Технология «Говорящая стена» – условие творческого самовыражения и познавательской активности дошкольников.
консультация

Асямолова Екатерина Андреевна

Основная идея методики «Говорящая стена» – трансформация среды пребывания детей в обучающую среду. (Говорящая стена – инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно — пространственную среду ДОУ, в своеобразный живой экран.)

Цель и задачи технологии «Говорящая стена»
Цель: Создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада.
Задачи:

* Создать атмосферу эмоционального комфорта.
* Создать условия для творческого самовыражения.
* Создать условия для проявления познавательной активности детей.

* Создать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл govoryashchie_steny.docx24.47 КБ
Файл tehnologiya_govoryashchie_steny.pptx991.97 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Школа № 1392 имени Д.В. Рябинкина»

Технология «Говорящая стена» – условие творческого самовыражения и познавательской активности дошкольников.

Подготовила воспитатель ОПД14:

Асямолова Е.А.

Москва, 2024

Откуда пришла к нам методика «говорящих стен»? Если быть точными, то из далекой предыстории человечества: впервые человек дал камню «голос» и функцию посредника при передаче информации более 39000 лет назад, сделав первые наскальные рисунки, повествующие о правилах и особенностях охоты, о животных данной местности, о путешествиях и т.д.

С появлением печати, ростом вербальной коммуникации и глобализацией информационного контента возникла необходимость уже не просто фиксировать всю новую и потенциально полезную информацию, но осуществлять ее смысловую (тематическую, по адресату и по степени важности, долгосрочности) фильтрацию, канализировать ее потоки. Так появились объявления (срочные), вывески (долгосрочные), мемориальные доски (не имеющие срока давности и оттого возвращающиеся к камню как носителю).

1 Основная идея методики «Говорящая стена» – трансформация среды пребывания детей в обучающую среду. (Говорящая стена – инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно — пространственную среду ДОУ, в своеобразный живой экран.)

2 Цель и задачи технологии «Говорящая стена»
Цель: Создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада.
Задачи:
* Создать атмосферу эмоционального комфорта.
* Создать условия для творческого самовыражения.
* Создать условия для проявления познавательной активности детей.

* Создать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций.

3 «Говорящие стены» могут включать (а могут не включать) пространства «над» (потолок) и «под» (пол).

Закадр - Правильно организованная предметно-развивающая среда в группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития. Суть «говорящей стены» заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс.

Ребенку важно видеть отражение своей личности и индивидуальности в пространстве, где он проводит так много часов каждый день. Ему хочется оставить «свои следы», воспоминания, видеть, как воплощались собственные и чужие замыслы, как они меняли пространство, делали его «своим».

4 Говорящая стена может включать все образовательные области

  • центр познавательного развития,
  • игровой центр,
  • центр развития речи, уголок творчества.

(Закадр) Цель работы «Говорящей стены» — создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям и реализации принципа индивидуализации с детьми дошкольного возраста.

5 «Говорящая стена» помогает нам решать следующие задачи:

  • создаёт условия для игровой, познавательной, творческой активности детей;
  • позволяет изменять предметно — пространственную среду с учётом образовательной ситуации;
  • развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников;
  • обеспечивает эмоциональный комфорт для детей.

Говорящая стена даёт педагогам и детям совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться.

Развивающая стена – способ организовать самостоятельную деятельность детей.

Как работать с интеллектуальной «говорящей» стеной выбор педагога. Можно выстроить работу на 10 – 30 минут в любой отрезок времени в течении дня. (Индивидуальная работа выстраивается от потребностей детей.)

«Говорящая стена» помогает ненавязчиво познакомить, изучить, закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство.

6 (Слайд с картинками) – Один из вариантов использования «Говорящей стены» как способ выставки детских работ, которые регулярно сменяются, что является показателем вариативности среды. Для воспитанников важно осознание нужности своего труда. Как правило, их рисунки после просушивания убираются в папки, вывешиваются в приёмной для родителей. Но в приёмной ребёнок и родитель проводят не более получаса в день. Основное время ребята находятся в группе, поэтому выставки детских работ мы размещаем на «говорящей стене» (не для родителей, а для детей). Когда они видят свои рисунки на «говорящей стене», у них есть возможность и время их рассматривать. Дети их обсуждают, обмениваются впечатлениями — так создаются условия для речевого и социально коммуникативного развития. Кроме того, осознание того, что твою работу разместят на выставке, дает ребенку дополнительную мотивацию. Чтобы его рисунок был достойным, он будет стараться сделать работу аккуратно и красиво. Дополняя и обновляя материалы по теме, можно создать  ситуацию «погружения» в тему недели.

