Методическая разработка. Статья. «Особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте».
статья (старшая группа)
Основными показателями творческой активности старшего детского возраста выступают предпосылки: мотивационных, содержательно-операционных, эмоционально-волевых компонентов деятельности, а именно понимание важности подготовки к творческой деятельности, наличие интереса к творческой работе в разных видах деятельности, желание активно включаться в творческий процесс, усвоенность способов выполнения работ творческого характера в языковом творчестве и специфических детских деятельностях, способность к фантазированию и воображению; умение преодолевать возникшие трудности, доводить начатую работу до конца; появление настойчивости, старательности, добросовестности; проявление радости при открытии новых приемов, способов, действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey_v_doshkolnom_vozraste.docx | 20.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте
Творчество является важнейшей характеристикой личности - и формировать его необходимо у ребенка с самого раннего возраста. Особое место в развитии творчества имеет дошкольный период развития.
Отечественные психологи и педагоги – Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина и др. – доказали: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте.
Существенный вклад в разработку современных концепций творческого развития детей дошкольного возраста внесли такие отечественные ученые, как Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, А.Л. Венгер, Н.Е. Веракса, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, A. M. Матюшкин, Н.С. Лейтес, Н.Н. Поддъяков, А.И. Савенков, В.Д. Шадриков и др.
Основными показателями творческой активности старшего детского возраста выступают предпосылки: мотивационных, содержательно-операционных, эмоционально-волевых компонентов деятельности, а именно понимание важности подготовки к творческой деятельности, наличие интереса к творческой работе в разных видах деятельности, желание активно включаться в творческий процесс, усвоенность способов выполнения работ творческого характера в языковом творчестве и специфических детских деятельностях, способность к фантазированию и воображению; умение преодолевать возникшие трудности, доводить начатую работу до конца; появление настойчивости, старательности, добросовестности; проявление радости при открытии новых приемов, способов, действий.
Согласно Л.Г. Весёловой, творческая активность понимается как «…реализация потребности в новых знаниях и получении от них положительных эмоций, а также способность преобразовывать, видоизменять имеющиеся знания и выражать собственное отношение к ним в различных видах художественно-творческой деятельности…». Как интегративную качественную характеристику личности, представленную комплексом мотивационного, креативного и интеллектуального компонентов, «…дающих ребенку возможность творчества в любом виде деятельности…», характеризует О.В. Цаплина рассматриваемое понятие. По мнению Ю.Н. Рюминой, творческая активность — это «…деятельностное состояние личности, характеризующееся стремлением к преобразованию чего-либо, созданию личностно- значимого материального или духовного продукта…».
Важным условием развития творческих способностей дошкольника является организация целенаправленной деятельности старших дошкольников в дошкольном учреждении и семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Единая позиция педагогов и родителей, понимание перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними – одно из важных условий развития детского творчества.
Следующее важное условие развития творческих способностей – учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических функций, и даже настроения ребенка в день, когда предстоит работа. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества.
Также условием развития творческих способностей является обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел. Для этого знания, умения должны быть гибкими, вариативными, навыки – обобщенными, то есть применимым в разных условиях.
Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или - хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному, в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Старший дошкольный возраст характеризуется интенсивным процессом перестройки мотивационной сферы, формированием эмоциональной сферы, благодаря чему у ребенка возникает новое отношение к себе, дающее новые возможности ориентировки в окружающей действительности. А потому данный возрастной период наиболее сензитивен, восприимчив, благоприятен для развития творческой активности личности.
Для достижения творческой активности ребенка можно выделить главные акценты в организации деятельности детей: формирование личностных качеств, соответствующих характеру творческого процесса; обеспечение для ребенка возможностей составлять свои личностные программы и самостоятельно конструировать деятельность; учет ведущей роли комплексной и целенаправленной творческой деятельности с социальной направленностью в системе межличностных отношений.
Развитие творческой активности детей дошкольного возраста предполагает проявление индивидуальности, достигаемое при осуществлении активной и самостоятельной преобразовательной деятельности. Учитывая, что основной целью воспитания в современных условиях поступают формирования нового поколения, способного к продуктивной деятельности, то необходимо говорить о развитии человека и инициативного, творческого, изобретательного, способного создавать что-то новое.
Говоря об особенностях развития творческой активности у детей дошкольного возраста, Д. Б. Эльконин отметил, что для ребёнка с самого раннего возраста творческая активность является средством познания цвета, формы, величины предметов и других их свойств, способствуя развитию мышления и восприятия.
А. М. Касимова отмечает, что развитие творческой активности детей дошкольного возраста связанно с их жизнедеятельностью, с осознанием фактов воспитательного воздействия. Стремление ребенка дошкольного возраста самостоятельно найти пути решения задачи, проявить познавательный интерес, создать что-то являются условиями развития творческой активности. В свою очередь, стимулирование этой активности заставляет педагога создавать условия обучения, которые вызовут у ребенка интерес к нему, сформируют потребность в знаниях и условиях сознательное их усвоения.
Существует множество путей и направлений, способствующих развитию творческой активности детей дошкольного возраста. Это может быть работа с разнообразными материалами – тканью, бумагой, бросовым материалом, природным материалом и др.
Методы развития творческой активности у детей: метод образного сравнения (аналогии) – сложный процесс, явление, предмет сравниваются с простым и понятным; метод «мозгового штурма», т. е. коллективного решения проблемы с максимально возможным выдвижением самых разных идей; метод комбинационного анализа –построен на сочетании двух рядов фактов: признаков объектов или самих объектов.
Приемы развития творческой активности у детей: создание ситуации, в которой необходимо обосновать свое мнение, использовать знания и опыт; создание ситуации, в которой ребёнок задаёт вопросы, пытается глубже осмыслить предмет творчества; оказание помощи другим детям в случае затруднений; побуждение ребёнка к поиску новых способов решения поставленных задач; создание ситуации выбора, стимулирующие поиска, творчества; создание ситуации обмена информацией между детьми; создания ситуации анализа собственных мыслей и действия, практических действий.
Формы развития творческой активности у детей: рисование, лепка, аппликация, разного вида игры (дидактические, сюжетно-ролевые); игры со словами, разыгрывание сценок, инсценировка; работа с природным материалом и др.
Таким образом, творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческое развитие ребенка начинается с момента его рождения. Для того чтобы творчество, произведения искусства оказывали эффективное воздействие на художественно-эстетическое развитие личности, а личность испытывала потребность в наслаждении прекрасным, необходимо создать основу, фундамент для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»
Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»...
статья "Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями"
Творческая деятельность имеет серьёзное значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья усиливается о...
Научно-методическая разработка "Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. Эта работа требует творческих способностей, знаний и умений в области изобразительной грамоты, декоративного искусства, дизайна. ...
Статья на тему: Возрастные особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Статья на тему:Возрастные особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24015350","attributes":{"alt":"","class":"media-ima...
Методическая разработка по теме:"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности"
Методическая разработка...
Статья. Значение природного материала и особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Данная статья раскрывает значение природного материала для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста....
Методическая разработка - Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование методического пособия М. И. Родиной «Бусоград».
Содержание «Волшебные игры феи Бусинки» рассчитано в одинаковой мере и на сильного ребёнка, и на слабого, ориентирована на развитие личности ребёнка и носит деятельный характер, направлена...