Статья на тему: Возрастные особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 15.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение ГБОУ СОШ № 296 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ОТДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Детский сад «Сказочная планета»
Статья на тему:
Возрастные особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Выполнила : Шинкарева Ксения Константиновна
Санкт- Петербург
Возрастные особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Творческая деятельность возникает не сразу, а медленно и постепенно, развиваясь из более простых форм. На каждой возрастной ступени она имеет своё выражение, каждому периоду детства свойственна своя её форма. С этой точки зрения творчество – не исключительный процесс, касающийся только отдельных личностей, оно пронизывает жизнь каждого человека, особенно в детстве. Способность к воображению не дается с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. В современной науке существует много исследований, посвященных развитию воображения в онтогенезе. Основным предметом изучения являлись возрастные периоды развития воображения и те виды деятельности, в которых оно развивалось.
Воображение – это познавательный психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материалов восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте, своеобразная форма отражения человеком реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. «Эмоциональное» воображение в этом возрасте возникает обычно в связи с переживанием ребенком определенного конфликта. «Познавательное» - с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. Без специального руководства оно может носить воспроизводящий характер в силу нацеленности детей этого возраста на следование образцам. По мнению ученых О.М. Дьяченко, К. Торренс, В.В. Давыдова, Е.Е. Кравцовой и др., развитие воображения и изобразительная деятельность занимает особое место на ранних этапах развития ребенка. Именно в ней проявляются разные стороны развития личности ребенка.
Психическое и личностное развитие тесно связано с изобразительной деятельностью детей и позволяет утверждать, что изучение условий и механизмов формирования изобразительной деятельности детей может рассматриваться как становление творчества в дошкольном периоде развития.
Выделены следующие этапы развития детского воображения:
1 этап (до 3 лет). Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Первые появления воображения относятся к 2,5-3 годам, когда ребёнок начинает действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Развивается условное избирательное действие и активность типа «покажи как». Воображение носит пассивный, воссоздающий характер, ребёнок идёт от действия к мысли.
2 этап (3 года). Происходит становление словесных форм воображения. Происходит опредмечивание образа действием. Воображение уже становится самостоятельным процессом. Развивается способность идти от мысли к действию, воображение становится целенаправленным.
3 этап (4-5 лет). Ребёнок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны. У детей возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре, ручном труде, пересказе. В возрасте 5 лет появляются мечты о будущем. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло, поразило ребенка. В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
4 этап (6-7 лет). У ребёнка развивается умение действовать в образном плане. Внешняя опора подсказывает замысел, и ребёнок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"
В статье говорится о наиболее важных условиях успешного развития детского художественного творчества....
статья "Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями"
Творческая деятельность имеет серьёзное значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья усиливается о...
Статья "Театрализованная игра, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности дошкольников....
Статья «Роль тестопластики в процессе развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Статья«Роль тестопластики в процессе развития творческих способностей детей дошкольного возраста».АННОТАЦИЯСодержание дошкольного образования постоянно обновляется, в последнее время появи...
Презентация "Моя тема по самообразованию: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
quot;Моя тема по самообразованию: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»...
Статья. Значение природного материала и особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Данная статья раскрывает значение природного материала для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста....
Индивидуальный план профессионального развития педагога по теме: «Формирование и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредствам LEGO- конструирования»
В настоящее время педагоги, заботясь об интеллектуальном развитии ребенка, отдают предпочтение «умным» играм, способствующим развитию малыша. Развивающие игры привлекают свобо...