7  Организация образовательной деятельности с учетом технологии «говорящих стен» опирается на ряд требований и правил.

 

1.  При оформлении экспозиций «говорящих стен» является обязательным сотрудничество и сотворчество педагогов, родителей и детей.

  2. Присутствует систематическое обновление содержания экспозиций «говорящих стен». «Говорящие стены» так же мобильны (в целом и в своих элементах), как и все образовательное пространство в целом.

Место размещения «говорящих стен» должны быть «закреплены», смена должна быть определена не чаще 1-2 раз в месяц для материалов по образовательным областям.

3.  К размещенным на «говорящих стенах» оборудованию и иллюстративному материалу предъявляются определённые санитарные, эстетические требования и требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. А именно:

•        изображения на стенах должны быть понятны детям и не вызывать отрицательных эмоций;

•        используемые материалы должны быть качественными, прочными, безопасными и поддаваться чистке;

•        не перегрузить пространство (ситуация, когда меньше – это больше);

•        четко понимать, что каждый элемент должен работать, а не просто присутствовать (не работающие элементы удаляются);

•        целенаправленное, адресное использование компонентов технологии, т.е. педагог должен представлять, кто, когда и зачем сможет обратиться к «говорящей стене»;

•        учитывать освещение (достаточное для изучения «говорящих стен», приятное для глаз, не агрессивное);

 важно качество иллюстраций и оборудования (иногда - «детский» уровень исполнения, иногда - профессиональный).

8  Образовательные возможности

«Говорящей стены».

 

1.        Интерактивность.

2.        Информационная доступность.

3.        Возможность интеграции образовательных областей.

4.        Облегченная трансформация учебного материала.

5.        Переход образовательного пространства из горизонтали в вертикаль.

6.        Возможность использования ИКТ, как составляющей части «Говорящей стены».

7.        Способ организации самостоятельной деятельности детей.

8.        Способ сенсорного развития детей.

9.        Использование в режимных моментах в течении всего дня.

10.        Более эффективное усвоение вариативных программ.

11.        Подготовка к обучению грамоте.

12. Успешное усвоение нового материала и закрепление пройденного.

 

9 Слайд Алгоритм работы с «говорящей стеной»

 

1. Обсуждение нового для детей материала на детском совете.

2. Составления плана-лотоса по теме недели.

3. Моделирования «3 вопросов»

4. Составление индивидуального плана работы детей (старший дошкольный возраст).

5. Реализация индивидуальных замыслов.

6. Оформление стены (иллюстрации, карты-алгоритмы, схемы, работы детей, игры, задания для детей).

7. Анализ проделанной работы с размещением символов «справился», «не справился»

8. Реализация индивидуальных или групповых замыслов.

 

10 Слайд Принципы работы с «говорящей стеной»

 

1. Не делить детей по своему усмотрению.

2. Не руководить ребенком, а уважать его интересы, индивидуальные особенности развития.

3. Наблюдать, а не вмешиваться.

4. Не навязывать темп выполнения.

5. Не предлагать способов решения.

6. Не оценивать шаги к его выполнению.

7. Не подталкивать к правильному решению.

11 Интерактив

Разделение на команды

Предложить педагогам создать говорящую стену -


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология «Говорящая стена» – условие творческого самовыражения и познавательской активности дошкольников Подготовила: Воспитатель Асямолова Е.А. ГБОУ «Школа № 1392 имени Д.В. Рябинкина»

Слайд 2

Основная идея методики «Говорящая стена» – трансформация среды пребывания детей в обучающую среду.

Слайд 3

Цель и задачи технологии «Говорящая стена» Цель: Создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада. Задачи: Создать атмосферу эмоционального комфорта. Создать условия для творческого самовыражения. Создать условия для проявления познавательной активности детей. Создать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций.

Слайд 4

«Говорящие стены» могут включать (а могут не включать) пространства «над» (потолок) и «под» (пол) .

