты в день рождения.

На карте цифры наклейки и липкие полоски для выстраивания маршрута.

Прохождение квеста

2.

Точка Воздух

В конверте карты картинка земли, задыхающейся от угарного газа автомобилей.

Вопросы детям.

Может ли все что нарисовано на картинке стать подарком для планеты. Почему?

Что мы можем изменить чтобы Планете было легче?

Что можем сделать мы?

(Подводит детей к тому, что существуют автомобили, не приносящие вред планете)

Воспитатель показывает детскую разработку экологичного автомобиля на воздушной тяге и предлагает испытать.

Как вы думаете для чего к машинке прикреплён шарик и трубочка?

Показывает опытный образец и предлагает детям испытать его.

 - Расширять представление о путях разрешения экологических проблем

- Формировать потребность в исследовательской деятельности

Создать условия для активного речевого и интеллектуального развития детей

Развивать умение четко излагать свои мысли, делать выводы.

Развивать дыхание

 Знак символ воздух

Машины на воздушном двигателе.

Машинка с прикреплённой на ней трубочкой и шариком. (по количеству детей)

Дети через трубочку надувают шарик и отпускают машинку.

3.

Точка Земля

Дети открывают конверт, в котором картинка с контейнерами для раздельного сбора мусора.

Вопросы детям

Как вы думаете какой подарок мы можем сделать для земли?

Почему важно собирать мусор? Зачем этот мусор сортировать?

Воспитатель предлагает детям поиграть и рассортировать весь мусор по контейнерам.  

В конце игры воспитатель предлагает детям проверить правильность рассортировки.

Земля чистая, что мы можем сделать для красоты, какой подарок подарим? (Подводит детей к тому, что цветы нужно не рвать, а сажать и украшать землю)

Я знаю одну полянку, на которой цветы ещё не выросли, но мы с вами можем всё исправить. Предлагаю потанцевать с цветами, и вы садить их в нашу клумбу.

Танец импровизация с цветами

Прививать практические навыки и умения по сбору и сортировке мусора дифференцировать предметы по материалу, из которого они были изготовлены.

Развивать творческое мышление.

Развивать способности распознавать и воспроизводить красоту окружающего мира.

Знак символ Земля.

Картинка с контейнерами для раздельного сбора мусора.

Дидактическая игра «Разложи мусор раздельный по контейнерам»

На ватмане полянка

Цветы для танца и украшения полянки (по два на ребёнка)

Музыкальная композиция «Букет»

Автор музыки и текста песни Александр Казначеев

4.

Точка Вода

Дети открывают конверт в нем картинка чистая капелька в руке.

Вопросы детям

Понравиться такой подарок нашей планете?

Карта не спроста привела нас к воде.

Здесь два конверта, значит два подарка, а вас восемь что делать?

Разделиться на 2 команды

Открывайте конверты в нем разрезные картинки. Как вы думаете, что нам необходимо сделать?

Собрать картинку.

Первая команда собирает картинку и рассказывает о пользе воды для всего живого

Вторая команда собирает картинку и рассказывает о бережном отношении к воде.

- Развивать коммуникативные навыки умение работать в команде, действовать сообща.

- Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде

- Развивать умение четко излагать свои мысли, делать выводы, слушать собеседника, инициативно высказываться.

- Развивать умение составлять из частей целое.  

Знак символ вода

Картинка чистая капелька в руке.

Два конверта с разрезными картинками

5.

Точка Подарок

В конверте лежит схема складывания бумажного пакета.

Вопросы детям

Понравиться нашей планете подарок в виде бумажного пакета.

Для чего использовать именно бумажный пакет? Почему нельзя использовать пакеты из плёнки?

Какой вред пленка, пластик могут нанести животным нашей планеты?

Как мы сможем сберечь животных планеты.

- Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде

- Развивать умение четко излагать свои мысли, делать выводы, слушать собеседника, инициативно высказываться.

Знак символ подарок

Картинка со схемой складывания бумажного пакета.

Подведение итогов

6.

Обращает внимание детей на карту

Наш квест окончен.

Вам было интересно?

Какой на ваш взгляд подарок нашей планете был самый лучший.

Я рада что вы так бережно относитесь к природе.

(достает из коробки трубочки подарки).

Этот подарок нашей планете от меня. Это схемы изготовления бумажных пакетов. Вы можете попробовать изготовить такие пакеты самостоятельно вместе со своими друзьями в группе.

Спасибо вам ребята вы за помощь, я очень рада была с вами пообщаться.  

- Вызвать радость и удовлетворение от достижения цели

Воспитывать эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к планете Земля.

Коробка с подарками для детей. Схемы изготовления бумажных сумок. (каждому ребёнку)



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 16

Моя педагогическая находка

Тема

«Использование квест технологии с детьми дошкольного возраста или обучение как приключение»

 Королева В.А. воспитатель МБ ДОУ № 16

  1. Здравствуйте уважаемые члены жюри, и коллеги.

