Месяц | Неделя | Тема | Интеграция образовательных областей | Программное содержание | Средства | Литература |
сентябрь | 1 неделя
| Лепка «Яблоки и ягоды» («Персики и абрикосы»)
| Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие | Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы разной величины. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности, доброжелательное отношение к созданным сверстниками рисункам. | Дидактическая игра «Овощи и фрукты» | Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа, 4-5 лет стр. 42. |
сентябрь | 2 неделя
| Аппликация «Красивые флажки»
| Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие | Учить детей работать ножницами: правильно держать их, сжимать и разжимать кольца, резать полоску по узкой стороне на одинаковые отрезки — флажки. Закреплять приемы аккуратного наклеивания, умение чередовать изображения по цвету. Развивать чувство ритма и цвета. Вызывать положительный эмоциональный отклик на созданные изображения.
| Рассматривание альбома «Праздничный город»
Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы» | Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа, 4-5 лет стр. 44 |
сентябрь | 3 неделя
| Лепка «Большие и маленькие морковки»
| Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие | Учить детей лепить предметы удлиненной формы, сужающиеся к одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами. Закреплять умение лепить большие и маленькие предметы, аккуратно обращаться с материалом.
| Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин» | Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа, 4-5 лет стр. 44. |
сентябрь | 4 неделя
| «Аппликация по замыслу»
| Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие | Учить детей резать широкую полоску бумаги (примерно 5 см), правильно держать ножницы, правильно ими пользоваться. Развивать творчество, воображение. Воспитывать самостоятельность и активность. Закреплять приемы аккуратного пользования клеем. | Дидактическая игра «Придумай узор для коврика» | Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа, 4-5 лет стр. 45. |
октябрь | 1 неделя
| Лепка «Грибы»
| Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие | Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы лепки (раскатывание глины прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами) для уточнения формы. Учить детей оценивать работы друг друга.
| Компьютерная презентация «Грибы» | Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа, 4-5 лет стр. 50. |
октябрь | 2 неделя
| Аппликация «Украшение платочка»
| Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие | Учить преобразовывать форму, разрезая квадрат на треугольники, круг на полукруги. Учить детей находить углы и стороны квадрата. Закреплять знание круглой, квадратной и треугольной формы. Упражнять в подборе цветовых сочетаний. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие | Дидактическая игра «Повтори узор для платья кукле» | Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа, 4-5 лет стр. 53. |
октябрь | 3 неделя
| Лепка «Огурец и свёкла»
| Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие | Познакомить детей с приёмами лепки предметов овальной формы. Учить передавать особенности каждого предмета. Закреплять умение раскатывать глину прямыми движениями рук при лепке предметов овальной формы и кругообразными - при лепке предметов круглой формы. Учить пальцами оттягивать, округляя концы, сглаживать поверхность. | Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Дидактическая игра «Угадай на вкус» | Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа, 4-5 лет стр. 55. |
октябрь | 4 неделя
| Аппликация «Лодки плывут по реке» («Рыбацкие лодки вышли в море», «Яхты на озере»)
| Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие | Учить детей создавать изображение предметов, срезая углы у прямоугольников. Закреплять умение составлять красивую композицию, аккуратно наклеивать изображения.