Слайд 5

Говорящая стена может включать все образовательные области центр познавательного развития, игровой центр, центр развития речи, уголок творчества.

Слайд 6

«Говорящая стена» помогает решать следующие задачи: создаёт условия для игровой, познавательной, творческой активности детей; позволяет изменять предметно — пространственную среду с учётом образовательной ситуации; развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников; обеспечивает эмоциональный комфорт для детей.

Слайд 7

В арианты использования «Говорящей стены»

Слайд 8

Организация образовательной деятельности с учетом технологии «говорящих стен» опирается на ряд требований и правил. 1. О бязательно сотрудничество и сотворчество педагогов, родителей и детей. 2. С истематическое обновление содержания экспозиций «говорящих стен». Мобильность. 3. Говорящие стены должны быть оборудованы по определённым санитарным, эстетическим требованиям и требованиям ФГОС ДО. изображения на стенах должны быть понятны детям и не вызывать отрицательных эмоций; используемые материалы должны быть качественными, прочными, безопасными и поддаваться чистке; не перегрузить пространство (ситуация, когда меньше – это больше); четко понимать, что каждый элемент должен работать, а не просто присутствовать (не работающие элементы удаляются); целенаправленное, адресное использование компонентов технологии учитывать освещение (достаточное для изучения «говорящих стен», приятное для глаз, не агрессивное).

Слайд 9

Образовательные возможности «Говорящей стены». Интерактивность. Информационная доступность. Возможность интеграции образовательных областей. Облегченная трансформация учебного материала. Переход образовательного пространства из горизонтали в вертикаль. Возможность использования ИКТ, как составляющей части «Говорящей стены». Способ организации самостоятельной деятельности детей. Способ сенсорного развития детей. Использование в режимных моментах в течении всего дня. Более эффективное усвоение вариативных программ. Подготовка к обучению грамоте. Успешное усвоение нового материала и закрепление пройденного.

Слайд 10

Алгоритм работы с «говорящей стеной» 1. Обсуждение нового для детей материала на детском совете. 2. Составления плана-лотоса по теме недели. 3. Моделирования «3 вопросов» 4. Составление индивидуального плана работы детей (старший дошкольный возраст). 5. Реализация индивидуальных замыслов. 6. Оформление стены (иллюстрации, карты-алгоритмы, схемы, работы детей, игры, задания для детей). 7. Анализ проделанной работы с размещением символов «справился», «не справился» 8. Реализация индивидуальных или групповых замыслов.

Слайд 11

Принципы работы с «говорящей стеной» 1. Не делить детей по своему усмотрению. 2. Не руководить ребенком, а уважать его интересы, индивидуальные особенности развития. 3. Наблюдать, а не вмешиваться. 4. Не навязывать темп выполнения. 5. Не предлагать способов решения. 6. Не оценивать шаги к его выполнению. 7. Не подталкивать к правильному решению.

Слайд 12

Интерактив

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Новые подходы педагогов к созданию развивающего пространства в условиях ДОУ" технология "Говорящая стена"

Внедрение новых технологий в образовательный процесс дошкольных учреждений способствует более эффективному развитию и воспитанию ребёнка....

Технология «говорящая стена», как средство организации работы по формированию основ безопасности младших дошкольников

В статье идет речь о формировании основ безопасности у детей младшего дошкольного возраста посредством интерактивной технологии "Говорящая стена", о ее внедрении в предметно - развивающую ср...

«Новые подходы педагогов к созданию развивающего пространства в условиях ДОУ» технология «Говорящая стена»

Помочь детям усвоить, закрепить и расширить знания и развивать коммуникативные навыки...

«Технология «Говорящая стена» в развитии математических способностей у дошкольников».

laquo;Технология «Говорящая стена» в развитии математических способностей у дошкольников».Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях б...

"Использование инновационной технологии "Говорящая стена в условиях ДОУ"

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практическую деятельность ДОУ. В связи с этим,     основным приорит...

Мастер - класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Говорящая стена, как современный метод развития познавательной активности и самостоятельности дошкольников"

Цель мастер – класса:  повышение профессиональной компетентности педагогов в проектировании игрового пространства ДОУ.Задачи мастер-класса:Познакомить педагогов с технологией «Говорящ...