Тема моего выступления «Использование квест технологии с детьми дошкольного возраста или обучение как приключение»

«Нет в жизни ничего замечательнее, чем когда взрослые люди на деле осуществляют детские авантюры» - говорил русский писатель Михаил Веллер.

Жажда приключений позволяет ребенку чувствовать себя особенным, выделяющимся, способным на многое.

Мне удалость найти способ как позволить ребёнку почувствовать себя особенным, способным на многое, удовлетворить его жажду приключений и при этом решить педагогические задачи.

Такой находкой стала для меня технология квеста.

Я сейчас мне захотелось пригласить вас пройти со мной небольшой квест.

  1. Наша первая точка пути мотивационная

Почему меня заинтересовала квест технология.

 Главное, я шла за детским интересом. Мои дети любят загадки, тайны, приключения, это помогает решать задачи коррекции речи, удерживать детский интерес.

Привлекательность квест технологии в том, что  

- дети проходят полный цикл мотивации от внимания до удовлетворения

- дети знакомятся с новым материалом, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и закрепляют пройденный материал.

 - дети создают проекты, имеющие практическую значимость.

3. Актуальность квест технологии подтверждается и нормативными документами.

Технология квест соответствует основным принципам федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования таким как:

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка;

Технология квест создаёт условия необходимые для создания социальной ситуации развития детей, поддержку их индивидуальности и инициативы

Условий, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей.

Инновационность данной технологии в том, что она используется в разных формах организации деятельности с детьми на занятиях, в свободной деятельности, в проектной деятельности, для освоения нового и закрепления пройденного материала.

Проблемой же стало недостаток методической литературы по использованию квест технологии с дошкольниками.

  1. Таким образом я сформулировала для себя цель: создание условий для развития познавательного интереса, инициативы детей среднего и старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности с применение квест технологии.

Для достижения цели я поставила перед собой задачи:

  1. Изучить теоретические и методические аспекты применения технологии квест в работе с дошкольниками;
  2. Интегрировать квест технологию в образовательную деятельность с детьми среднего и старшего и дошкольного возраста
  3. Создать методическое игровое пособие «Волшебная карта» для реализации квест технологии

В результате я планировала получить профессиональный методический инструмент для решения педагогических задач в образовательной деятельности.

Цели ясны, задачи определены, и я приглашаю вас в следующую точку квеста научно-методическую.

  1. Чтобы разобраться в технологии квеста я выяснила

Квест-технологию в образовании и воспитании детей широко начали применять с 1995 года, когда профессор образовательных технологий университета Сан-Диего (США) Берни Додж предложил использовать в процессе обучения некую поисковую систему.

Во многом опираясь на труды Л.С. Выготского, в особенности на его учения о «зоне ближайшего развития», можно смело утверждать, что этот вид поисковой деятельности нуждается в «опорах или точках», которые должен предоставить педагог.

По мнению российских ученых, таких как, Быховский Я. С., Бовтенко М. А., Сысоев П. В., в основе квест технологий лежит деятельность по формированию информационных и коммуникативных компетентностей дошкольников.

Анализ литературы позволил мне сформулировать для себя понятие квест, а также наметить пути использования этой технологии в работе с детьми дошкольного возраста.

Квест в отличии от учебной проблемы содержит все элементы сюжета, ролевой игры, связанной с поиском и обнаружением объектов, людей или информации для решения которой используются ресурсы какой-либо территории и информационные ресурсы.

  1. Организационно-методическая точка пройдена, и я приглашаю вас в следующую точку нашего маршрута организационно-практическую.

Здесь я расскажу вам о том, как технология квеста вошла в жизнь ребят нашей группы.

Квест это игра и весь маршрут — это поэтапное решение определённых задач. Планируя квест, я задаю себе вопрос - Что необходимо делать участникам, чтобы; цель достигнута? Я всегда продумываю варианты модификации игры, так как маршрут квеста выбирают дети. Важным условием считаю оригинальность, логичность, целостность, определённого сюжета квеста, и создание атмосферы игрового пространства.

  1. Один из первых моих квестов в средней группе был посвящен экологической тематике. Ориентиром на пути движения были стрелочки. На каждой точке пути мы решали экологическую проблему, например сажали цветы, очищали воду и поливали растения, оформляли экологический постер.

Уже тогда возникла идея усовершенствовать прохождение квеста с использованием карты.

  1. Например, летом мы устроили поиск сокровищ с помощью пиратской карты, изготовленной из бумаги. В ходе этого квеста мы отгадывали загадки, выполняли физические упражнения, выполняли задания на логику, мышление и воображение.