| Рассматривание картин на морскую тематику. Чтение стихотворений о морском транспорте. | Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа, 4-5 лет стр. 54. |
ноябрь | 1 неделя
| Лепка. «Сливы и лимоны» | Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие | Продолжать обогащать представления детей о предметах овальной формы и их изображении в лепке. Закреплять приёмы лепки предметов овальной формы, разных по величине и цвету. Развивать эстетическое восприятие. | Дидактическая игра «Что растет в саду?» | Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа, 4-5 лет стр. 59. |
ноябрь | 2 неделя
| Аппликация «Большой дом» | Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие | Закреплять умение резать полоску бумаги по прямой, срезать углы, составлять изображение из частей. Учить выполнять аппликацию дома. Раз ввивать чувство пропорций , ритма. Закреплять приёмы аккуратного наклеивания. | Рассматривание альбома «Города России», Сюжетно –ролевая игра «Путешествие в большой город» | Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа, 4-5 лет стр. 58. |
ноябрь | 3 неделя
| Лепка «Уточка » (по мотивам дымковской игрушки) | Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие | Познакомить детей с дымковскими игрушками (уточки, птички, козлики и др.), обратить внимание на красоту обтекаемой формы, росписи. Учить передавать относительную величину частей уточки. Закрепить приёмы лепки: примазывание, сглаживание, сплющивание ( клюв уточки).Развивать эстетические чувства. | Компьютерная презентация «Дымковская игрушка», Рассматривание сюжетной картины «Утка с утятами». | Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа, 4-5 лет стр. 62. |
ноябрь | 4 неделя
| Аппликация. «Корзина грибов » (Коллективная композиция) | Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие | Учить детей срезать уголки квадрата, закругляя их. Закреплять умение правильно держать ножницы, резать ими, аккуратно наклеивать части изображения в аппликации. Подводить к образному решению. Учить детей оценивать работы друг друга. | Дидактическая игра «Найди такую же фигуру»
Чтение русской народной сказки «Война грибов» | Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа, 4-5 лет стр. 61. |
декабрь | 1 неделя
| Лепка «Девочка в длинной шубке»
| Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие | Учить детей передавать в лепке фигуру человека, соблюдая соотношение частей по величине. Закреплять умение раскатывать глину между ладонями; лепить пальцами придавая фигуре нужную форму, соединять части, плотно прижимая друг к другу, сглаживать место скрепления. | Беседа с детьми «Одежда зимой» | Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа, 4-5 лет стр. 66. |
декабрь | 2 неделя
| Аппликация «Вырежи и наклей какую хочешь постройку»
| Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие | Формировать у детей умение делать аппликацию разнообразных построек. Продолжать упражнять в разрезании полос по прямой, квадратов по диагонали и т. д. Учить продумывать подбор деталей по форме и цвету. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Развивать воображение, чувство композиции и цвета.
| Конструирование на тему: «Дома большие и маленькие» | Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа, 4-5 лет стр. 65. |
декабрь | 3 неделя
| Лепка « Утка с утятами» (Коллективная композиция)
| Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие | Продолжать знакомить детей с дымковскими изделиями (уточка с утятами, петух, индюк и другие). Учить выделять элементы украшения игрушек, замечать красоту формы. Вызвать желание лепить игрушки. Учить лепить фигурки на подставке, передавать разницу в величине предметов и отдельных частей, делить глину в соответствующей пропорции | Дидактическая игра «Птичий двор» | Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа, 4-5 лет стр. 67. |
декабрь | 4 неделя
| Аппликация «Бусы на елку»
| Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие | Закреплять знания детей о предметах круглой и овальной формы. Учить срезать углы у прямоугольников и квадратов для получения бусинок овальной и круглой формы; чередовать бусинки разной формы; наклеивать аккуратно, ровно, посередине листа.
| Беседа с детьми о новогоднем празднике. | Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа, 4-5 лет стр. 69. |
январь | 1 неделя | Лепка «Птичка»
| Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие | Учить детей лепить из глины птичку, передавая овальную форму тела; оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки. Учить отмечать разнообразие получившихся изображений, радоваться им.
| Рассматривание энциклопедии «Птицы» | Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа, 4-5 лет стр. 71. |
январь | 2 неделя
| Аппликация «В магазин привезли красивые пирамидки»
| Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие | Упражнять детей в вырезывании округлых форм из квадратов (прямоугольников) путем плавного скругления углов. Закреплять приемы владения ножницами. Учить подбирать цвета, развивать цветовое восприятие. Учить располагать круги от самого большого к самому маленькому.
| Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек» | Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа, 4-5 лет стр. 72. |
январь | 3 неделя
| Лепка «Хоровод»
| Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие | Учить детей изображать фигуру человека, правильно передавая соотношения частей по величине, их расположение по отношению к главной или самой большой части. Учить объединять свою работу с работами других детей. Продолжать развивать образные представления. | Рассматривание сюжетной картины «Праздник в детском саду, дети водят хоровод» Хороводная игра «Ходит Ваня..» | Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа, 4-5 лет стр. 75. |
январь | 4 неделя
| Аппликация «Автобус»
| Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие | Закреплять умение срезать у прямоугольника углы, закругляя их (кузов автобуса), разрезать полоску на одинаковые прямоугольники (окна автобуса). Развивать умение композиционно оформлять свой замысел. | Дидактическая игра «Наземный транспорт»
Сюжетно-ролевая игра «Автобус» | Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа, 4-5 лет стр. 73. |
февраль | 1 неделя | Лепка «Птицы прилетели к кормушке и клюют зёрнышки (коллективная композиция)
| Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие | Учить детей передавать в лепке простую позу: наклон головы и тела вниз. Закреплять технические приёмы лепки. Учить объединять свою работу с работой товарища, чтобы передать простой сюжет, сценку. Вызывать положительный эмоциональный отклик на результат совместной деятельности. | Беседа с детьми на тему: «Птичья столовая»
Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой» | Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа, 4-5 лет стр. 79. |
февраль | 2 неделя | Аппликация «Летящие самолеты» (Коллективная композиция)
| Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие | Учить детей правильно составлять изображения из частей, находить место той или иной детали в общей работе, аккуратно наклеивать. Закреплять представления о прямоугольнике, учить плавно срезать его углы. Вызывать радость от картины, созданной коллективно. | Дидактическая игра «Воздушный транспорт»
Компьютерная презентация «Какие бывают самолеты» | Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа, 4-5 лет стр. 79. |
февраль | 3 неделя | Лепка «Мы слепили снеговиков»
| Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие | Закреплять умение детей лепить предметы, состоящие из шаров разной величины. Учить передавать относительную величину частей. Развивать чувство формы, эстетическое восприятие. Закреплять усвоенные приёмы лепки. | Чтение стихотворения А..Л. Барто «Не одна» | Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа, 4-5 лет стр. 81 |
февраль | 4 неделя
| Аппликация «Подарок маме и бабушке»
| Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие | Учить вырезывать и наклеивать красивый цветок, срезая углы путем закругления или по косой. Развивать чувство цвета, эстетическое восприятие, образные представления, воображение. Воспитывать желание порадовать близких красивым подарком. | Чтение стихотворения Е. Благининой «Огонек»
| Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа, 4-5 лет стр. 82. |
март | 1 неделя | Лепка «Мисочка»
| Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие | Учить детей лепить, используя уже знакомые приемы (раскатывание шара, сплющивание) и новые (вдавливание, оттягивание краев, уравнивание их пальцами).
| Сюжетно-ролевая игра «Магазин посуды» | Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа, 4-5 лет стр. 85. |
март | 2 неделя | Аппликация «Красивый букет в подарок» (коллективная работа)
| Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие | Расширять образные представления детей, развивать умение создавать изображения одних и тех же предметов по-разному, вариативными способами. Продолжать формировать навыки коллективного творчества. Вызывать чувство радости от созданного изображения. Вызывать желание порадовать окружающих, создавая для них что-то красивое.
| Виртуальная экскурсия в цветочный магазин. | Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа, 4-5 лет стр. 84. |
март
| 3 неделя | Лепка «Козленочек» | Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие | Учить детей лепить животное (овальное тело, голова, прямые ноги). Закреплять приемы лепки: раскатывание между ладонями, прикрепление частей к вылепленному телу животного, сглаживание мест скрепления, прищипывание и т. п. Развивать сенсомоторный опыт.
