Путешествие по России
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Батманова Майя Сегреевна

Открытое занятие для детей подготовительной к школе группы по патриотическому воспитанию, ознакомлению с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_po_rossii.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие для детей подготовительной к школе группы по патриотическому воспитанию, ознакомлению с окружающим миром.

Тема: « Путешествие по России»

Цель:

формировать знания детей о природе России, о народных промыслах, русских народных инструментах, многонациональном составе населения нашей Родины, столице и её достопримечательностях.

Воспитывать у детей познавательный интерес, чувство любви и гордости за свою страну.

Развивать мышление, память, речь, обогащая словарь новыми словами.


Оборудование: телевизор, слайды по теме занятия, наборы: « Полезные ископаемые и минералы», « Полудрагоценные камни», набор картин « Животные разных широт», « Музыкальные инструменты», « Народы России», изделия народных промыслов « Гжель», « Хохлома», « Дымковская игрушка», матрёшки, магнитная доска, карты на каждого ребёнка для моделирования, политическая карта мира. Фонограмма для физминутки.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей любимой стране – России. С собой мы возьмём планшеты знаний.
Наша родина огромна! Вот как много места занимает территория России
(показ на карте) на карте мира! Когда в одной части нашей страны идёт снег, в другой – припекает солнышко и цветут розы. Чтобы пересечь всю Россию с запада на восток, нужно ехать на поезде без остановок целую неделю! А как много интересного нас ждёт в путешествии!

Если долго, долго, долго (на экране картины сменяют одна другую: земля сверху, океан, река, озёра, горы, тундра, вид Москвы)
В самолете нам лететь,
Если долго, долго, долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда…
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы.
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна!

1. Наш самолёт приземлился в Сибири. Это самая богатая часть территории нашей страны. Сибирь богата не только лесами, реками и озёрами. Здесь настоящая кладовая полезных ископаемых. Вы знаете, что такое полезные ископаемые? Это богатства природы, добываемые человеком ( достаёт набор « Минералы»)

Воспитатель:
• Россия занимает 1-ое место в мире по добыче полезных ископаемых
(угля, нефти, руды, газа и т.д.). Посмотрите: эта жидкость – нефть. Нефть качают из – под земли. Вот нефтяные вышки – огромные насосы, качающие нефть ( слайд) Нефть называют « чёрным золотом». Для чего нужна нашей стране нефть, что из неё делают? (топливо: бензин, керосин, краски, лаки; даже лекарства, косметику и одежду)(слайд )
• В России добывают железные руды. Этот рыжий камешек – руда.
( дети передают его из рук в руки) А что делают из руды? (Из руды плавят металл в огромных печах ( слайд) Из металла делают любые железные изделия: какие? Правильно, автомобили, трубы, строительные материалы)
• Это ещё одно богатство природы – уголь. Добыча угля – очень трудное и опасное дело! Уголь добывают под землёй, прорубая в ней огромные коридоры – шахты.
( слайд). Люди, добывающие уголь, называются шахтёрами. ( слайд).Для чего нам нужен уголь? (топливо, лаки, краски, линолеум, резина) - (пример вещей).
• А в этом тюбике кажется ничего нет, но в нём невидимый газ. Газ – тоже одно из богатств природы. Для чего нам нужен газ? Как мы его применяем?
(в быту (газовая плита), как топливо, краски, клей). Наша страна продаёт газ другим странам, по огромным трубам – газопроводам ( слайд) он идёт туда, где людям нужно тепло.
• В Сибири и Уральских горах добывают драгоценные и полудрагоценные камни – самоцветы
( набор)

Давайте поместим в свой планшет знаний значок – « полезные ископаемые» и запомним, что наша страна богата нефтью, газом, углём и рудами, драгоценными камнями.

2. Летим дальше. Нас встречает огромная территория, покрытая лесом ( слайд). Это Тайга.

Очень большая площадь России занята лесами, в которых прорастают редкие древесные породы (сосна, ель, каштан, липа и др.) и кустарники. Ещё леса России богаты очень разнообразным животным миром и птицами. Какие животные обитают в лесу? (ответы детей). Я предлагаю поиграть в игру и выбрать из множества животных тех, которые обитают в нашей стране, России.
Д/и: «Выбери животных России».

Мы поместим во вторую клетку планшета знаний значок – « лес, животные» и запомним, что наша страна богата лесом, в котором интересный и разнообразный растительный и животный мир.

3. Ребята, ну что вам нравится путешествовать по России? Наш самолёт приземлился в русской деревне. Что же здесь мы найдём интересного? ( слайд « Россияночка»).

Богата земля русская талантливыми людьми. Русские народные песни и танцы прославили нашу страну на весь мир. Какие русские народные инструменты вы знаете?
Д/и: «Назови правильно» ( картинки)

Предлагаю под русскую народную музыку отдохнуть и потанцевать!
( физминутка « Брови»)

Давайте поместим в третью клетку планшета знаний значок – « Музыка» и запомним, что русская народная музыка знаменита на весь мир.

4. Но самолёт наш не спешит покидать деревню. Здесь ещё одно богатство России.Это чудесный сундучок от народных мастеров!

«Народные промыслы» ( достаёт изделия)
Отгадайте, что спрятано в волшебном сундуке
Синяя сказка - глазам загляденье
Словно весною капель,
Точно по снегу цветы разбросала
Русская звонкая….
( гжель)!