К каждому квесту я создавала разные карты, а мне хотелось создать универсальную карту, которая была бы применима к любому мотиву и сюжету.

Я начала экспериментировать с разными материалами.

Сначала это были и бумага и фламеран, а затем фетр.

  1. Например, новогодний квест «Навстречу новому году» мы проводили с использованием обновлённой карты с заранее составленным мной маршрутом и новыми конвертиками с заданиями на карте для всех точек квеста.

Работая с этим квестом мне подумалось что было бы интересно если бы и маршрут выбирали сами дети. Вот так появился итоговый вариант карты.

  1.  А что бы познакомить вас с моим пособием я приглашаю вас в следующую точку квеста «Моя педагогическая находка».

На данный момент мной создана карта из фетра, а также занимательный круг как приложение к карте. Карта у меня двусторонняя: одна сторона для путешествий на улице, другая сторона для путешествий внутри детского сада.

На фиолетовой стороне карты расположены уличные объекты. Это вышитые из фетра обозначения мест, где могут находиться точки с заданиями для выполнения и 6 цифр с конвертами, в которые я вкладываю запланированные мной задания.

 Вторая сторона карты — это территория внутри детского сада.

На карте расположены 6 конвертов, на липучки прикрепляются картинки обозначения места, где ребят ждет задание.

11. При планировании игровой ситуации с применением технологии квест я соблюдаю очень важные условия прежде всего это безопасность для всех участников, учитываю, что задания и вопросы должны соответствовать возрасту игроков.

- Первый шаг — это моя цель, то, ради чего я планирую квест, чего хочу достичь для достижения цели ставлю перед собой задачи.

— Следующий шаг — это мотивация, детей нужно заинтриговать, убедить что это им нужно здесь и сейчас.

Используя волшебную карту, дети не знают какой квест они сегодня проходят, по какому маршруту пойдут и какие задания они будут выполнять.

А вот порядок выполнения заданий дети определяют сами при помощи занимательного круга, который, как и карта многофункциональный, его разделы одного цвета с точками на карте.

Карта и занимательный круг хранятся в сундуке в специальном уголке на виду у ребят.

  1. Один раз в неделю я готовлю задания для ребят в соответствии с лексической темой, как я работаю в группе коррекционной направленности, и мы тесно сотрудничаем с логопедом.

Ребята могут воспользоваться картой в свободной деятельности, для этого в конвертиках карты лежат заранее подготовленные мной, задания. И выполнить их может каждый ребёнок.

Использование карты и занимательного круга очень помогло сплотить ребят, заинтересовать их и при этом оставить им выбор, который они могут сделать при помощи занимательного круга.

Моей находкой пользуются и наши специалисты. Своей наработкой я поделилась с коллегами на педагогическом часе. Например, сценарий квеста «Навстречу с новым годом» в рамках новогоднего проекта мы разрабатывали    совместно с учителем логопедом и музыкальным руководителем.

Родителей моей группы я познакомила с технологией квеста проведя консультацию через ЗУМ «Как интересно идти домой». Для ребят дорога домой это тоже своеобразный квест, в котором вместе с мамой можно вспомнить, например какого цвета забор, предположить, что ждёт за углом, или придумать загадку о любом предмете.

  1. Мы дошли до финальной точки квеста результативной.

Я, как и планировала разработала профессиональный методический инструмент для решения педагогических задач мою «Волшебную карту», которую сейчас использую в образовательной деятельности с детьми.

Я горжусь своими достижениями и достижениями моих детей.

14 Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ ФОРМОЙ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНЕ КРАЙНЕГО СЕВЕРА.

Поставлены акценты на негативное влияние окружающей среды Крайнего Севера (природа, условия жизни, воспитания и т.д.)  на речевое развитие ребенка...

Использование игровых технологий с детьми дошкольного возраста

«Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра»Й.Хейзинга      По определению, игра- это вид деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссозд...

Использование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста

Использование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста...

Опыт работы «Организация литературных проектов с детьми дошкольного возраста»

Наше  дошкольное учреждение реализует основную общеобразовательную программу на основе программы «Истоки» научный руководитель — доктор педагогических наук Л.А. Парамонова....

Выступление на тему «Эффективные формы и методы работы по использованию STEM-технологий с детьми дошкольного возраста. Из опыта работы» 2022 г.

Выступление на тему  «Эффективные формы и методы работы  по использованию STEM-технологий с детьми дошкольного возраста. Из опыта работы» на семинаре № 1 «Использование...

Районный конкурс методических разработок педагогических работников « Мир LEGO» Номинация: «Использование LEGO-технологий с детьми дошкольного возраста» Подноминация: «Проект «Использование LEGO-технологий с детьми дошкольного возраста»

Паспорт проекта Актуальность: В жизни человека речь имеет социально значимую роль. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развит...