| Дидактическая игра «Домашние животные» Рассматривание и беседа по картине «Козлята на лугу» | Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа, 4-5 лет стр. 89. |
март | 4 неделя
| Аппликация «Вырежи и наклей что бывает круглое и овальное»
| Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие | Учить детей выбирать тему работы в соответствии с определенными условиями. Упражнять в срезании углов у прямоугольника и квадрата, закругляя их. Развивать творческие способности, воображение. Закреплять навыки аккуратного наклеивания.
| Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы» | Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа, 4-5 лет стр. 86. |
апрель | 1 неделя | Лепка «Мисочки для трех медведей»
| Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие | Учить детей лепить предметы одинаковой формы, но разной величины. Упражнять в лепке мисочек. Отрабатывать приемы лепки: раскатывание и сплющивание, углубление путем вдавливания, уравнивание краев пальцами. Развивать умение отделять комочки, соответствующие величине будущих предметов. Учить создавать предметы для игры-драматизации по сказке.
| Рассматривание альбома «Посуда» | Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа, 4-5 лет стр. 93. |
апрель | 2 неделя | Аппликация «Загадки»
| Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие | Закреплять умение детей соотносить плоские геометрические фигуры с формой частей предметов, составлять изображение из готовых частей, самостоятельно вырезать мелкие детали. Упражнять в аккуратном наклеивании. Развивать творчество, образное восприятие, образные представления, воображение.
| Дидактическая игра «Угадай, что опишу?» | Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа, 4-5 лет стр. 94. |
апрель | 3 неделя | Лепка «Барашек» (по мотивам филимоновской игрушки)
| Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие | Познакомить детей с филимоновскими игрушками ( животными). Вызвать положительное эмоциональное отношение к ним. Учить выделять отличительные особенности этих игрушек: красивая плавная форма; яркие нарядные полосы. Вызывать желание слепить такую игрушку. | Виртуальная экскурсия «В гости к Деду Филимону» | Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа, 4-5 лет стр. 95. |
апрель | 4 неделя
| Аппликация «Вырежи и наклей что захочешь»
| Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие | Учить детей задумывать изображение, подчинять замыслу последующую работу. Учить вырезать из бумаги прямоугольные и округлые части предметов, мелкие детали. Воспитывать самостоятельность, творчество.
| Загадывание загадок о предметах ближайшего окружения. Дидактическая игра «Так бывает или нет?» | Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа, 4-5 лет стр. 97. |
май | 1 неделя | Лепка «Птичка клюет зернышки»
| Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие | Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, пользуясь усвоенными ранее приемами (раскатывание, оттягивание, прищипывание; соединение частей, сглаживание места скрепления деталей). Развивать воображение и творчество.
| Рассматривание птиц у кормушки. | Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа, 4-5 лет стр. 100. |
май | 2 неделя | Аппликация «Красная Шапочка»
| Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие | Продолжать учить изображать человека , характерные детали (шапочка), соблюдая соотношения по величине. Учить детей передавать в аппликации сказочные образы. Закреплять умение аккуратно вырезать и наклеивать.
| Рассматривание фигуры человека. | Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа, 4-5 лет стр. 101. |
май | 3 неделя
| Лепка «Как мы играли в подвижную игру „Прилет птиц"»
| Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие | Закреплять приемы лепки. Продолжать учить детей создавать в лепке образы подвижной игры. Развивать воображение и творчество. | Подвижная игра «Перелёт птиц» | Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа, 4-5 лет стр. 105. |
май | 4 неделя | Аппликация «Волшебный сад» (коллективная работа)
| Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие | Учить детей создавать коллективную композицию, самостоятельно определяя содержание изображения (волшебные деревья, цветы). Учить резать ножницами по прямой; закруглять углы квадрата, прямоугольника. Развивать образное восприятие, воображение.
| Дидактическая игра «Времена года. Весна»
Рассматривание цветущих садов весной. | Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа, 4-5 лет стр. 104. |