Из опыта работы в младшем дошкольном возрасте по всем направлениям ФОП
консультация (младшая группа)

Мишкина Ирина Ивановна

Из опыта работы в младшем дошкольном возрасте по всем направлениям ФОП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo.docx209.93 КБ

Предварительный просмотр:

В соответствии с ФГОС дошкольного образования и федеральной образовательной  программой дошкольного образования, можно сделать вывод, что основное внимания разработчиков направлено на решение проблем социализации детей дошкольного возраста:

*поддержки разнообразия детства;

*сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

*полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

*создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

*содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

*приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

*учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей;

*формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.

Основными видами деятельности для детей младшего дошкольного возраста являются :

— предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

— экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);

—общение со взрослым

— совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

— самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);

— восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;

— двигательная активность.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей младшего дошкольного возраста, организуемая деятельность должна быть:

— событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);

— ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);

— процессуальна (развитие навыков в бытовых и игровых процессах).

Деятельность педагога по каждому направлению:

1. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.  Предметно-игровая деятельность с составными и динамическими игрушками является основной в формировании  познавательной  активности, в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей.

К составным игрушкам относятся пирамидки, матрёшки, различные шнуровки, составные и разрезные картинки, кубики, пазлы (крупные, конструкторы (крупные, и др.

К динамическим игрушкам относятся юла, волчки, неваляшки, заводные игрушки, то есть те, в основе которых происходят разнообразные виды движения : кручение, кувыркание, вращение.

В предметно-игровой деятельности очень важен результат действия ребенка (особенно с составными игрушками). Познавательный интерес детей как раз и поддерживается за счет понятных им собственных результативных действий. Таким образом происходит усвоение способов действий.

Задачи педагога

— развивать познавательный интерес к окружающим предметам и способствовать активным действиям с ними;

— формировать игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками, умение использовать предметы-заместители;

— формировать умение подражать игровым действиям взрослого.

2. Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.)

Знакомство со свойствами предметов происходит в практической исследовательской деятельности методом проб. В процессе экспериментирования педагог привлекает внимание детей к запахам,    звукам,  форме, цвету и другим свойствам предметов и объектов. Необходимо показывать правильные способы действий, а также предоставлять возможность для самостоятельного исследования. Не забывайте  напоминать о правилах безопасного поведения в действиях с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться, а также о правилах игры с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот).

Задачи педагога

— знакомить с обобщенными способами исследования различных объектов из окружающей жизни ребенка;

— поддерживать познавательную активность и познавательный интерес в процессе экспериментирования;

— побуждать к самостоятельному экспериментированию с разнообразными дидактическими материалами;

— обогащать непосредственный чувственный опыт детей в различных видах деятельности.

3. Общение с взрослым. 

Общение – это важнейшее событие в раннем возрасте и основная форма воспитания. Формы и содержание общения меняются по мере развития ребенка: эмоциональное общение; общение на основе понимания интонации, мимики, жестов, а затем собственно речевое общение. Речь взрослого является образцом для подражания. Для развития общения используются вопросы, словесные поручения, создание проблемно-речевых ситуаций, ролевые и коммуникативные игры, чтение стихотворений и сказок, опыты, драматизации, наблюдения.

Задачи педагога

— способствовать обогащению словаря;

— формировать умение спросить, ответить, попросить, подать реплику;

— развивать потребность в речевом общении.

4. Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого. 

 Так как детям младшего дошкольного возраста еще сложно самостоятельно включаться в игры со сверстниками, педагог целенаправленно организует игровую деятельность. Для совместных игр рекомендуются коммуникативные, сюжетно-ролевые, музыкально-ритмические игры, а также игры и упражнения с дидактическим материалом.

Задачи педагога:

— способствовать формированию опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками;

— обучать позитивным способам общения и разрешения конфликтов в процессе игры;

— развивать эмоциональную отзывчивость при взаимодействии со сверстниками.

5. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами- орудиями  (ложка, совок, лопатка и пр.)

Простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности  формируются в процессе режимных моментов. При этом обязательным условием является соблюдение принципа постепенного включения ребенка в какую-либо деятельность по приобретению навыков самообслуживания. Необходимо эмоциональное вовлечение малыша к действиям с бытовыми предметами-орудиями, поэтому обучение должно происходить в игровой форме.

Задачи педагога

— формировать элементарные навыки самообслуживания;

— формировать навыки культуры поведения, соответствующие нормам и правилам;

— формировать предметные действия;

— развивать самостоятельность в бытовом поведении.

6. Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок. 

Желательно организовать цикл игровых образовательных ситуаций, направленных на развитие эмоционального мира ребенка. Особое значение в восприятии детей раннего возраста имеет наглядность. Поэтому чтение, рассказывание, слушание музыки сопровождается показом картинок, картин и игрушек.

Задачи педагога

— формировать умение рассматривать картинки, иллюстрации;

— формировать умение слушать и понимать короткие, доступные по содержанию песенки, потешки, сказки и рассказы;

— развивать способность эмоционально откликаться на различные произведения культуры и искусства.

7. Двигательная активность. 

Кроме организации подвижных игр и упражнений педагогом должны быть созданы условия для развития самостоятельной двигательной активности детей. Для этого необходимо обогатить развивающую среду игрушками-каталками, тележками, автомобилями и др., а также спортивным инвентарем и оборудованием.

Задачи педагога

— развивать двигательную активность детей во всех видах игр;

— содействовать развитию основных движений;

— создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности.

Одним из определяющих факторов воспитания детей является предметно-развивающая среда. Правильно организованная, она помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребёнка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе. Группа должна стать вторым домом для ребёнка, в котором уютно и радостно. Все игрушки и пособия, которые окружают малыша, в той или иной мере оказывают влияние на его развитие. В группе должно быть необходимое количество игр, направленных на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи.

Выполнение всех требований к построению учебно-воспитательного  процесса с детьми младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения, к взаимодействию с родителями воспитанников, к организации развивающей предметно-пространственной среды способствует решению одного из главных принципов дошкольного образования – проживание ребенком всех этапов детства.

«Из опыта работы в младшем дошкольном возрасте по всем направления ФОП»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

У ПАТРИОТИЗМА НЕТ ВОЗРАСТА: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье обобщается опыт работы в дошкольном образовательном учреждении по формированию патриотических ценностей в процессе подготовки к календарно-тематическим праздникам России....

Сообщение из опыта работы « Ознакомление детей дошкольного возраста с экономической действительностью согласно с ФГОС ДО»

Экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста, поэтому данная проблема имеет большое значение в развитии современного общества.Целью проводимой работы...

Презентация из опыта работы "Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых".

Презентация опыта работы "Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых."...

Обобщение опыта работы «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям культуры здоровья посредством здоровьесберегающих технологий»

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни   в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния з...