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
И по чёрному простору золотом горят узоры.
А трава, как бахрома. Что же это?…
( Хохлома)

Мастер глину замесил
И игрушек налепил.
А потом он краски взял
И игрушки расписал
Точно в яблоках цветных
Дамы в юбках расписных,
Зайцы, птички, петушки –
Музыкальные свистки
( дымковская игрушка)

Есть еще для вас игрушка,
Не лошадка, не Петрушка-
А красавица - девица,
У нее внутри сестрицы.
Угадали, что за крошки?
Деревянные…
(матрёшки)!

Что будет в четвёртой клеточке нашего планшета знаний? Правильно, значок «русские народные промыслы»!

5. Ребята, а ещё, на территории России очень много городов, около 1100 городов. (слайд 12) Какие вы знаете? (Новочеркасск, Ростов -на-Дону, Сочи, Москва, Санкт- Петербург, Волгоград, Казань, Владивосток и др.) Главное богатство нашей страны – это люди, россияне. Наша Родина многонациональна. Что такое « многонациональна?» Это значит, что у нас в стране живут люди разных национальностей, разных народов.

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина – Россия
У нас у всех одна.


Как вы думаете, чем народы отличаются друг от друга?
( Они могут отличаться внешностью, языком, национальной одеждой)
У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые
национальные костюмы
( набор картинок) – называет национальности. Ребята, как вы считаете, какие народы из северных областей России? Как вы догадались, что это чукчи и ханты? Покажите народы, проживающие на юге России, где тепло и даже жарко. Национальная одежда народа зависит от того, в каком месте проживает этот народ, от климата, природных условий.
Даже любимая еда у всех народов разная. Какие вы знаете русские блюда? Какие вы знаете блюда татарской кухни? Назовите украинские блюда?
( дети называют)
Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный народ в России –
русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране:
на нем разные народы общаются между собой.

Сегодня, мы с вами узнали, что в России живут не только русские, но и люди других национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. Мы с вами должны уважать традиции друг друга и жить в мире и согласии, т. к. мы являемся жителями одной большой страны – России.
В пятой клеточке нашего планшета знаний поместим значок «Люди разных национальностей».

6. У нас осталась не занята только одна клеточка таблицы, а самолёт приближается к столице нашей Родины. Это главный город России. Как он называется? Правильно, Москва ( слайд « Красная площадь»). Я хочу немного рассказать вам о некоторых чудесах этого огромного и удивительного города.
Москва – это очень старинный город, там множество музеев, исторических памятников. Самое знаменитое место Москвы – Красная площадь и Кремль. Кремль построили русские цари столетия назад как крепость для обороны города от врагов.
Под Кремлёвской крепостью был тайный подземный ход к реке, чтобы обеспечивать город водой. Самая знаменитая башня Кремля – Спасская, на ней находятся знаменитые огромные часы – куранты. Их показывают каждый год по телевизору. потому что с боя курантов начинается праздник Новый год
( слайд)
В Кремле находится самая большая в мире Царь – пушка – памятник, отлитый из металла русским мастером 400 лет назад. Эта пушка такая большая, что её тащили и двигали 200 лошадей. Сегодня рядом с пушкой фотографируются туристы
( слайд)
В Кремле находится прекрасный Теремной дворец, залы которого напоминают картины из русских народных сказок. В этом дворце столетия назад жили русские цари, а сегодня президент России встречает здесь правителей разных стран, часть дворца открыта как музей.
Сегодня Москва – один из самых больших городов в мире, под землёй ходят поезда метро, чтобы перевозить людей из одной части столицы в другую. Город богат музеями, театрами, учебными заведениями, медицинскими центрами, концертными залами и стадионами. Наша столица современная, красивая, уютная, нарядная.

Добавим в наш планшет знаний ещё одно богатство России: нашу славную историю и древнюю прекрасную столицу – Москву.

Можно ещё долго путешествовать по России, но время нашего полёта истекло, пора возвращаться в родной детский сад. Посмотрите на ваши таблицы на столе. Чем богата наша страна? Правильно: полезными ископаемыми, щедрой природой, музыкой и народными промыслами, многонациональным и дружным народом, славной историей и прекрасной древней столицей, которая называется, город Москва. Мы любим нашу страну и гордимся ею. Вам понравилось наше маленькое познавательное путешествие? Мне тоже было очень интересно вместе с вами изучать родную страну. На память о нашей встрече у меня для вас есть маленький сюрприз. Спасибо за занятие, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности" Путешествие по России"

Цель: углубление и уточнение представлений о Родине - России...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей подготовительной группы :«Путешествие по России»

Программные задачи: •        Обобщить и систематизировать знание детей о России. •        Формировать уважительное отношение к г...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ. «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ» ( тема «Наша Родина – Россия»)

Программные задачи: Обобщить и систематизировать знание детей о России. Формировать уважительное отношение к государственным символам. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне. Закрепить названия ро...

=Развлечение в старшей группе на тему: "Путешествие по России", посвященное Дню России - 12 июня.

Вот уже несколько лет в нашем детском саду мы проводим развлечение , посвященное Дню России, которое проходит к 12 июню....

Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Путешествие по России» по теме: «Моя Родина - Россия»

Конспекткомплексной непосредственно образовательной деятельности  в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Путешествие по России»по теме: «М...

Конспект занятия на тему: «Путешествие по России» (Как результат работы над проектом: «Наша Родина –Россия»)

Конспект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. для знакомства детей с нашей Родиной....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно патриотическому воспитанию «Путешествие по России» для детей 4-5 лет в рамках реализации проекта «Россия – Родина моя»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно патриотическому  воспитанию «Путешествие по России» для детей 4-5 лет в рамках реализации прое...